Введение
Все живущее на Земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении определенных условий.
Но эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни. В ходе эволюции, потребности человека вышли за рамки физиологической потребности.
Цель любой деятельности человека – это удовлетворение потребностей.
Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Но со временем социализации и развития человека, и превращение его в высокоорганизованное существо. То есть появление потребности в высших потребностях.
Введение
В повседневной жизни
экономика обычно ассоциируется с термином «сбережение». Экономить
средства для снижения затрат на материалы и средства для производства товаров и
услуг, максимально снизить затраты, быть экономным собственником.
Что и для чего работает экономика? Главной целью экономики является повышение благосостояния людей. В экономике есть только два «общих» клиента — семья и государство. Государство также удовлетворяет потребности семьи. Семья отражает состояние экономики каждой страны. Конечно, семейная жизнь — это сфера особых отношений, и нет места товарно-денежным отношениям между аборигенами. Однако это не означает, что семья вообще не подчиняется общим законам экономики. Проще говоря, действие этих законов в семье проявляется особым образом, и это не очень легко понять.
Не случайно Нобелевская
премия по экономике 1992 года была присуждена американскому ученому Гари
Беккеру, которому удалось доказать, что поведение человека в области личной
жизни подчиняется общим правилам экономической рациональности.
Стремление к рациональности
особенно проявляется при расчете семейного бюджета, в соотношении доходов и
расходов, при выборе цели семейной финансовой и товарной политики.
К сожалению, в современной
российской практике редко семьи и люди составляют и анализируют бюджеты, что
подтвердили результаты нашего опроса: из 120 респондентов только 10%
подтвердили вопрос: «Планируете ли Вы семейный бюджет? 34% — не имеют
опыта формирования семейного бюджета и даже не хотят думать об этом, живут
«сегодня»; 56% — свойственны «консьюмеризму», понимают
важность формирования домашнего хозяйства, но не имеют опыта в этом. Поэтому сегодня актуально
рассматривать семейный бюджет, его воспитание как один из путей повышения
благосостояния семьи
Поэтому сегодня актуально
рассматривать семейный бюджет, его воспитание как один из путей повышения
благосостояния семьи.
Следует помнить, что в
прошлом домработницы, которые работали в независимых домах, отвечали за всю
экономику. Их особенно уважали владельцы, так как они распределяли и экономили
деньги и помогали использовать их мудро.
Гипотеза: Если вы знаете, как
установить рациональный потребительский бюджет, вы можете улучшить
благосостояние подростка и использовать деньги мудро.
Предмет: Студенческий бюджет
школы № 9 MOU.
Методы исследования: Опрос,
анкетирование, сравнение и подведение итогов 2 -х лет.
Цель: подтвердить гипотезу.
Задачи:
- Изучать литературу на эту тему.
- Определить источники доходов опрошенных подростков.
- Создать структуру расходов подростков.
- Определите подростков, которые планируют свой бюджет.
- Разработать рекомендации по рациональному формированию потребительского бюджета.
Проведенная работа
доказывает, что приобретенные экономические знания и простые методы
(бухгалтерская книга. счетная книга) позволили молодежи рационально
использовать свой бюджет.
В конце месяца, подытоживая.
Очень важно научиться
планировать свой собственный бюджет, пока вы еще живете с родителями, что в
долгосрочной перспективе поможет вам создать собственную семью. Благодаря этой
способности молодые люди смогут сами решать, когда они будут финансово готовы к
семейной жизни, что они делают, сколько они экономят и что покупают
Они смогут
сознательно и сознательно заботиться о своем собственном благополучии и
благополучии своей семьи, не полагаясь на своих родителей.
Если молодые люди поймут
важность семейного бюджетирования, они смогут проводить свою собственную
материальную и финансовую политику в семье и сделать ее как можно более
эффективной. Эта работа вызвала большой
интерес у молодежи, и необходимы результаты
Это лично помогло мне разумно
планировать бюджет. В будущем я планирую учитывать «расходы» для
детей разного возраста
Эта работа вызвала большой
интерес у молодежи, и необходимы результаты. Это лично помогло мне разумно
планировать бюджет. В будущем я планирую учитывать «расходы» для
детей разного возраста.
Классификация желаний по А. Маслоу
Если вы узнаете, что у человека есть нужда в крове, пище и здоровом образе жизни, то вы определите первичную потребность. Нужда заставляет индивидуума стремиться получить насущные блага или изменить нежелательное положение (неуважение, позор, одиночество, опасность). Потребность выражается в мотивации, которая в зависимости от уровня развития личности приобретает конкретную и определенную форму.
К первичным потребностям относятся физиологические нужды, например продолжение рода, желание пить воду, дышать и т. д. Человек хочет защищать себя и своих близких от врагов, помогать им в лечении болезней, уберечь от нищеты. Желание попасть в определенную социальную группу переправляет исследователя в другую категорию – социальных потребностей. Помимо этих стремлений, индивидуум испытывает желание нравиться окружающим и требует уважительного к себе отношения.
Потребности человека постоянно меняются, в процессе эволюции человека постепенно происходит пересмотр мотивации. Закон Э. Энгеля гласит, что спрос на низкокачественные продовольственные товары снижается по мере роста доходов. Одновременно увеличивается спрос на продовольственные товары, которые требуются повышенного качества при улучшении уровня человеческой жизни.
Что такое потребности?
Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.
Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:
- подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
-
Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)
Рост потребностей и возможные проблемы
Наши потребности безграничны и постоянно растут. Причины роста потребностей:
- постоянное совершенствование технологий порождает необходимость в приобретении новых устройств и товаров;
- чем выше доходы людей и их культурный уровень, тем больше у них потребностей;
- СМИ и реклама способны формировать потребности, о которых человек «еще не догадывается»;
- растет население Земли, поэтому потребности количественно увеличиваются.
С какими проблемами может столкнуться человечество, если потребление будет безудержно расти:
1. Экологическая катастрофа. Мало кто из нас чинит сломавшийся смартфон, а не приобретает новый; немногие сортируют отходы и отдают на переработку или использует многоразовые сумки для походов в магазин. Мусор можно найти в любом уголке нашей планеты.
2. Конечность ресурсов. Для реализации потребностей нужны ресурсы: вода, древесина, полезные ископаемые, растения. Если потреблять бездумно, то они станут дефицитными. В ООН посчитали, что 2 млрд человек по состоянию на 2021 г. не имеют доступа к чистой воде. В тройке проблемных стран Индия, Эфиопия и Нигерия.
Что делать?
Внедрять рациональное потребление и производство – эффективное и экономичное использование ресурсов. Например, производить продукцию из перерабатываемого сырья, а покупать осознанно.
Выводы по теме:
1. Потребности бесконечны, постоянно растут и меняются, а ресурсы конечны. Недостаток ресурсов может спровоцировать гибель человечества.
2. Потребности бывают мнимые и ложные.
3. Пирамида Маслоу показывает, как меняются потребности человека по мере их удовлетворения от физиологических до духовных.
4. Чтобы потреблять рационально пользуйся правилами для определения полезности и необходимости товара, а также составляй список покупок.
5. С 14 лет ты можешь зарабатывать самостоятельно, но не забывай помогать родителям с домашними делами.
Ответы на задания:
Задание №1: Распредели потребности из предложенного списка на 2 столбика:
Задание №3: Распредели потребности из списка по столбикам, к которым они относятся:
Словарь
Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в котором закрепляются права и обязанности сторон. Например, условия труда, продолжительность рабочей недели, трудовые задачи, условия оплаты место и дата начала работы. Этот документ подтверждает факт трудовых отношений и помогает в разрешении споров.
Дефицит – нехватка чего-либо.
Продвижение по пирамиде потребностей
Иерархия потребностей Маслоу часто изображается в виде пирамиды. Самые низкие уровни пирамиды потребностей состоят из самых базовых потребностей, в то время как самые сложные потребности находятся на самом верху.
После удовлетворения потребностей нижнего уровня люди могут переходить на следующий уровень потребностей. По мере продвижения по пирамиде потребности становятся все более психологическими и социальными.
На вершине пирамиды на первый план выходят потребность в самоуважении и чувство выполненного долга
Как и Карл Роджерс, Маслоу подчеркивал важность самоактуализации, которая представляет собой процесс роста и развития личности с целью реализации индивидуального потенциала
Система расходования
Домашняя экономика семьи начинает изучать в школе. Курс «Обществознание» 7-8 класс предлагает распределить расходы на главные и второстепенные.
Главные. На эти цели нельзя экономить, они иногда требуют точных сумм. Например, коммунальные услуги. Есть минимальный предел, за который не выйти. Ребенок должен понимать, сидеть без света, тепла и воды невозможно. Экономить в данной позиции можно, но есть и предел. То же с расходами на еду и одежду. Практичные семьи, распределяя бюджет, ведут журнал (записи). Вести такой учет советую экономисты всем семьям, желающим наладить свое положение. Подсчет не сложен. Какие данные требуется фиксировать:
- дата совершения расхода (покупки);
- приобретенный предмет;
- член семьи, для кого приобретено;
- количество и время эксплуатации;
- сумма израсходованных средств.
Ученые называют семейные журналы кассовой книгой. У человека появляется зависимость от планирования и фиксации. Контроль за бюджетом приводит к экономии.
Постепенно вырабатывается привычка просчитывать необходимость трат. Планирование – основа построения расходов с целью развития благополучия.
Понятие потребности человека
В обществе принято делить все нужды и потребности человека на три группы: физиологические, духовные и социальные. Люди относятся к нужде в одной из областей по-разному, в зависимости от воспитания и образования, личностных особенностей характера и уровня культуры. Когда человек ощущает явный пробел в одной из сфер жизни, у него есть два пути: сделать все, что в его силах, чтобы удовлетворить потребность, или отказаться от нее.
Человек ощущает нужду в одной из жизненных сфер через потребность.
Что такое потребность? Это острая необходимость в обладании какими-то благами, товарами или услугами, которые доставляют личности удовольствие или удовлетворение. Можно дать и другие определения понятию, например, экономическое, когда потребность — это осознанная нужда в чем-то конкретном; личное отношение индивидуума к вещам и предметам; ощущение неудовлетворенности в чем-либо и стремление улучшить свое состояние; стремление обеспечить лучшие условия жизни и т. д.
Список литературы
- Беккер Г. Семейная экономика и макробиология // США: экономика, политика, идеология. — 2000
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юрайт-Издат, 201
- Булатов А.С. Экономика. — М.: Международные отношения, 2013
- Гурвич Е.Т., Дынникова О.В. Экономический кризис в России и пути его преодоления // Экономика. — №6. — 2013
- Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски / Проблемы экономики. — №12. — 2013
- Жеребин В.М., Романов А.Н. Экономика домохозяйства. — М.: Финансы, UNITI. — 2009
- Народное хозяйство / под ред. Савченко П.В. М.: Экономист, 2008
- Реферат на тему: Стратегическое и тактическое планирования
- Реферат на тему: Экономическая устойчивость предприятия
- Реферат на тему: Формы и методы финансового контроля
- Реферат на тему: Методы оценки конкурентоспособности услуг
- Реферат на тему: Функция предложения
- Реферат на тему: Масштабы мировой теневой экономики
- Реферат на тему: Выбор и реализация предпринимательской идеи
- Реферат на тему: Экономический рост и экологические проблемы
- Реферат на тему: Новая экономика и особенности ее формирования в России
- Реферат на тему: Формирование цен на продукцию, услуги
- Реферат на тему: Организационные структурные изменения
- Реферат на тему: Принципы стратегического планирования
Современная психология о потребностях
Системно-векторная психология (Юрий Бурлан) наиболее полно раскрывает понятие желаний каждого конкретного человека, дифференцируя психическое устройство человека на 8 мер – 8 векторов. Каждый из векторов может либо присутствовать у человека, либо отсутствовать, и этот индивидуальный набор векторов, проходя развитие (до пубертата включительно) и реализуясь, определяет индивидуальное психическое устройство.
Каждый вектор – это набор желаний (обеспеченных свойствами для их достижения), не пересекающихся ни с одним другим вектором. И каждый человек, в зависимости от своего векторального работа, обладает и соответствующими желаниями. Системно-векторная психология доказывает, что набор желаний каждого человека индивидуален и определяется его набором векторов, а также уровнем их развитости и реализации.
Системно-векторный подход впервые дает возможность определять потребности людей дифференцированно, в зависимости от их психического устройства.
Подробнее читайте здесь.
Какими бывают потребности
Теперь обсудим виды потребностей человека. По характеру их принято делить на такие группы:
-
биологические (витальные);
-
социальные;
-
духовные.
Давайте разберёмся, чем они отличаются друг от друга, и рассмотрим примеры.
Биологические (естественные) потребности — это такие потребности, от которых зависит выживание наших организмов.
К ним можно отнести потребности в пище, сне, тепле, воде, дыхании, отдыхе и т. д. Их мы ощущаем с самого рождения и до конца жизни
Всем живым организмам важно удовлетворять их вовремя, т. к
иначе можно навредить физическому здоровью или даже перестать существовать.
Социальные потребности
Социальные потребности — это стремление личности быть частью общества.
Люди — социальные существа. Чтобы поддерживать ментальное здоровье, нам нужно общаться, оказывать и принимать поддержку, чувствовать привязанность и понимать, что мы принадлежим к группе других людей.
Духовные потребности
Духовные (идеальные) потребности — это потребности в самопознании, развитии и творчестве.
Сюда относится всё, что связано с самореализацией человека. Люди стремятся создавать новое, учиться, развивать свои возможности. А ещё — тянутся к прекрасному, например, музыке, поэзии и живописи. Также к духовным потребностям относится и религиозная вера.
Индивидуальные и общественные потребности
Кроме основных видов потребностей также иногда выделяют индивидуальные и общественные. Они не входят в приведённую выше классификацию, но их тоже было бы полезно рассмотреть. Эти два вида потребностей разделяют по другому критерию: их обладателям.
Индивидуальные потребности характерны для конкретного человека из-за его личных особенностей. Общественные — для какой-либо социальной группы по тому же принципу.
Чтобы было понятно, можно привести в пример людей с ограниченными возможностями. Чтобы жить полной жизнью, им нужны особые условия: пандусы, лифты, кнопки вызова экстренной помощи и светофоры со звуковыми сигналами. Эти условия для них обеспечивает общество, чтобы сделать среду доступной для всех людей.
Классификация потребностей человека: иные трактовки
Психология выделяет и иные классификации потребностей человека. Одной из популярных считается классификация, согласно которой потребности делятся на рожденные и приобретенные.
К первому пункту относятся физиологические потребности в еде, питье, сне, кислороде, определенном и комфортном температурном режиме. Человек имеет эти потребности с рождения и не в состоянии контролировать их наличие.
Новорожденный хочет есть или пить, оповещая об этом маму своим криком. Дышит и спит он непроизвольно. Соблюдение или несоблюдение температурного режима моментально скажется на самочувствии и здоровье.
Остальные потребности называют приобретенными, возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром и социумом, формируются в зависимости от условий жизни и воспитания. Здесь уже все индивидуально: кто к чему привык, того и хочется. Кто к чему стремится, то и выбирает.
Классификации человеческих потребностей интересовали философов и в древние времена. Например, Эпикур, живший в III веке до нашей эры, выделял три вида потребностей:
- Естественные/обязательные. Без человек не может прожить.
- Естественные/необязательные. Без них человек может жить.
- Неестественные/необязательные. Прихоть, ненужные желания, без которых легко можно прожить и выжить в любых ситуациях.
Психоаналитик Эрих Фромм считал, что для человека важно удовлетворить пять видов потребностей:
- В обретении любви, наличии дружеских чувств, присутствии теплого общения с другими людьми.
- В самореализации и утверждении в социуме, в обретении общественного признания.
- В ощущении себя частью какой-то социальной группы, национальности, религиозного течения,направления культуры.
- В занятиях творчеством, созидании, преображении мира вокруг самого себя и близких людей. В обретении тяги к прекрасному.
- В миропонимании и осознании своего места во вселенной.
Психолог Е.П. Ильин, например, считал, что потребности физиологического характера следует выделить из общей классификации и рассматривать их отдельно от желаний человека. Он считал, что требование организма получить что-то конкретное в конкретный момент не считается осознанной потребностью.
Когда потребность появляется в форме какого-либо состояния, у человека автоматически запускается механизм выработки алгоритма удовлетворения возникшей нужды.
Пример: человек резко захотел пить. Эта потребность не является сформированной заранее и спланированной. Но автоматически мозг начинает проводить неосознанную работу по поиску воды, которая утолит жажду. Если бутылка или графин под рукой – человек идет, наливает воду в стакан и утоляет жажду. Если рядом нет воды, разрабатывается план ее добычи: поход в магазин, например.
Таким образом, несмотря на различные точки зрения психологов, выделяются основные группы потребностей человека.
- Потребности биологического характера, направленные на жизнеобеспечение организма: питание, питьевой режим, дыхание, сон, температурный режим.
- Потребности социального характера, направленные на пребывание в определенных социальных, религиозных, национальных кругах и группах, возможность получить признание и уважение.
- Потребности духовного характера, направленные на получение знаний, реализации творческих способностей, эстетических удовольствиях.
19 января 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С самого рождения мы испытываем различные потребности (в еде, сне, воздухе, уходе).
Со временем они меняются, дополняются, усиливаются. Но именно их удовлетворение заставляет нас действовать, двигаться вперед, идти к цели.
Сегодня мы поговорим про то, что же это такое, узнаем, какие потребности присущи каждому человеку, на какие виды они подразделяются, а также подробно рассмотрим пирамиду потребностей людей от известного американского психолога Абрахама Маслоу.
2.1. Что такое потребность?
Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
25 стр., 12060 слов
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не … плотное тело живым, сознательным существом. Умирая, уносит с собой он то, что одушевляло его физическое тело. Когда человек может …
или
Потребность – это вид функциональной или психологической нужды, или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Виды (классификация) потребностей людей
В широком понимании существует два вида потребностей: те, с которыми индивид родился, и те, которыми он обзавелся при жизни.
- Первые называются врожденными: их «придумала» природа, без их удовлетворения человек просто не сможет существовать. Например, мы должны иметь доступ к кислороду, спать, кушать, отдыхать, находится в определенном температурном режиме и т.д.
- Вторые – приобретенные, связаны в большинстве своем с социальным взаимодействием. Кто-то родился в богатой семье, где с рождения ему на завтрак подавали «гуся по колено в сметане», делали массаж головы и одевали.
Через много лет этот человек, оказавшись без денег, будет остро переживать нехватку физического комфорта и тосковать по тому самому гусю. Возможно, он впадет в депрессию, а может заменит эту потребность какой-то другой.
Многие ученые выдвигали свою авторскую классификацию видов потребностей. Вот некоторые из них:
- Философ Эпикур еще в 3 веке до н.э. Делил все потребности на 3 вида:
- Естественные и обязательные (без них невозможно жить);
- Естественные и необязательные (без них возможно выжить);
- Неестественные и необязательные (хочу замуж за коня).
-
Э.Фромм, психоаналитик выделял 5 видов потребностей:
- Потребность в любви, дружбе, человеческих, теплых чувствах;
- В самоутверждении и собственной значимости в обществе;
- В принадлежности к группе, нации, государству, культуре, религии;
- В творческой деятельности, создании нового вокруг себя;
- В познании окружающего мира.
-
Пирамида потребностей Маслоу (американский психолог) является самой популярной классификацией видов. В своей теории он расставил человеческие желания в иерархическом порядке в виде 7 уровней – от низшего (низшие потребности) к высшему (высшие потребности человека).
Причем человек не может перепрыгивать какие-либо ступени: например, если потребности второго уровня не удовлетворены или удовлетворены частично, то индивид просто не в состоянии испытывать потребности, находящиеся на четвертой ступени.
Данную классификацию рассмотрим отдельно в следующем разделе статьи.
2- Уход и защита
Семья также нуждается в безопасности и заботе. Члены семьи, будь то дети, взрослые или пожилые люди, с особыми заболеваниями или без них, нуждаются в защите.
Этот уход жизненно необходим, когда речь идет о новорожденных. Семья должна быть в состоянии гарантировать выживание самых маленьких и беззащитных, и это достигается за счет постоянной заботы и помощи.
Эта потребность также напрямую связана с едой. И поскольку это основа здоровья, благополучие во многом зависит от нее.
Когда мы говорим об уходе и защите, мы говорим об удовлетворении физических и медицинских потребностей людей, составляющих семью. Реагирование на потребности в уходе зависит от доступа семей к ресурсам, позволяющим им удовлетворить их.
Это также зависит от уровня знаний этих людей. То есть достаточно не только знать, что у вас есть доступ к определенным услугам, но и знать, как использовать их в своих интересах.
Потребительский габитус.
Пьер Бурдье ввел в широкий научный оборот понятие габитуса, которое позволяет глубже объяснить механизм воспроизводства социальных иерархий через повседневную практику людей. «Габитус, — по его словам, — это свободные привычки» (Бурдье 1996: 29).
Габитус выполняет целый ряд функций. П.Бурдье (1994: 193-194) дает несколько определений, отражающих их:
- Габитус – это “система схем восприятия и оценивания”.
- Габитус – это “система схем производства практик”.
- Габитус – это “система схем восприятия и оценивания практик”.
- Габитус – это “система схем классификации”.
Габитус – это результат длительного пребывания индивида в определенной статусной позиции. «Для каждого агента видение пространства зависит от его позиции в этом пространстве», – пишет П.Бурдье (1994: 191).
Бывший президент Польши Л.Валенса сформулировал эту же мысль иначе: «Точка зрения зависит от точки сидения». Габитус включает два компонента: когнитивный и мотивационный. Иначе говоря, он включает в себя две составляющие:
- Социальные интересы (мотивационный компонент) как объективно оптимальный способ удовлетворения потребностей субъекта, тесно привязанный к его месту в социальном пространстве. Восприятие мира и структура практик естественно формируются под мощным давлением интересов.
- Доступная информация (когнитивный компонент), которая также определяется местом в социальном пространстве. То, что видно из одной позиции, не видно из другой. Поэтому социальный опыт, формируемый в разных позициях, далеко не одинаков (сравните воспоминания о войне маршалов и солдат – разные войны!).
Позиция предопределяет и доступ к обработанной и классифицированной информации через систему образования, средств массовой информации, книги, Интернет и т.д. Соответственно, разные позиции – это разный уровень и качество образования, разные возможности для самообразования, разные стимулы к образованию.
“Агенты, – по словам П.Бурдье, – конструируют соответственное видение мира. Но это конструирование осуществляется под структурным давлением” (1994: 192).
Человек в любой позиции, даже самой невыносимой, стремится приспособиться к ней. Одним из самых распространенных средств уменьшить страдания и дискомфорт является принятие этой позиции как естественной. “Социальный мир, – по словам П.Бурдье, – стремится восприниматься как очевидный” (1994: 192).
Очевидное не вызывает протеста, возмущения, а, следовательно, уменьшает страдания и дискомфорт.
“Диспозиции восприятия имеют тенденцию приспосабливаться к позиции” (Бурдье 1994: 192).
Поэтому позиция, воспринимаемая со стороны как совершенно ужасная, немыслимая, иначе воспринимается теми, кто долго в ней пробыл: последние к ней уже приспособились. Приспособление – это способ выживания в любой позиции. “Даже наиболее обездоленные агенты, – как отмечает П.Бурдье, – стремятся воспринимать социальный мир как должное и мириться с гораздо большим, чем можно было бы вообразить” (1994: 192-193).
Принятие социальной иерархии как очевидной, естественной – лучший цемент, обеспечивающий ее прочность. “Через габитус мы получаем мир здравого смысла, социальный мир, который кажется очевидным” (П.Бурдье 1994: 194).
Разумеется, не всем это удается. Есть люди, которые не в состоянии принять свою позицию как естественную, положение вещей вокруг себя как само собой разумеющееся. Они живут в таких же условиях, как и другие, но очень болезненно это переживают, постоянно жалуются и брюзжат. Их жизнь – сплошная мука. Из неприятия занимаемой позиции вырастает и бунтарское, революционное поведение, направленное на разрушение существующей иерархии и реализацию альтернативного проекта.
Потребность в признании, уважении и почитании
Любой человек, не будучи постоянным клиентом психотерапевта, нуждается в признании и устойчивой, чаще высокой оценке достоинств,
которыми он располагает. Потребности в уважении окружающих и самого себя Маслоу делит на два класса.
К первому он относит стремления и желания, связанные с достижениями.
Они проявляют себя в жажде признания за человеком его адекватности, компетентности, интеллекта, дающих ощущение уверенности,
свободы и независимости.
Ко второму классу Маслоу относит потребность в репутации и престиже, проявляющейся в уважении окружающих, потребность в
статусе, внимании, признании, славе – все того, о чем упоминал в своих трудах автор концепции индивидуальной психологии
Альфред Адлер.
Удовлетворение потребностей этого уровня рождает ощущение собственной значимости, уверенности в том, что он нужен этому миру.
Напротив, неудовлетворенная потребность в признании становится постоянным источником слабости, неуверенности, беспомощности и
уныния. Прогрессируя, такое состояние запускает тектонические невротические процессы.
Чрезмерный акцент на мнении окружающих, в комплексе с недооценкой реальных способностей, возможностей и навыков – верный
путь к глубокой депрессии и серьезным соматическим сбоям.
Здесь Маслоу приходит к выводу: здоровой и адекватной можно считать только самооценку, основывающуюся на заслуженном признании
и уважении, а не на лести окружающих, единичном успехе или достижении.
Когнитивные потребности / желание знать и понимать
Приобретение знаний и открытия — одно из средств достижения базовых потребностей безопасности и самоактуплизации (в мире или для разумного человека в частности). Свобода исследования и самовыражения являются предпосылками для их удовлетворения.
Но остаётся вопрос о роли любопытства, обучения, философствования, экспериментирования в мотивации человека. Стремление к познанию, можно легко наблюдать. Его часто преследуют, даже ценой индивидуальной безопасности.
Автор должен признать, что, хотя у него есть достаточно клинических данных, чтобы постулировать желание знать как очень сильную мотивацию у умных людей. Данных о неразумных людях нет.
Таким образом, предварительно постулируем базовое «желание знать»: осознавать реальность, получать факты, удовлетворять любопытство. Однако этого недостаточно. Даже после того, как мы «познали», мы вынуждены познавать все более профильно, с одной стороны, а с другой, все более широко в направлении мировой философии и религии.
Тогда мы должны постулировать «желание понимать»: систематизировать, анализировать, искать отношения и связи. Некоторые называют этот процесс поиском «смысла».
Эти желания тоже образуют иерархию, в которой желание знать доминирует над желанием понимать. Все особенности иерархической модели, описанные выше выше, применимы и к этой иерархии.
Не стоит отделять эти желания от основных потребностей, т. е. проводить резкую черту между «познавательными» и «волевыми» потребностями. Желание знать и понимать сами по себе конативны и являются такими же потребностями личности, как и рассмотренные ранее.