Своеобразие творчества александра сергеевича пушкина

Роль Пушкина в русском литературном языке (в создании, развитии и становлении)

Александра Сергеевича Пушкина по праву и по тому огромному вкладу, который он внес в развитие русского языка, называют создателем литературного языка. В своем творчестве он продолжил традиции Михаила Ломоносова, Николая Карамзина и создал удивительный литературный язык, которым с благодарностью пользуются его потомки.

В своей литературной работе поэт умело использовал три пласта русского языка, которые он получил в наследство. Прежде всего, это церковнославянский язык, слова которого продолжали активно использоваться в речи. Их значение было хорошо понятно носителям языка. Поэтому Пушкин смело использует их в своих произведениях, органично вводя в ткань повествования. Старославянизмы в потоке письменной речи не выделяются и не кажутся инородными, а придают речи торжественное звучание. Широкое их использование характерно для романа в стихах «Евгений Онегин». Очи, дева, взор и многие другие слова воспринимается читателем как естественное продолжение русского языка.

Смело и новаторски использует поэт слова европейских языков, которые буквально хлынули в лексику образованных граждан страны. Для многих слов еще не было перевода, однако значение их и сфера употребления была всем понятна. Интересен опыт использования иностранных слов в романе «Евгений Онегин», в нем поэт даже делает специальную сноску, объясняя пока еще непосвященным значение слова «денди». Без перевода в русскую графику поэт употребляет такие слова как мадам, месье, которые впоследствии будут широко использоваться и в устной, и письменной речи.

Основой литературного языка Пушкина стал современный ему русский язык, которым поэт владел и мастерски его использовал. В своих произведениях поэт изображает разные слои русского общества. Так жизнь дворян мы наблюдаем и в деревне, и в Москве, и в Петербурге. Естественно, что их язык имеет хотя бы небольшие, но отличия. Сельские помещики, ближе находящиеся к природе и к народу, используют те же самые слова и выражения, которые характерны для крестьян. Здесь и просторечия, и архаизмы, и диалектизмы. Речь дворян, проживающих в городе, естественно, отличается, для нее характерны и книжные слова, и слова иностранные. Однако и в речи иногда проскальзывают и не вызывают удивления просторечные и церковнославянские слова. Поэт умело переплавляет их все в единый литературный язык.

В романе «Капитанская дочка» Пушкин умело создает языковой колорит и использует местные слова, которые характерны только для речи проживающих в Оренбургской губернии. Поэта обладал чутким ухом, которое выделяло эти слова в речи, а он, в свою очередь, использовал их в своих произведениях.

Свой вклад внес поэт и в развитие синтаксиса русского языка, строй его предложений легок и прост, но в то же время позволяет выразить сложные человеческие чувства. А как творчески подошел поэт к использованию таких частей речи как глаголы, причастия и деепричастия.

Пушкин внес огромный вклад в развитие русского литературного языка, и его по праву Гоголь и Тургенев, Достоевский и Лев Толстой считали своим учителем.

Роль А.С. Пушкина в литературе

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, литературный критик, драматург, прозаик, публицист и теоретик литературы.

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, литературный критик, драматург, прозаик, публицист и теоретик литературы. Его особый стиль изложения, композиционные приемы, виртуозный язык, который впоследствии был признан филологами основой для создания современного русского литературного языка, и литературное новаторство внесли неоценимый вклад не только в русскую, но и общемировую культуру. Пушкин был признан гением еще при жизни, что довольно редкое явление для талантливых людей. Литературное творчество Пушкина сразу же нашло своих почитателей, а его читатели создали своеобразный культ вокруг его личности и поэзии.

Многие интеллектуальные титаны того времени в своих эссе и рецензиях признавали неоспоримый талант Александра Сергеевича, буквально воспевая тому дифирамбы. «Пушкин – наше все», — так лапидарно высказался Аполлон Григорьев, литературный критик и публицист. Того же мнения были Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Белинский.

Однако нашлись у великого поэта и те, кто резко критиковал его творчество. Так, например, публицист, революционер-демократ Д.Писарев отрицал величину той культурой роли, которая приписывалась Пушкину. Писарев заявлял, что своим словесным изяществом Пушкин лишь скрывает свою поверхностность, безыдейность и отсутствие нравственной глубины.

Также ярыми противниками А.С. Пушкина были поэты-футуристы и самый известный из них В.В. Маяковский, который призывал «выбросить Пушкина … с парохода современности».

Несмотря на неутихающие споры А.С. Пушкина читают и любят люди всех возрастов. Первое знакомство с его книгами происходит в детстве, когда родители читают своим малышам чудесные сказки, наполненные волшебством и очарованием от соприкосновения с народным фольклором.

В школьные годы на уроках литературы дети продолжают изучать творчество Пушкина. В старших классах подростки учатся искренности чувств и эмоциональному сопереживанию, читая повести и романы Пушкина «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», где в центре сюжета проходит любовная линия.

На примере стихотворения Пушкина к Чаадаеву школьники понимают, что такое активная гражданская позиция, знакомятся с таким высокими нравственными понятиями как честь, доблесть, смелость, принципиальность, любовь к Родине и ее народу, бескорыстие и отвага.

А уже в зрелом возрасте люди читают прозу и поэзию Пушкина, ища в ней утешение и вдохновение.

Пушкин будет всегда интересен и любим читателям. Многое из его творчества экранизировано, по сюжетам его произведений сняты кинофильмы и мультфильмы, а его книги выдержали огромное количество изданий.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта. Заранее Вам спасибо!!!

«Про лицей»

Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году.

Рис. 8. Портрет Пушкина-ребенка (вероятный автор – генерал Ксавье де Местр) ()

И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году.

Рис. 9. Пушкин-лицеист (предполагаемый автор – лицейский учитель рисования С.Г. Чириков, около 1815 г.) ()

Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин.

Рис. 10. В.Л. Пушкин (


)

Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.

Идею лицея сформулировал император Александр I

Рис. 11. Император Александр I ()

как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.

Рис. 12. М.М. Сперанский ()

В одном из стихотворений, посвященном 19 октября, Пушкин напишет «Дней Александровых прекрасные начала», связав само создание лицея с идеей создания новой России, нового государства, новых чиновников. Но уже даже из этого вступления становится понятно, что кое-что из этого удивительного лицейского плана осуществилось. И тут на ум приходит из первого, самого знаменитого выпуска Горчаков,

Рис. 13. А.М. Горчаков ()

солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина

Рис. 14. И.И. Пущин ()

и Кюхельбекера.

Рис. 15. В.К. Кюхельбекер ()

Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,

Рис. 16. А.А. Дельвиг ()

В.К. Кюхельбекер. Именно в лицее развернулось нечто, что можно было бы назвать словесной республикой. Это и создание лицейских журналов, это и попытки вести некую литературно-художественную жизнь, которая не имела под собой никакого реального плана и педагогического усилии коллектива. Все это имело характер внутренней и особо ценимой самими лицеистами литературно-художественной деятельности. В это же лицейское время и Дельвиг, и Пушкин начинают публиковаться, причем в ведущих литературных журналах, например, в «Вестнике Европы», организованном Карамзиным.

Рис. 17. Н.М. Карамзин ()

В 1814 году выходит первое стихотворение Пушкина в печати «К другу стихотворцу», подписанное инициалами НКШП.

Рис. 18. Первое печатное произведение Пушкина «К другу стихотворцу» ()

Сочинение Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру

Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык народа. Творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир Действительно, талант Пушкина был не только огромным — он был специфическим. Пушкин умел проникать в дух различных культур и эпох, в этом сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе. Достаточно ознакомиться с его статьями и заметками, чтобы понять, что он был прекрасным знатоком французской литературы, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом постоянного внимания поэта на протяжении всей жизни была античная культура

Фольклор самых различных народов привлекал его внимание. Пушкин был продолжателем дела, начатого Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым

Вместе со своими современниками Карамзиным и Жуковским он предпринял грандиозный труд по построению новой русской литературы как части и наследницы литературы мировой. Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным, — поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. Человек глубоко исторического мышления, Пушкин распространял этот взгляд и на собственное творчество. И в то же время творчество Пушкина отличается единством. Это как бы реализация некоего пути. Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу. Поэзия его была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки. Жанры развивались в творчестве Пушкина в тесном взаимодействии. Так, иногда лирика становилась лабораторией поэмы, дружеские письма — школой прозы. В известном смысле, все творчество Пушкина — единое многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского письма. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось условием решения им важнейшей задачи — синтеза языковых стилей и создания нового национального литературного языка. Первый период творчества Пушкина (1813 — лето 1817) приходится на время ожесточенной борьбы между сторонниками Карамзина и приверженцами Шилоова. Пушкин-лицеист активно включился в нее на стороне последователей Карамзина. Но одновременно некоторые позиции молодого Пушкина несовместим с поэтикой карамзинистов. В творчестве Пушкина этих лет проявляется интерес к эпическим жанрам и в особенности к сатирической поэме. «Монах» (1813), «Бова» (1814), «Тень Баркова» и «Тень Фонвизина» (1815) связаны с сатирической традицией XVIII в. и противоречат сентиментализму карамзинистов. В лирике можно отметить влияние Державина и Дениса Давыдова. Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как результат творческой незрелости поэта. Однако ученический период был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро поэт достиг совершенства зрелых мастеров. Так, в элегиях и романсах (например, «Желание» или «Певец») Пушкин выступает как зрелый соперник Жуковского, а в дружеском послании «Городок» он равняется с Батюшковым. Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Его политическая лирика становится выразительницей идей «Союза благоденствия». Под непосредственным влиянием Н. Тургенева создаются программные стихотворения: ода «Вольность» и «Деревня», которые широко расходятся в рукописных копиях. Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметны новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Конец творческого пути

В 1834 году писатель завершил работу над созданием повести «Пиковая дама«. Несмотря на то,что за это произведение Пушкин получает довольно высокий гонорар, у него все равно не получается решить материальные проблемы. Кстати, Пушкин был едва ли первым человеком, кому журналы платили за публикации. Поскольку литературой занимались тогда только дворяне, никому и в голову не приходило платить деньги за хобби. Но Пушкин стал владельцем и редактором «Современника» — либерального журнала, который постоянно балансировал на грани закрытия. Однако он не приобрёл особой популярности и признания у аудитории. Именно в этом журнале впервые был опубликован роман «Капитанская дочка«.

Спустя год возникает конфликт между Пушкиным и Дантесом, который приводит к дуэли. Причиной поединка были не ухаживания Дантеса за женой Пушкина и не анонимное письмо о связи Натальи с императором Николаем I, а сквернословие и задиристость самого поэта. Он высмеял нетрадиционную ориентацию Дантеса, которого продвигал по службе его патрон (нидерландский барон Луи Геккерн) и не совсем бескорыстно (об их отношениях много говорили в то время). Пушкин послал от себя письмо Геккерну, где назвал того «старухой-сводней». Офицер не простил такого юмора. В результате противник Пушкина смертельно ранил поэта в живот. От потери крови и заражения Пушкин умирал медленно и тяжело. 29 января 1817 года выдающегося писателя не стало. А Дантеса, получившего легкое ранение, выслали из России, за него заступился посол.

Но почему Пушкин вообще так ненавидел Дантеса? У него не было особенных предрассудков по поводу его ориентации. Просто Дантес прикрывал ее пылкими ухаживаниями за женой поэта. Близкие знали об этом, но для посторонних это выглядело как неприкрытое оскорбление. Пушкин ревновал, хотя в добродетели жены не сомневался. Но масла в огонь подлило это письмо о связи Натальи и Николая Первого. До сих пор не понятно, кто его написал. Но Пушкин подумал на Дантеса и ответил симметрично.

Вклад в культуру

Вклад Пушкина в развитие русского языка трудно переоценить. Писателя и основоположника современной культуры волновало будущее поколение, он хотел повлиять на воспитание молодёжи. Специально для детей он не писал, но пристально следил за детской литературой. Его возмущали писатели, которые создавали произведения изысканным напыщенным слогом. Такое творчество отличалось от знакомой ему жизни.

Александр Сергеевич понимал, что основное обучение нового поколения в России ограничивается изучением нескольких языков, и поверхностным изучением всех наук. Его это не устраивало. В его стихотворениях и сочинениях чувствуется дух патриотизма, который сейчас передаётся юным гражданам, благодаря его лирике можно ощутить всю эстетичность природы.

Необъятен и вклад Пушкина в русскую литературу: каждое произведение автора имеет смысл, определённую мораль. Он высмеивал человеческую глупость, жадность и лицемерие. В своих работах он старался писать по-простому, точно и кратко. Автор мог проникнуть в атмосферу разнообразных эпох и культур, в чём сыграла роль его осведомлённость и любовь к мировой литературе. Народная речь нашла своё место во всех его произведениях.

А. С. Пушкин обладал революционным мировоззрением, был культурно развит и многогранен. Писатель имел благородные цели по преобразованию литературного стиля письма, которые сопровождали его всю жизнь.

Создание единых общенациональных норм литературного языка касалось не только его структуры, но и системы его сти­лей. Пушкин уничтожил устаревшую систему.

«Воспоминания в Царском селе»

Другим примером, демонстрирующим, с одной стороны, особенное положение лицейского Пушкина в кругу уже известных поэтов, может оказаться, пожалуй, самое известное стихотворение «Воспоминания в Царском селе»,

Рис. Автограф стихотворения «Воспоминания в Царском селе» ()

неслучайно помянутого Пушкиным в «Евгении Онегине»: «Старик Державин нас заметил». Напомним, что ситуация складывалась таким образом, что лицеистам было известно то, что экзамен по русской литературе будет принимать олицетворение поэзии XVIII столетия Г.Р. Державин.

Рис. 5. Г.Р. Державин ()

И как-то в связи этим сложилось впечатление о том, что Пушкин со своей удивительной способностью подражать стилям других авторов будет подражать этому автору. Но от попыток Пушкина придать этому стихотворению Державинский вид останется только одна – это правка первой строчки: изначально было так: «Навис покров угрюмой ночи». Но, когда обнаружил, что это будет Державин, Пушкин на всякий случай «ч» поправил на «щ», и получилась старославянская форма «нощи». Таким образом, эта деталь придает облик XVIII века, хотя, работая над этим произведением, Пушкин подражает исторической элегии Батюшкова «На развалинах замка в Швеции», где его лирический герой, блуждая по развалинам древнего рыцарского замка, вспоминает в своих мечтах о той жизни, которая когда-то разворачивалась здесь, противопоставляя героическому прошлому нынешнее безгероическое настоящее. В этом смысле, Пушкин подхватывает строфику и мотивы Батюшковского стихотворения: мы тоже гуляем, но не по развалинам, а по Екатерининскому саду,

Рис. 6. Екатерининский сад (Источник)

созерцая памятники воинским победам эпохи Екатерины ІІ,

Рис. 7. Императрица Екатерина ІІ ()

поэтому тоже возникает ощущение героического прошлого. Но неожиданно финал этой как бы исторической элегии заканчивается не элегически, а одически, потому что Пушкин вспомнить войну 1812 года, которая была недавно, нашу победу, славу русского народа. Таким образом, традиционная печальная историческая элегия Батюшкова под пером Пушкина соединится с одическим финалом. И опять возникнет соединение несоединимого. Безусловно, успех, который имели эти стихи у Державина, отразится на том, что этот текст будет известен и ближайшему окружению лучших русских поэтов, в частности, В.А. Жуковскому, который в этом же году напишет некую вариацию Пушкинскому стихотворению. Это будет тоже прогулка по императорским садам, правда сады будут другие. Это будет Павловск и элегия «Славянка». И здесь мы обнаруживаем, что наш юный поэт оказывается неким источником, творческим импульсом для создания произведений своих учителей и выдающихся к тому времени поэтов.

Романтизм

Сентиментализм и Романтизм в чём-то похожи. В произведениях, принадлежащих к последнему направлению, также отводится большая роль чувствам героя. В них обычно изображается трагическая судьба персонажа.

Место и время зарождения;Конец 18-первая половина 19 века. Зарождение романтизма произошло в Германии

Приверженцы романтизма в русской литературе;В. А. Жуковский
А. С. Пушкин (ранние творения автора)
Н. М. Языков
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); Особенности романтизма;бегство героя из реального в идеальный мир

Упоминание автором исторических событий

Использование фольклорных мотивов в художественном произведении

Психологизм (углубленный анализ внутреннего мира литературного героя); Представители в зарубежном литературном творчестве;Виктор Гюго
Проспер Мериме; Жанровое разнообразие;Поэма, баллада, роман;

Главные герои произведений романтизма – яркие, харизматичные личности с непокорным, зависимым характером. Как правило, они оказываются одинокими. Окружающие главных героев люди не в состоянии понять и принять личность, находящуюся в вечном состоянии борьбы.

Образ главного героя в большинстве случаев таит в себе множество тайн и загадок. Произведениям в духе романтизма присущи необычные обстоятельства (наличие дремучего леса, высоких гор или цыганского табора в тексте).

Лицей

Летом 1811 года, когда Саше исполнилось 12 лет, его определили в Царскосельский лицей. Это учебное заведение открылось по указу императора Александра I, и предполагалось, что в нем будут готовить молодых людей для государственной службы. Пушкин и его товарищи по лицею оказались первыми выпускниками этого легендарного заведения. В первый выпуск из стен лицея вышли замечательные, талантливые молодые люди:

  • Александр Пушкин, наш поэт;
  • Вильгельм Кюхельбекер, поэт и декабрист;
  • Александр Горчаков, дослужившийся до должности главы русского внешнеполитического ведомства при Александре II, и ставший в 1867 году последним канцлером Российской империи;
  • Михаил Яковлев – талантливый музыкант и певец;
  • Антон Дельвиг – литератор и издатель;
  • Николай Корсаков – композитор.

Учеба в лицее, общение с талантливой молодежью, и с замечательными профессорами, такими, как А. П. Куницын (нравственные и политические науки), Н. Ф. Кошанский, (эстетика, российская и латинская словесность); Я. И. Карцов, (физические и математические науки) и другие способствовали расцвету таланта Пушкина. В лицее издавались рукописные, самодельные журналы, в которых печатались первые стихи Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига. Пушкин писал яркие и острые эпиграммы, которые быстро расходились по рукам.

Самым ярким и незабываемым и волнующим днем для Александра Пушкина был день, когда он читал свое стихотворение в присутствии известного русского поэта, перед которым преклонялась вся молодежь – Гаврилы Романовича Державина. На протяжении почти всего экзамена Гаврила Романович дремал

Но когда Александр начал читать свои «Воспоминания в Царском Селе», старый поэт проснулся, и даже как-то вытянулся на стуле, привстал и слушал молодой звонкий голос с нескрываемым вниманием. В этот день Державин почувствовал, что России растет достойная смена, способная заменить его старика

Образ Пугачева

Емельян Пугачев, как и Григорий Отрепьев, — самозванец, но у него совсем другое намерение: он стремится к московскому престолу, чтобы стать «народным» царем. Но эта его благородная по сути цель изначально обречена, так как реализуется безнравственными и жестокими способами. Пушкин долго работал над этим образом: изучал архивы, ездил по Уралу в поисках очевидцев тех событий, собирал факты. Так появился его труд «История Пугачевского бунта». Но личность Пугачева не перестала его волновать, и он пишет повесть «Капитанская дочка», в которой создает художественный образ Пугачева, далекий от прототипа. Казалось бы, для чего? Ведь создан исторический труд, опирающийся на факты… Но, как мы говорили выше, Пушкин стремится не только осмыслить голые факты и события, но рассмотреть их в историческом контексте

Личность человека никогда не развивается прямолинейно, это очень важно. Для Пушкина важным было понять причины взлета и падения Пугачева

Безусловно, это сильная личность. Человек незаурядный: умный, широкий, проницательный. Он может быть и добрым. Но во имя чего он пошел на пролитие крови и на массовые убийства? Сам Пугачев отвечает на это вопрос просто: «Воли мне мало». Ему кажется, что вот царь-то и есть абсолютно свободный человек. А если так, то такой свободный народный царь и народ может сделать свободным. Это ложная цель и ложный путь, поэтому Пугачев и погибает. Но именно этот идеал любит народ, поэтому и пошел за ним.

В повести «Капитанская дочка» показан не только народный идеал царя, но и те представители народа, которые живут по высокому нравственному закону: «Не в силе Бог, но в правде».

Лицеисты Пушкин и Пущин. Рисунок Нади Рушевой

Отправляя Петрушу на службу, его отец говорит ему в напутственном слове: «Береги честь смолоду». И Петр Гринев ни разу не нарушит этот принцип, даже перед лицом смерти. Так же поступают капитан Иван Кузьмич, Василиса Егоровна, жена его… А Маша Миронова, «трусиха», которая теряла сознание от звука пушечного выстрела в честь именин маменьки, настолько презирает предателя Швабрина, что готова лучше умереть, чем выйти за него замуж.

В этой повести Пушкин осмысливает народные морально-нравственные нормы, которые многие и до него, и после него не только отрицают, но и осмеивают, считая их устаревшими. Но для Пушкина они являются проявлением высшей нравственности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: