Биография В. Гюго
Виктора Гюго называют вождем французского романтизма. Гюго является теоретиком французского романтизма, его роль в формировании романтического романа сложно переоценить. Кроме того, большую роль Гюго сыграл в реформе французской поэзии и в развитии романтического театра.
Виктор Мари Гюго родился в конце февраля 1802 года в Безансоне. Отец писателя был выходцем из семьи рабочего, офицером французской армии. Мать писателя, напротив, была сторонницей династии Бурбонов и ненавидела Наполеона. Брак Леопольда Гюго и Софии Греет сложно назвать счастливым. Спустя несколько лет родители писателя разошлись. Маленький Гюго жил вместе с матерью и братьями в Париже. Женщина воспитывала сына как сторонника монархии.
Писать Виктор Гюго начал в 13 лет. Уже в его первых стихах были ощутимы его политические взгляды. Гюго полностью разделял взгляды своей матери. Он прославлял Бурбонов и проклинал Наполеона
В 17 лет Гюго привлек внимание властей своей одой «На восстановление статуи Генриха IV» и удостоился пенсии от короля
В 1821 году умерла мать поэта, дети остались одни без средств к существованию. Молодой писатель грезил о браке с любимой девушкой, которая была из состоятельной семьи. Отец девушки требовал согласия на брак от отца Гюго. С этого момента началось восстановление отношений между сыном и отцом. А рассказы старого офицера заставили Виктора Гюго по-другому взглянуть на Империю и эпоху революции.
В 1822 году Гюго женился на Адель Фуше. Она стала первой и единственной законной супругой писателя.
В 1825 году Виктор Гюго принимал участие в коронации Карла X. Он написал в его честь оду, был награжден новым королем орденом «Почетного легиона». Однако политические взгляды писателя уже значительно трансформировались. В 1828 году состоялся официальный разрыв Гюго с роялистами.
С 1830 года Гюго стал серьезно заниматься писательством. Он активно внедрял романтическое направление во французскую литературу. В этот период он написал следующие произведения:
- «Собор Парижской Богоматери»
- «Эрнани»
- «Рюи Блаз»
- «Мария Тюдор»
- «Кромвель» и т.д.
К писателю пришли известность и признание.
Революция 1830 года была принята писателем с восторгом. В 1841 году Гюго стал членом Французской академии искусств. Он поддержал короля Луи-Филиппа, который сделал Гюго пэром Франции. Но личное благополучие не могло утаить от писателя тяжело положение народа.
В 1848 году Гюго стал членом парламента. Он произнес несколько речей, в которых выступал в защиту революции и народа. Гюго считали национальным героем. Из-за отказа поддерживать кандидатуру короля, Гюго был вынужден перейти в нелегальное положение.
Замечание 1
В январе 1852 года писатель был официально провозглашен политическим изгнанником. Выдающемуся писателю пришлось покинуть родину. Во Францию Виктор Гюго вернулся лишь спустя 20 лет.
Последние годы своей жизни он провел, окруженный славой. Благодаря многочисленному переизданию книг Гюго был очень состоятельным.
В 1878 году у Гюго произошло кровоизлияние в мозг. После этого писатель не создал ни одного нового произведения.
В мае 1885 года Гюго перенес инфаркт, затем заболел воспалением легких. 22 мая 1885 года писатель скончался.
Суть: о чём роман?
Действие романа «Собор Парижской Богоматери» разворачивается в Париже 1482 года, во время празднования средневекового «Дня шутов» и помолвки знатных королевских особ, которое читатель наблюдает глазами молодого драматурга Пьера Гренгуара. Практически сразу нам представляют всех главных героев романа: отвратительного горбуна звонаря Квазимодо, строгого архидиакона Клода Фролло, обворожительную цыганскую танцовщицу Эсмеральду и капитана королевских стрелков Феба де Шатопера.
Ночью Гренгуар становится свидетелем того, как Квазимодо с таинственным подельником пытается похитить Эсмеральду, но на помощь девушке приходит капитан Феб. После этого драматург попадает в руки нищих, но от расправы его спасает Эсмеральда, которая становится его фиктивной женой на четыре года. Таким образом Гренгуар становится не только наблюдателем, но и активным участником всех будущих событий.
Через некоторое время начинается суд над Квазимодо. Горбуна привязывают к позорному столбу над городской площади, подвергают жестким унижениям, морят жаждой, но в этот момент появляется Эсмеральда, дающая несчастному воды из фляги. Толпа смягчается, и экзекуция заканчивается.
Образуется любовный четырёхугольник. Квазимодо влюбляется в Эсмеральду, не зная, что в неё также влюблён и его воспитатель Клод Фролло, который и был тем самым таинственным подельником горбуна. Однако сама девушка влюблена в своего спасителя – Феба, и верит в то, что он — её судьба, хотя сам де Шатопер не испытывает к ней никаких глубоких чувств.
Однажды ночью танцовщица и де Шатопер тайно встречаются, но следующий за ними архидиакон в приступе ревности набрасывается на Феба и ранит его. Эсмеральду арестовывают, и под пытками та сознаётся во всех обвинениях, включая обвинения в колдовстве и призыве демонов. Ночью перед казнью девушку посещает Клод, обещая ей спасение в обмен на её любовь, но та остаётся верна своему капитану.
Во время казни, за которой равнодушно наблюдал живой и невредимый Феб, начинает действовать Квазимодо, он врывается на эшафот и уносит Эсмеральду в Собор Парижской Богоматери, где по древнему обычаю никто не имеет права тронуть её. Горбун искренне заботится об Эсмеральде и защищает её, поднимая руку даже на своего приёмного отца Фролло. Однако та испытывает к горбуну только страх и отвращение, продолжая мечтать о Фебе.
Через некоторое время спасти Эсмеральду решают нищие Парижа, они штурмуют собор, чтобы вызволить оттуда девушку и спрятать её в городе, но на их пути становится Квазимодо, который решил, что нищие хотят расправиться с его возлюбленной. Король Людовик XI приказывает подавить бунт, и под стенами собора разворачивается кровавая бойня.
Тем временем Фролло и Гренгуар под покровом ночи выводят Эсмеральду из собора. Клод в очередной раз клянётся ей в любви, но та снова отвергает его. Взбесившийся архидиакон оставляет Эсмеральду на попечение затворницы Роландовой башни и направляется за стражей, чтобы лично отдать им девушку. Затворница Пакетта всем сердцем ненавидит цыганскую танцовщицу, так как когда-то цыгане украли у неё дочь, но внезапно выясняется, что Эсмеральда — это и есть давно пропавший ребёнок Пакетты. Несчастная мать прячет дочь в своём убежище, но, к несчастью, та видит капитана Феба и криком выдаёт себя. Эсмеральду хватают, а Паккета, пытаясь её защитить, погибает.
С высоты собора Клод Фролло и Квазимодо наблюдают за казнью Эсмеральды. Когда приговор приводят в исполнение, архидиакон начинает смеяться, и Квазимодо, не говоря ни слова, сталкивает его вниз, и, пока Фролло отчаянно пытается удержаться за водосточную трубу, звонарь молча смотрит на умирающую в петле Эсмеральду. С последними судорогами девушки архидиакон падает и разбивается насмерть.
Спустя несколько лет в склепе Монфокона, куда относили тела всех повешенных преступников, случайно находят скелеты Эсмеральды и обнимающего её Квазимодо. При попытке разъединить их останки горбуна рассыпаются в прах.
Детство и юность
Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец Наполеон Бонапарт вселял надежду на светлое будущее.
Портрет Виктора Гюго
Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».
Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.
Виктор Гюго в детстве и юности
Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.
Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.
Виктор Гюго в молодости
Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.
Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.
Виктор Гюго и его успех
Когда Гюго исполнилось 17, он вместе с братом Абелем начал издавать журнал «Литературный консерватор». О содержании издания красноречиво говорило его название. Окончательно закрепиться на литературном Олимпе помог молодому автору сборник собственных стихотворений «Оды», который он выпустил в 1822 году. С этого момента Гюго стал признанным поэтом Франции.
Книги Гюго были ярким образчиком романтизма, в них почти всегда содержался политический и социальный аспекты, в то время как английский романтизм лорда Байрона выражался в произведениях, где на пьедестал возводилась человеческая личность.
Создание гротеска
В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление — гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой — комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.
Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.
Ранние произведения[править | править код]
Виктор Гюго в молодости
Гюго ведёт свою родословную от трудовой мелкобуржуазной семьи, высоко поднявшейся по социальной лестнице в эпоху Первой империи. Его отец стал генералом наполеоновской армии, его мать — дочь судовладельца, была роялистка-католичка.
Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (—), в Италии (), в Мадриде (), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж.
С по учится в лицее «Людовика Великого». 14 лет () начинает творить
Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine» и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, 15 лет () уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в — две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Vierges de Verdun» и «Rétablissement de la statue de Henri III», положившие начало его «Легенде веков», затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей.
В — издаёт «Conservateur littéraire», литературное приложение к роялистическому католическому журналу «Le conservateur». Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста. Там же публикует ряд критических статей, где превозносит классиков Корнеля и Расина над Шекспиром и Шиллером и призывает отстаивать традицию классиков.
В дебютировал как прозаик: «Bug Jargal» (первый вариант). За оду «Moïse sur le Nil» получил высшую премию конкурса — звание «Maître Floraux». Когда через два года выходит его первый том «Odes et ballades», — это уже не проба начинающего, а книга признанного поэта, несмотря на то, что её автору только двадцать лет.
Важная персона
Роялистские взгляды сыграли большую роль в жизни Гюго. Помимо признания его творчества, так как оно не противоречило главенствующему во Франции монархическому режиму, писатель получил множество привилегий. Например, его возвели в графы, сделали пэром Франции. Гюго с детства мечтал быть представителем аристократии, его желание осуществилось.
Помимо всего прочего, Виктор Гюго был назначен великим магистром масонской ложи «Приорат Сиона». Во времена Революции 1848 года писатель даже выдвигал свою кандидатуру от республиканцев на президентских выборах. Поначалу Гюго приветствовал пришествие к власти Наполеона III, но позже, не получив должности в правящей партии, стал его оппонентом.
Когда в 1851 году Луи Наполеон провозгласил себя императором, писатель уехал из Франции, поселившись на островах в проливе Ла-Манш, а затем в Брюсселе. Вероятно, Гюго затаил большую обиду на правителя Наполеона III, так как начал писать всевозможные памфлеты, направленные против него в частности и всех монархов в общем.
Лишь после смены власти в 1870 году литератор вернулся на родину. Виктор Гюго, включившись в политические дела Франции, голосовал за продолжение Франко-Прусской войны, также он встал на сторону коммунаров, когда в стране провозгласили коммуну. Тем не менее, на время противостояния Версаля и коммунаров, писатель уехал в Брюссель и оттуда призывал обе стороны к примирению.
Виктор Гюго,1852 год
После урегулирования обстановки Гюго вернулся домой и выставлял себя кандидатом в парламент. В своих последних произведениях писатель воплощал утопические пацифистские идеи. Они не были столь удачны и гениальны, как написанные до этого великие романы.
22 мая 1885 года в Париже гениальный писатель покинул этот мир. Умер он от пневмонии, от которой не смог оправиться, Виктору Гюго было 83 года. Весть о его кончине быстро облетела Францию, а на похороны собралось большое количество людей. Павел Беседин – радиоведущий, диктор, журналист рассказывает о последних мгновениях жизни Виктора Гюго так:
Леон Джозеф Флорентин Бонна «Портрет Виктора Гюго», 1879 годМестонахождение: Музей Виктора Гюго, Париж, Франция
Лично моё мнение об этом писателе двояко. С одной стороны, во многом я согласна с его рассуждениями о равноправии, пацифизме, но есть и моменты, в которых никоим образом не могу согласиться с автором. Это отдельные моменты, которые требуют длительного полемического обсуждения.
Я часто думаю о том, как было бы интересно обсудить произведение с самим автором, побеседовать с ним о героях, их характерах и поступках. К сожалению, такой возможности наука нам пока не предоставила. Мне кажется, что посредством искусственного интеллекта можно создавать приближенные к оригиналу интеллектуальные модели известных исторических личностей. Это было бы неординарным и грандиозным научным прорывом.
Дом-музей Виктора Гюго в Париже / divento.com
Ещё хотелось бы отметить относительно Гюго, что пишет он довольно затянуто, многие могут счесть его произведения скучными. Не стоит лишь забывать, что в произведениях Гюго есть масса интересных исторических моментов и затягивающий сюжет. Возможно, в жизни он показал себя не как великолепный человек, но как писатель он во всех смыслах состоялся. Как говорил сам герой моего повествования, «поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях». Читайте больше, сравнивайте авторов, совершайте для себя открытия, ведь выводы делать только вам.
Личная жизнь
Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.
Виктор Гюго и его жена Адель
Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.
Виктор Гюго и Жюльетта Друэ
У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.
Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.
Теоретизация романтизма
В кратком содержании биографии Виктора Гюго обязательно следует выделить в отдельный пункт его вклад в развитие теории романтизма. Он на протяжении всей своей жизни стремился его осмыслить. Гюго призывал отказаться от высокопарных, строгих форм классицизма, пропагандировал творческую свободу.
Вершиной эпохи французского романтизма стало его «Предисловие к «Кромвелю». Шекспировская драма «Кромвель» в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но «Предисловие» переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период — это становление христианства.
Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра — драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма — это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.
Родители Гюго
Семейство Гюго было обеспеченным, в Безнасоне в их распоряжении был большой трехэтажный особняк. Глава семьи Леопольд Гюго происходил из крестьянского сословия, но революция дала ему шанс проявить себя. И он им вполне воспользовался. Начав свою карьеру офицером наполеоновской армии, отец будущего писателя стал сторонником Бонапарта, а затем дослужился до чина генерала. Из-за службы Гюго-старшего семья постоянно переезжала с места на место: Италия, Испания, Франция, острова Средиземного моря, Тоскана – все семейство следовало за Леопольдом Гюго на его новые места службы. На юного Виктора эти путешествия произвели неизгладимые впечатления, в будущем они найдут отражение в его книгах.
О матери писателя сохранилось совсем мало сведений. Достоверно известно лишь то, что Софи Требюше происходила из семьи судовладельца.
Литература
Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.
Виктор Гюго в 1853 году
Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.
Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.
Писатель Виктор Гюго
Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.
Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.
В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.
Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи
Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу
Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.
Автограф Виктора Гюго
Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.
Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.
Книги Виктора Гюго
Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.
Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.
Гюго-поэт[править | править код]
Черты Гюго-романиста характеризовали и Гюго-лирика, поэта, причём именно в лирике особенно раскрылся путь Гюго от поклонения монархии к пламенной борьбе за республику, от хранителя классических традиций до разрушителя классицизма и создателя романтической лирики.
В статьях в журнале «Conservateur littéraire» () Гюго поёт дифирамбы классикам, а в своей юношеской трагедии «Iratimen» он следует традициям классического стиха, от которого он начинает отходить в своих «Одах и балладах». Но в самих «Одах и балладах» Гюго ещё в 1823 году прославляет королевскую власть и сравнивает её с «медным колоссом», который устанавливает «маяк… на оба берега времени».
В он не менее восторженно в предисловии ко второму изданию «Од и баллад» провозглашает, что «история только тогда поэтична, когда на неё смотрят с высоты монархической идеи и религиозного верования». Возможна «только одна свобода — освящённая религией, только одна фантазия, облагороженная верованием». И эти слова из предисловия суммируют поэтическое содержание его «Од и баллад».
Но очень скоро Гюго противопоставил роялизму и католицизму «святой прогресс», увидел задачу своего творчества в служении «святому прогрессу», а средством для этого признал раскрепощение слова от «старого порядка» классицизма и принялся разбивать «кандалы», которые до того «ода носила на ногах». В дальнейшем он в своих привычных для романтиков экзотических «Восточных мотивах», в философских «Созерцаниях», в исторической «Легенде веков», в политических «Карах» одинаково служил злобе политического дня и рвал кандалы старой поэзии, чтобы разорвать социальные путы.
Прославленнейший лирик романтиков, поэт, знавший мало равных себе по богатству, разнообразию, неожиданности и новизне образов, поэт редкой музыкальности, Гюго всегда строит свои произведения на контрастирующей метафоре, на образе-символе идей добра и света, зла и мрака. Призывный, действенный характер его лирики приводил к тому, что современники долго не замечали перегруженности его образов, ходульности многих его сравнений, искусственности его метафор и того, что «музыкальная фраза часто сыграна, — по меткому слову Луначарского, — на тромбоне», что его «музыкальная фантазия — трубная».
Детство и юность
Писатель Виктор Гюго появился родился 26 февраля 1802 года в городе Безансон, который расположен на востоке Франции. Мальчик был третьим ребенком в семье. До него у четы родились сыновья Абель и Эжен.
Виктор Гюго в юности
На свет будущий литератор появился очень хилым и болезненным. Акушерка была уверена, что отпрыск семьи не проживет и половины дня. У него была огромная голова, слабое тельце и вместо крика он издавал едва слышный писк.
Однако Гюго и не думал умирать. Мальчик выкарабкался и начал быстро приходить в форму. Так известному писателю повезло в первый раз, в самом начале жизни.
Родители молодого человека были простого происхождения. Отца будущего литератора звали Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго. Он был выходцем из крестьянства. Однако мужчина отличился в годы революции, был видным активистом и участником важных социальных событий.
Он быстро набрал политический вес, стал военным офицером. А когда к власти пришел Наполеон, большой ценитель талантливых людей любого происхождения, Леопольд дослужился до генерала армии.
Портрет Виктора Гюго в молодости
Мать будущего писателя звали Софи Требюше. О ней известно немногое. Точно можно сказать лишь то, что она была дочерью судовладельца из Нанта, с запада Франции.
Нельзя сказать, что семейная жизнь пары была безоблачной. Родители то и дело ссорились. Атмосфера в доме была ужасной. Во многом именно это стало причиной формирования сложного характера, который отмечали современники Гюго.
Революционные события набирали обороты, обстановка в стране оставалась нестабильной. Политика прокралась практически в каждый дом. Семья писателя в стороне не осталась.
Конфликты родителей часто возникали на почве разных взглядов и предпочтений. Леопольд был преданным сторонником Наполеона. Мать же мальчика поддерживала законную монархическую власть. Считала, что необходимо вернуть династию Бурбонов на трон.
Виктор Гюго в юности
Однако причиной окончательного разлада стали отнюдь не политические споры. В начале 10-х годов Софи Требюше, мать Гюго завела роман на стороне. Ее любовником стал генерал Лагори, к которому она и ушла.
В 1813 брак распался. В последующие годы женщина неоднократно пыталась наладить отношения с бывшим супругом. Но Леопольд был непреклонен.
Виктор Гюго жил на два дома. То у отца, то у матери. Большую часть времени он проводил у родительницы, которая оказала сильное влияние на его политические взгляды и предпочтения. Убедила, что Франции нужна монархическая власть, которая будет бороться за равенство и справедливость.
Детские годы Гюго прошли на территории Парижа. В таких условиях рос и формировался будущий классик с мировым именем.
Заключение Зодчество — “первая книга человечества”
В романе есть такая сцена. Перед архидьяконом собора, суровым и ученым
хранителем святыни, лежит одна из первых печатных книг, вышедших из-под
типографского пресса Гутенберга. Дело происходит в келье Клода Фролло в
ночной час. За окном высится сумрачная громада собора.
“Некоторое время архидьякон молча созерцал огромное здание, затем со вздохом
простер правую руку к лежащей на столе раскрытой печатной книге, а левую — к
Собору Богоматери и, переведя печальный взгляд на собор, произнес:
— Увы! Вот это убьет то”.
Мысль, приписанная Гюго средневековому монаху, — это мысль самого Гюго. Она
получает у него обоснование. Он продолжает : “…Так переполошился бы воробей
при виде ангела Легиона, разворачивающего перед ним свои шесть миллионов
крыльев… То был страх воина, следящего за медным тараном и возвещающего:
“Башня рухнет”.
Поэт-историк нашел повод для широких обобщений. Он прослеживает историю
зодчества, трактуя его как “первую книгу человечества”, первую попытку
закрепить коллективную память поколений в видимых и значимых образах. Гюго
разворачивает перед читателем грандиозную вереницу веков — от первобытного
общества к античному, от античного — к средним векам, останавливается на
Возрождении и рассказывает об идейном и социальном перевороте XV-XVI веков,
которому так помогло книгопечатание. Здесь красноречие Гюго достигает своего
апогея. Он слагает гимн Печати:
“Это какой-то муравейник умов. Это улей, куда золотистые пчелы воображения
приносят свой мед.
В этом здании тысячи этажей… Здесь все исполнено гармонии. Начиная с собора
Шекспира и кончая мечетью Байрона…
Впрочем, чудесное здание все еще остается незаконченным…. Род человеческий
— весь на лесах. Каждый ум — каменщик”.
Используя метафору Виктора Гюго, можно сказать, что он построил одно из самых
прекрасных и величественных зданий, которым любовались. его современники, и
не устают восхищаться все новые и новые поколения.
В самом начале романа можно прочесть следующие строки: “И вот ничего не
осталось ни от таинственного слова, высеченного в стене сумрачной башни
собора, ни от той неведомой судьбы, которую это слово так печально
обозначало, — ничего, кроме хрупкого воспоминания, которое автор этой книги
им посвящает. Несколько столетий назад исчез из числа живых человек,
начертавший на стене это слово; исчезло со стены собора и само слово; быть
может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор”. Мы знаем, что печальное
пророчество Гюго о будущем собора пока не сбылось, хочется верить, что и не
сбудется. Человечество постепенно учиться более бережно относиться в
произведениям рук своих. Думается, что писатель и гуманист Виктор Гюго внес
свою лепту в понимание того, что время жестоко, однако долг человеческий —
противостоять его разрушительному натиску и беречь от уничтожения воплощенную
в камень, в металл, в слова и предложения душу народа-творца.
Список литературы
1. Гюго В. Собрание сочинений в 15 т. / Вступительная статья В. Николаева. —
М., 1953-1956.
2. Гюго В. Собрание сочинений в 6 т. / Вступительная статья М.В. Толмачева. —
М., 1988.
3. Гюго В. Собрание сочинений в 6 т. / Заключительная статья П. Антокольского.
— М., 1988.
4. Гюго В. Девяносто третий год; Эрнани; Стихотворения./ Вступительная статья
Е.Евниной. — М., 1973 (Библиотека всемирной литературы).
5. Брахман С. “Отверженные” Виктора Гюго. — М., 1968.
6. Евнина Е. Виктор Гюго. — М., 1976.
7. Луначарский А. Виктор Гюго: Творческий путь писателя. — Собрание
сочинений, 1965, т. 6, с. 73-118.
8. Минина Т.Н. Роман “Девяносто третий год”: Проблема революции в творчестве
Виктора Гюго. -Л., 1978.
9. Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. — М.: Радуга, 1983.
10. Муравьева А. Гюго. — М.: Молодая гвардия, 1961 (Жизнь замечательных
людей).
11. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. — Л.,
1958.
12. Трескунов М. Виктор Гюго. — Л., 1969.