Анализ произведения «повесть временных лет» (нестор)

Введение

По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.

Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке:

Каткое содержание

В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа «Повесть временных лет», краткий анализ 430 ₽ Реферат «Повесть временных лет», краткий анализ 260 ₽ Контрольная работа «Повесть временных лет», краткий анализ 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.

Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.

852 (6360 от сотворения мира) год – первая упомянутая дата в летописи. С этого момента начинает употребляться название Русская земля. Так же рассказывается о том, как русы впервые прибыли в Константинополь. Вскоре восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди. Затем северные славяне призвали варягов для управления их племенами. Основателями русской земли считаются три брата варяга по имени Рюрик, Трувор, Синеус. Рюрик стал князем в Ладоге, Трувор в Изборске, а Синеус в Белоозере. Через некоторое время Рюрик стал править один на всей Русской земле. Он основал Новгород, так же поставил своих людей в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве в это время было другое русско-варяжское государство, там правили варяги Аскольд и Дир.

В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.

В летописи описана смерть Олега от укуса змеи, после него государством начинает править Игорь. Он воевал с древлянами, печенегами и греками. Деньгами у русов были гривны. В то время русы были язычниками и поклонялись богу громовержцу Перуну.

Позже древляне убили Игоря, и править стала его жена Ольга, которая была регентом при своем сыне Святославе, после того как юноша вырос он унаследовал трон. Святослав воевал против вятичей, ясов, касогов, хазар и греков. Возвращаясь из похода, он попал в ловушку печенегов и погиб.

После Святослава на Руси начал править Ярополк. Во время правления этого князя было много междоусобиц. Ярополк погиб от рук своего брата Владимира. Владимир принял христианство.

После того как Владимир умер, к власти пришел Святополк. Позже он был свергнут своим братом Ярославом. После смерти Ярослава русское государств опять распадается. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После смерти Всеволода Киевом стал править Святополк, а после него к власти пришёл Владимир Мономах.

Содержание

В нее входит несколько вариантов повествования, которые имеют большое значение для исследователей. В структуре летописи присутствует следующее:

  • Погодные записи. Они представляют собой документальные материалы, которые последовательно изложены. Там указаны и даты.
  • Сказания и легенды. В большинстве случаев они представляют собой рассказы о военных подвигах. Также в летописи присутствуют и религиозные предания.
  • Описания жизни князей и святых.
  • Официальные указы и документы.

Со стилистической точки зрения, перечисленные фрагменты не всегда сочетаются друг с другом. Однако для них характерна важная особенность – в течение всего повествования автор только излагает события, которые произошли, и передает рассказы окружающих. При этом он не высказывает личного отношения и не делает каких-либо выводов.

Военные походы

В начале произведения описывается появление славян. Согласно «Повести временных лет», этот народ произошел от одного из сыновей Ноя. Затем в произведении излагается теория расселения славян. Там же присутствуют сведения о первых русских князьях. Помимо этого, есть информация о появлении династии Рюриковичей

Большое внимание летописец Нестор уделяет войнам и походам князей. К значимым моментам произведения стоит отнести следующее:

Завоевание власти Вещим Олегом. Нестор описывает его восточные походы

Не обошел летописец вниманием и войны с Византией.
Описание походов Святослава в степь. Князь хотел избежать новых кровопролитных войн с печенегами

Нестор отмечает благородство великого князя. Он никогда не наступал, не предупредив врага об этом.
Военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Великий князь укрепил границы Руси на юге и прекратил набеги степняков.
Походы Ярослава Мудрого на Польшу и чудские племена. Также в летописи присутствует описание неудачного нападения великого князя на Константинополь.

Ключевые события в истории

В «Повести временных лет» не только описываются военные действия. Произведение также включает погодные записи относительно разных нововведений, реформ, значимых событий. Помимо этого, в летописи присутствует описание легенд и преданий.

В качестве примера стоит привести предание об основании Киева, которое описывает проповедь Андрея на Черном море. При этом автор называет его Русским морем. К слову сказать, Нестор описывает и происхождение слова «Русь». По его словам, так называлось племя, которое жило на этой территории до прихода Рюрика и его братьев.

Еще одним значимым событием, которое освещается в летописи, считается создание славянской письменности. Это произошло в 863 году. Авторами славянского алфавита стали Кирилл и Мефодий. Нестор отмечает, что братья были посланниками византийского князя. После создания алфавита они сделали перевод Апостола и Евангелия для славян. Эти люди повлияли на появление и самой «Повести временных лет».

Помимо описания широко известных походов Вещего Олега, в летописи имеется и легенда о его смерти. Впоследствии она стала основой знаменитого произведения Пушкина.

Бесспорно, самым важным событием, которое описывается в летописи, считается Крещение Руси. Нестор придает ему особенное значение, поскольку сам является монахом. Он детально описывает жизнь Владимира Великого, включая изменения в его характере, связывая их с принятием христианства.

Последние события, приведенные в летописи, относятся к правлению Ярослава Мудрого. В более поздние версии произведения попало и широко известное «Поучение Владимира Мономаха», который приходился внуком Ярославу Мудрому и был талантливым правителем Киевской Руси.

Повесть временных лет

Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.

Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.

Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.

Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…»

История создания Повести временных лет

Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.

Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.

Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.

Жанр и особенности Повести временных лет

Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.

Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.

Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.

Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.

Содержание Повести временных лет

Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.

Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.

Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.

Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.

Таким образом, основу Повести временных лет составляют:

  • Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
  • Описание крещения Руси;
  • Описание жизни великих князей: Олега, Владимира, Ольги и других;
  • Жития святых;
  • Описание войн и военных походов.

Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.

Начало княжения Изяслава в Киеве

По воле отца братья стали княжествовать каждый в своих городах.

Изяславу, который был старшим, во власть был отдан Киев.

Времена тогда были тяжёлые — кровопролитные войны, битвы разные.

Поганые половцы постоянно делали набеги, побеждая наших. Изяслав и Всеволод после первого же половецкого набега убежали в Киев.

Святослав спасался в Чернигове.

Жители Киева начали просить оружие и коней, чтобы снова сразиться, но князь отказался.

Поэтому народ разозлился и выжил Изяслава из города.

Князь же собрал войско и, прибыв в Киев, наказал бунтовщиков и снова воцарился в своей власти.

Неурожайный год наступил в Ростовской области. Из Ярославля прибыли волхвы с известием, что знают, где есть запасы.

Дескать, это всё жены запасы прячут.

Они тогда многих женщин поубивали, а имущество себе присвоили.

Об этих бесчинствах узнали киевские воеводы и велели привести пленных, которых тут же избили и бороды им повыдергали.

Потом их вывели перед народом и те из людей, у кого они родных поубивали, те их наказали самосудом.

Борис, сын Вячеслава, и Изяслав, сын Ярослава, погибают во время боя около Чернигова.

Все люди оплакивали князя, который всегда по-доброму к ним относился и поступал по справедливости.

Популярные темы сообщений

  • Путешественники древнего мира В очень далекие, древние времена люди исследовали территорию на которой жили. Но им не хотелось сидеть на одном месте и они отправлялись в неразведанные страны. Первые путешествия были связаны с освоениями новых земель.
  • Город Валдай Валдай это обычный Российский город, который не отличается своими размерами. Отличительной чертой этого города является его расположения, так как он стоит на берегу красивого валдайского озера, среди десятков живописных холмов.
  • Плоскостопие Эту болезнь диагностируют у тех людей, чья ступня во время движения полностью касается пола. Кости здорового человека образуют дугу, необходимую для амортизации. Такая арка оказывает помощь при ходьбе и распределяет нагрузку.

Повесть временных лет интересные факты для детей. Повесть временных лет, или Досье для Господа Бога

За нашей древней летописью прочно закрепилось название «Повесть временных лет» — по первым словам, с которых она начинается: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, и кто в Киеве первее нача княжити».
Между тем название это для современного человека уже не совсем понятно. Действительно, какой смысл имеет выражение «временные лета»?

Самое распространенное толкование гласит, что «временных» в данном контексте значит «минувших», «прошедших». Действительно, уже составитель так называемого Тверского сборника, живший в конце 15 – начале 16 века, перевел летописное название следующим образом: «Повести древних лет». Следуя этой традиции, академик Лихачев в своем классическом переводе летописи на современный язык тоже начинает так: «Вот повести минувших лет…».

Однако у слова «временной» есть и другое значение: «не всегда, не вечно существующий; земной, преходящий». Смысловой упор тут делает на противопоставлении течения «временных» (то есть земных) лет – неподвижной вечности, в которой пребывает сакральный, небесный мир.

И вот это значение древний летописец несомненно имел в виду. Дело в том, что «Повесть временных лет» предназначалась собственно не князьям, не образованным современникам летописца и даже не потомкам. Подразумевалось, что главным ее читателем был сам Господь Бог. Летопись отмечала дела и события, по которым будут судить Русскую землю на Страшном суде. Это был своеобразный отчет о прегрешениях и праведных поступках нескольких поколений русских людей. Не случайно, один князь, против которого горожане подняли мятеж, пригрозил им, что если они не образумятся, он прикажет занести их поступок в летопись.

Таким образом, наши далекие предки не воспринимали «Повесть временных лет» просто как историческое сочинение, или рассказ о прошлом. «Временные лета» для них были четко ограниченным отрезком времени, протяженностью в 7000 лет: они начинались с сотворения мира, имели «сюжетную кульминацию» в виде крещения Русской земли и заканчивались Страшным судом, который, согласно пасхальным таблицам, должен был наступить в 1492 году от Рождества Христова. Описывая прошлое, летописец имел в виду будущее, а название летописи призывало помнить не о минувшем, а о вечном.

Продолжение по Ипатьевской летописи

Битва была жесткой. Многочисленное войско половецких и русских воинов сошлись в смертельной схватке. Много потерь было среди своих и чужих. Падали люди с обеих сторон. Струсили половцы перед натиском русских. Ударились в бега. Господь бог был в этот день на стороне русских князей. Не без его помощи удалось одержать победу, сокрушив врага. Возвратились князья домой с великой славою. Молва об их победе разнеслась по всем городам и весям.

Людям явилось очередное знамение. Ничего хорошего оно не предвещало. Увидели в нем предвестника смерти Святополка. Вскоре после этого разболелся князь. Болезнь оказалась сильнее. В апреле месяце Святополк скончался. Похоронили его в церкви святого Михаила, которую он сам когда-то построил. Народ и дружина князя искренне оплакивали его. После смерти мужа, княгиня раздала все богатство по монастырям, попам, сирым да убогим. Люди удивлялись и поверить не могли в такую щедрость. На десятый день киевляне посовещались и послали гонцов к Владимиру Мономаху с просьбой прийти в Киев и занять престол. После этого Владимир долго плакал. Он никак не мог прийти в себя после смерти брата. В Киев решил не ходить. Киевляне оказались весьма настойчивы. Они пришли к Владимиру во второй раз и предупредили, что если он откажется от престола, то много зла произойдет. Их доводы возымели должное действие. Князь дал утвердительный ответ.

Редакция и редактирование

с 1110 по 1113 г. велась первая правка летописного свода. Повесть вобрала различные исторические сведения.

Начальное название

Все летописные издания представляют собой объединение различных текстов или известий из прочих источников раннего времени. Наименование переводится как «Повесть минувших лет».

Материал начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя. Первичный текст повести остался только достоянием монастырской традиции, не дошел до настоящего времени, хотя отдельные следы от новой редакции сохранились в Патерике.

Нынешний текст мог содержать не всю информацию из прошлого. Были переставлены листы оригинала. «Повесть временных лет» как исторический источник представляет собой сочинения, в которых события перечисляются по годам. Их еще называют погодными записями.

Создание «Повести временных лет» отличается от византийских хроник, из которых русские составители перенимали несчетные сведения об истории мира.

В первичных текстах события распределялись не по годам, а по императорским царствованиям Древней Руси.

Благодаря скрупулезному анализу ПВЛ исследователи выявили следы ранних сочинений, вошедших в ее состав.

Изменение и корректировка фактов

Предположительно, авторство принадлежит монаху Нестору, но первичное издание не сохранилось. В первой правке отражались увлечения и пристрастия князя Святополка. После его кончины на престол вступает Владимир Мономах, который являлся князем русских земель и военачальником.

Взойдя на киевский трон, он сохранил собственную «отчину русских земель». При нем восстановилась старая военная мощь государства, обессиленная предшествовавшими феодальными размолвками. Половцам наносился серьезный удар, и они не рисковали набрасываться на землю.

Монах Сильвестр и книжник из среды князя Мстислава текст изменили и исправили. Древнейший список второй правки дошел до настоящего времени в составе Лаврентьевской, а ранний список третьей — в числе Ипатьевской летописи.

При княжении Мономаха в 1113 году произошло корректирование повести с целью правильного трактования власти Святополка, ненавистного киевскому населению. Дело поручили игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру, который переписал свод и добавил несколько вставок о плохих действиях Святополка.

Изменения написания Сильвестром:

  • Введение рассказа попа Василия об ослеплении Василька Ростиславовича.
  • Новое видение и изложение истории похода и русского княжества против половцев.

Сильвестровская начальная редакция была официально признана. Она стала основой будущего русского летописания и дошла во множестве летописных списков. Удалось написать новое видение. Важнейшие события — войны, основание храмов и монастырей, смерть головных лиц церкви. Летописи, включая ПВЛ, — не художественные произведения. В них добавлены договоры русских князей.

События сказания не разъясняются, а просто перечисляются. В Повести часть преданий значительна, так как описываемые начальные события старорусской истории изолированы от времени работы первых летописцев десятками и сотнями лет. В сводах, повествующих о более новых событиях, количество преданий малозначимо.

https://youtube.com/watch?v=WsiD3nSBFWU

Перевод и теории текста

Согласно переводу автора Лихачева Д. С., слово «временных» означает «минувших». В подлинном варианте слово «повести» указывается и характеризуется во множественном числе.

Основные теории:

  • Норманнская.
  • Славянская.

Два вида являются вымышленными и разрозненными — непоследовательными внутренне и возражающими инородным историческим источникам. По отдельности они не существуют. Это два некомпетентных воззрения на один и тот же объект.

Из грамматики древнерусского языка переводчик текста Лихачев не знал ничего. В переводе встречаются детские орфографические ошибки. Тщательные корректировки Советского периода допустили в печать этот текст.

Повесть временных лет занимает в истории отечественного самосознания и в русской литературе особенное место. Это древнейший из сохранившихся летописных сводов, рассказывающий об образовании и создании государства, первых столетиях его создания. Также это значимый памятник, отражающий представления книгописцев XII века о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии. ПВЛ подтверждает высокоразвитое в то время национальное самосознание.

https://youtube.com/watch?v=waPt0WBdkFE

Кто был основателем града?

До сих пор некоторые исследователи выдвигают все новые гипотезы и версии основания столицы Украины. До сих пор никто не может уверенно ответить, кто создал Киев. Ответом на данный вопрос вплотную занимались многие ученые, у которых до сих пор единое мнение на этот счет отсутствует.

До этого длительное время находились ученые, которые скептично относились к истории об основании Киева, описанной в летописи. Большинство из них утверждали, что Кий — мифический князь, а не реальный, так как имена его братьев и сестры связаны с известными местами Киева (речка Лыбедь, горы Щекавица и Хоревица/Замковая).

Множество гипотез было выдвинуто дворянскими историками по поводу года основания Киева и того, кем он был основан. Так, некоторые из них считали, что город был основан племенем сарматов в I веке, другие — готов в III веке. Среди основателей в гипотезах проходили гунны и V век, а также авары и VII в. Но большинство ученых, начиная с М. В. Ломоносова, высказывались про славянское (русское) происхождение основателей. Именно он и В. К. Тредиаковский первыми начали борьбу против норманнов — сторонников теории, что норманны (варяги) были основателями града стольного.

В начале XIX в. прославленный русский историк Н. М. Карамзин выдвинул подтверждение гипотезы про славянское происхождение Кия и его братьев. Однако в том же веке бытовало мнение про то, что Киев создали готы в III веке. Именно сторонники этой теории нашли скандинавские саги, в которых описана столица готского государства — Данпарстад, то есть город на Днепре. Однако нашлись и противники этой теории, сумевшие доказать ее беспочвенность.

В XIX в. все больше ученых начинает защищать гипотезу о славянском происхождении Кия и его братьев, а также о достоверности летописного предания.

Краткая биография

Каждый человек, который хочет узнать больше о жизни этого известного летописца, должен детальнее ознакомиться с информацией, взятой из его биографии.

Происхождение

О жизни Нестора известно совсем мало информации, и поэтому историкам удалось узнать о его жизни только благодаря изучению трудов, которые были написаны летописцем при жизни. Точная дата появления монаха на свет неизвестна. Однако принято считать, что он родился в первой половине 1064 года в Киеве.

О близких и родственниках Нестора практически ничего не известно. Однако многие считают, что он был из зажиточной семьи. Некоторые историки думают так, потому что летописец получил хорошее образование, которое было недоступно простым людям. Уже к подростковому возрасту парень научился читать и грамотно писать.

Начало служения Богу

О службе Господу Нестор начал задумываться еще с ранних лет. Однако окончательное решение он принял в семнадцать. Именно тогда он обратился к Феодосию, который на тот момент был основателем монашества на Руси. Он попросил принять его в послушники. Феодосий долго не мог ответить на просьбу, однако со временем он удовлетворил прошение молодого парня. Сначала Нестор выполнял различные мелкие поручения на территории храма. Этим занимались новички, которые в дальнейшем собирались стать монахами.

Затем ему пришлось пройти специальный монашеский курс, в ходе которого священнослужитель столкнулся с несколькими серьезными испытаниями. Нестор успешно прошел курс и доказал, что он имеет полное право на то, чтобы стать частью монашеского братства. Постриг поручили провести местному игумену Стефану, который в будущем стал преемником Феодосия. После нескольких лет служения Нестор был посвящен в иеродиакона.

Все монахи, которые проживали на территории Киево-Печерского монастыря, во многом себя ограничивали. Послушники монашества даже воздерживались от большого количества пищи. Единственное, что им дозволялось есть каждый день — вода с хлебом. Некоторые монахи отказывались даже от этого и начинали добровольно голодать. На протяжении голодания они много времени уделяли произнесению молитв.

Во время служения в монашеском братстве с летописцем произошел один интересный случай. Однажды ему пришлось участвовать в изгнании беса другого служителя монашества Никиты, у которого было прозвище «затворник». В монашестве ходили слухи, будто дьявол спустился к нему с небес, притворившись ангелом. Он ввел монаха в заблуждение, после чего священнослужитель начал давать послушникам монашества странные пророчества.

Сначала на странное поведение Никиты не обращали внимания. Однако потом он заперся в пещере. Это насторожило остальных монахов. Нестору и другим священнослужителям удалось вывести его оттуда и избавить от бесовских мыслей. Усилия братства закончились успехом, так как со временем Никита не просто встал на праведный путь, но и стал архиереем монашества.

Об убиении Бориса

Власть после смерти Владимира переходит Святополку — его старшему сыну.

Многие стали выражать недовольство правлением Святополка. Народ требовал Бориса — младшего сына Владимира.

Святополк возненавидел Бориса и начал питать мысль о его убийстве.

Он даже начал подговаривать подданных своих и Борис был проткнут во сне копьями.

Святополк решил на всякий случай убить и другого своего брата.

Глеба заманили под предлогом отцовской болезни, но во время его поездки посланные Святополка зарезали его прямо на корабле.

Глеб был похоронен рядом с Борисом.

Святополк возгордился собой, что убил тех, кто мог бы стать наследником престола.

Но у него оставались еще и другие братья, которых он также решил убрать со своего пути.

Брат Ярослав узнал о таких зверствах со стороны брата, он собрал войско и пошел на Святополка.

Святополк собрал еще большее войско и тоже выступил на битву навстречу Ярославу.

Интересные факты

Формирование древнерусской литературы связано с рядом интересных фактов:

Важной особенностью произведений того времени считается рукописный способ распространения. При этом большинство трудов входило в сборники, которые преследовали разные цели

Значение рукописей оценивалось с практической точки зрения.
Авторы соблюдали болгарские и византийские традиции в литературе. Они брали пример с источников, которые переводились, и на их основе создавали нечто совершенно новое. Переводная литература становилась базой для развития собственных традиций.
Цель литературы того времени заключалась в спасении души.
Литературные произведения не должны были преподносить читателям нечто новое. Наоборот они должны были успокоить и заинтриговать привычностью. Это демонстрирует общность с фольклором.

Подлежит ли Начальная летопись восстановлению

Нет. Из давно заваренной каши фальсификаций эксперты вынуждены буквально по крупицам выуживать первоначальные знания о том, «откуда есть пошла земля русская». Поэтому даже непререкаемый авторитет в вопросах идентификации древнерусских литературных раритетов Шахматов чуть менее века назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» — не подлежит.

Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти каждый копиист, обеляя её или очерняя.

« Что на самом деле означает фамилия Джигарханян

Сравнения

Последнее даёт специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идёт о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, который и основал древнейший православный монастырь на Руси — Печерскую обитель— ещё при Ярославле Мудром в 1051 году. Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что становится очевидным – его писал человек, «ведавший» этот мир изнутри.

Впервые упомянутое в «Повести» событие (призвание варяга Рюрика, как он пришёл со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы и живём) написано 200 лет спустя его осуществления.

Кто виноват в путанице

То, что мы называем «Повестью временных лет», существует сегодня исключительно внутри других источников, причём в трёх редакциях: Лаврентьевской летописи (от 1377 года), Ипатьевской (XV столетие) и Хлебниковском списке (XVI век).

Но все эти списки – по большому счёту, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Учёные связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.

Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печерского инока) рассматривал этот труд в контексте своей эпохи: вырывал из летописи только то, что привлекало его внимание, и вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал

Темы

Тематика произведения «Повесть временных лет» многогранна, ведь это самый первый исторический источник информации. Темами данного произведения являются сведения о древнерусских князьях, их жизнеописание, а также управление столь мощным древним государством.

Становление Руси — основная тема повести. Автор описывает формирование и развитие племен, а затем процесс их объединения в государство.
Жизнеописание князей. Каждый князь имел свои слабости и сильные стороны, которые сильно влияли на период его правления

Биография отражалась на политических шагах и предпочтениях, поэтому нам так важно проследить становление личности правителя.
Древнерусская культура. Автор описывает традиции и обычаи народов, посвящает читателя в особенности нравов людей того времени

Мы узнаем о праздниках и ритуалах предков.
Общественное устройство. Мы видим, какие классы формируются в древнерусской общине, следим за тем, какие полномочия и права есть у тех или иных людей. Благодаря этому читатель понимает, как строилась жизнь предков, по каким правилам они жили, к чему стремились и как определяли ценность друг друга.
Быт того времени. Автор описывает подробности бытовой жизни людей того времени: что они носили, как зарабатывали, что делали.

Что такое древнерусская литература?

Древняя русская литература представляет собой начальный и исторически закономерный этап развития. В целом, история русской литературы делится на 2 этапа. Древнерусская появилась в одиннадцатом веке. При этом данный этап завершился в семнадцатом столетии. Начиная с восемнадцатого века, литературу стали называть новой русской.

Под древнерусской литературой понимают начальный этап в истории русской литературы. Главной причиной ее появления считается создание древнерусского государства – Киевской Руси. По размерам и значению оно занимало лидирующие позиции в Европе. Литература способствовала укреплению государства. Потому ее развитие тесно связывали с формированием Киевской Руси.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: