Теория музыки и музыкальная практика
По воспоминаниям современников, интерес к музыке у Одоевского проснулся ещё в ранней юности. Даже в его маленькой квартирке в Газетном переулке размещалось небольшое кабинетное фортепиано. Особенно его привлекала музыкальная теория и, прежде всего, теория темперации. Неприменимость равномерно темперированной хроматической гаммы, используемой в классической музыке, для воспроизведения применявшихся в народной музыкальной практике музыкальных ладов, стала очевидной ему, когда он записывал с голоса народные напевы. Это открытие, вероятно, сделанное в конце 1840-х годов, в значительной степени определило направление его дальнейших изысканий и доказало ему действенность методов экспериментальной науки нового времени.
От народной музыки Одоевский перешёл к исследованию древних церковных ладов. Он понял, что и здесь традиция не укладывается в рамки, задаваемые равномерной темперацией, и стал изучать возможности энгармонических музыкальных инструментов. Результаты этих исследований нашли своё отражение в серии статей («Русская и так называемая общая музыка», «Об исконной великорусской песне», речь к открытию Московской консерватории «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки», «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов», «Музыка с точки зрения акустики»). Отчасти Одоевский смог воплотить свои идеи в созданном им «энгармоническом клавицине».
«Русские ночи»
Еще одно произведение Одоевского называется «Русские ночи». Впервые оно было опубликовано в 1843 году. Это один из самых философских и удивительных трудов автора, так говорят читательские отзывы.
В аннотации к произведению Одоевского упоминается, что это один из самых сложных и драматических этапов в истории всей русской литературы и культуры. То же самое говорится и в отзывах читателей. Привлекателен формат этой книги героя нашей статьи. По сути, обрамлением служит беседа с элементами философии, которая происходит между несколькими молодыми приятелями. В рассказах поднимаются различные фантастические темы и мотивы.
Энгармонический клавицин[править | править код]
Этот инструмент был заказан у мастера немецкого происхождения А. Кампе, проживавшего в Москве и содержавшего в Газетном переулке фортепианную фабрику, перешедшую в конце века к его дочери, в замужестве Смоляниновой. В архиве сохранилась расписка от 11 февраля 1864 г. о выплате 300 рублей серебром за изготовление инструмента. Хотя Одоевский называл его «клавицином», это было стандартное молоточковое фортепиано, с тем лишь отличием, что каждая его чёрная клавиша делилась надвое, кроме того у него было по одной чёрной клавише там, где обычно их нет — между си и до и между ми и фа.
Этот инструмент хранится ныне в Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве.
Болезнь и смерть
В последние годы жизни Одоевский становится большим другом о. Дмитрия Разумовского, известного московского писателя и исследователя церковной древнерусской музыки. По рекомендации Владимира тот стал руководителем новой кафедры при Московской консерватории. Перед смертью батюшка исповедовал и причастил писателя.
Одоевский ушёл из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 г., когда ему было 64 года. Похоронен в Донском монастыре. После его смерти не осталось какого-либо состояния. В последние дни его особенно сильно поддерживала заботливая и верная супруга. Когда Владимир скончался, она передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку. Всё, что было связано с музыкой (рукописи, ноты, энгармонический клавицин), отправлено ею в Московскую консерваторию. Переданные предметы стали основой для создания музея при этом заведении. Жена пережила Одоевского всего на пять лет.
1. Антоний Погорельский — жизнь и творчество
Антоний Погорельский (1787-1836)— псевдоним Алексея Алексеевича Перовского. В детстве А. Перовский получил разностороннее домашнее образование, затем за два с не большим года окончил Московский университет. Из университета вышел со званием доктора философии и словесных наук. Во время войны 1812 года Перовский был боевым офицером, участвовал в сражениях при Дрездене, Кульме, служил в Саксонии. Здесь он познакомился с известным немецким музыкантом и писателем-романтиком Т.Амадеем Гофманом.
Иронический псевдоним «Антоний Погорельский» связан с названием имения писателя Погорельцы в Черниговской губернии и именем святого Антония Печерского.
А. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе. Погорельский внес вклад в развитие русской литературы и тем, что способствовал воспитанию, литературному развитию своего племянника — Алексея Константиновича Толстого.
14 стр., 7000 слов
Виды (жанры) детской литературы
… детской литературе не относится. 3. Виды (жанры) детской литературы //URL: https://liarte.ru/referat/na-temu-janryi-detskoy-literaturyi/ * Сказка- жанр … литература для Детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, … Погорельского, … детской литературе, а между тем многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии. Литература …
Известность Погорельскому принесли повесть «Лафертовская маковница» (1825), сборник повестей «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), нравоописательный роман «Монастырка» (1830—1833).
Для его произведений характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быта, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироничная манера повествования Погорельского делает привлекательными его произведения. Его первая сказочная повесть «Лафертовская маковница» наряду с «Черной курицей» включается в сборники для детского чтения
Повесть привлекла внимание Пушкина. Его особенно восхитил один из персонажей, существующий то в облике титулярного советника, то в облике бабушкиного кота
Пушкин писал брату: «Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном (у Погорельского — Аристарх.) Фалалеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину».
Детские и юношеские годы
Будущий писатель родился в Москве, дата его рождения — 11 августа 1804 года. Отец его, Фёдор Сергеевич, изначально был военнослужащим, а впоследствии перешёл на должность главы московского филиала Государственного ассигнационного банка. Мать, Екатерина Алексеевна, была из семьи прапорщика. Несмотря на благородное происхождение, родители жили довольно бедно.
Когда Володе исполнилось четыре, его отец ушёл из жизни. Мать снова вступила в брак, а мальчика взял на воспитание дядя по линии отца, генерал Дмитрий Закревский. В детстве ребёнок был дружен со своим двоюродным братом Александром Одоевским, будущим декабристом.
В 12-летнем возрасте Володя поступил в университет благородного пансиона в Москве. В этот период мальчик заинтересовался философией. Особенно ему импонировало творчество Фридриха Шеллинга. Мальчик стал постоянным посетителем литературных кружков, приходил на собрания Общества любителей русской словесности. По окончании учёбы он был отмечен золотой медалью.
После института Владимир занялся изучением литературы и философии. Также его увлекали и другие науки:
- химия;
- анатомия;
- физика;
- точные науки.
В 1823 г. князь Одоевский вместе с бывшими одноклассниками, находясь в литературной среде, основывает творческое общество. Его участники хотели создать уникальную русскую философию, которая могла бы стать базой для новой литературы. Сами они предпочитали называться «любомудрами» и считали философию наукой, путём к познанию бытия.
В этот же период Одоевский начинает пробовать свои силы в литературе. Совместно с Вильгельмом Кюхельбекером выпускает альманах «Мнемозина». Тогда же он начинает писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который так и не был закончен.
Символизм «Русских ночей»
«Односторонность является ядом нынешнего общества и причиной всех недоумений, смут и жалоб», — писал князь в «Русских ночах». По его мнению, эта универсальная односторонность появилась вследствие рационалистического схематизма, который просто неспособен предложить целостное и полное понимание человека, истории и природы. По Одоевскому, только символическое познание приближает людей к постижению «таинственных сил, связывающих жизнь вещественную и жизнь духовную». Для этого, пишет князь, «естествоиспытатель воспринимает произведения как знаки вещественного мира, поэт – живые знаки собственной души, а историк – живые знаки, внесённые в летописи народов». Мысли писателя о символическом характере познания согласуются с общей традицией европейского романтизма. В частности с теорией Шеллинга в сфере философии искусства и учениями Ф. Шлейермахера и Ф. Шлегеля, которые подчёркивали особую роль познания в герменевтике – искусстве интерпретации и понимания. Владимир считал, что человек в буквальном смысле живёт в мире символов, причём это относится как к природной, так и к культурно-исторической жизни.
Вариант 2
Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, относящийся к направлению романтизма. Родился 1 августа 1803 года в Москве. Известно, что он происходил от знатного княжеского рода варяга Рюрика по линии отца. Мать, Екатерина Алексеевна, была обычная крестьянка. Когда мальчику было всего 5 лет скончался его отец. Его мать вышла второй раз замуж, а опекунами мальчика были назначены родственники Владимира по линии отца. Их отношения были сложными, но Одоевскому удалось приобрести настоящего друга – двоюродного брата Александра, который в будущем станет декабристом.
В 1816 году дядя отдаёт племянника в Московский благородный пансион, который давал глубокие знания, отличное образование. Мальчик окончил его с золотой медалью. Именно в пансионе он начал увлекаться философией, заинтересовался учениями Шеллинга. Во время учёбы уже начинается его литературная деятельность. В журнале «Вестник Европы» печатаются его первые произведения: «Разговор о том, как опасно быть тщеславным», «Дни досад». В институте у юноши появляются друзья, вместе с которыми писатель создаёт Общество «любомудров». Греческое слово «философия» они перевели на русский и получили «любомудрие». У них была единая цель – изучение зарубежных и античных философов, а также создание отечественной философии. К сожалению их литературное сообщество закрыли из-за восстания декабристов, Одоевскому даже пришлось сжечь протоколы всех собраний, опасаясь преследований.
После этих событий писатель женится и отправляется жить в Петербург. Там ему удаётся поступить на службу Цензурного комитета Министерства внутренних дел. Именно Одоевский был основателем закона об авторских правах. В дальнейшем он находится в центре всех событий, в центре славы. У него собирались многие известные писатели. Например, Пушкин, Гоголь, Островский, Крылов, Грибоедов, Лермонтов и многие другие. Так же присутствовали музыканты, путешественники и учёные. Владимир Фёдорович представлял собой философа, литературного и музыкального критика.
Умер 27 февраля 1869 года и похоронен на Донском кладбище в Москве. Одоевский был глубокомыслящим человеком, на протяжении всей жизни он свято верил в человечество и проявлял уважение к достоинству человека. Его произведения были наполнены мотивами проникновения в душу каждого человека и общества в целом.
Одоевский педагог и писатель. Творчество В. Одоевского для детей
Творчество В.Ф.Одоевского для детей.
Князь Владимир Фёдорович Одо́евский — русский писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель. Член-учредитель Русского географического общества.
Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. Мать происходила из крепостных. Оставшись сиротой в раннем возрасте, воспитывался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского
Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30— 40-е годы. Выходит в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом». Жанр произведений, входящих в этот сборник, Одоевский определяет как «сказки».
Свое представление о будущем России он выразил в неоконченном фантастическом романе «4338-й год». Владимир Одоевский в романе первым предсказал появление современных блогов и Интернета: помимо прочих прогнозов, в тексте романа есть строки «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом». Россия простирается на два полушария, сообщающихся внутренним тоннелем. Предугадывает писатель-провидец полеты на Луну, возможность влиять на климат.
По его инициативе в Петербурге были основаны две больницы, ряд детских приютов, создано Общество посещения бедных.
В течение длительного времени Одоевский занимался организацией учебного процесса в различных учебных заведениях. Издает необычное пособие для воспитательных домов, где пребывали сироты, — «Детские книжки для воскресных дней». Здесь помещались педагогические наставления для воспитательниц, дидактические материалы, а также рассказы и сказки для чтения детям.
Главную задачу воспитания Одоевский видел в «приучении ученика прежде всего быть человеком». Общее образование он понимал как общечеловеческое, предшествующее всякому специальному. Современно звучат его мысли о целостном восприятии мира ребенком («дитя — отъявленный энциклопедист; подавайте ему все, не дробя предметы искусственно»), о путях воспитательного влияния на человека, об искусстве говорить с детьми.
Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения. В творчестве, обращенном к детям, Одоевский прежде всего ставил задачу развить умственные способности ребенка, «укрепить его умственные силы». Всех детей писатель делит на «проснувшихся» и «непроснувшихся». «Непроснувшиеся более чем спят», ничто таких детей не интересует, они ничего не делают. Пробудить их могут, например, сказки Гофмана. Вообще же задачу литературы Одоевский видит в пробуждении «непроснувшегося» детского ума, в содействии духовному росту ребенка. Одновременно с этим писатель ставит задачу развить «благодатные» чувства в душе ребенка.
Одоевский с большим удовольствием придумывал сюжеты и ставил домашние спектакли с детьми. Он был человеком увлекающимся, неистощимым на выдумки и веселье. Таких людей, по словам Белинского, на Руси называют «детским праздником».
«Городок в табакерке» — первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. В этой сказке Одоевский продемонстрировал искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он призывал воспитателей.
В других сказках Одоевский использовал фольклорные традиции, причем как русские, так и других народов. Наиболее популярна его сказка «Мороз Иванович».
Кроме сказок, большой популярностью у читателей прошлого века пользовались рассказы Одоевского: «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко», «Шарманщик», «Столяр», «Сиротинка». Содержание большинства из них было связано с детской жизнью, отражало повседневные интересы детей. Рассказы Одоевского, как и все его произведения, развивали идеи доброты, гуманности, душевного благородства, ответственности, трудолюбия.
Одоевский утвердил в литературе для детей жанры научно-художественной сказки, научно-познавательного рассказа, очерка.
Творчество петербургского периода[править | править код]
Для второго периода в творчестве Одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией Сен-Мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. Он активно занимается литературным творчеством. Пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «Современником», «Вестником Европы» несколькими энциклопедиями. Редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В году был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея.
К этому же времени относится и лучшее, по общему признанию, из его произведений — сборник философских эссе и рассказов под общим названием «Русские ночи» (1844), данных в форме философской беседы между несколькими молодыми людьми. Сюда вплетены, например, рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», описывающие фантастические последствия, к которым приводит реализация закона Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, и теории Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу. Лишённая внутреннего содержания, замкнутая в лицемерную условность светская жизнь находит себе живую и яркую оценку в «Насмешке Мертвеца» и в особенности в патетических страницах «Бала» и описании ужаса перед смертью испытываемого собравшейся на бале публикой.
Примерно к этому же времени относится подготовка трёхтомника собрания сочинений, также увидевшего свет в г. и остающегося до сих пор не переизданным.
Тогда же в 1840-е гг. Одоевский постепенно меняет своё мировоззрение: он разочаровывается в мистицизме, признает ценности новоевропейского естествознания и начинает активно пропагандировать идеалы народного просвещения. Наибольшую активность он развивает на этом поприще уже после возвращения в Москву в г., куда он приезжает вместе с Румянцевским музеем и во главе его. Одновременно он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
Одоевский, как педагог. и теоретик русской христианской педагогики
Федоренко Сергей Александрович,
учитель истории и обществознания
Христианской частной школы
имени Каргеля и Бедеккера Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы теоретического формулирования и практических рекомендаций в области педагогики (прежде всего, педагогики дошкольного возраста), изложенные в работах русского педагога, общественного и административного деятеля князя Одоевского.
Ключевые слова и выражения : благородный Пансион при Императорском Московском Университете, государственная служба, публичная библиотека, Румянцевский музей, благотворительность, организация детских приютов, последствия первородного греха, развитие религиозного чувства ребёнка, гармонизация детской души, рукоделие, дошкольный возраст.
Творчеству Владимира Фёдоровича Одоевского (1804 – 1869 гг.), внёсшего значительный вклад в развитие дошкольного образования, посвящены статьи и книги дореволюционных отечественных учёных Н. Карцева («Мариинский институт», 1897), Б. Лезина («Педагогические труды и взгляды В. Ф. Одоевского», 1904), И. Кубасова («Педагогические труды и взгляды В. Ф. Одоевского», 1904), П. Н. Сакулина («Из истории русского романтизма. Князь В. Ф. Одоевский», 1913), российских исследователей советского и постсоветского периодов М. А. Турьян, В. И. Сахарова, В. Я. Струминского, О. Д. Голубевой, Е. Мещериной, С. Николаевой и других. Творчество Владимира Фёдоровича Одоевского исследовалось и зарубежными учёными: В. Бауманом, Г. Дудском, С. Карлингским, Ч. Пасседжем, В. Террасом, В. Фейерхердом и др.
В советское время дважды выходили сборники работ Одоевского – в 1965 и в 1982 годах. В первом случае это были «Избранные педагогические сочинения», а во втором – сборник «О литературе и искусстве». Из педагогических трудов автора советская цензура изъяла значительную часть текстов религиозного содержания, однако и имеющегося достаточно для создания представления о христианской направленности педагогических идей Одоевского.
Сфера деятельности Одоевского не замыкалась педагогикой, а пересекалась со многими его служебными и частными занятиями.
В 1822 году Одоевский завершил своё образование в Благородном Пансионе при Императорском Московском Университете и начал свою служебную деятельность в Москве в архиве Министерства юстиции. В 1826 году он женился и переехал в столичный Санкт-Петербург, продолжая находиться на государственной службе. Здесь он трудился на разных должностях, был секретарём общего собрания цензурного комитета, занимает должность столоначальника департамента духовных дел иностранных исповеданий в Министерстве внутренних дел, побывал библиотекарем комитета иностранной цензуры, помощником директора Императорской Публичной Библиотеки и одновременно заведующим Румянцевским музеем. Нельзя не упомянуть занимаемую им должность правителя дел главного попечительства детских приютов, наиболее тесно связывавшую его с педагогикой.
К сожалению, именно В. Одоевскому петербуржцы обязаны потерей Румянцевского музея, который не имел к Москве никакого отношения, однако заядлый москвич Одоевский убедил Государя Николая Iв том, что Москва в культурном отношении сильно отстаёт от имперской столицы и Петербургу необходимо поделиться с нею музейными фондами. Так что напрашивается здесь аналогия с попыткой, предпринятой в наши дни бывшим директором бывшего Румянцевского музея, опираясь на административный ресурс, заставить Петербург опять поделиться в пользу первопрестольной музейными фондами. Слава Богу, что сейчас иные времена.
В 1862 году Одоевский вослед Румянцевского собрания отправился в Москву. В московской конторе Сената князь получил назначение на должность сенатора по Министерству юстиции. На этой должности он и служил до своей кончины в 1869 году.
Краткая биография Владимира Одоевского для школьников
Годы жизни: 13.08.1803 — 11.03.1869. Прожил 65 лет.
Жанры, в которых работал: рассказ, повесть, сказка.
Основные произведения: «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «Бедный Гнедко», «Серебряный рубль».
Интересные факты из жизни В. Ф. Одоевского
- Литератор был князем, много лет работал на государственной службе, имеет многочисленные награды — ордена Анны и Станислава 1 и 2 степени.
- При его участии в Петербурге были основаны Больница для приходящих и Детская больница.
- Он свободно владел итальянским, французским, немецким, английским, испанским, латинским и древнегреческим языками.
- Писатель всю жизнь прожил с Ольгой Ланской, но детей в браке у него не было.
- В неоконченном романе «4338 год» он предсказал электромобили, космические путешествия, добычу минералов на Луне, ксерокопирование, интернет-блоги.
Биография Владимира Одоевского 3, 4 класс о главном
В 1804 году родился Владимир Федорович. Его дворянская семья была уникальной. С одной стороны имели родственные связи с семьей Рюриковичей, с другой стороны с Львом Толстым. Живя в Москве, он учился в пансионате для дворянских детей. Далее, благодаря своему усердию в учебе, в 1823 году его берут на службу в Москве в архив Коллегии иностранных дел. В его доме собирался литературно — философский кружок. Общение со многими творческими людьми, благотворно влияет на Владимира Федоровича. Он пишет и выпускает свои первые литературные труды.
В 1826 году переезжает в Санкт — Петербург, и поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. Его дом по-прежнему открыт для деятелей культуры. Федор Владимирович любил угощать своих друзей своеобразными блюдами. Собственные рецепты он публиковал в газете.
Кроме своего увлечения химией и кулинарией, Одоевский интересовался мистикой. На этот период приходиться написание многих повестей, сказок. Стоить отметить его незаконченный роман «4338 год» пророчит появления, что — то похожего на нынешний интернет и блоги.
В 1840годы возвращается в Москву. Там он продвигает идеи об ликвидации крепостного права, введению судебных присяжных.
Среди увлечений Владимира Федоровича была музыка. Одоевский собирал и реставрировал многие церковные произведения. Многие его личные музыкальные произведения так и не получили признания. Заинтересовавшись стенографией, он стал писать пособие по изучении русской скорописи. Также стоить отметить, что пользуясь своей властью, он организовал больницы по оказанию помощи бедным людям.
В 1869 году Владимир Федорович умер. После его смерти чаще всего издавалась сказка «Городок в табакерке», а в советское время по мотивам это той сказке был снят мультфильм.
3 класс, 4 класс для детей, биография Одоевского
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Иосиф Бродский
Родился в 1940 году в Ленинграде в семье военного репортера. Его отец прошел войну, и в 1948 году его взяли на работу в фотолабораторию в Москве. Он очень любил журналистику, поэтому в течении 3 лет пробовал работать репортером, журналистом и фотографом.
-
Врангель Петр Николаевич
«Черный барон» Петр Николаевич Врангель — страницы жизни. П. Н. Врангель появился на свет в 1878 г. в городе Новоалександровске (теперь Каунас) в семье очень знаменитого и древнего рода, давшего Европе по 7 фельдмаршалов и адмиралов
-
Ковалевская Софья Васильевна
Ковалевская Софья Васильевна (девичья фамилия-Корвин-Круковская)-личность, известная в большей степени своей научной и ученой деятельностью. Родилась она в семье военнослужащего из офицерского состава артиллерийских войск в середине января 1850 года.
-
Галилео Галилей
Галилео Галилей появился на свет на западе Тосканы в 1564 году в семье лютниста Винченцо Галилея. В их семействе было шестеро детей, но выжило из них лишь четверо. В 1572 году семья Галилеев переехала во Флоренцию, где искусства и научные
-
Екатерина I
Первая императрица России, избранница Великого Петра I. До крещения звалась Мартой. Дата рождения: 15 апреля 1684г. Родина Екатерины осталась неизвестной до сих пор. Разные источники свидетельствуют о том, что она родом из Латвии, а девичья фамилия
-
Мамин-Себиряк Дмитрий
Дмитрий Мамин-Сибиряк – русский писатель, драматург. Он известен своими сказками, очерками, романами. Его жизнь была непростой и в ней было очень много плохого, но творчества это не коснулось. Дети читают Мамина-Сибиряка в начальной школе,
Музыкальное творчество
Одоевский с детства увлекался музыкой. Его больше привлекала теоретическая деятельность. Он интересовался как классикой и музыкой оркестров, так и народными традициями. Владимир Фёдорович фиксировал народные напевы и выводил собственные теории.
В 1840-е писатель увлёкся изучением церковной музыки. Он узнавал о традициях, определял возможности инструментов. Можно сказать, что Одоевский стал одним из создателей музыковедения в нашей стране. Он изобрёл собственный музыкальный инструмент — энгармонический клавицин — и заказал его изготовление. Это обошлось ему в 300 рублей. Прибор представлял собой фортепиано молоткового типа с клавишами, разделёнными на две части. Сегодня посмотреть на это устройство можно в столичном музее имени Глинки.
Одоевский обладал стойким убеждением в том, что музыка построена на научных законах математики. Этим его мнением интересовались многие известные музыканты и композиторы той эпохи. В его салоне бывали:
- Михаил Глинка;
- Милий Балакирев;
- Антон Рубинштейн и др.
Одоевский как ребус
Но самое любопытное в фигуре Одоевского — это запутанность наследия. Он не только почти не оставил напечатанных текстов — от него не осталось и автографов. Нашли только 24 строчки в паре писем да одно позднее стихотворение.
Александр Одоевский. 1824
Принципом Одоевского было отрицание самолюбия. Он никогда не записывал своих стихотворений — сочинял их наизусть и читал вслух друзьям, прекрасно импровизируя. Одоевский был как Гомер: признавал только устное творчество. Почти все сохранившиеся стихи Одоевского, кроме упомянутых выше автографов, были запомнены и записаны его друзьями (в том числе декабристами М.А. Бестужевым, П.А. Мухановым, И.И. Пущиным).
Розен попал на Кавказ в том же 1837 году и, наткнувшись на мечтательного поэта в Пятигорске, заставил его прочитать имевшиеся списки стихов и поправить в них ошибки. И даже в этом случае в его издание 1883 года попало множество непроверенных стихотворений из других источников. Поэтому советские литературоведы со временем отклонили авторство Одоевского у многих из них.
Заключение
Творчество В.Ф.Одоевского и А. Погорельского достойно венчает развитие литературы для детей в первой половине XIX века. Первоначально представленная в немногочисленных произведениях, адресованных юным читателям, к середине прошлого века она утвердилась как самостоятельная ветвь отечественной словесности. Для юных читателей издавались десятки журналов, альманахов, в которых публиковались произведения профессиональных детских писателей. Литература для детей начинает развиваться как литература художественная и научно-познавательная. На пересечении появляется жанр научно-художественной сказки и рассказа.
Самый популярный и наиболее художественно разработанный жанр этого периода — литературная сказка. Она выросла на фундаменте народной сказки. Обогащенная традициями романтизма, литературная сказка способствовала дальнейшему развитию литературы для детей: так возникли сказочная повесть («Черная курица» А. Погорельского), научно-фантастическая сказка («Городок в табакерке» В.Одоевского), положившая начало научно-художественной литературе.