Содержание:
Ключевая разница:
Различные формы мюзиклов и опер существуют с древних времен. Идея повествования истории с использованием музыки, поэмы, текста и / или актерского мастерства возникла со времен существования цивилизации. Мюзиклы и оперы — это два разных вида искусства. Хотя в наше время границы между мюзиклами и операми стираются, они представляют собой две разные формы искусства.
Мюзиклы также адаптируются к языку; значение, в зависимости от страны, в которой они будут исполняться на языке пьесы, может быть изменено, например, пьесы, которые будут сыграны в Америке, будут исполняться на английском языке, в то время как пьесы в Италии будут на итальянском языке, хотя первоначально пьеса могла быть написана. на немецком. Песни, музыка и танцы в мюзикле основаны на популярной музыке, популярных танцевальных стилях и современных диалогах. Актер, который одинаково хорошо справляется с актерским мастерством, пением и танцами, считается «тройной угрозой».
Основное внимание в опере уделяется пению. Исполнитель — это прежде всего певец, а затем актер или танцор. Чаще всего в операх используются пение и актерская игра, в то время как очень немногие исключения требуют танцев и использования диалогов
Певцы в операх обучают классических певцов. Оперы также исполняются на языке, на котором они были изначально написаны, и не изменяются в зависимости от стран, в которых они исполняются. Существуют различные типы опер, такие как итальянская опера, немецкоязычная опера, русская опера, французская опера, и англоязычная опера
Чаще всего в операх используются пение и актерская игра, в то время как очень немногие исключения требуют танцев и использования диалогов. Певцы в операх обучают классических певцов. Оперы также исполняются на языке, на котором они были изначально написаны, и не изменяются в зависимости от стран, в которых они исполняются. Существуют различные типы опер, такие как итальянская опера, немецкоязычная опера, русская опера, французская опера, и англоязычная опера.
Некоторые работы Джорджа Гершвина, Леонарда Бернштейна и Стивена Сондхейма были названы как музыкальными, так и оперными постановками. В некоторых историях или стилях оба стиля производства важны и включены, чтобы передать историю.
музыкальный |
опера |
|
Определение |
Мюзиклы — это форма театра, в которой рассказывают истории, используя диалоги, песни, танцы и актерское мастерство. |
Опера — это вид искусства, в котором певцы и музыканты рассказывают историю, используя текст (либретто) и музыкальное сопровождение. |
история |
Музыкальные театры восходят к древнегреческим театрам, где музыка и танец были включены в сценические комедии и трагедии в течение 5 лет.го до н.э. |
«Дафни» Якопо Пери, написанная в 1597 году, считается первой написанной оперой. Это было написано в попытке возродить классическую греческую драму, часть Ренессанса |
происхождения |
Греческие театры |
Слово «опера» означает работа на итальянском языке. |
фокус |
Актерское мастерство, диалоги и пение |
пение |
язык |
Может быть адаптирован к разным языкам |
Обычно поется на языке, на котором написано |
Типы |
Театр, Кино |
Итальянская опера, немецкоязычная опера, французская опера, англоязычная опера, русская опера и т. Д. |
Презентация на тему: » ЧТО ТАКОЕ ОПЕРА ? Презентацию выполнила преподаватель I квал. категории ДШИ 7 Лотфуллина Л.Р. Набережные Челны 2009.» — Транскрипт:
1
ЧТО ТАКОЕ ОПЕРА ? Презентацию выполнила преподаватель I квал. категории ДШИ 7 Лотфуллина Л.Р. Набережные Челны 2009
3
История жанра Элементы оперы Оперные голоса Оперные театры
4
Опера это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
5
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы эпилог. В состав оперного коллектива входят: солист, хор, симфонический оркестр, орган. Части оперного произведения речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
6
Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой публики. Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1637, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.
8
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив музыкально- интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи.
9
В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто; Три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое (lirico spinto) сопрано – голос большой яркости и красоты. Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: «певческий бас» (basso cantante) для «серьезных» партий и комический (basso buffo).
10
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
12
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
13
ТЕАТР ЛА СКАЛА, МИЛАН,
14
Некоторые здания оперных театров ассоциируются с определенным видом оперы, и в ряде случаев, действительно, архитектура театра была обусловлена тем или иным типом оперного представления. Так, парижская «Опера» (в России закрепилось название «Гранд-Опера») предназначалась для яркого зрелища еще задолго до того, как в 1862–1874 был построен ее нынешнее здание (архитектор Ш.Гарнье): лестница и фойе дворца по оформлению как бы соперничают с декорациями балетов и пышных шествий, которые происходили на сцене.
15
ФОЙЕ ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ
16
Львов Париж Сидней
17
В облике оперных театров, как в зеркале, отражается история оперы как явления общественной жизни. Истоки ее – в возрождении древнегреческого театра в аристократических кругах.
18
Интернет ресурсы:
Жанры оперы
Сегодня главенствуют следующие разновидности классической оперы:
- Эпическая. Получила значительное развитие в России, в ней используются сюжеты из народного эпоса. Композиторы вдохновляются народным творчеством, основой содержания эпической оперы служат былины, сказания, легенды. Произведение выдерживается в духе величаво-торжественного повествования.
- Лирическая. В ней отражены простые, общечеловеческие чувства, конфликты из повседневной жизни. Лирическая опера преисполнена чувств, она искренняя, проникновенная и трепетная.
- Драматическая. Музыка, в которой передаются страдания, тревога, смятения человека – эмоции, которые порождаются в спорах.
- Комическая. Легкая опера комического содержания, с забавными, смешными персонажами, которая обычно венчается счастливым финалом.
Понятие музыкальной формы
До 19 века характер композиции неразделимо связывался с ее структурой. Понятие «жанр» не отделялось от определения «музыкальная форма». Это строение произведения, его проект и четкая конструкция с определенным расположением взаимосвязанных частей. Вот несколько примеров.
Период – составной элемент, выражающий одну законченную мысль.
Самые простые формы: одночастные и двухчастные. Двухчастные являются повторением нескольких периодов. Одночастные – миниатюры, состоящие из одного периода.
- Куплетная. Это повторение одной и той же музыки, но с разным текстом. Часто используется в песнях.
- Запевно-припевная. Состоит из циклично повторяющихся частей: запева и припева. Запев складывается из разного текста, с использованием одной и той же или разной мелодии. Припев, как правило – одинаковые слова с повторяющейся музыкой.
- Вариационная. Здесь многократно повторяется основной мотив. Каждый раз он немного меняется, обогащая и развивая главную мысль.
- Рондо. В этой разновидности чередуются разные эпизоды, а между ними повторяется главная тема (рефрен). И так по кругу.
- Фуга. Полифония, где одновременно звучат несколько мелодий. Главная тема исполняется в разных голосах.
Где была создана первая опера?
Знаете ли вы, когда появилась первая опера? Оперный жанр зародился в Италии, на территории Флоренции, в конце XVI столетия.
Какая страна является родиной оперы?
Действительно ли Италия — родина оперы? Да, именно здесь зародился этот музыкальный жанр еще в 15-м веке.
Кто делает оперу?
Множество людей различных профессий участвуют в создании оперы: Композитор-автор музыки. Артисты-певцы (им помогают разучивать партии концертмейстеры) . Хор под управлением хормейстера.
Как в России появилась опера?
Опера в России появилась в XVIII столетии. А именно началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера — «Сила любви и ненависти» (музыка — Франческо Арайя, перевод либретто на русский язык — В. Первая опера на оригинальный русский текст поэта А.
Что такое опера?
Опера – это музыкальный жанр, а точнее вокально-театральный жанр музыки. Почему вокально-театральный? Потому что, оперу можно назвать театральным представлением. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев, на сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным (вокал – это пение).
Жанр «опера» зародился в конце 16 века, в 1600 году, в итальянском городе Флоренция. В этом году была свадьба короля Франции Генриха четвертого, который брал в жены дочь правителя Флоренции Марию Медичи. Герцог Медичи славился своей большой любовью к музыке, практически каждый день в их доме собирались великие музыканты того времени, устраивались концерты. Герцог захотел сделать гостям, которые придут на свадьбу, необычный подарок, он попросил музыкантов написать что-нибудь необычное, новое, невиданное до этого.
В день свадьбы, когда все гости собрались, на их суд было вынесено произведение, которое поразило абсолютно всех. На сцене находилось несколько актеров, одетых в костюмы, рядом располагался большой оркестр. Музыка не смолкала ни на секунду, а актеры не проговаривали, а пели свой текст. Как раз это и поразило зрителей. Дело в том, что до сего момента такие песни исполняли только простолюдины, в высшем обществе было принято раскладывать мелодию песни на несколько голосов, к тому же пение сопровождалось очень сложным аккомпанементом. При таком исполнении слова не возможно было разобрать. В произведении, представленном на свадьбе, каждое слово было подчеркнуто и аккомпанементом и необычной манерой пения актеров.
Произведение, показанное гостям короля и герцога Медичи, называлось «Орфей и Эвридика». В основе произведения лежал древнегреческий миф, в котором рассказывалось о судьбе певца Орфея. У молодого певца умирает невеста прямо в день свадьбы, Орфей решает пойти в царство мертвых, чтобы вернуть любимую Эвридику. Когда перед ним встали боги подземного царства, Орфей стал играть и петь, жестокие боги смягчились и решили отпустить девушку, но предупредили, что если Орфей посмотрит на Эвридику, прежде чем они выйдут на свет, она уйдет от него навсегда. Орфей не смог удержаться и взглянул на невесту, и она навеки покинула его.
Древнегреческий миф стал толчком к созданию первой оперы. Через семь лет после свадьбы, итальянский композитор Клаудио Монтеверди (он был там и видел представление) написал первую настоящую оперу с тем же сюжетом и названием («Орфей и Эвридика»). Композитор изменил первоначальную версию «музыкального мифа»: он попросил актеров петь свои роли (правильно будет назвать их «партиями») мягче и протяжнее, оркестр стал играть немного тише, как бы помогая певцам петь. Монтеверди считал, что оркестр тоже играет главную роль в опере, он помогает показать настроение героя, его чувства.
Название «опера» появилось гораздо позже, создания «Орфея и Эвридики». В переводе с итальянского языка это слово означает «труд» или «творение», «сочинение». Сначала произведения этого жанра называли «музыкальная повесть», а дальше писали «труд композитора…». Со временем, название сократилось до одного слова «труд», то есть «опера».
Жанры русских народных песен
Пение в России являлось ритуалом, который сопровождал все праздники, важные события и простые ежедневные хлопоты. Тексты не записывали на бумагу. Их заучивали и передавали, как должное, детям от родителей. Запоминались они легко, ведь эти мотивы звучали ежедневно. В них отражалась вся жизнь и быт. Отсюда и разделение русских народных песен по жанрам:
- Частушки. Короткие ритмичные песенки с юморком. Зачастую нецензурные и весьма колкие. Частушки исполнялись на ярмарках, праздниках и гуляниях. В роли певцов выступали профессионалы-скоморохи и просто любители из толпы гуляк. Удачные тексты передавали из уст в уста, но часто талантливые исполнители импровизировали прямо на месте. Это один из видов веселого и популярного народного творчества.
- Обрядово-календарные. Они были способом обращения к силам природы. Считалось, что пение способно вызвать дождь или обеспечить урожай. Представляете, иногда действительно помогало! Может, подсказать эту идею нашим метеорологам, как информацию для размышления?
- Игровые. Использовались для хороводов, игр и веселых танцев во время праздничных гуляний. Именно под это музыкальное сопровождение доярка Маша ненавязчиво заводила отношения с трактористом Петей, а балагур Вася задорно прыгал через костер.
- Колыбельные. Спокойные и трогательные детские напевы, которые знала каждая мама. Они часто придумывались на ходу, поэтому слова не заучивались.
- Лирические. Как думаете, о чем? Конечно, о любви. А еще о разлуке, тихой грусти, светлой радости. О подвигах советских солдат, детях и обо всем, что бередит душу и сердце. Это самые любимые женские мотивы тогда и сейчас.
- Трудовые. Очень полезная разновидность музыки. Крестьянский, а позже советский, труд был тяжелым и занимал большую часть дня. С песней время пролетало быстро, да и работалось веселее.
- Семейно-обрядовые. Они посвящались важным событиям и жизненным изменениям: рождению ребенка, крестинам, похоронам, именинам. Существовала отдельная большая категория – свадебные композиции. На свадьбе считалось важным не только погулять, но и «напеть» молодоженам счастливое совместное будущее и «семерых по лавкам».
Виды оперы
За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:
- Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
- Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
- Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
- Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
- Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
- Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.
https://youtube.com/watch?v=LWQbuJ24Wzg
Это интересно: Как считать ноты: описываем со всех сторон
Популярные темы сообщений
Система образования
Любая сфера в жизни человека является важной. Будь это культура, спорт, наука, медицинское обслуживание или нравственная сторона его жизнедеятельности
Но ни одна из них не может существовать без еще одной значимой сферы социальной жизни — образования.
Корова
Корова относится к травоядным животным. В холодное время года, корову можно прокормить благодаря зерновым культурам, а также кукурузе. А вот летом, взрослое животное может съесть не меньше 45 кг травы. Если корова относится к молочной породе,
Интересные факты о Пушкине
Одним из самых великих поэтов всех времен и народа является А. С Пушкин. Он признан основателем русского литературного языка. Он стал одним из важных национальных драматургов. Те люди, которые встречались с творчеством этого писателя,
Река Обь
Обь — крупная река России. Ее протяженность составляет 3650 км, а бассейн – почти 3 миллиона км, что делает ее рекордсменкой в этой области в РФ. Обь находится на западе России, большая ее часть протекает по Западно-Сибирской равнине.
Субтропики
Субтропики – географический пояс, который находится и в Северном и в Южном полушарии на широте от 30 до 40 градусов. Расположен между тропическими и умеренными широтами. Уже не тропики, но еще и не умеренный климат.
«Князь Игорь» Александра Бородина
Князь Игорь
1992
137 мин
Большой театр
Сценическое воплощение «Слова о полку Игореве». Композитор работал над оперой на протяжении 18 лет, но так и не закончил свой труд. Дописывали произведение по черновым записям Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Оба композитора настояли на авторстве Александра Бородина. В 1890 году состоялась премьера в Мариинском театре. Опера получила восторженные отзывы. «Князь Игорь» — опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского», — писалось в рецензиях. Спустя девять лет в Праге прошла европейская премьера, а в 1914-м «Князя Игоря» увидел Париж в оформлении Николая Рериха.
Сериа и буффа
Эти два жанра в XVIII веке приобрели огромную популярность и известность. И Сериа, и буффа зародились в Неаполе, но при этом кардинально отличались друг от друга. Сериа по праву считалась серьезной оперой. В основу таких произведений всегда ложились исторические или мифологические сюжеты, которые собственно и отличались серьезностью. Для таких произведений была характерна и определенная статичность действий.
Буффа – это типично комедийный жанр. Такую оперу в то время было принято считать не слишком интересной, поскольку в основу сюжетов всегда ложились обыденные ситуации. Стоит отметить, что этот поджанр появился исключительно благодаря коротким постановкам, которые в театрах показывали зрителям во время антрактов.
Именно они и стали основой для нового жанра. Поначалу буффа многие отказывались воспринимать как поджанр. Он был слишком смешным, поэтому некоторым казался попросту нелепым. Однако постепенно он сумел завоевать симпатии зрителей, а вскоре в театрах начали ставить не только серьезные сериа, но и забавные буффа.
Оперетта
Значительно менее масштабным жанром оперы были оперетты – маленькие произведения с незатейливым забавным сюжетом, любовной и сатирической линией, а также простой, хорошо запоминающейся музыкой. «Маленькая опера» возникла во Франции ближе к концу XIX века.
Встречаются разнообразные по характеру сюжета и содержанию оперетты – чаще всего они носят лирические и комедийные оттенки. Возникают определенные сложности с определением этого жанра, поскольку строгие рамки, которые разграничивали бы, например, оперетту и оперу-буффа, отсутствуют.
Это далеко не все виды оперы, существующие на данный момент. Как уже было сказано, некоторые из разновидностей исчезли, а в новом синкретичном театральном искусстве зарождаются новые, еще не названные жанры.
Что такое опера, история оперы
Что мы знаем об опере? Любой музыковед скажет, что это синтетический жанр, который объединил в себе разные виды искусств.
Простой слушатель ответит на этот вопрос иначе, вероятно, упомянув, что обязательный атрибут любой оперы – пение и драматургическое действие, разворачивающееся на сцене.
Ценитель классической музыки с важным видом отметит про особую пользу оперной музыки как для взрослых, так и для детей, потому что мы можем наслаждаться не только прослушиванием музыкальных инструментов, но и голоса, прекрасного и чарующего.
Об истории оперы и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.
История оперы
Сам жанр возник относительно недавно, всего каких-то пять веков назад, в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Прообразами ее послужили театрализованные мистерии, но в них музыка была лишь фоном, а также большую роль сыграло распространение сольных номеров с инструментальным сопровождением. Интересно, что термин «опера» был введен позднее, чем само произведение.
Так, композиторы, сочинившие первые произведения в этом жанре на рубеже XVI-XVII веков наименовали их «drama per musica» (драма на музыке). Их возникновение было обусловлено попыткой возродить древнегреческую трагедию. Так, первые образцы нового жанра того времени – это «Дафна» (1597) и Эфридика (1600) Я. Пери.
Однако, оперный стиль этих произведений был еще далек от классического образца.
В 1607 году в Мантуе К. Монтеверди ставит свою оперу «Эвридика», которая уже отличается драматизмом, богатой палитрой выразительности. В 1639 году для обозначения таких композиций впервые применяется термин «опера» (труд, дело).
Развитие оперного жанра
С момента зарождения, опера совершенствовалась и подвергалась всевозможным изменениям буквально каждое столетие. Так, венецианская школа, в лице Ф. Кавалли, М. Чести, Дж.
Легренци начинает усиливать роль мелодического начала в этом жанре, а также установливает вокальные формы. Эту тенденцию успешно продолжают композиторы неаполитанской школы начала XVIII века (А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео, Ф. Провенцале).
Именно в это время устанавливается форма арии, а также происходит разделение вокальных номеров и речитатива.
Настоящий реформатор в этом жанре К. Глюк, в своих произведениях («Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Тавриде» он собрал достижения итальянской оперы и французской трагедии.
Подлинной вершиной в развитии жанра принято считать творчество В. Моцарта. Именно в его творчестве опера расцвела, она вобрала в себя все достижения предшествующих эпох и национальных школ.
Он создал яркие выразительные театральные образы со своими характерами и эмоциями, воплотил все сложности конфликтов, взаимоотношений и интриг.
Так, «Свадьба Фигаро» написана в стиле итальянской оперы-буффа, «Дон Жуан» это соединение комедии с высокой трагедией.
С приходом эпохи романтизма в XIX веке опера выходит на первый план. Одной из главных идей того периода была тесная взаимосвязь различных видов искусств, которая как раз и проявляется в этом жанре.
Среди композиторов романтиков, оказавших свой вклад в развитие оперы можно выделить: Дж. Россини, Дж. Верди, Р. Вагнер. Среди композиторов русской школы большой вклад в развитии оперы внесли М. Глинка, А. Бородин, М.Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и др.
Что в опере важнее
Конечно, в этом вопросе не должно возникнуть сомнений. Первенство принадлежит музыке. Именно она точно и чутко передает эмоции, характер и чувства героев.
Однако, так было не всегда, некоторое время автором оперы считался либреттист, а не композитор. Было даже такое, что оперные певцы требовали у композитора выигрышных партий, он подчинялся и либреттисту и артистам.
В России в XVIII веке даже не обозначали его имя в комических операх.
В чем сила оперного искусства
Оперное искусство очень популярно в наши дни. Ведь это необычный жанр, в котором объединяются и тесно переплетаются драматическое искусство, танцы, литература, пантомима, изобразительное искусство и, конечно, главенствует над всем этим музыка. Она способна точно передать человеческие переживания во всех тончайших оттенках.
Именно поэтому столь широко влияние музыки на эмоциональное и эстетическое развитие человека. Каждый шедевр оперного искусства – это разнообразный и впечатляющий мир интереснейших сюжетов, полных ярких персонажей, со своими чувствами и переживаниями, мир богатейшего мелодического звучания, гармонии и оркестровых красок.
Василий Буслаев.
Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького. Писатель тщательно копил материалы о нем, лелея мысль написать о Ваське Буслаеве, однако узнав, что пьесу об этом герое пишет А.В.Амфитеатров, отдал все накопленные материалы собрату по перу. Эта пьеса эта считается одним из лучших произведений А.В.Амфитеатрова.
Названия знакомых опер
Опера «Садко». Николай Римский-Корсаков
Опера «Садко» – это образец народного стиля и шедевр, созданный в эпическом жанре. Либретто написано самим композитором на основе былин о гусляре по имени Садко. Бедный гусляр огорчен тем, что его не приглашают на празднества, на которых он зарабатывает на жизнь. Младшая дочь морского царя – Волхва, обернувшись лебедем, обещает колоссальное богатство музыканту, ведь она уже давно влюблена в гусляра за его прекрасные песни. Его заветное желание исполняется, он много лет беззаботно путешествует по миру, но приходит день расплаты. Морской царь требует жертвы, герой оказывается в подводном царстве, где его ждут неизведанные приключения. Но вдруг, очнувшись на берегу реки, Садко не понимает, что это было: сон или реальность?
Что стоит послушать?
Нежно и ласкающе звучит колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил». Наверняка эта песня знакома всем.
Опера «Иван Сусанин». Михаил Глинка
Первая русская опера рассказывает о событиях 1613 года, связанных с походом польского войска на Русь. Другое ее название «Жизнь за царя». Драматическое действо отражает подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в болота и не выдал местонахождение царя, за что был жестоко убит.
Патриотическую песню «Славься!» поныне исполняют по особым знаменательным датам.
Опера «Руслан и Людмила». Михаил Глинка
Либретто к опере написано по одноименной поэме Александра Пушкина. Это история любви храброго витязя Руслана и дочери киевского князя Светозара, Людмилы. Им уготованы тяжелые испытания, которые они преодолеют и приобретут радость, счастье.
Увертюра к опере или знаменитый «Марш Черномора» знакомы не только профессионалам, но и любителям музыки.
Опера «Князь Игорь». Александр Бородин
Народно-эпическая опера «Князь Игорь» – знаменитое произведение композитора, которое создавалось в течение 18 лет.
Оно пронизано идеей патриотизма, раскрывает величие и преданность русского человека своей родине. В основе сюжета лежит героическая поэма «Слово о полку Игореве», рассказывающая о неудачном походе князя Игоря против половцев.
Тоскливо и вместе с тем призывно звучит мелодия из хореографической картины «Половецкие пляски».
Серенада
Любой на вопрос о том, что такое серенада, ответит, что это просто песня под окном. Изначально серенадой признавали песню, которую мужчины исполняли для возлюбленной, как правило, под ее окном и в вечернее либо ночное время. Распространение жанр получил в Средневековье и времена ренессанса. Истоками серенады считают песню трубадуров. Позже под ней стали понимать любую музыкальную композицию, исполненную в чью-то честь. Постепенно серенада стала частью оперы, например, «Дон Жуан» Моцарта, и камерного жанра. Ярчайшее произведение – «Вечерняя серенада» Шуберта.
Из русских композиторов серенады писали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский.
Составляющие оперы
Оперу принято считать не только музыкальным, но и театральным жанром. Ведь актеры должны обладать не только прекрасными вокальными данными. Участники представления должны обладать и актерским талантом, чтобы люди, посетившие его, прочувствовали удивительную атмосферу постановки.
Опера представляет собой некую смесь, главными «ингредиентами» которой являются музыка, вокал, артистизм. Существует немало вариаций, которые отличаются от классической версии.
Это жанр с многовековой историей, из чего состоит опера. Музыкальное произведение делится на три части. Первая – это увертюра, или вступительная часть, которая задает соответствующее настроение публике. Исполняет ее оркестр.
Вторая часть — основная. Делится на несколько актов. Каждый из них, как глава книги. Между этими актами отдыхают не только актеры, но и публика, поскольку объявляется антракт. Существует два вида антрактов: короткие и длинные. Короткие длятся ровно столько, чтобы работники успели произвести замену декораций для следующего акта.
В таком случае занавес ненадолго опускается, а все зрители остаются на своих местах и ждут, когда закончится перестановка. Длинные антракты предоставляют достаточно времени не только для замены декораций, но и для отдыха. Зрители могут посетить буфет или прогуляться по зданию театра.
Основная часть делится на две: первую и основную – это сольные арии. Их исполняют актеры, которые исполняют роль определенных персонажей. Такие сольные выступления позволяют полностью раскрыть характер персонажей, понять их чувства.
Вторая часть называется литературной, ее основой выступает либретто — специальный сценарий, содержащий краткое содержание постановки в стихотворной форме. Иногда эти стихи пишут сами композиторы. К примеру, именно так поступал знаменитый Вагнер. Однако сейчас композиторы предпочитают возлагать работу по написанию либретто на специально обученных людей – либреттистов.
Заключительная часть представления – это эпилог. Самое время вспомнить о литературном эпилоге. Поскольку их функции абсолютно идентичны. В этой части подводится итог произведения. Иногда в качестве эпилога выступает история о том, как сложились в будущем судьбы героев.
Это интересно: Как держать бас