Жертва за грех – Хатат
Из текста Библии следует, что кровь является символическим носителем греха
«Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника
, чтобы ОЧИЩАТЬ ДУШИ ВАШИ, ибо кровь сия душу очищает»
(Лев.17:11)
Получается, что все жертвенные животные, убиваемые на жертвеннике, были «носителями» грехов людей, являясь прообразами Христа. Перед тем, как принести жертвенное животное в жертву, человек исповедовал над ним свой грех и возлагал свои руки на живое существо как бы перенося на него свой грех.
Последний козел в году, убиваемый в Йом Кипур, назывался «для Господа».
«И приведет Аарон
(Первосвященник) козла, на которого вышел жребий для Господа
, и принесет его в жертву за грех
»
(Лев.16:9)
Этот козел «для Господа»
был жертвой за грех (в оригинале Хатат), как многие другие животные, приносимые в жертву за грех в течение года в храме. В Левитах 16 главе он так конкретно и называется Хатат – жертва за грех. В законе Божьем четко прописан обряд принесения Хатат (жертвы за грех). Это описано 4 главе книги Левит. На жертву возложением рук перекладывался грех, ее убивали,
«Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу
(козла, тельца, овна, горлицу в зависимости от материального состояния человека) без порока за грех свой, которым он согрешил, и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют в жертву за грех…»
(Лев. 4:27-29)
Тук (жир) жертвы за грех сжигали на жертвеннике, а мясо, кожу и внутренности выносили за пределы скинии и там сжигали.
«И вынет из тельца за грех
(или другого животного) весь тук его … и сожжет … на жертвеннике всесожжения; а кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, … пусть вынесет вне стана … и сожжет его огнем на дровах»
(Лев. 4:8-12)
Если посмотреть внимательно на 16 главу книги Левит, то там мы увидим те же действия по отношению к козлу «для Господа»
, который, как мы увидели, так и назван «жертвой за грех»
. А значит, на этого козла, также как на жертву за грех, конечно по закону Божьему должны были возложить руки, перекладывая на него грех.
Причем, те же действия (как с Хатат — жертвой за грех) были и по отношению к тельцу в день Йом Кипур. Он в тексте Левит 16 главы также назван Хатат — жертвой за грех.
«И приведет Аарон
(Первосвященник) тельца в жертву за грех
за себя, и очистит себя и дом свой
, и заколет тельца в жертву за грех»
(Лев.16:9)
Внимание: именно кровью тельца
и козла для Господа
очищалось святилище и народ, а не только кровью козла. Отмечу, что на этом не часто богословы акцентируют внимание
Чтобы понять, что происходило в храме в День Йом Кипур, нужно проследить весь путь греха.
Цепочка движения греха в течение года выглядела следующим образом: сначала согрешивший человек перекладывал грех на животное через возложение рук. Живое существо, называемое богословами заместительной жертвой, как бы принимая наказание человека за этот грех, было убиваемо.
Затем было 2 варианта
, что описано в законе Божьем.
1. Если жертва была за весь народ или священника, то ее кровь вносилась в святое храма и кропилась на завесу Святого святых и на жертвенник благовонных курений
«Возьмет священник помазанный, крови тельца и внесет ее в скинию собрания
, и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища; и возложит священник крови пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания
»
(см Лев. 4:5-7, см также весть отрывок Лев. 4:1-21)
2. Если жертва была за отдельного человека, то мясо жертвы за грех съедал священник, символически принимая на себя этот грех и нося его до Дня Йом Кипура. Кровь этой жертвы не вносилась в святилище после жертвоприношения.
«Почему вы
(священники) не ели жертвы за грех
на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества
и очищать их пред Господом»
(Лев.10:17, см. также Лев. 6:25-30)
О человеке, приносившем жертву, написано конкретно, что он сразу очищался от греха и прощалось ему:
«Так ОЧИСТИТ
его священник от греха, которым он согрешил, и ПРОЩЕНО
будет ему»
(Лев. 4:35)
Противоречия «козла отпущения»
Христиане, утверждающие, что «козёл отпущения» — это сатана сталкиваются с определёнными проблемами.
Вот, некоторые из них.
1. Как может первосвященник исповедовать свои грехи и грехи Израиля перед сатаной (см. Лев.16:21)? Ведь второй козёл предназначался для искупления Израиля перед Богом! Возможно ли, чтобы народ Божий был искуплен исповеданием перед (над) сатаной? Разве сатана прощает исповеданные ему (над ним) грехи? Нет!
2. Исповеданные священником грехи всего Израиля возлагались на козла отпущения. Значит ли это, что теперь сатана несёт на себе исповеданные грехи, а значит и наказание на них? Нет!
Как уже было сказано выше, козёл отпущения — это прообраз Христа, уносящего на Себе наши, исповеданные над Ним (Ему) грехи.
В Кол.2:13-17 ап. Павел пишет, что описанное в книге закона, т.е. в Пятикнижие, было «тенью будущего». Т.е. образы древности встретились с реальностью, т.е. Христом. Кстати, «бывшее о нас рукописание» не имеет никакого отношения к 10 Заповедям, как то, что некоторые ошибочно полагают, Христос «пригвоздил ко кресту».
3. Козла отпущения отпускали живым с исповеданными над ним (ему) грехами. Разве это может представлять сатану, который будет брошен в озеро огненное при конце этого мира? Нет! В таком случае, козла следовало бы сжечь живьём, а не отпускать куда-либо.
Таким образом, козёл отпущения мог представлять собой только Христа, удалившего на Себе грехи людей за ворота города (см. Евр.13:12), но прежде, покрыв людей своей кровью (жертвенный козёл).
Итак, козёл отпущения показывал, что грехи народа Божьего удалялись на большое расстояние (см. Пс.102:12). Иисуса, как и козла отпущения, также повели люди в «пустыню», где Он умер в совершенном одиночестве, хотя, казалось бы, и был окружён толпами людей. Два козла должны были быть «без порока» (см. напр. Лев.4:3, 23, 28, 32). Все приносимые в жертву животные и птицы должны были быть без порока, что однозначно указывало на безпорочного Христа. Мог ли один из козлов быть символом крайне порочного Сатаны?
Вообще, стоит помнить, что Бог, посредством несовершенных символов, пытался показать исполнение чего-то крайне совершенного.
4. Сказано ли где-либо в Писании, что враг Бога и человека несёт или понесёт на себе исповеданные грехи Божьего народа или будет наказан за них? Таких текстов нет! Только Иисус понёс на Себе наши грехи (см. Ис.53).
Вот лишь несколько текстов, говорящих о том, Кто понёс наши грехи на Себе:
«Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс.102:12).
«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет.2:24).
«Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:6).
«На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт» (Ис.53:11).
Козёл отпущения
Козёл отпуще́ния — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню. Обряд исполнялся в праздник Йом Киппур (Лев.16:29,34) во времена Иерусалимского храма (X в. до н.э — I в. н.). Ритуал описан в Ветхом Завете (Лев.16).
В праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна, тельца и двух козлов одинаковой [источник не указан 443 дня] масти. Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов приносили в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню (Лев.16:20-22). Отсюда — «козёл отпущения». По другой версии, козла уводили в Иудейскую пустыню, где сбрасывали со скалы под названием Азазель в пропасть.
Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признает существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.
Видимо именно отсюда возник популярный образ Дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх.32:19-20).
В христианской теологии Козёл отпущения иногда интерпретируется («Насилие и священное», «Козел отпущения» Рене Жирар) как прообраз самопожертвования Иисуса Христа. (1Пет.1:19; Отк.5:6; 7:9 и дал.; 12:11; 17:14; 21:23 и дал.; 22:1., Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим» (Иоан. 1:29))
Хотя некоторые христиане видят в этом образе Сатану. Считается, что все грехи человечества были возложены именно на Козла отпущения, то есть на Сатану, но не потому, что он может принести искупление, что было сделано Христом, а потому, что он должен быть наказан как первоисточник греха. «Агнцем, ягнёнком» называют кроткого верующего человека, Библия называет так весь народ Израиля ведомый словно на заклание .
Понимание Козла отпущения как прообраза самопожертвования Иисуса Христа, коренится в идее что Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества. Он стал искупительным пасхальным агнцем для всего человечества. Поэтому все те, кто верит в Иисуса Христа как Мессию, который пришел и спас человечество от первородного греха Адама — получают прощение грехов. Для этого лишь надо прийти в молитве к Иисусу, принять его жертву и просить о прощении грехов.
Идиома «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины.
Создание «козлов отпущения» может быть важной частью пропаганды. Так, в нацистской Германии евреи были обвинены в экономических и политических проблемах страны
Назначение кого-либо «козлами отпущения» может использоваться и как пропагандистский инструмент в борьбе с инакомыслием. Хотя в современном демократическом обществе ущемление прав инакомыслящих противоречит социальным нормам (см. политкорректность), фактически закон не всегда в состоянии полностью защитить их права.
Ирония судьбы[править]
Нажмите для проигрывания
https://youtube.com/watch?v=jMdxOsB9bEc
Высоцкий доставляет
Заключается в том, что ЕРЖ, породив сабж, впоследствии выступали в его роли едва ли не больше, чем все остальные народы, вместе взятые. Особенно, когда до власти в европах дорвался Алоизыч со своей тусовкой. Впрочем, по утверждению Педивикии, и в нулевых ситуация принципиально не изменилась (во что, вощемта, нетрудно поверить). Правда, сегодня у ЕРЖ появилась конкуренция в лице мусульманских расовых арабов, причем настолько серьезная, что даже упоротый Брейвик призывает дружить с первыми против вторых.
Впрочем, поскольку арабы тоже семиты, последние как были козлами отпущения, так и остались. Козлы (настоящие) довольны!
Козел отпущения, точнее, козел для Азазеля
«И совершив
очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла»
(Лев. 16:20)
По тексту этот козел в Синодальном переводе называется «козел для отпущения»
. Переводчики имели в виду, что этого козла в отличие от первого нужно было отпустить. Но в оригинале Библии данный козел назван не козел отпущения, а козел для Азазеля. Азазель – это имя демона пустыни, в которого верили некоторые народы. А почему этот козел назывался для Азазеля? Дело в том, что после очищения народа и святилища на этого козла возлагалась ОТВЕСТВННОСТЬ за все грехи.
«И возложит Аарон (Первосвященник) обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним ВСЕ БЕЗЗАКОНИЯ сынов Израилевых и ВСЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ их и ВСЕ ГРЕХИ их, и ВОЗЛОЖИТ ИХ на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню»
(Лев. 16:21).
Внимание! Козел для отпущения (для Азазеля) в оригинале НЕ назывался жертвой за грех (Хатат)! То есть второй козел символически принимал на себя НЕ грех, а ОТВЕСТВЕННОСТЬ за все грехи. Он мучительно умирал в пустыне от обезвоживания, а его труп потом растаскивали хищные птицы
Многие богословы уверены, что этот козел был символом того, как в конце времени ответственность за грехи мира будет возложена на истинного виновника греха – на сатану. Это описано в последних главах книги Откровение Библии.
В земном храме после дня Йом Кипур начинался новый год. А в конце времени нашу планету ждет реальный Йом Кипур, когда Земля навсегда очистится от греха. О символизме иудейских праздников я писал в книге “Познакомьтесь с Богом Библии” в главе «
Valery Tatarkin
E-mail:
Бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов приносили в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана.
На второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню. Отсюда — «козёл отпущения».
По другой версии, козла уводили в , где сбрасывали со скалы под названием Азазель (или Мунтар) в пропасть.
Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему.
Козлы и стрелочники
Поскольку виноватыми часто делали людей бедных, не имеющих возможности постоять за себя, появился у выражения «козел отпущения» синоним «стрелочник». Почему именно этот трудящийся железной дороги стал лицом нарицательным? Потому что на заре эпохи поездов часто происходили крушения. В судебных расследованиях причин катастрофы ответственность за происшедшее часто спускали вниз по иерархической лестнице, пока не останавливались на простых стрелочниках. Дескать, весь состав пошел под откос из-за его халатности. Поэтому также распространено выражение «перевести стрелки», обозначающее «возложить вину на кого-то, не имеющего к делу никакого отношения». Не менее популярной является поговорка «валить с больной головы на здоровую». Она означает, что виноватый хочет переложить ответственность на плечи другого человека.
Древние евреи послужили родоначальником огромного количества крылатых фраз, однако наши граждане по причине своей неграмотности и лени, совершенно не разбираются в этих любопытных пословицах. Наш ресурс сайт поможет вам в этом вопросе, ведь у нас имеется отдельная категория, где вы найдёте расшифровки и краткие характеристики на многие фразеологизмы . Добавляйте данный познавательный сайт к себе в закладки, ведь здесь будет ещё много полезной инфы . Сегодня мы коснёмся довольно забавного выражения, это Козёл отпущения
, значение вы можете прочесть немного ниже.
Впрочем, прежде чем продолжить, мне хотелось бы порекомендовать вам несколько интересных новостей по тематике пословиц и поговорок. Например, что значит Заячья душа ; как понять Еле еле душа в теле ; что означает Игра не стоит свеч ; смысл выражения Как с гуся вода и т. п.
Итак, продолжим, что значит Козёл отпущения
?
Козёл отпущения
— этим словом обозначают человека, которого обвинили во всех неудачах, возникших проблемах, и провалах, при этом он к этому может быть совсем не причастен
полная версиякозёл отпущения грехов
В древней Иудее имелся довольно интересный обычай, который подразумевал избавление от всех своих грехов с помощью бедняги козла. Эта традиция по всей видимости возникла ещё задолго до появления христианства, и связана с обрядами, в которых было задействовано жертвоприношение животных. Как правило, во время данной «процедуры» живых существ убивали во имя какого-нибудь бога, с целью вымолить у него некие блага.
Хотя надо отметить, что с этим самым козлом отпущения дело обстояло несколько иначе. В те далёкие времена, евреи каждый год собирались, чтобы отпустить себе все грехи. Это действо проходило так, в назначенное место приводили двух козлов, причём одного из них убивали, а второго отпускали на свободу. А поскольку вокруг была одна пустыня, то естественно, что он убегал именно туда. Перед тем, как отпустить животного, на него «возлагались руки». Смысл был в том, что каждый присутствующий дотрагивался до шкуры козла
, таким образом передавая часть своих грехов и проблем. При этом никакого покаяния и исповеди не было и в помине. Получается, что любой еврей мог весь год убивать и насиловать, а потом просто «возложить руки», и всё будет норм. Как всё просто и понятно, отличный обычай.
Значительно позже, евреи «транспортировали» данную процедуру из иудейской веры в христианскую, видимо очень им полюбилась идея избавления от всех грехов простым прикосновением. В последствии христианские
священники отлично зарабатывали на отпущении грехов, так же активно продавали индульгенции римские папы и их приближённые. По косвенным сведениям католическая церковь заработала огромные деньги на этом непростом поприще.
Многие исследователи склоняются к мысли, что до христианства, в языческих верованиях, подобное непотребство было неизвестно, и вероятно было делом неслыханным. Только один народ, евреи, решил поставить служение Богу на коммерческий лад, весьма преуспев при этом
Неважно, что ты сделал при жизни, и каким подлецом ты был, просто плати деньги церкви, и она отпустит все твои грехи, и на тот свет попадёшь чистеньким и невинным аки ягнёнок
Что касается козла, то он совершенно бесплатно уносил все грехи в пустыню, и не требовал для этого никаких дополнительных усилий, отсюда и Козёл отпущения
.
Правда, что делали на самом деле с козлом, версии расходятся, по одной общеизвестной, его выгоняли в пустыню, а согласно другой, его сбрасывали со священной для каждого иудея скалы под названием Азазаель. Вторая версия мне кажется более реальной, ведь в таком случае, можно было отведать сладкого козлиного мясца. Как бы то ни было, и в том и другом случае, грехи отпускались, а евреи были счастливы.
Прочтя эту небольшую статью, вы узнали Козёл отпущения значение
Лидер и жертва
Так вот, в этой статье мы поговорим о двух групповых ролях — Лидера и Жертвы.
Как Вы, наверное, поняли из перечисленных выше конституирующих признаков Жертвы, ею может стать… КАЖДЫЙ ЧЛЕН ГРУППЫ…
Ведь каждый из нас:
- чем-то отличается от остальной группы (и группа может в один момент посчитать, что отличается — СИЛЬНО);
- каждый из нас — не «гений Леонардо да Винчи» и может вовсе не обладать всем спектром ценимых группой достоинств, навыков, умений;
- каждый из нас может в чём-то
отставать от группы или даже отставать от группы во всём, в определённые периоды жизни
.
Жертвами могут стать именно рядовые члены группы. Эксперт защищён своим умением. Оппозиционер — такой же сильный, как и лидер, если не сильнее.
Для того, чтобы не стать этой Жертвой, рядовые члены группы выдумывают себе яркие, отвлекающие внимание «подроли» или «подтипы», которые помогают им не скатиться в роль Козла Отпущения. Среди этих «подролей» психологи выделяют следующие типичные групповые роли:
Среди этих «подролей» психологи выделяют следующие типичные групповые роли:
-
Групповая роль «Невезунчик»
или
«Мученик»
. Это человек, который рассказывает «ужасы» о своей жизни, потому что именно с ним и с его друзьями и родственниками случается всё самое страшное и нетипичное, что только случается с людьми. Он играет в группе роль «телевизора», по которому всё время «крутят» интересненькие передачи в жанре «чернуха». Кто ж откажется от такого развлечения? Поэтому «Мученика» берегут. -
Групповая роль «Любимчик»
или
«Лапочка»
. Он играет роль «белого пушистого котёнка», который живёт в группе на правах домашнего любимца, имеет своё блюдечко с молоком и просто радует группу собой… Не всем дана такая харизма, не каждый может аутентично играть роль «ласкового дитятки», поэтому убежище «Любимчика» доступно не всем. -
Групповая роль «Шут»
. (с ролью шута, надеюсь, — всё понятно). -
Групповая роль «Отшельник»
. Это весьма странная и загадочная роль, которую мы не будем обсуждать в этой статье. Скажу только, что групповая роль «Отшельник» сродни деревенскому «колдуну» или «ведьме». Он должен быть харизматичен, внушать почтение/уважение, а также — страх и желание держаться от него на определённой дистанции.
Психологи утверждают, что данные способы психологической «защиты» очень вредны, когда они прирастают к человеку как маска, посаженная на клей…
Инстинктивно боясь стать «Козлом отпущения», рядовые члены группы начинают сначала по чуть-чуть утрировать найденные ими спасительные образы. А потом утрирование и переигрывание становится нормой…
Что же хорошего в том, чтобы педалировать в себе Невезунчика, с которым никогда не случается ничего хорошего, зачем педалировать в себе ничего не соображающего и не умеющего Лапочку, или Шута или Отшельника, который всё время должен держать мину загадочности на лице и отпугивать от себя народ?
Что может (и должен!) делать Лидер?
Если Лидер хочет, чтобы в его группе царила здоровая психологическая атмосфера, он должен быть лидером — грамотным, владеть искусством межличностного взаимодействия.
Лидер обязан знать: в его силах сделать так, чтобы в его группе не возникло вообще козла отпущения! Это — возможно, и делается это просто.
Давайте зададим себе такой вопрос: «А для чего вообще группе «нужен» козёл Отпущения?
»
Для того, чтобы получить простой ответ, проясняющий этот вечный вопрос, мы должны познакомиться с фазами эмоциональной жизни группы. Вперёд!
Хватит быть козлом отпущения
Во всем мире много абьюзеров. Большинство из них находится рядом с тобой целый день. Часто манипуляции идут от семьи и коллектива, иногда от друга или знакомого. Жертвой или козлом отпущения может стать кто угодно. Беда в том, что даже самая хрупкая девушка в силах причинить настоящий психологический вред высокому и сильному мужчине.
К сожалению, ребенок также может причинить вред психике с помощью слов и действий. Большинство семей не придают этому значения. Обычно в роли абьюзера человеку кажется, что он все делает правильно. Виновник говорит, что преследует благородные цели, никогда не доверяй ему.
Любая форма насилия опасна для человека, так как имеет психологический характер. Насилие оставляет эмоциональные потери и чувство опустошенности. В итоге ты обретешь целый комплекс неполноценности и много тяжелых последствий.
У тебя снизится самооценка, ты перестанешь уважать себя, возникнет чувство тревожности и депрессии. Становится так плохо, что психика не выдерживает насилия. Возникает желание навредить себе физически и прекратить свою жизнь в семье абьюза. Тяжелый груз ответственности падет на твои плечи и становится, не выносим.
Внимание, правильный ответ.[править]
На ежегодный еврейский Йом-Кипур (День Искупления) каждый еврей должен подводить итоги года, раскаиваться в грехах у Бога и приносить за это жертвы, просить прощения у тех, кого обидел и также материально каяться, возмещая убытки, аж до пятикратного размера. (А не: «прости, батюшка, что наебал всех на миллиард, изменил жене 100 раз, вот тыщу на церковь, ну всё, я пошёл.») Так вот, после личных моральных и материальных извинений людям и Богу, ОСТАЁТСЯ КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОКАЯНИЕ ВСЕХ ЕВРЕЕВ, как общности + первосвященника, как их адвоката перед Богом. Первосвященник, кроме прочих жертвенных животных, брал двух козлов и их судьбу решал ЖРЕБИЙ. Первосвященник опускал руку в урну и доставал из нее две записки. На одной из них было написано: «Всевышнему», а на другой писалось: «Азазелю». Записка, вынутая правой рукой первосвященника, возлагалась на козла по правую сторону, а записка, вынутая левой рукой, — на козла по левую сторону. Одного козла резали во искупление коллективных грехов евреев и первосвященника, а на второго символически возлагали эти самые грехи. Отводили на самую высокую гору в Иудейской пустыне, относительно недалеко от Иерусалима, которая называется, что характерно, Азазель («Эз»+«Кель», козёл Богу), и сбрасывали оттуда. ИЧСХ, все, кто трогал второго козлика, были временно запомоенными и ритуально очищали после сего одежду и тело тщательными омовениями в воде. Сама же гора находитсяв местности, которая так пострадала после бомбардировки Содома и Гоморры, что там так ничего и не растёт до сих пор. На иврите «лех ле Азазель» (иди к Азазелю) одновременно обозначает «пошёл нахуй» и «чтоб ты сдох», ёмкий язык, однако.
Козёл отпущения в иудаизме
В праздник Йом-Киппур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов (Лев. ). Первосвященник бросал жребий, и по его жребию одного из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на другого козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа, и его уводили в пустыню (Лев. ). После чего жрец и люди, сжигавшие «нечистых» тельца и козла и уводившие второго козла в пустыню, мылись и мыли свою одежду (Лев. ). Отсюда — «козёл отпущения».
Надо заметить, что в книге Исход (Исх. ) и далее повсеместно в книге Левит есть требование Моисея приносить скот в жертву за грех (искупительная жертва) и во всесожжение (во славу Бога). В зависимости от уровня богатства иудея, за грехи требуется приносить в жертву: тельца (кожа и мясо которого сжигаются вне поселения), козла, овна, козу, горлицу или голубя, муку и зерно.
Трактовка и связь с дьяволом
Козёл отпущения (עזאזל евр. «азазель», из-за ошибочных интерпретаций появилось имя). Азазель, как полагают некоторые[кто?], является названием места, или горы, или скалы, к которой приводили козла. Но ни одно место с таким названием никогда не указывалось, кроме одной горы возле горы Синай (евреи долгое время стояли лагерем в пустыне возле горы Синай, получали законы, изготавливали скинию собрания, священную утварь). Другие учёные думают, что это было имя дьявола, которому язычники поклонялись в форме козла[источник не указан 1053 дня]. Но епископ Патрик справедливо возражает против этого мнения; потому что трудно представить себе ситуацию, в которой один козёл предлагался Богу, а другой его противнику — повелителю зла, тёмных сил и демонов. С учётом ревностного отношения к единобожию Закона Моисея (когда мужу разрешалось отправлять на смертную казнь собственную жену за склонение к идолопоклонству), это деяние, да ещё совершаемое священнослужителями, по сути немыслимо. Более вероятно, что это имя было дано самому козлу из-за того, что его отпустили, и «азазель» происходит от слияния слов «аиза» (козёл) и «азала» (отойти).
Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».
Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признаёт существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.
Видимо, именно отсюда возник популярный образ дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх. ), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота.
Козла ассоциировали с прикованным в пустыне демоном Азазелем. По другой версии, Азазелем называли скалу, с которой козла сбрасывали в пропасть.
Что происходило в храме (скинии) в Йом Кипур
А в День Искупления, то есть Йом Кипур, приносилось несколько жертв. Поэтому этот особый день в оригинале называется не Йом Кипур, а Йом аккипурим (с окончанием им множественного числа), что дословно переводится примерно как День переносов вины или точнее День переносов ответственности за грехи. Первосвященник должен был занести кровь последних двух
жертвенных животных (тельца и козла «для Господа»
) прямо в присутствие Божье — Святое святых храма и покропить на ковчег, в котором хранился закон Божий. Это был единственный в году случай, когда Первосвященник мог войти в Святая святых святилища.
Таким образом, через этот обряд грех всего народа попадал в Йом Кипур перед лицо Божье: кровь тельца
символизировала грех, снимаемый со всех священников (их личный грех, за который они по какой-то причине не принесли жертвы, и грех людей, который они приняли на себя, съедая мясо жертв за грех в течение года) и кровь козла
за грехи всего народа (грехи, за которые люди не успели или не смогли принести жертвы в течение года). Таким образом в конце года в Йом Кипур кровь тельца и козла для Господа
попадала к Богу в Святая святых храма и соприкасалась с Его законом, который находился в ковчеге завета на каменных скрижалях и в свитке. Получалось, что ВСЕ ГРЕХИ ВСЕГО НАРОДА ЗА ВЕСЬ ГОД «попадали» на закон!
Когда согрешали в течение года священники, общество и отдельные евреи, то они обязаны были приносить жертвы. Так с них грех снимался, но не соприкасался с самим законом! А в Йом Кипур ВСЕ грехи «собирались» – одни на голове тельца (грехи священников и грехи людей, жертвы за которые уже были принесены и носились на священниках, съевших мясо), другие (все остальные грехи) на голове козла «для Господа»
.
Согласно 16 главе книги Левит Библии, именно в тот момент, когда справедливое требование закона Божьего удовлетворялось – кровь, пролитая за грех, падала на символ Божьего закона – ковчег, народ окончательно очищался от грехов, совершенных за прошедший год.
«И заколет козла В ЖЕРТВУ ЗА ГРЕХ ЗА НАРОД, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его ТО ЖЕ, ЧТО ДЕЛАЛ С КРОВЬЮ ТЕЛЬЦА и покропит ею на крышку и пред крышкою, — и ОЧИСТИТ СВЯТИЛИЩЕ ОТ НЕЧИСТОТ СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ и от преступлений их, ВО ВСЕХ ГРЕХАХ ИХ
»
(Лев. 16:15,16)
Затем Первосвященник этой же кровью очищал наружный двор храма, где стоял жертвенник для жертвоприношений.
Так очищались окончательно от грехов сами люди и храм, состоявший из помещения (Святого отделения и Святого святых) и храмового двора (где был жертвенник для жертвенных животных).
И только после всех этих действий, символизирующих полное очищение народа и храма, приводился второй козел, называемый «для отпущения».