Литературное творчество Ломоносова
Человек, имеющий колоссальный талант в областях науки, ещё и писал произведения? Трудно поверить, но это факт. Рассматривая жизнь и творчество Ломоносова, не перестаёшь удивляться его способностям и стремлениям к знаниям. Лучше всего у Михаила Васильевича получалось писать оды, некоторые из которых были опубликованы. Также у писателя Ломоносова есть в активе две трагедии, а также огромное количество различных стихотворений на все случаи жизни.
Творчество Ломоносова в литературе достигло своей вершины, когда он писал оды значимым событиям, таким как восшествие на престол Екатерины II. В его произведениях было что-то необычное, хотя, как поэт Михаил Васильевич мировую славу так и не получил. Сочетание учёности и натурализма добавляло в произведения какой-то изюминки, которую не найти у других поэтов.
Литературная деятельность
Ломоносов участвовал в завершении реформы в области сложения стихотворных рифм. Кроме того, Михаил Васильевич является автором многих стихотворений и од.
Стоит отметить, что Ломоносов активно содействовал появлению русского классицизма. Своими одами этот великий человек бесконечно воспевал победы русских войск над вражескими солдатами, внося в оды научный и религиозный смысл. По своему характеру Ломоносов был тем гражданином, о котором сказали бы, что он — истинный патриот.
Отличительной особенностью творчества Ломоносова можно назвать его талант отмечать в стихотворениях собственное мнение о поэзии, о литературе. Некоторые его произведения затрагивают и политические дела государства. В архивах поэта и ученого можно найти произведения, где воспеваются императоры, которые являлись сторонниками поддержания мирного времени в России и содействовали развитию культуры страны, помогали развитию наук. По мнению ученого, реальная сила такой огромной и великой державы заключалась в развитии наук.
За рубежом
Из холмогор в москву: дорога ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов – поистине выдающийся человек, который всего добился своим трудом и усердием. Как лучший студент, он был отправлен на обучение за границу в Германию. В общей сложности вне России он пробыл пять лет, три из которых провёл в Марбургском университете. Учёный-энциклопедист Христиан фон Вольф оказал значительное влияние на творчество Ломоносова. Там Михаил познакомился с разными языками, в числе которых немецкий, французский и итальянский.
Кроме этого, ему покорился целый список наук: начиная от физики, заканчивая аэрометрией. Ломоносов искренне любил учиться, что выражалось во всех его действиях и поступках. Как только у него появлялись деньги, он сразу скупал огромное количество книг, и всё свободное время проводил за ними. Год он прожил во Фрайбурге, где от и до изучил химию. Ещё год Михаил скитался по Европе, стараясь вернуться на родину, и своей цели он добился.
Жизнь и работа в России
Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.
Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.
К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.
В 1745 году после защиты диссертации «О металлическом блеске» Ломоносов получил звание профессора химии.
В 1749 году при Академии наук проходило торжественное собрание, на котором Ломоносов произнёс своё знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». С этого времени Михаил имел успех при дворе, сблизился с фаворитом императрицы Шуваловым И. И., а сама Елизавета Петровна пожаловала учёному мызу Усть-Рудица и четыре окрестные деревни, где он обустроил фабрику мозаики.
В 1757 году Ломоносов стал членом канцелярии Академии наук. Одновременно с этим была опубликована одна из самых известных его работ «Слово о рождении металлов от трясения земли».
В следующем 1758 году он стал управлять в Академии географическим департаментом и начал составление нового «Атласа России».
1759 год ознаменовался в его жизни выходом «Рассуждений о большой точности морского пути». Здесь учёный описал новые изобретённые им приборы, с помощью которых можно будет определять широту и долготу.
В 1761 году вышел его научный трактат «О сохранении и размножении российского народа».
Огромное значение для развития российской науки имели его работы:
- «О слоях земных»;
- «Краткое описание разных путешествий»;
- «Древняя Российская история»;
- «Первые основания металлургии или рудных дел»;
- «О пользе книг церковных в российском языке».
Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.
Вариант №3
На земле существует множество интересный и любимых праздников, кто-то любит больше 8 марта, а кому-то нравится рождество и т.д., но несомненно всеми любимый и детьми и взрослыми, является праздник Новый год. В новогоднюю ночь у каждого человека появляется шанс на то, что его желание исполнится.
История возникновения чудесного новогоднего праздника
Праздник новогодний, к нам пришел от древних религиозных обрядов, которые относились к вере в духов и высших сил. Спустя время данные обряды, вошли в современные традиции. И таким образом люди стали праздновать и отмечать Новый год, который им, несомненно, подавал веру и надежду на лучшую жизнь в наступившем новом году.
Каждые странны и народ, празднуют новогодние праздники по своим традициям и обрядам, а так же каждый отмечает его в определенном месяце.
Новогодние традиции
Новый год является, чисто семейным праздником, в канун нового года они стараются собраться все вместе и встретить праздник всей своей семьей. На стол в новогоднюю ночь выставляются самые вкусные и изысканные блюда. Люди надевают на себя самые красивые наряды и украшения. И этому поведению человека есть свое объяснение, так как в народе говорят: «Как новый год встретишь, так его и проведешь». И поэтому они стремятся таким образом, чтобы в грядущем году их ожидало, только лучшее и был, достаток в семье.
В центре комнаты должна стоять обязательно пышная и красиво украшенная новогодними игрушками и гирляндами елка. Новогодняя красавица, является символом новогоднего праздника. Без нее люди не представляют Нового года.
В тот волнующий момент, когда уже все готово, то есть, украшено помещение, накрыт праздничный стол, разодеты люди и дети, и, конечно же, наряжена новогодняя красавица елочка. Люди, а особенно дети замирают в ожидании новогоднего чуда, когда должен прийти Санта Клаус и положить под елочку подарок, о котором ребенок мечтал весь год, и для этого старался вести себя хорошо, слушался родителей и т.д.
В полночь, когда начинают бить куранты и звучит, поздравления президента странны по телевизору, человек пишет на листке бумаги свое самое заветное желание, поджигая его, кидает себе в бокал и выпивает, бокал шампанского пока куранты бьют. И он верит, что в наступившем новом году его желание сбудется. Эта традиция пришла с давних времен, и пользуется актуальностью и по сегодняшний день.
С наступлением нового года все вокруг друг друга поздравляют и дарят небольшие подарки с символом наступившего года. Желая друг другу счастья, здоровья и исполнения желаний в новом году.
Существует еще одна традиция, когда в новогоднюю ночь люди переодеваются в Деда Мороза и его внучку Снегурочку, и ходят по домам поздравляют детей, а дети им чтобы получить подарок рассказывают стихи, поют песенки, танцуют, и водят, хороводы вмести, с ними.
Вывод
Новый год – это праздник любимый всеми, и только он наполнен волшебством и интригующей загадочной атмосферой. Люди с нетерпением ожидают новый год, веря и надеясь на лучшую жизнь, а дети с нетерпением ждут своего долгожданного подарка, о котором мечтали весь год. Только именно новогодний праздник, который отмечается и приходит всего лишь раз в год, вызывает у людей непередаваемые душевные волнения и приятные переживания.
2 класс. Новый год в России 4, 7 класса
Увлечения и привычки
Невзирая на то, что Ломоносов верил в науку, он был неравнодушен к религии, церковной грамоте. В храмах Михаил не упускал возможности выступить на клиросе. А именно, прочесть перед прихожанами священное писание, спеть хвалебные гимны.
Особое место в жизни занимала и поэзия, в которой Ломоносов преуспел. Михаил написал строки, вдохновившие на создание музыки великих композиторов. Ему приписывают и авторство произведений в иных вариантах формы и стилистики. Все они одинаково красивые, демонстрирующие талант Михаила Васильевича.
Знакомые Ломоносова редко видели его без книги. При этом он не ограничивал себя научными трудами, знакомясь с литературными творениями разных жанров. Любознательным ученый оставался до конца своих дней.
Краткая биография Михаила Ломоносова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Краткая биография Михаила Ломоносова
Ломоносов Михаил Васильевич — великий русский ученый, труды которого имеют мировое значение; инициатор создания Московского Государственного Университета; естествоиспытатель, астроном, историк и просто пример «универсального человека». В науку он вошел как первый химик, создавший обширную карту исследований. Ученый родился 19 ноября 1711 года в с. Денисовка (ныне Ломоносово) Архангельской области.
Мать Михаила рано умерла, поэтому он воспитывался мачехой, но и ее вскоре не стало. Отец был состоятельным человеком, часто брал мальчика с собой в море расширять горизонты его знаний и стремлений. В 14 лет он уже умел грамотно писать и изъясняться, а в 19 лет Ломоносов отправился в Москву, где обучался в Славяно-греко-латинской академии. В 24 года он поступил в Академический университет Санкт-Петербурга. В 1736 году в числе лучших студентов он был направлен в Германию для стажировки и совершенствования знаний. Там он изучал не только иностранные языки, но также всемирную литературу и естественно-технические науки.
По прошествии четырех лет он вернулся на родину. В 1745 г. получил статус академика. Через 10 лет по его инициативе был основан самый главный Московский университет. Открытия этого ученого обогатили многие сферы знаний. В 1756 году Михаил Васильевич лично отстаивал права малоимущих семей на получение образования в гимназиях и университетах. Через год ему был присужден чин коллежского советника. Этот человек всемирно известен не только за награды, которые получил в процессе карьерного роста, но и за вклад, который внес в физику и химию.
Для начала он заложил основы физической химии, затем он исследовал учение о цвете и оптических приборах, силу тяжести и атмосферное электричество. В свои 46 лет, по табели о рангах, он был чиновником VI класса. Ломоносов управлял многими кафедрами и департаментами. Он участвовал в составлении нового «Атласа Российского», занимался устройством гимназии. Не без его помощи в 1764 году была организована сибирская экспедиция. Через год, однако, ученый заболел воспалением легких и умер. Ломоносов похоронен в некрополе Александро-Невской лавры. Для тех времен он вел более чем насыщенную жизнь, создав большую библиотеку и собрание сочинений.
см. также:Все краткие биографии известных и знаменитых людей
Краткие биографии писателей и поэтов
Краткие биографии художников
Популярные темы сообщений
- Город Новосибирск Новосибирск (или, как его называли до 1926 года – Ново-Николаевск) – третий по числу населения город России, центр Сибирского федерального округа, а так же крупнейший торговый, научный, экономический и транспортный центр Сибири,
- Гражданско патриотическое воспитание Когда с высоких трибун говорят о воспитании в стране гражданина и патриота, то чаще всего говорят языком канцелярским и пафосным, который мало воспринимается молодежью, а значит, не доходит до сознания.
- Спид СПИД – это не болезнь, а ответ организма на прогрессирующее заражение болезнетворными бактериями. Синдром — это запоздалый показатель заражения живого организма вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ),
Доклад про Ломоносова сообщение
Поздней осенью 1711года, в деревеньке возле Архангельска, семья Ломоносовых подарила миру сына, который станет впоследствии величайшим человеком страны.
Детство будущего учёного прошло в жестких условиях небольшого острова, где жила их семья. Знавшая грамоту мать Михаила, Елена Ивановна, учила сына читать и писать. Жестокая болезнь рано забрала её из жизни, и мальчик остался без матери.
Василий Дорофеевич, отец Михаила, занимался рыболовным промыслом. Он имел собственное мореходное судно, и часто брал в море своего сына. Мальчишка в таких походах закалялся физически, он становился сильным и здоровым юношей. С детства любознательный, в таких морских путешествиях он с интересом наблюдал за природными явлениями.
После смерти матери, Михаил бегал к соседу Шубину, который занялся его образованием, и уже к двенадцати годам, мальчишка грамотно писал, много читал. Новая жена отца была против увлечения Михаила книгами, она старалась загрузить его домашней работой, парень постоянно должен был что-нибудь делать по хозяйству. Тяга к знаниям заставила Михаила покинуть отчий дом и отправиться в Москву. Учился Ломоносов всегда с охотой и старанием, впитывая в себя знания, как губка. Он изучал различные дисциплины, и во всех них был успешен.
Серьезное отношение к учебе и скрупулезное изучение наук, сделало Михаила Васильевича, простого русского паренька из крестьянской семьи, величайшим человеком эпохи. Ломоносов занимался не только наукой, но и творчеством. Всесторонне развитая личность, он был талантлив абсолютно во всем. Михаил Васильевич сделал много изобретений и открытий. Всю свою жизнь он посвятил науке, и всю жизнь добивался просвещения народа, стремился к тому, чтобы все дети получали образование.
Умер Михаил Ломоносов в возрасте 55 лет.
3, 4, 5, 7, 9 класс, по литературе. Окружающий мир кратко
В естествознании
Корпускулярно-кинетическая теория
Защита теории
Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.
В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.
М. В
Ломоносов обращает внимание на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там
Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Он доказал, что причиной теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи. Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Эта теория более критиковалась, нежели принималась учеными того времени. М. В. Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул —молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии», оставшейся незаконченной, он дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у М. В. Ломоносова часто также — «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивается, что эти частицы чувственно неощутимы. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи, он не только подвергает критике наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике — формирует новую теорию, которой суждено было стать фундаментом современной науки.
Физическая химия
Им были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Его метод подразумевал исследование связи физических и химических явлений.
Наука о стекле
Цветное стекло
В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.
Здесь он провёл более четырех тысяч опытов и разработал технологию цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. М. В. Ломоносов разгадал рецептуру красного стекла, известную еще со времен Древнего Рима, но утерянную. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал Ломоносову исследования по разработке цветных стёкол.
О пользе стекла
В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Сначала на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.
Вперед – к знаниям
В 1735 году Ломоносову выпала большая удача быть зачисленным в недавно открывшийся Академический университет при Петербургской Академии наук. Приврал Михайло не только про дворянство, но и про то, что его отец был священником, обман этот в университете раскрылся, но студента не отчислили.
Через год обучения опять судьба улыбнулась Ломоносову. Его отправили за границу обучаться горному делу и химии. В Германии Михаил Васильевич встретил свою будущую жену Елизавету-Христину Цильх, на которой женился в 1739 году.
В этом же году Ломоносов впервые стал отцом, у них родилась дочь, которая, к сожалению, умерла, будучи ещё ребенком. Дети, родившиеся после, также долго не прожили, выжила лишь последняя дочь Михаила Васильевича Елена, родившаяся уже в России.
Марбургский университет, в котором Ломоносов обучался горному делу и химии / univerlist.com
За границей Ломоносов обучался многим дисциплинам, иностранным языкам и начал собирать свою библиотеку. Сохранился отзыв немца – учителя по горному делу Иоганна Фридриха Генкеля про лихой нрав Ломоносова:
Ещё не раз Михаил Васильевич покажет свой характер. Молодой ученый занимался естественными науками и приобщился к литературной деятельности. Не все её одобряли. Александр Сергеевич Пушкин, гений русской литературы, писал:
Евгений Евгеньевич Лансере «Ломоносов в Германии. Ученый диспут», рубеж 1900-1910-х годовМестонахождение: Частная коллекция
Личная жизнь
Когда двенадцать лучших студентов были направлены от Академии наук в Германию, они поселились в доме, в котором овдовевшая хозяйка Елизавета-Кристина Цильх сдавала комнаты и таким путём зарабатывала на жизнь. Здесь Ломоносов познакомился с дочерью квартирной хозяйки Елизаветой, она была младше его на девять лет. Любовные отношения между ними завязались не сразу, Михаил долгое время присматривался к девушке, пристально за нею наблюдая.
Но к концу 1739 года, когда студентам нужно было переезжать из Марбурга во Фрайберг, Елизавета уже была беременна от Ломоносова. У них родилась девочка Екатерина, но так как ребёнок появился до свадьбы, то считался незаконнорождённым. Весной 1740 года Ломоносов женился на Елизавете Цильх по реформатскому обряду, венчать их немецкая церковь отказалась из-за разной веры.
На момент отъезда Михаила из Германии в Россию его жена была беременна вторым ребёнком, а также тяжело заболела её мать. Елизавета осталась в Марбурге. В декабре 1741 года у супругов родился мальчик, при крещении его нарекли Иваном, но младенец прожил всего лишь месяц. Вскоре скончалась и мать Елизаветы. Она долгое время ждала новостей от своего мужа, но Ломоносов в России вообще никому не рассказал, что женился и почти два года не вспоминал о своей семье.
В конце концов, Елизавета обратилась в российское посольство и отправила запрос на поиски своего беглого супруга. Узнав о запросе, Ломоносов не отрицал факта своей женитьбы и стал содействовать тому, чтобы жена с дочкой переехали к нему в Россию.
Семья переехала в Петербург, Елизавета приняла православие, супруги обвенчались. Но осенью 1743 года их настигло очередное горе: умерла их первая дочь.
Спустя шесть лет, в 1749 году, у Ломоносовых родилась дочь Елена. В будущем она вышла замуж за домашнего библиотекаря Екатерины II Константинова А. А., родовая линия и фамилия Ломоносовых на этом пресеклась.
Наследие Ломоносова
Научное наследие Михаила Ломоносова очень велико. За свою биографию он сумел достигнуть очень многого.
Немногие знают, что именно он впервые сказал, что вся материя состоит из атомов и молекул, в то время как официально наука заговорила об этом только через 100 лет.
Ломоносов является основоположником физической химии. Он – автор молекулярно-кинетической теории тепла, которая определила многие фундаментальные законы физики.
Интересен факт, что Ломоносов первый, кто разработал прототип вертолета.
Много лет спустя были обнаружены чертежи другого великого ученого и изобретателя – Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи), который также пытался создать вертолет.
Литература занимала в биографии Ломоносова огромное место. Его «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», «Вечернее размышление о Божием величестве» и другие произведения вошли в золотой фонд мировой литературы.
Стоит заметить, что проект Московского университета также был разработан Ломоносовым. Позже университет назовут в его честь.
Заслуг Ломоносова перед наукой очень много. Вот некоторые из них: открытие закона сохранения материи, важнейшие работы по теории цвета, изобретение множества оптических приборов и т.п.
Также стоит заметить, что по большому счету, Михаил Ломоносов стал основоположником русского языка.
На протяжении всей своей биографии он крайне бережно относился к отечественной истории, любил русский язык и свято верил в великое будущее России.
Cемья[править | править код]
Родился 8 ноября 1711 года, в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет.
В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семёновне .Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогор, на одном из девяти островов дельты примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное — открытый выход в море.
Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.
В начале XVIII века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом — около 67 кв. сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.
Плавания в суровых северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам.
Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т. е. знал навигационное дело. В 1722 году отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753 году, Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым по́том нажил».
Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания — в Северный Ледовитый океан — к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние — до Соловецких островов.
Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось на севере.
Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.
В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.
Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.
Ломоносов основал Московский университет, который успешно функционирует и в наши дни
Известно, что Ломоносов имел неимоверную тягу к изучению различных наук (взять тот же случай с уходом из дома в просветленную жизнь, а фактически на момент побега – в неизвестную пустоту). Основав университет (хоть и не в одиночку), Михаил Васильевич дал шанс получать квалифицированное обучение всем желающим и имеющим к этому способности. Неудивительно, что столь выдающийся человек оставил в наследство России не только колоссальные труды, но и университет, который не просто функционирует, а является престижнейшим ВУЗом страны. Удивительно только то, что МГУ присвоили имя Ломоносова лишь в 1940 году.
[править] Биография
Родился в зажиточной семье помора беломорского крестьянина-рыбака (однако утверждение о «поморстве» Ломоносова считается сомнительным). С 10 лет Ломоносов ходил с отцом в море.
Обучившись грамоте пристрастился к книгам, что особенно ожесточало к нему мачеху, на которой женился его отец в 1724 году, и которая его невзлюбила.Надо переписать это предложение
В 1730 году Ломоносов ушёл в Москву, где вскоре, подделав документы и выдав себя дворянского происхождения, был зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию — первый в России вуз, существовавший к тому времени уже почти полвека. Приходилось ему в то время претерпевать бедность. В академии в 1935 году Ломоносов попал в число лучших учеников, отобранных для определения в Петербургскую Академию наук, в которой в 1736 году он был представлен и зачислен в существовавший при ней Академический университет. Это был первый российский университет, насчитывавший к тому времени десятилетие своего существования; обучались там тогда лишь немногие. Впоследствии Ломоносов станет ректором Академического университета. Во время непродолжительной учёбы в университете Ломоносов успел выказать особую склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии.
В том же 1736 году Ломоносов был направлен на учёбу в Германию, и до 1739 года обучался в Марбургском университете под руководством знаменитого учёного и философа Х. Вольфа, а в 1739-40 гг. учился во Фрайберге. Год он провёл в путешествиях, побывал в Голландии. В Германии он во многом сформировался как учёный.
Возвращаясь на родину в 1940 году он попал в прусские рекруты, однако вскоре бежал и на следующий год добрался до Санкт-Петербурга.
В том же 1941 году он был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. В 1742 году стал адъюнктом физического класса Академии наук. За недостойное поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) попал под домашний арест, освобождён в 1744 году. И в последующем Ломоносов будет выступать против выходцев «немецкой» партии.
В 1745 году избран профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук. С присвоением профессорского звания он получил дворянский статус. В 1748 году основал химическую лабораторию.
В 1749 году в торжественном собрании Академии наук имеет большой успех его «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», Ломоносов начинает пользоваться вниманием при Дворе, сближается с фаворитом императрицы И. И. Шуваловым, будущим основателем Московского университета и Академии художеств. В 1753 году учреждает фабрику мозаики. В 1754 году оставил кафедру химии и оказался без лаборатории
Из-за чего ему пришлось оборудовать собственную — у себя дома
В 1754 году оставил кафедру химии и оказался без лаборатории. Из-за чего ему пришлось оборудовать собственную — у себя дома
В 1753 году учреждает фабрику мозаики. В 1754 году оставил кафедру химии и оказался без лаборатории. Из-за чего ему пришлось оборудовать собственную — у себя дома.
Под его влиянием в 1755 году был открыт Московский университет, которому в 1940 году будет присвоено его имя.
В 1757 году Ломоносов получил новый статский чин — коллежского советника. В том же году Синод потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях».
Также в том году в Типографии Московского университета было издано собрание его сочинений.
В 1758 году назначен главой Географического департамента Петербургской Академии наук.
Скончался у себя дома от воспаления лёгких. Незадолго до кончины его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище.
Академик Петербургской Академии наук (1745). Почётный член Королевской Шведской академии наук (1760), петербургской Академии художеств (1763), Академии наук Болонского института (1764).
Женился Ломоносов на немке в 1739 году во время своей учёбы в Германии, в том же году у него появилась дочь, а в 1941 году — сын, в 1749 году — дочь Елена (единственная пережила отца).
- Память
Имя Ломоносова носят МГУ, его именем названы город (бывш. Ораниенбаум), подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на обратной стороне Луны и др.
В 1956 году Академия наук СССР учредила Большую золотую медаль им. Ломоносова, присуждаемую за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.