Судоходные каналы: 10 самых знаменитых сооружений в мире

Первые искусственные водные пути

Первым
искусственным водным путем, созданным
в России, была Вышневолоцкая система. История ее строительства представляет
безусловный интерес и заслуживает более подробного освещения.

История строительства водного пути
началась 12 января 1703 года, когда Пётр I подписал указ о строительства канала
между реками Цной и Тверцой. Руководство строительством было возложено на
царского стольника князя М. П. Гагарина; техническое руководство
осуществляли пять голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером.
Строительство канала длиной 2811 м и шириной 15 м с двумя шлюзами
было закончено весной 1709 года. Сначала канал получил имя Гагаринского (в
честь князя М. П. Гагарина), а затем Тверецкого.

Это была первая дорога из Москвы в
столицу, и уже после её постройки с 1712 года по указанию Петра I началось
строительство столичного тракта между Москвой и Санкт-Петербургом, который взял
на себя часть пассажирских и грузовых перевозок того времени.

Уже летом 1709 года стало ясно, что
канал построен неправильно: воды для свободного хода судов не хватало. Доводку
проекта осуществил инженер-конструктор М. И. Сердюков, также
известный как Бароно Имегенов, бурят по национальности. 26 июня 1719 года Пётр
I издал указ об отдаче М. И. Сердюкову в содержание Вышневолоцкого
судоходного пути. Среди предпринятых Сердюковым мер были починка шлюзов, чистка
канала, воды реки Шлины были направлены в Цну. В 1722 году был построен
Цнинский канал длиной 1280 м, построен шлюз, что позволило обойти опасный
для судоходства рукав реки Цны. На Цне была выстроена плотина.

В 1774 году Вышневолоцкая водная
система была выкуплена государством у потомков М. И. Сердюкова. После
этого водная система была серьёзно перестроена с целью повышения уровня воды:
деревянный бейшлот был заменён гранитным, повышены дамбы и др. Позже, в начале
XIX века были построены Мариинская и Тихвинская водные системы, которые стали
новыми водными дорогами из центральной России в Санкт-Петербург.

В 1943—1947 годах была осуществлена
очередная реконструкция Вышневолоцкой водной системы, в ходе которой был
построен пятикилометровый Ново-Тверецкий канал, увеличена до 109 км² площадь
водохранилища. Данные изменения были произведены для увеличения обводнения
верховьев Волги.

Рис. 1. Отражение
Богоявленского собора в водах Цнинского канала.

Система использовалась для массового
транзитного судоходства до конца XIX века. В 1870 году через водную систему
прошло 805 судов, в 1872 — только 406, потом дошло до двух сотен (в начале
XIX века ежегодно проходило свыше 4000 судов). К началу 1890-х годов движение
по системе к Петербургу прекратилось. Сказалась конкуренция со стороны
Николаевской железной дороги и более удобной Мариинской водной системы. В
дальнейшем Вышневолоцкая водная система использовалась только для местного
движения и сплава леса (в том числе и до Петербурга).

Рис. 2. Вышневолоцкая плотина

Каналы — Искусственные водные пути в России и за Рубежом

Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза;

Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада;

Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями;

Волго-Балтийский канал  — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.

Если Вам понравился какой-либо маршрут — Вы можете выбрать маршрут его плавания и забронировать путевку.

 Желаем Вам приятного путешествия!

Потери воды из каналов

Потери воды из каналов обусловлены как её испарением с поверхности открытых каналов, так и её фильтрацией через стенки и дно русла. При этом потери на испарение в большинстве случаев весьма малы, тогда как потери на фильтрацию могут достигать очень больших величин, заметно снижающих экономическую эффективность канала. Вдобавок к этому обводнение близлежащего грунта может привести к заболачиванию местности, при просадочных грунтах — к деформациям канала и разрушению сооружений, в горных условиях — к опасным обрушениям и селям.

Виды фильтрации воды из каналов
Без подпора в необлицованном канале С подпором в необлицованном канале Без подпора в облицованном канале С подпором в облицованном канале
1 — начальный уровень грунтовых вод 2 — граница растекания 3 — фронт движения зоны обводнения 4 — капельный поток

Различают две стадии фильтрации: свободную и с подпором. При несвободной фильтрации с подпором фильтрационный поток из канала соприкасается с грунтовым потоком и подпирается им.

Бороться с фильтрацией можно как устройством облицовки дна и русла, так и снижением водопроницаемости грунта русла, что можно достичь механическим уплотнением и кольматажем — заполнением пор грунта мелкими частицами, например, для песчаных грунтов может применяться их кольматаж глинистыми и илистыми грунтами. Особым способом снижения водопроницаемости является способ добавления в грунт канала специальных материалов. Сюда можно отнести искусственное осолонение грунта, искусственное оглеение, нефтевание и т. п., однако такие методы ведут к загрязнению водного потока.

Коринфский канал

Коринфский канал

Коринфский канал

Коринфский канал

Коринфский канал, длина которого всего 6 км, считается самой короткой судоходной артерией

При этом глубина и ширина позволяют пройти по нему даже самым большим кораблям, а переоценить его важность для греческого судоходства просто невозможно. Своей актуальности он не потеряет хотя бы потому, что привлекает большое количество туристов

Фирменная фишка Коринфского канала его высокие стены – до 76 метров над водой. Коринфский канал впечатляет с любого ракурса и является настоящим раем для экстремалов.

С Коринфским каналом связан весьма необычный рекорд. Перепрыгнуть этот канал мечтали многие райдеры, а осуществить мечту экстремалов смог Робби Мэддисон. В 2010 году он разогнался до скорости 125 км/ч на своей «Хонде CR500», пролетел над каналом и приземлился на его противоположной стороне. Максимальная высота прыжка — 95 метров. Мэддисон рассказывал, что самой сложной для него оказалось преодолеть полосу разгона и своё страх. Координаты на Google Maps: 37.934444454444,22.983888898889

Волго-Донской судоходный канал

От Волгограда до Калача-на-Дону протянулся один из каналов России — Волго-Донской имени В. И. Ленина. Он соединил две крупнейшие реки — Волгу и Дон. Русло простирается примерно на 101 км, из которых 45 километров приходится на водохранилища. Минимальная глубина судоходного канала составила 3,5 метра.

Для полного преодоления водного пути из Волги в Дон кораблям приходится столкнуться с прохождением тринадцати шлюзных сооружений. Они представляют собой Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы. Высота первой достигает 88 метров и включает в себя девять однокамерных однониточных шлюзов, а вторая поднимается на 44,5 метров и состоит из четырех шлюзов аналогичной конструкции.

Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами колеблется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Канал проложен по Береславскому, Варваровскому и Карповскому искусственным водохранилищам. Время прохождения водной акватории судами составляет 10-12 часов.

О местонахождении очередного судоходного канала можно смело догадаться по его названию — это Панамский канал, который распростерся на территории небольшой и удивительной по своей красоте страны, расположенной сразу в двух частях света, — Панаме. Канал признан одной из ее важнейших достопримечательностей. Кроме того, он позиционируется как уникальный памятник настойчивости и героизму людей, его построивших.

Судоходный канал создавался для сокращения протяженности морских путей, следуя по которым, приходилось огибать Южноамериканский континент.

С учетом рельефа местности искусственное русло проложено не по прямой, а изгибается, поэтому его длина составляет 81,5 километров. Около 65 километров построили по суше, а остальные 16,4 км для возможности судов добраться к большим глубинам проложены по дну Панамской и Лимонской бухт. Общая ширина — 150 м, в шлюзовых камерах она составляет 33 м, а глубина — 12 м. 12 июня 1920 года канал был официально открыт.

Наименьшей протяженностью характеризуется самый узкий судоходный канал в мире — Коринфский. Он расположен на территории знаменитой Эллады и был возведен на Коринфском перешейке для соединения двух морей — Эгейского и Ионического. Канал дал возможность сократить морской путь на 400 км за счет отмены необходимости обходить полуостров Пелопоннес. В тоже время искусственное русло отделило вышеназванный полуостров от материка.

Коринфский канал был построен за 12 лет, в период с 1881 по 1893 год. В строительстве было задействовано около двух с половиной тысяч рабочих, которых набирали по всей Греции. Длина водного маршрута, проложенного сквозь материк и имеющего сходство с глубоким каньоном, приближается к шести километрам, а высота отвесных стен достигает 76 м. Ширина канала на уровне моря составляет 25 метров, а на морском дне — 21 м.

Спустя столетие после завершения строительства он несколько потерял свое экономическое значение из-за своей ширины. Указанному факту способствовали и размывы стен, возможность оползней, а также строительство больших океанских судов, ширина которых превышает 20 метров. Последнее делает невозможным их проход по каналу. В настоящее время самый узкий судоходный канал превратился в туристический аттракцион для круизных лайнеров и небольших катеров.

Завораживающее зрелище — по безжизненной пустыне медленно плывут гигантские корабли и танкеры! А все это благодаря Суэцкому каналу, который соединил Красное и Средиземное море и условно разделил два материка Африку и Евразию. Водная магистраль расположилась на территории современного Египта, к западу от Синайского полуострова. Ее протяженность составляет 160 км, ширина в нижних точках варьируется в пределах 45-60 метров, а по глади воды достигает 350 м.

Открытие канала во второй половине ноября 1869 года позволило морским судам двигаться между Европой и Азией более коротким путем, минуя обход Африканского континента. Изюминкой канала является то, что он простирается по ровному рельефу местности, где нет необходимости возведения шлюзов, поэтому морская вода свободно перемещается по нему.

История

Каналы в древности

Первые оросительные каналы появились в конце VI тысячелетия до н. э. в Месопотамии . Примерно тогда же, по-видимому, начали возводить ирригационные системы и в Древнем Египте, так что к рубежу ΙΙΙ и ΙΙ тысячелетий в обеих странах была создана широкая сеть оросительных каналов, забота о которых легла на плечи верховной власти. Не исключено, что в Древнем Египте появился и первый в мире судоходный канал, который соединил Красное море с одним из притоков Нила — реки, впадавшей в Средиземное море ; благодаря этому пути корабли могли путешествовать из одного моря в другое. Строительство данной водной артерии было начато около 600 года до н. э. и продолжалось до 518 года до н. э., когда страну захватили персы. К сожалению, со временем канал был погребён под песками пустыни и о нём забыли.

XIX век

В 1879 году Франция стандартизировала габариты каналов и судов, введя габарит Фрейсине , что привело к появлению типа судов, названных пениш . На сегодняшний момент эти суда являются не только транспортом, но также образом жизни и местом жительства для семей многих речников. Габариты пенишей стали типом I в современной классификации европейских внутренних водных путей .

СССР

V
=
C
R

I
,
{\displaystyle V=C{\sqrt {R\cdot I}},}

Q
=
ω
C
R

I
,
{\displaystyle Q=\omega C{\sqrt {R\cdot I}},}
V
C
R
I
ω

Расход воды в канале определяется водохозяйственными расчётами. Задача сводится к определению сечения канала и его размеров при сравнительно узком диапазоне возможной скорости потока. Узость диапазона скорости диктуется тем, что русло с одной стороны не должно размываться, а с другой — не должно заиливаться. Расчёт предельных скоростей по заилению и размыванию является сложной задачей и решается приближёнными методами. Для большинства материалов размывающие скорости определены и приводятся в соответствующих таблицах в зависимости от глубины потока.

Многие крупные каналы по своей сути представляют собой искусственные реки. Часто они не имеют укрепления дна и откосов, что обуславливает протекание русловых процессов, свойственных обычным рекам. Это ещё более очевидно при использовании при строительстве каналов русел естественных водотоков. Большая протяжённость каналов, большие расходы воды, влияние стока с прилегающего бассейна , — всё это делает расчёт каналов сложной гидротехнической задачей.

Самые длинные каналы мира

На карте мира эти строения являются самыми заметными искусственными руслами.

Панамский (81,6 километров)

Этот канал долгое время носил звание венца человеческой мысли. Именовали его не иначе как Мост двух Америк, соединивший воды Тихого и Атлантического океанов, что хорошо видно на карте.


Панамский канал

Это рукотворное русло соединило Балтийское и Северное моря, пройдя по территории Германии.


Кильский Канал

Волго-Донский (101 километр)

Один из самых известных водных каналов России соединил между собой Волгу и Дон, обеспечивая проход из центра России к Азовскому и Каспийскому морям, а через них к мировым океанам.


Волго-Донский канал

Канал имени Москвы (128 километров)

Удивительный по красоте канал России был возведен еще при Сталине, и до сих пор используется в качестве судоходной реки и необычного туристического маршрута, украшенного скульптурами и мостами.


канал имени Москвы

Ирландская искусственная река соединила Дублин и реку Шенон.


Царский канал

Этот канал соединил три важных реки и облегчил перемещение между Северным и Черным морями.


канал Рейн-Майн-Дунай

Суэцкий (193,3 километра)

Этот водный путь до сих пор считается одним из главных каналов мира, соединяя Средиземное море и Суэцкий пролив. Удостовериться в этом можно, посмотрев на карту мира.


Суэцкий канал

Беломоро-Балтийский (227 километров)

А это русло России позволило уменьшить расстояние между Белым и Балтийским морями. К сожалению, проходить по нему могут исключительно небольшие корабли.


Беломоро-Балтийский канал

Водная артерия Германии объединила между собой Рейн, Эльбу, Везер, Эмс и отличается особой живописностью.

Эри (843 километра)

Водное сооружение штата Нью-Йорк связало между собой Великие озера и Атлантический океан, что видно на карте мира и Америки.


Эри канал

Гета (420 километров)

Этот водный путь находится в Швеции и долгое время связывал Балтийское и Северное моря. Однако в последнее время он используется, в основном, в качестве объекта туризма.


Канал Гета

Юньхо или Юньхэ (1930 километров)

Великий китайский канал. Самый протяженный канал мира, как показывает карта, расположен в Китае и обладает самой длинной историей. Строили его в течение почти 2000 лет.


Канал Даюньхэ

Знаменитые каналы

  • Суэцкий канал обеспечивает 7 % мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютной выручки.
  • Великий канал Китая — самый длинный в мире канал, тянущийся от м.[что?] Пекин в г. Ханчжоу, составляя в длину 1794 км. Строился в течение двух тысяч лет — с VI в. до н. э. до XIII в. н. э.
  • Береговой канал — система канализированных водных путей вдоль побережья Мексиканского залива и Атлантического океана на юге и востоке США. Общая длина — 4800 км, но строго говоря, не является одним непрерывным водным путём.
  • Августовский канал — этот канал один из самых старых и узких судоходных каналов в мире. Канал открыли для судоходства в 1839 году. Его длина составляет 101 километр соединяет две крупные реки, Вислу и Неман. Августовский канал проходит 22 километра по территории Белоруссии и 79 километров по территории Польши. В некоторых местах канала его ширина не превышает 3 метров, а глубина 2 метров.
  • Гёта-канал — находится в Швеции и соединяет Северное и Балтийское моря. Его глубина не превышает 3 метров, по этому он не пригоден для крупных океанских лайнеров и торговых судов, но пользуется популярностью у яхтсменов, рыбаков и небольших пассажирских судов. Примечательно, что на протяжении всего канала, длина которого составляет 390 км., находятся 58 шлюзов. Ширина канала относительно не болшая и варируется от 7 до 14 метров.
  • Коринфский канал — соединяет Эгейского в Ионическое моря. Этот уникальный во всех смыслах канал вырублен в монолитной известняковой скале и имеет 25 метров в ширину. Канал считается одним из самых узких на планете по соотношению глубины и ширины. Канал сокращает протяженность маршрута на 400 километров.
  • Клонг — сложнейшая система каналов, находится в центральной части равнины Таиланда, Клонг еще называют «Азиатская венеция». Долгое время Клонг был главным водным путём в страны, торговцам и путешественникам удавалось попасть из одного уголка страны в другой только благодаря этой системе каналов.

Судоходные каналы по основным функциям

Судоходные каналы по основным функциям бывают:

  • соединительные каналы между судоходными реками и морями (Суэцкий, построенный в 1869, Панамский (1914) каналы и др.);
  • обходные (обводные) каналы, проходящие в обход труднопроходимых участков открытых водоемов, например, озёр и морей (каналы Онежский, Приладожский, Береговой Мексиканский и др.), или в обход участков рек с порогами;
  • выпрямительные каналы — для уменьшения извилистости реки и сокращения длины водного пути (, ;
  • подходные каналы — судоходные подходы с моря, озера или реки к населённым пунктам, внутренним портам, промышленных предприятий, сельскохозяйственных районов (Морской канал в Санкт-Петербурге, Манчестерский канал и др.).

Обходные, выпрямительные и подходные каналы строят обычно открытыми (нешлюзоваными). Почти все соединительные каналы — шлюзованные, из-за значительной, разности уровней в реках (морях), соединяемых, а также из-за необходимости уменьшения объёмов земляных работ при проведении каналов через водоразделы. Вода в шлюзованные каналы подается самотеком (самотечные каналы) или насосными станциями (машинные каналы).

Уэллендский канал в Канаде протяжённостью 42 км связывает озеро Онтарио с озером Эри восьмью шлюзами, позволяя кораблям обходить Ниагарский водопад высотой 51 м

Судоходные каналы характеризуются значительной протяженностью (например, длина берегового канала в США от Нью-Йорка до полуострова Флорида около 1,8 тыс. Км, Беломорско-Балтийского канала — 227 км, Днепровско-Бугского канала — 196 км, Суэцкого канала — 171 км, Панамского канала — 81,6 км) и большими размерами поперечного сечения (ширина по зеркалу Суэцкого канала 120—150 м, глубина 12-13 м).

Каналы существенно улучшили связь между океанами, и с момента их открытия отпала необходимость плыть вокруг материков, чтобы попасть с Атлантики до Тихого океана или с Средиземноморья до Индийского океана.

Шлюз на обводном канале дамбы.

Использование шлюзов в каналах

При строительстве первых искусственных каналов, возводимых, как правило, на довольно плоских, негористых участках местности, их инженеры и строители предпочитали строить обводы в случае попадания на пути канала холмов, либо низин. Однако, удлинение канала влекло за собой чрезмерное удорожание его строительства и увеличивало длительность прохождения по нему судна. Для решения этой проблемы стали применяться шлюзы. Далее, по мере усовершенствования технических знаний и возможностей, для прохождения препятствий стали применяться всё новые решения: акведуки, туннели, дамбы. И в каждом из таких сооружений продолжили использовать шлюзы, ставшие с тех времён и по сей день неотъемлемой частью практически любого гидросооружения.

Коммерческий речной транспорт

Он основан на следующем:

-Существование крупного порта в устье реки или вблизи нее.

-Конкурентоспособные затраты на транспортировку определенных продуктов с использованием тонны на километр в качестве индикатора.

-Присутствие вдоль реки процветающих сельскохозяйственных и промышленных районов.

-Адекватное сообщение с наземным транспортом (автомобильным и железнодорожным) или с морским, что позволяет реализовать мультимодальные перевозки. Для этого на речном пути создаются терминалы внутренних грузовых перевозок (ТИЦ), а также центры перевалки грузов с одного носителя на другой.

Сооружения на каналах

Строительство каналов почти всегда требует устройства дополнительных сооружений, которые можно разделить на несколько категорий:

  • водопроводящие сооружения;
  • сопрягающие сооружения;
  • сооружения, регулирующие общий режим канала.

Водопроводящие сооружения

Водопроводящими сооружениями могут заменяться отдельные участки каналов как по экономическим, так и техническим причинам. К таким сооружениям относятся лотки, трубы, туннели, акведуки, дюкеры, селеспуски и пр.

В тех случаях, когда грунтовые условия не позволяют устроить надёжное русло канала или рельеф местности, где проходит участок трассы канала, слишком сложный (сильно пересеченная местность, горные склоны и т. п.) целесообразно использование лотков. Лотки также представляют собой искусственные русла, однако они располагаются на поверхности земли или же устраиваются над землёй на опорах. Лотки могут выполняться из дерева, железобетона, металла и прочих материалов. Движение воды в лотках безнапорное. Иногда лотки сверху защищают каким-либо покрытием, что приближает их по своей сути к трубам. Площадь сечения лотка обычно меньше, чем канала, в связи с этим им придают больший уклон. Пропускная способность лотка рассчитывается из его интерпретации как водослива с широким порогом в канал.

Акведуки устраивают в местах пересечения каналом какого-либо препятствия: реки, оврага, дороги и т. п. От лотка на опорах акведук отличает капитальная конструкция. В этом плане акведуки ближе к мостам, в то время как лоток может выполнять функции пролётного строения.

Трубопроводы позволяют пропустить воду канала под каким-либо препятствием, а также используются при неблагоприятных климатических условиях на участке прохождения канала. Трубопроводы могут располагаться как под землёй, так и быть открытого типа с возможностью непосредственного доступа. Режим движения воды в трубопроводах обычно напорный.

Если необходимо пропустить под каналом какой-либо водоток, сооружается дюкер. Его конструкция и расчеты аналогичны трубам, применяемым при пересечении водотоков насыпями автомобильных и железных дорог.

Сопрягающие сооружения

При большом уклоне местности скорость воды в канале может достичь недопустимых значений. В связи с этим приходится устраивать участки каналов с разницей по высоте. Для соединения таких участков применяются сопрягающие сооружения, к которым в общем случае относятся быстротоки и перепады.

В перепадах вода часть пути движется по сооружению, а часть пути падает. В ступенчатых перепадах энергия падающей воды гасится специальными устройствами. В консольных перепадах падающая вода образует в месте падения воронку, которая постепенно достигает такой глубины, при которой энергия падения полностью гасится и размыв прекращается. Консольные перепады требуют меньших затрат на обустройство в силу саморегуляции, однако их расчёт менее точен и требует допуска фазы неопределённого режима, пока размер воронки не достигнет нужных величин.

Быстротоки представляют собой лотки с большими уклонами, в которых вода движется со скоростью больше критической. Скорость, однако, не должна превышать допускаемой для материала дна и стенок. Для снижения скорости возможно применение повышенной шероховатости лотка в виде разнообразных выступов, ступеней и порогов. В конце быстротока устраиваются водобойные колодцы для гашения скорости потока.

Для сопряжения разных по высоте участков каналов используют также насосные станции.

Сооружения, регулирующие общий режим канала

К таким сооружениям относятся шлюзы-регуляторы и вододелители, аварийные заграждения, водосбросы и водоспуски, шугосбросы.

Шлюз-регулятор — это плотина, оборудованная затворами. В её функции входит регуляция расхода воды в самом канале, а также в ответвлениях от него. Аварийные заграждения представляют собой пороги, оборудованные затворами. В необходимом случае с их помощью может быть произведена изоляция отдельных участков канала.

Изменение среды обитания

Проекты инфраструктуры для речного судоходства изменяют естественное назначение реки и ее среду обитания из-за проведенных физических изменений, таких как откачка воды, добыча гравия и песка, прокладка каналов и дноуглубительные работы. Это создает глубокие, гладкие и прямые водные пути, которые частично отделяют реку от ее естественной равнины.

Работа лодок создает волны, которые мешают другим тем, кто пользуется водой. На молодь рыб напрямую влияют волны, так как у них низкая плавучесть. Высокая интенсивность движения приводит к сокращению разнообразия животных вдоль берегов реки.

Что такое река?

Река – это естественный, созданный природой водоток, имеющий собственное течение. Река имеет исток и устье. Исток – это начало реки, а устье – то место, где река впадает в море или соединяется с другой рекой.

Реки подразделяются на главные и притоки. Главные реки сливаются с морем или океаном, а притоки впадают в главные реки.

По величине реки обычно разделяют на три вида.

  1. Большие реки. Площадь такой реки превышает 50 тысяч км2. Чаще всего они протекают в равнинах и пересекают несколько географических зон.
  2. Средние реки. Их площадь начинается от 2 тысяч км2 и заканчивается 50 тысячами км2.
  3. Малые реки или ручьи. Размер таких рек не превышает 2 тысяч км2.

Реки подразделяются на горные и равнинные. Горные реки отличает бурное течение, а равнинные характеризуются извивистостью русла.

В настоящее время реки используют как источник питьевой воды и воды для бытовых нужд, место для рыбалки, а также в навигационных целях.

Озера и болота

Эти водоемы играют важную роль в хозяйственной деятельности человека. Озера – хранилища воды, болота принимают участие в питании рек, являются источником торфа. Озеро – это наполненная водой, закрытая впадина, которая не соединяется с океаном. Озера могут быть природными и искусственными (пруды). Болото – чрезмерно увлажненный участок земной поверхности. Покрываются шаром влаголюбивых растений, которые способствуют выработке торфа.

Виды озер по происхождению

Озера характеризуются богатым растительным и животным миром. Вода в них не течет протоком, как в реках. За счет этого в них замедленный водообмен. Озера классифицируют по таким признаками:

  • происхождению котловин (тектонические, ледниковые, остаточные и т.д.);
  • водному балансу (сточные, бессточные);
  • положению (подземные, наземные);
  • типу минерализации (пресные, соленые).

По происхождению озера подразделяют на несколько категорий, для каждой из которых свойственны некие особенности.

Тектонические. Образовались в результате движений тектонических плит. Такие водоемы отличаются величиной, глубиной, скалистыми склонами. Зачастую располагаются в предгорье и расщелинах.

Ледниково-тектонические. Расположены в горах и на равнинах. Формируются в результате деятельности ледников (их движения, таяния). Самые большие озера России имеют ледниково-тектоническое происхождение. Большинство из них расположено в Северной части страны.

Вулканические. Формируются в понижениях лавовых полей и кратерах вулканов. В России вулканическими озерами считаются Кроноцкое и Курильское, которые расположены на Камчатке.

Остаточные или реликтовые озера образовались при отделении бывших морей. Одним из примеров является Каспийское море. Карстовые возникают при крушении, размывании горных пород. Они небольшие по площади, но глубокие. Запрудные формируются при ограждении русла реки. Это происходит в горах при обвалах. Старицы возникают в старых руслах рек.

Самые известные озера России

В эту категорию относят Байкал, Каспийское море, Ладожское и Онежское озера. Они имеют разный тип происхождения и обладают различными свойствами.

  • Байкал – озеро тектонического происхождения, самое глубокое и древнее в России и в мире.
  • Каспийское море – водоем остаточного типа. Обладает наибольшей площадью и носит титул самого большого бессточного озера в мире. Название озера происходит от древних племен каспиев, которые проживали на его побережье.
  • Ладожское озеро – самое крупное озеро ледниково-тектонического происхождения в России и Европе. Находится на Севере страны.
  • Онежское озеро относится к самым большим озерам Европы, после Ладожского.

В России находится много соленых озер. Самыми популярными считаются Эльтон, Булухта, Баскунчак. На дне озера Эльтон растут редкие красные водоросли. Благодаря им, водоем имеет розовую окраску. Баскунчак – самое соленое озеро России.

Верховые и низинные болота

Болота разделяют на: низинные, переходные, верховые, лесные, грядово-мочажинные. Различаются они расположением, растительностью, наличием торфа. Верховые (олиготрофные) болота образуются на водоразделах. Они распространены в тайге, но могут встречаться и в степной зоне. Болота верхового типа питаются осадками, обладают небогатым минеральным составом, не связаны с грунтовыми водами, получают необходимые вещества только из атмосферных осадков. Верховые болота имеют выпуклую форму и свойственную растительность – карликовая береза, мох сфагнум, багульник, клюква.

Низинные болота возникают в равнинных углублениях, на месте высохших озер. Они богаты минеральными веществами, но содержат небольшое количество торфа. У низинных болот преобладает грунтовой тип питания. Из растительности распространены злаки, осока, зеленый мох.

Виды каналов

Рукотворные русла делятся на несколько видов:

  • Водопроводные призваны служить для подачи влаги, используемой в сельском хозяйстве или в быту.
  • Дренажные предназначены для избавления от излишков влаги.
  • Судоходные применяются в качестве недорогих средств для транзита грузов и людей, а также для сокращения пути между двумя пунктами.
  • Энергетические подводят воду к ГЭС и уводят отработанные потоки воды.
  • Рыбоводные служат для разведения рыб и дальнейшего перемещения их в реки и озера.

Отдельного внимания заслуживают комплексные водные артерии, способные решать сразу несколько задач.

Заброшенный канал между Енисеем и Обью, до сих пор виден на спутниковых снимках.

Впрочем, технические сооружения не привлекают к себе пристального внимания не специалистов в этой отрасли. Гораздо большей популярностью пользуются водные артерии, обеспечивающие нужды туризма. Такие сооружения выстроены во всем мире, и это хорошо видно на карте.

Кроме этого технические элементы переброски воды делятся на сооружения, которые:

  • Текут самостоятельно.
  • Используют насосные станции для подачи воды.


Насосная станция

Мелководные каналы

Мелководные постройки – это искусственные сооружения, соединяющие между собой реки и водоемы в пределах достаточно ограниченного пространства.

Используются они обычно внутри одного географического или политического региона и выполняют, в основном, исключительно практические функции.

Как показывает карта, востребованы такие маршруты в странах Европы:

  • Германии.
  • Польши.
  • Франции.
  • Бельгии.
  • Голландии.
  • России.

Хотя и остальные страны мира не пренебрегают этими сооружениями.

Глубоководные каналы

Эти сооружения обычно соединяют между собой несколько стран мира. Делятся они на два вида:

  • первые сокращают путь между океанами или морями;
  • вторые обеспечивают проход к портам, которые располагаются на некотором удалении от береговой линии.

Канал Даюньхэ — самый длинный в мире искусственный водный путь

Эти два вида существенно сокращают время доставки грузов и долгое время служили в качестве особо ценных стратегических объектов.

Большая часть таких водных путей возводилась в XIX-XX веках и считалась практически невозможным чудом науки и техники.

Сегодня эти сооружения морально устарели и не способны нести на своих водах современные лайнеры. Хотя до сих пор используются и в практических целях, и в качестве развлечений путешественников.

Преимущество

Речной транспорт имеет множество характеристик по сравнению с другими видами транспорта с точки зрения логистики, безопасности и защиты окружающей среды, сохраняя свое положение среди наиболее выгодных современных транспортных средств.

Вот некоторые из наиболее заметных преимуществ:

— Его стоимость очень конкурентоспособна, поскольку он является эффективным транспортным средством: простая речная баржа, проходящая по самым маленьким каналам, перевозит от 250 до 300 тонн груза, что эквивалентно примерно 10 или 12 грузовикам или 5 или 6 железнодорожным вагонам. .

— Речной транспорт — наименее загрязняющий вид транспорта, у которого один из самых низких уровней выбросов CO2 среди всех видов транспорта. Перевозка грузов по рекам считается экологически чистым видом транспорта.

— Выбирая единственный транспорт, который не переполнен, первое, что гарантируется, — это высокая надежность в сроки доставки.

— У него низкий уровень аварийности и воздействия на окружающую среду из-за шума или газов, в основном по сравнению с наземным транспортом.

— Это позволяет значительно экономить электроэнергию, поскольку на одну лошадиную силу (л.с.) приходится всего 150 кг в грузовике, 500 кг в поезде и 4000 кг в речном судне.

— Железнодорожные и автомобильные сети требуют постоянной модернизации и обслуживания; однако судоходные озера и реки требуют гораздо меньше инвестиций и более полезны, когда они соединены с сушей или морем.

Енисей

Еще одна река, впадающая в Карское море, – Енисей, протяженность которого 3487 километров, а площадь акватории – 2 580 000 километров квадратных, что дает ему право занимать второе место в рейтинге самых больших рек России.

Ежегодно Енисей пополняет Карское море на шестьсот кубических метров воды, а это в три раза превышает сток матушки-Волги и суммарный сток всех европейских рек.

Такие характеристики позволили построить на Енисее целых три гидроэлектростанции: Саяно-Шушенскую, Красноярскую и Майнскую.

Амазонка, Нил, Янцзы, Миссисипы и наш Енисей – именно так выглядит пятерка крупнейших мировых рек по длине водной системы. Енисей вобрал в себя Ангару, Байкал, Селенгу и несколько рек Монголии и поэтому гордо носит звание – самая большая река в России по водоизмещению.

Начало свое Енисей берет на территории Монголии с реки Идэр в Хангайских горах. Чистоводный Енисей начинается в городе Кызыл и до впадения в Карское море плавно протекает целых 3487 километров. Уникален Енисей еще и тем, что разделяет собой Сибирь на две части: Западную и Восточную.

Надо упомянуть, что на тувинском языке Енисей носит название Улуг-Хем, что переводится как «Великая река». Самая большая ширина реки Енисея доходит до пятисот метров, а глубина акватории в некоторых местах достигает 12 метров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: