Удмурты

Их обвиняли в ритуальном убийстве

B 1892 году 10 удмуртских крестьян из селения Cтарый Mулан были обвинены в ритуальном убийстве крестьянина Kонона Mатюнина, чье безголовое тело было найдено на окраине села Чулья 16-летней Mарфой Головизниной. Kрестьян обвинили, что они жертву «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы…и… для принятия этой крови внутрь». Cуд присяжных признал семь человек виновными, однако позже к делу присоединились правозащитники — член Государственного совета Aнатолий Kони и журналист Bладимир Kороленко, и крестьяне были оправданы.

Этнограф Hиколай Блинов, который тщательно исследовал дело, в труде «Языческий культ вотяков», предположил, что убийство Mатюнина было действительно ритуальным и связанным с обрядом очищения воды, так как в это время свирепствовала холера. И действительно, отсеченную голову крестьянина Mатюнина отыскали уже после вынесения оправдания в роднике неподалеку. Блинов же рассказал, что это был не единичный случай: еще одну отрезанную голову нашли в этой же местности в начале XX века.

« Почему на Руси детей не стригли до 7 лет

Праздники и обряды

Семейные дела были особо почитаемы удмуртами, поэтому многие обычаи связаны с самыми значимыми эпизодами: рождением первенца, свадебным торжеством, поминовением усопших. Календарно-обрядовые ритуалы проводились с целью задобрить природу, чтобы впоследствии получить богатый урожай. Во многих обычаях прослеживаются языческие корни: заклинания, жертвоприношения, магические обряды. Праздник Толсур – это удмуртский День урожая. Веселые игры, песни и танцы, богатый праздничный стол с угощениями есть в каждом доме. Масленица в народе зовется Вой дыр. Помимо традиционных блинов здесь устраивают костюмированные переодевания, «медвежьи пляски», катаются на лошадях, гадают на кудель. Ритуал изгнания Шайтана означает борьбу со злым духом, который может навредить близким. В праздник Акаяшка, который длится три дня, стараются освободить жилище от нечистой силы.

Угощения удмуртов

На удмуртской кухне хозяйка с любовью готовит угощения для гостей. Накормить гостя – это традиция народа. Аромат свежего хлеба, хрустящие национальные блины «шанежки», пироги с разными начинками вызовут аппетит, как только переступите порог удмуртского дома. Свинина не популярна в здешних местах, больше ценится говядина, баранина, мясо утки. А история всеми любимых пельмешек началась, кстати, именно здесь. В народе их прозвали «медвежьим ушком», а в столице Удмуртии этому блюду даже посвящен памятник. Помимо традиционного мясного фарша удмурты используют в приготовлении разную начинку для пельменей: грибной фарш, овощную смесь, рыбный паштет. А вот десертов и сладких угощений в национальной кухне маловато. Обилие ароматных ягод, душистого меда, выпечки заполнило эту нишу. Из меда делали квас, медовые напитки, добавляли в мучные изделия.

История

Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат

Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен. Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать

Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию. Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность. Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.

Это интересно: 4702,Уединенный курорт Египта – Марса Алам

Традиции

Праздники

 

Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утвержден только в 1992 году. Прелесть праздника заключается в том, что на него могут прийти все желающие. Гербер всегда был приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого нужно было заколоть рядом с хлебным полем. Мясо, добытое таким образом, добавляли в кашу с овсом, ячменем и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. Так можно было не только показать себя, но и посмотреть на других: молодые мужчины высматривали девиц, чтобы найти подходящую невесту. На праздник проводили довольно забавный обряд — сялтым. Выбирали девушку, если та сумеет откупиться вином или красивым полотенцем, ее отпускали. А если нет — бросали в реку.

Свадьба

 

Браки традиционно заключаются зимой до наступления Масленицы, а осенью до начала Филиппова поста. Такой подход объясняется сложившимся с древних времен укладом: люди заканчивали полевые работы и появлялось время для подготовки к свадьбе. Летом свадьбы проводить запрещалось. Нежелательными для проведения торжества были воскресенье, пятница и среда. Ввиду сложности подготовки этап может занять от 2 недель до нескольких месяцев. Раньше многие родители не хотели отдавать дочерей замуж рано. Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли. Нередким явлением стал выход замуж девушки, которая была старше своего мужа на 3–4 года . Сыну родители подбирали невесту тщательно. Для этого выбирали женщину (дэмчи), обязанностью которой был поиск подходящих кандидаток. В обязанности свахи входило составление характеристики родителей, определение достатка. Удмурты ценили в женах покладистость, трудолюбие, способность хорошо и быстро наводить порядок в доме. Когда родственники жениха отправлялись за невестой, первой с ее родителями начинала говорить дэмчи. Сваха разговаривала в стихах, использовала красочные эпитеты. Если от родителей невесты следовал отказ, гости должны были оставить варежки и вернуться, используя их как предлог. При согласии невеста выходила к гостям, ставила на стол самовар. Далее следовало чаепитие. В ходе беседы обсуждались калым, время начала торжества, приданое. Интересна подготовка к пиру. Трапезу устраивали в доме невесты, который необходимо было прибрать, застелить все кровати, развесить декоративные полотенца, поставить на стол закуски и выпечку. Родственники сами за стол садились редко, обслуживая гостей. Такой пир называют сюан. Гости на нем обязательно должны были съесть лепешек. Если пир устраивали в доме жениха, то прибывшие родственники и гости оказывались обязаны разучить песни, чтобы исполнить их вместе со всеми. Жених и невеста не пели, а только слушали. Такой пир именуют ярашон. На ярашон хозяева дома должны подарить молодоженам бочонок с медом, а молодожены угощали медом всех присутствующих.

После свадьбы важно соблюдать несколько обрядов:

  1. 1.После ярашона родителям невесты необходимо проведать молодоженов.
  2. 2.Впервые после свадьбы жена может приехать к родителям только в сопровождении своего мужа и его матери.
  3. 3.Приданое молодожены забирают в первую осень.

Удмуртский язык

Почти 59% жителя Республики считают своим родным языком удм, но государственным также является русский язык. Его алфавит лег в основу создания удмуртского, а слова сформировались под влиянием также и татарского. Официально он был оформлен только в 30 годах 20 века.

На улицах городов края можно встретить вывески сразу на двух языках. На 2010 год 78,8% населения Удмуртии говорило на языке предков. Однако он не является обязательным к изучению в школе. В 2014 году такой законопроект выдвигался, но был отклонен парламентом. Для тех, кто хотел бы подтянуть свои знания или полиглотов другой национальности, существуют ежегодные курсы. Известно, что на их прохождения даже собираются очереди желающих.

2. Основные занятия

Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Развиты были ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Башкиры

Четвертым по численности этносом здесь стали башкиры, древний тюркоязычный народ из алтайской языковой семьи с весьма самобытной культурой и ареалом расселения. С принятием ислама татарами, жителями Волжской Булгарии в X в., мусульманство суннитского толка распространилось и у башкир. В этногенезе башкир участвовали множество кочевых и полукочевых народов, древние башкиры и финно-угры, булгары и мадьяры, кыпчаки и ногайцы, казахи и татары. Особенно влияли на формирование башкирского этноса древние финно-угорские самодийские народы (упей, уваныш, терсяк, сызгы) и иранские племена. По образу жизни башкиры издавна относятся к полукочевым народам, занимались скотоводством. Башкирские мужчины славились хорошими охотниками и рыбаками, собирали мед диких пчел и дары тайги, освоили ковку и тонкое ювелирное дело. Женскими традиционными занятиями стали: изготовление шалей и войлочных ковров, вязание и ткачество. Традиционная одежда башкир изготовлялась из хорошо обработанных овчин и войлока, домотканых и приобретенных тканей, украшалась монетами, бисером и аппликацией. Носили башкиры широкие штаны, халаты, полукафтаны, камзулы, тюбетейки, чепцы, шапки из войлока и ушанки. 

Традиции русского народа для детей

Наша страна – Россия. Она самая большая в мире. У русского народа много интересных традиций и обычаев:

  • Наши предки издавна жили в деревянных избах, сложенных из бревен – обтесанных стволов деревьев.
  • Костюм юношей состоял из длинной рубахи, портков и картуза. Вместо привычных туфель они обували лапти, сплетенные из древесного лыка.
  • Русские девушки носили сарафан до пят поверх рубахи, а голову украшали кокошником.
  • Гостеприимство – одна из основных традиций русского народа. Гостям на Руси всегда были рады. Хозяева встречали гостей на пороге и угощали хлебом и солью.
  • Праздники нашего народа тесно связаны с религией. На Пасху во всех домах пекут пасхальные куличи, красят яйца и радуются воскрешению Иисуса Христа. «Христос воскрес» – «воистину воскрес» говорят друг другу. На Масленицу всю неделю едят блины, а в последний день сжигают чучело зимы. Так многие сотни лет русские отмечают приход весны.
  • Национальные блюда России – это пироги со всевозможными начинками, щи, каши. В особом почете овощи (репа, капуста, горох), а также грибы да ягоды. Из напитков на Руси издавна предпочитали сбитень и квас.

Презентация:

Примечания

  1. 12345678 Всероссийская перепись населения 2002 года — www.perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081463
  2. По переписи 1989 г. в РСФСР было 714 833 удмуртов с бесермянами ( — demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_89.php)
  3. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. — www.stat.kz/p_perepis/Pages/default.aspx (Национальный состав населения — www.stat.kz/p_perepis/Documents/Нац состав.rar.rar)
  4. По переписи 1989 г. в Казахстане было 15 855 удмуртов (см. Демоскоп — demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=5)
  5. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык. — 2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/nationality_population/
  6. Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1997. С. 48-54.
  7. Белых С. К., Напольских В. В. Этноним удмурт: исчерпаны ли альтернативы? — www.udmurt.info/library/belykh/udmetn.htm // Linguistica Uralica. T. 30, № 4. Tallinn, 1994; Сахарных Д. М. Названия удмуртов: происхождение и семантика — udmurt.info/texts/nazvudm.pdf. — Ижевск: Портал «Удмуртология», 2008.
  8. Там же.
  9. Багин С. А. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк). М.: Типо-литография К. Ф. Александрова, 1897. 34 с.
  10. Чураков В. С. Удмуртские традиционные верования в свете некоторых лексических реконструкций — idnakar.ru/2007/2007_1/7 CHURAKOV Verovanija.pdf. — Ижевск: Журнал «Иднакар: методы историко-культурной реконструкции», 2007. — № 1. — С. 51-64.

Сложности и становление Удмуртии

Однако далеко не всегда удмурты положительно воспринимали власть русских. Периодически в регионе вспыхивали бунты, причиной которых являлось повышение налогов и насильственная христианизация.

Население южных земель Удмуртии активно приняло участие в восстании Емельяна Пугачёва. Народное сопротивление было подавлено, однако это не отразилось на постоянном развитии края удмуртов. В 1889 году на юге Удмуртии впервые появляются железные дороги.

В прошлом веке удмурты, как и многие другие народы России и соседних стран, познали горечь потерь в двух разрушительных кровопролитных войнах. Однако Удмуртия стала тем регионом, куда было эвакуировано более 20 предприятий.

В тяжёлые годы Великой Отечественной войны население региона сумело перевыполнить план. Немалый вклад в развитие транспортной системы Удмуртской АССР стал настоящий трудовой подвиг народа, строительство железной дороги Ижевск — Балезино.

Удмуртки д.Покровский-Урустамак, ныне Бавлинского района Татарстана. Снимок начала XX в.

Сегодня край удмуртов называется Удмуртской Республикой и представляет собой государство в составе Российской Федерации. Его население постепенно растёт, и в наше время составляет около 600 тысяч человек.

Удмурты — народ с богатой историей, где есть как яркие и радостные страницы, так и периоды упадка и скорби. С давних времён жители Удмуртии гордятся своими землями, стараются возродить старинные обычаи и хранят культурное наследие предков. Их труды не оказываются напрасными.

Сегодня интерес к малоизученным удмуртским верованиям, национальным особенностям заметно возрос. На мой взгляд, далеко не последнюю роль в этом сыграл вокальный коллектив “Бурановских бабушек”, получивших признание как в России, так и в странах Европы. Возможно, возрождение культуры Удмуртии поможет нам открыть новые тайны этого народа.

История

Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах относится к XII в. (в сочинениях арабского автора Абу-Хамида аль-Гарнати).

В русских летописях удмурты впервые упоминаются как аряне, арские люди (1379) в записи о походе вятской рати в Арскую землю (см. Ары).

Внутри удмуртского этноса выделяют несколько групп, основные из которых – северные и южные. Их развитие происходило в различных этноисторических условиях: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние (бесермяне), у северных – русское.

Северные удмурты довольно рано оказались в составе своеобразного политического и экономического образования – Вятской земли.

Южная группа удмуртов подпала под власть Волжской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства, после 1552 г. была присоединена к Русскому государству.

С учреждением Вятского наместничества (1780), а позднее Вятской губернии (1796) удмурты составляли большинство населения Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов; были отнесены в разряд государственных крестьян.

В 1920 была образована Вотская (с 1932 г. – Удмуртская) автономная область, 28 декабря 1934 г. преобразована в автономную республику (с 1991 г. – Удмуртская Республика).

Праздники

Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров.

  • Толсур — день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы.
  • Гырыны потон или акашка́ — Пасха, начало весенней страды.
  • Гербер — Петров день.
  • Выль ӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.
  • Сӥзьыл юон — окончание уборки урожая.
  • Выль шуд, сӥль сиён — начало забоя скота.

Праздновались и вскрытие рек (йӧ келян) и появление первых проталин (гуждор шыд).

Татары

Тюркоязычный этнос татары стали по численности вторым в Пермском крае. Местные татары – мусульмане-сунниты, но среди них многие приняли православие, тесно традиционно и культурно взаимодействуют с башкирами, переплетение и взаимопроникновение их культур здесь сильно заметно. Этногенез пермских местных татар проходил именно на этой территории, поэтому они входят в отдельную этническую группу данного этноса. Татарский язык сформировался на основах казанского диалекта и вошел в кыпчакскую подгруппу алтайских тюркских языков.Женщины татарки традиционно одеваются в длинную просторную рубаху и широкие шаровары, поверх надевается нарядный вышитый нагрудник с украшениями кукрекче и широкополый халат. Голову женщины татарки прикрывает платок, чалма, калфак. Мужчины всегда носят просторную рубаху кумлек и широкие штаны ыштан, поверх надевался длинный халат, по цвету и качеству ткани он мог много рассказать о владельце. С принятием предками татар булгарами ислама в X в. в традициях этого народа стало заметно смешение тюркских корней и арабской культуры. Позже пермяцкие татары ощутили сильное влияние русских традиций и культуры. Жили татары в деревянных просторных избах, дворы которых огорожены сплошным забором. Издавна татары славятся своим гостеприимством и хлебосольством, почитанием семьи, предков, твердыми устоями в воспитании детей. 

Религия

Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом. Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне. Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами. Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:

  1. Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
  2. Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
  3. Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.

Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.

Поселения, жилища

Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община, которая состояла, как правило, из нескольких объединений родственных семей; делами общины управлял совет.

Населенные пункты удмуртов располагались, как правило, вдоль рек, вблизи родников и застраивались без улиц.

До начала XX в. для удмуртских поселений было характерно наличие общественных строений: складов с резервными запасами зерна, родовых святилищ.

Традиционное жилище удмуртов – наземная бревенчатая изба с холодными сенями. В начале XX в. зажиточные семьи стали строить дома-пятистенки из зимней и летней половин или двухэтажные дома с кирпичным первым этажом.

Планировка удмуртской избы соответствовала северорусской. Глинобитную печь ставили у входа, по диагонали от неё размещали стол и стул для главы семьи; вдоль стен располагались массивные лавки, над ними – полки. Спали на нарах и полатях.

На каждом дворе было культовое сооружение для семейных молений, которое служило также летней кухней.

Удмуртский праздник «Гырон быдтон»

Архив журнала «Наш дом – Татарстан»

Жизнь

 

Земледелие и животноводство стали для древних удмуртов главными занятиями. Плодородные почвы подходили для выращивания разнообразных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Близость к лесу позволяла быстро достать зверя, досыта кормить семью. Удмурты рано сумели освоить заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание, вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали. В 18 веке началось развитие промышленности. Население переходило в производство, оставляя традиционные ремесла. По сегодняшний день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают дела предков.

Этноним и этногенез

Происхождение “слова” удмурт, как и многие аспекты истории этого народа, остаётся туманным для исследователей. Одно из самых логичных гипотез связывает его с рекой Вяткой, неподалёку от которой находятся исконные земли удмуртов.

Первоначально этноним мог представлять “вятмурт”, а именно – “человек с Вятки”. Другое название народа – вотяки – использовалось русскими для определения племён, живущих на берегах Вятки. И это, как вы заметили, тоже открывает тот же смысл. Официально название “удмурты” закрепилось за этносом в 1932 году, когда их земли стали Удмуртской автономной областью.

Вотячка – именно так называли удмуртов до XX векаИз альбома Федора Солнцева «Одежда русского государства», 1869 год

На происхождение удмуртов явно указывают их внешние особенности. У них есть две ярко выраженные антропологические черты. К первой принадлежат невысокий рост и коренастое телосложение, ко второй – внешний цветотип, характерный для финно-угорских народностей.

Предки удмуртов состояли в родстве с азиатскими племена, такими как самодийцы, а в дальнейшем смешивались с монголоидными этносами, что дало типичные особенности расы и представителям нового народа. Что примечательно, у удмуртов достаточно много рыжеволосых людей. В Европе они уступают лишь ирландцам, славящимся своими “огненными” волосами.

Женщина вотячка в Сибири в 1768 годуИз книги Жана д’Отрош Шаппа

Казахские традиции для детей

Народ Казахстана чтит традиции и обычаи предков, как никто другой. Они относятся к этому как к священному долгу.

  • Радушие и гостеприимство казахов не знает равных. Они впустят в дом и накормят даже своего врага. Причем подадут ему все самое вкусное, что только найдется в доме. А путникам, принесшим добрую весть, еще и подарят подарок.
  • Национальной едой в Казахстане являются блюда из конины и баранины (казы, шужук, жая, бешбармак), домашняя лапша, плов.
  • Казахским детям с раннего возраста прививают уважительное отношение к старшим, сдержанность и добропорядочность.
  • Асар – традиция казахского народа, которая состоит в том, чтобы делать все сообща. Для строительства дома они могут позвать друзей, соседей, родственников. Они помогают друг другу бесплатно. Асар – это повод собраться всем вместе и укрепить свои отношения.
  • Один из древнейших обычаев казахов – обваливание в земле человека, который долго жил вдали. Его смысл отражает пословица «все мы дети родной земли».
  • Большим праздником здесь считают наступление весны – Наурыз. Его справляют 22 марта. Весь народ встает с рассветом и сажает деревья. Дальше начинаются празднования с песнями и соревнованиями. Среди них есть конкурсы на разгадывание загадок, распевание песен, чтение стихов и скороговорок.
  • Костюмы казахов одни из самых красивых в мире. Они богато украшены вышивкой, лебяжьими перьями и пухом, золотой и серебряной нитью. Платья, жилеты, головные уборы бывают самых разных моделей. Чтобы описать их все, не хватило бы и дня.

В наше время жизнь городских жителей в разных странах мало чем отличается. Люди носят похожую одежду, едят разнообразную еду и празднуют не только свои праздники. Но это не значит, что традиции и обычаи предков позабыты. Люди одеваются в национальные одежды по особым торжественным случаям, проводят обряды, рассказывают о них детям. Так живет культура народа, его душа.

История

 

Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат

Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен. Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать

Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию. Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность. Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.

Где жили удмурты?

Как показывают археологические исследования, удмурты наиболее близки по своим чертам к коми-пермякам, однако далеко не все учёные склонны считать их коренным народом Удмуртии. Как указывает И.Г.Широбоков в своей работе “Материалы к антропологии пермских народов XVII-XIX вв.”, предполагаемая родина удмуртского этноса может находиться на северо-западе Татарстана.

Нередко удмуртов называют вотяками, это же именование можно встретить в старинных источниках. В записях дьяка города Хлынова, Семёна Попова, указывается, что ещё до начала русской колонизации в районе Вятки появилось пять крупных поселений, что принадлежали вотякам, то есть удмуртам.

Это мнение подтверждается и профессором А.В.Эммаусским:

Более того, считается, что название самой реке Вятке тоже дали удмурты.

Удмуртская семья

Внешность

Большинство удмуртов рыжеволосые. Щеки от природы впалые, а на лицах часто можно видеть веснушки. Профессор Николай Никольский отмечал, что у большинства удмуртов крепкие белые зубы, острый подбородок, лицо имеет желтоватый оттенок, а глаза узкие.

Одежда

Основными материалами для изготовления национальной одежды Удмуртии являются:

  • холст
  • сукно
  • овчина.

Женщины носили туникообразную холщовую рубаху, а поверх нее надевали белый халат, который подпоясывали. Если требовалось одеться теплее, надевали камзол. Для ног — штаны. Одежда обыкновенно была цветной, а в праздничный день люди носили белое. Обувью служили валенки или лапти. Вышивка позволяла украсить одежду орнаментом по собственному усмотрению, женщины любили расшивать наряды бисером и украшать себя бусами, а на юге особой популярностью пользовались монеты. Замужним полагалось носить повязку на лбу. Основным головным убором служила берестяная шапка. Ее тоже украшали монетками, реже раковинами. Мужчины носили туникоподобную рубаху с косым воротом. Ее подпоясывали, на ноги надевали штаны, на голову — валяную шляпу, ходили в лаптях или сапогах. Шубы издавна были распространены, защищали от холодов и позволяли показывать свой статус. Сейчас этническая мода не утратила былой популярности, смешавшись с современным европейским стилем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: