История происхождения статуй моаи на острове пасхи

Самый большой бассейн в мире

Представьте себе футбольное поле, наполненное водой. Умножьте на десять. Вы получите самый большой в мире бассейн под открытым небом.Сан-Альфонсо-дель-Мар расположен в 100 километрах к западу от чилийской столицы Сантьяго. Один километр в длину, 77 тысяч квадратных метров площади — в бассейне таких размером можно не только плавать, но и ходить под парусом. Что чилийцы и делают: в Сан-Альфонсо-дель-Мар любой желающий может арендовать катамаран или яхту и плыть по ровной, как зеркало, воде. Несмотря на то, что вода для бассейна забирается из Тихого океана, она не соленая и настолько прозрачна, что дно видно в любой его точке.

Художественный стиль Моаи

С течением веков менялся художественный стиль истуканов. Отчётливо отслеживается улучшенный уровень мастерства древних скульпторов. Учёные разделили стили на 4 типа, которые предшествовали последнему периоду изготовления Моаи:

  • 1 тип – прямоугольные, вытянутые головы без туловища. Изготовлены из серо-жёлтого туфа Рано Рараку.
  • 2 тип – вытянутые тела людей, иногда двухголовые, с непропорционально короткими ногами. Материал изготовления – красная пемза (три статуи).
  • 3-тип – коленопреклонённый человек (всего одна статуя).
  • 4 тип – торсы людей с вытянутыми головами, носами и мочками ушей. Самый распространённый на острове вид истуканов.

У последнего типа заостренное основание. Это сделано специально, чтобы вкапывать истукан в землю. Лица на всех статуях полинезийского типажа. Хотя многие исследователи увидели европейские черты лица, а некоторые являются сторонниками инопланетных обликов. Доказано, что вытянутые лица свидетельствуют о желании мастеров увеличить рост Моаи.

Среди всех истуканов одна статуя имеет на спине и груди силуэт трёхмачтового европейского судна. Она находится у подножья вулкана Рано Рараку и относится к последним высеченным экземплярам. На Рапа-Нуи продолжают работать археологи, которые находят многовековые истуканы под землёй. Почва поглотила некоторых Моаи в ходе естественного многовекового наслоения.

Предлагаем посмотреть короткое видео «5 невероятных фактов о статуях острова Пасхи». Здесь пойдёт речь и о племенах рапануйцев.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них — 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев. 

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году. 

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами.  Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

История появления загадочных Моаи

Современные исследования доказали, что Моаи были высечены десятки веков назад. Истуканы появились задолго до пришествия европейцев на остров. Создателями монументов стало племя каменотёсов. Это выяснилось в ходе раскопок у подножья потухшего вулкана Рано-Рараку, где были обнаружены каменоломни. Вместе с этим были обнаружены незавершённые фигуры Моаи. А некоторые экземпляры ещё находились в стадии выпиливания из скальной породы.

Как выяснилось, статуи изображали умерших предков, а местные жители поклонялись им. Население Рапа-Нуи свято верило, что Моаи могут влиять на погоду. А погодные условия имели влияние на уровень жизни семей и насылали проклятье на вражеские племена. Поэтому каждая семья на острове старалась обзавестись статуей своих предков. Чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия.

До появления людей на острове Рапа-Нуи изобиловал лесными массивами. В ходе развития жизнедеятельности островитян территория стала скудеть на лесные богатства. Вырубка лесов связана не только с хозяйственной деятельностью и постройками. Стволы деревьев использовались рапануйцами для перемещения статуй Моаи к месту установки на берегу.

По некоторым данным из легенд рапануйцев, истуканов перемещали стоя, перекантовывая фигуру при помощи канатов. Однако лишённая деревьев почва стала менее плодородной, и условия жизни ухудшились. Между племенами началась борьба за оставшиеся ресурсы. Некоторые семьи покинули Рапа-Нуи в поисках нового дома.

Остров Рапа Нуи в Тихом океане

Остров Пасхи – самый уединенный обитаемый клочок суши на земле. Он раскинулся среди бескрайнего Тихого океана на расстоянии 3700 км от ближайшего континента – Южной Америки, и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова Питкейрн.

Этот остров – вершина огромной горы, которая сформировалась из вулканической лавы, извергавшейся 3 миллиона лет назад. Покрытое густыми лесами пространство, защищенное от ветра, радовало коренных жителей плодородной почвой. Здесь росли бананы, бадат, сахарный тростник и ямс. Умелые рыбаки, островитяне выходили за добычей на самодельных лодках далеко в море.

Занимаясь разведкой Тихого океана, на остров наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен 5 апреля 1722 года – в канун православного праздника Воскресения Христова, известного как Пасха. Одинокий участок суши глава экспедиции предложил назвать в честь предстоящего торжества.

Когда экипаж корабля сошел на берег, то убедился, что остров – совсем не райский уголок. Перед путешественниками предстала сухая каменистая степь с редким низким кустарником и сухой выжженной травой. Жухлые папоротники и осока виднелись только около тростниковых хижин, похожих на перевернутые корзины.

Островитяне, жившие здесь, спали на циновках, подложив под голову камень. Полуголые хозяева путешественников встретили доброжелательно и охотно шли на контакт. В момент открытия острова, который аборигены называют Рапа Нуи, там жило 3000 человек.

Сегодня на острове площадью 117 кв. км, принадлежащем Чили, обитает 600 человек, которые занимаются сельским хозяйством и обслуживают туристические группы.

Каменные истуканы Пасхи

Но главной загадкой, привлекающей туристов со всех концов света, остаются заполняющие побережье толпы каменных истуканов. Маои – таково их местное название – могут быть высотой до 25 м. и весом до 200 тонн.

Знаменитый путешественник Тур Хейердал в середине 50-х годов прошедшего века осуществил эксперимент по вырубке статуи маои вручную и ее доставки к берегу. Потребовался год, чтобы его завершить и прийти к выводу, что это вполне осуществимо с помощью крупных деревянных катков. Эти результаты позже были подтверждены исследованиями, доказавшими, что остров изначально покрывали леса гигантских пальм, стволы которых могли быть использованы, и растений, пригодных для изготовления канатов.

Но для чего понадобилось выстраивать каменных истуканов вдоль береговой линии, частью каких ритуалов они являлись – осталось тайной. Почему они изготавливались в таких количествах: насчитывают около тысячи маои, в то время как население в лучшие времена составляло семь – девять тысяч? Известно лишь, что островитяне украшали свои скульптуры. На некоторых еще сохранились цилиндры из красного камня (до 10 т весом!), отдельно изготовленные и вставленные глаза из стекловидной вулканической массы и кораллов.

Как добраться до моаи на острове Пасхи

Истуканы разбросаны по всему острову. Некоторые из них находят в пешей доступности от города Анга Роа, до других придется доехать на машине.

Скорее всего, время на острове Пасхи у вас будет ограничено. Это одно из тех мест на планете, куда попадаешь все раз в жизни. Хочется осмотреть весь остров и не упустить ничего!

Пешком из Анга Роа вы можете посетить Аху Тахаи и кратер вулкана Рано Кау. Это короткая прогулка, для которой можно выделить несколько часов, например день прилета или вылета, или вечер после основного тура.

Один полный день выделите на поездку на каменоломню и пляж Анакена. В городе организуют отличные туры по приемлемой цене. Я не люблю организованный туризм, но на острове Пасхи этот тур оправдывает себя. Гид у нас был потрясающий. Большой компании подойдет аренда автомобиля, а спортсменам — аренда велосипеда. Правда, учтите, что крутить педали придется под палящим солнцем и без возможности купить воду в магазине — цивилизация на острове Пасхи есть только в Анга Роа и в Анакене.

Менее туристическая часть острова Пасхи — это противоположный берег Тихого океана. Туда можно добраться только пешком или на лошади. Полный маршрут занял у нас 20 км туда-обратно. Если есть силы, можно прогуляться гораздо дальше. Там тоже много моаи, а так же пещер, где жители Рапа Нуи прятались от врагов.

Если хотите собрать коллекцию всех истуканов на Рапа Нуи, тогда обратитесь в ближайший центр дайвинга. Каждый день они устраивают туры к затонувшим моаи. Эти копии статуй были сброшены в море после съемки фильма про остров Пасхи, но впечатляют они не меньше.

Достопримечательности

Национальный парк Рапануи – самое известное знаковое место острова. Здесь на площади 7 тысяч кв. км сконцентрировано множество каменных скульптур, принесших местности мировую славу. 300 уникальных фигур расположены у подножия вулкана в районе Рано-Рараку поблизости от крупнейшей ритуальной платформы.

Археологический ансамбль Аху Те Пито Кура находится на побережье бухты Ла-Перуз вблизи пляжа Оваэ. В центре ее лежит упавшая скульптура весом 80 тонн и высотой 10 м.

Аху Акиви

В своеобразном сакральном месте Рапа-Нуи, далеко от берега, семь идентичных по величине и форме моаи устремлены к океану. Есть версия, что святилище с ХVI в. служило в качестве небесной обсерватории. Изваяния всегда обращены спиной к восходу солнца. Скорее всего, они выполняли роль защитников и некой границы между океаном и сушей.

Пуна Пау

В этой живописной каменоломне на месте небольшого вулкана добывали красный туф для изготовления головных уборов для моаи. Эти шляпки весили ни много ни мало —  до 12 тонн. Их водружали на идолов, когда те лежали на земле. Остатки этих шапок и сейчас можно увидеть, поднявшись на смотровые площадки.

Гора Маунга Теревака

Самая высокая точка острова находится на уровне 539 м над поверхностью, однако большая часть скалы скрыта под водой. Общая высота этой горы составляет 3,5 км. Вершина весьма живописная, сплошь покрытая зеленью.

Церемониальная деревня Оронго

Поселение вблизи крупнейшего вулкана Рано-Као – главный центр охоты за яйцами черных ласточек на скалах соседнего островка. Здесь по традиции выбирали человека-птицу, а до этого в пещерах проживали охотники, помогавшие предводителю своего клана стать вождем острова.

Пещера Ана-Те-Пау

Это огромный грот с высокими перекрытиями, который находится на территории Национального парка. В старину его использовали для жилья: археологи нашли там место очага. Ана-Те-Пау и две обширные соседние пещеры, образованные лавовыми потоками, были частично затоплены водой.

Интересно, что пещеры стали местом для жизни древних островитян не случайно. В результате кровавых междоусобиц и отсутствия возможности построить себе деревянные дома (леса на острове тогда уже не было), жителям пришлось прятаться в пещерах.

Подводные пещеры

Пещеры наземные плавно переходили здесь в пещеры подводные. Сегодня они стали прекрасным полем деятельности для дайверов. Образованные в процессе вулканических извержений и разрушения почвы под воздействием магмы, эти места представляют собой удивительные  живописные гроты, увлекающие любителей подводного плавания по своим запутанным коридорам…

Загадочные моаи и легенды их происхождения

Островные предания сообщают, что вождь рода Хоту Мату’а приплыл с семьей на остров в поисках нового места обитания. После его смерти, шестеро сыновей поделили территорию на части, а затем это сделали их внуки и правнуки. Истуканы, считавшиеся символами кланов, представляют, по мнению местных жителей, усопших предков, а также передают живым силу их прародителей.

Лунная долина (Валье-де-ла-Луна)

Если отъехать 30 километров от города Сан-Педро по направлению к центру Атакамы — самой сухой пустыни мира, то можно прогуляться по Луне.Лунная долина — так называют причудливые ландшафты этой части пустыни за их сходство с лунной поверхностью. Вода и ветры на протяжении многих тысячелетий шлифовали камни и песок, белый цвет соляных озёр придает долине ещё больше сходства с космическим пейзажем.

Чили — одна из самых интересных стран мира. Многотысячелетняя история, красивейшие ландшафты, величественные горы и чистейшие горные районы, потрясающее разнообразие природных комплексов, колоритное местное население и быстро развивающаяся экономика — вот главные аргументы при выборе этой страны как объекта посещения. Самые популярные достопримечательности Чили — озеро Чунгара, вулкан Паринакота, пустыня Атакама, гейзеры Эль-Татио, озеро Мисканти, гранитные «башни» Торрес-дель-Пейн, археологические памятники Копакилья и Сапауира, таинственный остров Пасхи, а также Патагония — самый южный район американского континента, хорошо известны далеко за пределами страны.

Город-призрак Хамберстоун

На севере Чили, посреди пустыни, в пятидесяти километрах от ближайшего населенного пункта (города Икике) находится заброшенный город Хамберстоун. Город был основан в конце 19 века, когда здесь нашли месторождение селитры. Сперва шахтерский посёлок, затем городок с театром, церковью и железнодорожной станцией — Хамберстоун быстро разросся. И так же быстро опустел, когда селитровая жила иссякла. Лишившись заработка, люди постепенно покидали город, оставляя за собой дома с нажитым имуществом. Здесь и сегодня можно зайти в любой заброшенный дом и порыться в старых сундуках, в надежде отыскать какой-нибудь ценный сувенир.

Фото: saddahaq.com

Аху, церемониальный центр острова Пасхи

Аху – производная форма ритуальной архитектуры, которая встречается в других местах Восточной Полинезии.

Религиозные верования и власть правящих классов в Полинезии, как и во многих других цивилизациях мира, положили начало строительству монументальных сооружений. Эти архитектурные ансамбли называются мараэ. Это слово полинезийского происхождения, которое описывает открытое и чистое пространство, используемое в качестве места для встреч.

Мараэ состоял из прямоугольной площади, иногда вымощенной и полностью обнесенной стенами, и площадки из продолговатых камней на одном конце. На нем могли находиться вертикальные плиты из камня или коралла или деревянные фигурки, изображающие предков или богов.

Первые аху острова Пасхи, построенные полинезийскими поселенцами, были вдохновлены базовой архитектурой мараэ. Со временем конструкции эволюционировали, и приобрели отличительные черты. Центральная платформа включала наклонную плоскость в передней части (тахуа), вымощенную круглыми камнями (поро), и другие конструктивные и эстетические элементы, как боковые «крылья».

Слово аху обозначает весь монументальный ансамбль, но используется, в частности, для обозначения основного элемента – алтаря или церемониальной платформы, на которой размещены один или несколько моаи.

Ученый и исследователь Джо Энн Ван Тилбург утверждает, «археологические данные ясно показывают, что контроль натурального производства в сельском хозяйстве и морских ресурсах был тесно и прочно связан с типичной полинезийской схемой наследственных прав землепользования… Необходимость постоянно подтверждать эту собственность, поколение за поколением и в контексте растущего населения и меняющейся природной среды, похоже, было одной из движущих сил строительства аху, хотя, очевидно, существовали другие социальные и религиозные мотивы».

Аху – политические, социальные и ритуальные центры различных племен и кланов Рапануи. Здесь проходили любые важные собрания – церемонии, похоронные обряды вождей (арики) и высокопоставленных людей кланов, инициации, празднования урожая и раздачи еды.

У каждого племени был свой церемониальный центр вдоль береговой линии, откуда оно контролировало часть территории в направлении внутренней части острова

Люди, занимавшие важное положение в иерархии племени, проживали рядом с аху, в то время как остальные представители племени – внутри острова. Из этого можно сделать вывод, что аху и моаи исключительны только для определенного сословия населения острова

  • В аху проводились похоронные обряды вождей, которыми руководил официальный священник «тимо». Его эмблемой была рапа (разновидность весла с двумя лопастями примерно 50 см с резными деталями, имитирующими человеческое лицо). Кремация простого населения острова проводилась за пределами аху.
  • Похороны высших слоев населения – важная церемония, включавшая несколько этапов. В первую очередь тело оборачивали в специальный саван (такапау) из волокна махуте (местного растения, похожего на папирус). Затем его размещали на пьедестал в передней части (тахуа) на шестах (ранго) в горизонтальном положении.
  • Тело оставляли на срок до 2 лет. Когда оно разложилось, священники отделяли остатки плоти от костей, которые помещали в погребальные полости аху (аванга) и засыпали камнями. На этих местах устанавливались соответствующие моаи.
  • Островитяне считали, что умершие обладали маной. Эта мудрость и жизненная энергия, воплощенная в авторитете правящего класса. Она защищала общину и обеспечивала хороший урожай и рыбный улов. Согласно легендам рапануи, после смерти важных членов племени, их мана перетекала в каменных гигантов и приносила пользу всему острову.

Большинство аху расположено вдоль побережья, ориентированного параллельно береговой линии. Платформы образуют почти непрерывную линию вокруг побережья, поскольку в среднем между ними расстояние менее километра. Иногда несколько аху сгруппированы вместе, относительно благоприятных локаций для поселения, вблизи заливов или подходящих мест для высадки.

Однако положение некоторых регулируется астрономическими наблюдениями для определения времени года, установления правил в сельском хозяйстве, рыболовстве и других областях повседневной и общественной жизни.

В древнем календаре рапануи начало года приходится на середину июня с зимним солнцестоянием, с уходом с небосклона Плеяд (Матарики на острове Пасхи) и два сезона года – зима (тонга) и лето (хора). Такие функции выполняют аху, расположенные внутри острова, Аху Акиви (к востоку от Рапа Нуи) и Хури А Уренга (недалеко от Ханга Роа).

Основные характеристики

Многим интересно, сколько статуй подобного типа существует и откуда взялись эти огромные туловища на небольшом острове. В настоящий момент обнаружено 887 скульптур разного размера, выполненных в едином стиле. Их еще называют моаи. Правда, не исключено, что раскопки, время от времени проводимые на острове Пасхи, приведут к обнаружению дополнительных истуканов, которые местные племена так и не установили на места.

Материалом для изготовления каменных статуй является туффит – порода вулканического происхождения. 95% процентов моаи изготовлены из туфа, добытого из вулкана Рано Рараку, который находится на острове Пасхи. Лишь немногие из идолов сделаны из других пород:

  • трахита – 22 статуи;
  • пемзы вулкана Охио – 17;
  • базальта – 13;
  • муджиерита вулкана Рано Као – 1.

Многие источники предоставляют недостоверную информацию относительно массы моаи, так как рассчитывают ее с учетом того, что они изготовлены из базальта, а не менее плотной базальтовой породы – туффита. Тем не менее, средний вес статуй достигает 5 тонн, поэтому современники нередко выдвигают догадки, как такие тяжеленные фигуры были перемещены из каменоломни на места своего настоящего расположения.

Размер статуй острова Пасхи варьируется от 3 до 5 метров, а их основание в ширину достигает 1,6 метров. Лишь немногие статуи достигают высоты свыше 10 метров и веса около 10 тонн. Все из них принадлежат более позднему периоду. Отличают такие статуи вытянутые головы. На фото кажется, что они передают черты лица европеоидной расы, но на самом деле физиогномика повторяет особенности полинезийцев. К такому искажению прибегали с единственной целью – увеличить высоту статуй.

Экологическая катастрофа

Ученые установили: едва полинезийцы заселили остров, они сразу начали вырубать деревья. Древесина требовалась для изготовления каноэ и была топливом для костров, на которых готовили еду и сжигали тела умерших. Но основная масса деревьев ушла на изготовление рычагов для перемещения статуй. Французский археолог Катрин Орлиак, проведя радиоуглеродный анализ древесных останков, определила, что дерево в качестве топлива островитяне перестали использовать в середине XVII века, окончательно перейдя на траву и другие мелкие растения. А значит, за семь столетий полинезийцы полностью выкорчевали лес.

Легенды о моаи

До сих пор точно не известны ответы на следующие вопросы: кто и зачем начал воздвигать каменные статуи на острове Пасхи; как выбиралось их месторасположение; каким образом аборигены могли передвигать каменные глыбы весом в десятки тонн.

Считают, что гигантские изваяния начали появляться в Х веке, и по одной из теорий они олицетворяли полинезийских богов или обожествляли местных вождей, а устанавливали их с целью защиты острова от злых духов. Последние статуи были построены около 1500 года. После этого их резко прекратили воздвигать. Со стороны это выглядит так, как будто в одно мгновение люди по каким-то причинам бросили всё и ушли, оставив заготовки монументов в каменных мастерских, где десятки моаи расположены в самом центре вместе с самой грандиозной статуей весом около 180 тонн.

Вопрос о том, как изваяния появились на острове, сразу же возник у Джеймса Кука, когда он и его команда впервые увидели в 1774 году на побережье огромные каменные статуи и туземцев, у которых не было инструментов, чтобы изготовить подобные монументы. Загадка их появления не разгадана до сих пор. Есть только несколько теорий:

Инопланетный след

Швейцарский писатель Эрих фон Дэникен утверждает, что идолы на острове Пасхи, подобно египетским пирамидам, были воздвигнуты инопланетянами. Автор считает, что аборигены якобы не были достаточно развиты, чтобы воздвигнуть каменных исполинов.

Лемурия

Согласно некоторым легендам, десятки тысяч лет назад в Индийском океане существовала страна Лемурия, а о. Пасхи является частью этой мифической страны. Сторонники этой теории считают творцами статуй высоких 18-ти метровых лемурийцев, обладавших сверхъестественным способностями.

Дело рук аборигенов

Наиболее близка к жизни версия о том, что статуи – творения местных жителей. В кратере вулкана Рано Рараку были обнаружены следы мастерской, в которой островитяне при помощи каменных инструментов, похожих на топоры, высекали моаи.

Что же касается загадочного расположения изваяний, то помимо мистической версии о защите населения от злых духов, исследователи пришли к выводу о более рациональной причине выбора места для их расположения. Антропологи, среди которых известный ученый Карл Липо, заинтересовались вопросом, как поселенцам удалось выжить на острове, на котором практически нет пресной воды, не считая одно небольшое озеро. Изучив расположение подземных ручьев, команда пришла к выводу, что моаи установлены там, где есть подземные ручьи. Видимо, с помощью статуй древние люди маркировали источники свежей пресной воды.

История острова Пасхи и загадочных статуй Моаи

Первыми свидетелями гигантских статуй на территории острова стали участники голландской экспедиции во главе с Якобом Роггевеном. Они высадились на остров в день, когда православные отмечали святой светлый праздник, поэтому и земля получила название в честь христианской Пасхи. Сойдя на землю, мореплаватели ахнули, увидев каменных великанов. К тому времени на острове уже не было никакой крупной растительности, что свидетельствовало о пережитой племенем катастрофе. Осваивая островную землю, занимаясь земледелием, местные жители вырубали лес, и за несколько столетий полностью истребили его.

После Роггевена чужеземцы на эти земли не прибывали около полувека. Позднее сюда прибыли испанцы, которые отправили часть племени Рапо-Нуи в Перу. К тому моменту на острове жило не более трех тысяч человек, а ведь когда-то численность местного народа составляла несколько тысяч. В разное время сюда прибывали Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Жан Франсуа Лаперуз и другие исследователи.

Серьезным изучением статуй первой занялась Кэтри Рутледж. Ею была составлена карта на английском языке с указанием вулкана Рано Рараку, всех статуй и пути их передвижения к платформам на берегу. Еще одним исследователем мегалитов стал норвежец Тур Хейердал. Он в течение года перемещал великанов при помощи первобытных средств – веревок и деревянных салазок. Хейердал сделал вывод, что перемещение идолов, хоть и сложное, но реальное, а, значит, древние именно так доставляли их от скал к платформам на берегу.

Внимание современных ученых и археологов привлекают пещеры и кратеры на склонах вулкана. Здесь не прекращаются раскопки, а каждый новый объект, откопанный в скальной породе, вызывает массу вопросов и догадок. Моаи до сих пор таят в себе много не разгаданного

Все статуи имеют похожие каменные лица с вытянутыми носами, длинными мочками ушей, руками, опущенными вниз. У некоторых сохранились красиво оформленные глаза из кораллов. Самыми интересными являются великаны, на головах которых устанавливались «каменные шапки» весом до 10 тонн

Моаи до сих пор таят в себе много не разгаданного. Все статуи имеют похожие каменные лица с вытянутыми носами, длинными мочками ушей, руками, опущенными вниз. У некоторых сохранились красиво оформленные глаза из кораллов. Самыми интересными являются великаны, на головах которых устанавливались «каменные шапки» весом до 10 тонн.

Путешествие на остров Пасхи – это увлекательная поездка, которая оставит незабываемые впечатления. Национальный парк Рапа-Нуи интересен различными достопримечательностями. Туризм – основная статья дохода местного населения. В конце января здесь празднуется красочный праздник Тапати-Рапа-Нуи, во время которого выбирают королеву мероприятия на целый год. Привлекают путешественников и пляжи с золотистым песком. Но все же главной целью приезда в страну является посещение острова с его таинственными, загадочными артефактами – статуями Моаи.

Вулкан Поике

Поике – старейший вулкан острова. Он создал первый участок суши. Считается, что первые породы, сформированные извержением, появились на поверхности океана 3 млн лет назад.

Предположительно, название вулкана переводится как «по + ике» – «место, где наступает ночь». Это та точка на восточной оконечности острова, которую первой освещают лучи восходящего солнца.

За сходство с формой солнца или луны кратер назвали Пуа-Катики. В отличие от других кратеров, он полностью сухой. Диаметр – 150 м. Глубина – 10 м. Внутри растет эвкалиптовый лес. Издалека верхушки эвкалиптов напоминают зеленую шапку над вулканом. Вокруг лежит плоская равнина, покрытая травой.

Кто открыл остров Пасхи

В 1722 г. на остров Пасхи впервые ступила нога европейца. Им оказался нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен. В тот день христиане отмечали Пасху, благодаря чему Рапануи стали называть «островом Пасхи».

В 1774 г. остров Пасхи посетил капитан Джеймс Кук. Он надеялся увидеть на нем множество людей, поскольку, по словам Роггевена, остров населяло около 20000 человек. Однако Кук с трудом насчитал 4000 жителей, ютившихся в пещерах.

Позже археологам удалось найти этому объяснение. Дело в том, что после отплытия голландцев на острове стало рождаться все больше людей, что привело к голоду.

Аборигены продолжали изготавливать истуканов, в связи с чем уничтожили почти все деревья. Помимо этого, несколько неурожайный лет подряд еще больше усугубили положение. Между племенами начались кровопролитные войны.

В 1862 г. на остров Пасхи приплыли перуанские воины и поработили почти 1000 островитян. После этого местных жителей продолжали забирать в рабство, отправляя их в Перу.

Положением на 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. В 1888 г. он вошел в состав Чили. Интересен факт, что вплоть до 1966 г. на острове Пасхи отсутствовало самоуправление.

Столицей острова является Анга-Роа, где находится 6 чиновников и аэропорт «Матавери». Главным источником дохода населения по-прежнему остается туризм. В связи с этим в городе работают несколько гостиниц.

Когда приезжать на остров Пасхи

Посещать остров Пасхи лучше всего с октября по апрель. В этот период средняя температура составляет около 25 °С, а вода в океане прогревается до 22 °С. В другие месяцы здесь идут ливни и дуют ветра.

Пляжи острова Пасхи

Местные пляжи считаются одними из самых комфортных в Чили, в связи с чем на берегу острова всегда много отдыхающих. Наибольшей популярностью пользуется пляж Анакена.

Рядом с ним растут высокие пальмы, безмолвно стоят моаи и лежит песок, который при намокании приобретает розовый оттенок.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Этот праздник проходит в конце января. В данный период островитяне наблюдают за состязанием танцевально-музыкальных ансамблей. Кроме этого на фестивале избирается Королева.

Победительницей становится девушка, которая не только отличается красотой, но и родственникам которой удается выловить наибольшее количество рыбы и соткать самое длинное полотно.

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные – погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» – каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее – непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), древних сооружения Перу и Боливии и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и древнем Баальбеке.

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Также, вызывает интерес, что никто из современных специалистов области лингвистики и дешифровки так и не смог приоткрыть тайну значения иероглифической письменности на закопанных в землю телах истуканов острова Пасхи. Быть может более детальное изучение этих петроглифов даст ответ на вопрос – почему исчезла такая высокоразвитая цивилизация и что с ней случилось?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: