Что делать с этими людьми?
Сибирь
Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.
Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести
Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом
Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.
Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.
Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.
Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:
- Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
- Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
- Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
- Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
- Бортничество, пчеловодство.
-
Мужчина-хант, представитель одного из коренных народов Сибири.
Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
- Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
- Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
- Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
- Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
- Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
- Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
- Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Питание народов севера России
Даже кухня у этих людей полностью соответствует требованиям сурового климата. Мясо и рыба служат основной пищей. Их даже в сыром виде едят довольно охотно – свежатину, чуток присоленную. Стараются выбирать из лучших сортов: чир, белорыбица, нельма. В них, как правило, отсутствуют глисты. А вот щуку и карася только в вареном или хорошо провяленном виде употребляют.
Не принято здесь мясо-рыбу жарить. А вот теплую оленьей кровь попивают.
Для непривычного к таким «изыскам» человека, это повод для смятения.
Пусть в сыром мясе (и полусваренном) витаминов достаточно, но растительной пищи все же не хватает. Потому и выходят в тундру женщины с детьми за травами и ягодами дикорастущими. Морошку, чернику, голубику, клюкву, бруснику едят свежими, как и травы, на зиму заготавливают, консервируют, заливая растопленным жиром.
Морозными зимами из них отличная мясная приправа выходит.
А грибы! Их в тайге изобилие. Олени их особенно жалуют. Местные едят не особо. Раньше и вовсе не едали. Русское влияние сказывается. Сушить стали, солить на зиму, а также и на продажу.
Прошлый век принес значительные перемены. В рацион народов Севера прочно вошли хлеб, крупа, чай, соль, сахар. Когда-то они не знали, что такое кариес, сегодня эта проблема проявляется уже в раннем возрасте.
Те хлеба, что выпекали их предки из ячменной, а чаще ржаной муки, содержали сушеную растолченную сосновую заболонь (это такой слой под корой дерева) по причине недостаточности муки.
Когда год случался урожайным, в русских печах испекали подовый хлеб, часто кольцевой, который позже насаживали в горячем виде на палки – и на мороз. Достаточно было согреть его в доме, как он становился мягким, будто только из печи.
Мясо ели на праздники. Все больше рыбу. Уха, похлебка, пироги, называемые рыбниками, были в каждом доме.
Много веков главной овощной культурой у многих народов оставалась репа. Из нее даже квас делали, наряду с хлебным. Другие овощи, включая картофель, северяне узнали лишь к XIX веку.
Замораживали пельмени, которые служили промысловой пищей, а для приготовления которых достаточно было иметь под рукой огонь, воду и котелок.
Природные ресурсы и экономика
«Кладовая России» – так очень часто называют Сибирь, подразумевая грандиозные по масштабам и разнообразию минеральные ресурсы региона. Так, здесь сосредоточены колоссальные запасы нефти и газа, меди, свинца, платины, никеля, золота и серебра, алмазов, каменного угля и прочих полезных ископаемых. В недрах Сибири залегает около 60 % общероссийских залежей торфа.
Разумеется, экономика Сибири полностью ориентирована на добычу и переработку природных ресурсов региона. Причем, не только минеральных и топливно-энергетических, но и лесных. Помимо этого, в регионе достаточно развита цветная металлургия, а также целлюлозная промышленность.
В то же время, бурное развитие горнодобывающей и энергетической промышленности не могло не сказаться на экологии Сибири. Так, именно здесь расположены самые загрязненные города России – Норильск, Красноярск и Новокузнецк.
Шорцы
Насчитается около 14 тысяч шорцев. Это тюркоязычная народность, имеющая свой язык, шорский. В Российской империи было принято считать шорцев православными. Но на самом деле это не так. Даже сейчас шорцы активно практикуют шаманизм, верят в духов и свято чтут культ предков.
По представлениям шорцев, весь мир разделен на 3 ипостаси. Первая — материальный мир, в котором мы все обитаем. Вторая — мир злых духов. Третья — земля Ульгеня. Она состоит из 9-ти небес. На высшем обитает верховное божество Ульгень. Он сотворил наш видимый мир вместе со своим злым братом Эрликом. Ульгень и Эрлик являются двумя противоположными божествами, подобно Тору и Локи в скандинавской мифологии.
У шорцев, как и у всех коренных народов севера России, богатый фольклор. В него входят не только всевозможные обрядовые песни, но и героические поэмы, сказки, поговорки, любовные песни и охотничьи сказания. Также шорцы имеют свои музыкальные инструменты (например, комус, который вырезался из ствола кедра). Родственные шорцам народы — киргизы, алтайцы, чулымцы, хакасы и телеуты — имеют не менее богатую и интересную культуру, которая также заслуживает внимания.
« Какие народы стареют медленнее всего
ЖИЛИЩЕ НАРОДОВ СЕВЕРА
Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре селище почти всех народов Севера — чум. Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нюками — покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и ню-ки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре.
Ставить чум считается женским делом, и две-три женщины справляются с этим меньше чем за час. Посередине чума горит костёр или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетённых из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки. Напротив входа — священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, а у крещёных — иконы. Если печка гаснет, в чуме сразу становится очень холодно, так что спать приходится или одетыми, накрывшись шкурами, или в тёплых меховых спальных мешках.
У рыбаков чумы могут быть покрыты не шкурами, а тиской — пластинами, сшитыми из жёлто-коричневых кусков вываренной берёзовой коры. Переезжают с места на место рыбаки летом в лодках, зимой — на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы — на снегоходах. Эвенки кочуют на оленях.
Долганы и другие оленеводы Таймыра часто живут не в чумах, а в балках. Балок — реечный каркасный домик, обтянутый шкурами и парусиной. Внутри он похож на вагонное купе: койки в два яруса, столик, маленькая железная печка. Такой домик ставится на широкие прочные сани, и его перевозят четыре-пять оленей. Первоначально этот вид жилища изобрели русские купцы, разъезжавшие по тундре с товарами.
У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.
Внутри выделяют два помещения — холодное у входа (здесь готовят пишу и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог — сшитый из шкур навес-балдахин, подвешенный у задней стенки. Когда полог опущен, под ним внутри тепло, и люди сидят без верхней одежды. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки.
В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроить быт. Современные юноши и девушки, которые с 8 до 18 лет зиму проводят в общежитиях школ-интернатов и лишь на лето возвращаются к родителям в рыбацкие и оленеводческие стойбища, плохо владеют специальными навыками, необходимыми для этого. Поэтому им зачастую трудно и не хочется включаться в традиционное хозяйство.
: С.Арутюнов.
Чукчи
Самоназвание — луораветланы, что переводится как «настоящие люди». Чукчи делятся на оленных — тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, но со временем они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита.
Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи, таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки.
Основу питания чукчей составляло отварное оленье, тюленье, китовое мясо. Чукчи также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы, морскую капусту, щавель, моллюсков и ягоды. Помимо традиционного мяса, в пищу шла кровь и внутренности убитых животных.
References (transliteration)
- Bradford W. Morse. Participatory in Public and Aboriginal Governments in Northen Canada // Aktual’nye voprosy prav narodov v sovremennom mire: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / Otv. red. R.Sh. Garipov. Kazan’: Izdatel’stvo Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2009.
- Hannum H. Autonomy Sovereignty and Self-determination. Philadelphia, 1990.
- James Crawford. The Rights of Peoples. Oxford: Clarendon Press, 1988.
- James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law. Second Edition. Oxford University Press, 2004.
- John R. Bowen. Should We Have a Universal Concept of «Indigenous Peoples’ Rights»?: Ethnicity and Essentialism in the Twenty-First Century // Anthropology Today. Vol. 16. 2000. N 4.
- Lee Swepston. Indigenous and Tribal Peoples and International Law: Recent Developments // Current Anthropology. Vol. 30. 1989. N 2.
- Thornberry P. International Law and the Rights of Minorities. Oxford, 1991.
- Abashidze A.Kh. Zashchita prav men’shinstv po mezhdunarodnomu i vnutrigosudarstvennomu pravu. M.: Prava cheloveka, 1996.
- Abashidze A.Kh., Ananidze F.R. Pravovoi status men’shinstv i korennykh narodov: mezhdunarodno-pravovoi analiz: Monografiya. M.: Izdatel’stvo RUDN, 1997.
- Ananidze F.R. Mezhdunarodno-pravovye problemy zashchity prav korennykh narodov: Dis. … kand. yurid. nauk. Moskva. 1996.
- Andreev K.Yu. Pravovoi status korennykh malochislennykh narodov v zarubezhnykh stranakh. Spravochnik. M.: RAN INION, 2006.
- Blishchenko I., Abashidze A.Kh. Korennye narody i mezhdunarodnoe pravo // Rossiiskaya yustitsiya. 1994. N 3.
- Vasil’eva L.N. Regulirovanie prav natsional’nykh men’shinstv i korennykh malochislennykh narodov: opyt Rossiiskoi Federatsii // Zhurnal rossiiskogo prava. 2005. N 6.
- Dal’ V.I. Tolkovyi slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka. M., 1994. T. 4.
- Kryazhkov V.A. Pravo na rodnoi yazyk: na primere malochislennykh narodov Severa // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. 2007. N 1.
- Li Svepston. Konventsiya Mezhdunarodnoi organizatsii truda «O korennykh narodakh i narodakh, vedushchikh plemennoi obraz zhizni, v nezavisimykh stranakh»: mezhdunarodnyi opyt ratifikatsii i primeneniya, problemy i perspektivy // Materialy Kruglogo Stola «O ratifikatsii Rossiiskoi Federatsiei Konventsii MOT N 169 «O korennykh narodakh i narodakh, vedushchikh plemennoi obraz zhizni, v nezavisimykh stranakh». M.: Obshchestvennaya palata, 2006.
- Mors B. Sravnitel’naya otsenka polozheniya korennykh narodov v Kanade, SShA, Avstralii i Novoi Zelandii // Chelovek i pravo: Kniga o Letnei shkole po yuridicheskoi antropologii. M.: Strategiya, 1999.
- Novikova N.I. Prava cheloveka i prava korennykh narodov Severa Rossii // Chelovek i pravo. M., 1999.
- Peshperova I.Yu. Garantii prav korennykh malochislennykh narodov s mezhdunarodnom i vnutrigosu-darstvennom prave // Prava korennykh narodov Severa: realizatsiya mezhdunarodno-pravovykh standartov v Rossiiskoi Federatsii: Sbornik nauchnykh statei / Pod red. akad. RAO G.A. Bordovskogo, prof. S.A. Goncharova. SPb.: Izdatel’stvo RGPU im. A.I. Gertsena, 2005.
- Peshperova I.Yu. Mezhdunarodno-pravovaya reglamentatsiya prav korennykh narodov // Pravovedenie. 1998. N 1.
- Punzhin S.M. Problema zashchity prav men’shinstv v mezhdunarodnom prave // Gosudarstvo i pravo. 1992. N 8.
- Sokolovskii S.V. Kategoriya «korennye narody» v rossiiskoi politike, zakonodatel’stve i nauke // Kennan Occasional Papers. Washington, 1999.
- Tkachenko A.A., Koryukhina A.V. K probleme ratifikatsii Rossiiskoi Federatsiei Konventsii MOT N 169 «O korennykh narodakh i narodakh, vedushchikh plemennoi obraz zhizni v nezavisimykh stranakh» // Etnograficheskoe obozrenie. 1995. N 3.
- Teps D. Sootnoshenie ponyatii natsional’nykh men’shinstv i korennykh malochislennykh narodov // Istoriya gosudarstva i prava. 2006. N 1.
Многочисленные и малые народы
За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.
Название | Общая численность в регионе | Соотношение (в %) |
Якуты | 478 100 | 1,83 |
Буряты | 461 389 | 1,76 |
Тувинцы | 263 934 | 1,01 |
Хакасы | 72 959 | 0,28 |
Алтайцы | 70 800 | 0,27 |
Ненцы | 44 640 | 0,17 |
Эвенки | 38 396 | 0,15 |
Ханты | 30 943 | 0,12 |
Эвены | 21 830 | 0,08 |
Чукчи | 15 908 | 0,06 |
Нанайцы | 12 160 | 0,05 |
Манси | 12 269 | 0,05 |
Шорцы | 12 888 | 0,05 |
Коряки | 8 743 | 0,03 |
Долганы | 7 885 | 0,03 |
Сибирские татары | 6 779 | 0,03 |
Нивхи | 5 162 | 0,019 |
Селькупы | 4 249 | 0,016 |
Сойоты | 3 579 | 0,086 |
Ительмены | 3 180 | |
Ульчи | 2 913 | |
Телеуты | 2 643 | |
Эскимосы | 1 738 | |
Удэгейцы | 1 657 | |
Кеты | 1 492 | |
Чуванцы | 1 087 | |
Чулымцы | 355 | 0,018 |
Тофалары | 761 | |
Орочи | 686 | |
Негидальцы | 567 | |
Ороки | 346 | |
Нганасаны | 834 | |
Энцы | 237 | |
Тазы | 276 | |
Алюторцы | 40 | |
Кереки | 4 | |
Алеуты | 482 |
Главные города
В регионе девять городов, численность населения которых превышает 500-тысячный рубеж. Это:
- Новосибирск.
- Омск.
- Красноярск.
- Тюмень.
- Барнаул.
- Иркутск.
- Томск.
- Кемерово.
- Новокузнецк.
Первые три города в этом списке являются «миллионерами» по количеству жителей.
Новосибирск – негласная столица Сибири, третий по численности населения город России. Он расположен на обоих берегах Оби – одной из крупнейших рек Евразии. Новосибирск – важный промышленный, торговый и культурный центр страны. Ведущие отрасли промышленности города – энергетика, металлургия и машиностроение. Основу экономики Новосибирска составляют около 200 крупных и средних предприятий.
Красноярск – самый старый из числа крупных городов Сибири. Он был основан еще в 1628 году. Это важнейший экономический и культурно-образовательный центр России. Красноярск расположен на берегах Енисея, на условной границе Западной и Восточной Сибири. В городе развита космическая отрасль, машиностроение, химическая промышленность и фармацевтика.
Тюмень – один из первых русских городов Сибири. Сегодня – это важнейший центр нефтепереработки в стране. Добыча нефти и газа поспособствовала бурному развитию в городе различных научных организаций. На сегодняшний день, около 10 % трудоспособного населения Тюмени работает в НИИ и вузах.
Ижорцы
266 оставшихся в 2010 году в России ижорцев жили на территории Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Карелии, Московской, Новгородской и Мурманской областей. Представители этого финно-угорского народа родственны, в частности, карелам, вепсам и финнам. Исповедуют они православие и лютеранство. Средний рост ижорцев составляет 165-168 сантиметров, волосы могут быть как темными, так и светлыми, глаза преимущественно светлые. Их традиционные жилища в основном состояли из двух изб и сеней. Антропологи издавна отмечали спокойствие, аккуратность, трудолюбие и гостеприимство ижорцев.
Фото: https://nazaccent.ru/content/30985-izhorcy-tayushij-narod.html
Жилища народов севера
Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.
Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.
Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.
В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.
Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.
Традиционное жилище якутов — балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.
Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.
Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом — слюдой.
Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева — для женщин.
Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.
Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.
Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.
Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний – через многометровый подземный коридор, летний – через крышу.
Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.
В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.
Список коренных народов Севера
В Едином реестре перечислены следующие народы:
- Алеуты (алеуты): Камчатский край — 482
- Алюторс (алюторцы): Камчатка — 483-3000
- Челканцы (челканцы): Республика Алтай, Алтайский край — 1,200
- Чукчи (чукчи): Чукотский автономный округ, Магаданская область, Камчатка, Республика Саха — 16,000
- Чулымс (чулымцы), Томская область, Красноярский край — 355
- Чуванцы (чуванцы): Чукотка, Магаданская область — 1300
- Долганы (долганы): Красноярский край, Саха — 8000
- Энец (энцы) (Енец, русское множественное число: Энцы, устарело: Енисейские самоеды): Красноярский край — 300
- Эскимосский (Сибирский юпик, Инуиты ) (эскимосы): Чукотка, Магаданская область — 1738
- Эвенки (эвенки): Саха, Красноярский край, Хабаровский край, Республика Бурятия, Амурская область, Забайкальский край, Иркутская область — 37,131
- Эвены (эвены): Саха, Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Хабаровский край — 22 000
- Ительмены (ительмены): Камчатка, Магаданская область — 3093
- Камчадалы (камчадалы, общий термин для смешанного населения Полуостров Камчатка ): Камчатка, Магаданская область — 1927
- Керекс (кереки): Чукотка — 4
- Кеты (кеты): Красноярский край, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) — 1,219
- Ханты (ханты) (древнерусский термин: остяки): Югра, Ямал, Тюменская область, Томская область — 31 500
- Коряки (коряки): Камчатка, Чукотка, Магаданская область, Хабаровский край, Приморский край, Красноярский край, Свердловская область, Саха — 7 953
- Кумандинцы (кумандинцы): Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область — 2,900
- Манси (манси) (древнерусский термин: Voguls): Югра, Ямал, Тюменская область, Свердловская область — 12500
- Нанайский (нанайцы): Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Камчатка, Саха — 11 671 чел.
- Негидалы (негидальцы): Хабаровский край — 522
- Ненецкий (Русское множественное число: ненцы, древнерусское название: самоеды) (ненцы): Ямал, Красноярский край, Югра, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Коми, Мурманская область — 45,000
- Нганасаны (Тавги ) (нганасаны): Красноярский край, Омская область, Курганская область, Свердловская область, Иркутская область, Саха, Приморский край — 700
- Нивхи (нивхи): Сахалин, Хабаровский край — 4466 чел.
- Орокс (ороки): Сахалин, Хабаровский край, Бурятия, Приморский край — 400
- Орочи (орочи): Хабаровский край, Магаданская область, Сахалин, Приморский край — 686
- Саами (старорусское название: лопарь, т.е. саамы) (саамы, саами): Мурманская область — 1771
- Селькупов (селькупы): Ямал, Томская область, Красноярский край — 3649
- Шорс (шорцы): Кемеровская обл., Хакасия, Красноярский край, Алтайский край, Республика Алтай — 12888
- Сойоты (сойоты): Бурятия, Иркутская область — 3608
- Таз (тазы): Приморский край — 274
- Теленгитс (теленгиты): Республика Алтай, Алтайский край — 3712
- Телеуты (телеуты): Кемеровская область, Республика Алтай, Алтайский край — 2643
- Тофалары или Тофа (тофалары или тофы): Бурятия, Иркутская область, Красноярский край, Томская область, Республика Тыва, Хакасия, Саха — 762
- Тубалары (тубалары): Республика Алтай, Иркутская область, Алтайский край — 1965
- Тожу (тувинцы-тоджинцы), подгруппа Тувинцы: Тува — 4442
- Удэгейский (удэгейцы): Приморский край, Хабаровский край — 1453
- Ulchs (ульчи): Хабаровский край, Еврейская автономная область, Приморский край, Камчатка — 3000
- Вепс (вепсы): Республика Карелия, Мурманская область, Кемеровская область — 5936
- Юкагиры (юкагиры): Саха, Чукотка, Магаданская область — 1597
Вепсы (весь)
Новгородские торговцы и пираты добирались на север по озерам и рекам, устанавливая в удобных местах поселения — погосты. Прежде всего эти места привлекали славян пушниной и соляными месторождениями. На первых порах погосты были пунктами «немой торговли» с аборигенами, как тогда называли обмен товарами. Потом они превратились в пункты взимания дани с окрестных жителей.
Первыми на пути к северо-востоку от низовий Волхова новгородцы встретили племена вепсов. Эта многочисленная народность обитала в лесах на обширных территориях, простирающихся от межозерья между ладожскими и онежскими берегами на юго-восток до нынешних вологодских земель и бассейна реки Сухоны.
К XI–XII векам быт и нравы ближайших соседей вовсе не были экзотикой для новгородцев. Преподобный Нестор Летописец указывает весь в числе тех народностей, кто в 862 году призвал варягов на Русь: «Сказали руси («русью» в те времена славяне называли норманнов. — Прим. ред.) чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске» (Ипатьевский список «Повести временных лет»).
Первая столица Древней Руси Ладога располагалась на территориях, где жили вепсы, а город Белоозеро и вовсе был их племенным центром. Кроме того, наши финно-угорские соседи участвовали в походах князя Олега на Киев в 882 году. Так что вепсы были активными союзниками восточных славян и наряду с ними участвовали в становлении русской государственности.
Уже в X веке значительная часть веси была благополучно ассимилирована и включена в состав древнерусского этноса. С этих времен Белозерье и пространства юго-западнее его по рекам Мологе, Суде, Колпи, Шексне становятся славянскими, чередующимися или вклинивающимися в поселения аборигенов. Это подтверждает и Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).
Внешность, одежду и пищу вепсов описал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати во время своих странствий по Волжской Булгарии в XII веке:
Абу Хамид ал-Гарнати
«Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед» («Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу». М.: Наука, 1971).
Что касается цвета кожи белозерских вепсов, то, согласно различным источникам, красный оттенок лица приписывают и другим северным племенам. Дело в том, что во время путешествий на юг светлокожие северяне, совсем неизбалованные ультрафиолетом, быстро обгорали на открытом солнце. В результате их лица принимали красный оттенок. Неслучайно современные антропологи относят вепсов к самой светлой по пигментации группе населения бывшего СССР.
О том, что весь промышляла охотой и торговала пушниной, говорил еще один арабский путешественник первой половины X века Ахмед ибн Фадлан. В своих хрониках он называет места их обитания «страной Вису», откуда булгарские купцы привозят «соболей и черных лисиц».
Славяне научили вепсов земледелию, поэтому они жили не только охотой и бортничеством, но еще и выращивали рожь, овес, ячмень, лен и репу. Их жилища мало чем отличались от северорусских, но была и главная особенность: хозяйственные постройки у них расположены вплотную к главной избе под прямым углом с исключительно четным количеством окон.
Согласно официальной статистике, за последнее столетие численность вепсов на территории России стремительно сократилась: с 32 783 человек в 1926 году до 5 936 в 2010-ом. Значительная часть проживает в Карелии — более 3 000 человек, в Ленинградской области — 1300 человек, на Вологодчине — около 400 человек.
2