Бабочка крапивница

Живопись.

В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшатьмозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматеринапоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне

Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе

Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей

Византийская фреска в Гереме. Поклонение волхвов. Византийская фреска.

В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

Становление науки

Византийцы сохранили многие достижения античного времени и преумножили их своими научными знаниями. Благодаря значительному вкладу в образование, стало возможным процветание разноплановых научных областей.

Развитие научных знаний

  1. Математика.

Математические навыки античности византийцы успешно применяли при проведении земляных замеров, при возведении зданий, при вычислении налогов, при астрологических расчетах.

Наиболее известен византийский мыслитель Лев Математик, живший в IXвеке. Он является автором изобретения звуковой сигнализации, которая могла передавать сведения на расстояние. Он разработал систему автоматических устройств для тронного зала дворца императора. Эта система приходила в движение при помощи воды. Этому ученому принадлежит первенство применения буквенных обозначений в математических формулах. Его можно назвать основателем алгебры.

Лев Математик 

  1. Медицина.

Медицинские знания византийских ученых были основаны на сочинениях древнегреческого ученого Гиппократа и древнеримского врача Галена. Дополняя эти знания своими наблюдениями и выводами, византийцы создавали учебники по медицинским направлениям.

Лечебные учреждения организовывали при монастырях. В XI веке при одной из больниц столицы было открыто первое в европейских государствах медицинское училище. В 370 году в Кессарии Василий Великий построил первую большую больницу, похожую на небольшой город.

В византийской больнице 

Византийские врачи занимались лечением многих тяжелых заболеваний и даже проводили хирургические операции.

Большое значение ученые придавали изучению лекарственных растений. Многие названия этих растений используются и в наши дни.

  1. Химия.

В Средневековой Византии зарождались теоретические и практические знания в области химии. Были сохранены античные рецепты изготовления керамики, смальты для мозаики, стекла, различных красок.

Ярким изобретением византийских химиков является «греческий огонь». Ученым удалось разработать уникальную формулу создания огня, который невозможно потушить водой. В состав этой формулы входили нефть, смолы и известь. Такой огонь помог воинам одержать множество побед в морских битвах.

Греческий огонь 

  1. География.

Научные знания Византии успешно пополнялась изучением географии. Купцы, отправляющиеся в другие государства с целью торговли, составляли описание своих путешествий.

Византийцы владели мастерством составления чертежей городских поселений и географических карт.

  1. История.

Благодаря многочисленным энциклопедическим историческим произведениям до наших дней дошли ценные сведения о средневековой жизни, историко-географические и этнографические данные.

Наряду с исторической наукой в Византии широко было распространено составление хронографий, в которых в хронологическом порядке записывались важные события того периода.

Одним из известнейших византийских историков является Прокопий Кесарийский – автор трудов об императоре Юстиниане.

Прокопий Кесарийский 

ВЫВОД:научные знания ученых и философов античного периода послужили основой для развития науки в Византии и позволили ей достигнуть значительных успехов относительно своей эпохи.

Примечания

  1. Aglais urticae на NCBI Taxonomy browser (Проверено 19 марта 2010)
  2. Стриганова Б. Р., Захаров А. А . Пятиязычный словарь названий животных: Насекомые (латинский-русский-английский-немецкий-французский)/ Под ред. д-ра биол. наук, проф. Б. Р. Стригановой. — М.: РУССО, 2000. — С. 270. — 1060 экз. — ISBN 5-88721-162-8
  3. Коршунов Ю. П . Определители по флоре и фауне России// Булавоусые чешуекрылые Северной Азии. Выпуск 4. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2002. — С. 57. — ISBN 5-87317-115-7
  4. Моргун Д. В . Булавоусые чешуекрылые европейской России и сопредельных стран. Определитель-справочник. — М.: МГСЮН, 2002. — С. 118. — 208 с. (Проверено 31 марта 2010)
  5. Некрутенко Ю. П . Булавоусые чешуекрылые Крыма. Определитель. — Киев: Наукова думка, 1985. — С. 85—86. — 152 с. (Проверено 31 марта 2010)
  6. Куренцов А.И . Булавоусые чешуекрылые Дальнего Востока СССР. (Определитель). — Л.: Наука, 1970. — С. 26. — 97 с. (Проверено 13 марта 2010)
  7. Йозеф Моуха Бабочки. — Прага: Артия, 1979. — С. 124. — 191 с. (Проверено 13 марта 2010)
  8. 12 Nymphalis urticae на www.nic.funet.fi (Проверено 19 марта 2010)
  9. Львовский А. Л . 23. Сем. Nimphalidae — Нимфалиды// Насекомые и клещи ― вредители сельскохозяйственных культур. Том III. Чешуекрылые. Часть 2/ Под ред. Кузнецова В. И.. — СПб: Наука, 1999. — 216 с. (Проверено 13 марта 2010)
  10. Крапивница на сайте «Бабочки на почтовых марках Европы» (Проверено 14 марта 2010)

картина

Многие из произведений, созданных в византийской живописи, были фигурами Девы Марии с Младенцем Иисусом в руках. Это был самый повторяющийся религиозный мотив за все время существования этого искусства, подчеркивая религиозное влияние на художников того времени..

Рисованные фигуры были очень стилизованы, но они были неестественными и даже абстрактными. По мнению историков, это могло быть связано со снижением реалистичных стандартов периода. Тем не менее, это также может означать просто изменение стиля искусства, которое поддерживалось в течение нескольких веков.

Кроме того, церковь и монастыри диктовали стиль искусства, которым должны были пользоваться художники, что не позволяло византийской живописи процветать свободно, как это было в других художественных движениях..

Картины во многих случаях даже не были «творениями» художника. Это были просто изображения, запрошенные католической церковью, и художники должны были придерживаться запросов, сделанных им их религиозными руководителями.

Эти влияния высшего командования Церкви частично помогли, что византийская живопись была однородна в течение всего этого художественного периода. Для членов высшего командования Церкви художники были лишь средством для осуществления разработанных ими образов..

Основные методы

У периода византийского искусства было два стиля живописи, которые выделялись как главные: те картины, созданные в фресках, и картины, созданные в мольбертах.

Большая часть росписей византийского искусства была сделана из дерева с использованием масляной краски или темперы для создания изображений. Эти фрески были сделаны, более всего, в церквях и храмах.

Они были только религиозными композициями, носили символический характер и соответствовали абстрактным характеристикам византийского стиля. Художники не стремились четко представлять образ человека, а скорее создавали рациональное представление того, что считалось их природой..

Поскольку византийское искусство развивалось в разные периоды, менялись позы людей и их выражения. Эти изменения отражают эволюцию византийского художественного стиля за более чем тысячу лет существования..

Наиболее распространенными темами, написанными на фресках, были: Дева Мария, Младенец Иисус, Воскресение, Страшный Суд и Слава Божья.

Среди самых выдающихся византийских картин: иконы Святой Екатерины де Синай, Муралес монастырей Метеоры и фрески монастырей Монтес-Альтос..

скульптура

Очень мало скульптурных произведений было создано в византийский период. Тем не менее, скульптура использовалась в меньших масштабах в некоторых значительных небольших творениях эпохи.

Например, раньше он лепил небольшие художественные рельефы из таких материалов, как слоновая кость. Это в основном использовалось для украшения обложек книг, коробок с реликвиями и других подобных работ меньшего масштаба.

В то время как не было никаких значительных крупномасштабных скульптур (мозаика была предпочтительна для архитектурного украшения), более богатые люди Византии действительно просили создание скульптурных элементов.

Это произошло больше всего в Константинополе, столице империи. Там, в высшем обществе, были маленькие золотые произведения с некоторыми орнаментами для вышивания. Скульптурные произведения большего масштаба существовали на этом этапе истории человечества, но не в основном в византийский художественный период.

Резные фигурки из слоновой кости, которые чаще всего использовались для создания, были диптихами и триптихами с религиозной темой, представляющими библейские события, такие как распятие Христа..

Одним из наиболее ярких примеров византийской скульптуры является диптих Асклепия, созданный в 5 веке и в настоящее время находящийся в Городском музее Ливерпуля..

Диета при крапивнице

Диету при крапивнице вычисляют исходя из нескольких факторов, учитывая распространённые аллергены и принимая во внимание необходимые компоненты для стабильного функционирования организма. Что можно употреблять в пищу при крапивнице:

Что можно употреблять в пищу при крапивнице:

  • Кисломолочные изделия, кефир, йогурт, творог, сметана и другие;
  • Масло сливочное, а так же подсолнечное;
  • Супы, сваренные на вторичном бульоне;
  • Нежирное мясо, в основном это мясо птицы;
  • Разрешены в употребление все фрукты и овощи, имеющие белый или зелёный оттенки;
  • Чай и компот из сухофруктов;
  • Крупы: перловка, овсянка, манная, геркулес, пшённая и рисовая;

Иконы апостола Луки

— Отче, общеизвестно, что икона Богородицы «Владимирская», авторство которой приписывают апостолу Луке,  написана в Византии в XII веке, то есть её автором никак не может быть святой Лука. Но, тем не менее, предание живет. А ведь это не одна икона, создание которой приписывается апостолу Луке, — их несколько десятков.— Да. Я насчитал примерно 78 икон, и это не учитывая католические. Католики практически все «черные Мадонны» приписывают апостолу Луке.— Как быть в этой ситуации? Ведь очевидно же, что это другой период.— По поводу Владимирской иконы Божией Матери. Во многих официальных церковных источниках говорится, что это список с иконы апостола Луки, который был известен в древней Византии. Наверняка апостол Лука обладал антропоморфическими знаниями — ведь он был медиком, и вполне возможно, что умел хорошо рисовать. Потому что в то время медики часто делали зарисовки человеческого тела. Есть версия, что Лука был сирийским евреем, принадлежал к эллинистической культуре, даже порой изображают его с гуменцом на голове — так ходили философы эллинов. Но при этом сомнительно, что он практиковал иконопись, да и вообще был художником. Ведь Лука был иудеем, а им запрещено делать изображения человека, по религиозным мотивам.— Во время иконоборческих споров, Вселенских Соборов приводилось множество аргументов в поддержку иконописи, но никто ни разу не вспомнил, что есть иконы, писанные самим апостолом Лукой. А ведь если бы такой факт имел место быть – им непременно бы воспользовались. Но ни у прп. Феодора Студита, ни у прп. Иоанна Дамаскина, ни у свт. Никифора Константинопольского, ни у отцов VII Вселенского Собора мы не встречаем этого аргумента. Очевидно, предание об апостоле-иконописце появилось гораздо позже.— Больше ссылались мозаичные изображения из храма Санта-Мария Маджоре. Папа Адриан, в послании к VII Вселенскому собору, говорит об этих мозаиках — как о своеобразной школе для неграмотных. Мол, люди приходят, рассматривают мозаику и начинают лучше понимать Священное Писание. Защитники иконописи ссылались в рассуждениях на Нерукотворный Образ Спасителя, на статую Христа, которую воздвигла кровоточивая жена, а вот на апостола Луку, на иконы его кисти – никогда.— То есть это — позднее предание?— Скорее всего – да. Собственно говоря, если мы вспомним иконографические изображения самого апостола Луки, то увидим, что изображать апостола за писанием икон стали только с XIV века.— Иными словами конкретных данных по этому вопросу нет. И считать апостола Луку живописцем можно только фигурально.— Надо представлять, кто такой живописец. Это человек, который всегда должен был ходить с красками, мольбертом, человек, который жил и питался своей профессией. Потому что любой художник знает, что он может реализовать себя как художник только в практике. Никакая теория не может дать художнику настоящее умение живописать.Возьмем, к примеру, фаюмские портреты — это как раз живопись времен апостола Луки. Мы видим и слабые, и дилетантские черты, но видим и высокохудожественные. Причём творческий рост некоторых авторов мы даже можем проследить, можем заметить, что один и тот же мастер со временем пишет всё более профессионально. То есть нужна практика, кропотливый труд, художник должен «набивать руку». Без этого он не станет настоящим художником.

Фаюмский портрет. I век по Р.Х.

— А ещё нужно учесть, что фаюмский портрет, это энкаустическая живопись — техника достаточно трудоёмкая, требует не только наличия мастерской, но и определённых условий, временных затрат. При специфике апостольской жизни это очень трудно себе представить.— В Помпеях есть художественная мастерская, где явно занимались именно энкаустикой. Это достаточно большая комната, разделённая на части, чтобы было где помощникам растирать краски, разогревать воск. Видно, что там была отдельная светлая комната, в ней были специальные окна, чтобы направлять лучи солнца на объект. Она, правда, сегодня сильно разрушена, но до сих пор видно, где были эти окна. То есть в этой комнате можно было позировать, художник работал над натурой, писал заказные портреты…

Культура Византии краткое сообщение

Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.

Культура Византии кратко

Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.

В чем особенность Византийской культуры?

  1. Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
  2. Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.

Основные достижения византийской культуры:

  • Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
  • Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма. На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
  • Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
  • Развилась уникальная техника мозаика. В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
  • Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
  • Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи.

Какова роль Византийской культуры?

Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она была историческим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.

Надеемся, что сообщение о византийской культуре помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А краткий рассказ о культуре Византии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Иконографическое изображение Богоматери[править | править код]

Богоматерь Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII в.

На Руси было известно более трёхсот иконографических сюжетов изображения Богоматери. Самые известные — «Богоматерь Владимирская», а также «Боголюбовская», «Белозерская», «Всемирная», «Галицкая», «Гора Нерукосечная», «Грузинская», «Донская», «Корсунская», «Казанская», «Муромская» и др. Всё многообразие этих сюжетов можно уложить в три основных композиционных типа: «Богоматерь Оранта», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Умиление». Строго фронтальное поясное изображение Богоматери с поднятыми вверх до уровня плеч руками, ладони которых обращены к зрителю, называется «Оранной» (на Руси «Знамение»). «Панагия» — изображение Богородицы типа «Оранта», но в полный рост. Прообразом всех «Панагий» на Руси служила «Нерушимая Стена» в Софии Киевской. Если Младенец Христос сидит на коленях Богоматери, не прикасаясь к её щеке, и смотрит строгим взором перед собой, сложив пальцы правой руки в благословляющий жест, — это «Одигитрия». К иконографическому типу «Одигитрия» относятся «Богоматерь Иверская», «Грузинская», «Казанская», «Пименовская», «Смоленская», «Тихвинская» и другие. Если на иконе изображена Богоматерь с Младенцем, который прикасается своей щекой к щеке Матери, то это «Умиление». К этому иконографическому типу относятся иконы «Корсунская», «Кикская», «Фёдоровская» и ряд других. Иконографический канон строго предписывает, на какой руке Богоматерь должна держать Младенца, а следовательно, к какой щеке будет прикасаться Младенец. Христос тоже может быть изображён в различных одеждах и позах, строго предписано положение Его рук и ног — всё это составляет канон той или иной иконы и определяет её название.

Своеобразие музыкальной культуры Византии

фото с сайта sonata-etc.ru

Отсутствие нотных памятников светского музицирования не дает ученым в полной мере оценить культурное наследие византийского периода. Ряд музыковедов придерживаются теории о ритмическом и смысловом влиянии античной музыки на искусство Древней Византии. С другой стороны, учитывая многонациональность государства, более распространенная точка зрения заключается в комбинации стилей и форм персидской, армянской, сирийской, еврейской песенности.

Иначе обстоит дело с церковными произведениями. До нас дошли источники, дающие представление о том, каким было музыкальное искусство Византии того времени. Преимущественно, в нем сохранялось наследие римско-католической церкви – григорианский хорал.

Основные способы исполнения:

  • торжественное чтение евангельских текстов;
  • исполнение псалмов и гимнов;
  • аллилуйное пение.

В эпоху поздней Византии церковные службы стали пышнее. Более мощным стало и музыкальное сопровождение служб – в обиход вошло хоровое исполнение, многоголосные песенные структуры.

Чем иконография отличается от классической живописи?

В западном подходе к сакральному искусству (например, эпохи Возрождения) художник чаще всего изображает свой предмет в чисто натуралистическом и репрезентативном стиле. Он использует те же приемы, что и для изображения светского предмета. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.

Но цель иконописца совершенно иная, так и другие его методы достижения этой цели. Иконография изображает святых не такими, какими они были в реальной жизни, а такими, какие они есть в вечности. Он передает свое видение небесного мира не через символы, такие как закаты с золотыми облаками или ангелами, играющими на арфах, а через мистические формы и цвета. Как пишет Контоглу: «Иконография выражается одухотворенными формами, абстрагированными от природных явлений, мира, который находится за пределами явлений, духовного мира».

Описанная как «богословие в цвете и линии», в иконографии традиционно используются особые художественные приемы и стилизация, чтобы донести духовный мир до зрителя. Одна из первых вещей, которые можно заметить, – это стандартизация форм святых людей. Увидев икону, мы сразу можем узнать, что это Христос, это святой Павел, это святой Николай и т. д. Обе формы Святых и состав событий из Евангелий являются фиксированными и архетипическими, хотя они будут немного различаться в зависимости от стиля иконописца.

Еще одной выдающейся особенностью иконографии является крайняя стилизация и ненатуралистическое изображение одежды фигур. Складки одежды изображены с помощью геометрических форм (овалов, прямоугольников, треугольников), демонстрирующих небесный порядок. Опять же, выбор цветов также часто фиксируется: синий для мантии Христа или верхней одежды, красный для туники или внутренней одежды; темно-красный для верхней одежды Девы Марии; и т. п.

Эта стилизация также появляется во всех элементах лиц и членов тела людей на иконе. Их лица не напоминают простых людей, но через стилизацию они показывают нам лица человеческой натуры, преобразованные в Божественное. Руки часто тонкие и выразительные, обычно в различных жестах благословения

Ореолы вокруг голов Христа, Девы Марии и Святых изображены в виде четко очерченного круга, обозначающего их святость и привлекающего наше внимание к их лицам

Даже сама природа преображается рукой иконописца. Здания, горы, деревья и животные обычно изображаются очень упрощенно, схематично, вместо того, чтобы пытаться передать фотографическое сходство.

Иконописец не останавливается на том, что использует технику для изображения духовно преображенной реальности. Он изменяет как время, так и пространство. События, происходившие в разное время, представлены в композиции одновременно, как если бы они происходили одновременно – например, это видно на изображении Рождества Христова, на рождественских иконах, например, где мы видим одновременно в одной иконе Богородицу с Младенцем, ангела, объявляющего о рождении Спасителя пастухам, и волхвов спешащих поклониться Мессии.

Иконописец также не придерживается систематического использования перспективы, чтобы создать иллюзию трехмерности. Вместо этого он часто использует перевернутую перспективу, чтобы показать, где объекты на переднем плане меньше, чем духовно более значимые объекты или люди позади них.

В чём разница между картиной и иконой

Не всякая картина, изображающая, например, Иисуса Христа, Богоматерь или святых, является иконой. Почему?

Потому что любая картина, даже с религиозным сюжетом, это всё-таки художественный образ. В его создании участвовали фантазия художника,  личное восприятие им определённого сюжета, его собственное мировоззрение и т.д. В любой картине проявляется индивидуальность автора.

Совсем другие особенности создания иконы. Во-первых, авторство иконописца чаще всего скрыто. Закончив картину, художник ставит под ней свою подпись, на иконе же указывается только имя того, кто на ней изображён. Во-вторых, в иконе выражена не личная творческая фантазия художника, а мировоззрение церкви

Это очень важно понимать

Вот пример.

Всем известна картина художника-передвижника И. Крамского «Христос в пустыне». Её сюжет взят из Нового Завета: Христос был крещён Иоанном в реке Иордан и после этого 40 дней соблюдал пост, удалившись в пустыню. В конце поста Христос взалкал (алкать – страдать от голода, сильно хотеть есть). Там Его начал искушать дьявол: он предлагал Ему еду, предлагал власть над царством мира, а также подталкивал к доказательству Божественного происхождения, бросившись вниз с высоты храма. Все эти искушения Христос отверг.

На картине Крамского Христос показан в тот момент, когда он особенно страдал от голода. Он сидит в каменистой пустыне на камне, крепко сжав руки. Лицо Его осунулось и полно страдания.

Является ли иконой данное изображение? Конечно, нет. В нём слишком много авторского, личного. Художник переосмысливает евангельский сюжет и обобщает его. Сам Крамской говорил, что он в страданиях Христа хотел показать неизбежную ситуацию в жизни любого человека, когда тот должен сделать собственный нравственный выбор, как ему поступить. У каждого в жизни бывают такие моменты, когда надо найти единственное правильное решение.

И. Крамской переосмысливает религиозный сюжет с морально-философской точки зрения и предлагает его зрителям. Вот почему в Третьяковской галерее, где демонстрируется эта картина, всегда перед ней много народу – она заставляет каждого остановиться и задуматься о многом в своей жизни.

А теперь обратимся к иконе Спас Вседержитель (Пантократор).

Иконописец не должен выражать свои личные эмоции при написании работы – он должен быть бесстрастен, а смотрящий на икону видит в ней только образ того, с кем он духовно общается в данный момент – Христа, Богородицу, святых и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: