Подготовьте доклад на тему «планеты-карлики в солнечной системе»

Основные отличия карликовой от земной группы планет

Отличие этих планет от Земной группы заключается в неспособности космического объекта расчистить перед собой путь, то есть другие, такие как Сатурн или Марс могут своей массой расчистить путь перед собой на своей орбите. В отличии от крупных, эти планеты как правило, пересекают своими орбитами места скопления других космических тел, например Пояс Койпера.

На сегодняшний день астрономы сумели обнаружить и классифицировать пять подобных объектов это:

1. Плутон (всем известная планета, которая на заседании МОС в 2006 году, переквалифицировалась с планеты в карликовую).
  2. Церера — карликовая планета между Марсом и Юпитером в поясе астероидов.
  3. Макемаке  — мало изучена, третья по величине карликовая планета в передах Солнечной системы.
  4. Хаумеа —  необычна очень быстрым вращением вокруг своей оси.
  5. Эрида — по массе является второй карликовой планетой после Плутона, хотя возможно и первая данные уточняются.

Впрочем, по мнению некоторых ученых,  Солнечная система может содержать в себе около 100 и более небольшие карликовые планеты, просто их еще не обнаружили.

Международный астрономический союз обозначил планеты находящиеся за орбитой Нептуна, как «Плутойды».

Так считается, что Эрида, которая вращается вокруг Солнца далеко за орбитой Нептуна, становится плутойдом, а Церера из Пояса астероидов становится карликовой планетой.

Критерии карликовых планет

Из упомянутых нами критериев единственный, который действительно отличает ее от обычных планет, — это последний. То есть планеты нормального размера имеют достаточно большую поверхность, чтобы заставлять окружающие звезды изменять свою траекторию. Либо приближаясь к ним, либо удаляясь, либо заставляя их повернуться к ним.

Большая разница между планетой нормального размера и карликовой планетой именно в этом. Карликовая планета не способна заставить окружающие звезды менять свою траекторию. Как любопытство, те планеты, которые находятся за орбитой Neptuno se они знают его как плутоида.

Космические тела напоминающие карликовые планеты

В правиле с карликовыми планетами есть ряд исключений, включающих космические объекты физически напоминающих карликовые планеты.

Бывшие карликовые планеты

Веста – второй по массе астероид в поясе астероидов, когда-то явно имел сферическую форму и мог претендовать на статус карликовой планеты. К сожалению, в результате столкновений с другими космическими телами (вот что значит не быть хозяином на свое орбите!), Веста утратила часть массы и первоначальную форму. Спутник Тритон больше Плутона или Эриды, и судя по всему раньше обращался вокруг Солнца по собственной орбите, пока не был захвачен силой притяжения Нептуна. Наконец, загадочная Тея, с которой столкнулась прото-Земля на заре своего существования – скорее всего была карликовой планетой “прикатившейся” из пояса Койпера.

Спутники планетарной массы

19 лун в Солнечной системе имеют сферическую форму, а 7 из них более массивны, чем Эрида или Плутон. Эти спутники фактически не отличаются от карликовых планет, но не подходят под определение МАС, потому что не вращаются вокруг Солнца. Для них даже изредка применяется особый термин: “планеты-спутники“, отдельно выделяющий их, наряду с классическими планетами и карликовыми планетами.

Плутон и Харон иногда рассматривают как двойную планету

Харон

Спутник Плутона – Харон, возможно не совсем правильно считать только спутником. Хотя сам он не считается карликовой планетой, т.к. не вращается вокруг Солнца, все же пара Плутон-Харон может рассматриваться как своеобразная двойная карликовая планета.

Александр Фролов, для сайта starcatalog.ru, компиляция на основе российских и зарубежных источников сети интернет, находящихся в открытом доступе

Интересные факты

Карликовые планеты Солнечной системы представляют собой тела, о которых учёные уже многое знают. Однако есть ещё неразгаданные тайны. Астрономы считают, что в поясе Койпера достаточно большое количество небесных тел, которые могут быть причислены к статусу «карликов».

Некоторые сведения об этих объектах вызывают любопытство не только у учёных. Здесь лишь немногие из них.

1. Карликовые планеты нельзя увидеть невооружённым глазом, но в телескоп можно обнаружить даже самые далёкие.
  2. На Плутоне и Церере есть подлёдный океан, поэтому велика вероятность присутствия на них воды.
  3. Существуют гипотетические проекты по колонизации Цереры.
  4. У всех «карликов» кроме Цереры есть спутники.
  5. Хаумеа быстро вращается вокруг своей оси, всего за 4 земных часа.

Исследователи космического пространства продолжают наблюдать за Солнечной системой и исследовать новые объекты. Совершенно недавно открыты новые транснептуновые тела, которые могут получить статус карликовых планет.

Седна

Как оказалось, в движении Плутона имеются определенные отклонения. Объяснить их все только влиянием уже известных планет не удается. А значит, на окраине нашей Солнечной системы имеется еще одно достаточно крупное небесное тело. Но от людей оно прячется особо старательно. Судя по всему, как космический объект влияет на движение Плутона, его орбита просто огромна. Специалисты предполагают, что полный оборот вокруг Солнца это загадочное тело совершает за 10500 лет. К тому же, движется оно по сильно вытянутой «трассе», которой не может похвастаться больше ни одна планета нашей Солнечной системы.

Когда ученые убедились в том, что данное космическое тело все же существует, его стали считать карликовой планетой. Было решено назвать ее в честь богини Океана у эскимосов — Седной. Впервые ее сфотографировали в 2003 году, в октябре. Эту планету Солнечной системе открыли американские астрономы под руководством Майкла Брауна. Все они являются сотрудниками обсерватории «Джемини». На сегодняшний день, несмотря на всю имеющуюся информацию о Седне, официально ее статус так и не был признан Международным астрономическим союзом.

Оказалось, что от Солнца Седна находится в три раза дальше, чем Плутон, и в 97 раз дальше, чем Земля. Оборот вокруг своей оси планета совершает за 20 земных суток. Удивительное небесное тело, судя по всему, имеет небольшие размеры. Диаметр планеты по подсчетам специалистов не превышает 2250 километров. В течение ближайших 72 лет Седна будет постепенно приближаться к Земле. Затем «загадочная» богиня снова начнет удаляться. Она отправиться в невероятное путешествие прочь от Солнца. И опять станет практически недоступной для исследований. Седна настолько мала, что вряд ли может считаться настоящей планетой.

Карликовые планеты Солнечной системы – это самые спорные космические объекты. Их точную численность никто не знает, так как космическое пространство до конца не изучено. Каждый год ученые открывают новые астероиды, которые после утонения всех параметров, возможно, смогут также получить статус планеты-карлика.

Ссылки[править]

• САМАЯ БОЛЬШАЯ КАРЛИКОВАЯ ПЛАНЕТА
  • Алан Стерн, НАСА: говорить о планетах с астрономами — это как приходить к адвокату по разводам с вопросом о недвижимости
  • Астрономы хотят вернуть Плутон в список планет — они считают, что современное определение термина «планета» ненаучное

Солнечная система (список объектов)

Центральная звезда и планеты Солнце • Меркурий • Венера • Земля • Марс • Юпитер • Сатурн • Уран • Нептун
карликовые планеты

Эриды
Кандидаты:
Орка
Квавара

Первые открытые астероиды («малые планеты»)

(2) Паллада •

бывшие планеты Тейя, Фаэтон или Планета V •
Пятый газовый гигант •
Девятая планета, Тюхе, Планета X и другие транснептуновые планеты •
Немезида

Астрономические объекты •   Портал «Астрономия»

• Проект:Астероиды

Миссия «Рассвет»

Самым важным этапом в изучении карликовой планеты стала миссия АМС «Dawn» (или «Рассвет»), которая была запущена в 2007 году. Побывав на орбите астероида Веста, Dawn отправился к Церере и 13 января 2015 года он сделал первые подробные снимки ее поверхности.

8 февраля аппарат находился уже в 118 тысячах километров от данного объекта, приближаясь к нему со скоростью 360 км/ч.

18 и 25 февраля 2015 года NASA опубликовали детальные снимки этой карликовой планеты, на которых видны два ярких белых пятна. В этих точках впоследствии удалось распознать вероятно карбонад натрия, то есть соду.

Затем 6 марта Dawn вышел на орбиту Цереры, откуда проводил исследование в течение следующих шестнадцати месяцев. За этот период ему также удалось получить самое качественное на данный момент изображение таинственных белых пятен.

Миссия аппарата завершилась 30-ого июня 2016 года и данные, которые он получил помогли уточнить массу и размер Цереры, а также обнаружить прямые свидетельства того, что на поверхности карликовой планеты есть вода в виде льда. Вероятнее всего она находится в кратерах.

В северной полярной области Цереры найдено 634 таких кратера, а в 10 из них имеются залежи яркого материала. При этом в одном из них спектроскопически подтверждено образование льда. В спектрах, полученных в 2015 году вода отсутствует, однако видна полоса гидроксила OH и несколько более слабая полоса аммония. Скорее всего это аммонизированная глина, в которой вода связана химически в форме гидроксила. Также на основании данных, полученных аппаратом Dawn было сделано заключение, что малое по сравнению с ожиданием число крупных кратеров свидетельствует о том, что поверхность подвергается постепенным изменениям.

В результате всех наблюдений было выявлено, что вероятнее всего Церера на 20-30% может состоять из водяного льда. Кроме того, в состав поверхности могут входить и различные гидратированные вещества, а также карбонаты и богатые железом глинистые вещества.

В октябре 2018 года Dawn исчерпал свои ресурсы. Связь прервалась. На этом миссия по изучению Цереры для него была завершена.

Сравнение.

Нередко Церера ассоциируется с другим крупным объектом в поясе астероидов. Его название – Веста, и среди всех известных нам астероидов это небесное тело считают крупнейшим по размеру и массе. При этом Весту можно рассмотреть даже невооруженным глазом с поверхности нашей Земли. Ее размер равняется 578х560х458 км. Если бы асимметрия этого небесного тела была бы чуть меньше, то согласно уточненной классификации тел Солнечной системы ее так же следовало бы отнести к классу карликовых планет. Суммарная масса Весты и другого крупного астероида Паллады в два раза меньше, чем масса Цереры, однако Веста на 25% тяжелее Паллады. Температура на поверхности данного объекта колеблется от -106°C до -3°C. А вот их совместный с Церерой снимок, сделанный марсоходом «Curiosity» (Кьюриосити) в 2014 году.

Спутники.

У Цереры так и не было обнаружено спутников и наблюдение телескопа «Хаббл» подтверждает тот факт, что даже если они есть, их размер не превышает 20 км. Однако история изучения этого объекта с помощью аппаратов не закончена, и в 2020-х годах Китайское Национальное Космическое Управление планирует доставить с поверхности карликовой планеты образцы грунта.

Газовые гиганты

Юпитер

Эта планета является самой большой в Солнечной системе и имеет диаметр 139 822 км, что в 19 раз больше земного. Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Юпитер в основном состоит из ксенона, аргона и криптона. Если бы он был в 60 раз больше, то мог бы стать звездой благодаря спонтанной термоядерной реакции.

Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из водорода и гелия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед.

Юпитер имеет огромное количество спутников — 67. Наиболее крупными из них являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Ганимед является одним из наиболее крупных спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет 2634 км, что примерно соответствует размерам Меркурия. Кроме того, на его поверхности просматривается толстый слой льда, под которым может находиться вода. Самым древним из спутников считается Каллисто, так как именно его поверхность имеет наибольшее количество кратеров.

Сатурн

Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки — 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.

Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Уран

Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. Он имеет диаметр 50 724 км. Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год — 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима — 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку».

У Урана есть 27 спутников. Наиболее известными из них являются: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.

Нептун

Нептун — восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час.

Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой.

Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.

1. Список карликовых планет

МАС официально назвал три тела, которые сразу получили классификацию карликовых планет — Церера, Эрида и Плутон. Позже карликовыми планетами были объявлены ещё два объекта. Термин «карликовая планета» следует отличать от понятия «малая планета», которым называют астероиды.

Карликовые планеты
Название Церера Плутон Хаумеа Макемаке Эрида
Номер по ЦМП 1 134340 136108 136472 136199
Район Солнечной системы Пояс астероидов Пояс Койпера Пояс Койпера Пояс Койпера Рассеянный диск
Диаметр (км) 975×909 2306±20 1960×1518×996 1500×1420

Наклонение орбиты 10,587° 17,14175° 44,187°
Наклонение плоскости экватора к плоскости орбиты 119,61°
Средняя температура поверхности (К) 167 40 30
Количество известных спутников 3 2 1
Дата открытия 1 января 1801 18 февраля 1930 7 марта 2003 31 марта 2005 21 октября 2003

* Значение в сравнении с Землёй.

Интересно, что из этого списка только Плутон был «понижен в звании», став карликовой планетой и потеряв статус планеты, а остальные — наоборот, «повышены», перестав быть просто одними из астероидов.

Открытие Цереры

Церера была открыта еще в 1801 году итальянским астрономом Джузеппе Пиацци. «Я назвал эту звезду кометой, но поскольку ее не сопровождает никакая туманность, и, более того, ее движение столь медленно и равномерно, мне не раз приходило в голову, что она может оказаться чем-то получше кометы», — писал в 1801 году итальянский астроном Джузеппе Пиацци своему другу и коллеге в Милан.

Вечером самого первого дня того года Пиацци искал на небе звезду в созвездии Тельца – и обнаружил рядом с искомой звездой еще одну. Через три дня наблюдений ученый пришел к выводу, что звезда движется, а через еще две недели заметил – направление ее движения вообще изменилось (что характерно уже только для тел на орбите Солнца). Пиацци назвал обнаруженное им тело «Церера Фердинанда», изложил суть своего открытия в нескольких письмах коллегам, не прилагая к ним точных данных, и продолжил наблюдения.

Астрономы встрепенулись – они уже не первый год искали на орбите между Марсом и Юпитером планету, которую предсказывало правило Тициуса – Боде. Специально для ее обнаружения в 1800 году создали группу с названием «Небесная полиция». Войти в нее пригласили 24 астронома, включая и Пиацци, но тот нашел Цереру до того, как это приглашение до него добралось.

К лету 1801 года Пиацци, наконец, заручившись всеми возможными свидетельствами в пользу того, что приоритет открытия точно принадлежит ему, опубликовал данные своих наблюдений, которые подтвердились другими астрономами, а к концу года орбиту Цереры рассчитал Карл Фридрих Гаусс. Пробелы в стройной картине универсума, выведенной за 30 лет до открытия Цереры формулы, были устранены. Люди жили на третьей планете от Солнца, первым был Меркурий, восьмой Уран, Церера – пятой.

Однако уже в следующем году немецкий астроном-любитель Генрих Ольберс, пытаясь рассмотреть в телескоп Цереру, обнаружил неподалеку от нее еще одну «странную звезду». Она тоже двигалась по небу, подобно планете или комете, не имела хвоста, а в телескоп не выглядела как диск, как все нормальные планеты. Гаусс снова взялся за расчеты и подтвердил, что орбита открытого немцем тела практически совпадает с орбитой пятой планеты, Ольберс назвал обнаруженную им «сестру» Цереры Палладой, а астрономы задумались: вместо «нормальной» планеты они получили две «звездоподобных».

Уильям Гершель, уже завоевавший себе имя открытием Урана, оценил диаметр этих тел, нашел их крайне малыми и предложил называть новые объекты астероидами («звездоподобными»). Идее Гершеля некоторое время противились, но в следующие годы были найдены Юнона, Веста, а еще сорок лет спустя число «звездоподобных» тел между Марсом и Юпитером пошло уже на десятки. Никакого международного консилиума по этому поводу астрономы не собирали, но к середине 19 века каталоги уже начали выделять эти тела в отдельную группу и называть – кто «малыми планетами», кто, вслед за Гершелем, астероидами. Церера оставалась самой крупной из них.

Слева: портрет Джузеппе Пиацци, написанный его другом – художником Джузеппе Веласкесом. В верхнем правом углу картины видна Церера. Справа: обложка книги Пиацци, вышедшей в 1802 году, в которой излагалась история открытия Цереры.

Какие особенности имеют карликовые планеты

По данным учёных, их химический состав отличается друг от друга, но у всех на поверхности присутствует лёд. А вот строение получилось изучить только у Цереры, остальные очень далеко расположены из-за чего возникли трудности с точным определением.

Стоит отметить, что при утверждении данного вида нет строгих рамок по их размеру и массе. Например, объекты крупнее и массивнее Меркурия не классифицируются как карликовые планеты, если их окрестности орбиты не очищены от других тел.

Правда, минимальная граница устанавливается гидростатически равновесной формой (равновесие гравитационных сил и сил давления среды, направленных в противоположную сторону, возникающее в направлении действия гравитации градиентом давления). Однако подобное определение увеличивает численность потенциальных карликов.

Хаумеа

Размер и масса карликовых планет

В перечень объектов данного спектра входят 5 карликовых планет: Хаумеа, Макемаке, Эрида, Церера, Плутон (ранее его причисляли к планетам). Но учёные предполагают, что их гораздо больше. Существует группа претендентов. К ним относится, например, Седна.

Изучать данные космические объекты трудно, поскольку они находятся на значительном расстоянии от Солнца. Почти все «карлики» сосредоточены в поясе Койпера. Только Церера и Юпитером, в поясе астероидов, таким образом она является карликовой планетой, которая находится ближе всего к Солнцу. Сейчас их исследование стало возможным благодаря мощным оптическим системам, которые есть у NASA и других организаций, реализующих космические программы.

Эксперты MAC считают, что карликовое небесное тело должно обладать размерами не меньше 800 км в диаметре и массой более 5⋅1020кг. Параметры каждого объекта обозначены в таблице:

№ п/п Название карликовой планеты Размеры (км) Масса в кг % от массы Земли
1. Церера 975×909 9,5*1020 0,0016
2. Плутон 2306×2326 1,305*1022 0,22
3. Хаумеа 1960×1518×996 4,2*1021 0,007
4. Макемаке 1360×1480 км 3*1021 0,05
5. Эрида 2326×2338 1,67*1022 0,28

Массу Макемаке определяют приблизительно, так как при ней нет спутников. По предположениям учёных, Макемаке весит 3⋅1021 кг, или 0,05 % от массы Земли.

Определение карликовых планет

Создавая классификацию тел, вращающихся вокруг Солнца, в 2006 году астрономы разделили все небесные тела на 3 категории:

• планеты;
  • карликовые планеты;
  • малые тела-астероиды.

Объекты, которые получили название карликовых планет, занимают промежуточную позицию. Их нельзя отнести к телам, которые имеют большие размеры, свою орбиту как, например, Марс или Юпитер. Но и к астероидам их тоже нельзя причислить.

Международный астрономический союз определил, что к карликовым планетам относятся небесные тела в форме сферы, которые вращаются вокруг Солнца. Но при этом у них небольшая масса, нет гравитационного превосходства. На своей орбите они удерживают более мелкие небесные объекты.

Слайды и текст этой презентации

небесное тело, которое:

— не является спутником (планеты).

— имеет достаточную массу, для того, чтобы самогравитация превосходила твердотельные силы и тело могло принять гидростатически равновесную (близкую к сферической) форму;

Слайд 3С 11 июня 2008 года МАС обьявил о введении понятия «плутоид».

Международным астрономическим союзом официально признаны 5 карликовых планет: -Цецера,-Плутон,-Хаумеа,-Эрида,-Макемаке.

Плутоидами решено называть небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца по орбите, радиус которой больше радиуса орбиты Нептуна, масса которых достаточна, чтобы гравитационные силы придавали им почти сферическую форму, и которые не расчищают пространство вокруг своей орбиты (то есть, вокруг них обращается множество мелких объектов). К Плутоидам были отнесены карликовые планеты Плутон и Эрида. В июле 2008 года в эту категорию был включен Макемаке. 17 сентября 2008 в список добавили Хаумеа, затем Цецеру.

Слайд 4- порядковый номер:-это карликовая планета, плутоид. По размеру занимает 1-е место

среди планет-карликов.

Эрида (Eris)

— период обращения вокруг Солнца:

— дата открытия:

68 а.е.

Майкл Браун

>2,5 г/см^3

Плутон (Pluto)

— 2-я по размерам карликовая планета и 10-е по величине небесное тело, обращающееся вокруг Солнца.

1,31*10^22 кг (вместе со спутником), меньше массы Луны в 5 раз

(4,21-0,1)*10^21 кг

ледяной лед

2003 год

2: Хииака, Намака

— карликовая планета, плутоид, транснептуновый объект. Занимает 3-е или 4-е место среди карликовых планет.

1960*1518*996 км

285 лет

136108(2003EL61)

43 а.е.

Макемаке (Makemake)

4*10^21 кг

замороженный азот, покрыта зернами метана

2005 год

нет

— карликовая планета, плутоид, классический объект пояса Койпера. Занимает 3-е или 4-е место по размеру среди карликовых планет.

136472(FY9)

310 лет

1500+400-400 км

45 а.е.

Майкл Браун

2 г/см^3

28′

Цецера (Ceres)

9,5*10^20 кг

водяной лед

1801 год

нет

-планета астероидного типа. Самое массивное небесное тело пояса астероидов и по размерам превосходит многие крупные спутники планет-гигантов.

4,6 года

975*909 км

167К

2,76 а.е.

Джузеппе Пьяцци

2,077 г/см^3

10′

Характеристика карликовых планет

Плутон – самый известный член нашей «пятерки», был открыт в 1930 году и первоначально входил в число планет Солнечной системе под девятым номером. Это самое большое небесное тело по размеру и второе по массе. На поверхности карликовой планеты Солнечной системы есть большие равнины, ледники и горы из азотного и водяного льда, в том числе ледник отчетливой формы, напоминающий левое полушарие сердца.

Масса Плутона составляет всего 0,2% массы Земли. Несмотря на свои небольшие размеры, у Плутона есть пять известных собственных лун: Харон, Никс, Гидра, Керберос и Стикс.

Эрида – обнаружена в 2003 году, примерно на 27% больше Плутона по массе, и первоначально считалось, что она больше и по размеру. Позже размер Эриды был уточнен и стал немного меньше в диаметре, чем у Плутона.

Орбита Эриды еще более эксцентрична, чем орбита Плутона, на прохождение вокруг Солнца уходит 557 лет. Космический объект получила свое название в 2005 году в знак разногласий, вызванных ее открытием – Эрис – древнегреческая богиня раздора.

Церера, первая из когда-либо открытых карликовых планет, была идентифицирована в 1801 году и первоначально была классифицирована как астероид. Церера обращается вокруг Солнца за 4,6 года. Считается, что значительный процент массы Цереры приходится на подповерхностный океан жидкой воды.

Хаумеа обнаружена в 2003 году и не имеет типичной сфероидной формы, как другие четыре карликовые планеты. Ее формы вытянута, похожа на мяч для регби. Вероятно, это связано с ее невероятно быстрым вращением вокруг своей оси, для завершения одного оборота которого требуется всего 3,9 часа.

Самое последнее открытое космическое тело, Макемаке, названная в честь бога-создателя народа Рапа Нуи острова Пасхи, была обнаружена в 2005 году. Макемаке представляет собой ледяной каменный шар, вероятно, похожий по составу на своего соседа Плутона, и имеет красноватый цвет. Для того, чтобы обернуться вокруг Солнца, сфере требуется около 306 лет.

Сколько карликовых планет в Солнечной системе?

К сожалению, сейчас точное количество карликовых планет в Солнечной системе неизвестно. Даже более того – хотя список наиболее массивных карликовых планет включает уже десяток наименований, мы до сих пор не можем сказать что-то определенное про большинство из них.

Более-менее точно можно что-то утверждать только относительно “старых”карликовых планет – Цереры и Плутона, для которых подтверждена, в том числе и их форма близкая к сферической. О той же Эриде, которая, к слову – массивнее, чем Плутон, мы не можем сказать вообще, практически ничего. Что говорить об карликовых планетах уступающих в размерах Эриде, Церере и Плутону. Далее, в порядке обнаружения, я перечислю основные известные на данный момент карликовые планеты.

Сравнение размеров крупнейших карликовых планет (Плутон, Эрида, Церера, Макемаке, Хаумеа) с Землей

Церера – открыта 1 января 1801 года, о чем официально заявлено 24 января 1801 года. В течение полувека с момента открытия считалась полноценной планетой, хотя и мелковатой размером. Затем была переквалифицировали в астероид. Ну да, хотя и очень крупный. Переквалифицирована в карликовую планету 24 августа 2006 года. Диаметр: 962 км.

Плутон  – открыт 18 февраля 1930 года, заявлено об открытии 13 марта 1930 г. На протяжении 76 лет считался полноценной планетой, но 24 августа 2006 г. “понижен” в ранге до карликовой планеты. Имеет пять известных лун. Диаметр: 2374 км.

Эрида (2003 UB313) – обнаружена 5 января 2005 года, заявлено об открытии 29 июля 2005 г. В течение года в СМИ не раз называлась “десятой планетой”. Считается карликовой планетой с 24 августа 2006 года, имя “Эрида” присвоено 13 сентября того же года. Имеет один спутник. Диаметр: ~2300 км.

Также 2 небесных тела относительно крупного размера также причислены к карликовым планетам, хотя на счет их строения есть вопросы и поныне:

Хаумеа  (2003 EL61) – обнаружен 28 декабря 2004 года, заявлено об открытии 27 июля 2005 года. Назван карликовой планетой 17 сентября 2008 года. Имеет два спутника. Диаметр: ~1720 км.

Макемаке (2005 FY9) – обнаружен 31 марта 2005 года, заявлено об открытии 29 июля 2005 года.Назван карликовой планетой 11 июля 2008 года. Известно об одном спутнике. Диаметр: ~1400 км.

Ещё 4 небесных тела подходят под критерии карликовых планет, хотя доля здравого сомнения все равно остается:

Квавар (2002 LM60) – обнаружен 5 июня 2002 года, заявлено об открытии 7 октября того же года. Известно об одном спутнике. Диаметр: 1110 км.

Седна (2003 VB12) – обнаружена 14 ноября 2003 года, заявлено об открытии 15 марта 2004 года. Диаметр: ~1050 км.

Орк (2004 DW) – обнаружен 17 февраля 2004 года, заявлено об открытии  19 февраля. Известно об одном спутнике. Диаметр: ~950 км.

Гун-гун (2007) – обнаружен 17 июля 2007 года, заявлено об открытии в январе 2009 года. Признан карликовой планетой в мае 2016 года. Известно об одном спутнике. Диаметр: ~1500 км.

Сложности с определением количества карликовых планет, в основном возникают от того, что мы не можем подробно исследовать наиболее далекие из них. Исследователи полагают, что в поясе Койпера тел сравнимых по размером с Макемаке может оказаться около 200.

Сейчас ученые при определении статуса карликовых планет могут ориентироваться в основном только на размер небесного тела, однако даже тела одного размера могут оказаться совершенно разными по внутреннему строению. Представьте 3 тела диаметром 1000 км, пускай одно из них будет похоже на Плутон и состоит из камня и льда, второе имеет ледяное ядро и пористую как губка структуру, а третье имеет твердое каменное (или металлическое) ядро.

Разница в массе у них будет колоссальной – “твердый” планетоид даже с относительно небольшим размером сможет в какой-то степени очистить свою орбиту как планета, в то время как “рыхлый” будет просто беспорядочной массой льда, который даже к карликовым планетам отнести сложно.

По этой причине количество небесных тел со статусом “потенциальный кандидат” значительно больше, чем тех, которым статус карликовой планеты присвоен официально и даже в их случае статус этот нуждается в дополнительной проверке и может быть пересмотрен со временем.

Орбита карликовой планеты Эрида – далеко, куда дальше Плутона. А прочие «карлики» ведь ещё дальше!

Церера

Ближе всего к Земле находится карликовая планета Церера, получившая свое название в честь древнеримской богини плодородия Цереры. Она была открыта в 1801 году астрономом Джузеппе Пиацци, имя которого сейчас носит один из кратеров на Луне.

Диаметр Цереры составляет 950 километров, что позволяет ей считаться самым крупным объектом в поясе астероидов (между орбитами Марса и Юпитера). В сентябре 2007 году ведомство НАСА запустило зонд Dawn для получение большей информации о нескольких астрономических телах, в том числе и о Церере. На орбиту карликовой планеты аппарат вышел в марте 2015 года и смог сделать несколько детальных снимков.

Церера имеет каменное ядро, а ее поверхность, скорее всего, состоит из водяного льда, глинистых материалов, а также всевозможных гидратированных веществ. Конечно, точно это не подтверждено, но недавно телескоп Гершель обнаружил вокруг нее «облако» водяного пара.

Плутон – самая известная карликовая планета

Плутон расположен на расстоянии в 6 миллиардов километров от Солнца. Планета была обнаружена совершенно случайно исследователем по имени Клайд Уильям Томбо. Однако о существовании Плутона еще за 15 лет до его открытия выдвигал гипотезы ученый Персиваль Ловелл. Плутон – самое холодное небесное тело в Солнечной системе. Температура на его поверхности составляет -223 градуса по Цельсию. Диаметр Плутона, теперь причисленного к категории «карликовые планеты», составляет 2374 км.

Поверхность Плутона покрыта темными и светлыми полосами. Считается, что они представляют собой отложения метанового инея. Темные полосы — более старые газовые отложения. По мнению ученых, вся планета покрыта слоем метанового льда. Именно поэтому температура на ее поверхности не превышает -230 градусов по Цельсию.

Атмосфера Плутона целиком состоит из трех химических веществ – газов аргона, метана и неона и делится на две части, между которыми находится аэрозольный слой. Даже летом температура планеты не поднимается выше отметки -209 градусов по Цельсию.

История термина[править]

Впервые разделение планет Солнечной системы на «обычные» и «малые» публично предложил планетолог Алан Стерн. Согласно его концепции этот термин необходимо было применять исключительно к спутникам планет, таким как Луна или Ио, Ганимед, Каллисто и Европа (четыре самых известных и крупных спутника Юпитера), но группа уругвайских астрономов и профессор астрономии О. Джинджерич рекомендовали Международному Астрономическому Союзу именовать карликовыми совсем другие объекты.

Решение было принято на XXVI Ассамблее Международного астрономического союза, из 9000 участников союза за определение, приведённое выше, проголосовало менее 500 человек.