Главные герои
Буревестник – смелый, отважный, стремящийся к победе. Он одинок, энергичен, силён и неукротим, не знает страха, однако и безрассуден. Что ждёт потом, после бури – гибель и разрушение? Не зря Горький сравнивает его с демоном. Хотя автор и сочувствует герою, называя его гордый, чуткий, но всё же демон – враг рода человеческого. Чайки – трусливые, жалкие герои, они бояться всего, что нарушает привычный ритм жизни. Гагары – спокойные, важные, но недалёкие. Они не будут сражаться за то, что им «недоступно» для понимания. Пингвины – самолюбивые, трусливые, эгоистичные, главное для них – сохранить себя. Тучи – тёмные, мрачные, они олицетворение гнёта и несправедливости. Власть их не всесильна.
Гибель парохода
«Буревестник» совершал регулярные рейсы Ленинград — Кронштадт, и 29 августа 1926 года около 22 часов, как обычно по расписанию, отошел от пристани. На борту было около 400 пассажиров и 11 членов экипажа.
Капитаном судна был Альвар Пийспанен, но в тот день он на борту «Буревестника» отсутствовал по совершенно не уважительной причине: как установили на суде, с разрешения одного из руководителей порта он… отправился выпивать. И находился в пивной «Золотой якорь» на Васильевском. Руководил рейсом его помощник Петр Храбунов, зачисленный в экипаж только в конце июня.
Вырезка из газеты по делу «Буревестника». (fontanka.ru)
Несмотря на то, что рейс был, казалось бы, несложный, Храбунов совершил несколько ошибок. Главная из которых — он принял на себя командование судном, хотя не знал хорошо фарватер и не мог гарантировать успешное прохождение по каналу в ночное время. Он должен был идти правой стороной канала, а выйдя на маршрут, направился по срединной и левой части. Это в итоге чуть не привело к столкновению с немецким пароходом «Грета».
Анализ стихотворения
Вот что нашлось на YouTube по этому запросу
Песня о Соколе. Максим Горький
«Песня о буревестнике». М.Горький (1868-1936). Стихи. Аудиокнига. Слушать. Читает Евгений Ногинский.
Ничего не понимаю в стихах 48.89%
Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.54%
Нет времени, нужно другим заниматься 30.57%
Максим Горький Стихи Власа
Из пьесы «Дачники»Маленькие, нудные людишки Ходят по земле моей отчизны, Ходят и — уныло ищут места, Где бы можно спрятаться …
Максим Горький Монолог Васьки Буслаева
Максим Горький Из дневника
Максим Горький Стихи Кермани
Из «Сказок об Италии»Что прекрасней песен о цветах и звездах? Всякий тотчас скажет: песни о любви! Что прекрасней солнца в …
Максим Горький Прощай
Прощай! Душа — тоской полна. Я вновь, как прежде, одинок, И снова жизнь моя темна, Прощай, мой ясный огонек!.. Прощай!Прощай! …
Максим Горький Не браните вы музу мою
Максим Горький Девушка и Смерть
Девушка стоит пред Смертью, смело Грозного удара ожидая. Смерть бормочет,- жертву пожалела: «Ишь ты, ведь, какая молодая! Что ты нагрубила …
Максим Горький В Черноморье
Максим Горький А кто там идет
Максим Горький Не везет тебе, Алеша
Илья Эренбург Был тихий день обычной осени
Анна Ахматова Не убил, не проклял, не предал
Константин Бальмонт Мандолина
Кондратий Рылеев Эпиграммы (1,2,3 Вчера комедию мою играли)
Михаил Цетлин (Амари) Как исследил сердца людские
Иннокентий Анненский Сюлли Прюдом. Когда б я богом стал
Иосиф Бродский Литовский ноктюрн Томасу Венцлова
Александр Сумароков О ты, крепкий, крепкий Бендер-град
Осип Мандельштам Футбол
Телохранитель был отравлен. В неравной битве изнемог, Обезображен, обесславлен, Футбола толстокожий бог. И с легкостью …
Николай Отрада Мечта
Напрасные жертвы
Экипаж, и в первую очередь Храбунов, продолжали совершать ошибки. Первая — старпом дал команду «задний ход». Если бы судно оставалось на месте, то, несмотря на большую пробоину — около 2 метров в диаметре — люди могли бы просто перейти на мол. Что и сделали несколько пассажиров: «Буревестник» был фактически прижат к стенке мола. После того, как судно отошло от нее, в пробоину хлынула вода. В 50−60 метрах от места катастрофы была мель, но Храбунов не пытался посадить на нее корабль — плохо знал фарватер — и отвел судно на самое глубокое место. В течение 15 минут «Буревестник» затонул.
Схема движения «Беревестника». (fontanka.ru)
Спасательными средствами моряки воспользоваться не успели. Ситуация осложнялась тем, что с верхней палубы некоторые пассажиры начали прыгать вниз, падая на людей. Это только усиливало панику. Спасать тонущих направились шлюпки с той самой «Греты», которая чуть не столкнулась с «Буревестником». Они смогли подобрать в воде более 100 человек. Всего утонули порядка 60 пассажиров — точного числа жертв так и не было установлено.
Анализ стихотворения М. Горького «Песнь о буревестнике»
Произведение М. Горького «Песнь о буревестнике» необходимо рассматривать неотделимо от исторического фона времени его появления. «Песня о Буревестнике» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге 4 марта 1901 года.
Стих очень символичен, и поводом к его написанию стала назревавшая революция на фоне кризиса царской империи в России. По сути стих является олицетворением предреволюционной ситуации в России и реакции на предстоящие события разных слоев общества.
Стих является финальной частью революционного произведения «Весенние мелодии», после проверки цензурой был опубликован лишь он и впоследствии стал агитационным произведением накануне организации революций 1905 и 1917 годов. «Песнь о буревестнике» — талантливое стихотворение, в котором мастерски, ярко и мощно изображена картина накануне морского шторма.
Композиция, размер и жанр
«Песнь о буревестнике» написана традиционным четырехстопным хореем, но построение стиха необычное, близкое к прозе. Характерно отсутствие строф.
Композиция четко не выражена, но тематически делится на четыре части. В первой описана картина природы — приближающейся бури на море, вторая посвящена характеристике поведения разных птиц в преддверии стихии, третья описывает морскую стихию и Буревестника, в четвертой автор доводит картину до кульминации – буйства стихии и пророчества Буревестника о скорой буре.
Описание начинающейся бури на море постепенно переходит в выделение на ее фоне главного образа стиха – бесстрашного буревестника, пытающегося выбиться из темной пучины и не боящегося действовать против устоявшихся традиций и устоев. Яркие картины морской стихии сменяются описанием характеров людей, символично представленных в виде птиц.
С необычным размером написания связан и жанр произведения. «Песнь о буревестнике» считается поэмой в прозе.
Образы и тропы
Одним из самых ярких образов, описанных в стихе, является море. Яркая образность фраз автора схожа с талантливыми работами Айвазовского, посвятившего свое творчество морской тематике. Через буйство ветра, рвущиеся волны и грохот грома автор передает картину бушующего моря. Причем, почти без применения средств художественной выразительности, за исключением олицетворения в финале: «ревущее гневно море».
Буревестник считается центральным образом поэмы в стихах и идеалом характера для автора. Именно в его волнении читатель видит радостное предвкушение стихии, которая сметет все на своем пути. Именно ему присуще «наслажденье битвой жизни», именно бесстрашный буревестник жаждет кардинальных перемен и возвещает об этом криком.
Данный образ автор характеризует при помощи мощных сравнений: «как черный демон бури», «черной молнии подобный». В нем заключается главная движущая сила стихии. Но за этим предводителем еще стоят гряды волн, которые ветер обрушивает с размаху на утесы.
В птичьих образах пингвина, гагар и чаек М. Горький изобразил разные слои обществ и людей, не готовых к переменам, которых малейшие потрясения страшат и выбивают из колеи. Чайки и гагары «стонут» от ужаса и страха, эти образы олицетворяют мещан и купцов, боявшихся революции.
В образе пингвина – люди, затаившиеся в страхе перед волнениями в обществе.
Для выразительности пейзажа автор применяет метафоры: «над седой равниной моря», «пена гнева», «стонут волны». Яркие эпитеты также наполняют новым смыслом строки: «глупый пингвин», «дикая злоба», «гордый буревестник», «чуткий демон».
Интересные факты
«Песнь о Буревестнике» была положена на музыку П. Н. Ренчицким.
С произведением Горького буквально и визуально перекликается песня из мультфильма «В синем море, в белой пене…».
По сюжету мультфильма «Буревестник» ученица читает стихотворение Горького, слова которого становятся реальностью. Посмотрим этот российский мультфильм.
https://youtube.com/watch?v=DH9_tpql8No
Опасный маршрут
Видимость на канале была не очень хорошая — помимо темноты, мешал и туман. Поэтому ни Храбунов, ни рулевой матрос Шилин «Грету» не заметили. Немецкий пароход дал гудок, который означал «обходи справа». Храбунов, не знакомый, кстати, с правилами расхождения морских судов, приказал выполнить маневр — руль заложили резко налево. «Буревестник» и «Грета» разошлись, но российский пароход при этом не выполнил обратный маневр. Если бы руль был заложен направо, у «Буревестника» был бы шанс вернуться на курс. Храбунов о таком маневре не распорядился, и пароход врезался в строившийся Хлебный мол, который не был освещен.
Судно врезалось в мол… кормой. Как было установлено в суде, это произошло потому, что «Буревестник» изначально шел кормой, то есть «задом наперед». Рулевой, поняв, что столкновения не избежать, убежал из рубки, покинул свой пост. Не оказалось на месте и кочегара, но пар из котла в последний момент успели стравить — иначе корабль бы просто взорвался, и жертв было бы неизмеримо больше.
Черный демон одиночества
Странным выглядит полет Буревестника в хаосе туч, волн, молний. Почему он один? Для революционных перемен нужны вожди и массы, а не оракул. Бунтарей в то время уже вполне хватало, они исчислялись десятками тысяч. Да и в природе птицы не летают поодиночке.И почему столько черного цвета в этой картине, похожей на преддверие апокалипсиса? Почему Буревестник демон? Не лучшее сравнение для народного героя. На Руси они отождествлялись с бесами, персонажами насквозь отрицательными.
Некоторые авторы считают и, скорее всего, небезосновательно, что в этих образах проявляется вечная тема одиночества художника, отрешенности от обыденности и никчемной суеты. Творец должен быть одинок, как Бог накануне создания мира, когда свет еще не был отделен от тьмы и все поневоле было черным.
Осознанным был этот мотив у М. Горького или нет, мы уже не узнаем. Возможно, он не вполне представлял и то, к чему приведут его призывы. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
—————
—————
—————
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ поэмы «Песня о Буревестнике» Горького 2 вариант
Поэты, писатели, композиторы неотделимы от своего времени. Они сами, как хронометры, отмеряют начала и концы исторических периодов. Творят не столько художественные произведения, сколько само время, которое без них было бы иным. «Песнь о Буревестнике» приближала революцию, которая была еще впереди и казалась прекрасной, как все далекое.
Жажда бури
Содержание стиха не вызывало никаких сомнений у современников. Они понимали о чем он говорит и легко проводили параллели между персонажами произведения и теми или иными слоями тогдашнего населения. Буржуазия, обыватели, духовенство: все предстали в образах то глупых, то жирных птиц, единственным желанием которых был покой и сытость.
Но были и другие. Их символизировал Буревестник. Ими овладевала жажда бури, борьбы, перемен. Покой и неизменность были синонимами затхлости и косности. Приближающиеся раскаты грома ласкали их слух, далекие сполохи зарниц отражались в глазах.
Смелые, дерзкие, сильные, они устремились навстречу молниям в черном пространстве между небом и морем и обрели смысл жизни в вихрях ветра и гребней волн.
Если бы не последующие две войны и две революции, Песнь о буревестнике могла сойти просто за яркое проявлением литературного таланта М. Горького. Но он, как и его единомышленники, не скрывал, что это призыв к революции.
Казалось бы, все ясно. Но почему же столько мрачных образов и эпитетов в этой оде радости и торжества?
Черный демон одиночества
Странным выглядит полет Буревестника в хаосе туч, волн, молний. Почему он один? Для революционных перемен нужны вожди и массы, а не оракул. Бунтарей в то время уже вполне хватало, они исчислялись десятками тысяч. Да и в природе птицы не летают поодиночке.
И почему столько черного цвета в этой картине, похожей на преддверие апокалипсиса? Почему Буревестник демон? Не лучшее сравнение для народного героя. На Руси они отождествлялись с бесами, персонажами насквозь отрицательными.
Некоторые авторы считают и, скорее всего, небезосновательно, что в этих образах проявляется вечная тема одиночества художника, отрешенности от обыденности и никчемной суеты. Творец должен быть одинок, как Бог накануне создания мира, когда свет еще не был отделен от тьмы и все поневоле было черным.
Осознанным был этот мотив у М. Горького или нет, мы уже не узнаем. Возможно, он не вполне представлял и то, к чему приведут его призывы. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Вариант 2
Целая буря разыгрывается в строках «Песни о буревестнике» М. Горького. Они полны эмоций и чувств. А главное – в них автор представляется смелого и независимого лирического героя. Его образ воплощен в птице буревестнике. Она летает над волнами и жаждет этой бури, в то время, как другие начинают искать укрытия.
Образы, представленные писателем в этом произведении, можно наблюдать и в обычной повседневной жизни. Чайки, гагры и пингвины – это большая часть людей, привыкшая вести размеренный образ жизни и не приветствующая перемен, особенно – грандиозных. Как и в песне, в жизни такие люди, почуяв приближение чего-то такого, что может все кардинально изменить, стараются избежать этих событий и просто спрятаться от них. Они никогда сами не будут способствовать переменам. Ведь им и так хорошо.
Совсем иначе ведет себя буревестник. Он рад надвигающейся буре, которая обещает перемены. Он жаждет ее всем своим смелым сердцем. В образе этой птицы воплотил Горький идеал настоящего революционера, способного бесстрашно сражаться за свою идею и вести за собой народ. Это – настоящий герой.
Именно революционный настрой звучит в песне. Главный герой ее силен и смел. Не зря в образе этой птицы, изобразил автор бесстрашных борцов за свободу, верой и правдой служащих идее. Он подчеркивает в каждой строке эмоциональный настрой буревестника. Он давно ждал этой бури. И вот, теперь она, наконец, надвигается. Он хочет лишь, чтобы она разразилась сильнее. В этом его полете над волнами выражено долгое ожидание и восторг от того, что давно задуманное вот-вот грянет.
Но, все это перепугало других обывателей. В их образе запечатлел писатель противников революционных действий, которые были довольны сполна своей сытой и беззаботной жизнью. А предстоящая буря, переворот, пугают их.
Противопоставил им в песне Горький не только буревестника, олицетворяющего ярких деятелей революции. Эта птица – предводитель. А за ним стоит простой народ. Его изобразил здесь писатель в образе волн. С приближением бури все сильнее и сильнее поднимаются они на встречу грозному врагу.
Присутствует здесь и сам противник. В образе грозных туч предстает царская власть. Они гневны и готовы уничтожить непокорных. Грохочет гром все сильнее. Но бесстрашен перед этой грозой буревестник, за спиной которого бьется целая стихия – народ.
Очень красочно и эмоционально изобразил М. Горький эти события. Передано и напряжение, витавшее накануне событий, и настрои его участников.
Сюжет и тема
Сюжет произведения прост. Над бушующим морем реет буревестник. Он словно не видит приближающейся угрозы. Ведь на море надвигается буря. Наоборот, смелая птица словно радуется ненастью, он кричит. В этом крике энергия, сила, стремление к битве и уверенность в победе. Другие птицы чайки тоже кричат. Но их крик – стон, они бояться непогоды, в ужасе мечутся, но найти спокойствие не могут. Также пугает гром ударов и гагар. Они не хотят бороться и побеждать. В этом для них нет наслаждения жизни. Также и пингвин, он прячет своё жирное тело в утёсах, надеясь переждать непогоду. Ему и не понять, что волны будут бить в утёсы и снесут всё вокруг. Поэтому автор называет его глупым. Его не волнует ничего, лишь бы ему было хорошо. Только одни Буревестник летает над морем. Тучи всё сгущаются и мрачнеют, волны всё сильнее бьются о скалы. Грохочет гром, но гордая птица не прячется, она носится как стрела, как чёрная молния. Он знает, что после бури опять выйдет солнце, и тучи будут бессильны. В конце произведения отважная птица сравнивается с пророком. Он кричит, чтобы буря грянула сильнее и быстрее. Как видим, произведение состоит из символов. Буревестник – народ, который уже созрел для борьбы с тиранией. Буря – это схватка между народом и деспотичной властью, тучи – представители тирана и он сам.
Тема – предвестие революции, призыв на борьбу за свободы и права людей. Ещё одна тема – одиночество Буревестника. Никто из птиц не поддерживает его, все в страхе перед бурей – битвой прячутся.