Остров шпицберген: где находится, кому принадлежит, интересные факты

Экономическая основа

Баренцбург начинался как голландский шахтерский город в 1920-х годах. В 1932 году голландцы продали концессию Советскому Союзу. С 1932 года на Шпицбергене действует российский государственный трест «Арктикуголь» (по-русски «Арктический уголь»), и основным видом экономической деятельности в Баренцбурге является добыча угля компании Арктикуголь. Уголь обычно экспортируется покупателям из Северной Европы. Город полностью зависит от материковой части России в плане еды и производства монет. Были случаи, когда отправлялось недостаточно еды и посылки с гуманитарной помощью отправлялись из Лонгйира. Туризм сейчас развивается, но пока не приносит дохода, достаточного для возрождения города.

Скандал 2022 года

Шпицберген – демилитаризованная зона, к тому же на остров открыт доступ любому гражданину любой из 39 стран, подписавших Шпицбергенский трактат. Но все же фактический контроль над архипелагом (и главное – островом Западный Шпицберген) имеет Норвегия.

У России на острове есть один поселок – Баренцбург, который с точки зрения экономики глубоко убыточный (а Арктикуголь добывает лишь столько угля, сколько нужно поселку). Еще есть поселок Пирамида, но там живет лишь до 10 человек. Развивать туризм на острове у российской стороны не получается (зато это получается у Норвегии), и даже для доставки людей и грузов в Баренцбург российская сторона вынуждена пользоваться аэропортом Лонгийра.

Но основной путь поставок грузов – морской. Грузы для российского Баренцбурга (и для Арктикугля) доставляются через сухопутную границу с Норвегией, затем через материковую территорию едут в порт на севере Норвегии.

С этим маршрутом в июне возникли проблемы – компании Арктикуголь запретили перевозить грузы через КПП «Стурскуг» и материковую часть Норвегии. Заявку на перевозку норвежская сторона отклонила 15 июня. Грузы предназначаются для российских поселений на острове – в том числе важные для компании и генконсульства России товары, продукты, медицинское оборудование, стройматериалы, запчасти для транспорта.

Баренцбург / Фото: Илья Варламов

Всего на КПП застряло 20 тонн товаров для российских поселков на Шпицбергене. Причиной власти Норвегии называют санкции – вероятно, это та же причина, по которой Литва запретила транзит части товаров по своей территории в Калининградскую область. При этом Норвегия – не член ЕС, однако страна решила присоединиться к европейским санкциям против России.

Российские власти достаточно нервно отреагировали на решение властей Норвегии, назвав такие действия недружественными. Кроме порта Норвегии, те же грузы можно отправить и из других стран – например, из Эстонии и Германии, или даже из Архангельска и Мурманска (но норвежский маршрут был оптимальным). Запасов продуктов в Баренцбурге хватит еще до августа, но основная часть грузов – запчасти и оборудование, в том числе для тепловетростанции (и их нужно доставить до холодов).

Конечно, ситуацию пока сложно назвать критической – есть альтернативные маршруты, да и собственно проблема касается не столько Шпицбергена, сколько транзита по территории Норвегии. Но стоит помнить, что в 2010 году Россия уступила определенные территории в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане – в надежде на улучшение отношений между странами в дальнейшем. Судя по всему, улучшения не случилось.

Природные условия

Основная статья: Климат Шпицбергена

Среднемесячная температура (Лонгйир)
Январь −14,1 °C
Февраль −20,7 °C
Март −19,0 °C
Апрель −13,1 °C
Май −5,0 °C
Июнь +1,4 °C
Июль +4,4 °C
Август +2,8 °C
Сентябрь −0,5 °C
Октябрь −6,9 °C
Ноябрь −10,8 °C
Декабрь −16,3 °C

Горный рельеф. Самая высокая точка островов — гора Ньютон (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² — больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами. Многолетнемёрзлые породы — мощность слоя до 200 м. Естественная оттайка грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,5 м.

Растительность тундровая — берёза карликовая (лат. Bétula nána), полярная ивка (лат. Salix polaris), мхи, грибы, лишайники и более 170 видов сосудистых растений.

Из млекопитающих на островах только белый медведь, шпицбергенский северный олень (самый маленький из видов северных оленей), а также песец. Попытки переселения на архипелаг других сухопутных млекопитающих, в частности полярных зайцев и овцебыков из Гренландии, успехом не увенчались. На архипелаге в обилии присутствуют морские животные — нерпа, гренландский тюлень, морской заяц, моржи, белухи, киты. Все перечисленные животные (кроме белых медведей) достаточно часто встречаются в непосредственной близости к населенным пунктам.

На Шпицбергене отмечается около 90 видов птиц, из которых 36 постоянно гнездятся на архипелаге. Единственным видом, проживающим на Шпицбергене круглый год, является полярная (белая) куропатка (лат. Lagopus mutus hyperboreus). Остальные птицы на зиму улетают в южные страны, и возвращаются на архипелаг лишь весной для гнездования и выведения потомства.

Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.

Крупные залежи высококалорийного — оцениваются в 10 млрд тонн. Уникальной особенностью Шпицбергена также является значительное количество пород с окаменелыми останками растений и животных. В 2007 году норвежской группе палеонтологов удалось обнаружить на архипелаге останки крупнейшего плиозавра Pliosaurus funkei. Высокое разнообразие геологических пород архипелага объясняется его длительной миграцией по мантии Земли, во время которой Шпицберген побывал в разных климатических зонах.

Современный климат — арктический, на западе значительно смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4,4 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Из-за влияния Гольфстрима зимние температуры на Шпицбергене в среднем на 20 градусов выше, чем в прочих местах сравнимой широты. Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль ), минимальная −46,3 °C (март ).

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4—5 баллов по шкале Рихтера, предполагается возможность землетрясений до 6—7 баллов.

Пирамиду обнаружил шведский путешественник в начале XX века

В начале XX в Швеции была создана компания AB Isfjorden Belsund (позже переименованная в Spetsbergen Svenska Kolfölt) для поиска месторождений угля.

В 1910 году компания отправила на архипелаг Шпицберген экспедицию под руководством Бертиля Хёгбома. Они нашли и выкупили несколько мест с большими залежами угля.

Позже на Шпицберген обратила внимание компания «Англо-Русский Грумант» и выкупила земельные участки у Spetsbergens Svenska Kolfalt. В 1927 году владельцем земель стал трест «Северолес», а в 1931 году — трест «Арктикуголь»

Параллельно с этими событиями, 9 февраля 1920 года, в Париже был подписан Шпицбергенский трактат, который определил международно-правовой статус архипелага Шпицберген. С этого дня он официально стал территорией Норвегии.

Строительство шахты возле горы Пирамида началось в 1939 году . В августе 1941 года все жители и строители были эвакуированы в связи с началом войны.

К этому моменту были построены помещения для дизельной станции и технический склад, общежитие и баня, начато строительство жилого дома, столовой, радиостанции и котельной.

В августе 1946 года в Пирамиду приехало 609 полярников, чтобы продолжить строительство рудника.

В 1947 году норвежский парламент признал, что СССР имеет равные права с Норвегией на архипелаг Шпицберген. Таким образом, СССР могла не только владеть компаниями на Шпицбергене, но и создавать свои поселения, а также эксплуатировать земельные и водные ресурсы.

В этом же году в Пирамиде появилась первая улица. Она начиналась в строящемся порту и вела в посёлок.

ФГУП “ГТ “АРКТИКУГОЛЬ”

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный
трест «Арктикуголь» Министерства энергетики РФ управляющее отечественное
общество базируется на острове в Северном Ледовитом океане архипелаге Шпицберген (Норвегия).
Отраслевое предназначение деятельности треста «Арктикуголь» – Угольная промышленность

Трест располагает рудником «Баренцбург» с полным комплексом механизированной
угольной шахтой с современным технологическим комплексом, ТЭС и комплекс
специальных сооружений для их обслуживания: причалы, краны, склады и благоустроенный посёлок.

На проекте создана необходимая инфраструктура для плодотворного труда и отдыха
персонала где проживание сотрудников организованно в благоустроенных жилых комплексах.

• Перевозка сотрудников, членов его семьи и провоз багажа к месту трудовой
деятельности осуществляется Авиа по специальном заказу, за счет средств прямого
работодателя от точки сбора г Москва до конечного пункта назначения архипелага Шпицберген
• Официальное оформление работников осуществляется по Трудовому
законодательству Российской Федерации с предоставлением социального пакета
• Место трудовой деятельности: отечественные населённые пункты Баренцбург и Пирамида на Шпицбергене (Норвегия)
• Срочный трудовой договор (контракт) между работником и работодателем оформляется официально
на период от шести месяцев и при дальнейшем обоюдном согласии сторон проливается
на период свыше 2-3 лет.
• Так же практикуется трудоустройство по оформлению договора гражданско-правового характера
на срок от 4 до 8 месяцев
• Спецодежда и СИЗ выдается прямым работодателем

Вакантные места на руднике Баренцбург

Пароводоканализация (ПВК)
Слесарь – ремонтник 4 разряда
Слесарь – сантехникШахта
Машинист горных выемочных машин 5 разряда
Проходчик 5 разряда
Горнорабочий очистного забоя 4 разряда
Машинист подземных установок 3 разряда
Электрослесарь подземный 5 разряда
Горный мастер
Респираторщик
Электрослесарь подземный 4 разряда (отдел главного механика)
Горнорабочий по ремонту горных выработок 4 разряда
Главный энергетик шахты
Главный механик шахты
Горнорабочий подземный на ШТ
Заместитель механика участка по добыче угля
Горнорабочий подземный
Главный инженер шахты
МаркшейдерТеплоэлектроцентраль (ТЭЦ)
Машинист паровых турбин
Машинист паровых котлов
Главный инженер ТЭЦ
Электрослесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики
Огнеупорщик
Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 4 – 5 р.
Сварщик РДГараж
Водитель автокрана грузоподъёмностью свыше 20 тонн
(на работах связанных с технологическими перевозками)
Машинист гусеничного крана грузоподъёмностью свыше 25т
Машинист экскаватора
Машинист автогрейдера
Водитель автобусаПортовый комплекс
Машинист ДЭК-321 (кран стрелковой самоходный гусеничный дизель-электрический)

Центр арктического туризма

ОТДЕЛ ТУРОПЕРЕЙТИНГА
Гид-экскурсовод
Менеджер по туризму (пос. Баренцбург, Шпицберген)РЕСТОРАН
Кухонный рабочий ресторана (пос. Баренцбург, Шпицберген)СТОЛОВАЯ
Уборщик служебных помещений в столовую (пос. Баренцбург, Шпицберген)
Повар столовой (пос. Баренцбург, Шпицберген, Норвегия)
Кухонный рабочий столовой (пос. Баренцбург, Шпицберген)ГОСТИНИЧНЫЙ ФОНД
Горничная (пос. Баренцбург, Шпицберген)
Мастер по техническому обслуживанию зданий (пос. Баренцбург, Шпицберген, Норвегия)
Уборщик служебных помещений в гостиницу (пос. Баренцбург, Шпицберген)ХАСКИ-ФЕРМА
Каюр (пос. Баренцбург, Шпицберген)
СКЛАД
Экспедитор-грузчик складского комплекса (пос.Баренцбург, Шпицберген)
Кладовщик (пос. Баренцбург, Шпицберген)
Электромеханик по холодильному оборудованию (пос. Баренцбург, Шпицберген)Прочие
Инженер киномеханик
Врач стоматолог

Кадровый резерв для формирования штата на рудник открыт круглогодичнои всем желающим присоединиться к команде профессионалов направлятьрезюме в отдел развития персонала; [email protected] , [email protected]

Почти 10 лет в Пирамиде не было людей

Компания Арктикуголь, которая владела рудником, не стала разрушать здания, которые были построены в Пирамиде.

Около десяти лет в городе никто официально не проживал, поэтому он стал постоянной целью для местных вандалов, которые разрушили и разграбили многие объекты инфраструктуры.

В 2006 году Пирамиду посетил Артемий Лебедев. По его словам, тут жил «один сумасшедший немец».

Во многих квартирах хранятся старые вещи, оставленные жителями Пирамиды.

Библиотека Пирамиды в 2015 году.

Неудивительно, учитывая условия жизни в Пирамиде. Поселок находится в Северном Ледовитом океане. Средняя температура зимой в западной части Шпицбергена –15°C, летом — +4°C.

В Шпицбергене встречаются холодный полярный воздух и мягкий морской воздух с юга. В результате создается низкое давление, которое вызывает резкие изменения погоды и порывы ветра.

Бюст Владимира Ленина смотрит на Пирамиду в сторону ледника Норденшельд.

Помимо этого, на архипелаге много белых медведей, которые могут напасть на человека, поэтому все местные жители ходят с ружьем.

Интересной особенностью Шпицбергена является крайне низкое содержание микробов, пыли и паразитов в воздухе и почве. Благодаря этому здания практически не проседают и сохраняют свой первозданный вид, если их не повредили. По этой же причине на Шпицбергене нет кладбища и не проводятся захоронения.

Также из-за отдаленного расположения, на Шпицбергене есть полярные дни и ночи.

Природа

Основная статья: Флора Шпицбергена

Этот раздел не завершён.Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Файл:Prins-karls-forrland pho.jpg

Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет

Файл:Nasjonalparker Svalbard.JPG

Национальные парки Шпицбергена

Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.

Уникальной особенностью Шпицбергена является крайне низкое содержание микробов, пыли и паразитов в воздухе и почве. Низкая биологическая активность среды обеспечивает высокую сохранность как органики, так и искусственных объектов и сооружений. Даже будучи брошенными десятки лет, некоторые здания на Шпицбергене могут выглядеть так, как будто люди оставили их только вчера. По этой же причине на Шпицбергене в настоящее время нет кладбища и не проводятся захоронения. Для среднестатистического жителя Европы, Азии или Африки, к Шпицбергену крайне трудно привыкнуть — за счёт иного биологического ритма, практически полного отсутствия зелени и уникального животного мира. На территории архипелага создано семь национальных парков, а многих зверей (включая оленей, белух и песцов) можно часто встретить прямо в Лонгйире или в районе аэропорта. Также визитной карточкой Шпицбергена являются агрессивные крачки, защищающие свою территорию пикированием на прохожих. Белых медведей и моржей увидеть гораздо труднее — летом они находятся на северной части архипелага, а зимой мигрируют на юг.

Климат

Увидев на карте остров, почти весь обозначенный белым цветом, вы можете представить себе огромную заснеженную территорию, где царят вечные морозы. Возможно, так и было бы, но берега Свальбарда омывает тёплое Северо-Атлантическое течение. Оно делает средние зимние температуры на острове на целых 20 градусов выше, чем температуры тех же широт в Канаде и России.

Благодаря течению берега вокруг архипелага не покрываются постоянными льдами, а судоходство возможно на протяжении почти всего года. Температура в зимние месяцы обычно не опускается ниже –20, а летом средний показатель составляет +5 градусов.

Зимой на острове, как и на всем архипелаге, властвуют сильные ветры, несущие холодный воздух. Летом часто возникают туманы. Осадки обрушиваются на него регулярно, но их количество небольшое.

Полярная ночь на острове длится 120 дней в году, полярный день – 127. Это одно из мест на планете, где можно наблюдать северное сияние. Для его изучения на Шпицбергене даже действует специальная обсерватория.

Современное состояние

Файл:Kulltaubane.jpg

Фуникулёр для транспортировки угля

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка — норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske, а также по концессии российским государственным трестом Арктикуголь (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом.

Действует аэропорт Свальбард с регулярными рейсами в Норвегию (Осло, Тромсё) и нерегулярными (чартерными) рейсами Арктикугля в Москву. Один из таких рейсов стал причиной крупнейшей трагедии в истории Шпицбергена — 29 августа 1996 года при заходе на посадку прямо напротив Лонгйира потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и хороших ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует очень интересный полярный музей и Свальбардский международный университет, ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT, а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

Призраки эпохи

Центр арктического туризма «Грумант» был создан 1 апреля 2015 года как обособленное структурное подразделение государственного треста «Арктикуголь». Сегодня он является одним из самых крупных игроков на туристическом рынке не только Шпицбергена, но и всей Арктики. Это полноценное агентство, которое принимает и комплексно обслуживает туристов на архипелаге, – и один из способов диверсифицировать бизнес российского угольного предприятия.

– Собственно, с момента создания нашего центра «Арктикуголь» выделил туризм в самостоятельное направление экономической деятельности на Шпицбергене. Но нельзя сказать, что все начиналось с нуля. В том или ином виде туризм присутствовал в деятельности предприятия всегда, – рассказывает руководитель «Груманта».

Название «Грумант» – древнерусское, поморское наименование Шпицбергена. То же имя носит еще один поселок на архипелаге, работу которому давал «Арктикуголь». Но с конца девяностых угольные рудники Грумант и Пирамида стали «поселками-призраками». Люди покинули их, оставив мебель, вещи, даже портреты родных на стенах – и множество артефактов эпохи СССР. Самый северный в мире бюст Ленина – здесь. Самый северный бассейн – здесь. На фоне потрясающих природных ландшафтов – зрелище на миллион. Вот почему иностранные туристы всегда хотели приехать в бывшие советские шахтерские поселки. Экзотика!

Развалины советской эпохи на фоне арктических ландшафтов выглядят весьма экзотично

И конечно, обязательно нашлись бы желающие монетизировать эту историю. По справедливости, именно «Арктикуголь» начал вскрывать «консервы времени» и подавать их в лучшем виде приезжающим на Шпицберген с материка туристам.

– В поселке Пирамида, который был законсервирован в 1998 году и расконсервирован для туристов 2008-м, мы показываем большое количество жилых и промышленных зданий. Полноценный туристический поток запустили в 2013 году, когда здесь начал функционировать отель, – отмечает Тимофей Рогожин. – Концепция дальнейшего развития поселка Пирамида звучит как «Музей освоения Арктики эпохи развитого социализма». Музей под открытым небом.

Два года назад в Пирамиде восстановили пленочный кинематограф, и дополнительно к кинопоказам сотрудники Центра арктического туризма проводят экскурсию в фильмохранилище и кинопроекционную Дома культуры. Раз в год «Грумант» организует в «поселке-призраке» камерный фестиваль пленочного кино и раз в год – «День Пирамиды (PyramiDDay)», когда для туристов открывается значительно больше объектов, чем обычно.

Фильмохранилище стало самостоятельным туристическим объектом

Тимофей Рогожин и его команда сейчас восстанавливают интерьеры в местах посещения рудоуправления Пирамиды. А один из трекинговых маршрутов включает восхождение по галерее грузолюдского уклона шахты рудника Пирамида, которая находилась на отметках от 400 до 600 метров в горе под тем же названием.

В российских поселках Баренцбург и Пирамида и в норвежском Лонгйире у Центра арктического туризма два собственных отеля (на 46 и 48 номеров), два хостела (на 78 и 16 мест), три бара-ресторана. А также музейно-выставочный центр, центр ремесел, хаски-центр (более 80 собак), три сувенирных магазина, портовая инфраструктура. В планах создать отдельный музей горного дела (Музей шахты рудника Баренцбург). Имеется и целый парк техники для передвижения по суше и воде: 42 снегохода, 10 микроавтобусов, четыре морских катера, а также каяки, велосипеды и всевозможное оборудование и снаряжение для организации арктического туризма.

Выручка центра «Грумант» за последние пять лет увеличилась в семь раз и составила в 2019 году более 3 миллионов долларов США. В 2019 году компания обслужила свыше 36 000 туристов. Штат центра – около 70 человек. Туристическое направление не дотируется государством, является полноценным коммерческим проектом и продолжает развивать инфраструктуру за счет собственной прибыли.

Портрет туриста

Чаще всего на Шпицберген приезжают скандинавы, жители других стран Европы и США. Российских граждан всего 2–2,5 процента. Как правило, это люди в возрасте от 30 до 60 лет, которых интересуют природный, приключенческий, арктический туризм.

Советский Шпицберген

Городское
19-сен, 2014
Рядовой
48 014

Ошибка

Единственным круглогодично обитаемым российским поселком на Шпицбергене в настоящее время остается Баренцбург. Основанный еще в 1920-е годы предпринимателями из Нидерландов, он с начала 1930-х стал центром представительства СССР на архипелаге. После консервации шахт в Груманте и Пирамиде и эвакуации большей части советского населения на Большую землю угледобыча сохранилась лишь здесь, но удовлетворяет она только нужды местной ТЭЦ. О каком-либо вывозе сырья на континент речи не идет. Российский Шпицберген остается сугубо дотационным проектом.

Сейчас в поселке живет чуть более 400 человек, причем значительная часть из них — на сезонной основе. Здесь работает много ученых (геологов, географов, биологов), действует метеорологическая станция.

На склоне горы рядами расположились унылые многоэтажки, которые сейчас стараются раскрашивать в яркие цвета, дворец культуры со спорткомплексом, гостиница с кафе и все тот же вездесущий вождь мирового пролетариата, рядом дымит ТЭЦ.

После трагической авиакатастрофы, когда 29 августа 1996 года при посадке в аэропорту Лонгйира разбился российский Ту-154 с 141 человеком на борту, в Баренцбурге появилась и своя православная церковь.

В советское время попасть сюда считалось удачей. Относительно неплохая инфраструктура, близость к благам капиталистического мира, «северные» надбавки позволяли советским шахтерам вести относительно комфортное существование. Все закончилось с распадом Советского Союза и истощением легкодоступных залежей угля. Теперь шахта Баренцбурга, где еще относительно недавно работала даже собственная узкоколейная железная дорога, обеспечивает лишь потребности местной электростанции.

Руководство «Арктикугля» и здесь пытается заработать на туристическом буме норвежской части Шпицбергена. Реконструирована гостиница, открыт музей поморской культуры, хотя бо́льшую часть зарубежных туристов, разумеется, привлекает сохранившаяся пока здесь запретная ранее социалистическая эстетика.

Одной из местных достопримечательностей является корабельное орудие. Во время Второй мировой войны его установили норвежцы для защиты поселка от немецкого вторжения. Баренцбургу оно не особенно помогло — населенный пункт был все-таки уничтожен. Но своеобразный памятник, напоминающий о тех временах, когда и этот богом забытый архипелаг оказался втянут в мировую мясорубку, остался.

Баренцбург и российский Шпицберген — олицетворение бессмысленной и беспощадной судьбы русского Севера, когда он вроде уже никому и не нужен, а бросить жалко. В отличие от прочих заполярных городов и поселков в континентальной части страны, ситуация здесь осложняется еще и имиджевыми соображениями. Присутствие России вблизи Северного полюса и тем более на территории страны, входящей в военный блок, который, судя по всему, вновь становится ее вероятным противником, рассматривается ныне как стратегическое. Вот только что делать с этим присутствием, совершенно непонятно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: