Ломоносов михаил васильевич

Доклад про Ломоносова сообщение

Поздней осенью 1711года, в деревеньке возле Архангельска, семья Ломоносовых подарила миру сына, который станет впоследствии величайшим человеком страны.

Детство будущего учёного прошло в жестких условиях небольшого острова, где жила их семья. Знавшая грамоту мать Михаила, Елена Ивановна, учила сына читать и писать. Жестокая болезнь рано забрала её из жизни, и мальчик остался без матери.

Василий Дорофеевич, отец Михаила, занимался рыболовным промыслом. Он имел собственное мореходное судно, и часто брал в море своего сына. Мальчишка в таких походах закалялся физически, он становился сильным и здоровым юношей. С детства любознательный, в таких морских путешествиях он с интересом наблюдал за природными явлениями.

После смерти матери, Михаил бегал к соседу Шубину, который занялся его образованием, и уже к двенадцати годам, мальчишка грамотно писал, много читал. Новая жена отца была против увлечения Михаила книгами, она старалась загрузить его домашней работой, парень постоянно должен был что-нибудь делать по хозяйству. Тяга к знаниям заставила Михаила покинуть отчий дом и отправиться в Москву. Учился Ломоносов всегда с охотой и старанием, впитывая в себя знания, как губка. Он изучал различные дисциплины, и во всех них был успешен.

Серьезное отношение к учебе и скрупулезное изучение наук, сделало Михаила Васильевича, простого русского паренька из крестьянской семьи, величайшим человеком эпохи. Ломоносов занимался не только наукой, но и творчеством. Всесторонне развитая личность, он был талантлив абсолютно во всем. Михаил Васильевич сделал много изобретений и открытий. Всю свою жизнь он посвятил науке, и всю жизнь добивался просвещения народа, стремился к тому, чтобы все дети получали образование.

Умер Михаил Ломоносов в возрасте 55 лет.

3, 4, 5, 7, 9 класс, по литературе. Окружающий мир кратко

Литературное творчество

Поэзия

 Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года

 Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года

 Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

«Утреннее размышление о божием величестве» (1743)

 Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния (1743)

 «Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747)

 «Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747)

«Лишь только дневной шум замолк…» (1747)

Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750

 Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года

 Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же

 Гимн бороде (1757)

 Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761)

Изучение и популяризация наследия Ломоносова

Термин «ломоносововедение» закрепился в науке. Учёный, директор академического музея имени М. В. Ломоносова Э. П. Карпеев определяет Ломоносововедение как:

 …изучение биографии, научного наследия и вклада Ломоносова в науку и культурный процесс… Ломоносов был сложнейшим явлением своего времени, совмещавшим в себе народные корни, религиозность, монархические настроения, естественно-научный рационализм, просветительство и мн. др., поэтому в «ломоносововедении» с самого момента его зарождения высказывались самые различные, иной раз противоположные оценки его жизни и творчества. Началом «ломоносововедения»
можно считать появившиеся сразу же после смерти Л. оценки современников.

В Международном институте управления (МИУ), располагающемся в городе г. Архангельске, и имеющем филиалы по всей стране существуют дисциплины «Ломоносововедение» по специальности 021100 «Юриспруденция», 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет и аудит», 351400 «Прикладная информатика (в экономике)», 061100 «Менеджмент организации».

 В 1992 году в Архангельске был создан Межрегиональный Ломоносовский фонд. Одной из основных задач фонда является просветительская деятельность. Основной идеей, лежащей в основе организации фонда, является продолжение подвижнической деятельности М. В. Ломоносова, направленной на возрождение лучших традиций российской науки, культуры, просвещения на Русском Севере. По инициативе фонда ведётся подготовка пятитомной «Поморской энциклопедии», в 2006 году создан Научно-культурный центр «Ломоносовский Дом» в Архангельске, создан конкурс имени М. В. Ломоносова научно-исследовательских и внедренческих работ по проблемам охраны окружающей среды Архангельской области.

Ломоносов был человеком высоким и очень сильным физически. Существует легенда о том, что однажды он в одиночку обратил в бегство трёх вооружённых разбойников, пытавшихся его ограбить.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Доклад на тему Ломоносов

Правление Петра I послужило для дальнейшего развития русского народа. Все больше стало появляться образованных людей не только дворянского сословия, но и из бедной прослойки масс. Доказательством этого стало появление Ломоносова, который, будучи родом из крестьянской семьи, стал прославленным ученым и поэтом.

Михаил Васильевич появился на свет в семье, где основным занятием было рыболовство. С самых маленьких лет он с отцом добывал рыбу. Часто, они уходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Несмотря на то, что ему пришлось так рано работать, он учился читать.

Первым учителем у него был дьяк местного храма. Мальчик читал подряд все церковные книги, так как других у него просто не было. Миша загорелся желанием учиться дальше, поэтому, заранее сделав себе документы и заняв средства, отправился тайно от отца и мачехи пешим ходом в Москву.

Первые дни юноша провел на улице, ночуя в санях. При помощи своего земляка он устроился в школу при монастыре, где обучался в самом низшем классе. Неудовлетворившись, обучением здесь, он направляется в Киев, где находит много литературы, которую читает с упоением одну за другой. Через некоторое время Ломоносова как одного из талантливых учеников отправляют в Петербургскую Академию наук, где он продолжил свое обучение.

Далее Ломоносов был направлен в Германию, где он изучал горное дело и химические науки. При Академии наук под его руководством в России возводится Химическая лаборатория. Благодаря упорному труду на пути к знаниям Михаил стал известнейшим ученым. Его ум проявился во многих отраслях наук. Он показал себя и как гениальный поэт, просветитель. Заслуга Ломоносова состоит еще в том, что он создал телескоп, чтобы наблюдать звезды и планеты. Изучив живой разговорный язык, Михаил Васильевич написал первую грамматику русского языка. Ломоносов много сил приложил, чтобы в России открыли первый вуз, который считается одним из лучших учебных заведений страны и носит его имя. В наше время даже утверждена медаль имени М.В.Ломоносова, которая присуждается ученым, сделавшим открытия в области естествознания.

Образование в Петербурге

  • По указанию Петра I в Петербурге в 1724 году была создана Академия наук, с открытием при ней университета. Ломоносова в числе двенадцати самых успешных учеников в 1735 году направляют в столицу для продолжения учёбы в этом высшем учебном заведении.
  • В период обучения в академии, прибывшие из Москвы ученики, жили в специально снятом для них доме, принадлежащем епархии Новгорода. Всех проживающих обеспечили небольшим количеством мебели и необходимым набором одежды.
  • В связи с тем, что преподавание в университете шло в основном на немецком языке, вновь прибывшим студентам пришлось в срочном порядке заняться его освоением. Каждый день занятия начинались обязательно с этого предмета.
  • Во время короткого периода учёбы в Петербурге, Ломоносов изучал экспериментальную физику, математику, химию, философию, а также самостоятельно занимался стихосложением. Профессора академии отмечали необыкновенные способности Михаила к усвоению сложных научных дисциплин.

Ломоносов о русском языке, Ломоносов-филолог

Не устарели замечательные высказывания ученого Ломоносова о русском языке. Глубоко уверенный в том, что русский язык один из самых сильных, музыкальных и красивых языков мира, Ломоносов писал:

«Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает…» («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 г.) Позже, в 1755 г., в посвящении к «Российской грамматике», Ломоносов находит еще более сильные и точные слова, чтобы достойно оценить величие нашего языка: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был исукусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Всем своим литературным творчеством Ломоносов убеждал читателя, что «российский язык» действительно обладает высокими качествами, выделяющими его среди других языков. Поражает удивительная простота, точность, ясность научных определений и объяснений великого ученого.

Учение Ломоносова о трех штилях

Как ни прекрасен был русский язык, но Ломоносов отлично видел, что словарь его требует упорядочения, а грамматические правила большего единства. В русском языке наряду с российскими словами и формами, употреблялось — особенно в книгах — немало церковно-славянских слов (наряду со словом «голос» — «глас», наряду с глаголом «сказал» — «рек» и т. д.). С другой стороны, в Петровскую эпоху в русский язык вошло множество иностранных слов, появление которых было обусловлено необходимостью обозначить новые понятия. Новые предметы в быту, научные термины, которых прежде вообще не было в русском языке,— все это требовало новых слов, приводило к засорению русского языка чужеземными словами и оборотами.

Чтобы упорядочить употребление в книжной речи церковно-славянских слов (не ставших еще бессмысленными для русского человека) и открыть доступ в нее разговорных слов и оборотов, Ломоносов создал так называемое учение о трех стилях («штилях»). Все литературные жанры он разделил на три группы; каждый жанр, по его мнению, должен писаться одним из трех стилей («штилей»): высоким, допускающим и элементы церковно-славянские; средним, с преобладанием речений, «больше в российском языке употребительных»; и низким, где допустимы только «российские» слова с привлечением просторечия. Учение «о трех штилях» практически давно уже в литературе не применяется, но идея его — необходимость разного стиля для разных родов и жанров поэзии — остается живой и ценной. Историческое значение трех стилей Ломоносова в деле упорядочения русского словаря для его времени было весьма велико.

Детские годы Ломоносова

О детстве будущего ученого, писателя и художника сведений не очень много, хотя дата его рождения установлена точно – 8 ноября 1711 года, а по новому стилю – 19 ноября. Он появился на свет в Архангельской губернии, в деревне, которая сейчас носит его имя, а тогда называлась Мишанинской. Других детей в семье Ломоносовых не было. Отец был рыбаком. Семья считалась зажиточной, но склонности к образованию у родителей не было, о чем Ломоносов позднее кратко упомянул в своей автобиографии. Когда мальчику было девять, мать его умерла. Отец после этого дважды женился. Вторая жена относилась к ребенку неплохо, а вот третья оказалась самой настоящей мачехой – жестокой и злой. С детства Ломоносов освоил рыбацкий промысел. Рыбачил вместе с отцом на Белом море. Мальчик был очень наблюдательным, он хорошо изучил окружающую природу, умел ориентироваться по звездам, а тяжелая работа закалила – он всегда оставался физически очень сильным. Тогда же он начал учиться грамоте у местного дьячка. Изучал грамматику, арифметику по знаменитому учебнику Магницкого, церковные книги. Писал красиво и грамотно, то есть в родных краях мог считаться очень образованным человеком. Он полюбил книги, но этого его родные не понимали. Отец готовил сына к обычной жизни рыбака-помора, но накануне своей свадьбы юноша сбежал в Москву.
Рис. 2. Михаил Ломоносов в молодости

Детство

Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).

Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.

Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.

Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.

В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.

[править] Биография

Родился в зажиточной семье помора беломорского крестьянина-рыбака (однако утверждение о «поморстве» Ломоносова считается сомнительным). С 10 лет Ломоносов ходил с отцом в море.

Обучившись грамоте пристрастился к книгам, что особенно ожесточало к нему мачеху, на которой женился его отец в 1724 году, и которая его невзлюбила.Надо переписать это предложение

В 1730 году Ломоносов ушёл в Москву, где вскоре, подделав документы и выдав себя дворянского происхождения, был зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию — первый в России вуз, существовавший к тому времени уже почти полвека. Приходилось ему в то время претерпевать бедность. В академии в 1935 году Ломоносов попал в число лучших учеников, отобранных для определения в Петербургскую Академию наук, в которой в 1736 году он был представлен и зачислен в существовавший при ней Академический университет. Это был первый российский университет, насчитывавший к тому времени десятилетие своего существования; обучались там тогда лишь немногие. Впоследствии Ломоносов станет ректором Академического университета. Во время непродолжительной учёбы в университете Ломоносов успел выказать особую склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии.

В том же 1736 году Ломоносов был направлен на учёбу в Германию, и до 1739 года обучался в Марбургском университете под руководством знаменитого учёного и философа Х. Вольфа, а в 1739-40 гг. учился во Фрайберге. Год он провёл в путешествиях, побывал в Голландии. В Германии он во многом сформировался как учёный.

Возвращаясь на родину в 1940 году он попал в прусские рекруты, однако вскоре бежал и на следующий год добрался до Санкт-Петербурга.

В том же 1941 году он был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. В 1742 году стал адъюнктом физического класса Академии наук. За недостойное поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) попал под домашний арест, освобождён в 1744 году. И в последующем Ломоносов будет выступать против выходцев «немецкой» партии.

В 1745 году избран профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук. С присвоением профессорского звания он получил дворянский статус. В 1748 году основал химическую лабораторию.

В 1749 году в торжественном собрании Академии наук имеет большой успех его «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», Ломоносов начинает пользоваться вниманием при Дворе, сближается с фаворитом императрицы И. И. Шуваловым, будущим основателем Московского университета и Академии художеств. В 1753 году учреждает фабрику мозаики. В 1754 году оставил кафедру химии и оказался без лаборатории

Из-за чего ему пришлось оборудовать собственную — у себя дома

В 1754 году оставил кафедру химии и оказался без лаборатории. Из-за чего ему пришлось оборудовать собственную — у себя дома

В 1753 году учреждает фабрику мозаики. В 1754 году оставил кафедру химии и оказался без лаборатории. Из-за чего ему пришлось оборудовать собственную — у себя дома.

Под его влиянием в 1755 году был открыт Московский университет, которому в 1940 году будет присвоено его имя.

В 1757 году Ломоносов получил новый статский чин — коллежского советника. В том же году Синод потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях».

Также в том году в Типографии Московского университета было издано собрание его сочинений.

В 1758 году назначен главой Географического департамента Петербургской Академии наук.

Скончался у себя дома от воспаления лёгких. Незадолго до кончины его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище.

Академик Петербургской Академии наук (1745). Почётный член Королевской Шведской академии наук (1760), петербургской Академии художеств (1763), Академии наук Болонского института (1764).

Женился Ломоносов на немке в 1739 году во время своей учёбы в Германии, в том же году у него появилась дочь, а в 1941 году — сын, в 1749 году — дочь Елена (единственная пережила отца).

Память

Имя Ломоносова носят МГУ, его именем названы город (бывш. Ораниенбаум), подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на обратной стороне Луны и др.

В 1956 году Академия наук СССР учредила Большую золотую медаль им. Ломоносова, присуждаемую за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.

В гуманитарных науках

Риторика

Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники по риторике издавались только на церковнославянском или латыни).  В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений.

Грамматика. Теория «трех штилей»

Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении

Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов (сейчас их называют «тропами»)

О теории «трех штилей» читайте на нашем сайте: Теория «трех штилей» Ломоносова.

Поэтическая теория

Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.

Педагогика

Составными элементами познания он считал чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Ломоносов был убежден, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования. Считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка и  рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Ломоносов выступал  за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Впервые в русской педагогике стал сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Краткая биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов — «универсальный человек», обладавший многими талантами. Это физик и химик, астроном и геолог, поэт и филолог. Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной в Архангелогородской губернии. Мальчик проживал в зажиточной семье. В девятилетнем возрасте у него умерла мать.

Начальное образование Михаил получил у дьячка местной церкви. В 14 лет юноша уже хорошо писал и читал. Жизнь с мачехой для Михаила была невыносимой. Когда отец в 1730 году захотел его женить, Ломоносов ушел в Москву. Через три недели юноша достиг цели.

Михаил хотел поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого он подделал документы и выдал себя за сына дворянина. Ломоносов был прилежным учеником. Он с удовольствием читал летописи, богословские книги, математические сочинения. В 1734 году Михаил отправился в Киев. Здесь он обучался в Киево-Могилянской академии.

В 1735 году Ломоносов уехал в Петербург. Его зачислили в университет при Академии Наук. Студент изучал математику, знакомился с экспериментальной физикой, изучал стихосложение. В 1736 году русский дипломат Иоганн Корф предложил послать пару учеников за границу. На протяжении нескольких лет Ломоносов обучался в Марбурге и во Фрайберге. Здесь студент усовершенствовал знания по химии, металлургии, немецкому языку, рисованию, фехтованию. Он начал собирать собственную библиотеку.

В 1739 году Ломоносов, пребывая в Германии, женился на Елизавете-Христине Цильх. У ученого было несколько детей. Сын и дочь умерли в раннем возрасте. В 1749 году в семье появилась дочь Елена.

В 1740 году Михаил решил возвратиться в Россию по морю. В это время его завербовали в прусскую армию. Через несколько недель он сбежал из казармы. Михаил отправился в Марбург и поселился в доме тещи. В 1741 году он вернулся в Петербург без жены. Через два года супруга нашла его через посольство и приехала в Россию.

В 1742 году Ломоносова назначили адъюнктом физического класса, а в 1745 году — профессором химии. В 1748 году Михаил Васильевич создал научно-исследовательскую и химическую лабораторию. Здесь он проводил опыты по изготовлению краски, цветного стекла. В 1753 году основали стекольную фабрику в Усть-Рудице. В 1755 году Ломоносов способствовал тому, чтобы был учрежден Московский университет. Для этого ученый составил первоначальный проект.

В 1757 году Михаила Васильевича назначили советником Канцелярии Академии наук и художеств. Он покинул казенную квартиру и переехал в собственный дом. В 1759 году Ломоносов занимался устройством Академической гимназии. В 1760 году ученый стал почетным членом Шведской королевской академии наук, а через четыре года — Академии наук Болонского института.

Ломоносов — талантливый человек, который внес существенный вклад в развитие химии, геологии, астрономии, метеорологии и искусства. Его выдающимся достижением считается молекулярно-кинетическая теория тепла. Ученый создал циркумполярную карту, написал руководство к риторике и определил, что вещества состоят из корпускул. Михаил Васильевич заложил основы физической химии, разработал технологию цветных стекол, вместе с Брауном получил ртуть в твердом состоянии.

Михаил Васильевич Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге. Причина смерти — воспаление легких. Ученого похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Позже на могиле установили стелу из каррарского мрамора.

Доклад про Ломоносова сообщение

Поздней осенью 1711года, в деревеньке возле Архангельска, семья Ломоносовых подарила миру сына, который станет впоследствии величайшим человеком страны.

Детство будущего учёного прошло в жестких условиях небольшого острова, где жила их семья. Знавшая грамоту мать Михаила, Елена Ивановна, учила сына читать и писать. Жестокая болезнь рано забрала её из жизни, и мальчик остался без матери.

Василий Дорофеевич, отец Михаила, занимался рыболовным промыслом. Он имел собственное мореходное судно, и часто брал в море своего сына. Мальчишка в таких походах закалялся физически, он становился сильным и здоровым юношей. С детства любознательный, в таких морских путешествиях он с интересом наблюдал за природными явлениями.

После смерти матери, Михаил бегал к соседу Шубину, который занялся его образованием, и уже к двенадцати годам, мальчишка грамотно писал, много читал. Новая жена отца была против увлечения Михаила книгами, она старалась загрузить его домашней работой, парень постоянно должен был что-нибудь делать по хозяйству. Тяга к знаниям заставила Михаила покинуть отчий дом и отправиться в Москву. Учился Ломоносов всегда с охотой и старанием, впитывая в себя знания, как губка. Он изучал различные дисциплины, и во всех них был успешен.

Серьезное отношение к учебе и скрупулезное изучение наук, сделало Михаила Васильевича, простого русского паренька из крестьянской семьи, величайшим человеком эпохи. Ломоносов занимался не только наукой, но и творчеством. Всесторонне развитая личность, он был талантлив абсолютно во всем. Михаил Васильевич сделал много изобретений и открытий. Всю свою жизнь он посвятил науке, и всю жизнь добивался просвещения народа, стремился к тому, чтобы все дети получали образование.

Умер Михаил Ломоносов в возрасте 55 лет.

3, 4, 5, 7, 9 класс, по литературе. Окружающий мир кратко

Краткая биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов — «универсальный человек», обладавший многими талантами. Это физик и химик, астроном и геолог, поэт и филолог. Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной в Архангелогородской губернии. Мальчик проживал в зажиточной семье. В девятилетнем возрасте у него умерла мать.

Начальное образование Михаил получил у дьячка местной церкви. В 14 лет юноша уже хорошо писал и читал. Жизнь с мачехой для Михаила была невыносимой. Когда отец в 1730 году захотел его женить, Ломоносов ушел в Москву. Через три недели юноша достиг цели.

Михаил хотел поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого он подделал документы и выдал себя за сына дворянина. Ломоносов был прилежным учеником. Он с удовольствием читал летописи, богословские книги, математические сочинения. В 1734 году Михаил отправился в Киев. Здесь он обучался в Киево-Могилянской академии.

В 1735 году Ломоносов уехал в Петербург. Его зачислили в университет при Академии Наук. Студент изучал математику, знакомился с экспериментальной физикой, изучал стихосложение. В 1736 году русский дипломат Иоганн Корф предложил послать пару учеников за границу. На протяжении нескольких лет Ломоносов обучался в Марбурге и во Фрайберге. Здесь студент усовершенствовал знания по химии, металлургии, немецкому языку, рисованию, фехтованию. Он начал собирать собственную библиотеку.

В 1739 году Ломоносов, пребывая в Германии, женился на Елизавете-Христине Цильх. У ученого было несколько детей. Сын и дочь умерли в раннем возрасте. В 1749 году в семье появилась дочь Елена.

В 1740 году Михаил решил возвратиться в Россию по морю. В это время его завербовали в прусскую армию. Через несколько недель он сбежал из казармы. Михаил отправился в Марбург и поселился в доме тещи. В 1741 году он вернулся в Петербург без жены. Через два года супруга нашла его через посольство и приехала в Россию.

В 1742 году Ломоносова назначили адъюнктом физического класса, а в 1745 году — профессором химии. В 1748 году Михаил Васильевич создал научно-исследовательскую и химическую лабораторию. Здесь он проводил опыты по изготовлению краски, цветного стекла. В 1753 году основали стекольную фабрику в Усть-Рудице. В 1755 году Ломоносов способствовал тому, чтобы был учрежден Московский университет. Для этого ученый составил первоначальный проект.

В 1757 году Михаила Васильевича назначили советником Канцелярии Академии наук и художеств. Он покинул казенную квартиру и переехал в собственный дом. В 1759 году Ломоносов занимался устройством Академической гимназии. В 1760 году ученый стал почетным членом Шведской королевской академии наук, а через четыре года — Академии наук Болонского института.

Ломоносов — талантливый человек, который внес существенный вклад в развитие химии, геологии, астрономии, метеорологии и искусства. Его выдающимся достижением считается молекулярно-кинетическая теория тепла. Ученый создал циркумполярную карту, написал руководство к риторике и определил, что вещества состоят из корпускул. Михаил Васильевич заложил основы физической химии, разработал технологию цветных стекол, вместе с Брауном получил ртуть в твердом состоянии.

Михаил Васильевич Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге. Причина смерти — воспаление легких. Ученого похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Позже на могиле установили стелу из каррарского мрамора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: