Сообщение о в я струве

жизнь и работа

Вильгельм родился как сын Якоба Струве в Альтоне, Гольштейн . Его братьями были более поздний профессор медицины Людвиг Струве и филолог Карл Людвиг Струве .

В 1808 году Вильгельм начал учиться в Дерптском университете (ныне Тарту ) в Эстонии, которая тогда была частью России. Сначала он изучал филологию, но через несколько семестров переключился на математику и астрономию . В исследовании делается вывод Струве в 1813 году с продвижением д — ра Фил. из. В том же году он был принят университетом на должность доцента астрономии и наблюдателя в обсерватории Дерпт . В 1815 году он женился на Эмили Уолл (1796–1834) в Альтоне, она происходила из семьи гугенотов и первоначально называлась Валлес . У пары было двенадцать детей, четверо из которых умерли рано. Когда в 1828 году умер его брат Людвиг, он привел своего подопечного, позже филолога Теодора Струве, к себе домой в Дерпт. В год смерти жены Ф. В. Струве женился на Йоханне Бартельс (1807–1867), дочери немецкого математика Мартина Бартельс ; с ней у него было еще шестеро детей.

В 1818 г. Струве был назначен профессором, а в 1820 г. директором Дерптской обсерватории. С 1814 по 1821 год он также преподавал математику. Когда в 1839 году была открыта новая обсерватория в Пулкове, Струве был назначен ее первым директором.

Геодезический пункт в Хаммерфесте

Ход дуги Струве

В 1824 году, очень мощный рефрактор от Fraunhofer с 24,4 см апертурой был введен в эксплуатацию в Дерпте . В последующий период Струве использовал его для интенсивных наблюдений двойных звезд, большое количество которых он открыл сам. С 1824 по 1837 год он провел микрометрические измерения 2714 двойных звезд. В 1827 году он опубликовал каталог с двойными звездами, Catalogus novus stellarum duplicium, а в 1837 году появилась его работа Stellarum duplicium et multiplicium mensurae micrometricae . В Пулково он продолжил обучение двойным звездам, ему помогал сын Отто. В 1843 г. он определил аберрацию из света и параллакс яркой звезды Вега в созвездии Лиры . В 1847 году он опубликовал исследования структуры Млечного Пути в Стеллерных исследованиях .

Помимо астрономии, Струве занимался геодезией . С 1816 по 1819 год он участвовал в триангуляции Ливонии . В 1831 году он опубликовал описание измерения широты в балтийских губерниях России . После большой подготовительной работы Струве сыграл ключевую роль в основании Русского географического общества в 1845 году . Он инициировал обширную триангуляцию, в ходе которой он вместе с Карлом Теннером построил цепь геодезических точек между Хаммерфестом в Норвегии и Черным морем, арку Струве .

В 1829 году Струве был назначен «Коллегиальным советом», а двумя годами позже — «Реальным Государственным советом». С этим назначением было также возведение в дворянство . В 1856 году Струве был назначен тайным советником.

В 1862 г. вышел в отставку по состоянию здоровья. Его сын Отто Струве взял на себя руководство Пулковской обсерваторией .

Вильгельм Струве скончался 11 июля . / 23 ноября 1864 Greg. в Пулкове и похоронен на общественном кладбище рядом с обсерваторией .

severnyy_ural_i_beregovoy_hrebet_pay-hoy.jpg

Карта Северного Урала и берегового хребта Пай-Хойя, составленная с топографических съемок и астрономических определений, произведенных Уральской экспедицией, снаряженной РГО в 1847,1848 и 1850 годах (СПб.,1853).

После Уральской экспедиции Общество принялось за организацию экспедиций в Сибирь. Совет Общества поручил Струве составить общую программу и проект снаряжения экспедиции по астрономической части.

В 1851 году Струве составил подробную инструкцию по астрономическим, геодезическим и топографическим работам. В том же году Струве выполнял по поручению Совета Географического общества обязанности председателя комитета для обсуждения проекта Камчатской экспедиции и составления инструкции её членам.

Особое значение для географии приобретает деятельность Струве по исправлению межевых атласов. В 1849 году Общество при участии Генерального штаба и Межевого корпуса приступило к изданию межевых атласов губерний по специальной программе, разработанной учёным. К атласам прилагались экономические примечания, заключавшие в себе подробный статистический материал по каждому уезду.

Жизнь

Он родился в Альтона, Герцогство Гольштейн (тогда часть Дания – Норвегия королевства), сын Яков Струве (1755–1841). Отец Струве перевез семью из Французская оккупация в Дерпт (ныне Тарту ) в Императорской России, чтобы избежать военной службы, имеют датские паспорта.

В 1808 году он поступил в Императорский университет Дерпта, где он впервые учился филология, но вскоре обратил внимание на астрономия. С 1813 по 1820 годы он преподавал в университете и собирал данные в Дерптская обсерватория, а в 1820 году стал профессором и директором обсерватории

Его учение оказало сильное влияние, которое до сих пор ощущается в университете.

Струве занимался исследованием двойные звезды и геодезия в Дерпте до 1839 г., когда он основал и стал директором нового Пулковская обсерватория возле Санкт-Петербург. Среди других наград он выиграл Золотая медаль Королевского астрономического общества в 1826 г. он был избран Член Королевского общества в марте 1827 г. и был награжден Королевская медаль В том же году. Струве был избран членом Шведская королевская академия наук в 1833 г. и иностранный почетный член Американская академия искусств и наук в 1834 г. В 1843 году он официально принял русское подданство. Он вышел на пенсию в 1862 году из-за слабого здоровья.

В астероид 768 Струвеана был назван совместно в его честь и в честь Отто Вильгельм и Карл Герман Струве и лунный кратер был назван в честь еще трех астрономов Семья Струве: Фридрих Георг Вильгельм, Отто Вильгельм и Отто.

Память

• В 1913 году открытая русским астрономом Г. Н. Неуйминым малая планета номер 768 была названа (768) Струвеана (англ. Struveana) в честь астрономов семейной династии В. Я., О. В. и Г. О. Струве.
  • В 1931 году в Екабпилсе установлен памятный камень на месте одного из пунктов Дуги Струве установлен памятный камень, в 1992 году в честь Струве назван парк.
  • В 1954 году была выпущена почтовая марка СССР  (ЦФА № 1779), посвящённая Пулковской обсерватории, с портретом В. Я. Струве и двух других известных российских астрономов. К столетию со дня смерти, в 1964 году вышла марка СССР, посвящённая В. Я. Струве  (ЦФА № 3128). Его портрет присутствует на марках, посвящённых дуге Струве: выпущенной Литвой в 2009 году, выпущенных Латвией, Эстонией и Швецией в 2011 году.
  • В 1964 году, в память о столетии со дня смерти Струве, Международный астрономический союз присвоил имя Василия Яковлевича Струве кратеру на видимой стороне Луны (совместно с О. Л. Струве и О. В. Струве).
  • Также в память об этой дате 12 октября 1964 года в Тарту начальная часть улицы Тяхе, от улицы Тийги до улицы Рийа, получила название улица Вильгельма Струве.
  • В 1969 году в Тарту в парке Тоомемяги, установлен памятник Струве. Авторы монумента — скульптор Олав Мянни и архитектор Удо Иваск.
  • Тартуская астрофизическая обсерватория имени В. Я. Струве (ранее — Академии наук Эстонской ССР).
  • Имя Василия Струве носило рефрижераторное судно Латвийского морского пароходства.
  • В 2008 году Учёным советом Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН была учреждена памятная медаль имени В. Я. Струве (авторы медали: скульптор Дегтярев А. В. и медальер Роменский Я. Я.).
  • В 2018 году Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 2 рубля «Астроном, геодезист В. Я. Струве, к 225-летию со дня рождения (15.04.1793)»

Последние годы жизни

Зимой 1858 года Струве сильно заболел. У него диагностировали злокачественную опухоль, которая полностью лишила его возможности заниматься наукой. Дела по управлению обсерваторией в Пулково учёный передал одному из сыновей. Василий Яковлевич скончался 23 ноября 1864 года под Петербургом. Ему был 71 год. Похоронен великий астроном на кладбище возле своей легендарной обсерватории. В его честь названа одна из планет и кратер на видимой стороне Луны. Имя Струве увековечено не только в космосе, но и на Земле: оно навсегда останется в истории человечества благодаря его многочисленным открытиям и уникальной Пулковской обсерватории, которой он посвятил практически всю свою жизнь.

Струве Василий Яковлевич – основатель целой династии ученых, которые не мыслили свою жизнь без астрономии. Его сын, внуки, правнук посвятили себя служению звездной науке. Немецкий и российский ученый, основоположник астрономии, член Петербургской академии наук, первый руководитель Пулковской обсерватории, учредитель Русского географического общества — кем только не был Василий Яковлевич Струве.

Память

Имя известного ученого не осталось забытым. В 1913 году малую планету под номером 768, открытую русским астрономом Неуйминым, назвали Струвеаной в честь астрономов из семейной династии Струве.

В память о великом ученом в 1954 году была выпущена и почтовая марка. Она была посвящена Пулковской обсерватории. На ней изображен портрет В. Я. Струве и еще двух известных русских астрономов. К столетию со дня смерти Василия Яковлевича, в 1964-м, была выпущена еще одна марка СССР. Его портрет присутствует также и на аналогах, посвященных дуге, названной в честь великого астронома. Эти марки были выпущены Литвой (2009), Латвией, Эстонией и Швецией (2011). Кроме того, в 1964 году Международным астрономическим союзом кратеру, расположенному на видимой части Луны, было присвоено имя В. Я. Струве.

Награды

Среди прочих наград имел:

• Три бриллиантовых перстня (1820, два в 1827)
  • Орден Св. Станислава 1-й степени (1839)
  • Орден Св. Анны 1-й степени с императорской короной (1850)
  • Орден Св. Владимира 2-й степени (1853)
  • Знак отличия беспорочной службы за XL лет (1854)
  • Золотая почётная медаль Лондонского астрономического общества за опубликованный им труд о двойных звёздах (1827)
  • Датский орден Данеброг, за заслуги в области астрономии (1831)
  • Французский орден Почётного легиона командорского креста
  • Прусский орден Pour le Mérite (1847)
  • Австрийский орден Железной короны 2-й степени (1851)
  • Шведский орден Полярной Звезды командорского креста (1853)
  • Прусский орден Красного орла (1854)
  • Норвежский орден Святого Олафа Большого креста (1854)
  • Португальский орден Башни и Меча (1856)

Основные достижения

Одним из самых значимых трудов Василия Яковлевича стала так называемая «Дуга Струве», которая позволила определить параметры Земли, её форму и размеры. Чтобы провести это исследование, была проделана работа фантастических масштабов: пункты измерений меридианной дуги расположились на 265 точках Земли – от побережья Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, общая протяжённость – почти 3000 километров. Некоторые из этих пунктов занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. За огромную и успешно проделанную работу Струве был награждён высшей наградой – медалью Русского географического общества.

Туманность, которую открыл Струве

На счету Василия Яковлевича также система астрономических единиц, которую использовали почти полвека во всех странах, теория о межзвёздном поглощении света, второй каталог двойных звёзд (опубликован в 1852 году) и многочисленные измерения Веги, а том числе звёздный параллакс. Струве также пригласили поучаствовать в создании астрономической обсерватории в Лиссабоне, которую он возвёл по подобию Пулковской. За это время он успел повторно жениться (первая супруга скончалась), новый союз подарил учёному ещё шесть детей. Впоследствии некоторые из них тоже стали изучать звёзды, образовав целую астрономическую династию.

Юбилейная монета Банка России в честь учёного

5110-0154r.jpg

Дуга Струве

Геодезическая сеть из 265 триангуляционных пунктов, заложенная и измеренная в период с 1816 по 1855 годы под руководством Василия Струве названа его именем. Она протянулась на 2820 километров от юга Украины до севера Норвегии и покрывает 1/14 окружности Земли. С её помощью были определены параметры Земли, её форма и размер, а точность измерений была подтверждена в XX веке спутниковыми методами. Сейчас Дуга Струве пересекает десять стран, а из 265 триангуляционных пунктов хорошо сохранилось только 34, включенных в список охраняемых объектов ЮНЕСКО. В России находится два пункта – «Мякипяллюс» и «Точка Z» на острове Гогланд в Финском заливе, который является связующей точкой между северным и южным звеном геодезической сети. В 1862 году Императорское Русское географическое общество наградило Василия Струве за эту работу своей высшей наградой – Константиновской медалью.

Труды

• Струве В. Я. Этюды звездной астрономии. Перевод М. С. Эйгенсона. Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. — Серия: Классики науки.
    • Исследования распределения звезд в пространстве и Млечного Пути (9). О расстояниях неподвижных звезд (по исследованию г-на А. Ф. Петерса, астронома Центральной обсерватории) (99).
    • ПРИЛОЖЕНИЯ (169): Б. А. Орлов. Василий Яковлевич Струве. (171).Список работ В. Я. Струве (223). Список некоторых работ о В. Я. Струве и об его эпохе (232).

Генеалогическое древо династии Струве

Яков Струвематематик
Карл(1785—1838) филолог Эрнст(1786—1822) Густав(1788—1829) ВасилийЯковлевич(1793—1864) астроном Людвиг(1795—1828)профессор медицины
ВильфредГеорг(1914—1992)астроном Пётр Алексеевич (1925—1968)протоиерей, врач НикитаАлексеевич(1931—2016)издатель МарияАлександровна(1925—2020)иконописец
АлексейПетрович(род. 1958)клирик

Личная жизнь

В годы студенчества Гегель не был чужд дружеских попоек и не прочь был приударить за какой-нибудь красоткой. Но строгость нравов, привитая ему с детства, и еще более тяга к наукам, помешали обзавестись семьей в молодые годы.

Находясь в Йене, у Гегеля возник роман с домовладелицей Кристианой Буркхардт. Итогом стало рождение в 1807 году внебрачного сына, которого нарекли по девичьей фамилии матери Георг Людвиг Фридрих Фишер. Мать внебрачного ребенка умерла, когда тому исполнилось 4 года. До 10 лет мальчик воспитывался в приюте для детей-сирот.

В 1811 году Гегель женился на наследнице знатного рода из Баварии Марии Елене Сузанне фон Тухер. Она была на 20 лет младше своего супруга, боготворила его и восхищалась умом. Гегель сам вел семейную бухгалтерию и нередко принимал участие в хозяйственной деятельности по дому. В семье царили благочестие и размеренность, каких-либо развлечений, кроме редких поездок по стране, супруги себе не позволяли. Гегель стремился к тихому семейному уюту, по примеру своих родителей, и был в полной мере счастлив в супружестве.

В браке родились трое детей. Первенец супругов – дочь – умерла, не прожив и нескольких дней. В 1813 году родился старший сын Карл Фридрих Вильгельм, младший – Иммануил Томас Кристиан появился на свет в 1814 году. Сыновья по примеру отца, выбрали научную деятельность: Карл занимался историей, Имманиул изучал теологию.

Когда Гегель перебрался в Гельдерберг, он забрал к себе в семью внебрачного сына Людвига, избравшего себе путь военного.

Открытие Пулковской обсерватории

К началу девятнадцатого века расширение Петербурга как населенного пункта привело к необходимости создать астрономическую обсерваторию, расположенную вне города. Начались поиски подходящего места в окрестностях Северной столицы. Это оказалось непросто. Для обсерватории требовалось возвышенное место, однако к западу от города раскинулся Финский залив, а на юге и востоке, на расстоянии до двадцати километров, простирались низменности. Строить же на севере от Петербурга не имело смысла, поскольку в этом случае вся южная часть неба — самая важная зона для наблюдений — была запылена расположенным вблизи громадным населенным пунктом.

В 1830-м году император Николай I получил доклад, который написал Струве Василий Яковлевич. В нем он подробно описывал задачи, которые ставились перед новой и достаточно большой астрономической обсерваторией, которую предполагалось построить под Санкт-Петербургом. Вскоре было решено начать строительство в двадцати километрах на юг от города – на Пулковских высотах. Архитектурные работы были решено поручить известному русскому зодчему Брюллову. Директором же и руководителем организационных работ по созданию новой обсерватории был назначен Струве, который в то время еще работал в Дерптском университете. Начиная с 1833 года он стал наиболее активным участником процесса. Пулковская обсерватория открылась в августе 1839 года. А Струве Василий Яковлевич стал ее первым директором.

Астроном с первого дня проявил себя как отличный организатор. С момента закладки первого камня в здание обсерватории, которое произошло 3 июня 1835 года, до ее открытия в 1839 году Струве сам руководил практически всеми строительными работами.

Здесь был установлен самый лучший и крупнейший на то время пятнадцатидюймовый телескоп-рефрактор. По богатству и качеству установленного оборудования Пулковская обсерватория буквально сразу после своего открытия оказалась на первом месте в мире. А согласно последующему признанию известного американского ученого Ньюкомба, она стала астрономической мировой столицей.

Биография Василия Струве (1889-1965 гг.)

Краткая биография:

Имя: Василий Струве

Дата рождения: 21 января 1889 г.

Дата смерти: 15 сентября 1965 г.

Образование: Императорский Санкт-Петербургский университет

Место рождения: Санкт-Петербург,
Российская империя

Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР

Василий Струве – астроном и основатель звездной астрономии: биография с фото, открытия и вклад в астрономию, исследование двойных звезд, определение параллакса.

Василий Яковлевич Струве родился в немецком городе Альтон 4 апреля (15 по старому стилю) 1793 г. Отец будущего астронома занимал должность директора в классической гимназии. Покинув в 1808 г. Германию, Струве стал студентом филологического факультета Дерптского (Тартуского) университета, который окончил в 1810 г. Через три года он стал магистром астрономии и стал профессором этого университета, возглавляя с 1818 по 1820 гг. кафедру астрономии. На протяжении с 1818 по 1839 гг. В. Я. Струве руководил Дерптской обсерваторией, а с 1839 по 1862 гг. — Пулковской обсерваторией в должности директора этого учреждения, активно участвуя в ее развитии и оснащении.

Большую известность приобрели исследования Струве устройства двойных звезд и имеющих кратность, которые проводились с 1813 г. В опубликованном в 1827 г. каталоге, указывающего точное положение 3110 подобных небесных объектов, более 2000 двойственных звезд были определены самим ученым. В каталоге «Средние положения», изданном в 1852 г. собраны данные о наблюдениях за 2874 звездами, собранными ученым и его коллегами в течение 1822 — 1843 гг. Они были впоследствии широко востребованы при создании научных работ в области звездной астрономии.

Струве первым в мире надежно произвел определение параллакса 27 звезд в 1822 г., через 15 лет с помощью измерений высокой точности оценил параллакс α Лиры, благодаря чему стало возможным определение разделяющего ее с Землей расстояния, равного 27 световым годам. Особое влияние на развитие раздела астрономии, изучающего звезды, оказала монография ученого «Этюды звездной астрономии», созданная в 1847 г. Предоставленные в ней аргументы доказывали поглощение света межзвездным пространством и возрастание плотности звезд при приближении к центральной части Млечного Пути. Разработанная сотрудниками Пулковской обсерватории, возглавляемой Струве, система астрономических постоянных была общепринятой на протяжении 50 лет. Немалым является вклад этого выдающегося ученого и в геодезию: за период 1822 — 1827 гг. он руководил измерением русско-скандинавской дуги меридиана, составлявшей рекордную по тем временам длину — более 25°.

Струве проявил себя не только как талантливый ученый, но и как прекрасный организатор и замечательный педагог. Он занимался оснащением Пулковской обсерватории наиболее современным оборудованием, руководил разработкой высокоточных способов вычисления координат звезд. Благодаря основанной им школе астрометрии Пулковская обсерватория заняла одну из лидирующих позиций в мире. Струве занимался многочисленными видами научной деятельности: укомплектовывал библиотеку научными трудами и книгами, в том числе древними и редко встречаемыми, составил каталог библиотеки, участвовал и руководил научными экспедициями, входил в Русское географическое общество, активно участвуя в его мероприятиях, выступал на проводимых Академией наук заседаниях, читал лекции, преподавал  и руководил учебным процессом в обсерватории офицеров флота, состава Генерального штаба и гидрографов, работающих в Морском министерстве.

Струве дважды создавал семью, у него родилось 18 детей. Потомки ученого стали известными учеными, продолжая трудиться на ниве своего отца. Его сын, Отто Васильевич, в 1862 г стал директором Пулковской обсерватории, известными астрономами стали и внуки Василия Яковлевича Герман и Людвиг. Правнук Струве Отто также является известным астрофизиком прошлого столетия.

Принявший российское подданство в 1842 г. В. Я. Струве был награжден множеством отечественных и зарубежных орденов, премий, считался почетным членом большого количества университетов, научных обществ и академий во всем мире. Умер ученый 11 ноября 1864 г.

Адольф Карлович Струве

Струве Адольф Карлович (22.12.1809, Лифляндская губ. — 8.7.1894, Успенская
церковь с. Ливенка Воронежской губ.) в России Сергей (с 1840), действительный
статский советник (11.10.1862), Почётный Мировой судья по Валуйскому уезду
(1875), окончил курс Дерптского Университета со степенью доктора медицины
(1837), произведен в надворные советники (1840), активно участвовал в борьбе с
эпидемией холеры (1847), продолжая службу по порядку чинов, произведен в
статские советники (1847), в Харькове возглавлял хирургическое отделение
госпиталя на 2000 человек (1853-56), профессор Харьковского Университета
(1845-55), ординарный профессор Императорского Варшавского и Императорского
Харьковского университетов, предводитель дворянства Валуйского уезда Воронежской
губернии (1865-80); кавалер орденов: св. Анны 2-й ст. с Императорской короной
(1866), св. Владимира 3-й ст. (1872) и св. Станислава 1-й ст. (1877) и 2-й ст. с
Императорской Короной (1856); в Воронежской губернии с женой имели 4796 десятин
и 2405 сажен земли; жена (1845) Клеопатра Илиодоровна Шидловская (1820 — 1906,
Успенская церковь с. Ливенка Воронежской губернии) ей принадлежала слобода
Успенская в Бирюченском уезде; вместе воспитали дочь Мария Адольфовна
(10.10.1848, Воронежская губ. — 13.3.1914) при Валуйской Мариинской женской
прогимназии учреждена стипендия её имени для помощи малоимущим учащимся в оплате
обучения на проценты с капитала в 400 рублей (25.11.1874); указом
Правительствующего Сената за № 1844 утверждены в дворянском достоинстве
(15.4.1857); в Валуйском уезде благоприобретённаго имения сл. Мандрово за ним
состоит 500 десятин земли и за женою его родового в Валуйском и Бирюченском
уездах 221 душа крестьян и 2200 десятин земли (1857); внесен в 3-ю Часть
дворянской родословной книги Воронежской губернии (17.9.1852); внук Шевич
Георгий Иванович (23.11.1871 — 8.10.1966) генерал-майор (24.12.1913),
генерал-майор Свиты (22.3.1915); отец Карл Яковлевич (2.5.1785 — 5.6.1838) в
России поэт Людвиг (с 1804), доцент Дерптского университета по кафедре
древне-классической филологии (1813-14), пастор недалеко от Дерпта уехал в
Кенигсберг директором старой городской гимназии, директор Кёнигсбергской
гимназии; брат отца Василий Яковлевич (15.4.1793, Альтона Германия — 23.11.1864,
СПб) основоположников звёздной астрономии, банк России выпустил в обращение
памятную серебряную монету номиналом 2 рубля «Астроном, геодезист В.Я. Струве, к
225-летию со дня рождения» (2018); Международный астрономический союз присвоил
имя кратеру на видимой стороне Луны (1964), в честь астрономов династии В.Я.,
О.В. и Г.О. Струве названа малая планета № 768 (1913); дед Яков Иванович
(21.11.1755 — 2.4.1841) филолог и математик (1775-94), директор гимназии в
Альтоне близ Гамбурга (1794-99), родоначальник рода в России; решением
Дворянского Депутатского Собрания старинный род причислен к благородному
сословию и внесен в Родословную книгу Воронежской губернии Адольф Карлович
(26.11.1852).

см.: стр.804, 93 и 110, Список гражданским чинам первых четырех классов на
1863 г., 1873 г. и 1876 г.;

ГАВО: ф.И-29 «Воронежское дворянское депутатское собрание», оп.139.

Здесь цитируется по электронному изданию: Энциклопедия «Воронежская
губерния». Автор-составитель А.Н. Юрасов. Раздел «Погоны золотые». 2021.

Далее читайте:

Воронежского края исторические лица
(биографический проект).

Воронеж (краткое описание