Анализ ниши
В первую очередь нам нужно проанализировать нишу, а именно целевую аудиторию и конкуренцию — эти параметры являются одними из самых важных при составлении любого бизнес-плана.
Целевая аудитория
Целевую аудиторию картинга стоит разделять на две части:
- Мужчины от 18 лет и старше;
- Дети.
Девушки менее охотно выбирают такой формат развлечений, поэтому ориентироваться на них не стоит.
Безусловно, детский и взрослый картинг отличаются. Взрослым будет не интересно кататься по детским трассам на медленных картах, а детям просто опасно садиться во взрослые карты и развивать большие скорости. Поэтому, вы должны учесть обе особенности целевых аудиторий при построении бизнеса.
Конкуренция
Конкуренция является важным фактором и огромной проблемой для небольших городов. В маленьких городах один бизнес может удовлетворить спрос всего местного населения. С картингом ситуация именно такая.
Обычно в небольших городах есть одно или два места, где можно покататься на карте и они полностью удовлетворяют спрос населения. В таких случаях открывать картинг невыгодно, плюс вы можете заработать себе серьезных проблем с конкурентами.
Например, в городе уже есть два картинга и они, грубо говоря, делят всю прибыль этой ниши между собой. Вы открываете свой бизнес, в городе становится три картинга и спрос вместе с прибылью делится на три. То есть, конкуренты станут зарабатывать меньше. Разумеется, вы можете открыть бизнес и начать что-то зарабатывать вытерев ноги о конкурентов, но в любом случае, спрос в этой нише небольшой, поэтому заработать много у вас не получится.
Исключением можно назвать курортные города, куда люди приезжают отдыхать всей семьей. Даже если город небольшой, вы всё равно сможете найти людей, которые захотят развлечься и покататься. Поэтому конкуренция таким городам не страшна, но зато у них есть проблемы с сезонностью. Бизнес будет приносить прибыль лишь несколько месяцев в году.
В больших городах уже сформирована конкуренция, но и спрос в них большой. Поэтому, вы должны придумать что-то оригинальное, что будет отличать вас от ваших конкурентов.
Международные классы
Многие производители картов и комплектующих к ним проводят свои чемпионаты. Этапы соревнований проходят в разных странах, при этом возможность поучаствовать есть не только у профессиональных гонщиков но и любителей. Sodi World Series, к примеру, объединяет более 170 картинговых трасс по всему миру. Большую популярность имеет серия Rotax MAX Сhallenge.
KF3
Участвуют карты с объемом двигателя 125 см3 без ручной коробки передач. Минимальный вес с пилотом 145 кг. Возраст пилотов — 12-15 лет.
KF2
Двигатель объемом в 125 см3 с АКПП. Минимальная снаряженная масса 158 кг. Возраст пилота от 15 лет.
KZ2/KZ1-картинг
Карты оборудованы 2-тактным ДВС с водяным охлаждением. Объем двигателя до 125 см3 и 6 скоростей переключения передач. Минимальный снаряженный вес — 175 кг. Возраст пилотов от 15 лет. KZ1, кроме возможности изменять передаточное число КПП и шин типа — Софт, полностью аналогичен классу KZ2.
Rotax-Max junior
Главное требование — использование мотора фирмы «Rotaх» мощностью 15 kW, снаряженная масса — 145 кг.
Easykart
Допускаются двигателями с объемом в 50, 60, 100 и 125 см3.
Подобные классы создаются национальными федерациями автоспорта под эгидой которых соревнования и проводятся.
Чемпионат и кубок России по картингу
«Картинг-чемпионат РФ» проводят в России в национальных любительских и профессиональных классах. Классы Пионер, Кадет и Национальный-юниор официально поддерживаются РАФ.
Пионер
Используются одноцилиндровые двигатели оснащенные воздушным охлаждением. Коробка передач с 2-5 скоростями. Возраст участников — 8-12 лет.
Кадет
То же, что и Пионер за исключением установки двигателя объемом в 50 см3. Возраст пилота ограничен 10-15 годами.
Национальный-Юниор
КПП имеет 4-6 скоростей. Двигатель — 125 см3. Возраст участника — 13-18 лет.
Заводские классы
Участвуют карты с одноцилиндровыми двигателями серийного производства с воздушным охлаждением: IAME EasyKart 50-125 см3 и Rotax-max.
Любительские классы
Классы соревнований на прокатных картах и взрослые классы с маломощными картами
Детские классы
В соревнованиях могут участвовать дети начиная с 6 лет, но обучаться езде разрешено в любом возрасте.
Разделяются на:
- Мини
- Микро
- Супер-мини
- Пионер
- Кадет
- Мини-Ракет
- Ракет
- EasyKart-50, 60
Что такое картинг?
Ответ на самый основной вопрос: картинг — это гонки. Главное отличие картинга заключается в его трассах и средствах передвижения – гонки происходят на автомобилях без кузова. Профессиональное название таких авто — карт, отсюда и пошло название картинг.
Кратко расскажем о картах:
- Карты бывают одноместными или двухместными
- Карт – это всегда автомобиль без кузова
- Карт – это облегченный автомобиль, его вес зачастую меньше 100 кг
- Есть всего две педали: газ и тормоз
Картинг можно разделить на две основные категории – это профессиональный гоночный спорт и прокатный картинг для всех желающих. В России существует несколько классов от пионеров до национального класса для любителей картинга, которые занимаются этим спортом профессионально.
Мы же предлагаем попробовать прокатный электрокартинг для любителей активного отдыха и фанатов гоночного спорта. И если вашим детям понравится такой активный отдых, то мы приглашаем в нашу школу на занятия под руководством тренеров мастеров спорта. Дети смогут обучиться основам профессионального автоспорта, чтобы в дальнейшем получить возможность принимать участие в соревнованиях на уровне чемпионата России или даже международных соревнований.
Почему популярен картинг?
Причин для популярности картинга множество. Прежде всего это возможность получить заряд адреналина и почувствовать себя гонщиком Формулы-1.
На самом деле картинг – это интересный досуг как для выходных, так и для праздников. Такое нестандартное развлечение идеально подойдет для корпоративов, детских и подростковых школьных мероприятий, дней рождений и других праздников. А еще можно забронировать карт без повода: просто чтобы отвлечься от будней и ежедневного стресса и на выходных хорошенько отдохнуть и снять напряжение.
Отдельная любовь к городским трассам картинга – от фанатов Формулы-1 и гонок. Развить скорость до 260 километров в час как в профессиональных гонках, конечно, не получится, но атмосфера будет не менее захватывающей. Полностью погрузиться в атмосферу соревнования поможет рейтинг — именно вы можете возглавить рейтинг лучших заездов.
Не обязательно любить автоспорт, чтобы прочувствовать удовольствие от такого времяпровождения.
Вопросы безопасности
Многие переживают по поводу безопасности, особенно когда речь идёт о заездах для детей и подростков. Несколько важных правил на этот счёт:
Первое – самое главное: внимательно слушайте своего инструктора. Перед заездом все гости обязательно получают инструктаж от опытных сотрудников.
Второе важное условие безопасности – это наличие шлема и специальной защитной экипировки. Садиться в карт без шлема строго запрещено
Отдельно обратим внимание, что нужно подготовиться к походу на картинг и обязательно надеть максимально удобную одежду, а обувь подобрать на плоской подошве. Запрещены шорты и юбки/платья, обувь на каблуке, а также следует собрать волосы
Такие моменты помогут вам комфортнее себя чувствовать и облегчат управление на трассе.
Если соблюдать все правила безопасности и строго следовать инструкциям, полученным в начале, не создавать намеренно аварийных ситуаций и не менять направление движения, то заезд на картинге будет абсолютно безопасным.
С чего начать организацию картодрома
Для постройки трассы, протяженностью 700 м, понадобится земельный участок, площадью 3-4 тыс. кв.м. Дорога для машин должна быть проложена с правильными поворотами и достаточным количеством прямых участков. Обычно картинговый любительский или спортивный клуб строят подальше от жилых домов и центра города. В качестве крытой площадки подойдет старое производственное помещение или невостребованный склад.
Количество персонала в клубе зависит от их профессионализма и умений. Идеально найти таких людей, которые будут разбираться в технике, смогут починить карт и одновременно инструктировать клиентов. Если открывается детский картинг, то хорошо, чтобы инструкторы умели ладить с детьми.
Из дополнительных, но обязательных атрибутов, нужно будет приобрести спецодежду для работников и шлемы для посетителей. Красивые одинаковые комбинезоны персонала создадут положительный имидж, а корпоративная символика позволит узнавать клуб на соревнованиях. В дни обычных занятий форма позволяет посетителям быстрее находить сотрудника, чтобы обратиться за помощью. Качественный шлем производства Италии стоит около 60 долларов, но существуют и дешевые китайские варианты.
Взрослый и детский картинг
До укладки покрытия желательно оснастить картинг хронометражем. Это устройство позволяет фиксировать время заезда, результаты и высвечивать их на табло. С таким атрибутом клиенту будет намного интересней посещать картинг-клуб. Можно устраивать импровизированные соревнования и наблюдать динамику собственных результатов. На полное обустройство трассы, с покрытием и всеми атрибутами понадобится около 80 тыс. долларов.
Карты – покупаем или делаем сами?
Картинг обязательно нужно укомплектовать машинами. Новая машина стоит от 1,5 до 4 тыс. долларов, в зависимости от мощности. Основная и самая дорогостоящая деталь автомобиля – это мотор. Рамы на картинг также можно купить отечественного или импортного производства. Однако многие любители и профессионалы изготавливают картинг своими руками. Это намного дешевле и надежней.
Прежде чем приступать к изготовлению, нужно определить, каким будет будущий картинг. Основой каждого технического изделия является чертеж, по нему нужно рассчитать количество необходимых материалов. Для рам используются металлические трубы, их нарезают на детали, сгибают и сваривают. После изготовления основного каркаса можно приступать к конструированию моторной рамы, педального управления и рулевого узла. Все эти части изготавливаются по одной схеме, но размеры их можно корректировать в зависимости от роста человека, который будет управлять машиной.
Мастерская, которая изготавливает картинг своими руками, наличие шикарной трассы и внимательного персонала, все это может стать излюбленным местом отдыха, как взрослых, так и детей. Именно эти составляющие станут залогом вашего уникального и прибыльного бизнеса, с шикарным названием – картинг.
Картинг. Торможение
Как известно, торможение машины становится возможным благодаря силе трения между шиной и поверхностью дороги. Сила трения выражается произведением веса карта, приходящегося на тормозящие колеса, на коэффициент трения резины о поверхность трассы для картинга.
Если поверхность под всеми колесами имеет одинаковый вид, состояние и протектор шин одинаков, то и коэффициент трения равный у всех колес карта
Но если мы изменим нагрузку на колеса (колесо), то мы изменим и силу трения.
Известно, что длина тормозного пути увеличивается пропорционально квадрату скорости.
И зависимость очень важно помнить! При увеличении скорости начала торможения в два раза, тормозной путь возрастет в четыре раза! При увеличении в три раза, мы получим тормозной путь в девять раз больший!
Распространённое заблуждение: минимальный тормозной путь достигается при полной неподвижности колес. Но при скольжении на заблокированный колесах коэффициент уменьшается на 15 %
То есть эффективное торможение возможно лишь на грани скольжения колес. Более того, подобный прием позволит избежать нам бокового заноса, в следствии разной заторможенности колес.
Реализация на практике этого способа, требует большего опыта в картинге. Очень трудно определить границу между качение и скольжение, особенно на мокрой, скользкой или неоднородной поверхности трассы для картинга. Некоторые спортсмены используют прерывистое нажатие на педаль тормоза с большой частотой, колеса карта затормаживаются лишь на короткий промежуток и карт не теряет управления.
Статистика
А что по статистике травматичности картинга? Кажется, что гоночный спорт обязательно связан с авариями и травмами. Но спешим вас успокоить – специально обратимся к статистике.
Согласно данным риск получить травму во время заезда на карте значительно ниже, чем во время тренировок у таких популярных видов спорта как футбол и хоккей, и даже занятия фитнесом или гимнастикой по статистике более травматичны. Поэтому среди секции для подростков школа картинга занимает более высокую позицию в рейтинге безопасности — даже если не говорить о разнообразных тренировках по борьбе/дзюдо/боксу, то почти любой вид спорта будет связан с падениями, ушибами и переломами.
Согласно исследованиям издания American sports data был составлен рейтинг, где рассчитывали среднее количество травм на 1000 спортсменов. В тройку самых травмоопасных видов спорта вошли регби, хоккей и бокс, где на 1000 спортсменов приходится больше 100 травм, то есть в среднем каждый десятый участник получает травмы на тренировках и соревнованиях. Далее в рейтинге идут различные боевые искусства и бокс, а также футбол и баскетбол. Не менее опасными оказались бег и велосипедный спорт, где травмы получает каждый 20-й участник.
Если мы рассматриваем именно прокатный картинг, то на картодроме созданы специальные условия, при которых даже в случае аварии получить травму будет невозможно, а водитель отделается лёгким испугом. На это влияет и наличие защитных экипировки и шлема, и ограничения по скорости в самих прокатных картах. Когда речь идёт о профессиональных гонках и соревнованиях международного уровня, то скорость карта может достигать более 200 км/ч, но для городских трасс и любительских заездов скорость значительно ниже. При этом на трассах любого уровня обязательно есть ограждения, которые минимизируют риски, если водитель не справился с управлением.
Конструкция карта[править | править код]
Компоновкаправить | править код
Основой карта является рама, сваренная из стальных труб. Материал рамы должен быть магнитным, то есть, дюралюминий, титан и карбон запрещены.
На раме расположены сиденье, рулевое управление и двигатель. В спортивных картах двигатель обычно располагается справа от водителя (таким образом, для езды на таком карте требуется теплоизоляционная накладка на рукаве комбинезона); в прокатных картах — сзади, так что можно ездить даже без защитной одежды, не рискуя обжечься.
Вес полностью снаряжённого спортивного карта 70—80 кг.
Силовая установкаправить | править код
Силовой установкой карта является карбюраторный бензиновый двигатель воздушного или водяного охлаждения; двухтактный на спортивных картах и четырёхтактный на прокатных. Двигатель можно перемещать вперёд-назад (чтобы обеспечить нужное натяжение цепи).
Для всех картов действует ограничение на уровень шума.
Трансмиссияправить | править код
На картах встречаются три варианта трансмиссии:
- на спортивных картах низших классов (в основном детских): роль трансмиссии играет цепная передача. Такой карт не может стоять на месте с работающим мотором; двигатель заводится «с толкача», а старт даётся с ходу.
- на прокатных и некоторых спортивных картах: автоматическое центробежное сцепление и цепная передача. Если не нажимать одновременно на газ и на тормоз, нет риска заглушить двигатель.
- на большинстве спортивных картов: коробка передач со сцеплением. Вращение на заднюю ось также передаётся через цепную передачу. В зависимости от класса, разрешается от двух до шести передач. Сцепление управляется рычагом, расположенным слева под рулём; рычаг переключения передач расположен справа от сиденья.
Дифференциал запрещён. Привод только на задние колёса.
Ходовая частьправить | править код
Упругой подвески на карте нет; роль амортизаторов играют шины и рама. Передние колёса, как правило, меньше задних по диаметру. Есть несколько типов резины: слики, промежуточные, дождевые.
Дифференциала в карте нет, поэтому упругость рамы рассчитывается так, что в повороте внутреннее заднее колесо оказывается в воздухе.
Из-за отсутствия подвески картинг требует очень ровного асфальта; практически незаметные бугры на трассе приводят к сильной тряске.
Рулевое управлениеправить | править код
Рулевое управление на карте простейшего типа: рулевая колонка соединена тягами с управляемыми колёсами. Поэтому руль карта чрезвычайно жёсткий, с поворотом около 45° в каждую сторону.
Другие типы рулевого управления в картинге запрещены.
Тормозная системаправить | править код
В зависимости от класса, на картах бывают:
- механические тормоза на заднюю ось (встречается в дешёвых прокатных картах; также разрешено в некоторых детских классах)
- гидравлические тормоза на заднюю ось (в картах без коробки передач);
- гидравлические тормоза на все колёса (в картах с коробкой передач).
Карбоновые тормозные диски запрещены.
Безопасностьправить | править код
Боковые короба, передний и задний бампера защищают гонщика и механизмы карта при столкновении. Цепная передача закрыта кожухом, который не позволяет цепи отлететь в сторону. Тормозная тяга дублируется тросиком. В картах с тормозами на все четыре колеса передний и задний контуры действуют независимо, и при отказе одного можно затормозить вторым. Снизу рамы расположен полик — пластина, на которую опираются ноги.
Эти меры делают картинг достаточно безопасным видом спорта (всё равно картинг — экстремальный спорт и обезопасить себя на 100 % никогда не получится).
Настройки картаправить | править код
Для достижения максимальной скорости спортивный карт можно настраивать. Возможны такие настройки:
- давление в шинах;
- установка/снятие стабилизатора поперечной устойчивости (в некоторых моделях);
- передаточное число цепной передачи;
- развесовка карта (регулируется перемещением сиденья);
- схождение рулевых колёс;
- передний клиренс;
- тормозной баланс (в картах с тормозами на все колёса);
- колея на обеих осях;
- настройка карбюратора;
- настройка сцепления (особенно центробежного);
- настройка расстояния от двигателя до резонатора (задаёт оптимальный режим сжатия топливной смеси);
- длина шатуна (степень сжатия).
См. также статьи: «Развесовка карта», «Параметры шины», «Руководство по быстрой настройке карта для новичков», «Как правильно настроить шасси?»
Оборудование трассы
Мы заботимся о безопасности всех посетителей, поэтому наш картодром отвечает всем требованиям. Во-первых, маршрут трассы рассчитан максимально точно, для облегчения ориентировки во время заезда есть специальная маркировка.
Во-вторых, можно не беспокоиться и о безопасности тех, кто наблюдает за заездами, так как зрители остаются в специальных местах, и даже в случае аварии на трассе, эти зоны будут защищены.
В-третьих, правила безопасности на таких площадках строго прописаны в государственных стандартах, и наш картодром полностью отвечает требованиям ГОСТа и имеет европейский сертификат безопасности. Наша многоуровневая трасса — это проект компании 360 Karting, картодром оснащен современной новой техникой DINO, а на всех картах есть ремни безопасности OMP.
Сколько нужно денег для старта бизнеса по организации картинга
Для ответа на вопрос о размере стартового капитала, который необходим, чтобы создать полноценную фирму, работающую в данном направлении, необходимо рассмотреть два варианта реализации рассматриваемой идеи:
- Создание полноценного картинг-клуба. Строится трасса и соответствующие объекты инфраструктуры, приобретается необходимая техника, а также организовываются подготовительные курсы для разных возрастных групп и т.д. В этом случае вам надо инвестировать от 700 тыс. до 1 млн. долл., но точная сумма зависит, прежде всего, от местонахождения будущей компании.
- Для реализации второго варианта бизнес-проекта понадобится качественная техника и профессиональные инструкторы, которые будут приносить основную прибыль во время различных общегородских мероприятий или заказов услуг фирмы для проведения праздничных церемоний. В этом случае, сумма стартового капитала будет намного меньше, но и доходы вашей компании сократятся, как минимум, на 30-60%.
Если собственных денежных средств для реализации представленных проектов будет не достаточно, воспользуйтесь заемным банковским капиталом. Но для этого, вам придется зарегистрироваться, как юридическое лицо, а также подготовить реальный и перспективный бизнес-план.
Изменяющийся радиус
Повороты с изменяющимся радиусом можно разделить на открытые и закрытые. Во втором случае вам необходимо противостоять искушению повернуть в сторону центра трека, где он начинает изгибаться, и, вместо этого, проследовать наружу для позднего и резкого входа. Это позволит вам раньше выйти на газ, как только вы коснетесь апекса, и выйти по широкой быстрой траектории. В случаях, когда поворот сперва резкий, используйте более ранний и аккуратный вход, коснитесь апекса раньше, чем если бы это был 90-градусный поворот, и воспользуйтесь естественным расширением поворота на выходе для достижения максимального ускорения.
Национальная классификация в России
Существуют отличия по классам в разных странах. Как правило, каждая страна использует моторы собственных разработчиков. Картинг имеет следующую классификацию:
- Пионер. В данном классе средний возраст участников 8 – 12 лет. Машинки данных участников имеют коробки переключения передач в количестве от 2-х до 5 скоростей. Мотором с одним цилиндром, охлаждение которого осуществляется при помощи воздуха.
- Кадет. Тут уже катаются ребята в возрасте от 10 до 15 лет. Характеристики и исполнение можно сказать такие же, как и в предыдущем классе, стоит лишь упомянуть что объём достигает 50-ти кубиков.
- Национальный – Юниор. Карты достигают объёма в 125 кубов. Охлаждение может быть представлено как водное, так и воздушное. КПП аналогично усилена и имеет 4-6 скоростей.
- Национальный имеет такое же исполнение и компоновку как у класса выше, но предрасположен для спортсменов от 16-ти лет.
Картинг. Боковой занос
Многие считают, что правильно выполнить поворот в картинге можно только с боковым заносом. Особенно часто этому заблуждению подвергнуты новички-любители в картинг-клубе, где без должной подготовки многие едут по принципу « как могу». Но все в точности наоборот, боковой занос опасен и весьма нежелателен в картинге.
Он начинается, когда сила сцепления шин карта с поверхностью трассы для картинга меньше, чем центробежная сила возникающая при движении на вираже. Незначительное скольжение в картинге мы всегда в состоянии прекратить. И правильные действия для преодоления скольжения задней оси – это установить передние колеса в положение, при котором они продолжат катиться по траектории, по которой они должны были катиться при отсутствии скольжения. Если такое противодействие не даст результата, то карт может начать вращаться вокруг вертикальной оси и им управлять им будет невозможно.Действия по выходу из заноса нельзя выполнять слишком резко. Велика опасность заноса задней части карта уже в противоположную сторону. И тогда передние колеса придется повернуть в туже сторону. Отрицательное или положительное резкое ускорение карта также может привезти к увеличению скольжения и занос станет неуправляемым. Поэтому в картинге не следует тормозить или разгоняться при заносе.
Опытный картингист всегда знает грань начала скольжения, на данной дороге и в данных условиях. Для оценки он использует скорость карта. И немедленное прекращение скольжения зависит от его умений. Скольжение необходимо устранять в самом начале, путем точного противодействия рулем
И особенно обратить внимание на соответствии скорости карта условиям трассы для картинга. Овладев приемами преодоления скольжения, картингист сможет безошибочно управлять картом, а это является первым условием для победы в соревнованиях по картингу
Строительство трассы
Одна из самых сложных и затратных частей этого бизнес — строительство трассы. Процесс выглядит приблизительно следующим образом:
- Создание проекта трассы для картинга;
- Поиск подрядчиков;
- Закупка материалов;
- Строительные работы.
Идеальный вариант, если вы заасфальтируете большую площадь и с помощью переносных ограждений сможете переодически изменять свою трассу. Клиенты любят разнообразие и в будущем больших затрат при изменении конфигурации трассы не будет.
Виды
Существует два вида трасс: открытые и закрытые. Оба имеют свои плюсы и минусы, о которых мы поговорим далее.
Открытая
Открытые трассы обычно размещаются где-то за городом под открытым небом. Они могут быть на реальной гоночной трассе, в парке аттракционов или рядом с ним.
Плюсы:
Минусы:
- На количество клиентов влияют погодные условия;
- Кроме учеников зимой вообще не будет клиентов;
- Трассу придется постоянно очищать.
Минусов у данного вида очень много, из-за сезонности он долго окупается, поэтому такие трассы строят те, кто уже по какому-то стечению обстоятельств имеет в пользовании выгодное место рядом с развлекательным парком или на гоночной трассе.
Закрытая
Закрытые трассы строятся по проекту картодрома. Грубо говоря, находят большое помещение, покрывают пол специальным материалом и возводят трассу с поворотами. Такой картинг может работать круглогодично и стабильно приносить прибыль, поэтому именно этот вариант предприниматели выбирают чаще всего.
Плюсы:
Минусы:
- Обычно такие картинги стараются размещать в центре города, найти большое подходящее помещение очень сложно;
- Высокая стоимость аренды помещения.
Проект и требования
В первую очередь вам нужен проект трассы, который отвечает определенным требованиям:
Требование | ||
Минимальная длинна | ||
Максимальная длина для картов без коробки передач | ||
Максимальная длина для картов с коробкой передач | ||
Минимальная ширина | ||
Максимальная ширина | ||
Продольные уклоны | ||
Поперечные уклоны | ||
Обратные уклоны | ||
Длина прямых для картов без коробки передач | ||
Длина прямых для картов с коробкой передач | ||
На трассе должны быть хотя бы одна прямая | ||
Ширина туннеля | ||
Высота туннеля | ||
Ширина мостов | ||
Расстояние между соседними дорожками трассы |
Помимо перечисленных размеров трассы для картинга не менее важными требованием является следующее: разделение встречных поток запрещено производить только с помощью шин. Для этого нужно дополнительно использовать бетонные блоки.
Покрытие трассы для картинга может быть выполнено из асфальта, бетона, резины, древесины. Ключевым моментом при выборе покрытия является коэффициент трения резиновых шин, он должен быть не менее 0,3. Чаще всего выбирают резиновое покрытие, так как оно является лучшим в соотношении цены и качества.
Площадь помещения для картодрома должна составлять примерно 10.000 кв.м. Это довольно внушительный размер и на нем мы должны разместить саму трассу, гараж, раздевалку, трибуны, зону приема клиентов и туалет.
Не забывайте, что самое интересное в гонках — победа. Чтобы определить победителя вы должны оборудовать карты и трассу специальными датчиками и выводить время гонщиков на табло.
Строительство
После того как проект будет готов, можно нанимать подрядчиков и начинать строительство картодрома. Смета будет следующей:
Наименование | |
Покрытие трассы | |
Вентиляция | |
Ограждения трассы | |
Освещение | |
Спортивное табло | |
Подрядчики | |
Прочие расходы | |
Итого: |
Техника пилотирования
Цели гонки на картах:
- поддерживать максимально возможную скорость аппарата и максимально высокие обороты двигателя;
- свести к минимуму торможения;
- занимать выгодную позицию на трассе для осуществления поворотов с минимальными потерями времени и скорости.
Разгон
Здесь проблемы нет. Жми на газ, и в зависимости от типа гонки и модели карта, аппарат резво разгонится до 100 км/ч за несколько секунд. Несмотря на то, что мощность картов начального уровня не превышает 10 л.с., а спортивного – 40 л.с., небольшая масса делает их проворнее, чем большинство легковых автомобилей с существенным превосходством по лошадиным силам.
Торможение
Тормозная система представлена механическими или гидравлическими тормозами на задние или на все колеса.
Карт тормозит резко. Чем дольше торможение, тем больше времени требуется на последующий разгон. По этой причине педаль тормоза используется редко: для остановки и при осуществлении маневра (вхождении в поворот). При этом техника езды предполагает, что до последнего выдерживается газ, и далее выжимается тормоз с той продолжительностью, с которой это необходимо для осуществления виража.
Повороты
Технически поворот состоит из 3 этапов:
- вхождение в поворот;
- апекс;
- выход из поворота.
Принципиально важно начать вхождение в поворот в нужном месте и иметь на тот момент нужную скорость. Правильный расчет этих двух параметров и составляет основное мастерство гонщика
Здесь может помочь только практика. В теории это выглядит следующим образом:
- гонщик следует по внешней стороне трассы;
- в самый последний момент притормаживает и делает РЕЗКИЙ ВХОД в дугу так, чтобы, в повороте оказаться на внутренней стороне трассы (апекс);
- ПЛАВНЫЙ ВЫХОД из дуги на внешнюю сторону трассы.
Важные правила:
- Тормоз выжимается слегка, чтобы обороты двигателя не упали существенно.
- Входя в поворот, руль не выворачивают, а лишь слегка подруливают.
- Точку апекса на внутренней стороне трассы стараются отодвинуть как можно дальше так, чтобы дуга выхода из поворота была более прямой.
- Достигнув апекса, плавно выдавливают газ.
Несмотря на то, что повороты бывают разными, описанная техника с небольшими корректировками работает на любом из них.
Естественно, что на трассе идеальный поворот мешают выполнять другие гонщики и поэтому не всегда можно войти в поворот в нужном месте. В реальной жизни исходят из имеющихся обстоятельств. Но нужно помнить, что правильный поворот – всегда плавный с минимальной перегрузкой для гонщика.
Траектория
Для того чтобы безошибочно ездить, следует руководствоваться 2 правилами:
- Любой маневр нужно совершать, держа в уме трассу целиком. Входя в поворот, пилот должен представлять, как он из него выйдет и поедет дальше с минимальной потерей времени и скорости.
- При совершении маневров траектория должна быть наиболее «выпрямленной».
Практикуясь, вы поймете, что никакого «расчета» траектории нет, а любой гонщик проходит повороты на автомате, абсолютно не думая о траектории.