Понятие культуры

Культурные растения доклад

Самые известные культурные растения и где их применяют.

Растения играют разные роли, как в природе, так и в жизни людей. Из одних видов создают лекарства, другие же применяют в сырье. Третьи виды могут оказаться ядовитыми для живых существ, а значит, непригодными для использования. Но самое распространение растений – это получение пищевых продуктов. Все растения, приносящие определенную пользу, человек растит самостоятельно. Такие растения называют культурными. Но какие же из них наиболее часто встречаются в быту? И чем они полезны?

Представители культурных растений. Их использование.

Все культурные растения разделяют на десять с лишним классов. Самые известные – это зерновые, бобовые, злаковые, плодовые и овощные. А потому и выбраны растения именно из данного перечня типов. Что же, вот и первый представитель:

Картофель.

Да, вот так было решено начать список. И неудивительно, ведь картофель – это не только пища. Но обо всем по порядку. Выращен картофель был в Южной Америке, где он, кстати, растет до сих пор. В России же картофель появился во время правления последнего царя Петра Первого. Для нашей страны картошка по праву считается «вторым хлебом», причем уже с начала 20 века. Теперь понятно, что картофель – один из главных продуктов питания. Еще из картофеля можно получить крахмал, который используют в медицине, а также для приготовления порошков и присыпок.

Лук.

Еще один полезный продукт, который русский народ привык употреблять в пищу для того, чтобы защитить себя от всяких вирусов. И, стоит признаться, это помогает. Кроме того, именно лук применяют как модели для исследований. Сами вспомните, что вы чаще всего рассматривали под микроскопом, когда учились? Правильно, кожицу лука.

Свекла.

Опять же, главное применение данного растения – это пища. Мало того, в одном из блюд свекла имеет ключевое место. Это всем известный борщ. Раньше корень свеклы использовали в медицинских целях. Да и сейчас нередки случаи, когда из свеклы изготовляют разного рода антисептики.

2, 3 класс окружающий мир сообщение

Взаимодействие культур

Диалог культур – взаимодействие между носителями разных культур, в ходе которого одни ценности перенимаются представителями другого этноса.

Аккультурация – восприятие окончательно или частично культуру одного народа другим.

Культурный контакт – взаимодействие двух и более культур в социальной действительности.

Культурная диффузия – заимствование некоторых черт одной культуры в другую, путём культурного контакта.

Глобализация культуры – связана с расширением и усовершенствованием мировых рынков, экономических связей.

Культурный шок – потрясение, связанное с другой культурной реальностью.

Толерантность – терпимость к иному поведению.

Смотрите также:

  • Религия
  • Искусство
  • Основные институты общества
  • Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
  • Образование, его значение для личности и общества

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

Разновидности субкультур:

  • подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);

  • религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

  • этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

  • наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

  • специфический образ жизни и привычное поведение;

  • наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

  • формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.

Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.

Презентация на тему: » СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. [email protected].» — Транскрипт:

2

СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.

3

ВОПРОСЫ К УРОКУ. u ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИРАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

4

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. КУЛЬТУРА, ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА ( ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ): МОРАЛЬ, ПРАВО, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, ФИЛОСОФИЯ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ, КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ( ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ.). «ЦАРСКИЙ ПУТЬ». ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ КУЛЬТУРЫ, ЭРМИТАЖ.

5

ВВЕДЕНИЕ. МЫ УЖЕ ЗНАЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА: ? ОБЩЕСТВО ОБЩЕСТВО- ЭТО ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, ОБОСОБИВШАЯСЯ ОТ ПРИРОДЫ, НО ТЕСНОСВЯЗАННАЯ С НЕЙ, КОТОРОЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ И ФОРМЫ ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ МЫ ЗНАЕМ ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА : 1.Экономическая 2.Социальная 3.Политическая 4.Духовная Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления Взаимосвязи социальных групп, слоев, общностей Взаимодействие отдельных людей и социальных групп по вопросу о государственной власти Религиозные, нравственные, эстетические и другие идеи, соответствующие им отношения и организации ЧЕЛОВЕК КАК СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕСНОСВЯЗАН С ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ ОБЩЕСТВА. ОГРОМНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ КУЛЬТУРА («ВОЗДЕЛЫВАНИЕ»). МОЖНО СКАЗАТЬ ЧТО ИСТИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ТЕСНО СВЯЗАНО С ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ. ИМЕННО ЭТО НАМ ПРЕДСТОИТ ВЫЯСНИТЬ И ОСОЗНАТЬ.

6

ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. В ЧЕМ ЖЕ ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И В ЧЕМ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. ? ВО – ПЕРВЫХ, ОНА ИМЕЕТ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ И ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЯЗЫК. МОРАЛЬ, ПРАВО, РЕЛЕГИЮ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКУ, ИСКУССТВО, ФИЛОСОФИЮ, Т.Е ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ, А ТАКЖЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. КАК И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ТАК И ДУХОВНЫЕ СОЗДАЮТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ПОПРОБУЕМ ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОСОБЕННО ДОЛГОВЕЧНЫ, ПЕРЕДАЮТСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ В ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЯХ БЕЗГРАНИЧНЫ НО САМОЕ ГЛАВНОЕ ОНИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА. ЛИЧНОСТИ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ВЕКА ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМАТЬСЯ НАД ТЕМ, О ЧЕМ МЫ РАНЬШЕ НЕ ЗНАЛИ.

7

ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. ВО – ВТОРЫХ. СОЗДАНИЕМ, РАСПРОСТРАНЕНИЕМ, СОХРАНЕНИЕМ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАНИМАЮТСЯ ЛЮДИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ: ХУДОЖНИКИ. ПИСАТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ. БИБЛЕОТЕКАРИ И Т.Д.И ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОФЕССИОНАЛЫ. ЛЮДИ ЗАНИМАЮТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, САМООБРАЗОВАНИЕМ…. В – ТРЕТЬИХ, ДОСТИЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАХОДЯТСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: АРХИВАХ, МУЗЕЯХ, ЦЕРКВЯХ И Т.Д. ЭТО ТОЖЕ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ.

8

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА лат. cultura – возделывание, обрабатывание Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности

9

Функции духовной культуры Познавательная Образовательно-воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая

10

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА С ДРЕВНОСТИ ЛЮДИ ПОНИМАЛИ, ЧТО ПРЕОБРАЗУЯ ПРИРОДУ, ОНИ РАЗВИВАЛИ В СЕБЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, РАЗВИВАЛИ СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТЬ. ЭТО БЫЛА КУЛЬТУРА НЕ ВНЕШНЯЯ А КУЛЬТУРА ВНУТРЕННЯЯ. ДРЕВНЕЕ ПРЕДАНИЕ ГОВОРИТ, ЧТО ОДНАЖДЫ К ЕВКЛИДУ ОБРАТИЛСЯ ЦАРЬ, ПОЖЕЛАВШИЙ ОВЛАДЕТЬ ГЕОМЕТРИЕЙ. УЧЕНЫЙ ОТВЕТИЛ ЕМУ ЧТО «В НАУКЕ НЕТ «ЦАРСКОГО ПУТИ» ПОПРОБУЙ ОБЬЯСНИ ЭУ ПРИТЧУ. КАКОЙ ЖЕ ВЫВОД МЫ СДЕЛАЕМ: ПОЛИННУЮ КУЛЬТУРУ НЕЛЬЗЯ ВЗЯТЬ НАПРОКАТ И ПОЛУЧИТЬ БЕЗ ТРУДА. ЭТО ВСЕГДА ТРУДНЫЙ ПУТЬ. КУЛЬТУРА ОТКРЫВАЕТСЯ ПЕРЕД ТЕМ, КТО СПОСОБЕН МЫСЛИТЬ, РАССУЖДАТЬ. КУЛЬТУРА ДАЕТСЯ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОЗВЫСИТЬСЯ НАД ДРУГИМИ. ИСТИННО КУЛЬТУРНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИНТЕРЕСНО ВСЕ, ЧТО ПОЛЕЗНО. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ – ЭТО КАЧЕСТВА КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА.

11

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ СТОЛКНУЛИСЬ ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: 1.КУЛЬТУРА ДОЛЖНА БЫТЬ СОВЕРШЕННО ОТКРЫТОЙ, БЕЗ ВСЯКИХ ЗАПРЕТОВ. 2.ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО РЕГУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ..? С

12

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. 1.ТЕКСТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ. С.29 – 36 2.ПО ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПОДГОТОВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 3.ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ НА С

13

ИСТОЧНИКИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 8. КЛАСС: УЧЕБ. ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Л. Н. БОГОЛЮБОВ И ДРУГ. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» М

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений — навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Нация и этнос

Понятия нации и этноса в рамках рассмотрения национальной культуры гораздо более интересные. Этнос – это самый базовый термин, означающий народ с определенной языковой спецификой, символикой, материальными и духовными атрибутами (рисунок 4).

Несмотря на то, что отдельно взятые этносы считаются простейшей формой организации групп людей, именно они служат основой формирования национальной культуры.

Изначально этнос рассматривали как форму, объединяющую группу людей по верованиям в единого предка. Исходя из этого, участником этноса мог стать любой человек с аналогичными верованиями.

Современные ученые пришли к другим выводам. Согласно последним исследованиям, именно этнос является чуть ли не единственной статической единицей социума. Любые попытки вторжения в народные традиции, быть или культуру могут привести к постепенному упадку или исчезновению этноса. Однако, если воздействий, оказывающих негативное влияние извне не будет, он способен на долгое время сохранится в неизменном виде.

Рисунок 4. Отличительная особенность этноса — в стремлении создать собственное государство

К сожалению, все современные этносы тем или иным образом подвергаются влиянию глобализации. Постепенно исчезают некоторые традиции, размываются верования и меняются моральные ценности. Более того, в нашем современном обществе больше не считаются редкостью браки между представителями народов с совершенно разными традициями и обычаями. Это, в свою очередь, означает, что мы с вами может быть свидетелями формирования абсолютно новых и уникальных национальных культур.

Культурные навыки даются от рождения или приобретаются?

Известно, что культура воспитывается в человеке. Но все же некоторые черты характера являются врожденными и их легко спутать с признаками культуры.

Такт и деликатность. Принято считать, что только культурный человек выражает к другим с уважением и выслушивает, не перебивая. В действительности эти качества являются врожденными и развитыми чертами. Они не гарантируют, что вы имеете общение с культурной личностью.

Соблюдение норм и правил. Некоторые люди с рождения обладают потребностью подчиняться, поэтому следовать в соответствии с общепринятыми правилами для них — норма.

Культурный человек отлично понимает в искусстве. Но любить классическую музыку или восхищаться красотами пейзажей способны многие обладатели талантов и способностей. Они от природы наделены чувством прекрасного и являются ценителями в этой сфере.

Что такое духовные ценности и чем они отличаются от материальных

Теперь стоит пояснить, что обществознание понимает под ценностями в сфере духовной жизни.

Духовные (культурные) ценности — это продукты духовной культуры общества, которые помогают удовлетворить высшие потребности человека.

Если кратко, то еда, сон, безопасность и т. д. — это низшие физические потребности. Человеку необходимо их удовлетворять, чтобы выжить. Но есть и потребности другого толка — высшие. Их мы удовлетворяем, когда хотим улучшить качество жизни: стать успешнее, образованнее и прикоснуться к прекрасному. Так вот, духовные потребности относятся к высшим.

27.8K

Потребности человекаЧитать →

Вот несколько примеров ценностей духовной сферы:

  • культурные традиции;

  • народные обряды;

  • техники живописи;

  • языки и диалекты;

  • научные достижения;

  • высшее образование и т. д.

Противоположность духовным ценностям — материальные.

Материальные ценности — это продукты материальной культуры, которые имеют вещественную форму: имущество, товары, предметы.

Это то, что мы можем видеть, слышать, пробовать и осязать. В то же время духовные ценности существуют только в рамках нашего воображения, разума. Это одна из их главных особенностей, которую мы уже упоминали выше.

При этом важно помнить, что духовные и материальные ценности часто бывают связаны. Например, когда первые выражаются через вторые

Давайте подробно разберём, как это работает, на примере.

Пример № 1.

Ира — художница. Она пишет серию картин в жанре импрессионизм, в которые вкладывает особый смысл. Каждая из них отражает одну из 5 стадий принятия неизбежного: отрицание, торг, гнев, депрессию и принятие.

Эти картины — имущество, материальные ценности, т. к. их можно осмотреть, потрогать и даже продать, если захочется. А со временем они придут в негодность, и люди забудут, как они выглядели. Зато смысл, который вложил в них автор, — духовная ценность. Это идея, которой невозможно причинить вреда.

Теперь важно вспомнить и другие черты, которые отличают духовные ценности от материальных:

  • Ими невозможно «насытиться». В отличие от той же еды, которая считается материальной ценностью, человек может потреблять духовные ценности бесконечно. Например, слушать музыку.

  • Они сохраняются в сознании людей и передаются из поколения в поколение. Вещи со временем портятся, зато идеи могут жить столетиями. Даже когда их материальное воплощение уже давно утрачено.

  • Они в большей степени запечатлевают личность автора. Мир до сих пор помнит имена великих творцов, но и работы неизвестных авторов также ценны для культуры.

Проверьте себя

Подумайте, как лично вы взаимодействуете с духовной сферой: создаёте ценности или только потребляете их? Приведите несколько примеров, как именно.ов, как именно.

Дикие предки [ править | править код ]

Все культурные растения произошли от дикорастущих. В результате селекции они стали давать более высокие урожаи в необычных для себя условиях — на новых землях или в ином климате. Некоторые растения так видоизменились, что трудно даже определить их предков. С увеличением посевных площадей для повышения урожайности стали применять удобрения, а для борьбы с вредителями — инсектициды и фунгициды. Растениеводство возникло одновременно в Старом и Новом Свете за 7 — 8 тысяч лет до нашей эры. Процесс одомашнивания первоначально происходил независимо в географически обособленных областях земного шара на четырёх континентах и острове Новая Гвинея, и, конечно, на видах окружающей флоры. Флористический состав одомашниваемых видов был эндемичным для больших географических территорий, иными словами, использовалась отечественная флора .

Истинный смыл понятия «Культурный человек»

Культура — внешние проявления нашей эмоциональности. Наличие культуры — внутренняя установка на внешнее проявление негативных эмоций. Человек способен сострадать, переживать беспомощным. Культурный человек знает различие между добром и злом и четко видит ориентиры, в какую сторону двигаться.

С детского возраста нам прививают навыки, которые были оценены и приняты прошлыми поколениями. Мы впитываем ориентиры правильных поступков, и это называется воспитанием. Культурное воспитание получается через книги, мультфильмы, кинофильмы, где описаны стандарты поведения.

В старшем возрасте уже трудно перешагнуть через сложившиеся убеждения и причинить вред живому существу. Человека при этом удерживает не только закон, но, в первую очередь, культура. Сдерживающие факторы проявляются настолько сильно, насколько были вскрыты культурные понятия в процессе воспитания ребенка.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность.

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель — это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.

↑ Формы культуры: элитарная, народная, массовая

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. 

Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» — «лучший») — это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.

Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.

Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского

Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. 

Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна — это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям

Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования

Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.

В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры — экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная — нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна — она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.

Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.

Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур)

Классификация народной культуры по числу исполнителей

Существует множество классификаций данной формы культуры. Наиболее распространённой является разделение произведений на три вида (индивидуальные, групповые, массовые) в зависимости от того, сколько человек должны были их исполнять. В сообщении по обществознанию стоит кратко описать эти виды.

  • Характерным признаком индивидуальных произведений является то, что воспроизводить текст должен один человек (например, пересказ легенды, сказки, былины).
  • Групповые предназначены для коллективного исполнения (песни, танцы).
  • Отличительной чертой массовых является значительное количество участников действия (к этой группе можно отнести народные гуляния по определённому сценарию, карнавальные шествия).

Рис. 3. Карнавал в Бразилии.

Произведения народной культуры становятся источником вдохновения для многих авторов. Фольклорные мотивы используются современными писателями для создания увлекательных книг жанра фэнтези. Известные русские певцы исполняют традиционные песни в необычной аранжировке. В основу многих художественных фильмов положены мифические или сказочные сюжеты.

Что мы узнали?

Определение народной культуры звучит следующим образом: это культура, созданная народом, не имеющая конкретного автора, простая для понимания и запоминания. Она отражает представления, традиции, историческую судьбу народа. В зависимости от количества исполнителей может быть индивидуальной, групповой или массовой.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.

Как связаны сферы общества

Все сферы жизни общества связаны между собой.

Так, принятие госдумой закона, обязывающего лицензировать определенный вид деятельности, провоцирует подорожание продукции этой отрасли из-за необходимости дополнительных затрат, обусловленных нововведением. Здесь взаимодействуют политическая и экономическая сферы.

Политика влияет не только на экономику, но и на социум. Например, введение запрета на работу ночных клубов в неблагополучном районе, вынуждает людей ездить в более отдаленную местность, чтобы провести свой досуг. Закрытие муниципалитетом одной из школ из-за дефицита бюджетных средств, приводит к сокращению педагогов.

Экономическая сфера воздействует на социальную жизнь. Так, снижение доходов из-за экономического кризиса, вынуждает население экономить. Люди начинают реже посещать кинотеатры, клубы и рестораны. Многие компании, предоставляющие развлекательные услуги закрываются, так как выручка перестает покрывать расходы.

Иногда взаимодействуют между собой сразу несколько сфер. Так, после Октябрьской революции 1917 года было разрушено множество храмов, а на их месте появились склады и магазины. Это негативно сказалось на духовной сфере: люди перестали придерживаться традиций, венчаться в церквях. Для некоторых граждан семья утратила былую ценность и число разводов возросло.

Кто такой культурный человек?

Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.

В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление – ключевое качество культурного человека.

Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование – воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.

Эстетическое самосовершенствование – любовь и осознание ценности красоты. Подразумевает склонность к прекрасному, или тягу к красоте. Имеется в виду не только слабость к красивому извне, но и приверженность к индивидуальному облагораживанию. Всё это — качества культурного человека.

Аудитория

Общество всегда проявляло интерес к народной культуре, так принято в индустриальном и традиционном обществах. Однако вот в постиндустриальном окружении ситуация немного другая. Если говорить о различиях народной и высокой культуры, то они аналогичны отличиям этнической и национальной. В чем же разница? Национальная и высокая культура передается только в письменном виде. При этом народная и этническая — в разных (устном, письменном и других). создается образованным населением, а этническая — малообразованными гражданами. В последнее время современную аудиторию стали интересовать народная культура и традиции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: