История дымковской игрушки

Введение

Глиняные игрушки — это особый вид народного творчества. Он предназначен не только для игры, но и для украшения повседневной жизни. Образцы игрушек лепились везде, где практиковалось гончарное дело. Мастеру станет скучно лепить горшочки, он возьмет и слепит что-то подобное. Мастера не придавали значения игрушкам, они делали это исключительно ради развлечения. Чаще всего женщины лепили игрушки из глины, чтобы развлечь детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно кое-где глиняные игрушки стали самостоятельным ремеслом.

На протяжении многих поколений отрабатывались навыки работы с глиной, техники лепки, обобщались формы и изображения. Наиболее удачные находки передавались от мастера к мастеру, так что со временем глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. Характер и внешний вид игрушек были разными в разных областях.  

Из всех русских глиняных игрушек, дымковская, пожалуй, самая известная. Их родина — поселок Дымково под Вяткой. Немногие другие регионы России имеют такой яркий и самобытный символ, как Вятский край в виде дымковской игрушки. 

Материалы

Для создания русской дымковской игрушки требуется определенный набор материалов и инструментов:

  • красная глина в смеси с просеянным речным песком;
  • коврик для лепки;
  • стеки, с помощью которых изделию придается правильная форма, удаляются излишки материала;
  • баночка с водой и влажное полотенце;
  • белила, кисточки с натуральным ворсом и краски;
  • золотая фольга.

В давние времена фигурки обжигали в русской дровяной печке. Сейчас этот процесс осуществляется в муфельных печах при очень высокой температуре, порядка 1000℃, что значительно повышает показатель прочности.

Если раньше фигурки белили составом из мела и молока, окуная в него игрушку, то в современных условиях отбеливают изделие темперными белилами, которые наносят с помощью кисти.

Натуральные сухие красители, растертые с яйцом и уксусом, которые использовали для нанесения рисунка много лет назад, заменили современные акриловые краски, стойкие и быстросохнущие.

От простых игрушек и свистков до декоративной скульптуры

Ремесло игрушек было уже в 19 веке. приобрела самостоятельное значение, возникнув из керамики. 

Это обобщенная декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки средней высоты 15-25 см, украшенные на белом фоне разноцветным геометрическим орнаментом из кругов, горошин, полосок, ячеек, волнистых линий, ярких цветов, часто с добавлением золота.

Всадники, петухи, женские фигурки в расширяющихся книзу колокольчиках и высокие головные уборы — кокошники, называемые нянями, нянями, хозяйками, водоносами — традиционны и постоянно повторяются в дымковской игрушке. Дымковские индейки и лошади настоящие и фантастические одновременно. 

Индейка с пышным веерообразным хвостом, лошадь в ярко-голубых яблочных кругах, у козы красные и золотые рога. Во всех этих наивных и красочных образах прослеживается присущая русскому народу невинность, дерзость, оптимизм, склонность к сказочной песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: элегантные прически, головные уборы, оборки на рукавах, фартуки, накидки, муфты, зонтики, сумочки.  

Большое место занимают многофигурные жанровые композиции на темы городской жизни. Праздничный и нарядный вид игрушек создается росписью. 

Дымковские изделия давно утратили основные качества народной игрушки — простоту, непосредственность и дешевизну. Возникновение ремесла было связано с национальным праздником «свист», когда по всей округе раздались трели и свист глиняных свистков, специально приготовленных к этому празднику тысячами. И хотя у Дымки действительно развилась особая пластика, однако благодаря статичности фигур, а также их сюжету, излишней детализации Дымка стала просто сувениром. Геометрический орнамент и яркие контрастные цвета дополнены наклеенными кусочками золотой фольги. Ценность дымковской игрушки давно вне игры. Это народная декоративная скульптура. 

ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛЫКА

      Плетение из лыка – одно из старейших ремесел на Руси. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.
     Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие её сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Перенимая опыт

Конечно, воссоздать оригинальный образец народного творения в домашних условиях невозможно. Можно только попытаться повторить исторический шедевр.

Но сейчас лепка и раскрашивание их по шаблону в стиле дымковской росписи стали популярными в качестве хобби для людей, не имеющих навыков в этой области.

А если есть возможность и желание, можно посетить интересные мастер-классы

Наблюдение за трудом умельцев и профессионалов поистине приковывает внимание. Непременно захочется повторить все увиденное

Такое мероприятие доставит уйму эстетического удовольствия.

Кроме того, это еще и прекрасное развивающее интеллект занятие для детворы дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь труд маленьких пальчиков, которые пытаются из кусочка теста вылепить петушка, хоть и требует большого усердия и терпения, отлично развивает мелкую моторику, играя тем самым важную роль в развитии ребенка.

Пользу от таких сеансов рукоделия заметят и подтвердят все родители. Достаточно обзавестись материалом для основы и нехитрым инвентарем для работы с ним. Понадобятся кисточки, краски, набор стек для обработки, фото образцов, как пример и безграничное воображение.

Перед тем, как приступить к выполнению восхитительных и неповторимых миниатюр, нужно изучить информацию об особенностях и тонкостях создания маленьких силуэтов. Полезные советы значительно облегчать процесс и сэкономят не один час.

Свое отражение дымковская забава находит и в детских раскрасках. На их страничках можно увидеть знакомых животных, нарядно одетых людей и даже героев любимых сказок. На них нанесены контуры затейливых узоров для расцвечивания.

Малышам нужно использовать множество цветов красок и проявить старание и сосредоточенность, чтобы поэтапно придать цвет всем сегментам и деталям.

Такие раскраски подойдут для детей средних и старших групп детского сада. Кроме досуга, они предоставят возможность познакомиться с этим видом древнего творчества, и расширить кругозор.

Подготовить листики для раскрашивания с изображением дымковских игрушек можно и самостоятельно, распечатав картинки из интернета.

Таким образом, придуманная много лет назад затея для небольшого праздника и ярмарочной торговли, не только не утратила интерес к себе в наше время, но и расширила область своего применения.

Дымковская игрушка – это колоритный сувенир с узнаваемым всюду живописным украшением, отличный подарок и интересный образ для развивающих занятий с детьми. Картинки с ее изображением можно рассматривать бесконечно, изучая до мелочей.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

Тематика и процесс изготовления фигурок

В творческий этап вовлекались все члены семьи — каждому было поручено определенное дело и стадия технологического процесса. Гамма цветов, оттенков и узоры выбирались индивидуально .

Внешний вид изделия

Для украшения глиняных игрушек применялась насыщенная цветовая гамма. Среди главных оттенков присущих дымковской росписи выделяли: красную, оранжевую, желтую, синюю, зеленую и золотую палитру.

В содержании схем узоров преобладает классический орнамент с применением всевозможных геометрических фигур (круга, ромба, клетки, точек). В качестве добавочного элемента декора на готовый разноцветный узор наносятся мелкие капли или ромбики из сусального золота.

Изначально формы были краткими, но с течением времени внешний вид и качество игрушек усовершенствовались, а их ассортимент существенно расширился. Дымковские мастера вдохновлялись предметами из жизни — они лепили все, что видели вокруг.

Тематика игрушки:

  1. Животные.
  2. Птицы.
  3. Мужские, женские образы в русской национальной одежде.
  4. Дети в ярких нарядах.
  5. Скоморохи.
  6. Водоноски (женщина с коромыслом).
  7. Сюжетные образы.

В советскую эпоху народное ремесло по изготовлению фигурок было поставлено на производство, а информации было недостаточно. Открывались и создавались цеха, в которых умельцы руками делали глиняные статуэтки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками.

Символика цвета фигурок:

  1. Белая. Означает чистоту.
  2. Черная. Характеризует ложь, недоверие.
  3. Зеленая. Олицетворяет природу.
  4. Красная. Предполагает силу, могущество и здоровье.
  5. Синяя. Это символ неба.

В 21 веке тематика игрушки расширилась. Умельцы создают не только стандартные образы, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и утварь старины.

Жанровые сцены, представляющие композиции из нескольких фигур, изображают нынешний быт города и села: гуляния, праздники, цирковое выступление.

Материалы и этапы производства

Главным сырьем для изготовления игрушки является глина красного цвета. Чтобы получить податливую и пластичную массу, материал соединяли с мелким речным песком.

Этапы производства фигурок:

  1. Формирование.
  2. Раскрашивание.
  3. Сушка.

Каждая деталь изделия создается отдельно: из шаровидного куска глины формируется тело, к которому прикрепляются прочие части (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы соединяются мягкими переходами.

Изделие отполировывают смоченным в воде пальцем, затем высушивают на свежем воздухе так, чтобы солнечные лучи не попадали на изделие. Мелкие фигуры закрепляются за пару дней, а крупные — за неделю-две. Затем заготовка обжигается в муфельной печи, а после остывания ее отбеливают темперными красками. На следующем этапе происходит раскрашивание с помощью чистых тонов. В старину использовались натуральные красители: яйца, молоко, сажа, уксус. Сейчас мастера применяют готовые акриловые тонеры. Главное требование завершающей стадии — яркость и естественность.

Интересные факты свидетельствуют, что в старину умельцы украшали некоторые детали сусальным золотом. Краска разбавлялась на яичном желтке по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность раскрашивания начиная с волос и заканчивая атрибутикой.

Узоры и рисунки в дымковской фигурке связаны с оберегами, символикой природы. Наносятся солнечные и лунные знаки — обозначение начала жизни, а ромбы — признак плодородия, волны —олицетворение неба и воды.

В качестве инструментов для раскрашивания выступали перья птиц и тонкие наточенные палочки. Сейчас для росписи игрушек используются колоритные красители и мягкие натуральные кисти.

Сегодня дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, воплощаются в жизнь новые идеи, но только традиции изготовления и секреты мастеров остаются неизменными.

Фигурка из Дымково является изделием тонкой ручной работы — предметом гордости мастеров. Сложно переоценить историческое и культурное значение народного промысла, наглядно показывающего творческий потенциал жителей Вятского края.

Новые публикации

«Ребята из поездок в Россию привозят книжки на русском языке» 23.01.2023

Преподаватель русского языка и литературы из школы № 5 посёлка Алмазар (Узбекистан) Оксана Свешникова вместе со своими учениками стала победителем конкурса «Лучшая русская школа за рубежом». Её ученики выпускают газету на русском языке и даже сняли фильм по рассказу Александра Грина.

Ольга Масловец: у русских и китайцев абсолютно различный ход мысли 23.01.2023

Жители Благовещенска, российского приграничного города на Дальнем Востоке, в эти выходные наверняка долго не могли заснуть:  в ночь на 22 января они вместе со своими соседями на том берегу Амура встречали китайский Новый год под гром хлопушек и ярких фейерверков. По старой китайской традиции, их шум должен отогнать злых духов от людей в преддверии наступающего года.

Знай наших! Сергей Эйзенштейн – он превратил кино в искусство 22.01.2023

Сам Сергей Эйзенштейн говорил, что его талант художника разбудила революция

Вихрь революции дал ему самое важное – свободу самоопределения. И он направил свой талант на поиск способов воздействия через искусство на зрителя

Нескучный русский. Год Котокролика 22.01.2023

Новый год по китайскому календарю наступает 22 января, и покровителями 2023 года на Востоке станут кролик или кот. Заметим, что оба эти персонажа и в русской культуре и литературе представлены весьма разнообразно.

Знай наших! Лев Ландау – гений теоретической физики 21.01.2023

Лев Давидович Ландау был не просто выдающимся физиком XX века, нобелевским лауреатом, обладателем престижнейших международных наград и государственных премий

Едва ли не более важно то, что он стал создателем мощной научной школы, сплочённого кружка единомышленников – в их горячих дискуссиях рождалась новая физика.

Знай русский! Игра, но сыграть: почему «и» меняется на «ы»? 20.01.2023

Существительное игра начинается с буквы и, а в глаголе сыграть место указанной гласной занимает ы. Кроме того, пишется инициатива, но безынициативный, июль, но предыюльский. Почему так происходит?

Мира Тэрада: Даже если русский человек покинул Россию, Родина внутри него зовёт обратно 18.01.2023

Не только русская культура, но и наши правозащитники, как частные лица, так и организации, становятся целью преследования на Западе. Имея большой опыт жизни за границей, директор Фонда борьбы с репрессиями, журналист Мира Тэрада хорошо это знает.

Знай наших! Константин Станиславский – реформатор театра 17.01.2023

«Театр начинается с вешалки», – сказал когда-то Станиславский, подняв тем самым на невероятную высоту уровень требований к театральному искусству, в котором, по его глубокому убеждению, не должно было быть никаких неважных мелочей.

Происхождение игрушки

Игрушка ассоциируется с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Итак, женская фигура символизировала мать-землю, лошадь — солнце, а водоплавающие птицы — стихию воды и воздуха. Действительно, эти три изображения неизменно сохранялись в игрушке с древних времен. Считается, что происхождение глиняных свистков связано с обрядами древних времен, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.   

Согласно другой точке зрения, дети всех времен и народов подражают взрослым в игре, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением жизни вокруг ребенка.

Наверное, вопрос о происхождении игрушки нельзя решить однозначно. Скорее всего, в древности ее культ и игровая ценность были тесно переплетены между собой, а затем религиозные обряды были забыты, а игрушка оставалась лишь объектом развлечения. 

Но не случайно, что человек воплотил силы стихий в образах живых существ, которые наиболее ему знакомы и близки, интерпретируя их по-другому: в более поздней игрушке великая богиня плодородия стала дамой, девица, птица — утка, курица, гусь, солнечный конь — рабочая лошадка, тащащая телегу или несущая кавалера, медведь, также участник старинных обрядов, забавный добродушный косолапый зверь из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных художников проникли новые сюжеты, но эти образы по-прежнему фигурируют в игрушке любого ремесла. 

Подобные фигурки X — XII веков. были найдены в Новгороде, Киеве. Птицы, коньки, разные свистки делались крайне примитивно, грубо и прочно, а фигурки женщины с ребенком на руках — гораздо тщательнее. Некоторые из них имеют проушины для подвески. Все это дает право предполагать, что первые служили игрушками, а вторые, очевидно, имели ритуальное назначение, возможно, их вешали как амулеты при входе в дом.    

Судя по найденным на территории Москвы игрушкам XVI — XVIII веков, в то время уже сформировался вид русской народной игрушки — незамысловатой, дешевой и забавной. Были свистки, погремушки в виде коньков с всадниками, собаками, медведями и птицами. Игрушками служили также миниатюрные кувшины, горшочки, капсулы для яиц. Фигуры при всей лаконичности образов выразительны и снабжены специфическими бытовыми деталями; На лошадях лепят сбрую и седла, на медведя — намордник. По всей видимости, ритуальное значение глиняных фигурок к этому времени полностью утратилось.     

За прошедшие годы игрушка не претерпела кардинальных изменений, поэтому о ее прототипах можно судить по более поздней игрушке. При этом в каждой местности, в каждом промысле формировались свои техники технического исполнения и декоративного оформления, преобладали определенные предметы, наиболее близкие мастерам. 

Итак, в XIX в. изображение дам, кавалеров, галантных сцен было более распространено в тех областях, где значительный слой населения составляла знать: в Орловской области, в Курской губернии. На севере, например в Вологодской области, где большинство населения составляло крестьянство, делали в основном коньков, медведей и птиц.  

Сам материал — глина — подсказывал способы придания той или иной формы: пластичность позволяла усложнять лепку, естественная окраска диктовала гамму росписи, цвета глазури.

При изготовлении игрушек из глины были разработаны особые техники простой быстрой лепки и росписи. Это позволило в короткие сроки подготовить к продаже максимальное количество товаров, реализуемых по крайне низким ценам. В процессе коллективного творчества происходит выбор наиболее рациональных и эффективных средств исполнения, которые, совершенствуясь и обновляя, переходят из поколения в поколение и становятся традиционными. Мастера народных игрушек часто достигали удивительного мастерства, замечая и обобщая характерные черты своих персонажей, используя простейшие приемы для создания выразительной юмористической характеристики человека или животного. Как в старину, так и в наши дни идет постоянный процесс накопления нового, отбора близкого, понятного, интересного мастеру и самому потребителю, отказ от чужого, чуждого лучшим традициям ремесла.    

Возникновению и развитию многочисленных ремесел игрушек на территории нашей страны способствовали самые разные условия, прежде всего легкодоступное сырье — глина необходимой пластичности, хороший песок для добавок.

В большинстве случаев изготовление глиняных игрушек было сопутствующим гончарным изделиям. Простая игрушка была вылеплена, чтобы заполнить пространство в печи между большими сосудами. 

Развитие дымковского игрушечного промысла

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде лошадей, баранов, коз и уток, изготовленные к ежегодному празднику «Свистульки», или «Свистки» — в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами недалеко от г. стены Хлыновского кремля (Хлынов — старое название Кирова). 

По легенде, ночью, не узнав друг друга, в бой вступили два дружественных войска. Для случайно погибших ежегодно отмечали праздник. Позже она переродилась в народные гуляния. Праздник длился несколько дней и был наполнен свистком вятчан из красочных свистков. «Когда вы выходите на площадь и идете среди свистящей толпы, создается впечатление, что вы идете по воздуху. У всех смеющиеся и несколько дерзкие лица. Идущие люди осторожно держат перед лицом небольшую глиняную игрушку стоимостью три-пять копеек, изображающую двуглавого зверя или барана с золотыми пятнами по бокам. Свистят в хвосте этого барана … » («Вятские записки», В

Лебедев.).       

Раньше изготовление дымковских игрушек было семейным ремеслом. В летние месяцы готовили глину, растирали вручную или натирали кусковой мел в малярной мельнице, в остальное время лепили, сушили, обжигали изделия; ближе к «Свисту» побелили мелом на обезжиренном коровьем молоке, расписали яичными красками, украсили ромбами из золотого листа. А весной дымковскую игрушку привезли в город на лодках на праздник, радуя своим творчеством детей и взрослых.  

В конце 19 века ремесло пришло в упадок. В 30-х годах ХХ века в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и изготовлению дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель «Вятская игрушка» при поддержке первого исследователя ремесла — художника А. И. Денипина.   

Игрушка вылеплена из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые вылеплены из цельного куска глины). Перед обжигом игрушки сушат и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигают в муфельных печах.  

Обожженная дымковская игрушка имеет характерный для глины красно-коричневый цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунается дымковская игрушка. В этом случае поверхность покрывается плотным белым слоем. Для окрашивания использовались сухие краски, натертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.    

За 400 лет развития ремесла, несмотря на разнообразие композиционных решений, были закреплены определенные сюжеты дымковской игрушки, закреплены определенные дизайнерские приемы и определенная цветовая гамма.

Дымковские игрушки чужды полутонам и незаметным переходам. Неразбавленные яркие цвета создают ощущение радости в жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетки, волны. Всего в каждой игрушке можно использовать до 10 цветов. До сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка — уникальное авторское произведение. Как и прежде, основными мотивами дымковских игрушек являются кони, бабы, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически поначалу основной темой все еще были животные и женские фигуры. Позже, с развитием ремесла, возникли городские мотивы. Дымковской игрушке до сих пор присуща некоторая ирония: козы и бараны одеты в яркие штаны, медведи играют на музыкальных инструментах.        

Сегодня мастера соблюдают традиции дымковских игрушек, но все же каждая мастерица (а это ремесло исключительно женское) старается выработать свой особенный авторский стиль. 

ВЯТСКОЕ ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛОЗЫ

      Лозоплетение — изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др. Часто материалом для плетения служит ивовый прут.
     Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX в. В 1893 г. в Вятке открыта корзиночная мастерская. В 1909 г. на Международной выставке изделия Вятской корзиночной (плетюшечной) мастерской отмечены Большой серебряной медалью. Традиции плетюшечного промысла продолжает предприятие «Азимут» (г. Кирово-Чепецк).
     Плетение из лозы как промысел появилось в России сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Это было своеобразное веяние европейской моды на плетеные изделия, в том числе и мебель.

Презентация на тему: » Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала.» — Транскрипт:

2

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

3

По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу, богу Ярило. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

4

Происхождение Родиной дымковской игрушки считается город Киров. В 15 веке по приказу царя Ивана III жителей северных областей отправляли на переселение в глухую безлюдную местность. Как раз такой в тем времена считалась слобода за рекой Вяткой, которая получила название Дымково. Среди переселенцев было немало ремесленников, гончаров, которые, собственно, и стали основоположниками игрушечного промысла. К девятнадцатому веку об удивительных свистульках и Дымково узнала вся стран, и, естественно, спрос на них стал огромным. В 1856 году производством игрушек уже занимались 59 семей, которые ежегодно изготавливали около 100 тысяч свистулек. Продукцию продавали на местных базарах и ярмарках, но в основном везли в столицу и Оренбургскую губернию.

5

Изготовление Дымковская игрушка изделие ручной работы. Каждая игрушка создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко- красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре °C игрушки покрывают темперными белилами в два- три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

6

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка – неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

7

Няньки с детьми

8

Водоноски

9

Молодые люди

10

Бараны с золотыми рогами

11

Олени

12

Петухи и индюки

13

Скоморохи

14

Чтобы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто- оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски — сруб колодца, круг с серединкой- звёздочкой — солнце и другие светила.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: