Длинный путь к небу
В Камышине практически не было развлечений. Все, чем можно было заняться в городке, так это прогуливаться по тихим улочкам или посещать кинотеатр. Именно там, на большом черно-белом экране Алексей впервые увидел, а потом и горячо полюбил «Сталинских соколов». С тех пор Маресьев стал мечтать о небе, но путевку дали на стройку авиационного завода в Комсомольске-на –Амуре. Но Алексей отказывался. За это его даже хотели исключить из комсомола, что, естественно, означало крах всем надеждам молодого человека. На медкомиссии врач вынес вердикт, что в тайге у юноши пройдут все хвори и здоровье поправится. Эти слова способствовали принятию решения – ехать в тайгу. Алексей в течение нескольких месяцев проработал на стройке. Все свое свободное время молодой человек посвящал занятиям в аэроклубе. Несколько раз Алексей подавал документы в летное училище, но по причине того, что юноша имел серьезные проблемы со здоровьем (в детстве мальчик переболел малярией и заработал ревматизм), документы возвращали. Однако Алексей Петрович не из тех, кто привык отступать. В силу своего напористого характера, он вновь и вновь пробовал силы в поступлении в летное училище. Подходящий случай (трагический!) не заставил себя долго ждать…
В 1937 году Маресьев был призван в ряды Советской армии. Именно в армии его места о небе стала реальностью. Нести службу молодой солдат начал в 12-м авиационном погранотряде Тихоокеанского пограничного округа на Сахалине. Через несколько месяц молодого человека перевели в Читинскую школу военных пилотов, которую в 38- году перенесли в Балтайск. Занимался молодой человек, как и все остальные на авиасимуляторе. В 1940-м году он успешно закончил Балтайское авиационное училище имени А.К.Серова, получив звание младшего лейтенанта. После окончания учебы, Алексей остался в стенах училища в качестве инструктора. Там он проработал до начала Великой Отечественной войны.
На презентации книги
Детские годы
Когда вглядываешься в фотографии легендарного советского персонажа, поневоле считаешь его чем-то вымышленным, мифическим. Где же здесь прячется печать необычности? Те самые черты, которые выделяют его среди общей массы? О летчике, чье имя навсегда высечено в памяти Войны, было написано сотни статей и книг, постановочных сцен, опера. Но только один писатель смог сделать из Маресьева культ советского человека. Речь идет о книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Произведение выхватило только три года жизни легендарного летчика. Но именно эти три года являются ключевыми в судьбе русского летчика.
О том, каким он был на самом деле – известно мало. Алексей Петрович старательно играл роль того, кем ему было предначертано быть – героя. Он всегда был немногословным и замкнутым, мало распространялся о личной жизни, о ранних годах сохранились лишь обрывочные сведения. О довоенных годах жизни Алексея можно узнать только из личного дела гвардии майора Маресьева, заполненное им собственноручно в 1946 году. Все остальное – результат множества диалогов с журналистами, встречи с трудовыми коллективами, учащимися школ. Из множества писем, записок, статей советских корреспондентов можно воссоздать длинную, яркую, не лишенную испытаний, жизнь советского героя.
Маресьев Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в Сталинградской области (до 1934 года уездный город Камышин Саратовской губернии). По другой версии местом рождения летчика является хутор Веревкин Верхне – Добринской волости Камышинского уезда.
Алексей Маресьев 1
Провинциальный городок Камышин ничем не отличался от сотен ему подобных, разбросанных по всему Советскому Союзу. Здесь текла тихая почти сельская жизнь, горожане радовались жизни и строили планы на будущее. Отец Алексей, Петр Авдеевич – участник Первой Мировой войны. После окончания военных действий вернулся на Родину, однако вскоре умер от ран. Случилось это в 1919 году, когда Алеше было всего три года. Мать осталась совсем одна. Она поднимала троих сыновей своими силами. Екатерина Никитична способствовала воспитанию сильных личностей в своих сыновьях, за что они были ей благодарны. В то время она работала уборщицей на деревообделочном заводе.
Будущий летчик, уничтоживший в свое время десяток вражеских летных суден, в детстве не отличался хорошим здоровьем, часто и подолгу болел. Окончив 8-летку, Алексей стал учиться в фабрично-заводском училище №32 (окончил его в 1932 году) на токаря по металлу. Затем работал токарем на Камышинском лесозаводе.
Доклад №2
Алексей Маресьев — основной герой «Повести о настоящем человеке». Это произведение было написано Борисом Полевым и рассказывает о реальных событиях жизни самого обыкновенного человека. Речь идет о совершенном им подвиге, в период Великой Отечественной войны, о котором и сегодня помнят люди. В исторических событиях нашей страны он всегда останется «настоящим человеком».
Местом рождения Алексея Петровича Маресьева стал город Камышин Саратовской губернии, где он появился на свет 20 мая 1916 года. Алексей с двумя братьями выросли в бедной семье, мать воспитывала их одна. Когда мальчику было 3 года, из-за давних ранений, еще полученных в битве Первой мировой войны, не стало отца.
В детстве Алеша рос болезненным мальчиком. Он заболел малярией, которая перешла в ревматизм – сильные боли в суставах. Все думали, что он скоро умрет, но, благодаря сильной воле и упрямству, ему удалось перебороть болезнь и жить дальше.
Спустя окончание восьмилетки в Камышине, Маресьеву удалось окончить местное ремесленное училище и получить профессию токаря. Затем он стал трудиться на камышенском лесозаводе.
Алексей никогда не оставлял мечту стать летчиком, поэтому несколько раз подавал заявку на учебу в летном училище, однако не был принят, по причине слабого здоровья. Мечта осуществилась с переездом на Дальний Восток, куда на стройку города Комсомольска–на–Амуре, его послал районный комитет комсомола. Там Алексей стал заниматься на курсах аэроклуба.
Сначала Маресьева призвали служить в армию, в сахалинский авиапогранотряд, потом — в Читу, в авиашколу. Впоследствии, школу переименовали в училище и перебазировали в Батайск. Алексей окончил учебное заведение в звании младшего лейтенанта. Воевать Маресьев начал на Юго-Западном фронте, там, над территорией Кривого Рога, ему довелось впервые совершить атаку. Первый истребитель противника был уничтожен им в марте 1942 года. Затем Алексей воевал на Северо – Западном направлении, к тому времени им были сбиты четыре вражеских бомбардировщика.
В середине апреля 1942года, советские войска взяли в кольцо многотысячную группировку немцев, недалеко от города Демянска, но те не хотели сдаваться, все активнее сопротивляясь. Тогда командование приняло решение атаковать с воздуха. В жестокой воздушной схватке с вражескими истребителями, в районе «Демянского котла», был сбит самолет Маресьева, Як-1, который прикрывал советские бомбардировщики.
Маресьев пытался посадить машину в лесу, только во время посадки самолет зацепил верхушки деревьев и рухнул на землю. Летчиком были получены тяжелые повреждения ног, но это не помешало ему выжить.
Пробирался Маресьев к своим 18 суток. Приходилось ползти по снегу, не имея при себе запасов еды. Пищей служили собранные в лесу ягоды, кора деревьев. Наконец, ему удалось добраться до деревни, где его без сознания, подобрали деревенские жители. Летчик нуждался в квалифицированной помощи врачей, так как ранение стало причиной гангрены ног.
В мае 1942 года Маресьева авиацией доставили в московское отделение военного госпиталя. Уже в то время, состояние летчика сильно ухудшилось, началось заражение крови. Врачами было принято решение об ампутации обеих ног.
Но Алексей Петрович не пал духом, он снова хотел вернуться в ряды летчиков. Поэтому стал учиться, с помощью протезов, ходить, а затем заниматься бегом, прыжками и даже танцами, продолжая тренироваться в санатории, где он восстанавливался, после госпиталя.
В начале 1943 года, проходя медицинское обследование, он принял решение попасть на фронт. В дальнейших битвах Маресьевым было уничтожено еще 7 немецких самолетов. Всего с начала войны им было сбито 11 боевых истребителя противника.
Впоследствии, Алексей Маресьев стал Героем Советского Союза. Проблемы со здоровьем, стали причиной его перевода инспектором – летчиком в руководство высшего летного училища, там он проработал с середины 1944 года, подготавливая будущий летный состав.
Тяжелым испытаниям не удалось сломить Маресьева, он прожил долгую и интересную жизнь. Он скончался 18 мая 2001 года. Алексея Петровича Маресьева можно назвать героем, хотя бы потому, что в состоянии без ног, оставшись со своим погибшим самолетом, не пал духом, сумел восстановиться, вернуться на передовую, чтобы защищать свою родину. И подвиг всей его жизни должен стать примером для будущего поколения.
5 класс
Война и её роль в судьбе лётчика
Когда на Советский Союз напала Германия, Алексей, как и практически всё мужское население, встал на защиту Родины. Его перевели в действующую армию и с первых дней он начал бить врага в воздухе. Через год на его счету было 4 вражеских самолёта.
Трагическое событие произошло 4 апреля 1942 года. В неравном бою Маресьев прикрыл советские самолёты, но сам был сбит. Пилоту пришлось совершить незапланированную посадку. На тот момент бой был над оккупированной территорией, поэтому лётчик оказался в тылу врага. Я думаю, что к счастью Алексея он оказался в лесной зоне, иначе фашисты смогли бы легко его обнаружить, пытать и убить.
История
В мае 1916-го года в провинциальном городке Российской Империи Камышине, в рабоче-крестьянской семье родился Алёша Маресьев. Его родители — выходцы из сельской местности. Жил Алексей с самого детства в очень скромных условиях. Будучи младенцем, остался без отца. Ярчайшим примером силы воли и духа стала для него мать Екатерина Никитична.
С раннего детства Алексея одолевал сильный недуг – ревматизм, ему приходилось жить с постоянными болями в ногах. Несмотря на недуг, вместе со своими сверстниками ходил в школу и выполнял задачи по поручению комсомола. В свои 14 Маресьев «заболел небом», когда впервые увидел самолет над берегом Волги. Его мечта превратилась в цель жизни, к которой он шёл тернистым путём. К сожалению, недуг не позволил ему поступить в лётное училище сразу. Но Маресьев не оставлял мыслей о небе.
В 1934 году по комсомольской путёвке восемнадцатилетний Алексей Маресьев был направлен на строительство нового города на Дальнем Востоке – Комсомольск-на-Амуре. В 1938 году Алексей Маресьев пополнил ряды Красной Армии. Служба проходила на острове Сахалин, где он получил специальность авиамеханика. По окончании службы в армии Алексей поступил в Читинское авиационное училище.
23 августа 1941 года с первым боевым крещением началась новая ступень жизни камышинского паренька.
В январе 1942 года за 10 дней на новом самолете ЯК-1 Маресьев сбил 4 вражеских самолёта, но уже в апреле, во время боевой операции по прикрытию бомбардировщика его самолёт был сбит, а сам Маресьев совершил вынужденную посадку.
После полученного им ранения и длительного пребывания в суровых природных условиях на протяжении 18-ти суток он лишился 1/3 голени обеих ног. Лишь любовь к небу и преданность своей Родине не позволили ему упасть духом. Взяв у судьбы реванш, Маресьев в кратчайшие сроки восстанавливается, учится заново ходить, танцевать, летать. Благодаря огромному терпению и упорству он возвращается в отряд «Сталинские Соколы» и продолжает бить врага.
В 1943 году Алексей Петрович участвовал в знаменитой Орловско-курской операции и сбил 7 самолетов противника. 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В далёком 43-ем году Борис Полевой, военный корреспондент газеты «Правда», напишет о Маресьеве свой очерк, который уже в 1946 году превратится в «Повесть о настоящем человеке». Эта книга вдохновит множество людей.
Желание жить и быть полезным для своей родины присутствовало у Алексея Петровича до последнего его дня. С 1958 до 1997 года он занимал высокий пост вице-президента Международной федерации борцов Сопротивления нацизму. В 1956 г. начинает работу Советский Комитет ветеранов войны, в котором Алексей Петрович занимает должность ответственного секретаря Комитета.
18 мая 2001 года самое открытое и отзывчивое сердце на земле остановилось… 4500 зрителей, ожидавшие легендарного человека в концертном зале театра Российской Армии, чтобы поздравить Алексея Петровича с 85-летним юбилеем, пережили настоящий шок. А для многих это была невосполнимая утрата. Имя Алексея Маресьева навеки останется в наших сердцах.
Популярные темы сообщений
Роль и значение воды в жизни человека
Вода – это основа жизни человека, это огромное богатство. Кругом нас окружает вода в разных состояниях. Реки и моря – жидкое, тучи и облака – газообразное, град и лед – твердое. В жизни человека вода имеет очень большое значение,
Хищники и их жертвы
Хищными или плотоядными называют животных и птиц, которые питаются мясом других зверей или себе подобных. В настоящее время этот разряд условно делят на два основных вида — сухопутных и ластоногих. Во всём мире насчитывается около 300 видов
Цветок Геоцинт
Гиацинт – это многолетнее луковичное травянистое растение, относящееся к семейству Спаржевых. Название «гиацинт» происходит из греческого языка
И переводится как «цветок дождей».
Храмы России
Издавна считается, что храм это самое важное сооружение для всего верующего населения. Люди приходят в храм, чтобы поговорить с Богом, поделится с ним своими переживаниями, или попросить у него помощи
Целая жизнь человека проходит в стенах храма,
Воробей
Воробей — небольшая шустрая птичка, имеет пестрый, серо-коричневый окрас, обитает в городе и сельской местности, вблизи жилища человека, образуя гнезда из соломы и веточек под крышами строений, на деревьях, кустарниках, фонарных столбах.
Человек с большой буквы
В наше время редко найдется человек, который бы не знал героической истории этого солдата. Благодаря автору книги Алексей Маресьев навсегда вошел в историю как эталон «настоящего человека», истинного защитника отечества.
Алексей Маресьев остался в памяти народа как образец невероятной выдержки, силе духа и любви к родине. Его не остановило ни крушение самолета, ни 18-днейвное возвращение к своим ползком зимой без пищи, ни обморожение и ампутация обеих ног. Он словно обладал сверхчеловеческой волей к жизни.
Ему удалось сделать невероятное: мало было просто выжить, нужно было продолжать жить. Именно жить, а не существовать на правах инвалида. Он доказал, что способен летать. Он вернулся в истребительную часть и продолжил защищать свою родину.
Он и после славы, нахлынувшей на него после выпуска книги и фильма, остался настоящим человеком
Он не любил воспоминаний о войне, ему не нравилось повышенное внимание к себе. Алексей говорил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!» И правда, много было лётчиков, которые без ног летали
Есть даже книжка такая — «Сколько у нас Маресьевых». Маресьев знал о таких людях, поэтому возмущался: «Что вы из меня легенду делаете? Сумел я выжить, сумел полететь — и всё!»
Смерть
В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. , который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова:
За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.
В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл , хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».
Маресьев Алексей Петрович родился 7-го мая 1916 года на хуторе Веревкин, что в бывшей Саратовской губернии. Это неподалеку от городка Камышин, который значится местом рождения Героя Советского Союза Маресьева по официальной версии. Алексей остался без отца в раннем детстве. Екатерина Никитична Маресьева воспитывала его и еще двоих своих сыновей сама. Она работала уборщицей. По вполне понятным причинам семья была достаточно бедная.
После школы и училища Алексей пошел работать на лесоперерабатывающий завод. Уже тогда он страстно мечтал стать летчиком. Но в летное училище его брать не хотели из-за ревматизма (в детстве Маресьев перенес малярию, давшую осложнения). В 1934 году по направлению комсомола Алексей поехал строить город Комсомольск-на-Амуре. Там он записался в местный аэроклуб. В 1937 году был призван на службу в Красную армию.
Воля к жизни
Лётчик получил тяжелое ранение, он не мог идти и передвигался ползком. В итоге Алексею потребовалось 18 суток, чтобы добраться к людям. Чего это стоило может знать только сам человек и тот, кто попадал в подобные ситуации. Без еды, воды, без практически надежды на помощь. Он ел снег, ягоды, изредка встречавшиеся на пути. Конечно, такого количества продовольствия для взрослого человека крайне мало. А если сказать точнее – ничтожно мало
При этом следует принять во внимание, что человек был ранен, потерял кровь, испытывал жуткую боль. Но превозмогая себя, продолжал бороться за жизнь, бороться против смерти, бороться с самим собой
Наконец посёлок, но и это ещё не было спасением. Местные жители приняли его за фашиста, поэтому не спешили оказывать медицинскую помощь. И только когда выяснилось, что Маресьев советский солдат, селяне стали ухаживать за ним, но о квалифицированных специалистах не могло быть и речи.
Время шло, потом станет ясно на сколько был важен каждый день. Когда Алексей попал в госпиталь, прошло ещё 10 суток. На тот момент человек был полностью обессилен, у него пошло заражение крови, и спасти столь тяжелого пациента было практически невозможно. Красная Армия несла большие потери, поэтому помощь оказывалась в первую очередь не безнадёжным больным. Маресьева отнесли как раз к другой категории.
Он находился уже на пути в морг, но случилось чудо — его заметил профессор Теребинский, который решился поспорить с самой смертью за этого человека. И выиграл этот спор, правда, лётчик лишился двух ног. Но он остался жив, а это было главное.
Маресьев Алексей Петрович: детские и юные годы
20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (теперешней Волгоградской области), родился третий сын. Алексею было три года, когда отец его умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, которая работала уборщицей на заводе, выпала нелёгкая доля самой поднимать на ноги детей – Петра, Николая и Алексея.
Закончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года он работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и параллельно учился на рабфаке. Уже тогда у него появилось желание стать лётчиком.
Два раза он пробовал поступить в лётное училище, однако ему возвращали документы: перенесённая в детстве тяжёлая форма малярии серьёзно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто верил тогда, что Алексей станет лётчиком – ни мать, ни соседи не были исключением — однако он упрямо продолжал стремиться к своей цели.
В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправляется в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на Амуре. Работая механиком-дизелистом, он также занимается в аэроклубе, обучаясь лётному делу.
Три года спустя, когда Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил в звании младшего лейтенанта. Там же он был назначен на должность инструктора. В Батайске служил до самой войны.
Из воспоминаний Алексея Маресьева:
Поначалу во всех дивизиях ему отказывали, так как никто не хотел брать на себя ответственность за жизнь инвалида. Но Числов усмотрел в нем борца. Он принял решение, что Маресьев будет летать у него в эскадрильи. Хотя с этим решением долго не соглашалось начальство. Пришлось дважды ходить «на поклон» к руководству и просить за Маресьева. Позже Алексей Петрович назовет Числова своим крестным отцом. Истребители всегда вылетали на задания парами. Один прикрывал другого. Командир полка долго не мог найти пару для полетов с Алексеем. Все отказывались, боялись, что Маресьев не сможет защитить их в небе. Маресьев эту ситуацию переживал тяжело. Особенно тяжело далась ситуация, когда комбат спросил у солдат: «Кто желает летать вместе с безногим летчиком?» В ответ – молчание. Тогда Числов лично назначил в пару Маресьеву лейтенанта Петрова. У Петрова поначалу возникли сомнения, а сможет ли защитить его безногий летчик в небе?
Все сомнения отпали в бою, развернувшему летом 43-го на Курской дуге. На прикрытие войск в район Орла вылетело 12 истребителей. Атаковать их прибыли новейшие вражеские истребители и бомбардировщики. Завязалась ожесточенная борьба, на авиационном жаргоне именуемая «собачьей свалкой». В какой-то момент самолет Петрова оказался подбитым. Немецкий «Фокке-вульф» уже зашел на второй круг, чтобы добить машину летчика, но не успел – взорвался в воздухе. Вражеский самолет начисто разгромил Леша Маресьев. Петров успешно сажает машину. Он благодарен своему товарищу за спасение. На этом эпизоде заканчивается «Повесть о настоящем человеке», а вот карьера лейтенанта Маресьева только началась. Боевая слава о Маресьеве тут же разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В скором времени о мужественном летчике узнал маршал Александр Новиков во время своего визита в полк. Узнав все подробности поступков Маресьева, Новиков остался недовольным работой комбата, мол, не ценит он своих солдат. Маршал распорядился дать звания командиру полка и лейтенанту Маресьеву. В сентябре 1943 года Числову и Маресьеву в торжественной обстановке вручили Золотые звезды. Героев О такой громкой славе скромный парень из города Камышино никогда не мечтал. Момент вручения Звезды запечатлен на кадрах кинохроники. И вопреки расхожему мнению, что Маресьеву «дали» Звезду после выхода «Повести», летчик поучил наивысшую награду именно за свои реальные боевые подвиги. Ничего выдуманного в его военной биографии не было.
Тогда же в полк зачастили корреспонденты полевых газет, в числе которых оказался и Борис Полевой, сотрудник газеты «Правда». Он написал почерк о Маресьеве, однако напечатан он не был, так как не прошел цензуру Сталина. Вождь, видимо, боялся, что народ решит, будто армии сражаться больше некому, как только инвалидам.
Пребывание в Финляндии
В 1918 году Илья Репин поселился в финском городке Куоккала. Там он сблизился с местными художниками. Репина посетил там Корней Чуковский и предлагал ему вернуться в СССР, только тот не согласился.
В 1926 году имение в Куоккале посетила делегация советских художников, которая гостила там две недели. Только переговоры о возвращении Ильи Ефимовича назад были безрезультативными. Творчество мастера стало угасать. За слабеющим отцом ухаживала его младшая дочь Татьяна. До самого конца у постели художника дежурили его дети. В википедии датой кончины Ильи Репина указано 29 сентября 1930 года.
Подвиг Алексея Маресьева
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Примером ему служил лётчик Первой мировой войны Прокофьев-Северский, который потерял правую ногу, но несмотря на это, вернулся в небо. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу в Чувашской АССР. В феврале 1943 года совершил первый после ранения вылет. Добился отправки на фронт и в июне этого же года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир эскадрильи А. М. Числов взял с собой в пару и после нескольких удачных вылетов, доверие к Алексею Маресьеву установилось полное. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя. Боевая слава о нём разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди которых был и будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
Видео: В чем подвиг легендарного летчика
24 августа 1943 года за этот подвиг Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году ушёл из боевого полка и стал инспектором — лётчиком в управлении Вузов ВВС. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылета, сбил 11 самолётов противника: четыре до ранения и семь – после ранения. С 1946 года ушёл в отставку и свои последние вылеты совершил на учебном самолёте У-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в начале 50-х годов.
В послевоенные годы, отчасти благодаря хрестоматийной книге «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (в ней назван Мересьевым), был очень известен. Его часто приглашали на различные праздничные мероприятия, организовывали встречи со школьниками, пример его подвига широко использовался для воспитания молодого поколения. Умер 18 мая 2001 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В честь Алексея Маресьева названа малая планета 2173 Maresiev, во многих городах улицы носят имя героя. На доме в Москве, где он жил висит мемориальная доска, в честь него поставлен бюст в городе Комсомольске–на-Амуре, в городе Камышин стоит монумент недалеко от дома, где жил лётчик-ас.
Видео: Судьба настоящего человека