Пламя среди льдов

Северные народы: обычаи и традиции

Проживание северных народов в условиях дикой природы и сурового климата стало определяющим фактором в формировании быта и традиций этого этноса. Мир севера непредсказуем: он может как навредить человеку, так и быть к нему благосклонным. Отсутствие научных познаний о сути природных явлений привело к тому, что люди стали связывать естественные процессы с существованием добрых и злых духов, с которыми впоследствии пытались жить в мире и согласии.

Сотнями лет у людей севера формировалась своеобразная культура, которую они донесли до нашего времени. Их философия проста – все в мире связано одним общим началом, а человек на земле – всего-навсего крошечная пылинка. Северные народы считали, что природа – мать для всех живущих, а вред, нанесенный ей, вернется каждому вдвойне. Эти постулаты являются основой всей культуры северян, их законов и магических обрядов.

Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:

Согласно традициям северных народов, природа является живой. Все вокруг имеет свою душу: озера, тайга, поля и равнины.

В связи с этим магические обряды общения с духами, их задабривание, кормление это своего рода нравственные уроки и правила для каждого.

Очень интересными с точки зрения религиозного культа и его особенностей были ненцы. Отличительной особенностью этого этноса были интересные легенды о героях прошлого, бившихся с богами и злыми духами. К слову, ранее ненцы проживали на территории современной Тюменской области.

Если быть точным, то ненцы являлись представителями самодийского народа, одного из самых многочисленных на тот момент. Существует две группы этой народности: тундровые и лесные.

Основным занятием этих северных народов было оленеводство. Этим ремеслом ненцы занимались круглый год. Пасущихся животных охраняли специально обученные собаки, а главным транспортом у северян были нарты с единственной задней спинкой, в которые запрягались собаки или олени.

Нарты могли быть изготовлены в двух вариантах – для женщин и для мужчин. В такие сани могут быть запряжены до 7 оленей. При ловле животных из этих же саней делали специальный загон.

Ненцы были кочевым народом. Для своего проживания они строили чумы. Такой дом возводился из тридцати жердей и сверху дополнительно укрывался берестой в теплые месяцы, а в очень сильный мороз вместо бересты использовались шкуры животных. Для обогрева разводили огонь, обычно это делали в центре постройки. Пламя использовали для того, чтобы приготовить еду. Для этого над костром вешали планку, где на крюк крепили чайник или котелок. В настоящее время в чумах топят обычные железные печи.

Лежаки оборудовались рядом с костром, а напротив входа в чум обычно размещались бытовые и религиозно значимые предметы.

В целом, культура данного этноса является крайне интересной. Каждая перекочевка сопровождалась разборкой жилищ, части которых укладывались в специально предназначенные сани. Помимо выпаса оленей ненцы также занимались охотой на диких северных оленей, песцов, росомах, лисиц и др. Из шкур женщины шили одежду.

Актуальные проблемы коренного народа

На 11-й сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов в 2012 году предлагалось создание национальных парков для сохранения традиций оленеводства коренных народов. Но предложение не было реализовано из-за финансовых и юридических трудностей.

В 1930-х годах советская власть пыталась сделать чукчей оседлым народом. Китобойный промысел запретили, шаманов как чуждый элемент заключили в тюрьмы. Добычей китов занялось государство, оставив коренному народу функции по переработке продукции морского промысла. Образ жизни чукчей изменился. Молодежь утратила навыки охоты, пристрастилась к выпивке.

Алкоголизм коренных народов Севера – одна из главных проблем. Кровь северян быстрее впитывает токсины, и организм привыкает к алкоголю. Поэтому средняя продолжительность жизни представителей коренного народа – одна из самых низких в мире – 37 лет.

Чукчи – малый народ, любящий свою землю и природу. Они наблюдательны, хорошо знают повадки животных, с которыми делят территорию. Даже учитывая промышленное освоение Чукотки и ассимиляцию с русскоязычным населением, они все равно сохраняют идентичность и некоторые обычаи.

Осенние праздники и обряды

Осенние праздники отмечались в честь завершения лета и сельскохозяйственных работ. По погоде на праздники люди могли определять, каким будет будущий год.

Семен Летопроводец (14 сентября)

С этим славянским праздником связаны проводы лета и наступление осени. На Руси он сопровождался несколькими обычаями.

  • Для прощания с летом необходимо было вымести мух из избы, и похоронить их. Считалось, что таким образом хозяин избавляет свою семью от ссор и неурядиц.
  • Подстриг. Мальчики, которые достигли возраста 3 лет в этот день посвящались в мужчин. Для проведения ритуала посвящения, у мальчика на макушке выстригалась прядь волос, после чего он садился на коня, а крестный отец провозил его на нем, поддерживая скакуна за уздцы. С этого дня ребенок считался взрослым, а его дальнейшее воспитание возлагалось на отца или деда.
  • С приходом тьмы в доме тушили весь огонь, оставляя гореть лампадку возле икон на всю ночь. На утро от лампадки разжигался новый огонь, который символизировал начало его нового цикла, что приносило в дом счастье и богатство.

Покров день (14 октября)

Покров день празднуется в честь Богородицы. В этот день она покрывает землю первым снегом, а люди просят у нее защиты и процветания. В покров день каждая семья на Руси пекла покровский каравай и блины, которыми угощались все знакомые, а остатки и крошки от хлеба сохранялись до Великого поста.

В день Покрова принято кормить бездомных животных и птиц, а также улыбаться всем прохожим.

Кормление огня

Деревня Русскинская, Ханты-Мансийский АО. Традиционный ритуальный праздник восточных хантов «Медвежьи игры». Шаман бросает дары в священный огонь.

Кормление огня – один из важнейших ритуалов, берущих начало в глубокой древности. Источник тепла, основу бытия, охранителя жизни необходимо кормить и почитать.

Долганы, заходя в дом, кидают в огонь кусочки оленьего жира. Эвены «задабривают» дух огня, обращаясь с просьбой и преподнося кусок сала или мяса, либо благодарят угощением после удачной охоты.

К огню относятся с почтением. Нельзя класть острые предметы «ранящей» стороной к костру или очагу, нельзя поблизости от огня колоть дрова или разделывать убитых животных. Запрещено плевать в огонь, ругаться на него, бросать в него испорченную еду или мусор.

Юкагиры подкармливают огонь не только мясом и салом, но и сладостями, и этот обычай повсеместно соблюдается и сейчас. Считается, что кормление огня помогает задобрить духов-покровителей и духов предков.

По обычаям нганасанов, в чум семьи жениха невесту вводит свекровь, бросая в огонь кусочки жира и прося у духа огня счастья для новой семьи. А если огонь в очаге вспыхивает без видимой причины, это означает, что «заговорили» родственники, ушедшие в мир иной. В этих случаях огонь тоже подкармливают.

На вепсских свадьбах духу огня, живущему в печи, подносили горшок с кашей.

Внешность

Антропологически этнос принадлежит к североазиатской расе. Его представителей отличает:

  • невысокий рост;
  • смуглая кожа;
  • коренастое телосложение;
  • широкое плоское лицо;
  • монголоидный разрез глаз;
  • темные, прямые и жесткие волосы;
  • слабая растительность на лице (борода и усы обычно отсутствуют).

Этнографы считают, что у чукчей острое обоняние. В период войн они могли по костям определять, кому принадлежат останки – своему или чужому воину.

В XIX веке появилась теория о том, что чукчи видят меньше цветов, чем другие народы. Не различают желтый и синий. Видят черно-белую картинку и красные оттенки из-за цветовой гаммы Арктики.

Январь

Фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны»

В начале зимы, не опасаясь трескучего мороза, известные звонари, вокальные и музыкальные коллективы со всей России приезжают в Архангельск. В программе фестиваля мастер-классы, концерты, выставки и экскурсии по городу, укутанному снегом.

Где: Архангельская область

Фестиваль ледяных скульптур «Снеголед»

В течение недели профессиональные скульпторы со всей России создают ледовые фигуры на территории экскурсионно-туристического центра «Снежная деревня». Их творения сохранятся до первых теплых лучей солнца.

Где: Мурманская область, г. Кировск

Атыгак

Атыгак — Праздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.

Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.

Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.

Обряды народов мира

Обрядовые праздники народов мира имеют свои особенности, например, среди казахского народа почитались семейные традиции, такие как первая конная прогулка мальчика. Обряд проводился в день, когда ему исполнялось пять лет. В головной убор мальчика вставляли совиные перья, он усаживался верхом на коня, и проводился взрослым ко всем родственникам ребенка. Родичи давали мальчику угощенья и дарили сбрую его коню. С этого времени он мог самостоятельно кататься на собственном коне.

Праздник весны

У татарского народа широко отмечался праздник весны, пришедший к ним от тюрков, который назывался «карга буткасы» или «воронья каша». Для празднования выбиралась возвышенность, расположенная неподалеку от селения. Дети ходили по домам и распевали песни, за это они получали от хозяев муку, масло и молоко – кашу в те времена готовили именно из таких продуктов. Первая порция приготовленной каши предназначалась для вернувшихся из теплых стран птиц, вторая для людей. Съедая кашу, люди приговаривали, чтобы погода была теплой.

У народов севера – якутов, популярен праздник Ысыах, который выпадает на день летнего солнцестояния, начинающий год по скотоводческому календарю. Для покровителей коневодства, божеств айыы устраивалась торжественная встреча. Для этого земля окроплялась кобыльим молоком, а напитком из него – кумысом, угощались все гости. Во время празднования проводились соревнования и водились хороводы, по направлению часовой стрелки. Каждый гость должен был пройти в таком хороводе хотя бы один круг.

В Удмуртии остается популярным праздник Гербер. В былые времена им завершались посевные работы. Угощения накрывались прямо в поле, в число которых входила особенная удмуртская каша.

Праздник в Удмуртии

По традиции, молодая девушка и юноша одевались, как жених и невеста, и проводили обряд «свадьба поля». Широкое празднование Гербера приносило хороший урожай.

День оленеводов

Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.

Сидя вокруг него, остальные мужчины пили кровь, отрезали кусочки мяса и ели. Закончив свою ритуальную трапезу, они отходили от туши, туда садились женщины и дети. Этот веселый, развлекательный праздник проводился с учетом древних традиций. В спортивных состязаниях нужно было показать навыки охотника, управления оленьими и собачьими упряжками.

Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода. Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей

К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому

Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.

Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии —  увлекательное зрелище!

Проводы лебедя

Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня «Ворна хатла» — «Вороньего дня», еще один праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом.
Вот что рассказал И.С. Посохов, пожилой человек, по национальности ханты о ритуале такого праздника Проводов Лебедя, свидетелем которого он был однажды осенью.

Накануне жители юрт договорились о времени выезда на праздник.

В день праздника подъехали к священному месту, и мужчины-охотники оповестили о своем приезде тремя залпами из охотничьих ружей. Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел на берег встречать нарядно одетых гостей. Приехавшие, причалив лодки к дощатому мостику, шли вереницей в деревню по тропе, выстланной ветками и сеном.

Затем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили съестное. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костер и после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали:
«Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли… Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной… Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей».

Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинали трапезу.

В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки.

Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времен далекими предками.

Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь, обволакивая дымом тлеющей чаги. развешивал на жерди. Присутствующие бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.

— Ац! — раздавался призывный клич после каждого оборота — и семь раз эхо разносило этот клич…

В заключение праздника один из организаторов нанес на четырехгранной палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла кусок шеи, сердца и глаз принесенного в жертву животного, наколол их на отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.

Медвежий праздник

    Ярким примером религиозного культа народов Севера является медвежьи праздники, которые проводились вплоть до 30-х годов прошлого столетия. Культ медведя характерен для многих северных народов, но обычаи проведения медвежьего праздника в различных культурах могут отличаться. Устраивалось это празднество либо после удачной охоты на медведя, либо периодически, в определенные дни года.

    Добытого медведя разделывали в строгом соответствии ритуалу, не разрубая костей, а разделяя их по суставам. Шкуру с медвежьей головой укладывали особым образом на полу в доме добывшего его охотника, располагали перед ней угощения, ритуальные фигурки, подожженную чагу. Приходящие соплеменники кланялись медвежьей шкуре, отдавали почести, целовали лапу. Позже устраивались песнопения, охотники извинялись, уверяли мертвого зверя, что это не они виноваты в его гибели.

    Песни, танцы, веселье, инсценировки в масках продолжались несколько ночей. Мужчины варили мясо медведя в особых котлах, ели его соплеменники только ночью, издавая крики ворон, чтобы отвести вину на птиц. Кости хоронили, череп укрепляли на высоком пне, шкуру окуривали и сохраняли как святыню, лапы либо вешали в жилище в качестве талисмана, либо отдавали для использования при ритуалах шаману.

    Календарные медвежьи праздники у некоторых народов проводились с использованием ритуальной медвежьей шкуры, которую хранили как святыню. Но в отдельных культурах специально для этого праздника выращивали в клетке в течение трех лет найденного в лесу медвежонка. Сложный и длительный обряд включал в себя вождение зверя по селению с его кормлением и возданием ему почестей, песни, пляски, убиение выращенного медведя с водворением его головы на пьедестал, принесение в жертву собак, приготовление и поедание медвежьего мяса. Праздник сопровождался гонками на собаках, соревнованиями по стрельбе из лука и другими развлечениями. Исполняя все эти обряды, северяне верили, что дух священного животного поможет им обрести удачу и благополучие.

    В то время, как человечество шло по пути прогресса, развивая науку, производство и культуру, обитатели северных земель словно остались законсервированными в огромном холодильнике истории, сохранив древнейшие родоплеменные отношения. Да, у народов Севера не было своей письменности, науки, фабрик и заводов, но их жизненный уклад и культура позволяли им выживать в неимоверно суровых климатических условиях, а значит, в них есть настоящая мудрость.

ХАНТЫПромыслыЭСКИМОСЫ

Свадебные традиции

У чукчей практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.

Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.

Были у них и групповые браки, внутри которых мужчины менялись женами. Дети, рожденные в этих браках, считались общими. Этот обычай появился вовсе не из-за распущенности чукчей, а из-за необходимости. Как правило, пары, входящие в групповой брак, жили в разных селениях. Когда оленевод не мог быстро добраться до своего дома, он останавливался в доме «партнеров» по браку, где получал и кров, и еду, и жену.

Свадебные традиции

Счастливая пара

В суровом климате раньше жило немного людей, да и сейчас ситуация не намного лучше. И когда приходило время создавать семью, молодым и выбирать-то особо было не из кого — уж слишком мало было «свободных» людей. Что же делать? Заключать родственные браки и обмениваться женщинами.

Нередко чукчи крали женщину из другой семьи, например, невесту для своего сына. Тогда родственники этой девушки могли требовать отдать им какую-нибудь женщину из той семьи. Зачем? Вовсе не для любовных утех, просто потеря одной пары рабочих рук могла нанести серьезный урон для быта, поэтому и брали взамен украденной другую женщину. А уж если она могла составить пару кому-то неженатому — это было настоящим подарком!

Семья чукчей

У чукчей практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.

Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.

Были у них и групповые браки, внутри которых мужчины менялись женами. Дети, рожденные в этих браках, считались общими. Этот обычай появился вовсе не из-за распущенности чукчей, а из-за необходимости. Как правило, пары, входящие в групповой брак, жили в разных селениях. Когда оленевод не мог быстро добраться до своего дома, он останавливался в доме «партнеров» по браку, где получал и кров, и еду, и жену.

Горячая вечеринка

Национальный ительменский праздник Алхалалалай.

Без обрядов, связанных с огнем, не проходит ни одно важное событие или торжество. На медвежьих праздниках, связанных с почитанием хозяина тайги, разжигают огонь священным родовым огнивом и кормят его особыми ритуальными блюдами.

На медвежьих праздниках, связанных с почитанием хозяина тайги, разжигают огонь священным родовым огнивом и кормят его особыми ритуальными блюдами.

Один из важнейших обрядовых праздников ительменов – Алхалалалай. Он завершает хозяйственный цикл года и призван отблагодарить природу. Его вершина – обряд очищения, когда каждый из участников должен пройти под связанными ветвями березы и бросить в костер пучок травы.

Зажжением священного огня сопровождается и Хэбденек – эвенский Новый год, который встречают в день летнего солнцестояния, празднуя пробуждение природы после долгих холодов. У двух священных деревьев зажигают два ритуальных костра. Это – небесные ворота, которые открываются только сегодня.

Праздник первой борозды в древней Швеции

В Швеции во время вспашки первой борозды в землю клали пироги, как жертвоприношение земле и, вероятно, духам поля. Представление о первой борозде можно наблюдать ещё на скальном изображении бронзового века в Бохуслэне (Bohuslan).

Фаллический человек с молотом или топором в одной руке и палкой в другой начинает распахивать третью борозду. Он занят первой вспашкой года, пробуждающей плодородие земли после зимней спячки фаллосом плуга, лемехом, согласно старой Борнхольмской поговорке, гласящей, что “Три борозды Тора дают зеленую весну”. Изучение петроглифов, связанных с культами плодородия по всему миру открывает новый взгляд на их возникновение много тысяч лет назад.

Известно, что мотив эротизма при обряде вспашки борозды существовал у многих народов: древних египтян, славян, китайцев, что говорит о его древнем происхождении.

Воскрешение жизни в древнем Египте

Знаете ли вы, что праздник, подобный русской масленице и пасхе существовал еще в Древнем Египте и дошел до наших дней под названием «Шамм ан-Насим» (Sham el-Nessim), который раньше назывался назывался «Шаму» — или «Воскрешение жизни»?

Потом постепенно название трансформировалось в «Шамм», к нему добавилось слово «ан-Насим» и получилось современное название праздника — «Дуновение весеннего ветра». В наши дни «Шамм ан-Насим» принято отмечать на следующий день после православной Пасхи, как говорят египтяне «по чистой случайности» и считают, что данный праздник не имеет к религии никакого отношения.

В нижнем Египте в «Шамм ан-Насим» принято разжигать огромные костры, в которые бросают тряпичные куклы, символизирующие зло. А самые смелые прыгают через огонь.

Неотъемлемая часть праздника — семейный пикник, к которому готовят характерные только для этого дня угощения — соленую рыбу «фасих», копченую селедку «рингу», крашеные яйца, лук.

Блюда «Шамм ан-Насима» пришли из Древнего Египта. Например, яйца символизировали сотворение мира, а традиция красить их появилась, поскольку египтяне писали на яйцах заклинания и молитвы и вешали затем на деревьях, ожидая исполнения желаний, почти как на новогодней елочке.

Доподлинно известно, что традиция красить яйца возникла задолго до появления монотеистических религий и связана с древнейшим культом плодородия бога Мином.

Мин

Для египетских фараонов Мин и его праздник был важнейшим обоснованием своей власти, в который проводился древний ритуал плодородия, хорошо документированный в археологических памятниках.

Божество, чей культ уходит в глубину тысячелетий, именовалось египтянами, как Мин, что в современном переводе означает «Видимый», «Проявленный». Нередко о плодородии этого божества говорит и надпись к его изображениям, где он называется «чёрным». Именно этот цвет считался символом богатых земель в долине Нила.

Плодовитость Мина отражалась и в его священных живых существах. Так, главным животным божества был бык белого цвета. А вот растением, покровителем которого был этот бог, являлся лук-латук. Именно этот лук и едят современные египтяне на праздник «Шамм ан-Насим», веря, что он придаем мужскую силу.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. После этого правитель славил Мина и первым начинал обрабатывать землю, подавая пример своему народу.

Наскуныхкылык

Наскуныхкылык — Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бъет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом Хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает ее кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!» Процесс разделки туши моржа довольно сложный и поэтому этому обучают детей с малых лет и уже юноши могут это делать самостоятельно.

Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.

И хотя все праздники имеют культово — магическую основу, праздники постоянно присутствуют в быту народов Севера. Особое значение в этом играли и играют танцы. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Широко известны такие танцы, как «Охота на кита» и «Танец ворона». Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. И хотя эти традиции уходят корнями в далекое прошлое, нынешнее поколение старается сохранить их, записывая на аудио на видео. Ну а некоторые музыкальные коллективы с успехом гастролируют с концертами во многих странах мира.

Вдова чукчи

Чукчи. Семья

Жизнь чукчи-мужчины очень сложна и полна опасностей, и неважно занимается он разведением оленей или охотой. Везде его могут поджидать хищники, травмы, холод, голод и болезни, в результате чего его жена может стать вдовой

Но женщине трудно одной в столь суровых условиях. А если у нее есть дети, то ситуация еще больше усугубляется. Чукчи всегда заботились о своих близких и детях, поэтому придумали обычай, который называется — «левират».

Левират — это когда младший брат умершего мужчины (или другой близкий родственник, если брата нет) должен жениться на вдове и усыновить всех его детей.

И дело не только в стремлении дать благополучие вдове и детям. Чукчи стремятся к тому, чтобы оставшиеся без отца дети продолжали воспитываться в его семье и не забывали свои корни.

Если вдова почему-то отказывалась выйти за брата усопшего мужа, она должна была вернуть семье мужа калым.

Медвежий праздник

Один из самых любимых народами Севера праздников. Ханты и манси считают медведя сыном великих божеств, которым они поклоняются, и воспринимают медведя как своего брата. К тому же, животное считают хозяином тайги. Несмотря на это, люди охотятся на медведя. После успешной охоты проводится праздник с применением обрядов, в которых они стараются показать жалость к животному и загладить свою вину за то, что они его убили.

Считается, что после таких обрядов, все, кто принимал участие в празднике, будут жить в полном достатке. Медвежьи шкуры кладут в жертвенный угол и наряжают. Если это была медведица, на голову ей надевают платок и бусы из бисера. Если медведь – надевают намордник из бересты.

Серебряные монеты, как символ достатка, должны лежать на глазах и носу животного. Во время праздника всех угощают, раздают сладости, деньги.

Поют песни, посвященные хозяину тайги, танцуют в масках и костюмах животных. Во время праздника другие наряжаются в костюмы вороны, пытаются утащить мясо и душу убитого медведя. Участники праздника отгоняют нападающих птиц, придавая веселое настроение всем присутствующим на мероприятии.

По окончании торжественного и показательного выступления проводятся спортивные состязания. Продается много украшений, сделанных своими руками. Праздник мог продолжаться несколько недель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: