Слайды и текст этой презентации
Слайд 2Сегодня, я расскажу вам о истории возникновения ХИМИИ
Слайд 3Химия — это наука, которая существовала уже за 3-4 тыс.
Слайд 4Возникновение слова «химия»
Химия- очень древняя наука. До нашей эры химия развивалась, в основном, в Древнем Египте. Возможно, слово «химия» происходит от древнего названия Египта (на древнеегипетском языке оно звучало как «хам») и должно означать «египетское искусство». Но сегодня, более популярно предположение, что слово «химия» происходит от греческого «химос», что означает «сок растения». Тогда «химия» означает «искусство выделения соков». В греческом языке «сок» мог означать и расплавленный металл, поэтому «химия» может трактоваться как «искусство металлургии». Также есть версия, что слово «химия» происходит от «Хемес»—имени легендарного мудреца Гермеса Трисмегиста. По легенде, на его могильной плите записан рецепт изготовления философского камня—вещества, которое превращает любой металл в золото.
Слайд 5
Ремесленная
химия
Первые химические знания возникли у самых истоков цивилизации—в те времена, когда человек научился получать и поддерживать огонь. Люди научились применять простейшие химические превращения для удовлетворения своих потребностей в тепле, одежде, пище. Постепенно люди, накапливая знания и опыт, овладевали ремёслами. С появлением ремёсел возникла и древнейшая из разновидностей химии—ремесленная химия. Она ещё не была наукой в современном понимании, а была лишь определённым набором знаний о веществах и их превращениях. Но ремесленный период можно назвать первым этапом становления химии.
Слайд 6
Химия в античном мире
Древний Египет считался общепризнанным центром ремесленной химии. Такие химические ремёсла как: изготовление, отбеливание и крашение тканей, изготовление украшений из стеклянных бусин, косметики и выплавка металлов—были наиболее востребованные. Первые попытки дать знаниям ремесленников научное обоснование были предприняты в Древней Греции. Там возникла наука античная философия. Её раздел о внутреннем строении вещей и превращении одних веществ в другие иногда называют античной химией. Древнегреческие философы первыми предложили теорию строения вещества, согласно которой все предметы состоят из мельчайших неделимых частиц—атомосов.
Слайд 7Греческий философ Демокрит (V в. до н.э.)Все тела состоят из мельчайших,
невидимых, неделимых и вечно движущихся частиц- АТОМОВ.
Греческий философ Аристотель (IV в. до н. э. )
… в основе окружающей природы лежит вечная ПЕРВОМАТЕРИЯ
Слайд 9
Алхимия
После упадка Древнего Рима и древнегреческой цивилизации, в Европе начала распространяться новая религия—христианство. В Средние века христианская церковь считала химические знания порождением тёмных сил. Учёные преследовались, но химия не исчезла. После завоевания Европы арабами, на оккупированные территории пришли и культура, и наука, в том числе и химия, но уже под названием алхимия. Алхимики довели до совершенства методы получения и очистки металлов, разработали новые способы изготовления лекарств, изобрели декоративные сорта стекла, придумали почти всю современную химическую посуду. Остальные проекты алхимиков закончились неудачей, но внесли большой вклад в науку и способствовали развитию химии. Английский учёный Бойль отбросил приставку аль- в слове «алхимия» и наука стала называться химией. Его можно называть основателем современной химии.
связано с внедрением практики измерений во время экспериментов
Химикам стало важно знать не только как вещества реагируют, но и какова масса образовавшегося продукта или объёмвыделившегося газа. Измерения помогли установитьколичественные законы химии:Закон сохранения массы (М.В.Ломоносов, 1748 г
и А.Лавуазье, 1789 г.);Закон объёмных отношений (Ж. Гей-Люссак, 1808 г.) и др.
университетом.А. С.Пушкин.
В 1748 г. сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы вещества в химических реакциях.
Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.
развитую науку, которая основана на фундаментальных теоретических принципах и стала могучим орудием в умелых руках учёных.
Алхимия
Во II веке до нашей эры центром науки стала Александрия, ставшая родиной алхимии. Эта дисциплина является симбиозом теоретических мыслей Платона и практических навыков эллинов. Исследователь того времени Болос из Мендоса издал трактат «Физика и мистика», в котором дал описание металлам и драгоценным камням. Другой алхимик Зосим Панополит посвятил себя изучению искусственных методов получения золота.
История формирования науки химии берет начало именно с поиска этого благородного металла. Алхимики стремились получить золото при помощи опытов или магии. Однако в 296 г. император Римской империи Диоклетиан издал эдикт, наказывающий уничтожить все книги, содержащие знания о получении золота и серебра.
После краха Римской империи центром археологических исследований стал арабский Восток, а местные ученые — главными исследователями и хранителями античных трудов. Их деятельность способствовала открытию множество новых веществ. Большая часть уникальных знаний использовалась для разработки лекарств и снадобий в медицине и фармации.
В 815 г. арабский алхимик Джабир ибн Хайян сформировала ртутно-серную теорию, которая объясняла происхождение металлов. Ее принципы стали основополагающими для алхимии не арабской и европейской школы.
Он также ввел представление о философском камне как о некоей субстанции, которая способна изменить соотношение ртути и серы в любом металле, превратить его в золото, и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие. Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем академия в Кордове.
Об открытиях мусульман христианские ученые узнали во времена крестовых походов. В Европу, алхимия проникла после изучения античных трудов монахом Альбертом Великим и его последователем Фомой Аквинским. Изучение данной дисциплины происходило в монастырях. Серьезным достижением монахов стало открытие нашатыря теологом Бонавентура.
Открытия алхимиков слабо волновали общество, пока Роджер Бэкон не описал порох в 1249 г. Со временем это вещество произвело революцию на полях сражений и в амуниции армии.
Известно, что папа Иоанн 22 был увлечен алхимии. Однако именно он издал в 1317 г. буллу против алхимиков. Католическая церковь наложила проклятие на занятия этой науки. Ее запретили во Франции, Венеции, Англии и Италии. Количество ученых подвергшихся гонениям и смерти несчетно.
В XVI веке алхимия трансформировалась в медицинскую дисциплину. Труды Парацельса открыли множество лекарств. В XVII веке состоялась первая научная революция, результатом которой стало новое естествознание, основанное на экспериментальных данных. Важным этапом является возрождение учения атомизма французским мыслителем Пьером Гассенди, который дал ему философское обоснование.
Предмет и задачи химии
Химия как часть естествознания изучает материю, а предмет химии включает состав вещества, его строение и обусловленные ими свойства. Также химия исследует изменения этих характеристик в процессах превращения веществ – химических реакциях – и устанавливает закономерности таких изменений.
Уровень, на котором сохраняются химические свойства – это молекулы и атомы. Этими структурными единицами химия оперирует при описании процессов в веществе. Опираясь на законы движения материи на атомно-молекулярном уровне, химики решают множество задач. Можно сгруппировать эти задачи по нескольким направлениям:
- получение веществ с заданными свойствами;
- повышение качества выпускаемой продукции и эффективности различных производств;
- разработка технологий, снижающих количество вредных отходов;
- получение востребованных техникой материалов с заданными свойствами (термостойких, сверхпроводящих и других);
- оптимизация методов использования химической энергии, получаемой при сжигании природного топлива.
Но прежде чем прийти к постановке столь высокотехнологичных задач, наука о веществах проделала большой исторический путь.
Атомно-молекулярное учение. Мельчайшие частицы
Как и каждая наука, химия имеет свои термины и понятия, которые изучаются на протяжении всего курса. Эти термины для вас будут не новыми, вы с ними знакомились на уроках физики и природоведения. А речь пойдёт об атомах, молекулах, химических элементах и веществах. Эти понятия являются основой атомно-молекулярного учения.
Рассмотрим подробно каждое понятие.
Атом
Наверняка вы в учебнике или кабинете химии видели периодическую систему химических элементов (ПСХЭ). Она имеет разный вид и структуру, с которой вы позже подробно познакомитесь. Классический вид периодической системы химических элементов изображён на рисунке.
С уроков природоведения вам известно, что атомы это кирпичики мироздания.
Атом – мельчайшая частица химического элемента, которая отвечает за его свойства и химически неделима.
На данный момент известно 126 видов атомов – химических элементов. Какая связь между химическим элементом и атомом? Химический элемент состоит из атомов определённого вида. В чём состоит отличие этих понятий. Почему алхимики не могли найти философский камень? Почему железо или медь не превращаются в золото? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть строение атома.
Абсолютно каждый атом имеет положительно заряженное ядро и, вращающиеся вокруг него, отрицательные электроны.
Самое тяжёлое в атоме – это ядро, которое состоит с протонов (имеют заряд +) и нейтронов (заряд 0).
Атом не имеет никакого заряда, иными словами нейтрален.
Число протонов = число электронов
Чтобы узнать количество частиц, необходимо определить порядковый номер элемента в ПСХЭ.
Например, если в состав атома входит 10 электронов и 10 протонов, посмотрев в периодическую систему, увидим, что данный набор частиц отвечает химическому элементу – Неон. Химический элемент Золото имеет 79 протонов и 79 электронов. Состав атомов, а точнее, количество протонов, не изменяется в ходе химических реакций. Именно по этой причине, алхимики не смогли найти рецепт философского камня.
Атомы (подобно буквам, которые соединяются в слоги, а потом в слова) соединяются в молекулы.
Молекула
Молекула – наименьшая частица вещества
Как образуются молекулы? Снова проведём аналогию с буквами. Чтобы получилось читаемое и со смыслом слово, необходима определённая комбинация букв и чёткие правила. Также происходит и при образовании молекулы. Атомы соединяются в молекулу с помощью химических связей. Свойства молекул зависят от того, атомы каких элементов входят в их состав, а также каким образом они соединены между собой.
Рассмотрим на примере молекул веществ, которые образованные атомами кислорода, это кислород и озон. Обе эти молекулы образованы атомами химического элемента Кислород, но в состав озона, химическая формула которого О3, входит 3 атома Кислорода, а в молекулу кислорода, формула вещества О2 – два атома химического элемента Кислород.
Данное явление называется аллотропией. Это явление существования простых веществ, образованных одинаковым химическим элементом, но различным по свойствам и строению.
Рекордсменом по образованию аллотропных форм является углерод, который существует в виде алмаза, графита, карбина, фуллеренов, углеродных нанотрубок.
Как видно из определения, атомы и молекулы – это частицы, но в чём их разница? Снова проведём аналогию с буквами и словами. Буквы – это атомы, слова – это молекулы. Буквы не могут состоять из слов, так же как и атомы не могут состоять из молекул.
Молекула сернистого газа SO2 состоит из одного атома Серы и двух атомов Кислорода. Молекула аммиака состоит из одного атома Азота и трёх атомов Водорода и т. д.
Таким образом, мы видим, что все вещества состоят из атомов химических элементов. Живая и неживая природа – это также комбинация химических элементов.
Ионы
Что происходит с атомом, если он присоединяет или отдаёт электроны? Он становится заряженной частицей.
Ионы – частицы, которые положительно или отрицательно заряжены.
Обобщив все вышесказанное, выделим основные постулаты атомно-молекулярного учения, которое является фундаментом в химии, физике и естествознании:
- Вещества состоят из молекул;
- Атомы являются частью молекулы;
- Атомам и молекулам характерно самопроизвольное движение;
- Во время химических реакций происходит изменение состава молекулы и образуются новые вещества.
Пенициллин
Во время Первой мировой войны шотландский биохимик Александр Флеминг служил военным врачом в полевых госпиталях. Он всеми силами старался найти средство, которое смогло бы спасти раненых, умиравших от инфекций после успешно проведенных операций.
Однажды ученый обнаружил, что плесневый грибок, который он посадил в чашку Петри (специальный стеклянный цилиндр с невысокими стенками и крышкой), убил часть колонии бактерий стафилококка
Флеминг обратил внимание, что вокруг каждого пятна плесени была область, свободная от бактерий. Он сделал вывод о том, что плесень вырабатывает специальное вещество, способное убивать бактерии
В 1945 г. Александр Флеминг получил Нобелевскую премию за открытие пенициллина.
Простейшие понятия: вещество, молекула, атом, химический элемент
Что такое химия? Где мы встречаемся с химическими явлениями? Везде. Сама жизнь — это бесчисленное множество разнообразных химических реакций, благодаря которым мы дышим, видим голубое небо, ощущаем изумительный запах цветов…
Что изучает химия? Химия изучает вещества, а также химические процессы, в которых участвуют эти вещества.
Что такое вещество — понятно: это то, из чего состоит окружающий нас мир и мы сами. Но что такое химический процесс (явление)?
К химическим явлениям относятся процессы, в результате которых изменяется состав или строение молекул, образующих данное вещество. Изменились молекулы — изменилось вещество (оно стало другим!), — изменились его свойства:
- свежее молоко стало кислым;
- зелёные листья стали жёлтыми;
- сырое мясо при обжаривании изменило запах.
Все эти изменения — следствие сложных и многообразных химических процессов. Итак,
химия — это наука о веществах и их превращениях.
При этом исследуются не всякие превращения, а только такие, при которых
- обязательно изменяется состав или строение молекул;
- никогда не изменяется состав и заряд ядер атомов.
В этом определении встречаются такие понятия, как «вещество», «молекула», «атом». Разберём их подробнее.
Вещество — это то, из чего состоят окружающие нас предметы. Каждому абсолютно чистому веществу (таких в природе, кстати, не существует) приписывают определённую химическую формулу, которая отражает его состав, например:
- Н2О — вода;
- Na8[(AlSiO4)6SO4] — лазурит.
Выше приведены молекулярные формулы двух веществ. Следует отметить, что далеко не все вещества состоят из молекул, так как существуют вещества, которые состоят из атомов или ионов. Например, алмаз состоит из атомов углерода, а обычная поваренная соль — из ионов Na+ и ионов Cl– (условная «молекула» — NaСl).
Наименьшая частица вещества, которая отражает его качественный и количественный состав, называется молекулой.
Молекулы состоят из атомов. Атомы в молекуле соединены при помощи химических связей. Каждый атом обозначается при помощи символа (химического знака):
- Н — атом водорода;
- О — атом кислорода.
Число атомов в молекуле обозначают при помощи индекса:
Примеры:
- О2 — это молекула вещества кислорода, состоящая из двух атомов кислорода;
- Н2О — это молекула вещества воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
Но! Если атомы не связаны химической связью, то их число обозначают при помощи коэффициента:
Аналогично изображают число молекул:
- 2Н2 — две молекулы водорода;
- 3Н2О — три молекулы воды.
Почему атомы водорода и кислорода имеют разное название, разный символ? Потому что это атомы разных химических элементов.
Химический элемент — это частицы с одинаковым зарядом ядер их атомов.
Что такое ядро атома? Почему заряд ядра является признаком принадлежности атома к данному химическому элементу? Чтобы ответить на эти вопросы, следует уточнить: изменяются ли атомы в химических реакциях? Из чего состоит атом*?
Атом не имеет заряда, хотя и состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов:
В ходе химических реакций число электронов любого атома может изменяться, но заряд ядра атома в химических реакциях НЕ МЕНЯЕТСЯ!
Поэтому заряд ядра атома — своеобразный «паспорт» химического элемента. Все атомы с зарядом ядра +1 принадлежат химическому элементу под названием «водород». Атомы с зарядом ядра +8 составляют химический элемент «кислород».
Каждому химическому элементу присвоен химический символ (знак), порядковый номер в таблице Менделеева (порядковый номер равен заряду ядра атома); определённое название и, для некоторых химических элементов, особое прочтение символа в химической формуле (табл. 1).
Подведём итог. Вещества состоят из молекул, молекулы состоят из атомов, атомы с одинаковым зарядом ядра относятся к одному и тому же химическому элементу.
Но, если вещество состоит из молекул, то любое изменение состава или строения молекулы приводит к изменению самого вещества, его свойств.
Вопрос. Чем отличаются химические формулы веществ: Н2О и Н2О2?
Хотя по составу молекулы этих веществ отличаются на один атом кислорода, сами вещества по свойствам сильно отличаются друг от друга. Воду Н2О мы пьём и жить без неё не можем, а Н2О2 — перекись водорода, пить нельзя, а в быту её используют для обесцвечивания волос.
Вопрос. А чем отличаются химические формулы веществ:
Состав этих веществ — аллозы (А) и глюкозы (Б) — одинаков — С6Н12О6. Отличаются они строением молекул, в данном случае — расположением групп ОН в пространстве. Глюкоза — универсальный источник энергии для большинства живых организмов, а аллоза практически не встречается в природе и не может быть источником энергии.
Слайд 4К 4000 г. до н.э. наступил новый этап в истории возникновении
химии, люди научились выплавлять бронзу – сплав меди с оловом, который был гораздо более твердым, чем медь. Бронза же сразу стала использоваться для изготовления мечей, наконечников стрел и копий, щитов. Наступил бронзовый век.
В те давние времена люди могли получать не только металлы. Стекло фаянс, минеральные и растительные краски, чернила, косметика и лекарственные препараты – вот далеко не полный перечень изделий, которые мог изготовить человек уже тогда с помощью различных химических превращений.
В середине первого тысячелетия новой эры, после падения Древнего Рима, центр цивилизации переместился на Ближний Восток. Именно там арабы преобразовали слово «алхимия». Под этим словом понимались все знания, связанные с превращением веществ как практические, так и теоретические.
А главной теоретической идеей алхимии в течение почти полутора тысячи лет было превращение неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) под действием так называемого философского камня. С помощью этого мифического «эликсира» надеялись также излечить все болезни и даже сделать человека бессмертным. Последователей этой идеи на арабском Востоке, а затем и в Европе стали называть алхимиками. Алхимиками были практически все ученые средневековья, монахи, врачеватели и даже короли.
Органическая
Органическая химия специально изучает соединения, содержащие элемент углерод.
Углерод обладает многими уникальными свойствами, которые позволяют ему образовывать сложные химические связи и очень крупные молекулы.
Органическая химия известна как «химия жизни», потому что все молекулы живой ткани, имеют углерод в своем составе.
Органических соединений теоретически может быть бесчисленное множество, а их строение более сложное, чем минеральные (неорганические) вещества.
Ученые, занимающиеся вопросами неорганической химии, разделились на множество самостоятельных наук.
Этапы развития химии
Химия – наука о составе, строении и свойствах веществ. Химия изучает процесс превращения этих веществ, а также законы, по которым происходят эти превращения.
Химической деятельностью человек начал заниматься задолго до нашей эры. Это произошло в то время, когда люди научились получать металлы. Потом началось производство керамики, стекла, дубление кож, крашение тканей, создание лекарственных средств, изготовление косметики.
Ещё в 300 г. до нашей эры египтянин Зосима создал энциклопедию, которая состояла из 28 томов. В этих томах были собраны знания по взаимным превращениям веществ за последние 500-600 лет.
Алхимия
Начальным этапом развития химии можно считать появление алхимии. В основе алхимии лежали представления древнегреческих философов Эмпедокла, Платона и Аристотеля об элементах природы и их взаимном превращении.
Считалось, что существуют четыре первоначала: земля, вода, воздух и огонь. И они способны переходить друг в друга, так как каждое из них является одним из состояний единой первоматерии.
А все вещества образуются в результате сочетания этих первоначал.
Алхимики превращали одни вещества в другие. Они полагали, что подобным превращениям могут подвергаться и металлы. Многие учёные были заняты поисками «философского камня», который должен был превращать неблагородные металлы в золото.
И во время этих поисков в своих лабораториях алхимики научились получать щёлочи, многие соли, серную и азотную кислоты, этанол. С помощью этих веществ они могли воздействовать на другие вещества.
В середине XIII века европейские алхимики получили порох.
Следует сказать, что алхимия в Европе была под запретом. Заниматься алхимией запрещали как церковь, так и светские власти. Но, несмотря на это, алхимия была популярна вплоть до начала XVI века.
Развитие химии как науки
В XVI веке ирландский учёный Бойль освободил химию от алхимии. Он предположил, что все вещества состоят из химических элементов, которые нельзя разложить на более простые части. Можно сказать, что с этого времени химия стала отдельной наукой.
В конце XVII – начале XVIII веков появляется теория немецкого химика Э.Г. Шталя, объясняющая явления горения, окисления и восстановления металлов. Но эта теория была признана ошибочной в середине XVIII века французским физиком Лавуазье, установившим роль кислорода в этих процессах. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения массы вещества в химических процессах.
C конца XVIII до середины XIX века был открыт целый ряд стехиометрических законов, устанавливающих количественные соотношения (массовые и объёмные) между реагирующими веществами и продуктами реакции. Закон Авогадро, законы сохранения массы, эквивалентов, постоянства состава, объёмных отношений, кратных отношений – это законы, лежащие в основе стехиометрии.
Менделеевым был открыт периодический закон.
После того как в конце XIX века были открыты электрон и радиоактивность, в начале ХХ века была разработана теория гетерополярной (ионной) связи и теория гомеополярной (ковалентной) связи. В 1927 г. началась разработка квантово-механической теории химической связи.
Учение Менделеева о периодичности химических элементов получило своё подтверждение. Стало возможным прогнозировать свойства веществ. Физико-математические методы стали широко использоваться для разнообразных расчётов в области химии.
Появились новые физико-химические методы анализа: электронная и колебательная спектрометрия, магнетохимия и т.д.
https://youtube.com/watch?v=1cYXor5zGmc
В ХХ веке благодаря достижениям химической науки стало возможным получение веществ с заданными свойствами: синтетических антибиотиков, синтетических полимеров, пластмасс, всевозможных строительных материалов, тканей и т.п.
Современная химия тесно сотрудничает с другими науками. В результате появились совершенно новые разделы химии: биохимия, геохимия, коллоидная химия, кристаллохимия, электрохимия, химия высокомолекулярных соединений и др.
Важным направлением современной химии является получение дешёвого топлива, создающего альтернативу основным современным источникам энергии – нефти и газу.
Точные современные приборы и компьютеры значительно упростили исследования и математические расчёты в области химии, повысили их точность, скорость и уменьшили стоимость.
Современная история химии
В середине 19 века ученые доказали электронную структуру веществ. Это стало первым шагом к возникновению теории о связи химических элементов. Однако валентность упоминается еще раньше. Уильям Хиггинс в 1789 году выдвинул предположения о том, что мельчайшие частицы связаны между собой.
Открытия в разных науках стали оказывать все большее влияние друг на друга. Химия, физика, квантовая механика, математика начали работать в связке, доказывая и опровергая теории.
За весь период существования химия проделала путь от предположений к точно доказанным данным. Она стала одной из ступеней образования современного человека. Минимальные знания закладываются с раннего детства, а простейшие лаборатории расположены в каждой школе.
Открытия в химии послужили основой для создания фармацевтики. Миллионы людей трудятся над созданием препаратов, которые смогут избавить общество от опаснейших заболеваний и увеличить продолжительность жизни. И кто знает, какие еще сюрпризы готовит для нас химия.
Заключение
Химия оказалась в центре важных и сложных физических процессов. Химические реакции происходят не только в окружающем нас мире, но и в тканях, клетках, сосудах человеческого тела. Ученые XX века обнаружили, что именно химия помогает человеку различать запахи и цвета, позволяет быстро откликаться на едва уловимые перемены, происходящие в Природе. Зрительный пигмент родопсин улавливает световые лучи, и мы видим многообразие красок вокруг. Пахучие травы и растения рассылают во все стороны летучие органические молекулы, попадающие на чувствительные центры в органах обоняния живых существ, передавая тончайшие запахи Природы. В ответ на любое внешнее раздражение мозг человека посылает по нервным волокнам сигнал тревоги или радости, действия или успокоения. В организме человека нервные волокна, руководящие нашим движением, и мышцы, осуществляющие его, разделены зазором шириной не более 50 нанометров. Это расстояние в 1000 раз меньше толщины человеческого волоса. Окончания нервных волокон выделяют органическое вещество — ацетилхолин, который передает химический сигнал мышцам любого органа, совершая прыжок через пространство, отделяющее волокна от мышц.
Бурные химические процессы протекают внутри далеких звезд и в термоядерных реакторах, созданных учеными. Непрерывно идет химическое взаимодействие атомов и молекул в растениях и в недрах Земли, на поверхности водных просторов и в толще горных хребтов. Природа многое доверила химии и не ошиблась: химия оказалась ее верным союзником и трудолюбивым помощником.
Не может существовать и развиваться без химии ни одна из областей современных естественных наук.
Впереди у химии — и радости свершений, и трудности преодолений.
Химия к ним готова. В этот далекий, интересный поход она отправляется вместе с лучшим другом — неуемной, беспокойной, ищущей человеческой мыслью.