Лирические отступления автора
Карамзин создаёт в сентиментальном сочинении картину светлой женской души, способной на любовь, верность и преданность. Своё сочувственное отношение к героине писатель выражает в заглавии. И сожалеет, что не может изменить события: ведь он передаёт подлинную историю.
Эраста автор не обвиняет в случившемся, а пытается найти ему оправдание, наделяя глубоким раскаянием. При этом он кратко и ёмко выражает отношение к своему ветреному герою, называя его «безрассудным молодым человеком».
Повествователь узнаёт историю о погибшей девушке из уст Эраста и, опечаленный её трагической судьбой, часто приходит погрустить на «Лизину могилку». Такое сосуществование автора и героя в одном произведении не проявлялось в русской литературе до Карамзина. И этот приём также можно отнести к признакам сентиментализма в «Бедной Лизе».
Повесть так правдива и искренна, что воспринимается как рассказ о подлинных событиях. У неё есть «прописка» — пруд у Симонова монастыря, указанный автором, куда приходят к месту гибели Лизы несчастные в любви девушки. Они плачут, страдают и оставляют на коре деревьев серьёзные и сатирические надписи. Одна из них в форме таблицы гласит: «Погибла в сих струях Эрастова невеста, Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»
Велика роль автора в том, что он дал направление другим писателям в создании демократичных и реалистичных произведений, описывающих настоящие человеческие судьбы, сочинив повесть о девушке-крестьянке. Никогда ещё в русской литературе не выставлялась напоказ личная жизнь героев со всеми радостями и трагедиями. Она навсегда останется в отечественной классике как истинный образец русского чувствительного произведения.
Детство и юность
Н. М. Карамзин родился в селе Знаменское Симбирской губернии (сейчас — село Карамзинка Ульяновской области). Его детские годы прошли в имении отца, дворянина и отставного офицера Михаила Егоровича Карамзина. Воспитанием и начальным домашним образованием мальчика занимался отец, его мать Екатерина Петровна Карамзина (Пазухина) рано умерла.
В дальнейшем учеба продолжалась в частном пансионе Симбирска, а в 1778 году он продолжил образование в Москве, в пансионе профессора И. Г. Шадена. Параллельно Карамзин слушал в Университете лекции И. Г. Шварца. И Шаден, и Шварц не только превосходно знали свои предметы, но и оказывали нравственное влияние на молодежь.
В 1783 году, согласно воле отца, поступил на службу в армию, но прослужил недолго. В 1784 году он вышел в отставку в чине поручика и больше к военной службе интереса не проявлял. Обучение у лучших преподавателей Московского Университета дало свои плоды, к этому времени молодой человек уже считался хорошо образованным.
Основные события в жизни
Н. М. Карамзин прожил почти 60 лет. Наиболее значительные события в хронологической таблице Карамзина представлены следующим перечнем:
- дата рождения 1 (12) декабря 1766 г.;
- отъезд в Москву на учебу в пансион 1778 г.;
- начало военной службы 1783 г.;
- возвращение в Москву и начало литературной деятельности 1784 г.;
- путешествие в Европу 1789 г. — 1790 г.;
- работа в «Московском Журнале» 1791 г. — 1792 г.;
- публикация повести «Бедная Лиза» 1792 г.;
- женитьба на Е. И. Протасовой 1801 г.;
- смерть первой жены 1802 г.;
- назначение на должность историографа 1803 г.;
- женитьба на Е. А. Колывановой 1804 г.;
- публикация первых восьми книг «Истории…» 1818 г.;
- публикация еще трех томов «Истории…» 1821 г. — 1824 г.;
- дата смерти 22 мая (3 июня) 1826 г.
Сохранилось несколько портретов Карамзина. Наиболее известный, кисти В. А. Тропинина, находится в Государственной Третьяковской галерее. Другой известный портрет, написанный А. Г. Венециановым по специальному заказу в 1828 году, находится в Санкт-Петербурге, во Всероссийском музее А. С. Пушкина.
В память о выдающемся писателе и историографе, и в связи с 250-летием со дня его рождения в России 2021 год был объявлен Годом Карамзина.
Предыдущая
БиографииПавлов Иван Петрович краткая биография ученого, семья, дети, открытия, научные труды и заслуги нобелевского лауреата
Следующая
БиографииКорней Иванович Чуковский биография семья, дети, национальность, настоящие имя и фамилия, интересные сведения, лучшие произведения, рассказы и книги детского писателя
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА H. М. КАРАМЗИНА
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА H. М. КАРАМЗИНА
1766, 1 (12) декабря — родился в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим сведениям — в селе Богородском Симбирского уезда Симбирской губернии).
1775–1781 — воспитывается в Москве, в пансионе профессора И. М. Шадена.
1782 — находится в гвардейском Преображенском полку в Петербурге.
1783 — выходит в свет первое печатное произведение Карамзина — перевод с немецкого идиллии С. Геснера «Деревянная нога».
1784 — выходит в отставку с чином поручика и уезжает в Симбирск.
1785, июль — 1789, май — пребывание в Москве в кругу масонов.
1788–1789 — участвует в периодических изданиях — «Размышлениях о делах Божиих», журнале Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (здесь публикует свою первую повесть «Евгений и Юлия», 1789).
1789— выходит из масонской ложи.
1789, 18 мая — 1790, 15 июля — заграничное путешествие.
1791,январь — 1792,декабрь — издает «Московский журнал». Публикация из номера в номер «Писем русского путешественника» (первые четыре части выходят в свет отдельным изданием в 1797 году; полностью (части 1–6) — в 1801 году; в 1799–1804 годах — переводы на немецкий, польский, английский и другие языки). Выход в свет «Бедной Лизы» (1792, отдельное издание — 1796), «Натальи, боярской дочери» (1792) и др.
1793–1796 — Карамзин с перерывами живет в имении Плещеевых Знаменское (Орловского наместничества). Выпускает в Москве два тома альманаха «Аглая» (1794–1795; переиздан в 1796 году), две части повестей под названием «Мои безделки» (1794–1795; 3-е изд. — 1801), «Мелодор к Филалету» (1795) и др.
1796 — «Ода на случай присяги московских жителей… Павлу I». Надежды Карамзина на смягчение цензуры, ограничение деспотизма власти, покровительство просвещению. Вскоре — разочарование в Павле.
1796–1799 — несмотря на цензурные препятствия, издает три книжки альманаха «Аониды», повесть «Юлия» (1796), прозаический философский диалог «Разговор о щастии» (1797), первую часть «Разных повестей» (1798), журнал «Пантеон иностранной словесности» (1798) и др.
1801, март — восшествие на престол Александра I. Возобновление активной издательской деятельности Карамзина: оды Александру I («На восшествие на престол…», «На торжественное коронование…»), полное издание «Писем русского путешественника» (1801), «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802, написано в 1801-м) и др.
Апрель — женитьба на Елизавете Ивановне Протасовой, младшей сестре давнего друга Карамзина Настасьи Ивановны Плещеевой.
1802,январь — 1803,декабрь — издание литературно-политического журнала «Вестник Европы». На страницах журнала опубликованы: «Моя исповедь» (1802), «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» (1802), «Рыцарь нашего времени» (1802–1803), «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» (1803), «Чувствительный и холодный. Два характера» (1803) и другие произведения.
1803–1804 — издание сочинений в восьми томах (переизданы в 1814 и 1820 годах).
1803, 28 сентября — H. М. Карамзин обращается к товарищу министра народного просвещения, попечителю Московского университета М. Н. Муравьеву с просьбой ходатайствовать об официальном назначении его историографом.
31 октября — высочайший указ о назначении H. М. Карамзина на должность историографа.
1803–1816 — напряженная работа над первыми восемью томами «Истории государства Российского». В эти годы Карамзин проводит зиму в Москве, летом живет в Остафьеве, подмосковной усадьбе Вяземских.
1804, январь — женитьба на Екатерине Андреевне Колывановой, побочной дочери князя Андрея Ивановича Вяземского.
1805 — закончен первый том «Истории…».
1806 — работа над вторым томом.
1808 — закончен третий том.
Самостоятельно и с помощью сотрудников и помощников (А. Ф. Малиновского, К. Ф. Калайдовича, П. М. Строева и др.) открывает ценнейшие документальные материалы: Лаврентьевскую (Пушкинскую) и Троицкую (сгоревшую в 1812 году) летописи, два списка Ипатьевской летописи — Хлебниковский и Ипатьевский, рукопись Кормчей книги (XIII век), древнейший список Русской Правды, Судебник Ивана Грозного и многие другие. Находка Ипатьевской летописи заставляет Карамзина совершенно пересмотреть уже почти готовый пятый том, который удалось закончить лишь в 1811 году.
Средства художественной выразительности
Текст стихотворения богат художественно-выразительными средствами. Например, разнообразные и яркие эпитеты (звуков сладких, рьяный чтец, стих тягуч, дрожащей искрою) точно отражают авторскую мысль.
Также интересны метафоры (поэт, избранник неба, язвы родины своей). Помимо этого, автор проводит очень необычные линии сравнений (как будто вместо корабля, под ними твёрдая земля).
Для придания большей эмоциональности поэт применяет множество риторических восклицаний. Все эти средства выразительности речи создают напор, динамику и живость диалога Поэта и Гражданина, позволяя читателям сильнее проникнуться призывами к пробуждению нации от апатии.
Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»
Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.
К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».
Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова , а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.
Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что , так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом
Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, о. Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.
Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» , которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».
Стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин» было написано в период с 1855 по 1856 годы. Позже оно было включено в общий сборник автора, где работе отводилось почётное первое место.
«Поэт и гражданин» пропитан взглядами и идеями Белинского, которые повлияли на мировоззрение Некрасова, о чем свидетельствует стихотворение. Поэт нередко связывал свое творчество с Белинским и посвящал ему целые произведения.
Выпуск сборника вызвал огромный ажиотаж среди общественности, недовольство властей и официальной критики. Номер «Современника», где было напечатано творение, как и сам сборник автора, были изъяты из общего доступа с запретом к перевыпуску. Угроза закрытия журнала возникла из-за жёсткой критики в адрес правительства и революционных призывов, присутствующих в стихотворениях автора.
Труды Карамзина
За свою биографию Николай Карамзин выполнил немало переводов, среди которых было и произведение Шекспира «Юлий Цезарь». Однако в этом направлении он работал недолго.
Стоить заметить, что Карамзину удалось коренным образом изменить русский литературный язык. Прежде всего, писатель стремился избавиться от устаревших церковно-славянских слов, а также видоизменить грамматику.
В качестве основы для своих преобразований Карамзин взял синтаксис и грамматику французского языка.
Итогом реформ Карамзина стало появление новых слов, которые до сих пор используются в повседневной жизни. Вот краткий перечень слов, введенных в русский язык Карамзиным:
Благотворительность
Впечатление Влияние Влюблённость Вольнодумство Гармония Достопримечательность Занимательный Катастрофа Моральный |
Ответственность
Подозрительность Промышленность Первоклассный Сосредоточенность Сцена Трогательный Утончённость Человечный Эпоха |
Без этих и других слов сегодня уже сложно представить современный русский язык.
Интересен факт, что именно благодаря усилиям Николая Карамзина, в нашем алфавите появилась буква «ё». При этом следует признать, что далеко не всем нравились его реформы.
Многие критиковали его и пытались сделать все возможное, чтобы сохранить «старый» язык.
Однако вскоре Карамзина избрали членом Российской и Императорской Академии наук, признав, таким образом, его заслуги перед Отечеством.
Интересные факты
- Николай Михайлович Карамзин пробовал себя на военной службе. Однако она пришлись ему не по душе. После чего молодой человек оставил гвардию и чуть позже нашел себя в писательстве.
- Литератор и ученый происходил из знатного рода. По отцу его предками были Карамзины, которые имели татарские корни. По матери — Пазухины.
- В первые годы своей молодости Карамзин увлекался идеями масонства. Состоял в местной ложе.
- Писатель принимал активное участие в издании одного из первых отечественных журналов для детей.
- Вторую половину жизни Николай Михайлович посвятил труду «История государства российского». Эта титаническая по объемам работа включала в себя 12 томов. Над ней писатель трудился больше 15-и лет, но так и не успел закончить.
- Николай Карамзин активно работал над совершенствованием и изменением родного русского языка. Именно благодаря его стараниям в обиход вошли некоторые слова.
Например «промышленность» или «влюбленность». Он отказался от церковнославянской грамматики и лексики. Перешел на упрощенную версию отечественного языка, за что его нещадно критиковали.
- Кроме того, именно Карамзин ввел в русский букву «ё», от которой все чаще отказываются в наши дни.
- При жизни Карамзин получил почетное звание придворного историографа. А после его смерти, подобную должность больше никто не занимал.
- В первые годы жизни литератор ездил по Европе, интересовался либеральными идеями. Однако очень скоро начал придерживаться консервативных позиций, считая самодержавие опорой государственности. А в последние годы взгляды Карамзина можно охарактеризовать как реакционные, направленные в прошлое.
- Писатель был очень скромен в еде.
- Первая жена литератора и ученого умерла через год после заключения брака. Но долго вдовствовать ему не пришлось. Мужчина очень скоро женился второй раз. Всего от первого и второго союзов у него родилось 10 детей.
- Карамзин Николай Михайлович вошел в историю как литератор, филолог, ученый, поэт, переводчик, журналист и историк. Сфера его интересов была очень широкой.
Николай Карамзин и Екатерина Колыванова. Больше, чем любовь
Карамзин как историограф
31 октября 1803 году начался новый этап в жизни и деятельности Николая Михайловича. Указом императора Александра I ему было даровано звание историографа и тем самым он официально стал лицом, которому правительством было поручено написать историю России. Этим же Указом было определено и денежное содержание в 2000 рублей в год, сумма по тем временам значительная.
Карамзин отнесся к назначению серьезно и ответственно, прекратив литературную деятельность. Начиная с 1804 года, он занимается только изучением и написанием истории, отказываясь от всякой другой работы, в том числе и от государственных должностей.
В феврале 1818 года были напечатаны первые 8 томов его исторических исследований. Успех был полный — весь тираж в три тысячи экземпляров был раскуплен в течение месяца, а вскоре появился и перевод на основные европейские языки. До 1824 года вышли в свет еще 3 тома. Последний, двенадцатый, был опубликован после смерти автора.
Карамзин не был первым человеком в России, поставившим перед собой такую задачу. Российскую историю описывали, например, первый официальный российский историограф Г. Ф. Миллер, русский историк и философ М. М. Щербатов, написавший знаменитую работу «История Российская от древнейших времен». Можно назвать и других исследователей истории.
Заслуга Н. М. Карамзина состоит в том, что его описание российской истории сделано на хорошем литературном языке. Здесь он выступил в первую очередь в качестве писателя, в этом объяснение того, почему его работа стала доступной для широких слоев образованной публики. Как писал В. Г. Белинского, историограф «заговорил с обществом на языке общества».
Вместе с тем Карамзин стремился к объективному и всестороннему отображению исторических событий как бы они ни выглядели со стороны, что далеко не всегда находило понимание в обществе. «История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: она изображает действительный мир.» Цитата из предисловия к главному труду его жизни убедительно характеризует профессиональные и человеческие достоинства выдающегося историка.
За эти годы Карамзин открыл и исследовал целый ряд ценных исторических документов, в частности, записки русского купца и путешественника Афанасия Никитина «Хождение за три моря». Многие из документов погибли в 1812 году в Москве во время пожара, но часть текстов сохранились как в самой «Истории…», так и в подробнейших примечаниях к ней.
Творчество Карамзина
Достигнув зрелого возраста, Николай Карамзин посетил несколько европейских стран. Интересен факт, что находясь в Германии ему удалось пообщаться с Иммануилом Кантом, который произвел на него сильное впечатление. Он также побывал в Париже в самый разгар Великой французской революции.
За время своего путешествия, Карамзин смог пообщаться со многими иностранцами, и собственными глазами увидеть то, как они живут и чем занимаются.
Вскоре у него накопилось достаточно материала для того, чтобы написать первую в своей биографии книгу «Письма русского путешественника».
Почти сразу же книга вызвала большой интерес у читателей и получила много положительных отзывов от критиков. По мнению филологов именно этот труд положил начало современной русской литературы.
Почувствовав уверенность в своих силах и окрыленный первым успехом, Николай Карамзин начинает активно заниматься писательской деятельностью. Из-под его пера выходит множество интересных и поучительных рассказов.
Вскоре Карамзин становится руководителем «Московского журнала», в котором публикуются произведения разных писателей и поэтов. До этого времени в Российской империи не было ни одного подобного издания.
Родина в творчестве А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. А. Маяковского, С. Е. Есенина
Тема Родины особенно остро встает в поэзии в периоды, когда страну сотрясают войны и революции. Это тот момент, когда каждому человеку предстоит сделать сложный нравственный выбор.
Замечание 3
В начале 20 века, когда революция принесла с собой новую идеологию, оказавшуюся неприемлемой для многих представителей русской интеллигенции, эта тема стала особенно актуальной.
А. А. Ахматова не приняла революцию и никогда не меняла свое отношение к ней. Отсюда возникновение в ее творчестве проблемы эмиграции. Многие ее знакомые поэты и писатели уехали из страны. Ахматова не осуждает эмигрировавших, однако четко говорит о том, что лично для нее эмиграция невозможна. В своих стихах она придает событиям в России вселенское значение, считая, что это Божья кара. Однако в тяжелые для своего народа и своей страны времена Ахматова остается верной своей Родине, она не приемлет эмиграции, и это был ее окончательный выбор.
Образ Родины в творчестве А. А. Блока многогранен, противоречив и чрезвычайно сложен. Этой теме поэт посвящает всю свою жизнь. Россия Блока – пьяная, богомольная нищая, смотрящая из-под женского платка. И именно такой она для поэта дорога. Он бесконечно и страстно любил свою Родину. Символ Родины в стихах Блока – это образ простой русской женщины.
Из всех русских поэтов лишь в творчестве Блока звучит именно такая трактовка темы любви к Родине. В каждой строчке его произведений боль, страх, тоска и безумная любовь.
Среди произведений В. А. Маяковского нет ни одного, где бы он прославлял Россию дореволюционной эпохи. Поэзия Маяковского, как и он сам, устремлены в будущее, а современную ему Россию поэт любил беззаветно. Все тяготы и лишения, выпавшие на долю страны в то время, поэт перенес вместе со своей Родиной.
Говоря об образе Родины в русской поэзии, невозможно не сказать о творчестве С. Е. Есенина. Любовь к Родине была той великой силой, которая вдохновляла поэта на новые произведения. В революционные годы Есенин поддерживал перемены, однако воспринимал происходящее со свойственным ему крестьянским уклоном. Он сожалеет о Руси, время которой закончилось, но принимает новую Русь. Но какие бы перемены не происходили в России, родная природа оставалась неизменно прекрасной. В стихотворениях Есенина живет и дышит каждая травинка, каждый листок.
1. Биография
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка мурзы из Волжской Булгарии Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете.
1.1. Начало карьеры
В 1778 году Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.
В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское учёное общество».
В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума».
1.2. Поездка в Европу
В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература.
Знаменитой стала фраза: «Воруют..», произнесённая Карамзиным во время этой поездки в ответ на вопрос соотечественника о родине. В изложении Сергея Довлатова этот исторический анекдот звучит так:
1.3. Возвращение и жизнь в России
Н. М. Карамзин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.
Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.
С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей Карамзин ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно. Его записка сыграла важную роль в судьбе великого российского государственного деятеля и реформатора, главного идеолога и разработчика реформ Александра I Михаила Михайловича Сперанского. Которого, через год после «записки», император сослал на 9 лет в Пермь.
«Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.
Незаконченный XII том был издан после его смерти.
Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.