Блестящий и прогрессивный Borland Delphi
Как уже говорилось ранее, в Delphi используется язык Object Pascal, который постоянно расширяется и дополняется Borland. Язык в полной мере поддерживает все требования, предъявляемые к объектно-ориентированному языку программирования. Как и положено строго типизированному языку, классы поддерживают только простое наследование, но зато интерфейсы могут иметь сразу несколько предков. К числу особенностей языка следует отнести поддержку обработки исключительных ситуаций (exceptions), а также перегрузку методов и подпрограмм (overload) в стиле C++.
К числу удачных, на взгляд автора, относится также поддержка длинных строк в формате WideChar и AnsiChar. Последний тип (AnsiString) позволяет использовать все прелести динамического размещения информации в памяти без всяких забот о ее выделении и сборке мусора, Delphi делает это автоматически. Для поклонников свободного стиля программирования имеются открытые массивы, варианты и вариантные массивы, позволяющие размещать в памяти все, что душе угодно и смешивать типы данных.
Вы можете создавать свои собственные компоненты, импортировать ОСХ-компоненты, создавать шаблоны проектов и мастеров, создающих заготовки проектов. Мало того, Delphi предоставляет разработчику интерфейс для связи ваших приложений (или внешних программ) с интегрированной оболочкой Delphi (IDE). Таким образом, вы можете использовать Delphi для создания как самых простых приложений, на разработку которых требуется 2-3 часа, так и серьезных корпоративных проектов, предназначенных для работы десятков и сотен пользователей. Причем для этого можно использовать самые последние веяния в мире компьютерных технологий с минимальными затратами времени и сил.
Ну, и одна из самых последних новостей от Inprise обещает, что в ближайшем будущем вы сможете переносить приложения, разработанные в Delphi, на платформу Linux.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Большинство
программ создаются
для решения
какой-либо
задачи. В процессе
решения задачи
на компьютере
пользователю
нужно ввести
обрабатываемые
данные, указать,
как их обрабатывать,
задать способ
вывода полученных
результатов.
Поэтому как
программист
вы должны знать:
-
как
ввести информацию
в память (ввод), -
как
хранить информацию
в памяти (данные); -
как
указать правильные
команды для
обработки
данных (операции); -
как
передать обратно
данные из программы
пользователю
(вывод).
Вы
должны упорядочить
команды таким
образом, чтобы:
-
некоторые
из них выполнялись
только в том
случае, если
соблюдается
некоторое
условие или
ряд условий
(условное
выполнение); -
другие
выполнялись
повторно некоторое
число раз (циклы); -
третьи
выделялись
в отдельные
части, которые
могут быть
неоднократно
выполнены в
разных местах
программы
(подпрограммы).
Таким
образом, как
программист
вы должны уметь
использовать
семь основных
элементов
программирования:
ввод, данные,
операции, вывод,
условное выполнение,
циклы и подпрограммы
и на их основе
строить программы.
Этот
список не является
исчерпывающим,
однако он содержит
те элементы,
которые обычно
присущи всем
программам
(и процедурным
языкам программирования).
Многие языки
программирования,
в том числе и
Паскаль, имеют
еще дополнительные
средства, которые
вы изучите
далее. Ниже
дается краткое
описание каждого
элемента.
Ввод
означает считывание
значений, поступающих
с клавиатуры,
с диска или из
порта ввода-вывода.
Данные
— это константы,
переменные
и структуры,
содержащие
числа (целые
и вещественные),
текст (символы
и строки) или
адреса (переменных
и структур).
Операции
осуществляют
присваивание
значений, их
комбинирование
(сложение, деление
и т.д.) и сравнение
значений (равные,
неравные и т.
д. ).
Вывод
означает запись
информации
на экран, на
диск или в порт
ввода-вывода.
Условное
выполнение
предполагает
выполнение
набора команд
в случае, если
удовлетворяется
(является истинным)
некоторое
условие (если
это условие
а удовлетворяется,
то эти команды
пропускаются
или же выполняется
другой набор
команд) или
если некоторый
элемент данных
имеет некоторое
специальное
значение или
значение из
некоторого
спектра.
Благодаря
циклам некоторый
набор команд
выполняется
повторно или
фиксированное
число раз, или
пока является
истинным некоторое
условие, или
пока некоторое
условие не
стало истинным.
Подпрограмма
представляет
собой набор
команд, который
имеет имя и
может быть
неоднократно
вызван из любого
места программы
по его имени.
Список используемых источников
Литература
- Осипов А.В. PascalABC.NET: введение в современное программирование. М. : Астрель, 2019. 572 с.
- Абрамян М. Э. Структуры данных в PascalABC.NET. Выпуск 1. Массивы и последовательности. Запросы. М. : Ростов, 2016. 119 с.
- Абрамян М. Э. Структуры данных в PascalABC.NET. Выпуск 2. Минимумы и максимумы. Списки, множества, словари, стеки и очереди. Многомерные структуры. М. : Ростов, 2016. 118 с.
- Рапаков Г.Г. Програмирование на языке Pascal М. : СПБ БХВ- Петербург, 2004. 474 с.
- Беренцев А.Р. Turbo Pascal: первые шаги. Примеры и упражнения М. : Научная книга, 2008. 100 с.
- Немнюгин С. А. Turbo Pascal М. : Питер, 2003. 491 с.
- Попов В.К. Паскаль и Дельфи: Учебный курс М. : Питер, 2005. 576 с.
- Стародубов Л.Г. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. М.: Издательство ОМД Групп, 2003. 616 с.
- Зуев Е.А. Язык программирования Turbo Pascal 6.0, 7.0. М. : Веста, 1993. 384 с.
- Иванова Г.С. Основы программирования. М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. 416 с.
- О.А. Меженный. Самоучитель Turbo Pascal. М. : Пингвин, 2002. 330 с.
С.Н. Лукин Турбо-Паскаль 7.0. самоучитель. М. : Астрель, 1999. 211 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
a |
b |
a and b |
a or b |
a xor b |
not a |
1 |
|||||
1 |
1 |
1 |
1 |
||
1 |
1 |
1 |
|||
1 |
1 |
1 |
1 |
Приложение 2
Операция |
Знак операции |
больше |
> |
больше или равно |
>= |
меньше |
< |
меньше или равно |
<= |
равно |
= |
не равно |
<> |
Приложение 3
Тип |
Название |
Размер |
Знак |
Диапазон |
integer |
целое |
2 байта |
есть |
-32768..32767(-215..215-1) |
shortint |
короткое целое |
1 байта |
есть |
-128..127(-27..27-1) |
byte |
байт |
1 байта |
Нет |
0..255(0..28-1) |
word |
слово |
2 байта |
Нет |
0..65535(0..216-1) |
lonight |
длинное целое |
4 байта |
есть |
-2147483648..2147483647(-231..231-1) |
Приложение 4
Операции |
Знак операции |
сложение |
+ |
вычитание |
— |
умножение |
|
деление |
div |
остаток от деления |
mod |
Приложение 5
Тип |
Название |
Размер |
Значащих цифр |
Диапазон значения |
real |
вещественный |
6 |
11-12 |
2.9e-39..1.7e+38 |
single |
одинарной точности |
4 |
7-8 |
1.5e-45..3.4e+38 |
double |
двойной точности |
8 |
15-16 |
5.0e-324..1.7e+308 |
extended |
расширенный |
10 |
19-20 |
3.4e-4932..1.1e+4923 |
comp |
большое целое |
8 |
19-20 |
-9.22e18..9.22e18(-263..263-1) |
Приложение 6
Имя |
Описание |
Результат |
Пояснения |
abc |
модуль |
Вещественный |
|x| записывается abs(x) |
arctan |
арктангенс угла |
Вещественный |
arctgx записывается arctan(x) |
cos |
косинус угла |
Вещественный |
cosx записывается cos(x) |
exp |
экспонента |
Вещественный |
ex записывается exp(x) |
frac |
дробная часть аргумента |
Вещественный |
frac(3.1) даст в результате 0.1 |
int |
целая часть аргумента |
Вещественный |
frac(3.1) даст в результате 3.0 |
ln |
натуральный логарифм |
Вещественный |
logex записывается ln(x) |
pi |
значение числа п |
Вещественный |
3.1415926536 |
round |
округление до целого |
Целый |
round(3.1) даст в результате 3 round(3.8) даст в результате 4 |
sin |
синус угла |
Вещественный |
sinx записывается sin(x) |
sqr |
квадрат |
Целый |
x2 записывается sqr(x) |
sqrt |
квадратный корень |
Вещественный |
записывается sqrt(x) |
trunc |
целая часть аргумента |
Целый |
trunc(3.1) даст в результате 3 |
Приложение 7
Имя |
Описание |
Результат |
Пояснения |
ord |
порядковый номер символа |
Целый |
ord(‘b) даст в результате 98 ord(‘ю) даст в результате 238 |
chr |
преобразование в символ |
Символьный |
chr(98) даст в результате b’chr(238) даст в результате ю |
pred |
предыдущий символ |
Символьный |
pred(‘b) даст в результате a’ |
succ |
последующий символ |
Символьный |
pred(‘b) даст в результате a’ |
upcase |
перевод в верхний регистр |
Символьный |
upcase(‘b) даст в результате B’ |
- Выбор стиля руководства в организации (Анализ стиля правления на предприятии)
- Аттестация кадров и ее процедура в образовательном учреждении
- Психологические особенности поведения старших школьников в конфликтных ситуациях (Общее понятие конфликта. Факторы и причины возникновения конфликтов)
- РАЗРАБОТКА ПРОМО САЙТА ДЛЯ МАГАЗИНА НИЖНЕГО БЕЛЬЯ PSSPWR.RU
- Разработка и реализация конфигурации «Терминал аэропорта» в среде 1С
- Нормы конституционного права и их особенности
- Виды юридических лиц (Теории происхождения юридического лица)
- Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Общая характеристика местного самоуправления в РФ)
- Управление поведением в конфликтных ситуациях (Теоретические основы управления конфликтами в трудовом коллективе на предприятиях ресторанного бизнеса)
- Управление рисками в проектной среде (Понятие управление проектами)
- ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОРПОРАЦИЙ (Общая характеристика классификации юридических лиц)
- ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОРПОРАЦИЙ В РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ
Разработка
программ на
Паскале включает
в себя следующие
действия (этапы
разработки
программы):
ввод и редактирование
текста программы
на языке программирования
Паскаль, ее
трансляцию,
отладку.
Для
выполнения
каждого этапа
применяются
специальные
средства: для
ввода и редактирования
текста используется
редактор текстов,
для трансляции
программы
— компилятор,
для построения
исполняемого
компьютером
программного
модуля с объединением
разрозненных
откомпилированных
модулей и библиотекой
стандартных
процедур Паскаля
— компоновщик
(linker), для отладки
программ с
анализом ее
поведения,
поиском ошибок,
просмотром
и изменением
содержимого
ячеек памяти
компьютера
— отладчик
(debugger).
Для
повышения
качества и
скорости разработки
программ в
середине 80-х
гг. была создана
система программирования
Турбо Паскаль.
Слово Турбо
в названии
системы программирования
— это отражение
торговой марки
фирмы-разработчика
Borland International,
Inc. (США).
Систему
программирования
Турбо Паскаль
называют
интегрированной
(integration —
объединение
отдельных
элементов в
единое целое)
средой программирования,
так как она
объединяет
в себе возможности
ранее разрозненных,
средств, используемых
при разработке
программ: редактора
текстов, компилятора,
компоновщика,
отладчика, и
при этом обеспечивает
программисту
великолепные
сервисные
возможности.
Часто ее кратко
называют IDE
(Integrated Development Environment
— интегрированная
среда разработки).
Интегрированная
среда программирования
Турбо Паскаль
версий 6.0 и
7.0 имеет следующие
возможности:
-
множество
накладывающихся
окон; -
поддержка
мыши, меню,
диалоговых
окон; -
многофайловый
редактор, который
может редактировать
файлы до 1
Мбайта; -
расширенные
возможности
отладки; -
полное
сохранение
и восстановление
среды разработки.
К
ее существенным
отличиям от
среды программирования
Турбо Паскаль
более ранних
версий относятся:
-
объектно-ориентированная
среда разработки
прикладных
программ Turbo
Vision; -
полные
возможности
встроенного
ассемблера; -
личные
поля и методы
в объявлении
объектов; -
директива
расширенного
синтаксиса
$Х, которая
позволяет вам
интерпретировать
функции как
процедуры (и
игнорировать
результаты
функций); -
генерация
кода 286; -
адресные
ссылки в типизированных
константах; -
директивы
ближних и дальних
процедур; -
редактирование
инициализированных
данных из объектных
файлов; -
более
быстрый монитор
кучи, сокращающий
фрагментацию
(FreeMin и FreeList
удалены); -
расширенные
возможности
встроенной
справочной
системы с
использованием
вырезки и вставки
кода примеров
для каждой
библиотечной
процедуры и
функции.
Примечание.
Кучей в Турбо
Паскале называется
сплошной массив
байтов в памяти
Рождение Delphi
И в итоге внесения оказались столь колоссальными, что разработчики создали, можно сказать, новый язык программирования. Своё имя новая система (Delphi) получила в честь древнегреческого города Дельфы. Название было выбрано не спроста: город Дельфы связан с именем бога мудрости и покровителем искусств Аполлона. Согласно легенде главное святилище Аполлона находилось именно в этом городе. Его жрицы-сивиллы изрекали пророчества желающим узнать свою судьбу. Вот что отметил руководитель исследовательской группы по разработке системы Delphi Чак Язджевски: «Имя Delphi было предложено Денни Торпом во время одной мозговой атаки. Мы хотели, чтобы в имени системы отразились уникальные способности продукта к работе с базами данных, и Delphi как нельзя лучше перекликается с таким заслуженным именем в этой области, как Oracle, по крайней мере для тех, кому сочетание «Дельфийский Оракл» о чем-то говорит».
Работа с программой.
В качестве изучения языка программирования «Pascal», мы познакомимся с программой «Turbo Pascal» 7.0. Эта программа предназначена для обучения программированию на языке «Pascal» и ориентирована на школьников и студентов.
Основной экран интегрированной среды разработчика «Turbo Pascal 7.0»
По функциональному назначению выделяется три области экрана:
— строка меню;
— рабочая область;
— строка состояния.
По функциональному предназначению программа делится на три области экрана:
— строка меню;
— рабочая область;
— строка состояния.
В меню содержатся такие вкладки как:
— вкладка «File» предназначена для работы с файлами, например, через нее можно выполнять такие действия как сохранение, открывание или создание;
— вкладка «Edit» предназначена для редактирования кода программ; через нее можно, например, отменить последнюю операцию, а также вставить текст из буфера обмена;
— вкладка «Search» предназначена для поиска а также замены фрагмента кода программы;
— вкладка «Run» предназначена для запуска программы;
— вкладка «Compile» предназначена для компиляции программы. Компиляция, говоря простым языком, служит для перевода программы в машинный код;
— вкладка «Debug» предназначена для облегчения процесса поиска ошибок в программе;
— вкладка «Tools» предназначенадля обращения к ассемблеру и отладчику;
— вкладка «Options» предназначена для установления необходимых для работы параметра компилятора и среды разработчика;
— вкладка «Window» предназначена для работы с окнами (перемещать, изменять размер, закрывать);
— вкладка «Help» предназначена для получения справочной информации.
Доступ к любой из перечисленных вкладок также можно получить с помощью горячих вкладок. Для этого необходимо нажать клавишу «Alt» и ту букву, которая подсвечена красным цветом в названии вкладки. Так же работу мышкой никто не отменял. В рабочей области можно открывать различные окна программы, например настройки, помощь, отладки и т.д.
2.1. Структура программирования на языке «Pascal».
Изучение языка программирования начинаетсясправильногонаписанияиприменения алгоритмов для их последующей компиляции компьютером
Важность правильного написания алгоритмов очень важна, так какони заложены в архитектуру вычислительных устройств. Иначе компьютер не поймет что вы от него ожидаете и выдаст ошибку
Алгоритм — это описание последовательности действий.
Как и любой другой алгоритм, программа на языке «Pascal» состоит из операторов, стоящихв определеннойпоследовательностиизаписанныхвопределенномформате. Команды помогают получать, сохранять и обрабатывать различные типы данных, таких как целые числа, символы, строки символов т.д. Однако кроме команд в коде программы, какправило, участвуют еще и так называемые «служебные слова».
Служебные слова используются только длявыполненияопределенныхусловий. Использовать ихкак-топодругомунеполучится.
ГлавнаяцельлюбойЭВМ — облегчитьчеловекужизнь; обработатькакможнобольшеданныхидатьрезультаткакможноскорее.Какправило, большинство программ построено по одной идеи: получить данные из какого-либовнешнего источника, будьтовводданныхпользователем, послеэтогообработать их по определенному алгоритму ивыдатьполученныйрезультатпользователю.
Благодаряпоявлению языков высокого уровня появилась возможность проектировать большие программные системы. Чтовсвоюочередьповлеклозасобойразвитиеобоснованногостиляпрограммированияилипонаучному — структурногопрограммирования. Структурное программирование — это метод проектирования программ, основанныйна соблюдении определеных средств языка программирования и представленияпрограммыввидеиерархическойструктурыблоков. Под средствами языка программированияподразумеваетсяиспользование стандартных типов данных и операторов выполения вычислениями. Сочетание данных, указанных в программе как переменные и константы, называется структурой данных этой программы. Построение структуры данных программы согласноправилам играет такую же важную роль для ее эффективности, как и правильное построение структуры управления. Именно Университет этих двух моментов определяет «чистоту» кода программы. «Чистота» кода позволяет находить нужные компоненты программы быстро не только программисту, написавшему код, но и другим людям, которые хотели бы усовершенствовать программу. Данные простых типов при этом играют роль кирпичиков, из которых строится все здание. Структуры данных в языке программирования «Pascal» безсомнения, наиболее наглядно демонстрируют принципы структурного программирования.
История возникновения языка программирования «Pascal».
Прежде чем изучать «Pascal», стоит отметить, что он является, так скажем, наследником такого языка программирования, как «Algol». В отличие от своего предшественника, «Pascal» проще и яснее.«Pascal» зародился в начале 70-х годов. Николаус Вирт, ставший разработчиком этого языка, намеревался использовать его для обучения своих студентов разработки компиляторов. Также «Pascal» отличало от «Algol» и других языков программирования, созданных в то время и то, что у него намного лучше обрабатывались данные а также имеются встроенные процедуры ввода-вывода, которых не было в «Algol». «Turbo Pascal» фирмы Borland является расширением стандарта языка и содержит, кроме того, интегрированную среду, намного ускоряющие и облегчающий процесс разработки программ. Этот программный продукт прошел 6 версий, прежде чем появился «Turbo Pascal» 7.0.
Триумф Delphi в России
В России Borland Delphi появляется в конце 1993г. и сразу же завоевывает широкую популярность. Новые версии выходят практически каждый год. В них реализуются все новые мастера, компоненты и технологии программирования. Действительно, процесс разработки в Delphi предельно упрощен. В первую очередь это относится к созданию интерфейса, на который уходит 80% времени разработки программы. Вы просто помещаете нужные компоненты на поверхность Windows-окна (в Delphi оно называется формой) и настраиваете их свойства с помощью специального инструмента (Object Inspector).
С его помощью можно связать события этих компонентов (нажатие на кнопку, выбор мышью элемента в списке и т.д.) с кодом его обработки — и вот простое приложение готово. Причем разработчик получает в свое распоряжение мощные средства отладки (вплоть до пошагового выполнения команд процессора), удобную контекстную справочную систему (в том числе и по Microsoft API), средства коллективной работы над проектом, всего просто не перечислить.
Вы можете создавать компоненты ActiveX без использования Microsoft IDL, расширять возможности web-сервера (скрипты на стороне сервера), практически ничего не зная об HTML, XML или ASP. Можно создавать распределенные приложения на базе СОМ и CORBA, Интернет- и intranet-приложения, используя для доступа к данным Borland DataBase Engine, ODBC-драйверы или Microsoft ADO. Появившаяся, начиная с Delphi 3, поддержка многозвенной технологии (multi-tiered) доступа к данным позволяет создавать масштабируемые приложения (относительно слабо зависящие от сервера БД) за счет перенесения методов обработки информации (бизнес-правил) на среднее звено.
Язык программирования Паскаль
Язык
программирования
Паскаль (назван
в честь выдающегося
французского
математика
и философа
Блеза Паскаля
(1623 — 1662)), разработан
в 1968 — 1971 гг.
Никлаусом
Виртом, профессором,
директором
Института
информатики
Швейцарской
высшей политехнической
школы. Язык
Паскаль, созданный
первоначально
для обучения
программированию
как систематической
дисциплине,
скоро стал
широко использоваться
для разработки
программных
средств в
профессиональном
программировании.
Широкой
популярности
Паскаля среди
программистов
способствовали
следующие
причины:
-
Благодаря
своей компактности,
удачному
первоначальному
описанию Паскаль
оказался достаточно
легким для
изучения. -
Язык
программирования
Паскаль отражает
фундаментальные
и наиболее
важные концепции
(идеи) алгоритмов
в очевидной
и легко воспринимаемой
форме, что
предоставляет
программисту
средства, помогающие
проектировать
программы. -
Язык
Паскаль позволяет
четко реализовать
идеи структурного
программирования
и структурной
организации
данных. -
Язык
Паскаль сыграл
большую роль
в развитии
методов аналитического
доказательства
правильности
программ и
позволил реально
перейти от
методов отладки
программ к
системам
автоматической
проверки
правильности
программ. -
Применение
языка Паскаль
значительно
подняло «планку»
надежности
разрабатываемых
программ за
счет требований
Паскаля к описанию
используемых
в программе
переменных,
проверки
согласованности
программы при
компиляции
без ее выполнения. -
Использование
в Паскале простых
и гибких структур
управления:
ветвлений,
циклов.
Turbo и Borland Pascal
Pascal был уникальным в своём роде — он имел самый быстрый компилятор в мире, да и в нем впервые была разработана технология создания платформенно-независимых программ, которая нашла широкое применение в таком языке, как Java. Своё имя он получил в честь великого французкого физика Паскаля. Позднее, разработкой Pascal`ей занялась компания Borland, с помощью которой Pascal встал на серийное производство. Надо заметить, что кроме Turbo Pascal компанией выпускался Borland Pascal, который выходил в свет несколько позднее, чем Turbo Pascal, но в отличие от него обладал большими способностями, как-то различные режимы компиляции программы, более расширенный набор функций. Так, версия за версией было выпущено семь Turbo и Borland Pascal -ей.
ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Чтобы
компьютер
выполнил решение
какой-либо
задачи, ему
необходимо
получить от
человека инструкции,
как ее решать.
Набор таких
инструкций
для компьютера,
направленный
на решение
конкретной
задачи, называется
компьютерной
программой.
Современные
компьютеры
не настолько
совершенны,
чтобы понимать
программы,
записанные
на каком-либо
употребляемом
человеком языке
— русском,
английском,
японском…
Команды, предназначенные
для ЭВМ, необходимо
записывать
в понятной ей
форме. С этой
целью применяются
языки программирования
— искусственные
языки, алфавит,
словарный запас
и структура
которых удобны
человеку и
понятны компьютеру.
В
самом общем
смысле языком
программирования
называется
фиксированная
система обозначений
и правил для
описания алгоритмов
и структур
данных. Языки
программирования
имеют как бы
два лица. Одно
из них обращено
к человеку,
использующему
язык для записи
своих программ,
а другое адресовано
ЭВМ, которая
должна понимать
команды.
Исходя
из этого все
языки программирования
делятся на
языки низкого,
высокого и
сверхвысокого
уровня.
Язык
низкого уровня
— это средство
записи инструкций
компьютеру
простыми
приказами-командами
на аппаратном
уровне. Такой
язык отражает
структуру
данного класса
ЭВМ и поэтому
иногда называется
машинно-ориентированным
языком. Пользуясь
системой команд,
понятной компьютеру,
можно описать
алгоритм любой
сложности.
Правда, такая
запись для
сложных задач
будет настолько
громоздкой,
что у человека
будет мало
шансов сделать
ее безошибочной,
так как этот
язык мало
приспособлен
для использования
человеком, ведь
запись программы
на этом языке
представляет
собой последовательность
нулей и единиц.
Существенной
особенностью
языков программирования
низкого уровня
является жесткая
ориентация
на определенный
тип аппаратуры
(систему команд
процессора).
В стремлении
приспособить
язык программирования
низкого уровня
к человеку
разработан
язык символического
кодирования
(автокод или
язык ассемблера),
структура
команд которого
определяется
форматами
команд и данными
машинного
языка. Программа
на таком языке
ближе человеку,
потому что
операторы этого
языка — те
же команды, но
они имеют
мнемонические
названия, а в
качестве операндов
используются
не конкретные
адреса в оперативной
памяти, а их
символические
имена.
Более
многочисленную
группу составляют
языки программирования
высокого уровня,
средства которых
допускают
описание задачи
в наглядном,
легко воспринимаемом
виде. Отличительной
особенностью
этих языков
является их
ориентация
не на систему
команд той или
иной ЭВМ, а на
систему операторов,
характерных
для записи
определенного
класса алгоритмов.
К языкам программирования
этого типа
относятся:
Бейсик, Фортран,
Алгол, Паскаль,
Си. Программа
на языках высокого
уровня записывается
системой обозначений,
близкой человеку
(например,
фиксированным
набором слов
английского
языка, имеющих
строго определенное
назначение).
Программу на
языке высокого
уровня проще
понять и значительно
легче отладить.
К
языкам программирования
сверхвысокого
уровня можно
отнести Алгол-68,
при разработке
которого сделана
попытка формализовать
описание языка,
приведшая к
появлению
абстрактной
и конкретной
программ. Абстрактная
программа
создается
программистом,
конкретная
— выводится
из первой.
Предполагается,
что при таком
подходе принципиально
невозможно
породить неверную
синтаксически
(а в идеале и
семантически)
конкретную
программу. Язык
APL относят
к языкам сверхвысокого
уровня за счет
введения сверхмощных
операций и
операторов.
Запись программ
на таком языке
получается
компактной.
Все
вышеперечисленные
языки —
вычислительные.
Более молодые
— декларативные
(непроцедурные)
языки, отличительная
черта которых
— задание
связей и отношений
между объектами
и величинами
и отсутствие
определения
последовательности
выполнения
действий (Пролог).
Такие языки
сыграли важную
роль в программировании,
так как они
дали толчок
к разработке
специализированных
языков искусственного
интеллекта
и языков представления
знаний.
История языка программирования Паскаль
70-е
Язык программирования Паскаль был создан в 1970 году профессором Никлаусом Виртом в качестве академического языка программирования для обучения студентов. На язык Pascal оказал влияние язык программирования Algol 68, в разработке которого тоже участвовал Вирт. Синтаксис языка Паскаль похож на синтаксис Algol, по этому его еще называют Алголо-подобным языком.
Но Паскаль это не второй Алгол, Вирт выкинул из Алгола все лишнее и избыточное и создал очень маленький и аккуратный язык. Например этот язык программирования был полностью избавлен от оператора GoTo, что сделало его первым языком программирования поддерживающим концепцию структурного программирования. Это означает, что вся логика могла быть описана через операторы:
- Последовательность
- Ветвление
- Циклы
Это сейчас такой подход воспринимается как единственно верный, но в те времена понадобилось 10 лет что бы понять это.
В 70-е все самым популярным языком программирования для написания прикладных программ все еще оставался Basic с его оператором GoTo, но в 80-е на его место уже приходит Pascal.
80-е
В 1983 году появляется Turbo Pascal. Это интегрированная среда разработки для Windows 3.x. Она стала очень популярной в 80-х годах т.к. содержала встроенные библиотеки и удобную среду разработки с отладчиком.
Turbo Pascal, а так же его расширенная версия Borland Pascal стали основным средством разработки прикладного программного обеспечения в 80-е.
В 1986 году появляется объектно ориентированная версия языка Pascal с удобной средой разработки. Ее назвали Delphi. Это как C++ для C. Но в отличие от C++, Delphi не стал в разы сложнее Pascal, т.к. язык изначально был спроектирован не как системный, а как язык прикладного программирования и в нем не было сложных конструкций для управления памятью как C.
90-е
В 90 мы видим рост аппаратных мощностей. В главу угла уже не нужно ставить скорость работы программ и Delphi становится самой популярной средой для быстрой разработки приложений. Она поддерживала все объекты Windows: формы, кнопки, бегунки и т.д. Их не нужно было программировать — они просто перетаскивались мышкой на форму.
2000-е
Со второй половине 90-х появляются убийцы Delphi. В 1995 появился язык Java, а в 1998-2000 язык C Sharp. В 2000-x эти языки программирования выйдут на первое место по популярности и займут место Delphy на поприще создания прикладного программного обеспечения.
Отличительной особенностью этих языков стала работа через виртуальную машину. А виртуальная машина стала использоваться повсеместно. Ее ставили на все устройства: мобильные телефоны, кофе-машины, персональные компьютеры. И программистам не нужно было беспокоиться об архитектуре устройства — они писали код под виртуальную машину и программа одинаково работала на любом устройстве на котором такая машина стояла.
Сначала был Pascal…
Язык Pascal, полностью процедурный язык, был предложен Н. Виртом в конце 70-х годов как хорошо
структурированный учебный язык. Расширения, привнесенные в язык компанией Borland, преследовали две основные цели:
- упрощение обработки в языке структур, представляющих наиболее
распространенные типы данных строки и файлы (например, в язык
был внесен новый тип данных string); - реализация в языке основных возможностей
объектно-ориентированных языков программирования.
Последнее нововведение потребовало серьезной доработки синтаксиса языка. В него были внесены новые ключевые слова, синтаксические конструкции и типы данных. Однако предложенный вариант языка нельзя признать удачным, хотя бы потому, что в нем не полностью реализованы все механизмы объектно-ориентированного программирования. Например, отсутствуют такие мощные средства, как исключения и шаблоны. Есть и другие сложности в использовании языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся основ программирования на языке «Pascal». «Pascal» по сей день является одним из наиболее востребованных языков программирования которые используются при обучения студентов. Благодаря легкости его обучения, этот язык часто называют азбукой программиста. На сегодня мала кто пишет программы на языке программирования «Pascal», однако его изучение дает начинающим программистам понятие того, как работают программы, их логику. Создатель этого языка Николаус Вирт.
В курсовой работе были освещены вопросы, связанные с основами программирования на языке «Pasca»l. Рассмотрена структура программы на языке Pascal, типы данных, основные операторы языка, такие как операторы ввода и вывода, условный оператор, оператор безусловного перехода, цикл с предусловием, цикл с постусловием и цикл с параметром. Также рассмотрены основы работы с символьными и строковыми переменами, одномерным и двумерными массивами.