Коренное население и список народов дальнего востока

Что делать с этими людьми?

Сибирь

Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести

Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом

Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Мужчина-хант, представитель одного из коренных народов Сибири.

    Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.

  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Питание народов севера России

Даже кухня у этих людей полностью соответствует требованиям сурового климата. Мясо и рыба служат основной пищей. Их даже в сыром виде едят довольно охотно – свежатину, чуток присоленную. Стараются выбирать из лучших сортов: чир, белорыбица, нельма. В них, как правило, отсутствуют глисты. А вот щуку и карася только в вареном или хорошо провяленном виде употребляют.

Не принято здесь мясо-рыбу жарить. А вот теплую оленьей кровь попивают.
Для непривычного к таким «изыскам» человека, это повод для смятения.

Пусть в сыром мясе (и полусваренном) витаминов достаточно, но растительной пищи все же не хватает. Потому и выходят в тундру женщины с детьми за травами и ягодами дикорастущими. Морошку, чернику, голубику, клюкву, бруснику едят свежими, как и травы, на зиму заготавливают, консервируют, заливая растопленным жиром.

Морозными зимами из них отличная мясная приправа выходит.
А грибы! Их в тайге изобилие. Олени их особенно жалуют. Местные едят не особо. Раньше и вовсе не едали. Русское влияние сказывается. Сушить стали, солить на зиму, а также и на продажу.

Прошлый век принес значительные перемены. В рацион народов Севера прочно вошли хлеб, крупа, чай, соль, сахар. Когда-то они не знали, что такое кариес, сегодня эта проблема проявляется уже в раннем возрасте.

Те хлеба, что выпекали их предки из ячменной, а чаще ржаной муки, содержали сушеную растолченную сосновую заболонь (это такой слой под корой дерева) по причине недостаточности муки.
Когда год случался урожайным, в русских печах испекали подовый хлеб, часто кольцевой, который позже насаживали в горячем виде на палки – и на мороз. Достаточно было согреть его в доме, как он становился мягким, будто только из печи.
Мясо ели на праздники. Все больше рыбу. Уха, похлебка, пироги, называемые рыбниками, были в каждом доме.

Много веков главной овощной культурой у многих народов оставалась репа. Из нее даже квас делали, наряду с хлебным. Другие овощи, включая картофель, северяне узнали лишь к XIX веку.

Замораживали пельмени, которые служили промысловой пищей, а для приготовления которых достаточно было иметь под рукой огонь, воду и котелок.

Природные ресурсы и экономика

«Кладовая России» – так очень часто называют Сибирь, подразумевая грандиозные по масштабам и разнообразию минеральные ресурсы региона. Так, здесь сосредоточены колоссальные запасы нефти и газа, меди, свинца, платины, никеля, золота и серебра, алмазов, каменного угля и прочих полезных ископаемых. В недрах Сибири залегает около 60 % общероссийских залежей торфа.

Разумеется, экономика Сибири полностью ориентирована на добычу и переработку природных ресурсов региона. Причем, не только минеральных и топливно-энергетических, но и лесных. Помимо этого, в регионе достаточно развита цветная металлургия, а также целлюлозная промышленность.

В то же время, бурное развитие горнодобывающей и энергетической промышленности не могло не сказаться на экологии Сибири. Так, именно здесь расположены самые загрязненные города России – Норильск, Красноярск и Новокузнецк.

Шорцы

Насчитается около 14 тысяч шорцев. Это тюркоязычная народность, имеющая свой язык, шорский. В Российской империи было принято считать шорцев православными. Но на самом деле это не так. Даже сейчас шорцы активно практикуют шаманизм, верят в духов и свято чтут культ предков.

По представлениям шорцев, весь мир разделен на 3 ипостаси. Первая — материальный мир, в котором мы все обитаем. Вторая — мир злых духов. Третья — земля Ульгеня. Она состоит из 9-ти небес. На высшем обитает верховное божество Ульгень. Он сотворил наш видимый мир вместе со своим злым братом Эрликом. Ульгень и Эрлик являются двумя противоположными божествами, подобно Тору и Локи в скандинавской мифологии.

У шорцев, как и у всех коренных народов севера России, богатый фольклор. В него входят не только всевозможные обрядовые песни, но и героические поэмы, сказки, поговорки, любовные песни и охотничьи сказания. Также шорцы имеют свои музыкальные инструменты (например, комус, который вырезался из ствола кедра). Родственные шорцам народы — киргизы, алтайцы, чулымцы, хакасы и телеуты — имеют не менее богатую и интересную культуру, которая также заслуживает внимания.

« Какие народы стареют медленнее всего

ЖИЛИЩЕ НАРОДОВ СЕВЕРА

Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре селище почти всех народов Севера — чум. Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нюками — покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и ню-ки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре.

Ставить чум считается женским делом, и две-три женщины справляются с этим меньше чем за час. Посередине чума горит костёр или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетённых из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки. Напротив входа — священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, а у крещёных — иконы. Если печка гаснет, в чуме сразу становится очень холодно, так что спать приходится или одетыми, накрывшись шкурами, или в тёплых меховых спальных мешках.

У рыбаков чумы могут быть покрыты не шкурами, а тиской — пластинами, сшитыми из жёлто-коричневых кусков вываренной берёзовой коры. Переезжают с места на место рыбаки летом в лодках, зимой — на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы — на снегоходах. Эвенки кочуют на оленях.

Долганы и другие оленеводы Таймыра часто живут не в чумах, а в балках. Балок — реечный каркасный домик, обтянутый шкурами и парусиной. Внутри он похож на вагонное купе: койки в два яруса, столик, маленькая железная печка. Такой домик ставится на широкие прочные сани, и его перевозят четыре-пять оленей. Первоначально этот вид жилища изобрели русские купцы, разъезжавшие по тундре с товарами.

У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.

Внутри выделяют два помещения — холодное у входа (здесь готовят пишу и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог — сшитый из шкур навес-балдахин, подвешенный у задней стенки. Когда полог опущен, под ним внутри тепло, и люди сидят без верхней одежды. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки.

В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроить быт. Современные юноши и девушки, которые с 8 до 18 лет зиму проводят в общежитиях школ-интернатов и лишь на лето возвращаются к родителям в рыбацкие и оленеводческие стойбища, плохо владеют специальными навыками, необходимыми для этого. Поэтому им зачастую трудно и не хочется включаться в традиционное хозяйство.

: С.Арутюнов.

Чукчи

Самоназвание — луораветланы, что переводится как «настоящие люди». Чукчи делятся на оленных — тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, но со временем они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита.

Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи, таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки.

Основу питания чукчей составляло отварное оленье, тюленье, китовое мясо. Чукчи также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы, морскую капусту, щавель, моллюсков и ягоды. Помимо традиционного мяса, в пищу шла кровь и внутренности убитых животных.

References (transliteration)

  1. Bradford W. Morse. Participatory in Public and Aboriginal Governments in Northen Canada // Aktual’nye voprosy prav narodov v sovremennom mire: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / Otv. red. R.Sh. Garipov. Kazan’: Izdatel’stvo Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2009.
  2. Hannum H. Autonomy Sovereignty and Self-determination. Philadelphia, 1990.
  3. James Crawford. The Rights of Peoples. Oxford: Clarendon Press, 1988.
  4. James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law. Second Edition. Oxford University Press, 2004.
  5. John R. Bowen. Should We Have a Universal Concept of «Indigenous Peoples’ Rights»?: Ethnicity and Essentialism in the Twenty-First Century // Anthropology Today. Vol. 16. 2000. N 4.
  6. Lee Swepston. Indigenous and Tribal Peoples and International Law: Recent Developments // Current Anthropology. Vol. 30. 1989. N 2.
  7. Thornberry P. International Law and the Rights of Minorities. Oxford, 1991.
  8. Abashidze A.Kh. Zashchita prav men’shinstv po mezhdunarodnomu i vnutrigosudarstvennomu pravu. M.: Prava cheloveka, 1996.
  9. Abashidze A.Kh., Ananidze F.R. Pravovoi status men’shinstv i korennykh narodov: mezhdunarodno-pravovoi analiz: Monografiya. M.: Izdatel’stvo RUDN, 1997.
  10. Ananidze F.R. Mezhdunarodno-pravovye problemy zashchity prav korennykh narodov: Dis. … kand. yurid. nauk. Moskva. 1996.
  11. Andreev K.Yu. Pravovoi status korennykh malochislennykh narodov v zarubezhnykh stranakh. Spravochnik. M.: RAN INION, 2006.
  12. Blishchenko I., Abashidze A.Kh. Korennye narody i mezhdunarodnoe pravo // Rossiiskaya yustitsiya. 1994. N 3.
  13. Vasil’eva L.N. Regulirovanie prav natsional’nykh men’shinstv i korennykh malochislennykh narodov: opyt Rossiiskoi Federatsii // Zhurnal rossiiskogo prava. 2005. N 6.
  14. Dal’ V.I. Tolkovyi slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka. M., 1994. T. 4.
  15. Kryazhkov V.A. Pravo na rodnoi yazyk: na primere malochislennykh narodov Severa // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. 2007. N 1.
  16. Li Svepston. Konventsiya Mezhdunarodnoi organizatsii truda «O korennykh narodakh i narodakh, vedushchikh plemennoi obraz zhizni, v nezavisimykh stranakh»: mezhdunarodnyi opyt ratifikatsii i primeneniya, problemy i perspektivy // Materialy Kruglogo Stola «O ratifikatsii Rossiiskoi Federatsiei Konventsii MOT N 169 «O korennykh narodakh i narodakh, vedushchikh plemennoi obraz zhizni, v nezavisimykh stranakh». M.: Obshchestvennaya palata, 2006.
  17. Mors B. Sravnitel’naya otsenka polozheniya korennykh narodov v Kanade, SShA, Avstralii i Novoi Zelandii // Chelovek i pravo: Kniga o Letnei shkole po yuridicheskoi antropologii. M.: Strategiya, 1999.
  18. Novikova N.I. Prava cheloveka i prava korennykh narodov Severa Rossii // Chelovek i pravo. M., 1999.
  19. Peshperova I.Yu. Garantii prav korennykh malochislennykh narodov s mezhdunarodnom i vnutrigosu-darstvennom prave // Prava korennykh narodov Severa: realizatsiya mezhdunarodno-pravovykh standartov v Rossiiskoi Federatsii: Sbornik nauchnykh statei / Pod red. akad. RAO G.A. Bordovskogo, prof. S.A. Goncharova. SPb.: Izdatel’stvo RGPU im. A.I. Gertsena, 2005.
  20. Peshperova I.Yu. Mezhdunarodno-pravovaya reglamentatsiya prav korennykh narodov // Pravovedenie. 1998. N 1.
  21. Punzhin S.M. Problema zashchity prav men’shinstv v mezhdunarodnom prave // Gosudarstvo i pravo. 1992. N 8.
  22. Sokolovskii S.V. Kategoriya «korennye narody» v rossiiskoi politike, zakonodatel’stve i nauke // Kennan Occasional Papers. Washington, 1999.
  23. Tkachenko A.A., Koryukhina A.V. K probleme ratifikatsii Rossiiskoi Federatsiei Konventsii MOT N 169 «O korennykh narodakh i narodakh, vedushchikh plemennoi obraz zhizni v nezavisimykh stranakh» // Etnograficheskoe obozrenie. 1995. N 3.
  24. Teps D. Sootnoshenie ponyatii natsional’nykh men’shinstv i korennykh malochislennykh narodov // Istoriya gosudarstva i prava. 2006. N 1.

Многочисленные и малые народы

За пределами Урала проживает 26,144 млн. человек, или 18,3 % от общероссийского населения, но численность этнических групп крайне неодинакова.

Название Общая численность в регионе Соотношение (в %)
Якуты 478 100 1,83
Буряты 461 389 1,76
Тувинцы 263 934 1,01
Хакасы 72 959 0,28
Алтайцы 70 800 0,27
Ненцы 44 640 0,17
Эвенки 38 396 0,15
Ханты 30 943 0,12
Эвены 21 830 0,08
Чукчи 15 908 0,06
Нанайцы 12 160 0,05
Манси 12 269 0,05
Шорцы 12 888 0,05
Коряки 8 743 0,03
Долганы 7 885 0,03
Сибирские татары 6 779 0,03
Нивхи 5 162 0,019
Селькупы 4 249 0,016
Сойоты 3 579 0,086
Ительмены 3 180
Ульчи 2 913
Телеуты 2 643
Эскимосы 1 738
Удэгейцы 1 657
Кеты 1 492
Чуванцы 1 087
Чулымцы 355 0,018
Тофалары 761
Орочи 686
Негидальцы 567
Ороки 346
Нганасаны 834
Энцы 237
Тазы 276
Алюторцы 40
Кереки 4
Алеуты 482

Главные города

В регионе девять городов, численность населения которых превышает 500-тысячный рубеж. Это:

  • Новосибирск.
  • Омск.
  • Красноярск.
  • Тюмень.
  • Барнаул.
  • Иркутск.
  • Томск.
  • Кемерово.
  • Новокузнецк.

Первые три города в этом списке являются «миллионерами» по количеству жителей.

Новосибирск – негласная столица Сибири, третий по численности населения город России. Он расположен на обоих берегах Оби – одной из крупнейших рек Евразии. Новосибирск – важный промышленный, торговый и культурный центр страны. Ведущие отрасли промышленности города – энергетика, металлургия и машиностроение. Основу экономики Новосибирска составляют около 200 крупных и средних предприятий.

Красноярск – самый старый из числа крупных городов Сибири. Он был основан еще в 1628 году. Это важнейший экономический и культурно-образовательный центр России. Красноярск расположен на берегах Енисея, на условной границе Западной и Восточной Сибири. В городе развита космическая отрасль, машиностроение, химическая промышленность и фармацевтика.

Тюмень – один из первых русских городов Сибири. Сегодня – это важнейший центр нефтепереработки в стране. Добыча нефти и газа поспособствовала бурному развитию в городе различных научных организаций. На сегодняшний день, около 10 % трудоспособного населения Тюмени работает в НИИ и вузах.

Ижорцы

266 оставшихся в 2010 году в России ижорцев жили на территории Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Карелии, Московской, Новгородской и Мурманской областей. Представители этого финно-угорского народа родственны, в частности, карелам, вепсам и финнам. Исповедуют они православие и лютеранство. Средний рост ижорцев составляет 165-168 сантиметров, волосы могут быть как темными, так и светлыми, глаза преимущественно светлые. Их традиционные жилища в основном состояли из двух изб и сеней. Антропологи издавна отмечали спокойствие, аккуратность, трудолюбие и гостеприимство ижорцев.

Фото: https://nazaccent.ru/content/30985-izhorcy-tayushij-narod.html

Жилища народов севера

Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.

Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.

Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.

В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.

Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.

Традиционное жилище якутов — балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.

Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом — слюдой.

Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева — для женщин.

Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.

Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.

Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний – через многометровый подземный коридор, летний – через крышу.

Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.

В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.

Список коренных народов Севера

В Едином реестре перечислены следующие народы:

  • Алеуты (алеуты): Камчатский край — 482
  • Алюторс (алюторцы): Камчатка — 483-3000
  • Челканцы (челканцы): Республика Алтай, Алтайский край — 1,200
  • Чукчи (чукчи): Чукотский автономный округ, Магаданская область, Камчатка, Республика Саха — 16,000
  • Чулымс (чулымцы), Томская область, Красноярский край — 355
  • Чуванцы (чуванцы): Чукотка, Магаданская область — 1300
  • Долганы (долганы): Красноярский край, Саха — 8000
  • Энец (энцы) (Енец, русское множественное число: Энцы, устарело: Енисейские самоеды): Красноярский край — 300
  • Эскимосский (Сибирский юпик, Инуиты ) (эскимосы): Чукотка, Магаданская область — 1738
  • Эвенки (эвенки): Саха, Красноярский край, Хабаровский край, Республика Бурятия, Амурская область, Забайкальский край, Иркутская область — 37,131
  • Эвены (эвены): Саха, Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Хабаровский край — 22 000
  • Ительмены (ительмены): Камчатка, Магаданская область — 3093
  • Камчадалы (камчадалы, общий термин для смешанного населения Полуостров Камчатка ): Камчатка, Магаданская область — 1927
  • Керекс (кереки): Чукотка — 4
  • Кеты (кеты): Красноярский край, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) — 1,219
  • Ханты (ханты) (древнерусский термин: остяки): Югра, Ямал, Тюменская область, Томская область — 31 500
  • Коряки (коряки): Камчатка, Чукотка, Магаданская область, Хабаровский край, Приморский край, Красноярский край, Свердловская область, Саха — 7 953
  • Кумандинцы (кумандинцы): Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область — 2,900
  • Манси (манси) (древнерусский термин: Voguls): Югра, Ямал, Тюменская область, Свердловская область — 12500
  • Нанайский (нанайцы): Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Камчатка, Саха — 11 671 чел.
  • Негидалы (негидальцы): Хабаровский край — 522
  • Ненецкий (Русское множественное число: ненцы, древнерусское название: самоеды) (ненцы): Ямал, Красноярский край, Югра, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Коми, Мурманская область — 45,000
  • Нганасаны (Тавги ) (нганасаны): Красноярский край, Омская область, Курганская область, Свердловская область, Иркутская область, Саха, Приморский край — 700
  • Нивхи (нивхи): Сахалин, Хабаровский край — 4466 чел.
  • Орокс (ороки): Сахалин, Хабаровский край, Бурятия, Приморский край — 400
  • Орочи (орочи): Хабаровский край, Магаданская область, Сахалин, Приморский край — 686
  • Саами (старорусское название: лопарь, т.е. саамы) (саамы, саами): Мурманская область — 1771
  • Селькупов (селькупы): Ямал, Томская область, Красноярский край — 3649
  • Шорс (шорцы): Кемеровская обл., Хакасия, Красноярский край, Алтайский край, Республика Алтай — 12888
  • Сойоты (сойоты): Бурятия, Иркутская область — 3608
  • Таз (тазы): Приморский край — 274
  • Теленгитс (теленгиты): Республика Алтай, Алтайский край — 3712
  • Телеуты (телеуты): Кемеровская область, Республика Алтай, Алтайский край — 2643
  • Тофалары или Тофа (тофалары или тофы): Бурятия, Иркутская область, Красноярский край, Томская область, Республика Тыва, Хакасия, Саха — 762
  • Тубалары (тубалары): Республика Алтай, Иркутская область, Алтайский край — 1965
  • Тожу (тувинцы-тоджинцы), подгруппа Тувинцы: Тува — 4442
  • Удэгейский (удэгейцы): Приморский край, Хабаровский край — 1453
  • Ulchs (ульчи): Хабаровский край, Еврейская автономная область, Приморский край, Камчатка — 3000
  • Вепс (вепсы): Республика Карелия, Мурманская область, Кемеровская область — 5936
  • Юкагиры (юкагиры): Саха, Чукотка, Магаданская область — 1597

Вепсы (весь)

Новгородские торговцы и пираты добирались на север по озерам и рекам, устанавливая в удобных местах поселения — погосты. Прежде всего эти места привлекали славян пушниной и соляными месторождениями. На первых порах погосты были пунктами «немой торговли» с аборигенами, как тогда называли обмен товарами. Потом они превратились в пункты взимания дани с окрестных жителей.

Первыми на пути к северо-востоку от низовий Волхова новгородцы встретили племена вепсов. Эта многочисленная народность обитала в лесах на обширных территориях, простирающихся от межозерья между ладожскими и онежскими берегами на юго-восток до нынешних вологодских земель и бассейна реки Сухоны.

К XI–XII векам быт и нравы ближайших соседей вовсе не были экзотикой для новгородцев. Преподобный Нестор Летописец указывает весь в числе тех народностей, кто в 862 году призвал варягов на Русь: «Сказали руси («русью» в те времена славяне называли норманнов. — Прим. ред.) чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске» (Ипатьевский список «Повести временных лет»).

Первая столица Древней Руси Ладога располагалась на территориях, где жили вепсы, а город Белоозеро и вовсе был их племенным центром. Кроме того, наши финно-угорские соседи участвовали в походах князя Олега на Киев в 882 году. Так что вепсы были активными союзниками восточных славян и наряду с ними участвовали в становлении русской государственности.

Уже в X веке значительная часть веси была благополучно ассимилирована и включена в состав древнерусского этноса. С этих времен Белозерье и пространства юго-западнее его по рекам Мологе, Суде, Колпи, Шексне становятся славянскими, чередующимися или вклинивающимися в поселения аборигенов. Это подтверждает и Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).

Внешность, одежду и пищу вепсов описал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати во время своих странствий по Волжской Булгарии в XII веке:

Абу Хамид ал-Гарнати

«Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед» («Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу». М.: Наука, 1971).

Что касается цвета кожи белозерских вепсов, то, согласно различным источникам, красный оттенок лица приписывают и другим северным племенам. Дело в том, что во время путешествий на юг светлокожие северяне, совсем неизбалованные ультрафиолетом, быстро обгорали на открытом солнце. В результате их лица принимали красный оттенок. Неслучайно современные антропологи относят вепсов к самой светлой по пигментации группе населения бывшего СССР.

О том, что весь промышляла охотой и торговала пушниной, говорил еще один арабский путешественник первой половины X века Ахмед ибн Фадлан. В своих хрониках он называет места их обитания «страной Вису», откуда булгарские купцы привозят «соболей и черных лисиц».

Славяне научили вепсов земледелию, поэтому они жили не только охотой и бортничеством, но еще и выращивали рожь, овес, ячмень, лен и репу. Их жилища мало чем отличались от северорусских, но была и главная особенность: хозяйственные постройки у них расположены вплотную к главной избе под прямым углом с исключительно четным количеством окон.

Согласно официальной статистике, за последнее столетие численность вепсов на территории России стремительно сократилась: с 32 783 человек в 1926 году до 5 936 в 2010-ом. Значительная часть проживает в Карелии — более 3 000 человек, в Ленинградской области — 1300 человек, на Вологодчине — около 400 человек.

2

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: