Доклад-сообщение планета нептун 2, 4, 5 класс по физике

Содержание

• Слайд 1

Презентацию подготовили учащиеся 11А классаобщеобразовательной школы I-III ступеней № 67Пимонова Екатерина,Стручков Николай

• Слайд 2

• Слайд 3

Нептун — газовая планета – гигант, восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Нептун также является четвёртой по диаметру и третьей по массе планетой.

• Слайд 4

Планета была названа в честь римского бога морей.

• Слайд 5

Планета былаоткрытав Берлинской обсерватории 24 сентября 1846 года И. Галле и его помощником д’Арре на основании расчётов У. Леверье.

• Слайд 6

Экваториальный радиус – 24 766 км Полярный радиус — 24 341 км Масса – 10,243·1025 кгОбъем — 6,254·1013 км³

• Слайд 7

Среднее расстояние между Нептуном и Солнцем = 4,55 млрд км Перигелий = 4 452 940 833 км Афелий= 4 553 946 490 км

• Слайд 8

Период вращения вокругсвоей оси = 15 ч 57 мин 59 сПериод обращения вокруг Солнца = 164,79 года Скорость обращения = 2,68 км/с

• Слайд 9

• Слайд 10

• Слайд 11

Начиная с высоты около 50 км от поверхностных слоёв атмосферы и далее до высоты в несколько тысяч километров планету покрывают серебристые перистые облака, состоящие преимущественно из замерзшего метана.

• Слайд 12

Температура Нептуна в верхних слоях атмосферы близка к −220 °C. Атмосфера Нептуна очень активна: на планете дуют очень сильные ветры.

• Слайд 13

В 1989 году Большое тёмное пятно, устойчивый шторм-антициклон, был открыт аппаратом НАСА «Вояджер-2». «Тёмные пятна» Нептуна, как полагают, рождаются в тропосфере на более низких высотах, чем более яркие и заметные облака. Таким образом, они кажутся своеобразными дырами в верхнем облачном слое.

• Слайд 14

Кольцевая система Нептуна гораздо менее существенна, чем, к примеру, у Сатурна. В систему колец Нептуна входит 5 компонентов.

• Слайд 15

Первое кольцо Нептуна было обнаружено в 1968 году командой астрономов во главе с Эдвардом Гайнен.Кольца состоят из ледяных частиц, покрытых силикатами.

• Слайд 16

У Нептуна на данный момент известно 14 спутников.

• Слайд 17

Тритон — крупнейший спутник Нептуна. Был открыт английским астрономом Уильямом Ласселом в 1846 году, всего через 17 дней после открытия планеты. Назван в честь Тритона — бога морских глубин в греческой мифологии.

• Слайд 18

Спутник, предположительно, является самым холодным объектом в Солнечной системе, обладающим геологической активностью. Температура на поверхности Тритона составляет 38 K (-235 °C). Масса Тритона составляет 99,5 % от суммарной массы всех известных на данный момент спутников Нептуна. Таким образом, все остальные спутники имеют очень незначительную массу.

• Слайд 19

Протей— второй по размерам спутник Нептуна. Протей является самым крупным несферическим спутником в Солнечной системе. Назван в честь Протея, морского божества в древнегреческой мифологии.

• Слайд 20

Нереида — спутник Нептуна, открытый 1 мая 1949 года ДжерардомКойпером. Спутник назван в честь нереид — морских нимф из греческой мифологии.

• Слайд 21

Neptune orbiter

Neptuneorbiter — предложенная НАСА миссия для изучения Нептуна. Аппарат может быть запущен в 2016 году, однако на сайте агентства не перечислены конкретные даты запуска. Полет, предположительно, займет от 8 до 12 лет. Планируется, что аппарат должен будет выйти на орбиту вокруг газового гиганта и изучит ее погоду, магнитосферу, систему колец и спутников.

Посмотреть все слайды

Физические характеристики

• Размер Нептуна: средний радиус – 24, 62 тыс. км, площадь поверхности – 7,65*109 кв. км.
  • Масса Нептуна – 1,024*1026 кг.
  • Среднее значение плотности – 1,64 г/ куб. см.
  • Ускорение свободного падения в экваториальной части планеты – 11,2 м/с2.

По строению Нептун напоминает своего соседа по Солнечной системе, ледяного гиганта Урана. Под газовой оболочкой, занимающей до 20% массы планеты, расположена ледяная мантия. Она представляет собой смесь жидких аммиака и метана. На самом деле, ледяной эту оболочку назвать трудно. Ее температура колеблется от 1700°С до 4700°С и она представляет собой огромный кипящий океан. Льдом эту жидкость прозвали за ее необычайную плотность.

Под мантией, уходящей вглубь на 7000 км, расположено ядро Нептуна. Оно состоит из железа и солей кремния, подвергнутый давлению в 7 мегабар и температуре в 5500°С.

Знакомство с Солнечной системой

Солнечная система является частью спиралевидной галактики — Млечного пути. В самом ее центре находится Солнце – самый большой обитатель Солнечной системы. Солнце – это горячая звезда, состоящая из газов – водорода и гелия. Оно производит огромное количество тепла и энергии, без которых жизнь на нашей планете была бы просто невозможна. Солнечная система возникла пять млрд. лет назад в результате сжатия газопылевого облака.

Млечный путь

Центральное тело нашей планетной системы — Солнце (по астрономической классификации — желтый карлик), сосредоточило в себе 99,866% всей массы Солнечной системы. Оставшиеся 0,134% вещества представлены девятью большими планетами и несколькими десятками их спутников (в настоящее время их открыто более 100), малыми планетами — астероидами (примерно 100 тысяч), кометами (около 1011 объектов), огромным количеством мелких фрагментов — метеороидов и космической пылью. Все эти объекты объединены в общую систему мощной силой притяжения превосходящей массы Солнца.

Планеты земной группы составляют внутреннюю часть Солнечной системы. Планеты-гиганты образуют ее внешнюю часть. Промежуточное положение занимает пояс астероидов, в котором сосредоточена большая часть малых планет.

Фундаментальной особенностью строения Солнечной системы является то, что все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении, совпадающем с направлением осевого вращения Солнца, и в том же направлении они обращаются вокруг своей оси. Исключение составляют Венера, Уран и Плутон, осевое вращение которых противоположно солнечному. Существует корреляция между массой планеты и скоростью осевого вращения. В качестве примеров достаточно упомянуть Меркурий, сутки которого составляют около 59 земных суток, и Юпитер, который успевает сделать полный оборот вокруг своей оси менее, чем за 10 часов.

Планеты солнечной системы

Сколько существует планет?

Планеты и их спутники:

1. Меркурий,
  2. Венера,
  3. Земля (спутник Луна),
  4. Марс (спутники Фобос и Деймос),
  5. Юпитер (63 спутника),
  6. Сатурн (49 спутника и кольца),
  7. Уран (27 спутника),
  8. Нептун (13 спутников).
  • Астероиды,
  • Объекты пояса Койпера (Квавар и Иксион),
  • Карликовые планеты (Церера, Плутон, Эрида),
  • Объекты облака Орта (Седна, Оркус),
  • Кометы (комета Галлея),
  • Метеорные тела.

Чем отличается земная группа?

К планетам земной группы традиционно относят Меркурий, Венеру, Землю и Марс (в порядке удаления от Солнца). Орбиты этих четырёх планет расположены до Главного пояса астероидов. Эти планеты объединяют в одну группу также из-за схожести их физических свойств — они имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность их в несколько раз превосходит плотность воды, они медленно вращаются вокруг своих осей, у них мало или совсем нет спутников (у Земли — один, у Марса — два, у Меркурия и Венеры — ни одного).

Планеты земного типа или группы отличаются от планет-гигантов меньшими размерами, меньшей массой, большей плотностью, более медленным вращением, гораздо более разрежёнными атмосферами (на Меркурии атмосфера практически отсутствует, поэтому его дневное полушарие сильно накаляется. Температура у планет земной группы значительно выше чем у гигантов (на Венере до плюс 500 С). Элементные составы планет земной группы и планет-гигантов также резко отличаются друг от друга. Юпитер и Сатурн состоят их водорода и гелия примерно в той же пропорции, что и Солнце. У планет земной группы имеется много тяжелых элементов. Земля в основном состоит из железа (35 %), кислорода (29 %) и кремния (15 %). Наиболее распространенные соединения в коре — окислы алюминия и кремния. Таким образом, элементный состав Земли резко отличается от солнечного.

Какие есть планеты-гиганты?

К планетам-гигантам относятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Эти планеты обладают большими размерами, но небольшой плотностью из-за своего газового состава из водорода и гелия. Тем не менее примерно 98 % суммарной массы планет Солнечной системы приходится на массу планет-гигантов!  Тепловой поток из центра Юпитера и Сатурна немного превосходит поток энергии, получаемой планетой от Солнца, тогда как тепловой поток из центра Земли пренебрежимо мал по сравнению с потоком энергии, получаемой Землей от Солнца.Эти планеты удалены на большие расстояния от Солнца, поэтому самые дальние из них — Нептун и Уран, содержат большое количество льда и именуются ледяными гигантами.

Размеры планет солнечной системы

Планеты данного типа обладают большим количеством спутников, в отличие от планет земной группы, и обладают высокой скоростью вращения. Спутниками называются небольшие тела, вращающиеся вокруг планет. Область между планетами наполнена небольшими твердыми частицами и разреженными газами.

№6

Нептун
— это очень холодная планета. Температура
на поверхности планеты достигает -221
градуса по Цельсию. Например, на Земле
минимальная установленная температура
опустилась только до -89 градусов по
Цельсию. При температуре -221 градус по
Цельсию просто невозможно выжить.

В
таких условиях большинство газов
приобретают жидкое состояние, а живой
организм полностью замерзает в течение
одной секунды.

Более
низкая температура наблюдается только
на
карликовой планете Плутон. Он находится
еще дальше от Солнца, из-за чего температура
на его поверхности может падать до -240
градусов по Цельсию.

Слайд 3§1. История открытия планеты НептунНепту́н — восьмая и самая дальняя от

Земли планета Солнечной системы. По диаметру находится на четвёртом месте, а по массе — на третьем. Масса Нептуна в 17,2 раза, а диаметр экватора в 3,9 раза больше земных. Планета была названа в честь римского бога морей. Её астрономический символ— стилизованная версия трезубца Нептуна.Первооткрывателем были признаны сразу двое ученых — Адамс и Леверье. Но оказалось, что Леверье имеет намного больше прав называться первооткрывателем, восьмая планета не сразу получила свое законное название. Какое-то время после ее обнаружения в кругу ученых она обозначалась, как «внешняя от Урана планета».

Единственной планета, открытая благодаря математическим расчётам

Планета Нептун официально открыта 23 сентября 1846 года. Примечательным является тот факт, что Нептун – это единственная планета, открытая благодаря математическим расчетам.

Учеными было обнаружено, что движение соседнего Урана происходит по необычной орбите, это полностью противоречило закону движения всех небесных тел. Этот факт и стал отправной точкой для выдвижения гипотезы о существовании еще одной неизвестной до сих пор планеты в Солнечной системе.

Математики У. Леверье и Дж. Адамс провели необходимые расчеты, которые установили, что действительно есть еще некая планета в определенной области гелиоцентрической системы.

Существующие в те времена приборы не позволяли подтвердить факт наличия планеты, поэтому доказательство было только на бумаге. Лишь спустя несколько лет астрономы подтвердили реальное существование Нептуна.

Открытие и история

Открытие Нептуна стало результатом математического предсказания, основанного на наблюдениях возмущений на орбитах планет Урана и Сатурна. Ранее, в 1610 году, Галилей уже видел Нептун с помощью того же телескопа, который он использовал для обнаружения спутников Юпитера, но он принял его за звезду.

Намного позже, в 1846 году, французский математик, специализирующийся на небесной механике, Урбен Леверье, изучил некоторые возмущения в орбитах Сатурна и Урана. Лучшим объяснением было предположение о существовании новой планеты, орбиту и положение которой он предсказал на небе. Следующим шагом было найти планету, поэтому Леверье убедил немецкого астронома Иоганна Готфрида Галле найти ее.

Ночью 23 сентября 1846 года Галле подтвердил со своей обсерватории в Берлине существование новой планеты, а несколько дней спустя появился Тритон, ее самый большой спутник.

Почти одновременно в Кембридже, Англия, молодой математик Джон Коуч Адамс, который тоже некоторое время работал над этой проблемой, сделал аналогичные предсказания.

Нептун обязан своим названием богу моря в римской мифологии (эквивалент греческого бога Посейдона), следуя традиции называть планеты в честь божеств римского пантеона.

Краткое изложение основных физических характеристик Нептуна

-Тесто: 1,024 × 1026 кг (в 17147 раз больше, чем на Земле)

-Средний радиус: 24 622 км, что в 3,87 раза больше радиуса Земли.

-Форма: сплющены на полюсах в 0,983 раза.

-Средний радиус орбиты: 4 498 х 109 км, что эквивалентно 30,07 грн.

–Наклон оси вращения: 30º по отношению к плоскости орбиты.

-Температура: -220ºC (облака)

-Сила тяжести: 11,15 м / с2 (1,14 г)

-Собственное магнитное поле: Да, 14 микротесла на экваторе.

-Атмосфера: Водород 84%, гелий 12%, метан 2%, аммиак 0,01%.

-Плотность: 1,640 кг / м3

-Спутники: На сегодняшний день известно 15.

-Кольца: Да, они тонкие и состоят из частиц льда и силикатов.

История изучения Нептуна

Нептун – самая далёкая планета Солнечной системы, и расстояние до него огромно. Его сложно изучать с Земли, поэтому используется преимущественно космический телескоп «Хаббл».

Из космических аппаратов лишь один приближался к Нептуну – «Вояджер-2», и было это 25 августа 1989 года

Тогда это было важной задачей, и учёные изменили его траекторию, чтобы аппарат пролетел рядом с Тритоном, даже с риском для него. В итоге он пролетел близко от Нереиды, затем в 4400 км от атмосферы Нептуна, а далее сблизился с Тритоном

Всё это произошло в один день.

Только «Вояджер-2» побывал у Нептуна.

Расстояние до «Вояджера-2» было таким большим, что переданный сигнал в одну сторону шел 246 минут, поэтому зонд работал практически автономно, под управлением предварительно загруженных программ. Он успешно справился со своей миссией и передал множество снимков и научных данных. По сути, большинство знаний о Нептуне получено благодаря «Вояджеру-2».

В день сближения «Вояджера-2» 25 августа 1989 года с Нептуном даже шла ночная передача «Нептун всю ночь» с репортажами об этом событии.

Затем в 2014 орбиту Нептуна пересекал аппарат «Новые Горизонты», но он находился в режиме гибернации, и его целью был Плутон.

Сейчас никаких аппаратов к Нептуну запускать не планируют. НАСА собиралась запустить миссию «Нептун Орбитер» в 2016 году, но до сих пор неизвестно, будет ли она запущена вообще когда-нибудь. В приоритете на исследования сейчас стоит Уран, а не Нептун.

Погода и климат

Вычислить среднюю температуру Нептуна невозможно, т.к. он не имеет твердой поверхности. Ядро планеты разогрето до 5500°С, в мантии температура колеблется от 4700°С до 1700°С, а самое холодное место – верхняя часть тропосферы – охлаждается до -213°.

За счет схожего с Землей
наклона оси вращения восьмая планета подвержена смене сезонов. Правда, длятся
они очень долго – чуть более 40 лет. С 1980 года лето продолжается на южной
стороне, а в 2020 оно придет в северную ее часть.

Верхние слои атмосферы в
области экватора вращаются медленней, чем в области полюсов. За счет этого
возникают гигантские ураганы, достигающие невероятных 600 м/с. Самым крупным
вихрем считается Большое темное пятно, которое наблюдалось в период с 1989 по
1994 год. Его размеры достигали 13*6,6 тыс. км. В это же время здесь бушевали
еще два крупных урагана, расположенные южнее предыдущего. В 2017 году в области
экватора был зафиксирован вихрь диаметром 9 тыс. км.

Вращение и орбита

Как уже говорилось, из-за самой протяженной орбиты нептунианский год длится 164,79 земных лет. В июле 2011 года как раз завершился один виток планеты вокруг светила.

Другие параметры планеты также удивительны и непонятны:

• Ее ось наклонена всего на 28,32°, это довольно близко к показателю Земли. И, хотя он так далеко от Солнца», на нем имеется четко выраженная смена времен года. Происходит она один раз в 40 лет. Объяснить такую выраженную сезонность у самой отдаленной планеты ученые пока не могут
  • Удивительна и скорость вращения Нептуна вокруг своей оси. Полный оборот происходит за 16 часов. Это выше показателей «земной группы». Ночь при этом более продолжительна, чем день
  • Орбита восьмой планеты максимально близка по форме к кругу. Это объясняется тем, что эксцентриситет ее орбиты (0,0097) второй наименьший после Венеры. По этой орбите Нептун летит со второй космической скоростью (23,5 км/сек)
  • Гравитация Нептуна также близка к Земной (11,15 м/сек2).

Происхождение названия Нептуна

Нетрудно догадаться, что за этим последовал спор о том, кто является первооткрывателем новой планеты. Англичане были не очень довольны тем, что французы считали таковым Леверье, ведь Адамс вычислил расположение восьмой планеты гораздо раньше. После продолжительного протеста обеих сторон, было решено считать обоих астрономов равноправными сооткрывателями Нептуна, что, однако, все ещё оспаривается многими историками, в том числе и потому, что Адамс был не уверен в правильности своих расчётов.

Выбор наименования планеты также не обошелся без недовольств. Нет, никого не возмутили названия «Янус» и «Океан», предложенные Галле и Чайлзом соответственно, но попытка Леверье назвать планету своим именем вызвала очередную волну протеста за пределами Франции. В скором времени, Василий Струве, директор Пулковской обсерватории, поддержал имя «Нептун», предложенное Леверье ранее, на что в итоге выразили своё согласие и многие другие астрономы.

Вращение и орбита

Другие параметры планеты также удивительны и непонятны:

• Гравитация Нептуна также близка к Земной (11,15 м/сек2).

История изучения

Нептун не фиксировали до 19-го века. Хотя, если внимательно рассмотреть зарисовки Галилея с 1612 года, то можно заметить, что точки наводят на расположение ледяного гиганта. Так что раньше планету просто принимали за звезду.

В 1821 году Алексис Бувар выпустил схемы, отображающие орбитальный путь Урана. Но дальнейший обзор показал отклонения от чертежа, поэтому ученый подумал, что рядом есть крупное тело, влияющее на путь.

Берлинская обсерватория, где нашли Нептун

За детальное изучение орбитального прохода Урана принялся Джон Адамс в 1843 году. Независимо от него в 1845-1846-х гг. трудился Урбе Леверье. Своими знаниями он поделился с Иоганном Галле в Берлинской обсерватории. Последний подтвердил, что рядом есть что-то большое.

Открытие планеты Нептун вызывало много споров относительно первооткрывателя. Но научный мир признал заслуги Леверье и Адамса. Но в 1998 году посчитали, что все же первый сделал больше.

Сначала Леверье предложил наименовать объект в свою честь, что вызвало массу возмущения. Зато второе его предложение (Нептун) стало современным названием. Дело в том, что оно вписывалось в традиции наименования. Ниже представлена карта Нептуна.

Интересные факты

Нептун нельзя отыскать без использования инструментов. Впервые его заметили лишь в 1846 году. Позицию вычислили математически. Имя дано в честь морского божества у римлян.

Экваториальные облака выполняют оборот за 18 часов.

Он меньше Урана, но превосходит по массе. Под тяжелой атмосферой скрываются слои водорода, гелия и метановых газов. Есть вода, аммиак и метановый лед. Внутреннее ядро представлено скалой.

Метан Нептуна впитывает красный цвет, поэтому планета выглядит синей. Высокие облака постоянно дрейфуют.

Стоит отметить крупные штормы и мощные ветры. Одна из масштабных бурь зафиксирована в 1989 году – Большое темное пятно, длившееся 5 лет.

Представлены ледяными частичками, смешанными с пылевыми зернами и углеродосодержащим веществом.

Самым интересным спутником Нептуна выступает Тритон – морозный мир, выпускающий частички азота и пыли из-под поверхности. Может быть притянутым планетарной гравитацией.

В 1989 году мимо Нептуна пролетел Вояджер-2, приславший первые крупномасштабные снимки системы. Также за планетой наблюдал телескоп Хаббл.

История открытия

После того, как в 1781 У. Гершель
открыл Уран и рассчитал параметры его орбиты, довольно скоро
обнаружились загадочные аномалии в движении этой планеты оно то
«отставало» от расчетного, то опережало его.

В 1832 в отчете Британской Ассоциации развития науки Дж. Эри,
впоследствии ставший королевским астрономом, отмечал, что за 11 лет
ошибка в положении Урана достигла почти полминуты дуги. Вскоре после
опубликования отчета Эри получил от британского астронома-любителя,
преподобного доктора Хассея, письмо, в котором выдвигалось
предположение, что эти аномалии обусловлены воздействием пока еще
неоткрытой «заурановой» планеты. По-видимому, это было
первым предложением искать «возмущающую» планету. Эри не
одобрил идею Хассея, и поиски не были начаты.

А еще за год до этого талантливый молодой студент Дж. К. Адамс
отметил в своих записях: «В начале этой недели появилась мысль
заняться сразу же после получения степени исследованием аномалий в
движении Урана, которые до сих пор не объяснены. Надо найти, могут ли
они быть обусловлены влиянием находящейся за ним неоткрытой планеты и,
если возможно, определить хотя бы приблизительно элементы ее орбиты,
что может привести к ее открытию».

Адамс получил возможность
приступить к решению этой задачи только через два года, и к октябрю
1843 предварительные вычисления были закончены. Адамс решил показать их
Эри, однако встретиться с королевским астрономом ему не удалось. Адамсу
оставалось лишь вернуться в Кембридж, оставив для Эри результаты
проведенных расчетов. По непонятным причинам Эри отреагировал на работу
Адамса отрицательно, ценой чего явилась потеря Англией приоритета в
открытии новой планеты.

Независимо от Адамса над проблемой заурановой планеты работал во Франции У. Ж. Леверье.
10 ноября 1845 он представил Французской АН результаты своего
теоретического анализа движения Урана, заметив в заключение о
расхождении между данными наблюдений и расчетов: «Это можно
объяснить воздействием внешнего фактора, который я оценю во втором
трактате». Такие оценки были проведены в первой половине 1846.
Успеху дела помогло предположение, что искомая планета движется, в
соответствии с эмпирическим Тициуса Боде правилом , по орбите, радиус которой равен утроенному радиусу орбиты Урана, и что орбита имеет очень малый наклон к плоскости эклиптики. Леверье выступил с указанием, где следует искать новую планету.

Получив второй трактат Леверье,
Эри обратил внимание на очень близкое совпадение результатов
исследований Адамса и Леверье, относящихся к движению предполагаемой
планеты, возмущающей движение Урана, и даже подчеркнул это на
специальном заседании Совета инспекторов Гринвича. Но он, как и ранее,
не торопился начать поиски и стал хлопотать о них только в июле 1846,
поняв, какое негодование может вызвать впоследствии его пассивность

Тем временем Леверье 31 августа
1846 закончил еще одно исследование, в котором была получена
окончательная система элементов орбиты искомой планеты и указано ее
место на небе. Но во Франции, как и в Англии, астрономы все не
приступали к поискам, и 18 сентября Леверье обратился к И. Галле,
ассистенту Берлинской обсерватории, который, получив разрешение
директора обсерватории, 23 сентября вместе со студентом ДАрре начал
поиски. В первый же вечер планета была обнаружена, она находилась всего
в 52 от предполагаемого места.

Весть об открытии планеты «на кончике пера», что
явилось одним из ярчайших триумфов небесной механики, вскоре облетела
весь научный мир. По установившейся традиции планета получила название
Нептун в честь античного бога.

Около года между Францией и
Англией шла борьба за приоритет открытия, к которой, как это часто
бывает, сами герои непосредственного отношения не имели. В частности,
между Адамсом и Леверье установилось полное взаимопонимание, и они
оставались друзьями до конца жизни.

Слайд 9КОЛЬЦА НЕПТУНАУ Нептуна есть кольцевая система, хотя гораздо менее существенная, чем, к

примеру, у Сатурна. Кольца могут состоять из ледяных частиц, покрытых силикатами или основанным на углероде материалом, которые наиболее вероятно придаёт им красноватый оттенок . В систему колец Нептуна входит 5 компонентов. Относительно узкое, самое внешнее, расположенное в 63 тысячах километров от центра планеты — кольцо Адамса; кольцо Леверье на удалении в 53000 километров от центра и более широкое; более слабое кольцо Галле на расстоянии в 42000 километров. Кольцо Араго расположено на расстоянии в 57000 километров. От внешних границ кольца Леверье до внутренних границ кольца Араго располагается широкое кольцо Лассел.

Эволюция представления о планете Нептун

С момента своего обнаружения до 1930 г. эта планета считалась наиболее отдаленной от Солнца в нашей системе. Открытие Плутона сделало Нептун предпоследним планетарным объектом, кроме периода с 1979 до 1999 г., когда особенности траектории движения этих тел привели к тому, что девятая планета находилась внутри нептунианской орбиты. С 2006 г. Нептун снова считается самым дальним из-за перевода Плутона в другой статус.

Представления землян об этой планете сразу после ее открытия отличались от теперешних. Некоторые астрономические параметры объекта были измерены более точно, другие были найдены с ошибкой. Так, массу и радиус сначала оценивали выше, чем сейчас, а звездный период, наоборот, считался меньшим.

В понимании природы нептунианской магнитосферы тоже были разночтения — не было выяснено, что магнитное поле наклонено настолько сильно. Считалось, что магнитные и географические полюса планеты примерно совпадают.

Состав и внутреннее строение.

Из всех элементов на Нептуне преобладают водород и гелий примерно
в таком же соотношении, как и на Солнце: на один атом гелия приходится
около 20 атомов водорода. В несвязанном состоянии водорода на Нептуне
значительно меньше, чем на Юпитере и Сатурне.
Присутствуют и другие элементы, в основном легкие. На Нептуне, как и на
других планетах-гигантах, произошла многослойная дифференциация
вещества, в процессе которой образовалась протяженная ледяная оболочка
как на Уране. По
теоретическим оценкам, имеется и мантия, и ядро. Масса ядра вместе с
ледяной оболочкой согласно расчетным моделям может достигать 90% всей
массы планеты.

Внешний облик Нептуна

На изображениях Нептуна легко узнать по трезубцу, что он практически всегда сжимает в крепкой руке. Римляне представляли его мускулистым брутальным мужчиной с гордым взглядом и царственной осанкой.

У него длинные борода и волосы. Живёт Нептун в морской пещере, откуда переселился с Олимпа. Вероятно, на священной горе богов он не смог найти общий язык с “коллегами”, отчего и решил обитать в отдалённом месте.

Нептун часто оказывался в эпицентре скандальных событий мифологического мира. Но, помимо этого, ему нравилось наблюдать за людьми, за их страстями и переживаниями. Однажды юноша по имени Идас попросил у владыки моря колесницу, которую тот ему одолжил.

На ней Идас похитил свою возлюбленную Марпессу. Увидев красавицу, сам Аполлон воспылал страстью к ней, однако девушка предпочла смертного. Аполлон обвинял Нептуна за участие в афере с похищением, однако бога морей это всё лишь забавляло.

Поверхность Марса

Марс – это планета Солнечной системы, которая, по сути, является сухой пустыней. Ее поверхность усеяна многочисленными вулканами (в том числе потухшими) и кратерами. Предполагается, что главный компонент пыли, которой покрыта поверхность планеты – окись железа.

Кратеры на планете хорошо сохранились, так как они не подвергаются выветриванию и воздействию экосистем. Все-таки здесь нет дождя, а тектоника плит слабая.

Оптические иллюзии

Поверхность Марса таит множество загадок для жителей Земли. По-видимому, четвертая планета не хочет их раскрывать, дразня нас иллюзиями. Наиболее распространенные из них – это так называемые каналы и «лица». На их основании распространяются всевозможные конспирологические теории. Наиболее абсурдная из них – якобы американцы скрывают «от всех» марсианскую цивилизацию. Также некоторым любителям «удалось» обнаружить некую «биостанцию Альфа».

Каналы на Марсе

Каналы – это объекты, о существовании которых ученые высказывались в конце позапрошлого века и практически до 1970-х гг. Их описывали как тонкие линии, соединенные в глобальную сеть. Каналы наблюдали итальянские астрономы Секки и Скиапарелли.

В начале ХХ в. были попытки сфотографировать каналы. Высказывались такие гипотезы.

1. Каналы – это сооружения «марсиан».
  2. Наблюдаемые объекты – это не что иное, как естественные геологические объекты.
  3. Каналы представляют собой оптические иллюзии.

То, что каналы являются иллюзорными объектами, было доказано в 1975 г. американскими учеными.

Сфинкс на Марсе

Так называется выветренный холм, который на снимках получил вид человеческого лица. Такие снимки стали источником появления всевозможных псевдонаучных и фантастических толкований.

Сфинкс на Марсе. Фотография сделана марсоходом Curiosity

В ходе работы автоматических марсианских станций было установлено, что изображение лица – не что иное, как оптическая иллюзия.

Ледяные полярные шапки

Около марсианских полюсов располагаются области с большими количествами льда и замороженной углекислоты. Во время марсианской весны диаметр полярной шапки в северном полушарии достигает 1,5 тыс. км, а объем – около 1,2 млн. км3. Она может доходить до 50° широты.

Ледяная шапка на Южном полюсе имеет намного меньший диаметр: весной ее диаметр достигает 400 км. Это связано с тем, что в летний период полушарие находится , и массы льда успевают оттаять.

Моря и материки

На Марсе нет открытых водных объектов. Под «материками» понимают обширные светлые области поверхности. Остальные, более темные районы называются «морями».

Марсианские «моря» закрашены на картинке синим цветом

Марсианские «моря» находятся преимущественно в северном полушарии. В северной части нашего космического соседа есть только два больших «моря» — Ацидалийское, Большой Сирт.

Высохшие реки и глубокие колодцы

На Красной планете есть большое количество объектов, которые напоминают речные русла. Одна из гипотез объясняет их появление в результате некоторой космической катастрофы. Их наличие не доказывает наличие на Марсе рек. Известно только, что данные русла могли появиться в течение достаточно большого промежутка времени.

Также на Красной планете обнаружены так называемые инвертированные русла. Они немного приподняты.

Данные снимков, полученных марсоходами, свидетельствуют о том, что в прошлом на Марсе была жидкая вода. Это подтверждают минералы, которые могли бы образоваться только с помощью воды, причем в результате продолжительного ее воздействия.

Полосы темного цвета на склонах марсианских возвышенностей могут говорить о том, что на поверхности время от времени появляется соленая вода. Это случается в теплый период.  Вода исчезает к наступлению зимы.

Почва

Состав почвы отличается в различных местах. Он был определен марсоходами. Основные компоненты грунта – кремнезем и гидрат окиси железа. Последний и придает почве характерный красноватый оттенок. В марсианской почве содержатся также соли серы, кальция, алюминия.

По данным американского зонда «Феникс», кислотный показатель и прочие параметры марсианской почвы близки к земным. Теоретически на этом грунте можно возделывать растения. В некоторых местах планеты космические зонды обнаружили под поверхностью лед.