Какие космические тела образуют солнечную систему кратко

Юпитер

Самая крупная планета Солнечной системе. Она тяжелее Земли в 300 раз и в 11 раз больше по диаметру. Поэтому она и получила свое имя в часть главного римского бога.

День на Юпитере длится 10 земных часов, а год — 12 земных лет.

На Юпитере вообще нет твердой почвы — вся планета представляет собой сгусток газа. Это делает ее похожей больше на звезду, чем на планету. И правда, ученые считают, что если бы в атмосфере Юпитера было больше таких веществ, как водород и гелий, он превратился бы полноценную звезду.

У Юпитера 69 спутников, самые крупные из них — Европа, Ио, Каллисто и Ганимед. Они были открыты знаменитым астрономом Галилео Галилеем еще в 1610 году.

На современных фотографиях Юпитер выглядит очень затейливо: его поверхность представляет собой чередование темных и светлых зон, которые постоянно изменяют форму, цвет и местоположение. Оказывается, мы видим меняющуюся под влиянием мощных ветров атмосферу планеты, где светлые зоны — это облака замороженных частиц аммиака, а темные содержат различные химические элементы.

Выше облаков Юпитера очень холодно (около -145°C), но заметно «теплеет» по мере приближения к центру. Ядро Юпитера горячее поверхности Солнца — там более 24 000°C.

Знаменитой особенностью Юпитера является красное пятно, также постоянно меняющее цвет, размер и форму и хорошо различимое на фото планеты. Это не особенности рельефа, а гигантский ураган — его размер в три раза больше диаметра Земли, а скорость достигает 450 км в час.

Юпитер и Сатурн

Какая же планета — самая большая? В Солнечной системе есть четыре газовых гиганта: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Наибольшие размеры из них имеет Юпитер. Его атмосфера, как и у Солнца, преимущественно состоит из водорода. Пятая планета, названная в честь бога-громовержца, имеет средний радиус 69911 км и массу, превышающую земную в 318 раз. Магнитное поле планеты сильнее земного в 12 раз. Ее поверхность скрыта под непрозрачными облаками. Пока ученые затрудняются с точностью сказать, какие процессы могут происходить под этой плотной завесой. Предполагается, что на поверхности Юпитера – кипящий водородный океан. Астрономы считают эту планету «несостоявшейся звездой» ввиду некоторого сходства их параметров.

У Юпитера 39 спутников, 4 из которых – Ио, Европа, Ганимед и Каллисто – открыты еще Галилеем.

Сатурн несколько меньше Юпитера, он занимает второе место по величине среди планет. Это шестая, следующая планета, также состоящая из водорода с примесями гелия, незначительного количества аммиака, метана, воды. Здесь бушуют ураганы, скорость которых может достигать 1800 км /ч! Магнитное поле Сатурна не такое мощное, как у Юпитера, но сильнее, чем у Земли. И Юпитер, и Сатурн вследствие вращения несколько сплющены у полюсов. Сатурн тяжелее земли в 95 раз, но его плотность меньше, чем у воды. Это наименее плотное небесное тело в нашей системе.

Год на Сатурне длится 29,4 земных, сутки – 10 ч 42 мин. (у Юпитера год — 11, 86 земных, сутки – 9 ч 56 мин.). Он имеет систему колец, состоящих из твердых частиц различного размера. Предположительно, это могут быть остатки разрушившегося спутника планеты. Всего же спутников у Сатурна – 62.

Интересные факты о Солнечной системе

1. Около 99,86% всей  массы Солнечной системы приходится на само Солнце.
  2. Между Землёй и Луной поместились бы все остальные планеты Солнечной системы.
  3. Среди всех планет Солнечной системы наименее изучены Уран и Нептун, а больше остальных изучен Марс.
  4. Среди всех планет Солнечной системы лишь Венера вращается по часовой стрелке. Все остальные — против часовой стрелки, кроме Урана. Из-за угла наклона оси в 90 градусов Уран вращается, как бы лёжа на боку.
  5. Только три небесных тела в Солнечной системе, не считая газовых гигантов, обладают плотной атмосферой — Земля, Венера и Титан, спутник Сатурна.
  6. У Меркурия ядро занимает больший процент общего объёма, чем у любой другой планеты. Учёные полагают, что некогда чудовищное столкновение буквально содрало с него планетную кору.
  7. На Европе, одном из спутников Юпитера, воды больше, чем на Земле.
  8. Кольца есть не только у Сатурна, но и у всех остальных планет-гигантов — Юпитера, Урана и Нептуна.
  9. Температура возле Солнца больше, нежели на его поверхности. Эту загадку разгадать пока не удаётся. Возможно, проявляют действие магнитные силы атмосферы звезды.
  10. Атмосфера Титана. Это единственный из всех спутников планет, имеющий атмосферу. И состоит она в основном из азота. Почти как земная.
  11. Остается загадкой, почему активность Солнца изменяется с определенной периодичностью и временем.
  12. Плутон за всё время, прошедшее с момента его открытия до момента лишения его статуса планеты, не сделал ни одного полного оборота вокруг Солнца.
  13. Юпитер защищает нашу Землю от астероидов и метеоритов — его мощная гравитация притягивает их, и они сгорают в его атмосфере, не добираясь до нашей планеты.
  14. Излучаемая Солнцем радиация смертельно опасна, и нас от неё защищает только атмосфера и магнитное поле Земли.
  15. Самым крупным космическим объектом в Солнечной системе является Международная космическая станция. А заодно и самым дорогим, причём за всю историю человечества сразу.
  16. У нашей Солнечной системы есть хвост, напоминающий четырехлистный клевер.
  17. Огромное количество планетарных спутников Солнечной системы мертвы.
  18. Если сравнивать Солнечную систему и космос, то она в нем просто песчинка.
  19. Некоторые исследователи уверяют, что Солнечную систему создавали искусственным путем.
  20. Запущенный в 1977 году «Вояджер-1» стал первым космическим аппаратом, вышедшим за пределы Солнечной системы.

Источники

Планеты земной группы

Все четыре планеты земной группы расположены близко от Солнца. Они невелики по размерам, состоят из плотных горных пород и медленно вращаются вокруг своей оси. У них мало спутников или нет вообще: например, у Земли — один (Луна), у Марса — два, у Меркурия и Венеры ни одного. Эти планеты не имеют колец.

Первая планета Солнечной системы — Меркурий. Находясь ближе других планет к Солнцу, он обращается вокруг него за самое короткое время. Год на Меркурии, т. е. один оборот планеты вокруг Солнца, равен 88 земным суткам.

Солнце так сильно нагревает эту маленькую планету, что дневная температура на её поверхности достигает +430 °С. Зато ночью падает до -170 °С. В таких условиях существование живых организмов исключено. На Меркурии есть такие глубокие кратеры, что солнечный свет никогда не достаёт до их дна. Там всегда очень холодно. По объёму он гораздо меньше, чем наша Земля: из земного шара можно выкроить 20 таких планет, как Меркурий.

Венера — вторая от Солнца планета. По размерам она как наша Земля. Планету окружает мощный слой атмосферы из углекислого газа. Эта плотная газовая оболочка пропускает солнечные лучи и удерживает тепло, словно плёнка в парнике, не выпуская его в космическое пространство. Поэтому средняя температура в приповерхностном слое атмосферы Венеры составляет около 470 °С.

Атмосфера давит на поверхность Венеры с огромной силой, почти в 100 раз большей, чем атмосфера Земли.

Земля — третья от Солнца планета, единственная в Солнечной системе, на которой есть условия, благоприятные для существования жизни: наличие атмосферы, содержащей кислород; температура, необходимая для развития живых организмов; защитный озоновый слой в атмосфере; вода в жидком состоянии, углерод. Четвёртая планета земной группы — Марс. Его масса в 9,3 раза меньше массы Земли. У него есть два спутника.

Поверхность Марса имеет оттенок цвета ржавчины, потому что в его грунте содержится много оксида железа. Марсианский ландшафт напоминает бледно-оранжевые дюны в пустыне, усеянные камнями.

Над планетой часто проносятся мощные бури. Они вздымают столько ржавой пыли, что небо становится красным. В безветренную погоду оно розоватого цвета.

Как и у нас, на Марсе чередуются времена года, происходит смена дня и ночи. Марсианский год в два раза длиннее земного. У Красной планеты, как её называют учёные, тоже есть атмосфера, но не такая плотная, как у Земли или Венеры.

Уран и Нептун – последние планеты

Седьмая планета Солнечной системы – Уран. Она удалена от Солнца на 2,9 млрд км. Уран – третий по размерам среди планет Солнечной системы (средний радиус — 25 362км) и четвертый по массе (превосходит земную в 14,6 раз). Год здесь длится 84 земных, сутки – 17,5 часов. В атмосфере этой планеты, кроме водорода и гелия, значительный объем занимает метан. Поэтому для земного наблюдателя Уран имеет нежно-голубой цвет.

Уран – самая холодная планета Солнечной системы. Температура его атмосферы уникальна: -224 °С. Почему на Уране более низкая температура, чем на планетах, которые находятся дальше от Солнца, ученым неизвестно.

У этой планеты 27 спутников. У Урана есть тонкие плоские кольца.

Нептун, восьмая по счету планета от Солнца, занимает четвертое место по размерам (средний радиус — 24 622 км) и третье по массе (17 земных). Для газового гиганта он сравнительно невелик (всего в четыре раза больше Земли). Его атмосфера также в основном состоит из водорода, гелия и метана. Газовые облака в верхних ее слоях двигаются с рекордной скоростью, самой высокой в Солнечной системе – 2000 км /ч! Некоторые ученые считают, что под поверхностью планеты, под толщей замерзших газов и воды, скрытых, в свою очередь, атмосферой, может прятаться твердое каменное ядро.

Эти две планеты – близкие по составу, в связи с чем их иногда относят к отдельной категории – ледяных гигантов.

Характеристики спутников небесных тел

Деймос — спутник Марса, который считается одним их самых маленьких, описывается так:

1. Форма — похож на трехосный эллипсоид.
  2. Размеры — 15х12,2х10,4 км.
  3. Масса — 1.480.000.000.000.000 кг.
  4. Плотность — 1,47 г/см3.
  5. Состав. В состав спутника в основном входят каменистые породы, реголит. Атмосфера отсутствует.
  6. Ускорение силы тяжести — 0,004 м/с2.
  7. Температура — -40°С.

Характеристики Каллисто:

• Форма — округлая.
  • Диаметр — 4820 км.
  • Масса — 107.600.000.000.000.000.000.000 кг.
  • Плотность — 1,834 г/см3.
  • Состав — диоксид углерода, молекулярный кислород.
  • Ускорение силы тяжести — 1,24 м/с2.
  • Температура — -139,2°С.

Рассмотрим характеристики Оберона:

1. Форма — округлая.
  2. Диаметр — 1523 км.
  3. Масса — 3.014.000.000.000.000.000.000 кг.
  4. Плотность — 1,63 г/см3.
  5. Состав — камень, лед, органика.
  6. Ускорение силы тяжести — 0,35 м/с2.
  7. Температура — -198°С.

Веста: астероид крупным планом

Тысячи маленьких небесных тел астероидов бороздят просторы Солнечной системы. Они имеют неправильную осколочную форму, однако при этом могут достигать 500 км в диаметре, как Веста.

Веста — четвертый по времени открытия астероид (1807 г.) и самый Тип: астероид Год: 1325 суток (3,6 года) Сутки: 5,3 ч Среднее расстояние от Солнца: 353 201 000 км (2,4 а. е.) Диаметр: 530 (578×560×458) км Масса: 2,59 · 1020 кг яркий из всех. В моменты наибольшего сближения с Землей Веста светит, как звезда 5-й величины. На темном небе ее можно разглядеть невооруженным глазом.

По размеру среди астероидов Веста — вторая после Паллады, поскольку в новой классификации из-за правильной шарообразной формы Церера была отнесена учеными не к астероидам, а к карликовым планетам.

В 2011–2012 гг. космический аппарат Dawn («Рассвет») работал на орбите вокруг Весты и передал на Землю ее подробные снимки. Кратеры на них названы именами весталок — жриц римской богини Весты, чье имя носит астероид.

Внутренняя область солнечной системы

Во внутреннюю часть солнечной системы входят планеты земной группы и астероиды. Эти атмосферные тела близки к Солнцу и у них особенные характеристики, которые между собой очень похожи.

Планеты земной группы

Планеты земной группы Спутники
Меркурий
Венера
Земля Луна
Марс Фобос
Деймос

Как вы могли заметить, в эту группу входят четыре ближайшие планеты от Солнца. Их общей особенностью есть то, что они состоят из тяжёлых элементов, у них до двух природных спутников, у них нет колец, они относительно не большего размера. Также у каждой планеты есть кратеры, вулканы и впадины. Спутник Земли — Луна также наделена большим количеством кратеров.

Пояс астероидов

Астероиды — наиболее распространены. Это небольшие атмосферные тела в Солнечной системе. Их большой основной пояс находится между Марсом и Юпитером.

Раньше считалось что астероиды — осколки гипотетической планеты, которая разрушилась по неизвестным причинам. Возможно из-за атмосферного давления, или гравитации планет-гигантов. По современным расследованиям, это последствия формирования Солнечной системы.

Группы астероидов

У астероидов, как и у планет, есть свои группы. Только делят их по одному качеству — характеристика орбиты. У астероидов также есть свои спутники, те же астероиды. Правда, их сложнее обнаружить из-за того что спутник может быть такого же размера как и сам астероид.

На какие группы всё же они делятся:

• основной пояс. В него входят также и разные виды комет. В этом семействе у всех астероидов примерно одинаковые характеристики;
  • семейство Хильды. В это семейство входят тёмные углеродные астероиды. Распространены неравномерно, напоминают треугольник, у которого на углах большое скопление атмосферных тел;
  • троянцы. Группа астероидов, у которой орбитальный резонанс с другими планетами 1:1. Всего таких астероидов до 2020 года было обнаружено 7681, из которых 7642 на орбите Юпитера.

Так же астероиды делятся на классы.

Церера

Это крупнейшее атмосферное тело в поясе астероидов, карликовая планета. Когда её впервые обнаружили, посчитали что это планета. Потом, из-за того что она близко к астероидам отнесли её к ним, и уже в 2006 доказали что это карликовая планета, ведь она способна удерживать сферическую форму с помощью хорошей гравитации и почти 1000 км в диаметре.

Интересные факты о нашей планетарной системе

Венера, единственная из всех больших планет Солнечной системы, совершает вращение вокруг своей оси в направлении, противоположном ее вращению вокруг Солнца.

Самая высокая гора на больших планетах Солнечной системы – Олимп (21,2 км, диаметр – 540 км), погасший вулкан на Марсе. Не так давно на самом крупном астероиде нашей звездной системы, Весте, была обнаружена вершина, несколько превосходящая Олимп по параметрам. Возможно, она — самая высокая в Солнечной системе.

Четыре галилеевских спутника Юпитера – самые большие в Солнечной системе.

Кроме Сатурна, кольца есть у всех газовых гигантов, некоторых астероидов и спутника Сатурна Реи.

Какая система звезд для нас – самая близкая? Солнечная система находится ближе всего к звездной системе тройной звезды Альфа Центавра (4, 36 световых лет). Предполагается, что в ней могут существовать планеты, подобные Земле.

Солнце: наша звезда

Солнцу земляне обязаны своим существованием, ведь вокруг него образовалась наша планетная система. Благодаря солнечному теплу на одной из планет зародилась жизнь.

Солнце — желтая звезда, принадлежащая к так называемым желтым карликам. По меркам Вселенной она не слишком велика, не очень горяча и не очень стара. Диаметр Солнца равен 109 диаметрам Земли, площадь составляет 11 917,607 площади Земли, объем больше земного в 1 301 018,805 раза, а масса — в 332 982 раза. Температура поверхности газового шара — 6000 К. Существует светило во Вселенной уже 4,59 млрд лет.

Наша звезда, как и большинство других, вырабатывает свою огромную энергию за счет происходящих в ее недрах термоядерных реакций, прежде всего превращения водорода в гелий. По современным научным представлениям, Солнце ожидают еще примерно столько же лет спокойного существования. Будет ли оно таковым для землян — зависит от них.

Используя модель как опору, постройте схему Солнечной системы.

В центре схемы огромная звезда – Солнце. У каждой планеты есть своя орбита – траектория, по которой она вращается. Самая ближняя планета к Солнцу – Меркурий, а самая дальняя – Нептун. Наша планета находится на 3 месте и поэтому там сформировались все необходимые условия для обитания на ней всех живых существ.

Схему можно выполнить на листе картона, используя шарики разноцветного пластилина.

5) Часто говорят: «Земля — это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Земле можно так сказать?

Земля наш дом, потому что мы живём на ней. Но Земля одна из планет Солнечной системы, она космическое небесное тело. А значит мы можем сказать, что Земля — наш космический дом.

Земля вращается вокруг Солнца, а вместе с Солнечной системой движется вокруг центра Галактики, то есть совершает определённое путешествие в космосе.

А значит мы можем сказать, что Земля наш космический корабль.

1) Что изучает астрономия?

2) Что такое Вселенная?

3) Что такое Солнечная система?

4) Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?

Солнечную систему можно изобразить, поместив в центр модели Солнце, а вокруг него показав планеты, в порядке их удаления от солнца. Планеты двигаются по вытянутым орбитам.

5) Коротко расскажи о Солнце.

Солнце — самая близкая к нам звезда. Это огромный раскалённый шар, который кажется нам маленьким, потому находится на огромном расстоянии от Земли, около 150 миллионов километров.

Температура поверхности Солнца примерно 7 тысяч градусов, а в его центре может равняться нескольким миллионам градусов. При таких температурах плавится все материалы и идут ядерные реакции.

6) Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?

Нельзя смотреть на солнце через бинокль, очки, или телескоп невооружённым глазом. Оно светит очень ярко, и может испортить зрение. Смотреть на солнце можно только через тёмные очки, и всего несколько минут.

Венера

Размер Венеры почти аналогичен размеру  Земли, поэтому ее часто называют близнецом Земли. Небесное тело имеет атмосферное давление, которое в 100 раз сильнее, чем атмосфера Земли.

Венера выглядит очень ярко, поэтому ее можно увидеть примерно за 4 часа до восхода Солнца. Так что Венеру прозвали звездой рассвета. Венера обычно также известна как звезда Сумерек, потому что она выглядит ярко сияющей на западе, когда Солнце садится. Однако Венера не является звездой, потому что она не способна производить свой собственный свет.

Атмосфера Венеры состоит из углекислого газа (около 96%), азота (3,5%), водяного пара и других газов. Атмосфера Венеры может выдержать лучи солнца, поэтому Венера выглядит ярче всего видимой с Земли. Кроме того, плотная атмосфера Венеры также поддерживает температуру поверхности очень горячей, т. е. 477 ºC.

Направление вращения Венеры по часовой стрелке, поэтому Солнце на Венере поднимается с запада и опускается на восток. Вращение Венеры противоположно направлению вращения на других планетах, которые движутся против часовой стрелки.

Гравитация Венеры совпадает с гравитацией планеты Земля.
Венера не имеет спутника.

Планета Расстояние от планеты до Солнца (млн. км) Диаметр(км) Температура поверхности(ºC)
от до
Венера 108 12,100 +450 +480

Детские стихи о кометах

КометаРимма Алдонина
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
— Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
— Это лёд!
А хвост её — пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
***Г. Сапгир
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
— Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!. ***

***

Очередность орбит

Планеты расположены в таком порядке от Солнца:

Меркурий. Он меньше остальных тел по размеру. Мощное ядро из железо-никелевых сплавов тормозит вращение вокруг своей оси. Спутники отсутствуют, атмосфера под воздействием солнечных ветров сильно разряжена.

Венера. Планета плотно закрыта облаками из углекислого газа и серной кислоты. Ураганные ветры, кислотные осадки на поверхности — постоянные явления.

Земля. В состав атмосферы входят азот, водород и кислород. 2/3 земной поверхности покрыто водой. У Земли единственный спутник – Луна. Планета выгодно расположена – не далеко и не близко от Солнца. Помимо места в Солнечной системе, обилие воды, состав атмосферы и наклон оси сделали возможным зарождение, развитие и сохранение биологической жизни.

Марс. Вокруг четвертой планеты вращаются 2 спутника — Фобос и Деймос. Здесь нет ни воды, ни атмосферы. Марсианский год в 2 раза длиннее земного.

Юпитер. Сутки на самой большой планете длятся 10 часов, а 1 год приравнивается к 12 земным. У газового гиганта 4 слабо выраженных кольца. Вокруг Юпитера вращается  самый большой спутник – Ганимед, крупнее которого в Солнечной системе нет.

Сатурн. Атмосфера шестой планеты состоит из водорода и гелия. Вокруг нее обращается 62 спутника. Происхождение системы колец неизвестно.

Уран. Ось обращения седьмого небесного тела параллельна плоскости эклиптики. У него 13 колец и 27 спутников. На поверхности Урана наблюдаются сильные ураганы.

Нептун. Восьмая планета состоит из метана и аммиака. У нее 5 колец и 14 спутников. Здесь также дуют сильные ветра, из-за чего в атмосфере образовываются пятна размером с Землю.

Плутон. После открытия Плутон относили к разряду стандартных планет. Его масса составляет всего 7% от массы всех космических тел системы. Это обстоятельство стало поводом перевести Плутон в разряд планетоидов.

Дополнительное кольцо Сатурна

Сатурн в данной статье упоминался уже не раз. Это планета славится своими необычными кольцами, состоящими изо льда и пыли. Но относительно недавно, в 2009 году, специалисты узнали, что у Сатурна есть ещё одно, дополнительное и невероятно огромное, кольцо. От основных колец оно отклонено на 27 градусов, расстояние от Сатурна до кольца составляет примерно 128 радиусов этой планеты. Кольцо настолько разряжено, что увидеть его можно лишь в инфракрасном спектре. Именно оно может быть причиной того, что один из спутников Сатурна, Япет, называют «двуликим»: одно его полушарие чёрное, как сажа, второе — белое, как снег.

В том же кольце проходит орбита ещё одного спутника Сатурна — Фебы. Возможно, как раз из-за этого спутника кольцо и возникло. Пыль, выбрасываемая Фебой, оседает на Япет, чья орбита пересекается с кольцом. Каждый раз, когда Япет проходит через кольцо, частицы, содержащиеся в кольце, скапливаются на его экваторе. Возможно, именно из-за этого процесса Япет по прошествии сотен тысяч лет и приобрёл свой поразительный внешний вид.

Луна: наша соседка

Одна из самых популярных гипотез возникновения Луны — это столкновение Земли с небесным телом величиной с Марс 4,5 млрд лет назад. Удар выбил из нашей планеты огромный кусок расплавленной мантии, из которого и образовалась Луна. Она сопровождает Землю практически все время ее существования.

Вращение Луны вокруг Земли и собственной оси имеет равные периоды, из-за чего мы видим с Земли всегда только одну сторону Луны. Эта синхронизация возникла в результате приливного взаимодействия Луны и Земли.

Поверхность Луны покрыта множеством кратеров от ударов метеоритов. Темные лунные моря хоть и не содержат воды, все же отчасти оправдывают свое название — когда-то они были морями жидкой лавы, которая теперь застыла, образовав огромные плоские участки.

Моря — самые крупные темные детали на Луне. Они различимы даже невооруженным глазом.

Луна — первое небесное тело, где побывали люди, и именно здесь будут построены первые внеземные поселения.

Открытие и исследование

Первые представления о Солнечной системе появились в глубокой древности. Разные цивилизации (египтяне, шумеры, китайцы, майя и т.д.) наблюдали за небом и знали о существовании первых шести планет солнечной системы. Естественно, люди, наблюдая за Солнцем с Земли, видели, что оно вращается вокруг нашей планеты, а не наоборот. Поэтому первоначально человечество придерживалось геоцентрической картины мира, в которой Земля находилась в центре Солнечной системы. При этом траектории движения планет были очень сложными, некоторые из них могли повернуть свое движение вспять.

Лишь в XVI веке Николай Коперник объяснил эти аномалии тем, что планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг Солнца, а Земля также вращается вокруг своей оси. Его теория именуется гелиоцентрической картиной мира. Параллельно с этим стали развиваться средства наблюдения за космосом. Первый телескоп был создан в 1607 г. В 1610 г. Галилей совершил первое значительное открытие небесных тел. Ему удалось обнаружить 4 крупнейших спутника Юпитера и тем самым подтвердить правоту Коперника. В 1655 г. у Сатурна был обнаружен спутник Титан, а к 1686 г. Джованни Кассини открыл ещё 4 спутника этой планеты.

Следующее важное открытие произошло в 1781 г., когда Уильям Гершель обнаружил седьмую планету – Уран. В 1801 г

был найден первый астероид – Церера.

Расчеты показывали, что Уран движется по орбите не так, как того требует ньютоновская механика. Было сделано предположение, что за ним находится ещё одна планета, названная в будущем Нептуном. В 1846 г. она сначала была найдена теоретически, а только потом ее визуально наблюдал Иоганн Галле.

В 1930 г. был обнаружен Плутон. Сначала он был назван десятой планетой, однако со временем стало ясно, что он не одинок на своей орбите. В 1992 году было доказано существование пояса Койпера, которому и принадлежит Плутон, а в начале 2000-х в нем был найден ряд небесных тел, которые вместе с Плутоном в 2006 г. были признаны карликовыми планетами.

Развитие космонавтики сыграло огромную роль в исследовании Солнечной системы. В 1959 г. советский космический аппарат «Луна-1» впервые в истории преодолел гравитационное поле Земли и обследовал Луну. В дальнейшем аппараты были отправлены ко всем планетам Солнечной системы, а также к ряду спутников, астероидов, комет. «Вояджер-1», запущенный в 1977 г, уже исследует район гелиопаузы.

Единственным объектом Солнечной системы, на который высаживался человек, является Луна. Всего в 1969-1972 г. было осуществлено 6 высадок на спутник Земли.

Внутренние планеты или планеты земной группы

Планета земного типа — это небесное тело, состоящее из силикатных пород (такие, в которых основа — диоксид кремния) или металлов, и обладает твёрдым поверхностным слоем.

Они находятся ближе к Солнцу. В этой группе — Меркурий, Венера, Земля и Марс. Все они обладают малыми массами и размерами.

У планет земной группы также мало лун (спутников) или их нет:

• нет лун — у Венеры и Меркурия;
  • один — у Земли (Луна);
  • два — у Марса (Фобос и Деймос).

Самая близкая планета к Солнцу — Меркурий. Его средняя удалённость от Солнца — 57.9 млн. км, но иногда эта дистанция может быть только 46 млн. км, но Меркурий может удалиться и на 69.8 млн. км.

Ещё Меркурий также и наименьшая планета в Солнечной системе. А в 2012 году учёные заметили там следы органического материала.

Самая крупная планета в земном типе — Земля.

Читайте подробнее про каждую планету Солнечной системы.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик: астрономия, астроном.

2) Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы.

Пример живой модели Солнечной системы для 4 класса

Поставим в центре живой модели нашу учительницу, Ольгу Николаевну. Она будет изображать Солнце.

Выберем ребят, которые будут изображать планеты. Ближе всех к солнцу — учительнице, будет быстро бегать Миша, он покажет Меркурий. Чуть дальше будут быстро ходить Венера-Света и Земля-Арина. Потом будет идти вокруг солнца Юрий-Марс. Дальше совсем медленно будут ходить вокруг солнца ребята, изображающие Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран.

А несколько ребят будут бегать между планет, но вокруг учителя. Они будут показывать кометы и астероиды.

3) Найди в дополнительной литературе, Ин­тернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Сол­нечной системы — кометах, астероидах. Подго­товь сообщение.

Сообщение “Научные сведения о Солнце” для 4 класса

Солнце — единственная звезда в нашей Солнечной системе. Оно является одной из многих звёзд в Галактике, и астрономы называют Солнце жёлтым карликом.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, а масса больше массы Земли в 333 тысячи раз.

При этом Солнце состоит в основном из водорода и гелия.

Источником излучения Солнца являются термоядерные реакции, которые в нём протекают.  Солнце нагрето до огромных температур. Температура поверхности 6-7 тысяч градусов, температура короны 1.5 миллиона градусов, а температура ядра солнца оценивается в 15 миллионов градусов.

При этом на поверхности Солнца можно наблюдать более тёмные пятна — области с пониженной температурой. Когда пятен много, светимость солнца уменьшается, что может отражаться на климате Земли.

Сообщение “Интересные небесные тела Солнечной системы — кометы и астероиды” для 4 класса

Помимо планет в Солнечной системе есть и другие небесные тела — кометы и астероиды.

Это небольшие космические тела, которые движутся по вытянутым орбитам вокруг Солнца.

Астероиды обладают неправильной формой, маленькими размерами и небольшой массой. При этом у них нет атмосферы, но могут быть более мелкие спутники.

В настоящее время в Солнечной системе найдены сотни тысяч астероидов, а ещё большее их количество пока не обнаружено.

Кометы во многом похожи на астероиды, но их главное отличие — образование хвоста из пыли и газа, который возникает по мере приближения кометы к Солнцу. Эти частицы выбиваются с поверхности кометы солнечным ветром, поэтому хвост кометы всегда направлен от солнца, и может располагаться перед кометой по направлению её движения.

В нашей Солнечной системе обнаружено свыше 6 тысяч комет.

Энцелад: мирок ледяных гейзеров

Земная жизнь существует на водной основе, поэтому понятны попытки ученых искать ее там, где есть жидкая вода. На Марсе ее почти нет, на Европе она скрыта многокилометровым слоем льда.

Однако неожиданно жидкая вода обнаружилась там, где ее совсем не ожидали найти. Энцелад — небольшой спутник Сатурна диаметром всего около 500 км. Характер его поверхности — ровные поля с затянувшимися «морщинами» — явно указывает на то, что под ледяной корой тоже скрывается океан. К удивлению ученых, на Энцеладе обнаружились также гейзеры, выбрасывающие воду в космическое пространство. Это снова подняло вопрос о возможности существования жизни. Никогда прежде ее не предполагалось искать на таком маленьком небесном теле. По результатам исследования АМС «Кассини», вода на Энцеладе близка по составу к земной.