Российский Шпицберген сегодня
<ins>Всё разом рухнуло в 90-х годах после перестройки, кризиса и распада Союза. На Шпицберген стали обращать меньше внимания, ухудшилось снабжение, многие шахтеры начали съезжать на материк. Масла в огонь подлила авиакатастрофа российского самолета Ту-154 «Внуковских авиалиний» 29 августа 1996 года, выполнявшего чартерный рейс из Москвы в Лонгьир. В самолете были в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся из отпуска на работу. На борту было 141 человек, ни кто не остался в живых. В память о погибших, В Баренцбурге построена часовня.</ins>
<ins>«Арктикуголь» начал сокращать объемы добычи, в 1998 году закрыли шахту Пирамида, построенную в 1956 году. Было остановлено и самое старейшее предприятие Грумант, опустел поселок с угольным складом и портом в бухте Колсбей.</ins>
<ins>Действующим в настоящее время остался только рудник Баренцбург. Сохранился и инфраструктура поселка, которая включает саму шахту, жилой массив, электростанцию, порт, мехмастерские, автотранспортный парк, складское и жилищно-коммунальное хозяйство, библиотеку и больницу, спорткомплекс, отель и др. Добыча угля держится на уровне порядка 120 тыс. тонн в год. Весь уголь идет на экспорт.</ins>
<ins>В 2014 году в Баренбурге создан новый научный центр, в котором работают представители 12 научно-исследовательских организаций. По последним данным, на начало 2017 года на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человека.</ins>
<ins>Руководство «Арктикуголь» сейчас делает попытки перепрофилировать всю российскую часть Шпицбергена с добычи угля на туризм, пользующийся большой популярностью последние несколько лет. Создан арктический центра туризма «Грумант» в котором уже сейчас работают более 100 человек. За прошлый 2016 год «Арктикуголь» от туризма получил больше средств, чем от добычи угля. Есть надежда, что Российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в северной Европе, а Россия продолжит своё присутствие на архипелаге, но уже в новом качестве.</ins>
<ins>ГДЕ НАХОДИТСЯ ШПИЦБЕРГЕН?</ins>
<ins>Карта Шпицбергена Вот так выглядит Шпицберген на карте. Здесь можно увидеть основные острова архипелага, высотные отметки суши, проливы и фьорды, а так же крупные населенные пункты. Описание, природа и климат Архипелаг…</ins>
<ins>БАРЕНЦБУРГ</ins>
<ins>Баренцбург — российский шахтерский поселок на норвежском архипелаге Шпицберген. Как такое может быть? Оказывается может. И если внимательно ознакомиться с историей этого поселка, то становится понятно, почему русские там оказались, и…</ins>
<ins>ПОСЕЛОК ПИРАМИДА, ШПИЦБЕРГЕН</ins>
<ins>Пирамида была несбыточной мечтой советских шахтеров которые не боялись тяжелой и опасной работы под землей, получая за это приличные, по тем временам, деньги. Труд шахтеров всегда основывался на выносливости и физическом…</ins>
<ins>ФОТО ШПИЦБЕРГЕНА</ins>
<ins>Фото Шпицбергена — архипелага расположенного между Атлантическим и Северным Ледовитым Океаном, которые вы увидите в этом альбоме, покажут вам всю красоту этого удивительного северного края, часть которого принадлежит России. Российские поселки…</ins>
Есть ли перспективы у международного Шпицбергена?
Аркадий Рябиченко:Лучшее место на Шпицбергене, или Живые впечатления от посещения мёртвого города
Шпицберген чем-то похож на мировую политику в миниатюре. Китай пытается расширить свое присутствие, но сталкивается с противодействием. Россия защищает статус-кво и пытается заставить остальных соблюдать международное право, опираясь на советское наследие. Украина из-за политики не идет на взаимодействие с Россией, когда прибывший на архипелаг посол не может посетить несколько сот сограждан в Баренцбурге. Идёт борьба за нефть, а угледобыча уходит в прошлое. Растет озабоченность природоохранной проблематикой, которая зачастую приобретает параноидальные формы. Это наводит на мысль о том, что и решить проблемы на архипелаге будет непросто.
Принципы, лежащие в основе международного режима на архипелаге сегодня все также актуальны, как и 100 лет назад. Необходимо их развивать, наполняя конкретным содержанием. Отличным вариантом стало бы обсуждение и принятие многосторонней конвенции о науке на Шпицбергене.
Выступая против «свальбардизации» Шпицбергена, Россия действует исходя из объективных тенденций. Однако вряд ли российские претензии будут удовлетворены без позитивной повестки международного сотрудничества и развития российского присутствия на Шпицбергене. «Норвегия не проводит консультации с другими странами относительно реализации ее суверенитета над какой-либо частью норвежской территории», — говорится в официальном ответе норвежского МИД на послание С. Лаврова.
История российских научных исследований на архипелаге насчитывает более 100 лет [], а в Баренцбурге существует достаточно развитая инфраструктура для научных исследований. Россия могла бы пригласить другие страны поучаствовать в совместных проектах в Баренцбурге. В первую очередь речь идет о странах БРИКС и, в особенности, о Китае, с которым уже взаимодействует Совместный центр по исследованию Арктики.
Реализация таких инициатив придаст дополнительный вес дипломатическим предложениям, например, о созыве конференции участников договора с целью заключения конвенции по континентальному шельфу и по науке на Шпицбергене.
Пока же нельзя сказать, что российское присутствие на архипелаге настолько прочно, хотя и следует признать: переориентация местной экономики с горнодобывающей отрасли на туризм идет относительно успешно. Впрочем, при привлечении к этой отрасли частного бизнеса можно рассчитывать и на большие успехи. К негативным событиям следует отнести прекращение в январе 2020 г. работы единственного российского СМИ, регулярно освещавшего события на архипелаге — «Русского Вестника Шпицбергена». Причина банальна и заключается в отсутствии финансирования. А ведь в конечном итоге, сама суть противостояния нарративов в том, чтобы существовал если не Грумант, то по крайней мере Русский/Российский Шпицберген.
Остров Баренца
Рекомендовать место
11
3
Этот остров с потрясающим природным ландшафтом находится в восточной части архипелага Шпицберген между островами Эдж и Западный Шпицберген. Он назван в честь известного голландского мореплавателя Вильяма Баренца. Специалисты утверждают, что остров создан за счет пород палеозойского возраста с преобладающим среди других пород — известняк и сланцы.
Его общая площадь составляет в 1288 км² . Большая половина острова, это приблизительно 558 км² , покрыта ледником, а остальная часть острова представляет собой арктическую тундру. Остров Баренца представляет уникальную природную экосистему для проведения научных исследований по изменению климата и возможных движений ледников. Но, по последним исследованиям, ожидать общее таяние и изменение ледников на этом острове не стоит.
Природа
Растительный мир острова по-своему разнообразен. Его территорию покрывает тундра, что означает практически полное отсутствие деревьев. Зато здесь больше трёхсот различных мхов, около 180 сосудистых растений и тысячи видов водорослей. Красные водоросли распространены и на ледниках, они придают им особый розоватый оттенок.
В семи местных национальных парках живут песцы, олени, белухи, моржи и т. д. На острове обитает больше белых медведей, чем людей, и встретить их вполне возможно. В связи с этим каждому человеку разрешено носить оружие. В местном университете, перед тем как начать практические работы на улице, необходимо пройти курс по стрельбе.
Ещё один интересный факт про остров Шпицберген: в местном воздухе и грунте очень мало бактерий и паразитов
Из-за этого на его территории вообще не хоронят людей, ведь трупы попросту не разлагаются, а лишь привлекают внимание тех самых медведей. Когда кто-то умирает, его тело доставляют на континент
Уникальная особенность острова Шпицберген
В настоящее время трест «Арктикуголь» продолжает свою деятельность, но большого количества жителей, как в советские времена, на острове уже нет. Городок Пирамида превратился в «призрак» — зимой здесь постоянно живут и работают не больше семи-девяти человек, а летом количество увеличивается до пятидесяти. По данным переписи 2016 года, проведенной норвежским правительством, население Баренцбурга составляет 348 человек. К слову, город находится на автономном жизнеобеспечении. Сейчас там добывают около 120 тонн угля в год, которые идут на нужды местных жителей и отправляются по всей Европе.
Стоит отметить, что Шпицберген имеет уникальную особенность — в воздухе и грунте здесь почти нет микробов. Из-за этого технические сооружения, а также искусственные и органические объекты отлично сохраняются. Брошенные десятки лет назад здания не разваливаются, а выглядят так, будто жители уехали из них только вчера. К слову, именно поэтому на острове нет кладбища.
На чем передвигаться
На Шпицбергене имеется единственная «цивилизованная» дорога — шоссе, ведущее от аэропорта Лонгйира в город и далее, до так называемой шахты № 7. Впрочем, и она не может похвастать асфальтовым покрытием. Улицы Лонгйира ничем не отличаются от улиц европейских городов, и практически каждый местный житель имеет машину. Зимой все разъезжают на снегоходах. Между островами летом курсируют паромы, а зимой — ещё и рейсы лёгкомоторных самолётов. Океан вокруг Шпицбергена не замерзает, поэтому суда здесь ходят круглый год.
Автобус-шаттл встречает каждый рейс в аэропорту и развозит туристов по отелям Лонгйира. Аналогичным образом он собирает отъезжающих.
Литература[править]
- Большая российская энциклопедия — Шпицберген
- География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина.2006.
- Большая советская энциклопедия — Шпицберген
Основное | География · История · Население · Климат · Растительный мир · Образование · Религия · Политика · Шпицбергенский трактат · Дело компании Kings Bay · UNIS |
---|---|
Транспорт | Аэропорт Свальбард · Аэропорт Ню-Олесунн · Аэропорт Свеа |
Компании | Bjørnøen · Kings Bay · Store Norske · Арктикуголь · Аэрофлот (1973 — 1994) · Внуковские авиалинии (1994 — 1996) · Lufttransport · Scandinavian Airlines |
Связь и СМИ | Svalbardposten · Интернет-домен .sj · Шпицбергенская подводная кабельная система |
Населённые пункты и НИС | Баренцбург · Лонгйир · Нюбюен · Ню-Олесунн · Свеагрува · Бёльшеойя · Виргохамна · Гамбургбухта · Грумант · Итре Норскойя · Колесбухта · Коббефьорд · Леагернесет · Пирамида · Свердрупбюен · Смеренбург · Норвежский Полярный Институт · Жёлтая Река · Химадри · Хорнсунн |
Острова архипелага |
Баренца · Белый · Западный Шпицберген · Медвежий · Надежды · Земля Принца Карла · Северо-Восточная Земля · Земля Короля Карла (Абелёйа, Конгсёйа, Свенскёйа) · Группа Семи островов · Эдж |
Географические объекты | Адвентдален · Адвентфьорд · Белльсунн · Бильлефьорд · Валенбергфьорд · Ванмёйденбухта · Ванмиенфьорд · Верлегенхукенфьорд · Вестфонна · Вийдефьорд · Вудфьорд · Земля Улафа V · Исфьорд · Кронебрин · Мыс Кремера · Мисерифьеллет · Норденшёльдбрин · Капп Линне · Капп Пэйер · Конгсфьорд · Кроссфьорд · Лифдефьорд · Мандаленфьорд · Гора Опера · Остфонна · Пик Галилея · Гора Ньютон · Пик Перье · Платобергет · Пролив Фримана · Пролив Хинлопена · Раудфьорд · Решершефьорд · Сассенфьорд · Сейп · Сёркапп · Стур-фьорд · Темпелфьорд · Форландсундет · Хотеллнесет · Церера · Чедвик · Экманфьорд · Энгелшбухта |
Национальные парки | Индре-Вийдефьорден · Нордвест-Шпицберген · Норденшёльд Ланд · Нордре Исфьорден · Сассен-Бюнсов Ланд · Сёр-Шпицберген · Форландет |
Достопримечательности | Всемирное семенохранилище · Дом-мемориал экспедиции Русанова · Музей «Помор» · Норвежский Арктический Музей |
Поддержите Проект «Шпицберген» новыми статьями |
Нур-Норге — Северная Норвегия |
Нурланн (Будё) •
|
||||
---|---|---|---|---|---|
Трёнделаг — Центральная Норвегия |
Нур-Трёнделаг (Стейнхьер) •
|
||||
Вестланн — Западная Норвегия |
Мёре-ог-Ромсдал (Молде) •
|
||||
Эстланд — Восточная Норвегия |
Осло (Осло) •
|
||||
Сёрланн — Южная Норвегия |
Эуст-Агдер (Арендал) •
|
||||
Заморские территории |
|
||||
Административная система: Регионы • Фюльке (губернии) • Коммуны • Города |
Аэропорт Свальбард
Рекомендовать место
16
2
Аэропорт Свальбард – самый северный в мире гражданский аэропорт, который обслуживает Шпицберген. Аэропорт находится у подножия горы Платоберге.
За 2009 год пассажиропоток аэропорта составил около 139 тысяч человек. Из этого аэропорта можно улететь в Осло, Тромсё, Ню-Олесунн, Свеа и даже в Баренцбург, поэтому аэропорт считается международным. Поскольку Норвегия входит в Шенгенскую зону, россияне, летающие в Баренцбург, не проходят паспортный контроль.
Свальбард – крупнейшее сооружение, на территории которого располагаются 200 парковочных мест, стоянка такси и пункт проката автомобилей. Аэропорт имеет одну асфальтированную взлетно-посадочную полосу протяженностью 2 323 метра и шириной 45 метров. Под полосой находятся два кульверта, отводящие талую воду с горы.
Природа
Основная статья: Флора Шпицбергена
Этот раздел не завершён.Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
Файл:Prins-karls-forrland pho.jpg
Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет
Файл:Nasjonalparker Svalbard.JPG
Национальные парки Шпицбергена
Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.
Уникальной особенностью Шпицбергена является крайне низкое содержание микробов, пыли и паразитов в воздухе и почве. Низкая биологическая активность среды обеспечивает высокую сохранность как органики, так и искусственных объектов и сооружений. Даже будучи брошенными десятки лет, некоторые здания на Шпицбергене могут выглядеть так, как будто люди оставили их только вчера. По этой же причине на Шпицбергене в настоящее время нет кладбища и не проводятся захоронения. Для среднестатистического жителя Европы, Азии или Африки, к Шпицбергену крайне трудно привыкнуть — за счёт иного биологического ритма, практически полного отсутствия зелени и уникального животного мира. На территории архипелага создано семь национальных парков, а многих зверей (включая оленей, белух и песцов) можно часто встретить прямо в Лонгйире или в районе аэропорта. Также визитной карточкой Шпицбергена являются агрессивные крачки, защищающие свою территорию пикированием на прохожих. Белых медведей и моржей увидеть гораздо труднее — летом они находятся на северной части архипелага, а зимой мигрируют на юг.
Баренцбург
Где ещё в Норвегии можно увидеть Ленина? Конечно, в российских посёлках Шпицбергена. В Баренцбурге памятник находится рядом со зданием консульства. Позади него на склоне виднеется надпись «Миру миру», а прямо за ним — «Наша цель – коммунизм!», они нетронуты ещё со времен Союза.
Город находится на том же берегу, что и Лонгйир, только западнее. Постоянное население в нем не превышает 500 человек, многие приехали сюда из Донбасса. Здесь есть больница, школа, спортивный центр, детский сад и магазины, а также угольная ТЭЦ и шахта. Шахта треста «Арктиуголь» считается убыточным предприятием, ведь добытого ресурса хватает только на обслуживание Баренцбурга.
«Живые» деньги в городе практически не ходят, ими расплачиваются только в сувенирных лавках. У всех жителей есть специальные карточки, на которые зачисляются все траты, а затем вычитаются из зарплаты. Хотя и обычные кредитные карты здесь тоже действуют.
Как устроены полярные экспедиции
— Татьяна, прямо сейчас на Шпицбергене — середина полярной ночи. Как проходит ваше рабочее время, в чем сейчас состоит работа Центра?
— Декабрь — это время интенсивной подготовки к новому туристическому сезону. Конечно, всегда есть гости, готовые приехать в любой момент, но основной зимний сезон начинается с середины-конца февраля и продолжается, в зависимости от погоды и наличия снега, до конца апреля- середины мая.
Руководитель Центра арктического туризма «Грумант» Татьяна Агеева
Поэтому прямо сейчас мы проверяем готовность техники, работаем с персоналом. Гиды проходят у старшего гида подготовку или переподготовку, в зависимости от их опыта непосредственно на Шпицбергене. Также у гидов впереди курсы Красного креста. Как только будет достаточная толщина снежного покрова, проведем первый прокат на снегоходах — это когда мы сами прокладываем маршрут, фиксируем его и загружаем на все наши девайсы. Все это серьезный объем задач даже без учета работы в части продаж и всего остального. Это внушительный объем задач, без учета работы в части продаж, проработки новых маршрутов на перспективу, проработки экскурсионного материала.
— Курсы Красного креста звучит как что-то очень экстремальное, даже может быть не совсем туристическое?
— Это же Арктика. Тут может произойти все что угодно. Здесь суровые природные условия, и нужно быть готовым ко всему. А туры — это не просто туристическая поездка, не просто сесть на снегоход на 15 минут и сделать два круга. Наши гости отправляются в настоящую экспедицию, и задача «Центра» — обеспечить максимальную безопасность. Выход на маршрут — это для всех большая ответственность, поэтому путешественники по прибытию проходят обязательный брифинг.
Просто сравним с Кольским полуостровом. Там погода может меняться каждые три часа. Здесь она может смениться за один час, а ты в этот момент уже на маршруте, у тебя впереди, например, 70 км, а то и 100 км на снегоходе.
Ты посреди снежной пустыни, видимость нулевая, все как белое молоко. В таких условиях надо быть уверенным, что весь персонал на местах будет четко отрабатывать инструкции по смене погоды, по прохождению ледников, лавиноопасных участков.
И это не говоря уже о возможных ЧС, например, когда нужно вызвать вертолет. Персонал должен четко знать, что делать, пока вертолет прилетит. Неслучайно каждую группу постоянно отслеживает оперативный менеджер, который всегда на связи с гидами.
— И это не считая возможной встречи с дикими животными.
— Конечно, здесь и персонал, и туристы тоже должны иметь четкие инструкции
Тут важно не только обеспечить безопасность — надо и сохранить нетронутую природу Арктики. Для целей безопасности и сохранности окружающей среды мы не взаимодействуем с животным миром, нельзя подходить к некоторым животным ближе чем на 30 метров, даже если есть такая возможность
Потому что мы для них чужие и мы сами здесь гости, это их дом, и это надо понимать и всегда помнить. Очень важно сохранять этот баланс.
— А насколько вероятно встретиться с животными на Шпицбергене?
— Я вам могу сказать, что в первый свой приезд сюда я увидела сразу трех белых медведей, впервые в своей жизни. Не близко, конечно, на телефоне приблизила, чтобы сделать фото. А сегодня, например, я шла с утра в офис, и меня на моем пути сопровождали две белых куропатки. Недавно коллеги присылали фото, как у нас прямо к отелю подошли олени, так близко, что только руку протяни. Чтобы увидеть оленя в естественной среде, даже на Кольском полуострове нужно уезжать далеко вглубь, а здесь это на каждом шагу.
История
В XIII веке датский историк Саксон Грамматик сообщал, что на островах этого архипелага жили очень высокие люди. А название «Свальбард», или «Холодный Берег», дали прибывшие туда викинги.
Существует предположение, что новгородские мореходы бывали на Шпицбергене еще в X веке и называли архипелаг Грумантом.
Издревле людей привлекали сюда изобилие морского зверя и рыбы.
Представители известного поморского рода Старостиных появлялись на Груманте еще до 1435 года. А один из их потомков, Иван Старостин, зимовал там 39 раз. На самом большом острове архипелага мыс у входа в Ис-фьорд назван в его честь.
В XVI веке голландские китобои стали осваивать прибрежные воды Шпицбергена и уже в XVII столетии в районе архипелага в охотничий сезон собиралось до 15 тысяч промысловиков. Одновременно подходило около 300 английских, голландских, датских, немецких, шведских кораблей.
Такое скопление китобоев нередко приводило к ссорам и вооруженным конфликтам. Случалось, что морские охотники отбивали друг у друга добычу, убивали команду конкурентов, а судна соперников топили.
В 1920 году в Париже был заключен Договор о Свальбарде/Шпицбергене, сделавший архипелаг, как сейчас бы сказали, «свободной экономической зоной». Соглашение отдавало суверенитет над островами Королевству Норвегия, но все остальные участники договора получали равные права на хозяйственную деятельность на архипелаге.
Но сложные климатические условия для деятельности на Шпицбергене постепенно снизили интерес к нему у большинства участников договора, и к 90-м годам прошлого века на архипелаге остались только «Арктикуголь» и норвежские угледобытчики.
Самое крупное русское поселение — г. Баренцбург. Там построены угольные шахты и сейчас живут около тысячи русских и украинцев.
Шпицберген или Свальбард?
Открытие архипелага оспаривается Россией, Норвегией и Нидерландами, и каждому из трех нарративов соответствует свой топоним. В то время как Договор 1920 г. закрепил в качестве названия слово «Шпицберген», норвежцы предпочитают называть архипелаг «Свальбард», используя наименование некоего северного острова из скандинавских саг 1194 г. Именно под названием «Свальбард» архипелаг в настоящее время известен в англоязычном сообществе. За этим наименованием стоит признание норвежского суверенитета над архипелагом: в мире постмодерна тот, кто называет объект, имеет над ним власть.
Нельзя сказать, что Норвегия беспочвенно считает Шпицберген-Свальбард своей территорией: в норвежском Лонгйире, неофициальной столице архипелага, проживает 2 379 человек, а во втором по населению российском Баренцбурге — около 500. Норвегию можно назвать гегемоном Шпицбергена, который создает общие блага в рамках международного режима. На скандинавской стране лежит бремя поддержания инфраструктуры, которую используют и другие страны, участвующие в Договоре.
«Свальбардизация» Шпицбергена началась достаточно давно: ещё в 1925 г. Норвегией был принят закон «О Свальбарде». Постепенно, что особенно заметно с 1970-х гг., Норвегию всё больше тяготили накладываемые международным правом ограничения. «Свальбардизация» — это попытка доказать остальным игрокам, что никто, кроме Норвегии не может решать будущее Шпицбергена и устанавливать там свои правила.
Андрей Криворотов:Рогозин и Шпицберген — разжигая Арктику
Норвежцы называют Шпицбергеном крупнейший остров архипелага, который в российской топонимике фигурирует как Западный Шпицберген. Однако Вильям Баренц, посетивший архипелаг в 1596 г. [], дал ему название «Шпицберген», которое переводится с нидерландского как «острые горы». Это наименование, используемое в официальной риторике российского МИД, соответствует восприятию архипелага как уникального международного пространства.
У архипелага есть и третье название, которое практически не встречается на английском языке — Грумант. Оно возникло, потому что на право первооткрывателей претендуют и российские поморы. Некоторые датируют открытие Шпицбергена поморами X в., другие — XIII в., но большее подтверждение имеют сведения об открытии «большого острова Грутланда» в Арктике, который перешел под покровительство московского князя в 1492 г. (переписка португальского короля Хуана II и немецкого ученого И. Мюнцера). Впрочем, исключительно российским архипелаг в обозримой перспективе не будет, и об этой истории напоминает только одноименное название советского законсервированного поселка и российской туристической фирмы.
Интерпретация истории, как это часто бывает, стала причиной противостояния. Можно наблюдать, как конкурируют между собой три нарратива. Так, после заявления российского МИД о том, что когда-то архипелаг называли Грумант, вспомнили и в ключевых российских СМИ с зарубежной аудиторией — RT и Sputnik.
Помимо Нидерландов, России и Норвегии (Дании), в разное время хозяйственной деятельностью на Шпицбергене занимались Великобритания, США, Германия, Исландия и испанские баски. Почти все они претендовали на участие в решении политической судьбы архипелага. Такое многообразие «стейкхолдеров» предопределило особый международный статус архипелага, который стал реальностью в условиях, когда проект «кондоминиума» России и Норвегии ушел в небытие по причине революции 1917 г. и последовавшей гражданской войны.
Россия, таким образом, не участвовала в выработке Договора о Шпицбергене, однако, учитывая её особую историческую роль в освоении архипелага, страна удостоилась особого упоминания в тексте: даже без подписания договора Россией (в условиях неопределенности того, кто выиграет гражданскую войну), русские граждане и предприятия имели право вести хозяйственную деятельность наравне с лицами из стран-подписантов. Особые интересы СССР на Шпицбергене в 1947 г. официально признал и парламент Норвегии.