Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
Сказка –
устный
фантастического
который отражает
мечты народа.
рассказсодержания,
-
Слайд 3
Узнай сказку
-
Слайд 4
Морозко
-
Слайд 5
Иван –
крестьянский
сын и
чудо юдо. -
Слайд 6
Царевна –
лягушка -
Слайд 7
Гуси — лебеди
-
Слайд 8
Семь
Симеонов -
Слайд 9
Хаврошечка
-
Слайд 10
По щучьему
веленью -
Слайд 11
Сестрица
Алёнушка,
братец
Иванушка -
Слайд 12
Герои
волшебных сказок
добрый
которому многоудаётся с трудом.
человек, -
Слайд 13
баба яга
Кощей Бессмертный
щука
яблонька
мышка
братец
коровушка
Двуглазка
мачеха -
Слайд 14
Царевна-лягушка
Хаврошечка
Гуси-лебеди
Кощей Бессмертный
щука
баба яга
мышка
яблонька
братец
мачеха
коровушка
Двуглазка -
Слайд 15
Иван
Марья
Кощей
Василиса
Кикимора
Елена
Змей
Царевич
Искусница
Бессмертный
Премудрая
Болотная
Прекрасная
Горыныч -
Слайд 16
Язык сказок
-
Слайд 17
добрый
молодец
красна
девица
буйная
головушка
чисто
поле
сокол
ясный
леса
дремучие
цветы
лазоревые
луга
зелёные
травы
шелковые
море
синее -
Слайд 18
око
чело
уста
перст
ланиты
длань
губы
палец
глаз
ладонь
лоб
щёки -
Слайд 19
око
чело
уста
перст
ланиты
длань
глаз
лоб
губы
палец
щёки
ладонь -
Слайд 20
Волшебные
помощники
животныеприрода
чудесные предметы
-
Слайд 21
-
Слайд 22
От сказки
к были… -
Слайд 23
А
В
Т
О
М
О
Б
И
Л
Ь -
Слайд 24
А
Э
Р
О
С
А
Н
И -
Слайд 25
Р
А
Д
И
О
Л
О
К
А
Т
О
Р -
Слайд 26
гусиное перо
ковёр-самолёт
сапоги-скороходы
сундук
клубок ниток
гусли-самогуды
перо Жар-птицы
летучий корабль
золотое яблочко и
серебряное блюдечко
воздушный лайнер
роликовые
коньки
магнитофон
космическая
ракета
прожектор
телевизор
компас
шариковая ручка
сейф -
Слайд 27
Фантастические
существа -
Слайд 28
-
Слайд 29
АКЗАКС
ЬЖОЛ,
АД
В
ЙЕН
КЁМАН,
МЫРБОД
МАЦДОЛОМ
КОРУ.
СКАЗКА
– ЛОЖЬ,
ДА
В
НЕЙ
НАМЁК ,
ДОБРЫМ
МОЛОДЦАМ
УРОК. -
Слайд 30
Хаврошечка
Царевна — лягушка
Гуси — лебеди
Иван – крестьянский
сын и чудо юдо
Морозко
Семь Симеонов
терпение
храбрость
взаимовыручка
трудолюбие
преданность
доброта -
Слайд 31
МОЛОДЦЫ !
-
Слайд 32
Использованные материалы:
Интернет –ресурсы – иллюстрации
Кац Э.Э. Литературное чтение. Учебник для 3
класса в 2 частях. -М.: АСТ: Астрель, 2008
3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по
внеклассному чтению. – М.: ВАКО, 2006
4. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с
третьеклассниками. –Ярославль, Академия развития,
2007
5. Занимательные сказочные материалы к урокам
литературного чтения и математики в 1-4 классах
/авт.-сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006
Посмотреть все слайды
Глава 1. Басня и великие баснописцы
Что такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает.
Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение, или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана.
Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!?
А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке? Попробуем разобраться.
С этой целью я провёл анкетирование одноклассников и предложил им вопросы:
- Каких известных баснописцев Вы знаете?
- Какие басни И.А. Крылова Вы читали?
- Кто становился героем бесен Крылова?
- Знаете ли Вы историю басни «Стрекоза и Муравей»?
100 % учащихся назвали фамилию И.А. Крылова, 45% вспомнили Эзопа.
Ребята назвали следующие басни Крылова: — «Ворона и Лисица»; — «Свинья под дубом»; — «Волк на псарне»; — «Стрекоза и Муравей».
Героями басен становились звери и насекомые. А историю басни «Стрекоза и Муравей» знают немногие.
«Басня – иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными». «Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ».
Самыми известными в мире, пожалуй, были всего три мудреца-баснописца: греческий раб Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа».
Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.
Родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний, эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времён до наших дней — считается Эзоп.Эзоп — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в YI веке до н.э. Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Истории жизни Эзопа не существовало. Историки писали лишь то, что Эзоп был рабом на острове Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит. Откровенно осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений.
Его басни давно прославлены на весь мир, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта.
Жан де Лафонтен — тоже знаменитый, но только французский баснописец. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном»
Художественному значению басен Лафонтена способствует его образный язык, богатство и разнообразие поэтической формы.
Великий русский баснописец И.А. Крылов — был писателем редкой судьбы. Родился в Москве в семье бедного армейского капитана. После выхода отца в отставку семья поселилась в Твери. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.
Зимой 1782 г. Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. В Петербурге он нашёл то, о чём мечтал: образованных людей, книги, театр. Он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным.
Он открыл свой счастливый жанр — басню. В ней сошлись все грани его таланта писателя. Всего при жизни Крылова вышло девять книг басен. Когда его спросили, почему он избрал такой род стихотворения, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».
Известные сказочники
Ганса Христиана Андерсена можно смело назвать великим сказочником. Андерсен писатель родом из Дании, на его счету числятся такие известные сказочные произведения как «Гадкий утенок», «Новое плате короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева и другие.
Шарль Перо французский писатель, стал знаменитым благодаря своим сказкам «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Красная шапочка», «Спящая красавица». Его сказки оказали большое влияние на формирование мировой сказочной традиции. Некоторые историки литературы считают, что персонажи сказок Перро имели реальных прототипов.
Якоб и Вильгельм Гримм известные немецкие сказочники. Изначально они занимались исследованиями немецкой народной культуры, что в последствии подтолкнуло их к написанию сказок. Их известные сказки — «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Гензель и Гретель», «Король Лягушонок», «Горшочек каши», «Беляночка и Розочка», «Госпожа метелица».
Известным русским сказочном был великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Его известные сказки – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке и многие другие.
Сказки бытовые (примеры для 5 класс). Что такое бытовые сказки?
Основной особенностью бытовой сказки является то, что в основе сюжета лежит повседневная бытовая жизнь. В бытовой сказке не рассказывается о волшебных превращениях, фантастических событиях, сражении главного героя с силами зла. Сюжет прост и максимально приближен к реальной жизни.
События, разворачивающиеся в бытовой сказке, как будто происходят в реальном времени. Герои живут не в тридевятом царстве или волшебном королевстве. Время и место максимально приближены к реальности.
Герои русской народной бытовой сказки – это обычные люди. Чаще всего действующими лицами являются мужья с женами, солдаты, барин со слугами, купцы и т.д. Каждый персонаж наделен яркими чертами характера: смекалистость, хитрость, доброта, жадность.
Сюжет основывается на решении какой-то бытовой проблемы. Зачастую в центре повествования оказывается положительный персонаж и его конфликт с отрицательным героем. Сюжет описан лаконично, в нем отсутствуют пространные описания и излишние детали.
Однако не следует путать бытовую сказку с обычным рассказом. В сказке всегда присутствует какой-то невероятный факт. К примеру, солдат варит кашу из топора. В реальной жизни такое бы вряд ли произошло.
Одной из характерных особенностей бытовой сказки является ее острая социальная направленность. Богатые противостоят бедным, показаны взаимоотношения между разными социальными группами. Люди из простого народа чаще всего оказываются положительными персонажами. С помощью своей смекалки им удается проучить богачей, получить награду или обрести счастье.
Бытовые сказки воспевают ум человека, его изворотливость и умение справляться с жизненными проблемами. Здесь нет волшебных сил, которые бы выручили героя. Он сам справляется со своими проблемами.
Для бытовой сказки характерна некая ирония и сатира. Так, могут высмеиваться негативные черта характера, герои шутят как над другими, так и над собой.
Одной из самых известных бытовых сказок считается “Кашица из топора”. Главный герой – солдат. Он захотел поесть и приказал старухе сварить кашу. Когда та сказала, что варить не из чего, служивый начал варить в котелке топор. Хитростью солдат выманил у старухи крупу с маслом и сварил кашу. Солдат – это воплощение хитрого и смекалистого человека, а старуха – это прижимистая, но любознательная скряга.
Сказка “Как Иван-дурак дверь стерег” также считается бытовой. В ней рассказывается о глупом юноше, которому приказали стеречь дверь, а он принес ее с собой на поле. По своей композиции сказка напоминает анекдот. В ней высмеивается скудоумие.
Сказка “Хорошо, да худо” построена в виде диалога между барином и простым мужиком из Ростова. В сказке подчеркивается остроумие мужика и его умение складно отвечать на вопросы барина.
В сказке “Солдат и черт” рассказывается о служивом, который согласился выменять у черта душу взамен на отпуск. Черт подменял солдата на службе и прочувствовал на себе все тяготы солдатской жизни. Он так утомился, что и про душу солдата забыл.
Сказка о рыбаке и рыбке
Моей любимой сказкой является сказка, написанная известным русским писателем А.С.Пушкиным
«Сказка о рыбаке и рыбке». На мой взгляд эта сказка очень полезная и поучительная. Для всех героев этой русской народной сказки она тоже поучительная. Для старика можно сделать вывод, что не нужно идти было на поводу у своей злой старухи, а для старухи –нужно беречь своего старого мужа, и следует знать, что у любого волшебства есть конец.
Сюжет этой сказки таков, что рыбак поймал золотую рыбку, которая готова была исполнить любые три желания, за то чтобы он выпустил ее обратно в море. Тут в дело вмешивается его жадная жена, которой было все мало и все портит, и в конце рассердившаяся рыбка забирает все то что им дала, и старик со своей старухой остаются у своего разбитого корыта.
Главный смысл в ней заключался в жадности старухи. Жадность всегда губит человека. И всегда нужно уметь вовремя останавливаться в своих желаниях и умерить свои аппетиты.
Эта сказка учит ценить то, что имеете в жизни. А если Вам хочется чего – то большего, то нужно добиваться этого своим трудом. В сказке «О рыбаке и рыбке» рассказано, как человек может оказаться в плену своих желаний. Старуха из простой бабки превратилась в злую жадную и капризную женщину, которой было все мало и мало. Она совсем потеряла разум от того, что все богатство ей далось просто так.
Александр Сергеевич хотел показать читателям, что счастье не в деньгах и богатстве. Счастье в уважении друг друга и понимании.
Зло, которое исходило от старухи было наказано. Она выбрала неправильную жизненную позицию и была обречена на неудачу. Бабка не захотела остановиться вовремя в своих желаниях, она требовала все больших благ для себя, и чтобы давалось это даром.
Неразумные люди, которые схожи со старухой из сказки Александра Пушкина не могут позаботиться о своих духовных потребностях, когда все дается даром. Она хотела только богатства и власти, в ущерб своим моральным ценностям.
Эта сказка дает понять читателям то, что не нужно быть скупым для своего счастья, а нужно радоваться тому, что преподносит нам судьба.
Мораль в этой сказке очень проста, никогда не нужно быть жадным человеком и не стремится объять необъятное, а если хочешь получить чего-то то добивайся это сам.
Литературная сказка как вид художественного произведения
Литературная сказка — это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, так же и герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. Главное отличие литературной сказки состоит в том, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные, моральные, нравственные и другие вопросы.
Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик:
- отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана
- может содержать заимствования из фольклорной сказки
- может сочетать в себе как придуманное, так и реальное
- описанный мир может иметь черты гротеска
- психологизация персонажей
- прослеживается явная авторская позиция
- дается оценка происходящим событиям
Жанры
К известным жанрам фольклора принято относить сказки, былины, легенды.
Рис. 1. Сказка.
С давних времен народы создавали собственные пословицы и поговорки, в которых отражались жизненные принципы целого народа. Выделяются также песни: колыбельные, свадебные, календарные, обрядовые. К жанрам УНТ относятся и частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки.
Что мы узнали?
Устное народное творчество (УНТ, фольклор) – это устные произведения, созданные народом. УНТ формируется с давних времен. Фольклорные произведения, которые передаются из уст в уста и не имеют зафиксированного вида, не предусматривают авторства, автор – целый народ. В таких произведениях накапливается весь народный опыт, представления человека о мире, его отношение к окружающему. Среди жанров фольклора выделяют: сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Что такое устное народное творчество?
- Устные произведения, созданные конкретными авторами
- Устные произведения, созданные народом
- Письменные произведения, созданные народом
- Письменные произведения, созданные конкретными авторами
Популярные сегодня темы
Горькие продукты редко пользуются популярностью и спросом среди населения. Однако врачи утверждают, что именно в горьких продуктах много пользы. В Древней Греции ученые говорили, что вылечить
Дошкольный возраст самый подходящий для обучения. Ребёнок с раннего детства должен знать, что у него есть родная сторона, где его всегда будут любить и ждать. Понятие патриотизм имеет глубоко
Особенностью пчел является существование в составе единого общественного организма. Конечно, каждая пчела выглядит отдельной особью, но в действительности, представляет собой как бы самостоят
Королевство Дания является морской страной, так как из любой точки на суше до моря расстояние совсем небольшое. Здесь всегда повышенная влажность и часто идут дожди.
Гриб лисичка обыкновенная — употребляется в пищу человеком. Относится к семейству Лисичковые. Своё имя он получил от русского слова
Николай Петрович Богданов-Бельский — русский художник-портретист начала ХХ века, главный председатель художественного Общества Куинджи. Родился в 1868 году в деревне Шитики
Моржами называют людей, которые практикуют экстремальное закаливание в виде купания зимой в открытых водоемах. Вода в проруби обычно не превышает +4 градуса. В разных странах людей, купающихся в такой холодной воде, называют по-разному: моржи, тюлени, выдры, белые медведи. Все эти названия позаимствованы у животных, обитающих в суровых условиях.
Наибольшей популярностью такой вид закаливания пользуется в Финляндии, где принято окунаться в прорубь после сауны. В этой стране в 2000 году впервые провели соревнования по зимнему плаванию на различные дистанции среди мужчин и женщин, а также эстафеты. Марафонские заплывы в ледяной воде регулярно проходят в России. Обычно это километровый заплыв на время. Организаторы ограничивают время пребывания в воде участников 25 минутами. Рекордсмены преодолевают заветный километр чуть больше чем за 14 минут. В мире таких людей не более 30, большинство из которых проживает в России.
При окунании в ледяную воду у человека сжимаются дыхательные пути, резко повышается давление, что создает большую нагрузку для сердца. Поэтому моржи – это очень тренированные и выносливые люди. Такой вид закаливания повышает иммунитет и позитивно сказывается на кровообращении. Но если у человека есть болезни сердца, почек, легких, то купания зимой ему противопоказаны. Тем более что резкая смена давления вызывает головокружение и обморок. Ограничений по возрасту моржевание не имеет, главное – подготовить организм к этому.
Начинают закаливание с попеременного окунания ног в теплую и холодную воду, затем практикуют холодный душ и обливание холодной водой, постепенно понижая температуру, обтирание снегом, а только затем окунаются в прорубь. Предварительная подготовка организма занимает около двух месяцев. Также не рекомендуется окунаться с головой, чтобы не вызвать спазм сосудов мозга. Перед купанием моржи обязательно разогреваются, например, делают зарядку или небольшую пробежку. После купания обязательно вытираются полотенцем, хорошо растирая все тело
Не менее важно быть морально готовым к окунанию, перебороть страх перед ледяной водой, иначе никакой пользы не будет. Еще одно правило моржа – никогда не купаться в одиночку
Все сказки похожи
Почти все сказки развиваются по одному сценарию. Происходит неожиданное событие, которое дает главному герою очень важную цель. Ему приходится преодолевать препятствия, чтобы добиться желаемого. Злодей упорно вставляет герою палки в колеса, а добрые второстепенные персонажи протягивают ему руку помощи. Все это сдобрено изрядной порцией магии. В финале добряков неизменно ожидает награда, а их противников настигает кара.
Вот так добрые пчелы побеждаю в сказке зло
Есть и другие общие составляющие сказок:
история традиционно начинается со слов «однажды», «давным-давно», «в далеком королевстве» и т.д.;
действие происходит в выдуманной или далекой стране. Хотя бывают и исключения;
главному герою противостоит злодей. Иногда в этой роли выступает сама судьба, подкидывающая персонажам почти непреодолимые испытания;
без магии никуда. Ее проявлениями могут быть чары, волшебные предметы или животные, невероятные способности
Важно, что магия не просто присутствует, но играет важную роль в истории – помогает или препятствует герою в достижении его цели;
часто встречаются повторы по 3 или 7. Волк наведывается к 3-м поросятам
Белоснежка поселяется в домике у 7-и гномов;
всегда есть мораль: жадины и злодеи получают наказание, а добрые персонажи, прежде обделенные жизнью, вознаграждаются исполнением желаний;
Хэппи-энд неизбежен, но до самого конца повествования он кажется почти невозможным.
Здесь надо уточнить: ваша сказка – свободное пространство для творчества. Использование перечисленных клише немного упрощает сочинение истории, но не бойтесь от них отступать. В сказке о гадком утенке нет ни далекого королевства, ни магии, ни 7-и дварфов, но автор легко обошелся и без них.
Теперь готовьте бумагу и ручку. Да, это надо сделать прямо сейчас, иначе сегодня ваше чадо останется без особенной сказки на ночь.
Сочинение на тему Моя любимая сказка Репка 5 класс
Очень добрая и поучительная история, которая воспитывает в людях доброту и чувство взаимопомощи, которые так нам необходимы в сложную минуту. Эта сказка, расскажет про одну очень дружную семью, которая объединив свои усилия, смогла преодолеть очень сложную задачу, которая одному человеку была бы не под силу, а вместе наши герои смогли свернуть горы. Все начинается с того, что старик посадил репку, но эта репка росла очень быстро, и выросла очень большой. Пришла пора ее убирать, но один наш герой не справится.
Он принимает решение: позвать всех своих родственников, которые должны ему помочь. Все очень трудно и у них ничего не получается, так как она не поддается. Последний из членов этой семьи, который им поможет, это собачка, которая так же была призвана на помощь. Именно она решила исход этого сражения, так как когда она присоединилась к этой борьбе за урожай, то сразу же все получилось.
Очень глубокий смысл, который показывает, что может сделать коллективная работа. Эта большая семья, благодаря своей сплоченности, смогла преодолеть все преграды и одержала победу. Все остались с урожаем, а юный герой поймет и запомнит одну простую истину: не имей сто рублей, а имей сто друзей, которые смогут прийти к тебе в самую сложную минуту.
5 класс
Суть сказки про Золушку
В произведении рассказывается о жизни девушки по имени Золушка, мать которой умерла. Отец снова женился, «наградил» дочь злой мачехой и двумя несносными сестрами. Они всячески портили жизнь Золушке, нагружали ее тяжелой работой. Девушка, в свою очередь, покорно выполняла все задания, была настолько доброй и отзывчивой, что даже не таила зла на своих родственников.
Добро всегда побеждает зло во всех сказках. Эта тоже не является исключением. Труд, упорство и доброта Золушки с лихвой окупились. Золушка удивительным способом попала на королевский бал, где в нее влюбился принц. Несмотря на преграды и неприятности, они поженились и жили счастливо.
«Русские народные сказки»
Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.
«Курочка-ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зайГа-тался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.
Веселый и задорный колобок гак уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость,- вот он и попался лисе («Колобок»).
В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь – «всем пригнетыш» – и не стало теремка («Теремок»), В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия
Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову бежит курица по воду – петух проглотил зерно и подавился, река воды не дала, просит дать ей листа с липки. Курица – к липке, липка просит нитку от девушки и пр. В конце концов курица принесла воды, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. | Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
Устное народное творчество (5 класс. Коровина, 1 часть, стр.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о прочитанном
1. Прочитайте и перескажите небольшую статью, составленную по книге известного фольклориста В. Аникина.
В статье В. Аникина говорится, что искусство, которое создавалось народом, называется фольклором (в переводе с английского языка – «мудрость народа»). Фольклор – это устное народное творчество, оно передавалось из уст в уста из поколения в поколение. Фольклор был с человеком с рождения: сначала в колыбельных песнях, наполненных материнской любовью, а затем дитя нянчили и развлекали пестушками и потешками.
Когда ребенок подрастал, он знакомился с закличками и приговорками, а потом со считалками, которые определяли, кому в игре водить. Считалку отличает четкий ритм.
Нравились ребятам и игры со словами – скороговорки, в них можно было соревноваться: кто лучше и быстрее произнесет трудновыговариваемые фразы.
И дети и взрослые любили разгадывать загадки, которыми испытывалась сообразительность человека и в которых простые знакомые предметы представали в поэтических сравнениях.
2. Объясните, почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством. Какие произведения фольклора вы слышали от родителей, когда были маленькими, какие прочитали в книгах?
Словесный фольклор называется устным народным творчеством, потому что он передавался старшим поколением младшему из уст в уста. И так из века в век.
Я помню мамину колыбельную песню «Баю-баюшки-баю», потом со мной играли в «Сороку», которая кашу варила, и «Ладушки». Конечно, мне рассказывали сказки. Из книг я узнал о пословицах и поговорках, читал сборники русских народных сказок.
Обогащаем свою речь
1. С помощью учебника и словарей дайте определение следующим жанрам устного народного творчества, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка.
Пестушка – это короткая песенка или стишок для младенцев, которыми взрослые сопровождают физические упражнения для малыша. Пестушки помогали развитию ребенка.
Потешка – небольшая песенка-приговорка, сопровождающая игру с младенцем, с его ручками и ножками. Например, к потешке относятся «Ладушки, ладушки». Потешки не только развлекали, но и развивали малыша.
Колыбельная песня – ее пели, когда укачивали малыша, чтобы он заснул. Это древнейший фольклорный жанр. Считалось, что колыбельная песня несет магическую охрану ребенка от любых бед.
Закличка – небольшая песенка или стихотворение, обращенное к силам природы или животным. Это отголосок древних заклинаний-просьб о помощи. Например, «Дождик, дождик, лей, лей».
Приговорка – это стихотворное или песенное обращение детей к животным, птицам, растениям с просьбой выполнить какое-то действие. Например, «Уж ты, бор-борок! Дай ягод коробок, грибов кузовочек, орехов мешочек!»
Прибаутка – особый вид народного творчества, близкий к пословице и поговорке: ходячая шутка, иногда состоящая из короткого забавного рассказа, иногда из малопонятных смешных выражений. Например, «Идет коза рогатая».
Считалка – жанр детского фольклора, небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначена для случайного выбора игрока.
Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
Загадка – краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать.
2. Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Научитесь правильно их произносить:
– Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать. – колыбельная песня
– Уж дождь дождём, поливай ковшом. – закличка
– Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко. – приговорка
– Пришёл Прокоп, кипит укроп,
Ушёл Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп. – скороговорка
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).