Содержание
-
Слайд 1
1891-1953
Русский композиторУчитель музыки МБОУ СОШ № 64 г. Брянска
Бузаева Елена Александровна
-
Слайд 2
Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года на Украине селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Его мать хорошо играла на рояле, и мальчик с раннего детства открыл для себя мир классической музыки.
-
Слайд 3
В 5 лет Сережа уже пробовал сочинять небольшие пьесы для фортепиано. Одна из них, под названием «Индийский галоп», стала известной. Огромное впечатление на мальчика произвела поездка в Москву и посещение оперного театра, где Сережа услышал оперы «Фауст» Гуно и «Князь Игорь» Бородина. Будущий композитор вернулся домой и тут же приступил к сочинению оперы «Великан»
-
Слайд 4
В возрасте 13 лет мальчик начал учиться в Петербургской консерватории. При поступлении Сережа поразил экзаменационную комиссию: он вошел, сгибаясь под тяжестью двух огромных папок, в которых лежали его сочинения — четыре оперы, симфония, две сонаты и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» — весело воскликнул председатель комиссии, композитор Римский-Корсаков.
-
Слайд 5
Путешествие по миру
После окончания консерватории Прокофьев много лет путешествовал по разным странам. Он посетил Англию и Америку, Францию и Испанию, Японию и Кубу. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты ставились ведущими театрами мира.
К музыке Прокофьева публика привыкла не сразу. Сочинения Прокофьева поражали слушателя свежестью, динамичностью, в них была новая красота — красота дерзкого шествия молодости, сочетавшаяся с тонким лиризмом.
-
Слайд 6
-
Слайд 7
Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Среди его сочинений оперы «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», кантата «Александр Невский», симфонии, концерты для инструментов с оркестром; музыка к фильмам.
-
Слайд 8
Прокофьев написал немало произведений для детей. Это песни, сборники фортепианных пьес и, конечно, знаменитая симфоническая сказка «Петя и волк», написанная на собственный сюжет для детей. Каждый персонаж в сказке охарактеризован определенным инструментом или группой инструментов: Волк — валторнами, Птичка — флейтой, Утка — гобоем, мальчик Петя — группой струнных инструментов. Позднее «Петю и волка» экранизировал американский мультипликатор Уолт Дисней.
-
Слайд 9
Балет « Золушка»
В военные годы Прокофьевым было создано еще одно крупное сценическое произведение — балет «Золушка» (1945, Москва). Среди произведений военных и первых послевоенных лет — симфонии № 5 и 6 (1944, 1947), сонаты № 7, 8, 9 для фортепиано (1942, 1944, 1947), соната для флейты и фортепиано (1943; известна также в скрипичной редакции), соната для скрипки и фортепиано (1938-1946).
Балет « Золушка»
-
Слайд 10
Сцены из произведений Прокофьева
- Опера « Война и мир»
- Балет « Ромео и Джульетта»
- Балет « Золушка»
-
Слайд 11
Разный Прокофьев
-
Слайд 12
Прокофьев умер в один день со Сталиным. Его смерть почти не была замечена советскими средствами массовой информации. Неуклюжей попыткой советской власти сгладить вину перед композитором стало посмертное присуждение ему Ленинской премии (1957).
-
Слайд 13
Посмотреть все слайды
Детство и образование
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года в имении Онег (по другим данным – в имении Семеново) Новгородской губернии в дворянской семье. Будущий композитор с ранних лет увлекался музыкой, уже в 5 лет играл на фортепьяно под руководством А. Орнатской. В 1882 году девятилетний Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала на младшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московской консерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского.
Краткая биография Рахманинова была бы неполной без упоминания, что в годы обучения, музыкант создал ряд знаковых произведений, в том числе 1-й фортепианный концерт (1891 г.). В 1893 году Сергей Васильевич окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции с золотой медалью.
Первые попытки творчества
Уже в детские годы А. С. Пушкин начинает свое творчество. На это повлияла не только любовь мальчика к чтению, но и частые встречи Сергея Львовича со знаменитыми писателями и поэтами того времени: Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, Д. И. Фонвизиным, И. И. Дмитриевым и другими. В раннем возрасте А. С. Пушкин слушал те произведения, которые авторы читали в его доме. Постоянные разговоры о литературе, свидетелем которых был А. С. Пушкин, влияли на его мировоззрение. Вдобавок дядя будущего писателя Василий Львович Пушкин был известным поэтом того времени. С самого детства Александр Сергеевич имел огромные возможности для пробуждения поэтических способностей и предпосылки для того, чтобы стать настоящим писателем.
Когда мальчику было 6 лет, он уже писал стихотворения на французском языке. По словам сестры поэта Ольги, А. С. Пушкин часто пренебрегал уроками для сочинения стихов. Именно перед своей сестрой Александр Сергеевич, которому было семь-восемь лет, разыгрывал пьесы.
В десять лет А. С. Пушкин попробовал писать басни. В этом же возрасте произошло событие, глубоко задевшее мальчика: после того как один из гувернеров посмеялся над «вздором», написанным А. С. Пушкиным (поэма «Толиада»), будущий писатель сжег свое произведение в печи, однако помнил его наизусть.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Детство Пушкина», рассмотрит воспитание и образование, которое давалось Александру Сергеевичу, роль бабушки и няни в его жизни и творческой карьере, а также продемонстрирует первые попытки А. С. Пушкина к созданию литературных произведений.
Самые популярные материалы января для 5 класса:
«Морозко» главные герои сказки
Краткое содержание «Хирургия»
Краткое содержание «Дети подземелья»
Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова
Краткое содержание «Хоббит, или Туда и обратно»
Краткое содержание «Мэри Поппинс»
Краткое содержание «Лошадиная фамилия»
Анализ «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь
Анализ стихотворения «Благовест» Толстого
Краткое содержание «Бородино»
Сказки С.Прокофьева для детей
Композитор обладал не только редким музыкальным даром, но и ребяческим видением окружающего мира. Поэтому значительная часть его сочинений написана по мотивам сказок.
На создание детских композиций Прокофьева вдохновляли известные литературные произведения, среди которых:
- «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци,
- «Золушка» Шарля Перро,
- «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Каменный цветок» П. П. Бажова и др.
Чтобы достучаться до сердца ребенка, Прокофьев использовал различные музыкальные жанры.
Основные из них:
- опера,
- балет,
- симфония.
Несмотря на серьезную классическую форму, «сказочная» музыка Прокофьева вполне доступна для детского восприятия.
«Любовь к трем апельсинам»
Опера, созданная по мотивам сказки Карло Гоцци – одно из первых произведений Прокофьева, написанных для детей. В основе сюжета – история, произошедшая в карточном королевстве.
Юного наследника престола охватил тяжкий недуг – он утратил способность радоваться жизни. Бедного юношу не могли исцелить даже лучшие врачи королевства.
Тем временем враги принца, мечтавшие о троне, задумали коварный план. К воплощению замысла подключаются злые колдуны и ведьма.
Магические чары пробуждают в юноше любовь к 3 апельсинам, которые растут в саду волшебницы-великанши.
Принц добывает желанные плоды. Открыв один из них, он встречает свою возлюбленную.
Несмотря на присутствие «темных» персонажей, основной мотив оперы – веселый, оптимистичный, отражающий мировосприятие автора.
«Золушка»
Широко известная балетная постановка, созданная по мотивам сказки Шарля Перро в 1945 году.
Главная героиня, Золушка, все свое время проводит за работой. При этом терпит нападки со стороны сестер и злой мачехи.
Имея отзывчивое сердце, она помогает нищенке, которая оказывается доброй Феей. В знак благодарности волшебница отправляет девушку на бал в королевский дворец.
Там в Золушку влюбляется принц, и спустя некоторое время бедная служанка становится принцессой.
Музыкальный фон, как и сам сюжет – яркий, динамичный, пронизан светлым жизнеутверждающим мотивом.
Произведение живо перекликается с историческими событиями того времени. Оптимистичные ноты звучат, как призыв к возрождению после Великой Отечественной войны.
«Петя и волк»
Это симфоническая сказка, в которой музыкальное оформление переплетается с рассказом чтеца.
Главное действующее лицо – пионер Петя. Он спасает птичку от кошачьих лап и помогает охотникам поймать злого волка.
Каждый персонаж озвучен определенным музыкальным инструментом. Автор использует следующую раскладку:
- Петя – струнная группа,
- Птичка – флейта,
- Утка – гобой,
- Кошка – кларнет,
- Волк – валторны,
- Дедушка – фагот,
- Охотники – большой барабан, литавры.
Построенная на простом сюжете, сказка повествует о дружбе и взаимопомощи. Героический поступок Пети – пример того, как должен поступать каждый человек.
Кроме музыкального таланта, Прокофьев имел бесценный дар – смотреть на жизнь глазами ребенка. Такое видение мира отразилось на всем его творчестве – добром и лучезарном, как детская улыбка.
Плюсы и минусы профессии
Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».
Преимущества профессии учителя
- Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
- Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
- Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
- Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
- Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.
К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.
Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.
Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.
Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.
Слайд 19Увековечение памяти композитораМузей С. С. Прокофьева — первый музей Прокофьева, который был открыт в
1966 году в музыкальной школе № 1 им. С. С. Прокофьева в Москве (Токмаков переулок, 8). Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве композитора, в ней представлены вещи, окружавшие композитора, книги и ноты, пианино, мебель и фотоматериалы семьи Прокофьева.Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева — открыто 1-го июня 1966 года (г. Северодонецк Луганской области).Музей С. С. Прокофьева — открыт 24 июня 2008 года по адресу Камергерский переулок, д 6/5 в квартире № 6, где жил, работал и скончался С. С. Прокофьев. В музее собраны нотные и литературные автографы композитора, редкие фотографии, документы и личные вещи Прокофьева.Международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева в Санкт-Петербурге, который ежегодно проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.Памятник Прокофьеву возле музыкальной школы им. Прокофьева в Москве.Памятник и концертный зал им. Прокофьева в Челябинске.Концертный зал им. Прокофьева Донецкой областной филармонииДонецкая государственная музыкальная академия им. С. С. ПрокофьеваСимфонический оркестр им. Прокофьева Донецкой областной филармонииСеверодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. ПрокофьеваУлица Прокофьева в г. Сумы (Украина)Музей Прокофьева (на родине композитора) в селе Красное Красноармейского района Донецкой области (Украина) был открыт к 100-летию Прокофьева в 1991 г.В 1991 году была выпущена памятная монета СССР, посвященная столетию со дня рождения С. С. Прокофьева.В 1991 году в Советском Союзе был поставлен документальный фильм о Прокофьеве «Сюита жизни»В 2011 году именем Прокофьева назван международный аэропорт в Донецке.В 2003 году вышел документальный фильм «Гений Прокофьев»2012 году открыт международный аэропорт имени Сергея Прокофьева в городе Донецке, УкраинаСамолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BWA) носит имя «С. Прокофьев».
Биография знаменитостей – Сергей Прокофьев
Детство
Родился Сергей Прокофьев 23 апреля 1891 года. Родина Сергея – село Сонцовка в Екатеринославской губернии (теперь Донецкая область). Родители Сергея были образованными людьми: Сергей Алексеевич, его отец, избрал профессию агронома, Мария Григорьевна (мама) имела музыкальное образование.
Мальчик получил музыкальный дар от мамы, которая передала ему не только умение играть на фортепиано, но и поощряла желание сына сочинять музыку. Она записывала все произведения, сочиненные Сергеем. В десять лет молодой сочинитель пишет свои первые оперы. Через год родители с подачи композитора С.Танеева, оценившего способности мальчика-композитора, посылают его брать теоретические уроки у Р.М. Глиэра.
Талант Прокофьева проявился в юном возрасте – в 10 лет он уже пишет свои первые оперы
Начало творческого пути Сергея Прокофьева
В тринадцать лет Сергей начинает учебу в консерватории в Санкт-Петербурге. Выдающиеся музыканты стали его педагогами: Римский-Корсаков, Лядова, Есипова и другие. В консерватории Сергей Прокофьев изучает различные направления музыкальной культуры, совершенствует свое композиторское мастерство и талант исполнителя пианиста. За игру на рояле его отмечают медалью и премией. Далее он осваивает еще один музыкальный инструмент – орган.
Карьера Сергея Прокофьева
Сергей продолжает сочинять музыку. Его талант оценивают, и в 1911 году издают музыкальные произведения композитора Прокофьева. Он стал создателем своего стиля в музыке. Его произведения отличались гармоничностью и звучали сверхмощно. В основу своего стиля композитор положил дисгармонию звучания духовых и струнных инструментов. Часто слушатели не понимали музыку Прокофьева, резкие звуки, по сравнению с привычной классической музыкой, вызывали отторжение.
Сергей Сергеевич много работает и добивается огромного успеха
1918 год стал для Прокофьева переломным – он принял решение уехать из страны. Поклонники таланта Сергея Сергеевича находятся в Америке, в Европе, в Японии, где он исполняет свою музыку. В СССР композитор вернется почти через десять лет, приезжая с выступлениями. В 1936 году Сергей Прокофьев со своей семьей приезжает в Москву, где остается жить. Еще несколько лет ему удается выезжать за рубеж с выступлениями.
В 1930-е годы музыка композитора стала плавной, мелодичной, почти исчезли резкие переходы. Появляются балет, оперы и много других интересных композиций. Выдающаяся музыка композитора прозвучала в фильмах: «Иван Грозный», «Александр Невский», оставив свой след в кино.
В 1941-1945 года Прокофьев много сочиняет. Появляется балет «Золушка». В 1847 году он становится Народным артистом РСФСР. В 1948 году Прокофьев получает порцию серьезной критики. Ранее сочиненная им опера «Повесть о настоящем человеке» оказалась не отвечающей требованиям социалистической действительности.
В следующем году у Прокофьева начались проблемы со здоровьем. Врачи запрещали трудиться, но, несмотря на запреты, он верен своему призванию, по-прежнему занимается музыкой.
Умер Прокофьев в 1953 году 5 марта. Фасад дома композитора в Москве украшает мемориальная доска. Из его увлечений стоит упомянуть шахматы. Он хорошо играл, говоря, что шахматы помогают ему в сочинительстве музыки.
В память о Прокофьеве создан музей, его имя присваивают музыкальным школам, оркестрам, конкурсам исполнителей музыки. Его профиль есть на почтовой марке и памятной монете. О Сергее Прокофьеве и его творчестве сняты документальные фильмы.
Личная жизнь Сергея Прокофьева
Первая жена Сергея Прокофьева – испанка Лина Кодина. Имел сыновей Святослава и Олега. Второй супругой композитора стала Мендельсон Мира Абрамовна.
Семья Сергея Прокофьева
Пьесы С.Прокофьева для детей
К осени 1935 года автор написал серию пьес, которые объединил в одну фортепианную сюиту под названием «Детская музыка». В этом произведении автор изображает летний день ребенка.
Сюита состоит из 12 частей:
№ | Название пьесы | Краткая характеристика |
1 | «Утро» | Мелодия легкая, воздушная, по-детски чистая и простая |
2 | «Прогулка» | Ритмичность пьесы помогает представить торопливую походку малыша, спешащего навстречу новому дню |
3 | «Сказочка» | Погружает в мир детской мечтательности и фантазии |
4 | «Тарантелла» | Написана в танцевальном жанре, живой ритм пьесы передает задорный темперамент юного создания |
5 | «Раскаяние» | Психологическая миниатюра с печальной мелодией, в которой раскрываются искренние переживания провинившегося ребенка |
6 | «Вальс» | Легкая лирическая пьеса, передающая хрупкость и нежность детской души |
7 | «Шествие кузнечиков» | Мелодия – быстрая, веселая, как шалости ребенка и стрекот забавных насекомых |
8 | «Дождь и радуга» | Пьеса отражает детское восприятие явлений природы. Музыка передает звучание капель и удивление ребенка всему происходящему |
9 | «Пятнашки» | Пьеса носит характер веселой подвижной игры, напоминает по стилю «Тарантеллу» |
10 | «Марш» | Произведение рисует реалистичный образ марширующих детей |
11 | «Вечер» | Мелодичная лирическая пьеса, раскрывающая чистоту и благородство человеческих чувств |
12 | «Ходит месяц за лугами» | Заключительное произведение цикла, пронизанное народными интонациями |
В этих мини-зарисовках автор показывает детям кратко и доходчиво красоту окружающего мира, глубину человеческой души.
Музыкальное детство композитора
Маленький Миша рано понял свое призвание. Он был влюблен в музыку с пеленок. И это неудивительно. Дом, где он рос, постоянно был наполнен ею, как свежим воздухом. К семье постоянно приезжали гости, которые музицировали. Миша часто слушал крепостной оркестр.
Позже он стал обучаться игре на скрипке и на фортепиано, но больше всего любил просто слушать музыку. Он закрывал глаза, она уносила его далеко за горизонты. Маленький Михаил называл ее своей душой. Учителя часто упрекали Глинку в рассеянности, особенно часто это происходило после музыкальных вечеров, которые проходили в отцовском доме.
Пример доклада:
Пётр Чайковский был одним из самых популярных и знаменитых композиторов второй половины 19 века. Его вклад в мировое музыкальное наследие является одним из самых весомых.
Краткая биография
Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в посёлке Воткинск, расположенном в Вятской губернии. Сейчас это республика Удмуртия.
Отец будущего композитора, Илья Петрович, незадолго до рождения сына отправляется на Урал, что возглавить строительство сталелитейного завода. Там у Чайковских рождается сперва сын Николай, а потом Пётр. Всего в семье было шесть детей.
Родители Петра любили музыку, и мальчик с раннего детства научился играть на рояле. Большое впечатление произвели на эмоционального ребёнка посещения оперы в столице.
В Санкт-Петербурге Пётр Чайковский окончил училище правоведения и стал советником юстиции. В свободное время он часто бывал в опере и изучил итальянский язык.
В возрасте 21 года молодой человек поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию и быстро становится одним из лучших учеников. В консерватории он сочиняет свои первые увертюры и кантаты.
Долгое время критики насторожённо относились к его творчеству, но композитор не унывал. Он продолжал напряжённо совершенствовать своё мастерство, познакомился с членами знаменитого музыкального объединения «Могучая кучка».
Несколько лет Пётр Ильич проводит в Европе, путешествует по ряду стран и изучает музыкальную культуру. Период творческих поисков себя заканчивается в середине 1870-х годов. Именно тогда свет увидел балет «Лебединое озеро», ставший визитной карточкой молодого композитора. К концу этого десятилетия имя Чайковского становится известным и популярным, он достигает пика творческой деятельности.
Композитор много путешествует, совмещая творчество с педагогической деятельностью в Московской консерватории.
В 1891 году Чайковский с триумфом посещает США, где впервые сам становится за дирижёрский пульт.
Умер великий композитор в Санкт-Петербурге 28 октября 1893 года после скоротечной болезни, что вызвало слухи о самоубийстве гения. На самом деле причиной смерти стала острая форма холеры.
Творчество
Пётр Ильич Чайковский был ярким представителем романтизма в музыке. Его главными произведениями стали балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» в основе которых лежали сказочные сюжеты.
В операх Чайковский отдавал предпочтение историческим темам. Так появились оперы «Мазепа», «Орлеанская дама», «Опричник». Хотя и здесь композитор не изменил своему пристрастию к мистике. Яркими примерами этого стали оперы «Пиковая дама», «Ундина», «Черевички».
Творчество Чайковского оставило огромный след в музыкальной культуре, его знают и любят во всех уголках мира, лучшие театры регулярно ставят оперы и балеты композитора, а ведущие мировые звёзды исполняют его концерты.
Память
Для увековечивания памяти композитора были открыты музеи в Воткинске, Москве, Клине, и ряде других городов, связанных с жизнью Чайковского.
Его именем названы город в Пермском крае, улицы, театры, оркестры, многие музыкальные образовательные учреждения и даже кратер на планете Меркурий.
Памятники композитору стоят во многих городах России и зарубежья.
Каждые четыре года ведущие музыканты мира собираются на Международный конкурс имени Чайковского в Московской консерватории, и это один из самых престижных музыкальных конкурсов мира.
Богатства Чайковского, отданные людям
Трудно осознать тот огромный вклад, который внёс композитор в мировую музыкальную культуру. Его наследие составляют десять опер, семь симфоний, балеты, романсы, концерты, кантаты и многие другие произведения. Любой человек, даже совершенно далёкий от музыки, знает это имя, и обязательно слышал хотя бы отрывки из самых популярных произведений композитора.
Самоотверженный труд, упорная работа над собой, стремление к совершенству явились основой гения Чайковского.
Всю свою жизнь композитор посвятил служению музыке и подарил множество замечательных произведений людям. Его творчество до сих пор заставляет людей плакать и смеяться, дарит им самые чистые эмоции и счастье.
Богатство своего таланта Чайковский подарил миру.
Вывод:
В заключение я хотела бы отметить, что каждый человек может оставить след в истории, если будет заниматься любимым делом. Каждый может приносить пользу своим трудом, и имеет шанс подарить свои способности, таланты, достижения всем людям. У любого человека есть богатства, которыми он может поделиться, было бы желание.
Слайд 17История созданияМысль о создании хореографического спектакля на музыку Сергея Прокофьева к
фильму «Иван Грозный» Эйзенштейна принадлежит Абраму Львовичу Стасевичу — дирижёру, озвучившему фильм при его создании, а впоследствии собравшему наиболее выразительные эпизоды музыки фильма в «композицию в форме оратории»
Именно Стасевич обратил внимание Ю. Н. Григоровича на выдающиеся достоинства киномузыки Прокофьева и заразил балетмейстера горячей влюбленностью в это прекрасное произведение. Ораторию Стасевича вместе с «Русской увертюрой», частью Третьей симфонии и фрагментами Кантаты «Александр Невский» положили в основу балета его музыкальный редактор профессор Михаил Иванович Чулаки и постановщик и либреттист Юрий Николаевич Григорович.
Начало творческой деятельности
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда на Украине. К 9 годам он написал свою первую оперу, а в 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию, где учился под руководством Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Н. Н Черепнина и А. Н Есиповой. В 1914-м он выиграл премию им. А. Г. Рубинштейна и официально стал лучшим среди выпускников консерватории. Затем Сергей пробовал себя в роли дирижера, продолжал сочинять и играть, начал гастролировать, сотрудничать с С. П. Дягилевым, эмигрировал в США.
За границей он написал оперы «Огненный ангел», «Любовь к трем апельсинам», балеты «Блудный сын», «Стальной скок», «На Днепре». Вернувшись в 1936-м в СССР, он продолжил композиторскую деятельность, создал симфоническую сказку для Центрального детского театра «Петя и волк» по инициативе Наталии Сац, балет «Золушка», музыку к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный». Еще при жизни Прокофьев стал классиком и достиг признания.
Новатор музыкального языка, Прокофьев был не только гением в области музыки, но и незаурядной личностью, обладал разного рода дарованиями и активно их развивал.
Сергей Сергеевич с детства и почти до 40 лет вел дневник, стиль которого можно назвать «чеховским» за ясность и простоту. Прочтя дневники Прокофьева, американский дирижер и музыкальный критик Роберт Крафт написал: «…это несомненно лучшая из известных мне подобных книг, написанных композитором… Прокофьев является писателем-прозаиком удивительного мастерства», чья книга «может выдержать сравнение с Набоковской «Speak, Memory».
Прокофьев играет в шахматы. (pinterest)
Не без юмора Прокофьев описывает свое отбытие из Одессы: «Перед самым отъездом произошел забавный инцидент. Оказывается, какой-то тип уже второй день внизу ресторана ел, пил и заказывал дорогие блюда, говоря, что он приехал с Прокофьевым чуть ли не в качестве его секретаря. Параллельно с этим он красно рассказывал про заграницу и про разные случаи из жизни Прокофьева, а хозяин и прислуга слушали и записывали съеденное и выпитое на мой счет. Когда в момент моего отъезда выяснилось, что означенный тип никакого ко мне отношения не имеет, в отеле поднялась тревога. Метр д’ отель кричал: – Подождите, я его найду! Он от меня не уйдет!
Впрочем нам препятствий не чинили и отпустили нас с поклонами».
Родители
Прапрадед композитора Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767), происходил из-под Кременчуга, служил в Миргородском полку Войска Запорожского, который занимал часть нынешней Полтавской области. Его сын Петр, родившийся на Полтавщине (дед композитора), стал Чайковским (более распространенный в то время вариант звучания украинских фамилий), когда учился в Киево-Могилянской академии.
На фото вся семья Чайковских в 1848 г. Петр Ильич крайний слева
Отец композитора, Илья Петрович, занимал различные посты в Департаменте горных и соляных дел, проводил геологические исследования в Новгородской губернии, преподавал в Горном корпусе.
Мать композитора, Александра Андреевна, урожденная Ассиер, внучка французского скульптора Мишеля-Виктора Асье, родилась в семье таможенного чиновника в Петербурге, играла на фортепиано и пела.
В 1833 г. она стала второй женой Ильи Петровича и родила шестеро детей, среди которых Петр был вторым. Мать занималась воспитанием детей, учила их музыке, разговаривала с ними только по-французски.
На протяжении 28 лет, до самой смерти, композитор по несколько месяцев жил и работал у своих родственников и друзей в таких имениях Украины: н. Тростянец (1864); м. Каменка, сек. Вербовка (1864-1878 гг.); пгт Низы (1871-1879 гг.); пгт Браилов, хутор Семаки (1878-1880 гг.); сек. Копылов (1889-1890 гг.).
Ранние годы
Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск) Вятской губернии, был вторым из шести детей. Мальчик учился игре на фортепьяно чуть ли не со времени, с тех пор как начал ходить. Для воспитания детей была приглашена из Петербурга француженка Фанни Дюрбах, которая стала практически членом семьи. Благодаря маме и мадемуазель Дюрбах дети свободно владели французским, а Петр в юности еще и писал стихи.
Большим событием в детстве Чайковского было появление в их доме оркестрини (оркестрина — механический инструмент, передающий игру оркестра). Маленький Петя часами мог слушать музыку и потом подбирать услышанные мелодии на фортепиано или отстукивать ритм на стекле окна. Петя был ласковым и очень впечатлительным ребенком. Особенно большое впечатление производила на него музыка. Однажды после долгого слушания музыки он убежал в детскую комнату и разрыдался. «О, эта музыка, музыка… Освободите меня от нее! Она у меня вот здесь, здесь,— рыдал он, показывая на голову,— она не дает мне покоя».
Когда юноше исполнилось 14 лет, мама умерла от холеры. Парень взял на себя опеку младшими детьми.
1859г. — Петр Чайковский окончил в Санкт-Петербурге училище правоведения, четыре года прослужил в Министерстве юстиции. В то же время совершенствовал музыкальное образование в классах Русского музыкального общества, которое с 1862г. стало Петербургской консерваторией. Композицию изучал в классе пианиста-виртуоза и известного композитора Антона Рубинштейна.
В годы пребывания в училище правоведения, Чайковский не оставлял занятий музыкой и уже в то время довольно хорошо играл на фортепиано. После окончания училища он часто импровизировал, сочинял музыку, но все это было еще в пределах любительского, салонного исполнения музыки. Молодой Чайковский вел светскую жизнь, но постепенно у него возникает недовольство жизнью, его пустым. Петра Ильича все больше привлекает музыка; он начинает заниматься ею серьезно, изучает теорию музыки. Уже в это время Чайковский проявлял чрезвычайное усердие и работоспособность. Всю свою жизнь он подчинял основной цели, содержанию своего существования — музыкальному творчеству.
1865г. — Петр Чайковский окончил консерваторию. Произведением для выпускного экзамена была кантата «Ода радости» на слова Ф. Шиллера. (Стоит вспомнить, что Чайковский был вторым, кто положил известный текст Шиллера на музыку. 1824г. это сделал Людвиг ван Бетховен, включив «Оду радости» в завершающую часть Девятой симфонии. От 1993г. «Ода…» на музыку Бетховена — гимн Евросоюза).