Жизнь и творчество м.а. булгакова

Жизнь и творчество Булгакова: начало пути

Михаил Афанасьевич появился на свет в Киеве, в семье доцента духовной академии. Всего в семье, где родился будущий великий писатель Булгаков, было семеро детей. Отец изучал западные религиозные вероисповедания и был специалистом в этой теме. В детские годы жизни Михаил Булгаков получил прекрасное домашнее воспитание.

Отец заставил его выучить несколько языков, среди которых были немецкий, латынь, французский и английский. По окончании Киевской гимназии, писатель поступает на учебу в Киевский университет, на медицинский факультет. За год до окончания ВУЗа, Булгаков берет в жены Т.А. Лаппа.

В 1916 году Михаил Афанасьевич становится врачом, трудится в Смоленской губернии. Именно работая там, он накапливает свои впечатления для создания книги «Записки юного врача», которая поражает искренностью изображения будней уездного врача.

Это были нелегкие времена, тогда Булгаков пристрастился к морфию, отвыкнуть от которого оказалось очень сложно. Здесь ему очень помогла жена, которая помогла избавиться от вредной привычки.

В 1918 году Михаил Афанасьевич открывает собственную врачебную практику по лечению венерических заболеваний.

В годы Гражданской войны Булгакова, как военнообязанного, призывают в ряды армии. В 1919 году он вместе с белыми оказывается во Владикавказе, где заболевает и печатает свои первые произведения (фельетоны). Гражданская война воспринимается писателем как ужасное и братоубийственное действо. Отношение к этому событию нашло свое отражение во многих произведениях.

В 1921 году писатель переезжает на постоянное место жительства в Москву, где жил Булгаков до самой смерти.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Биографические сведения о писателе
Михаил Булгаков родился

(3) 15 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года  — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием

Слайд 3 В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак —

с Татьяной Лаппа. После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце сентября 1921 М. Булгаков переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

Слайд 4 В 1923 М. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В

1924 годуон знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году становится его новой женой. К 1930 произведения М. Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. В 1930 году М. Булгаков работал в качестве режиссера в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1939 году состояние здоровья М. Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. 10 марта1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.

Слайд 5 Свой первый рассказ М. Булгаков, по его собственным словам, написал

в 1919 году.В 1924 году — издание романа «Белая гвардия», о трагических событиях борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году.В 1925 году выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 году также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».В 1926 году во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,В 1927 году М. Булгаков завершает драму «Бег».С 1926 по 1929 год в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса М. Булгакова «Зойкина квартира», в 1928—1929 год в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров» (1928).В 1932 году возобновлена постановка «Дней Турбиных» во МХАТе.В 1934 году завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.

Творчество

юного врача», вышедший в 1925 году: «Звёздная сыпь», «Крещение поворотом», «Полотенце с петухом», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Стальное горло», «Зойкина квартира» (1925), в СССР опубликована в 1982 году.

Произведения Булгакова

Слайд 8Пилат и другие (Мастер и Маргарита) (ФРГ, ТВ-фильм, 1972, 90 мин.) —

реж. Анджей ВайдаМастер и Маргарита (Югославия — Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) — реж. Алекса́ндр Пе́тровичIncident in Judea (Мастер и Маргарита) (Великобритания, ТВ-фильм, 1991) — реж. Пол БрайерсМастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) — реж. Юрий КараМастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) — реж. Ибойя ФекетеМастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, ~500 мин.) — реж. Владимир БорткоМастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) — реж. Терентий ОслябяСобачье сердце (Россия, художественный фильм, 1988, 131 мин.) — реж. Владимира БорткоИван Васильевич меняет профессию (Иван Васильевич) (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) — реж. Леонид ГайдайРоковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) — реж. Сергей ЛомкинМорфий (по мотивам произведений: Записки юного врача, Морфий) (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) — реж. Алексей БалабановДни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) — реж. Владимир Басов

Экранизированные произведения

История написания

Анализ «Белой гвардии» Булгакова следует начать с истории написания произведения. Автор начал над ним работать в 1923 году. Известно, что было несколько вариантов названия. Булгаков выбирал также между «Белым крестом» и «Полночным крестом». Он сам признавался, что роман любил больше других своих вещей, обещал, что от него «небу станет жарко».

Его знакомые вспоминали, что «Белую гвардию» он писал по ночам, когда у него холодели ноги и руки, просил, чтобы окружающие согрели воду, в которой он их отогревал.

При этом начало работы над романом совпало с одним из самых тяжелых периодов в его жизни. В то время он откровенно бедствовал, денег не хватало даже на еду, одежда рассыпалась. Булгаков искал разовые заказы, писал фельетоны, выполнял обязанности корректора, стараясь при этом выкроить время для своего романа.

В августе 1923 года он сообщил, что закончил черновик. В феврале 1924 года можно встретить упоминания о том, что Булгаков начал читать отрывки из произведения своим друзьям и знакомым.

Тематика, проблематика, основная идея

В романе «Белая гвардия» М. Булгаков поднимает тему нравственного выбора. Белогвардейцы вынуждены выбирать – участвовать им в бессмысленных сражениях за власть гетмана, сбежавшего из города, или спасаться самим.

Еще одна ключевая тема романа – политическая нестабильность. События романа разворачиваются после революционных событий. Захватившие город петлюровцы слабы перед большевиками, как и белогвардейцы. Роман Булгакова – это трагическое произведение о том, как погибает интеллигенция.

Проблематика романа – в бедственном, безвыходном положении интеллигенции. В их трагедии автор отражает драму всей страны, ведь без культурной и интеллектуальной элиты страна не способно гармонично развиваться.

Булгаков в «Белой гвардии» поднимает такие проблемы:

  • Трусость и бесчестье;
  • Проблема выбора между жизнью и долгом;
  • Раскол русского общества;
  • Гражданская война.

Основной смысл романа – борьба: между честью и бесчестьем, между смелостью и трусостью, между добром и злом, между богом и дьяволом.

Честь и отвага – это семья Турбиных и их друзья, полковник Малышев, Най-Турс. Противопоставленные им трусость и бесчестье – это штабс-капитан Студзинский, гетман Тальберг.

По этим же критериям оцениваются и обычные граждане.

Еще один смысл произведения в том, что богу близки не церковники, которые служат ему официально, а те, кто даже в такое беспощадное, кровавое время сумел сохранить в себе человечность. В притче романа – сне Алексея Турбина – бог объясняет, что белогвардейцы окажутся в своем раю, с церковными полами, красноармейцы — в своем, с красными звездами, так как и те, и другие, пусть и по-разному, но верили в наступление добра для отечества. Несмотря на то, что белогвардейцы и красноармейцы по разным сторонам, суть у них одна. А церковники, согласно этой притче, в рай не попадут, так как они отступили от истины.

Замечание 2

Суть романа Булгакова в том, что человечность и бесчеловечность всегда будут бороться за власть над миром

И в этой извечной борьбе важно выбрать правильную сторону

6. Роковые яйца

Пристрастие Булгакова к жанру фантастики в русле направления модернизма сказалось при написании в 1924 г. сатирической повести «Роковые яйца», напечатанной в журнале «Красная панорама». Действие антиутопии происходит в ближайшем будущем, позволяющем читателю оценить уровень развития общества и советской науки того времени. Эксперимент председателя колхоза с облучением яиц в целях улучшения производства кур превращается в кошмар. Писатель сомневается в стабильности нового государства, однако его не оставляет надежда на восстановление страны после «нашествия гадов» и эпидемий, ставших бедствием для народа.

Автор ставит в произведении сложные философские вопросы о роли случайности в жизни личности и в истории. Датировка повести соотносит ее действие с церковными праздниками 1928 года – Пасхой и Преображением, намекая на изменение мира и его возвращение к привычному, но несовершенному облику.

Трудный период, неприятие

В конце 20-х годов Булгаков подвергся нападкам литературных критиков. Его произведения оценивались отрицательно, их перестали публиковать, пьесы сняли с репертуара. В марте 1930 года измученный и надорванный Булгаков, очутившийся на грани нищеты, обратился к Сталину с письмом о предоставлении возможности зарабатывания в театре либо выезде из СССР. Через месяц Сталин лично позвонил писателю, разрешив ему работать. Ассистент режиссера во МХАТе, подрабатывавший переводами и написанием либретто и периодически игравший в спектаклях, – вот чем пришлось довольствоваться Булгакову в столь трудный для себя период.

Отдушиной для него являлась опера «Фауст», на которую он часто ходил в Большой театр; это зрелище действовало на него как-то особенно, поднимая настроение. Очередной поход на любимую постановку закончился тяжелейшей депрессией. Это было связано с написанной ним пьесой «Батум», в которой центральной фигурой являлся молодой Сталин, а писатель узнал в образе Фауста себя, продавшего душу дьяволу.

Театр

Михаил Афанасьевич тяжело переживал гонения на свои творческие опыты. В письмах друзьям и знакомым он признавался в полном бессилии повлиять на ситуацию.

В 1930-м прозаик обратился к высшему партийному руководству страны. Он просил решить наконец его судьбу. Дать разрешение на отъезд за границу или позволить свободно творить.

Прошло совсем немного времени и писателю ответили. Сделал это сам Сталин. В личной беседе по телефону вождь разрешил Булгакову устроиться в театр. С этого момента писатель стал работать в качестве режиссера. Однако ни одно из произведений литератора больше опубликовано не было.

М. Булгаков (в центре) на ступенях театра

После того как сам Сталин предоставил Булгакову немного свободы, он получил возможность трудиться на поприще драматургии. Если до этого ни один театр не хотел иметь дел с опальным писателем, теперь ситуация несколько изменилась.

Постановки по пьесам Михаила Афанасьевича пользовались большой популярностью еще в конце 20-х годов. Среди наиболее знаковых произведений можно назвать «Багряный остров», «Зойкину квартиру».

Спектакль «Багровый остров»

Позже литератор выступал режиссером-постановщиком спектаклей «Пиквикский клуб» по Диккенсу, «Мертвые души» и прочих.

Несмотря на предоставленную возможность работать в театре, продвигать свои произведения Булгаков в большинстве случаев не мог. Негласно гонения на него так и продолжались. Да и руководство столичных подмостков опасалось гнева вождя, а также санкций от чиновников мира искусства.

М.А. Булгаков в роли судьи в «Пиквикском клубе». Фото 1935 г.

Тем не менее, произведения того периода за авторством Булгакова увидели свет позже. Среди них можно назвать «Александра Пушкина», «Блаженство», а также «Ивана Васильевича». Последняя пьеса стала литературной основой для сценария фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Вольной трактовкой первоисточника занимался Леонид Гайдай.

В 1936 году Булгаков работал над постановкой «Кабала святош». Премьера состоялась с большим успехом, собрала огромное количество зрителей. Однако очень скоро подверглась разгромной критике по заказу сверху. После нескольких показов, постановку убрали из репертуара театра.

Кабала святош (Мольер) — спектакль МХАТ Чехова по пьесе М. Булгакова, режиссер – А. Шапиро (2003)

С этого момента писатель практически не работал в качестве режиссера. В 1939 состоялась последняя попытка драматурга вернуться к серьезному творчеству. Из-под пера литератора вышла пьеса «Батум», одним из героев которой был Иосиф Сталин.

Накануне премьеры, однако, постановка была отменена по личному распоряжению вождя. Он посчитал, что спектакль о нем — вещь неуместная.

С этого момента здоровье Булгакова серьезно пошатнулось, и заниматься литературной деятельностью он больше не смог.

Личная жизнь

Будучи студентом университета, Михаил первый раз женился. Его супругой стал Татьяна Лаппа. Её отец управлял в Саратове казённой палатой и сначала очень настороженно отнёсся к отношениям молодых. Семейство Лаппа принадлежало к столбовым дворянам, это родовитые аристократы, высшее чиновничество и совсем другой мир, нежели тот, в котором воспитывался и рос Михаил.

Роман Татьяны и Михаила начался ещё в 1908 году, продолжался пять лет, но в конце концов закончился свадьбой. В 1913 году они обвенчались. Мама Татьяны, приехавшая на венчание, была в ужасе от наряда невесты, не было ни фаты, ни подвенечного платья. Новобрачная была на свадьбе в полотняной юбке и в блузке, которую успела прикупить ей мать.

Со временем родители Татьяны смирились с выбором дочери, отец ежемесячно посылал ей 50 рублей, по тем временам сумма приличная. Таня с Мишей сняли на Андреевском спуске квартиру. В начале ХХ века Киев считался довольно крупным театральным центром, и молодые часто ходили на премьеры. Булгаков великолепно разбирался в музыке, любил посещать концерты, несколько раз ему довелось побывать на выступлениях Шаляпина.

Экономить Булгаков не любил, он мог на последние деньги взять такси, чтобы доехать из театра до дома. На такие поступки он решался без особенных раздумий, его мало волновало, что на завтрашний день нет ни копейки и, быть может, нечего будет кушать, он был человеком порыва. Мать Татьяны, приезжая к ним в гости, часто замечала, что на дочери нет то колечка, то цепочки и понимала, что снова всё заложено в ломбард.

Когда он стал писателем, со своей первой супруги Татьяны Булгаков списал образ Анны Кирилловны в произведении «Морфий».

В 1924 году он познакомился с Белозерской Любовью Евгеньевной, которая недавно вернулась из заграницы. Происхождением она была из старинного княжеского рода, отлично разбиралась в литературе и полностью поддерживала писателя в его творчестве. В 1925 году он развёлся с Татьяной Лаппой и женился на Белозерской.

Прожил он со второй супругой 4 года, в 1929 произошло его знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской. В 1932 году они поженились.

Елена является прототипом Маргариты в самом известном его произведении. Она прожила до 1970 года и была хранительницей литературного наследия писателя.

Мой Булгаков

Мое знакомство с булгаковским творчеством началось с его рассказов, объединенных названием “Записки юного врача”. Перед неопытным молодым врачом во всей своей пугающей перспективе встает необходимость совершать настоящее чудо – лечить людей. При этом не хватает не только практических знаний, но и подчас самого необходимого – лекарств, перевязочных материалов, инструментов. Но молодой врач справляется со всеми трудностями, постепенно взрослея, превращаясь в опытного специалиста и глубоко порядочного и совестливого человека.

О

глубинном философском смысле повести “Собачье сердце” можно говорить бесконечно. Профессор старой школы, не любящий пролетариат и рассуждающий о разрухе, – образ типичного российского интеллигента. Профессора Преображенского можно уважать не только как блестящего ученого, но и как человека, точно охарактеризовавшего сложившуюся в стране ситуацию.

Каждый раз приходится удивляться мастерству Булгакова, который в точной и лаконичной форме выразил свои мысли и наблюдения: “Что такое эта ваша “разруха”? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе

не существует! Что вы подразумеваете под этим словом?”; “Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха”; “…разруха не в клозетах, а в головах”.

Достаточно вспомнить начало повести “Собачье сердце”, где описывается реальная обстановка 20-х гг. Читатель получает возможность взглянуть на то, что стало в результате революции с Россией. Повесть “Собачье сердце” рассказывает об удивительном эксперименте – создании нового человека. Получается крайне неприятное существо – Полиграф Полиграфыч Шариков. Это настоящий пролетарий, обладающий всеми качествами, свойственными данному социальному типу. Шариков туп и примитивен, в его душе нет ничего святого. Он агрессивен, чувствует себя абсолютным хозяином жизни.

Булгаков безжалостен к новому хозяину жизни. Именно об этом свидетельствуют его фельетоны, которые были написаны им с присущим писателю юмором и точностью наблюдений. Чванливая тупость тех, кому принадлежала власть, необразованность и беспомощность населения, различные бытовые нелепости, безделье и бескультурье – обо всем этом рассказывал писатель в своих фельетонах. Язык Булгакова иронически точен, а иногда он становится по-настоящему издевательским. Он не допускает ни капли лжи, он предельно точен.

В повести “Роковые яйца” писатель рисует поистине страшную картину. А что стало причиной, допустившей ее? Только потрясающее невежество, воинствующая и самоуверенная тупость и темнота. Именно таким предстает на страницах повести Александр Семенович Рокк. Ему противостоит профессор.

Владимир Ипатьевич Персиков. В сущности, у профессора.

Персикова очень много общего с профессором Преображенским: оба они талантливы, умны, во многом опередили свое время. Профессор Персиков совершает гениальное открытие, к которому люди оказались неподготовленными.

Роман “Мастер и Маргарита” заставляет задуматься о человеческой душе, о смысле жизни, о вечных и непреходящих ценностях, которые необходимы каждому.

Здесь Михаил Булгаков проявляет себя с самых разных сторон: он и философ, и мистик, и одновременно реалист. Мистика писателя не шокирует и не пугает читателя, наоборот – заставляет его задуматься о вечных ценностях. Человеческая жизнь, в которой нет места духовному началу, оказывается шаткой, совершенно незащищенной.

В романе четко прослеживается мысль о том, что человек несет ответственность за все свои действия. Понтий Пилат кажется себе человеком, обладающим могуществом и властью. И поэтому он уверен, что имеет право распоряжаться чужими судьбами. Понтий Пилат решает судьбу Иешуа и за это несет неминуемое наказание.

Таким образом, Михаил Булгаков для меня – это автор рассказов, острых сатирических повестей, фельетонов и великолепного романа “Мастер и Маргарита”, к которому я непременно буду неоднократно возвращаться в течение своей жизни.

Творческая деятельность

В начале 20-х годов Михаил Афанасьевич приезжает в Москву. Там он начинает писать разные фельетоны, а в скором времени берется за пьесы.

Позже, он становится театральным режиссером МХАТа и Центрального театра рабочей молодежи.

Первым произведением Булгакова была поэма «Похождения Чичикова», которую он написал в возрасте 31 года. Затем из-под его пера вышло еще несколько рассказов.

В 1924 г., в год смерти Владимира Ленина, был издан его первый роман «Белая гвардия», принесший ему известность. Интересно, что произведение критиковала как советская, так и зарубежная пресса.

Первые называли роман антикоммунистическим, а вторые говорили наоборот, что в нем прослеживается чересчур лояльное отношение к советскому руководству.

На протяжении следующих лет в биографии Булгакова произошло много знаковых событий, связанных с литературой

Ему удалось опубликовать сборник рассказов «Записки юного врача», где основное внимание уделялось медицине

После этого он пишет фантастическую повесть «Роковые яйца», которая была положительно воспринята критиками и вызвала большой интерес у читателей.

Собачье сердце

В 1925 г. Булгаков публикует книгу «Собачье сердце», в которой мастерски переплетаются идеи «русской революции» и «пробуждение» социального сознания пролетариата.

По мнению литературоведов, повесть Булгакова представляет собой политическую сатиру, где каждый герой является прототипом того или иного политического деятеля.

Мастер и Маргарита

Получив признание и популярность в обществе, Булгаков принялся за написание главного романа в своей биографии – «Мастер и Маргарита».

Он писал его на протяжении 12 лет, вплоть до самой смерти. Интересен факт, что книга была напечатана только в 60-х годах, и то не полностью.

В окончательном виде ее издали в 1990 г., за год до распада СССР.

Стоит заметить, что многие произведения Булгакова были напечатаны лишь после его смерти, поскольку их не пропускала цензура.

Отношение советской критики к творчеству Булгакова

За Михаилом Афанасьевичем прочно закрепилась слава «буржуазного писателя». Советские критики не могли простить ему пренебрежительного и саркастического отношения к устоям страны советов. Это вылилось в настоящую травлю. Пьесы Булгакова не допускают к печати, и многие из них не выходят при жизни автора на сцену. Из биографии автора можно узнать, что он тяжело переживал отсутствие положительной реакции на свои произведения.

Резко отрицательно творчество Булгакова осуждал Сталин. Многие произведения получают клеймо «антисоветщины». Отношение писателя к подобным гонениям нашло свое выражение в романе «Мастер и Маргарита». Когда критик Латунский разбивает в пух и прах работу Мастера, Маргарита, приняв облик ведьмы, мстит ему.

В своем произведении о революции писатель досконально описал дом, где жил Булгаков в Киеве. Он сделал его одной из центральных сцен действия. По сюжету герои оставили в клад в этом доме. После выхода в свет романа, нашлось много желающих отыскать сокровища. Это привело к тому, что дом, где жил Булгаков, был разгромлен. К счастью, он уже не принадлежал его семье.

Анализ произведения 3

Михаил Афанасьевич – известный писатель, судьба которого сложилась трагически. Автор был рожден и воспитан в интеллигентной семье. Писатель не был согласен с революционными переменами и выступал против них. Михаил Афанасьевич прекрасно понимал, что происходит. Его невозможно было причислить к серой массе. Он понимал, что на площадях одна демагогия, а на самом деле красные учиняют террор. Автор очень болезненно переживал происходящее, поэтому и написал этот труд.

Работа над произведением началась в 1923 году. В нем описаны события войны 1918 года, происходящие в Киеве. Власть гетмана по имени Павел Скоропадский была свергнута. Власть вышестоящего пытались защищать офицеры со своими командами. В одной из таких дружин служил сам Булгаков. Киев именуется Городом, помимо этого много других улиц тоже переименовано. Персонажи – являются подобием близких людей автора. Данный роман не полная автобиография автора, в нем имеют место вымышленные детали.

Роман описывает тяжелые исторические события. Это период революции, который начал активно набирать обороты после убийства последнего царя Николая Вторая. Далее, поднимается тема очень сложной жизни офицеров белой гвардии. До этого они были единственной действующей армией при царе, которые защищали его интересы и отечества. Теперь не стало царя, политика поменялось, по всей стране красные учиняют восстания и беспорядки. Как им теперь исполнять свой долг, когда они даже не знают, что теперь от них требуется. Такого государства, как Российская империя больше не существует. Пришел период потрясений, действующая власть свергнута. Теперь действует временный комитет, только не понятно какой в толк в его существовании.

Офицеры белых пытаются всеми силами отстоять власть гетмана. В итоге, он сбегает, спасая собственную шкуру. Теперь страна и белогвардейцы остались на произвол судьбы.

Главные герои семьи Трубиных, которых зовут Леша и Николка. Они готовы отстаивать интересы своего государства. Однако, маховик новой власти уже запущен и офицеры белых буквально бессильны пред ним. Алексей оказывается серьезно ранен, теперь он борется только за свою жизнь. Одна женщина спасла его от смерти. Николка вынужден бежать, его чуть не убили. Най-Турс спас парня ценой своей жизни. Герои всегда помнят о своей семье. Трубины противопоставляются Тальбергу, который легко бросает свою семью и страну и едет в Германию.

Биография Михаила Булгакова кратко о главном

М.А.Булгаков – один из самых известных русских писателей и драматургов. Его перу принадлежат не только романы, повести, рассказы, пьесы, но и множество фельетонов, киносценариев, либретто.

Родился он в Киеве в 1891г. Мать его преподавала в женской прогимназии, а отец – в Киевской духовной академии. Семья была большой: кроме Михаила родители растили ещё 6 детей. Миша был талантливым мальчиком, обладал феноменальной памятью и своё первое произведение написал в семилетнем возрасте.

Когда отец умер, Булгакову пришлось подрабатывать на железной дороге и заниматься репетиторством, но учёбу в Первой киевской гимназии он не бросил. Окончив её в 1909г., поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Ещё будучи студентом женился в первый раз. После получения диплома в 1916г. работал врачом (сначала в селе Никольское, а затем – в Вязьме). Пристрастился к морфию, однако жена помогла ему справиться с этой проблемой.

В 1918г. в составе офицерской дружины защищал Киев от войск Директории. В конце зимы 1919г. его в качестве военного врача мобилизовали в армию УНР. Потом он работал военным врачом российского казачьего полка. Заразился тифом, поэтому из-за болезни не имел возможности покинуть Родину.

После выздоровления поселяется во Владикавказе. Трудится в местном военном госпитале. Через некоторое время навсегда отказывается от медицинской деятельности и посвящает себя литературе. Переезжает в Тифлис, а потом – в Баку.

С осени 1921г. Михаил Афанасьевич живет в Москве. Ряд его произведений печатаются в газетах и журналах. Через два года он становится членом Всероссийского союза писателей. В 1925г. женится во второй раз. В 1926г. в его квартире представителями ОГПУ был проведён обыск, результатом которого стало изъятие личных дневников писателя и рукописного варианта повести «Собачье сердце».

Период с 1924 по 1928 год является наиболее плодотворным в творчестве Булгакова, ведь именно тогда появляются самые знаменитые его произведения, а на театральных сценах успешно ставятся пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров». Но вскоре из-за критики большевицких идей М.А.Булгакова вызывают на допросы, перестают печатать, а его пьесы исключаются из репертуаров театров. Он пишет письмо к Сталину, после чего травля писателя прекратилась и он получил должность режиссёра.

В 1932г. Булгаков женится в третий раз. В 1934г. Его принимают в Союз писателей СССР.

Последние годы жизни здоровье Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Он постепенно теряет зрение, но не оставляет роботы над главным своим романом

4. Экранизации произведений

  • Пилат и другие (по мотивам романа «Мастер и Маргарита») (ФРГ, телефильм, 1972, 90 мин.) — реж. Анджей Вайда
  • Мастер и Маргарита (Югославия — Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) — реж. Алекса́ндр Пе́трович
  • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1989, 4 серии, около 370 мин.) — реж. Мачек Войтышко
  • Incident in Judea (по мотивам романа «Мастер и Маргарита») (Великобритания, телефильм, 1991) — реж. Пол Брайерс
  • Мастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) — реж. Юрий Кара
  • Мастер и Маргарита (Россия, телеспектакль, 1996, 142 мин.) — реж. Сергей Десницкий
  • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) — реж. Ибойя Фекете
  • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, около 500 мин.) — реж. Владимир Бортко
  • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) — реж. Терентий Ослябя
  • Бег (по мотивам произведений: «Бег», «Белая гвардия», «Чёрное море») (СССР, художественный фильм, 1970, 196 мин.) — реж. Александр Алов, Владимир Наумов
  • Иван Васильевич меняет профессию (по мотивам пьесы «Иван Васильевич») (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) — реж. Леонид Гайдай
  • Cuore di cane (Собачье сердце) (Италия, художественный фильм, 1975) — реж. Альберто Латтуада
  • Дни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) — реж. Владимир Басов
  • Собачье сердце (СССР, художественный фильм, 1988, 131 мин.) — реж. Владимира Бортко
  • История болезни (по мотивам рассказа «Красная корона») (СССР, художественный фильм, 1990, 40 мин.) — реж. Алексей Праздников
  • Записки юного врача (Россия, художественный фильм, 1991, 65 мин.) — реж. Михаил Якжен
  • Роковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) — реж. Сергей Ломкин
  • Театральный роман (Россия, художественный фильм, 2003) — реж. Олег Бабицкий, Юрий Гольдин
  • Морфий (по мотивам произведений: «Записки юного врача», «Морфий») (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) — реж. Алексей Балабанов
  • Белая Гвардия (Россия, телесериал, 2011) — реж. Сергей Снежкин
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: