Сообщение о скульптуре 6 класс

Современный этап

Сегодня все чаще появляются экстравагантные стили и виды живописи и скульптуры, благодаря чему новые мастера стремятся привлечь к себе внимание и эпатировать публику. Однако благодаря этому мир скульптуры стал более разнообразным, интересным и современным

Достаточно вспомнить творения известного колумбийского скульптора и художника Фернандо Ботеро, изделия которого сегодня красуются во многих крупных городах и столицах мира. Его «пухляши» произвели настоящий фурор в мире искусства.

Помимо него, конечно, есть и другие современные мастера, скульптуры которых являются экстравагантными, но в то же время чем-то свежим и новым в искусстве. Это основная тенденция в Новейшей истории человечества.

Разновидности скульптуры

Каждая скульптура имеет свою собственную цель. Одна из них напоминает о страшном божестве, некогда существовавшем в религии народа, другая заставляет задуматься о вполне «прозаических» вещах, а третья раскрывает известный сюжет. Эксперты разделили их скульптуры на три типа: монументальные, монументально-декоративные и станковые.

Если говорить о первом типе — монументальном скульптуре, Эти работы должны иметь непосредственное отношение к городской среде или месту, где они размещены, а также к его истории.

Е.В. Вучетич, Н.В. Никитин Знаменитые скульптура The Homeland Caller, 1959-1967 Местонахождение: Волгоград, Россия

Здесь учитель пытается донести идею, которая понятна местным жителям. Большинство известных нам памятников относится к монументальному типу. Самым известным примером такого типа статуи является скульптура «Родина зовет!» Е.В. Вучетич и Н.В. Никитин.

Монументально-декоративные творения имеют несколько иную функцию. Их основная цель — украсить определенный объект (здание, фонтан), но они подчеркивают величие и грандиозность авторской идеи. Типичный пример — все виды ландшафтного дизайна. скульптуры.

Однако, пожалуй, самым известным вариантом монументально-декоративной скульптуры являются атласы на террасе перед главным входом в Новый Эрмитаж.

Но если предыдущие два типа зависят от окружения и соотносятся с ним, то станковая скульптура является скульптура относится к полностью «свободному» типу. Он может быть возведен в естественной или уменьшенной форме и часто выполняет декоративную функцию, но совершенно не зависит от места или места, в котором он размещен.

Это свободная воля художника. Самый распространенный тип мольберта скульптуры — Портрет, поскольку он позволяет зрителю рассмотреть фигуру со всех сторон и таким образом составить собственное представление о ней.

Скульптор А. И. Теребенёв, работа Лео фон Кленце. Атласы у главного входа в Новый Эрмитаж, 1842-1851 годы Местонахождение: Санкт-Петербург, Россия

Доклад №2

Сегодня в нашем мире скульптура представлена довольно ярко и разнообразно. В течение огромного количества лет мастера создавали свои работы. В своих произведениях скульпторы отражали свой духовный мир, свое видение окружающего мира, воплощали свои фантазии и идеалы.

Как вид изобразительного искусства, конечно же, скульптура играет очень важную роль в жизни общества. Скульптура служит инструментом пропагандирования разных идей, веяний, влияет на мысли и чувства людей.

Скульптура встречается нам почти на каждом шагу. В каждом городе есть памятники защитникам отечества, статуи знаменитых деятелей, красивые барельефы, украшающие здания.

От выбора материалов для скульптуры зависит то, как она будет восприниматься зрителями. Обычно скульптуры создают свои работы из камня или бронзы. На сегодняшний день камень не самый популярный материал для создания скульптур. Его отличает высокая стоимость и неподатливость в работе.

Много лет назад одним из излюбленных материалов скульпторов был мрамор. Это очень мягкий камень, поэтому скульптуры из него получаются очень реалистичными. Художники буквально могут изобразить невесомую вуаль, тончайшие изгибы тела. Однако, мрамор очень неустойчив к внешним влияниям окружающей среды. Этот материал сильно впитывает влагу, меняя цвет.

Еще один материал для скульптур – это гранит. Гранит более устойчив к внешним воздействиям, нежели мрамор, но гранит не такой податливый. В работах из гранита преобладают ровные линии, строгие геометрические формы.

В каждой эпохе жили талантливейшие скульпторы. Каждый из них старался изобразить ту действительность, в которой он жил. Интересно, что история сплетается с разными видами скульптур. Еще в древности существовали направления объемного ваяния, которые существуют и по сей день. Скульптура современности напрямую связана с искусством древности. К величайшим скульпторам 15 – 19 веков относят Огюста Родена, Бетто Барди Донателло, Микеланджело Буонаротти, Федота Шубина и др. В 20 веке, появились такие скульпторы, как Вера Мухина, Генри Мур, Эмиль Антуан Бурдель и др. Сегодня их единичные и групповые скульптуры хранятся в музеях по всему миру.

6 класс

Романская архитектура

Период романской архитектуры приходится на XI – XIII века. Назван он так, потому что архитекторы этого времени брали за основу проекты древних римлян, отличающихся строгостью и лаконизмом. Романские храмы обычно были массивными, с гладкими стенами, высокими башнями. Декор очень скромный. Главная особенность – полукруглые арки. Их делали во входах, оконных проемах, на сводах.

Храмы романского периода похожи на замки, такие же огромные, мощные. Они неоднократно выполняли функцию убежища, спасали людей от нападения врагов. Несмотря на это в романских храмах сохранялся благостный настрой. Окружающая обстановка склоняла к размышлениям, молитве.

Устройство храмов внутри было типичным для Средневековья. Они состояли из 3-5 нефов. Центральный неф поднят над боковыми. План храма напоминает крест. В центре всегда расположена башня, завершающаяся пирамидой.

В XI веке в западноевропейских странах началась большая стройка. Поскольку священнослужители богатели, они могли себе позволить перестроить обветшалые постройки, расширить существующие храмы и построить новые.

Примерно со второй половины XII века свободные города занялись сооружением общественных учреждений – больниц, гостиниц. С развитием купечества появилось много торговых помещений. Строились залы для собраний гильдий, цехов. В центре городов всегда размещали ратушу, собор.

Каргопольская игрушка


Смотреть галерею

Каргополь — древний город, жители которого издавна занимались гончарным делом. Преимущественно они изготавливали посуду, однако некоторые мастера занимались глиняной игрушкой. Правда, в 1930 году промысел пришёл в упадок. Восстановление каргопольских мастерских произошло в 1967 году.

Каргопольские игрушки выглядят строже на фоне ярких дымковских и филимоновских. Гамму цветов составляют коричневый, чёрный и тёмно-зелёный цвета. Здесь много забавных образов, простых, но в то же время дышащих теплотой и юмором. Это бабы-крестьянки, бородатые мужики, куклы с прялками.

Использование материалов.

Материалы, применяемые в скульптуре, определяют результат внешнего вида. Детали тонких и ажурных форм лучше всего достигаются с использованием дерева, о чём свидетельствуют, например, готические алтари.

Глина — один из старейших материалов. Её легко моделировать и она не требует специального оборудования, поскольку можно просто пользоваться руками.

Известняк — мягкая осадочная порода, лёгкая в работе. Он широко использовался в монументальной скульптуре, такой как Большой Сфинкс — громадная фигура льва с человеческим лицом.

Мрамор — метаморфический известняк, мелкозернистый и компактный. Обработка его поверхности может быть очень разнообразной, с получением различных текстур. Этот камень был одним из фаворитов великих художников античности и ренессанса. Песчаник имеет особенность становиться более хрупким с течением времени. Он широко использовался для каменных скульптур романских столиц. В настоящее время этот камень обычно не применяется.

Гранит и диорит являются магматическими породами, намного более твёрдыми, чем мрамор. Они образуются при охлаждении расплавленных вулканических материалов. Их качество превосходно после обработки и полировки и встречается во многих цветах.

Мыльный камень — метаморфическая порода, образованная тальком. Это очень мягкий и лёгкий материал в работе. В Индии есть несколько храмов со скульптурами мыльного камня.

Кварц — твёрдый минерал, с которым очень трудно работать. Несмотря на это, есть примеры сложных скульптур, вырезанных из кварца.

Нефрит. Под этим именем известно два камня — жадеит и нефрит, оба очень похожи. Нефрит используется в Китае для вырезания фигур уже более пяти тысяч лет.

Золото. Вместе с медью это был один из первых металлов, используемых человеком, из-за его красоты и потому, что его легко обрабатывать. Археологические раскопки в Уре, Трое и Микенах, показывали, что золото уже использовалось в неолите.

Бронза чаще всего применяется для отливки скульптурных моделей.

Сталь многие художники используют как один из наиболее подходящих.

Видовая специфика скульптуры

Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

  •  горельеф — высокий рельеф,
  •  барельеф — низкий рельеф,
  •  контррельеф — врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. К монументальной скульптуре относятся:

  •  памятники,
  •  монументы,
  •  мемориалы.

Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.  Не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики); включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);

Иные разновидности скульптуры:

Кинетическая скульптура — разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура — художественная композиция, выполненная изо льда.Песчаная скульптура — художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки — лепка, высекание,художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Главные жанры скульптуры:

  • портретный;
  • исторический;
  • мифологический;
  • бытовой;
  • символический;
  • аллегорический;
  • анималистический.

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет –изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua)

Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св

Петра; А.Майоль Три нимфы).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытно-общинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Особенности художественного языка скульптуры

Художественно-выразительные средства скульптуры:

  • построение объёмной формы;
  • пластическое построение модели (лепка);
  • разработка силуэта;
  • разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика — наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
  • ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
  • отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика  — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Что  касается  техники скульптуры, то ее  виды  можно  группировать  по различным  принципам.  Согласно  одному  принципу  технику скульптуры  можно разбить на  три  следующие группы:

  1.  Когда рука  художника заканчивают  всю работу  (обработка  глины,  камня,  дерева).
  2.  Когда  работу  художника заканчивает огонь (керамика).
  3.  Когда художник дает  только модель  будущей статуи  (отлив  в  бронзе).

Согласно  другому принципу  техника  скульптуры распадается  на  три, но  уже другие  основные  группы:

  1.  Лепка в  мягких материалах  (воск,  глина)  — техника,  которую мы называем в  узком смысле «пластикой».
  2.  Обработка  твердых  материалов  (дерево,  камень,  слоновая кость), или «скульптура» в прямом смысле этого слова.
  3.  Отливка и чеканка в металле.

Основная проблематика скульптуры

Технические проблемы скульптуры Технические проблемы — это очень важная проблема основания, базы, размещения статуи. Во все периоды одной из самых важных проблем для скульптора является расчет формы и размера цоколя и согласование статуи и цоколя с ландшафтом и архитектурным окружением. Цоколь важен еще и потому, что на нем обычно содержится вся важная информация о предмете статуи и времени ее исполнения. Греческие скульпторы обычно отмечали на плинте имя создателя статуи.

Пьедесталы могут бесконечно варьироваться по форме и размеру, по дизайну и пропорциям. Здесь, конечно, многое зависит от типа статуи: чем больше статуя, тем массивнее должен быть постамент; и наоборот, маленькая статуя может обойтись без постамента — достаточно небольшого постамента для устойчивости (вспомните костылеподобные постаменты, использовавшиеся для маленьких статуй в эгейский период на Крите). культуры). Для вертикальных статуй желателен вертикальный цоколь, для лежачих — горизонтальный, низкий; статуя на слишком большом цоколе теряет свою значимость, статуя на слишком маленьком цоколе теряет устойчивость.

В Древней Греции высокие пьедесталы не были предпочтительны: в пятом веке высота пьедестала не превышала высоты груди среднего зрителя. В четвертом веке цоколи имели ступенчатую форму, состоящую из множества горизонтальных плит. В эллинистические времена цоколи стали несколько выше — до полутора-двух метров в высоту. Но даже в античности можно было найти очень высокие цоколи, если этого требовал особый характер статуи: например, статуя Ники (богини победы) из Пеонии перед храмом Зевса в Олимпии стояла как бы с небес на узком треугольном цоколе высотой девять метров. Конные статуи раннего Возрождения стояли на высоких цоколях так, что темный силуэт вырисовывался в небе. В эпоху барокко, с другой стороны, в китайском и японском скульптуре (отчасти в работах Родена), мы находим низкие пьедесталы, которые усиливают связь статуи с окружающей средой и ее контакт со зрителем.

В целом, можно сказать, что цоколь имеет две основные, но противоположные функции, и в зависимости от того, какая функция преобладает, меняется характер, пропорции и формы цоколя. С одной стороны, функция постамента заключается в том, чтобы отделить статую от реального мира, отделить ее от повседневности и вознести в более высокую сферу. В данном случае цоколь имеет абстрактные, чисто тектонические черты, и реалистичные детали, такие как край плаща или мантии, свисающей с цоколя, являются контрпродуктивными. Иногда контраст между материалами статуи и цоколя (например, бронзовая статуя на гранитном цоколе) используется для выделения статуи из окружающей среды. На ранних стадиях развития скульптуры Иногда сильно подчеркивался тектонический характер цоколя и его изолирующая функция — иногда цоколи были настолько высокими, что статуи становились придатком к цоколю, последним украшением (как, например, греческие архаичные сфинксы или так называемые стамбы — священные столбы в Индии в местах странствий Будды, по его словам). В скульптуре В готическую и позднее в германскую эпоху скульптуре Другой вариант вытеснения статуи цоколем встречается, когда цоколь превращается в целое многоэтажное здание, а статуи оказываются настолько маленькими и многочисленными, что выглядят лишь декоративными и теряются в сложной архитектуре цоколя (пример — «Раковина Святого Себальда» Петера Фишера в Нюрнберге, 1519). В барокко же гармония между статуей и цоколем часто нарушается тем, что статуя слишком велика по отношению к цоколю и слишком независима в своей выразительной динамике. Поэтому он подчиняет пьедестал себе и превращает его в декорацию для своей работы («Персей» Б. Челлини, Памятник великому курфюрсту в Берлине А. Шлютера).

Что такое скульптура.

Согласно толковому словарю Ефремовой, скульптура – это искусство по созданию объемных (рельефных) изображений при помощи лепки, вырезания или литья.

Слово «Скульптура» произошло от латинского слова sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю. То есть вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физический материальный, предметный объём и трёхмерную форму, размещённую в реальном пространстве.

Одновременно со словом «скульптура» существует слово «пластика», перешедшее к нам из греческого языка и обозначающее работу в мягком материале — лепку. В настоящее время в слове «скульптура» объединились эти два вида деятельности.

В заключение

Живопись, графика и скульптура — это виды искусства, которые возникли очень давно, но существуют и по сей день. Причем интерес к ним нисколько не снижается, а в некоторой степени даже возрастает.

В современном обществе есть большое количество людей, интересующихся искусством, а творения старых мастеров, как правило, находятся под охраной государства и общества.

Людям всегда нравилось созерцать красивое, доставляющее удовольствие не только для глаз, но и для мозга, подавая ему темы для размышления, поэтому многие скульптуры не просто изображают что-то, но демонстрируют какой-либо сюжет, идею и мысль. Глядя на такие произведения искусства, люди невольно начинают задумываться о том, что хотел этим передать и донести до людей ее автор.

Скульптура не только не исчезла как вид искусства, но продолжает активно развиваться и сейчас. Появляются все новые виды, стили, материалы и т. д. Ваятели со всего мира стараются, как могут, чтобы выделиться и продвинуть свое творчество.

В условиях жесткой конкуренции современным скульпторам приходится подходить более креативно к своей работе или хобби. Именно это, по мнению многих, является двигателем современного искусства в целом, а не только скульптуры.

Заключение

Древнегреческая скульптура действительно обладает особым шармом и привлекательностью. В V веке до н.э. греческие скульпторы настолько хорошо овладели искусством воспроизведения пластики и красоты человеческого тела, что сегодня мы должны восхищаться этим видом искусства и жалеть, что поколения, жившие до нас, не смогли сохранить большую часть уникального пластического материала древности. Греки считали, что главным принципом гармонии является слияние тела и разума, а точнее — единство их красоты. Внутренний мир отражался в спокойных, сильных и достойных позах мраморных и бронзовых фигур.

Следует отметить, что боги, как в мифологии, так и в искусстве, обладали типично человеческими чертами характера, как положительными, так и отрицательными. Естественно, скульпторы стремились отразить в своих образах все то, что содержалось в концепции идеала. Поэтому столь мудрым, угрожающим и в то же время добрым казался великий Зевс, сделанный Фидий из слоновой кости и золота, не менее мудрым и красивым был Афина Парфенос, служивший олицетворением защиты для верующих. К сожалению, эти две работы не сохранились до наших дней. Мы знаем их только по тщательно составленным описаниям и копиям, кропотливо сделанным великими ценителями классического искусства, римлянами. Тем не менее, даже эти копии поражают своим величием и духовностью. И действительно, образы, воплощенные скульпторами, могут служить образцами для подражания не только в искусстве, но и в повседневной жизни.

Мифология оказала большое влияние на возникновение скульптуры. В результате анализа я сделал вывод, что подавляющее большинство древнегреческой скульптуры посвящено богам Олимпа с их идеалом физической и духовной красоты. Это объяснимо тем, что вера древних греков заключалась в создании визуального скульптурного образа бога в окружении поклонения, обожания, находящегося в храме, где ему служил целый штат священников. За статуи приносили жертвы и молились, прося о процветании и счастливой жизни. Поэтому искусство скульптуры оказалось лидером в культуре Древней Греции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: