Общая характеристика
Культурная парадигма Возрождения возникла в результате кардинальных изменений в общественных отношениях.
Особое значение в Возрождении имело крушение Византийского государства, бежавшие в Европу византийцы принесли с собой произведения искусства и библиотеки, содержавшие античные источники, неизвестные средневековой Европе, а также являлись носителями никогда не забывавшейся в Византии античной культуры. Козимо Медичи именно под впечатлением от лекций византийского ученого основал во Флоренции Академию Платона.
Рост итальянских городов-республик вёл к расширению влияния сословий, которые не участвовали в феодальных отношениях: ремесленников и мастеров, торговцев, банкиров. Им были полностью чужды иерархическая система ценностей средневековой церковной культуры и её смиренный аскетичный дух. Это привело к формированию гуманизма.
Определение 2
Гуманизм – это общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его созидающую деятельность как высшую ценность.
В городах возникают светские центры искусства и науки, деятельность которых была вне церковного контроля. Новое мировоззрение видело в античности пример неаскетичных гуманистических отношений. Изобретение книгопечатания в середине XV века сыграло свою роль в распространении по всей Европе античного наследия и новых взглядов.
Возрождение началось в Италии, где ещё в XIII веке были заметны его первые признаки (в деятельности Тони Парамони, Джотто, Пизано, Орканья), но установилось твёрдо с 1420-х годов. В Германии, Франции и других странах оно появилось позже. К концу XV века оно достигает наивысшего расцвета. Вследствие кризиса Возрождения XVI века является возникновение барокко и маньеризма.
Слайд 3Музыкальные инструменты эпохи Ренессанса В концертной жизни начала эпохи Ренессанса основным инструментом
был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. Например, виолы — семейство струнных смычковых. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства (скрипку, альт, виолончель) и, возможно, являются их предшественниками (сосуществовали в музыкальной практике до середины XVIII столетия)
Однако же они имеют важное отличие. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основных (шесть-семь)
Колебания резонирующих струн делают звук виолы мягким, бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из- за большого числа струн он быстро расстраивается.
Эпоха Возрождения философия. Вопро. Философия эпохи Возрождения
Общее
понятие и предпосылки философии эпохи
Возрождения.
Философией
эпохи Возрождения называется совокупность
философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв.,
которые объединяла антицерковная и
антисхоластическая направленность,
устремленность к человеку, вера в его
великий физический и духовный потенциал,
жизнеутверждающий и оптимистический
характер.
Предпосылками
возникновения философии и культуры
эпохи возрождения были:
совершенствование
орудий труда и производственных
отношений;
кризис
феодализма;
развитие
ремесла и торговли;
усиление
городов, превращение их в торгово-ремесленные,
военные, культурные и политические
центры, независимые от феодалов и
Церкви;
укрепление,
централизация европейских государств,
усиление светской власти;
появление
первых парламентов;
отставание
от жизни, кризис Церкви и схоластической
(церковной) философии;
повышение
уровня образованности в Европе в целом;
великие
географические открытия (Колумба, Васко
да Гамы, Магеллана);
научно-технические
открытия.
Основные
направления философии эпохи Возрождения:
гуманистическое (XIV
– XV в., представители: Данте Алигьери,
Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и
др.) – в центр внимания ставило человека,
воспевало его достоинство, величие и
могущество, иронизировало над догматами
Церкви;
неоплатоническое
( сер.
XV – XVI вв.), представители которого –
Николай Кузанский, Пико делла Мирандола,
Парацельс и др. – развивали учение
Платона, пытались познать природу,
Космос и человека с точки зрения
идеализма;
натурфилософское (XVI
– нач. XVII вв.), к которому принадлежали
Николай Коперник, Джордано Бруно,
Галилео Галилей и др., пытавшиеся
развенчать ряд положений учения Церкви
и Боге, Вселенной, Космосе и основах
мироздания, опираясь на астрономические
и научные открытия;
реформационное (XVI
– XVII вв.), представители которого –
Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин,
Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и
др. – стремились коренным образом
пересмотреть церковную идеологию и
взаимоотношение между верующими и
Церковью;
политическое (XV
– XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало
проблемы управления государством,
поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV
– XVII вв., представители – Томас Мор,
Томмазо Кампанелла и др.) – искало
идеально-фантастические формы построения
общества и государства, основанные на
отсутствии частной собственности и
всеобщем уравнении, тотальном
регулировании со стороны государственной
власти.
Закат эпохи
По мнению исследователей, упадок эпохи Возрождения связан с несколькими факторами. К концу 15 века Апеннинский полуостров охватили войны. Испанские, французские и немецкие оккупанты, сражавшиеся за итальянские территории, несли с собой разрушения и хаос. Кроме того, изменение торговых маршрутов повлекло за собой экономический спад и ограничило количество денег, которое богатые меценаты прежде вкладывали в искусство.
Позже в движении, известном как Контрреформация, в ответ на протестантскую Реформацию католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей. Многие мыслители эпохи Возрождения боялись выдвигать слишком смелые идеи, что, безусловно, подавляло их творчество.
В 1542 году папа Павел III учредил Римскую инквизицию, которая признавала гуманизм и любые взгляды, бросавшие вызов католической церкви, актом ереси, караемым смертью.
К началу 17 века эпоха Возрождения подошла к закату, уступив место эпохе Просвещения.
Возрождение античного наследия
После распада Восточной Римской империи («империи греков») под ударами крестоносцев в 1204 году и окончательной гибели в середине XV века, эмигранты из Византии прибыли в центр Средиземноморья. Они познакомили итальянцев с античными трактами личных библиотек и произведениями искусства.
Средневековая Европа не была знакома с культурой греко-римского мира, вызвавшей невиданный интерес. На поиски древних рукописей отправляются в дальние монастыри Франческо Петрарка (Francesco Petrarca), Джованни Боккачо (Giovanni Boccaccio), Поджо Браччолини (Poggio Bracciolini) и другие гуманисты.
В 1404 году Донателло (Donato di Niccolo di Betto Bardi) едет из Флоренции (Firenze) в Рим (Roma) для зарисовки и обмера скульптур древнего зодчества. Юный Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) копирует греческие статуи (1488). Рафаэль Санти (Raffaello Santi) по приказу папы Льва X он изучает древние постройки на территории Рима (1513 − 1516).
Формируется система взглядов на средневековье: период варварства и невежества − причина уничтожения цивилизации классической древности. Мыслители признают высшим мерилом всего сущего не Создателя, а человека. Интерес к забытой античной культуре назвали Возрождением.
Театр
Италия − родина театра эпохи Возрождения. Увлечение античностью и произведениями греческих авторов повлияло на появление комедий и трагедий с приставкой ««учёная».
В это же время на улицах городов представления дают бродячие актёры с цирковыми трюками, комичными плясками, весёлыми песнями. В середине XVI века формируется театр масок. В основе дель Арте (commedia dell’arte) лежала импровизация на написанный короткий сюжет. Каждый персонаж пьесы − это заострённый шарж на конкретный тип социальной личности. Появление театра масок меняет дух спектаклей. Маска-образ показывает господ, слуг, купцов, банкиров.
Совмещение опыта народного театра с «учёной» драмой сформировало новый вид театрального искусства. Комедия «Мандрагора» считается лучшей показательной пьесой того времени (автор − Никколо Макиавелли). Новый вид театрального искусства быстро стал любимым зрелищем народа.
Новые жанры в искусстве
Альбрехт Дюрер. Автопортрет.
Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).
Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены.
Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.
Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск.
В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема.
В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств.
Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля.
Усложняются музыкальные композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура — тесно связанная с фольклором — играет все большую роль наряду с религиозной. Светская музыка Возрождения была представлена различными жанрами: мадригалами, песнями, канцонами. Музыка теперь стала звучать не на латинском, а на родном языке.
В эпоху Возрождения инструментальная музыка стала самостоятельным искусством. В это время появился ряд инструментальных пьес, вариаций, прелюдий, фантазий, рондо, токкат. Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а в конце XVI в. — скрипка.
Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы. Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка звучала в оперном театре. Во Флоренции в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.
Природа и красота человеческого тела
В искусстве эпохи Возрождения природе уделялось большое внимание. Пейзажи характеризовались разнообразной и пышной растительностью
Сине-голубое небо, пронизанное солнечными лучами, пронизывающими белые облака, было великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения восхищалось красотой человеческого тела. Эта особенность проявилась в изысканности элементов мускулов и тела. Сложные позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра характерны для творчества скульпторов и скульпторов эпохи Возрождения. К ним относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.
Периодизация искусства Возрождения
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета.
Специально выделяют:
- вводный период, Проторенессанс («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320 гг.), частично совпадающий с периодом дученто (XIII в.), а также треченто (XIV в.),
- кватроченто (XV в.)
- и чинквеченто (XVI в.).
Хронологические рамки столетия, конечно, не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: так, Проторенессанс датируется концом XIII в., Ранний Ренессанс кончается в 90-х гг. XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в. Он продолжается до конца XVI в. лишь в Венеции; к этому периоду чаще применяют термин «поздний Ренессанс». Эпоха дученто, т.е. ХIII век явилась началом ренессансной культуры Италии – Проторенессеансом.
Более общими периодами являются:
- Раннее Возрождение, когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, творчески преобразуя ее;
- Среднее (или Высокое) Возрождение;
- Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм.
Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца XIV-XV вв.) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
Итак, объединяя предлоденные деления искусства Ренессанса, можно выделить следующие этапы:
- Проторенессанс (предвозрождение), треченто — вторая половина XIII века — XIV век.
- Раннее Возрождение, кватроченто — XV в., соответствует времени зарождения капиталистического производства в отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах.
- Высокого Возрождение, чинквеченто — 90-е гг. XV в.— первая треть XVI в.
- Позднее Возрождение и маньеризм— вторая половина XVI в. — первая треть XVII века.
В разных странах оно проявило себя по-разному. Так, в Нидерландах не было этапа Высокого Возрождения, а в Германии — позднего. Классической страной Возрождения была Италия, где ясно выделяются периоды так называемого проторенессанса (предвестия Возрождения), раннего, Высокого и позднего Возрождения, причем в рамках позднего Возрождения наряду с гуманистическим искусством распространение получает упадочное маньеристическое направление.
Леонардо Да Винчи
Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.
Национальность: итальянец
Леонардо Да Винчи
Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.
Шедевр: Мона Лиза (1517)
Мона Лиза (1517)
Другие известные работы:
- Тайная вечеря (1498)
- Витрувианский человек (1490)
Наука
Изобретение книгопечатания, Великие географические открытия, технические новинки — стимулировали развитие науки в эпоху Возрождения. У людей возрастала любознательность, они стремились узнать больше об окружающем мире, наблюдали за явлениями природы.
Научные открытия эпохи Возрождения:
- Николай Коперник, с помощью астрономических приспособлений и вычислений доказал что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца. Учение Николая Коперника опровергло Средневековую научную картину мира, согласно которой Земля являлась неподвижной.
- Развил теорию Николая Коперника Джордано Бруно, заявив, что вселенная бесконечна, состоит из множества небесных тел, которые зарождаются и умирают, как и живые существа. За данные идеи церковный суд приговорил Джордано Бруно к казни, в 1600 году он был сожжен на костре.
- Галилео Галилей изобрел телескоп, благодаря использованию которого он смог наблюдать спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне. Кроме того, знаменитый ученый сформулировал закон падения тел и движения маятника. Учение Галилео Галилея подтверждало идеи Николая Коперника и Джордано Бруно.
Используя новые идеи и открытия, Исаак Ньютон завершил создание научной картины мира эпохи Ренессанса. Он доказал, что природа подчиняется законам механики, открыл закон всемирного тяготения.
Гуманисты эпохи Возрождения
Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:
признание человека в качестве высшей ценности;
повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума;
воспевание красоты человеческого тела;
внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека.
Ученых, мыслителей, философов, разделявших данные идеи стали называть гуманистами.
Наиболее известные гуманисты эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор.
Франческо Петрарка – итальянский поэт, живший с 1304 по 1374 год, вошедший в историю как родоначальник гуманизма. Петрарка впервые выразил интерес к человеку, представил его центральным объектом познания философии, истории, литературы. Петрарка считал, что человек непременно должен узнать смысл своей жизни, собственного существования, в чем ему должны помогать философия и наука.
Свои идеи, интерес и стремление к самоанализу Петрарка выразил в произведениях: «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы», «Моя тайна», «О выдающихся людях», «Об уединенной жизни», «Книга песен».
Эразм Роттердамский – нидерландский богослов, живший с 1466 года по 1536 год. Эразм познакомил современных ему читателей с античной культурой, выпустив «Адагии» — сборник сочинений, поговорок, анекдотов древнегреческих и древнеримских писателей.Позднее Эразм публикует «Разговоры запросто», «О приличии детских нравов», — в которых воспитывает учеников, учит их правильному поведению.
Самым знаменитым произведением Эразма Роттердамского стала «Похвала Глупости». Эразм одухотворил Глупость, изобразив ее как высокопоставленную особу, одетую в почетную мантию ученого. Перед многолюдным собранием людей, Глупость произносит речь, в которой утверждает, что на самом деле она правит всем миром. Именно ей, Глупости, повинуются все монархи, она руководит религией, философией, судебной системой и органами власти. Таким образом, Эразм Роттердамский высмеивал современное ему общество, со всеми его недостатками и пороками.
Свои гуманистические идеи Томас Мор изложил в произведении под названием «Утопия». С одной стороны, в произведении Томаса описывается жизнь Англии: тяжелое положение рабочих, бесправие крестьян, толпы бедняков и бродяг, заполнявших улицы городов. В противоположность этой жизни Томас описывает жизнь людей на острове под названием «Утопия».
На острове нет частной собственности — все имущество общественное, поэтому среди людей царит мир и согласие, нет борьбы, войн, противостояния бедных и богатых. Свободные от жадности и корысти жители острова заботятся о всеобщем благе, возделывают поля, разводят скот, высаживают плодовые деревья. «Утопия» Томаса Мора настолько противоречила реальности, что с тех пор словом утопия стали обозначать любое идеальное, но несбыточное положение вещей, явление в обществе.
Франсуа Рабле — французский гуманист, сатирик, живший с 1494 по 1553 год. Хотя Франсуа получил церковное образование, больше чем религия его интересовала медицина, ботаника, химия, астрономия, греческий язык. В своих гуманистических идеях Франсуа Рабле провозглашал необходимость достижения гармонии между материальным и духовным, восхвалял все радости человеческой жизни. Франсуа стал знаменитым благодаря своему сатирическому роману о великанах, под названием «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе Франсуа Рабле высмеивал глупость, жадность и другие пороки власть имущих.
Культура Возрождения
Ренессанс подарил истории плеяду великих художников, учёных, писателей и мыслителей. Вот имена некоторых, самых известных из них: Леонардо да Винчи, Дезидерий Эразм, Рене Декарт, Галилей, Николай Коперник, Томас Гоббс, Джотто, Данте, Никколо Макиавелли, Тициан, Уильям Тиндейл, Уильям Шекспир, Донателло, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.
Герб семьи Медичи. (wikipedia.org)
В эпоху Возрождения искусство, архитектура и наука были тесно взаимосвязаны. Фактически они слились воедино. Некоторые художники, например, да Винчи, в своих творениях опирались на научные принципы, такие как анатомия, чтобы иметь возможность воссоздать человеческое тело с необычайной точностью. Чтобы безошибочно проектировать и сооружать огромные здания с обширными куполами, архитектор Филиппо Брунеллески изучал математику.
Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении. Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.
Искусство эпохи Возрождения характеризовалось реализмом и натурализмом. Художники стремились изобразить людей и предметы максимально правдоподобно. Они использовали такие приёмы, как перспектива, тень и свет, чтобы добавить глубину и размерность своим работам. Эмоции стали ещё одной особенностью, которую художники пытались привнести в свои творения.
Высокое Возрождение
Третий период — время пышного развития Возрождения — называется «Высоким Возрождением». В Италии оно длится с 1500 по 1527 год. В это время центр искусства перемещается из Флоренции в Рим. При Юлии II и его преемниках Рим стал как бы Афинами времён Перикла: строятся монументальные здания, создаются скульптурные произведения, пишутся картины и фрески. Все три отрасли идут рука об руку, помогая друг другу и действуя друг на друга. Античность изучается более основательно, воспроизводится с последовательностью и строгостью; достоинство и спокойствие заменяют игривую красоту, бывшую стремлением предшествовавшего периода. Исчезают припоминания средневекового, и классический отпечаток ложится на все произведения. Но подражание не заглушает самостоятельности художников, и они с находчивостью и живостью свободно перерабатывают то, что считают для себя уместным заимствовать из античного искусства.
Творчество великих мастеров знаменует вершину Ренессанса, самые известные из них:
- Леонардо да Винчи;
- Микеланджело Буонарроти;
- Рафаэль Санти.
Раннее Возрождение
«Раннее Возрождение» охватывает время 1420-1500 годов. В течение восьмидесяти лет искусство не полностью отрешается от недавнего прошлого, но примешивает заимствованные из классической древности элементы. Впоследствии под влиянием изменяющихся условий, художники бросают средневековые основы и пользуются образцами античности, как в общей концепции произведений, так и в деталях.
Искусство в Италии решительно встало на путь подражания классической древности, но в других странах долго придерживалось готических традиций. К северу от Альп Возрождение наступило в конце XV столетия.
Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы
Костюмы европейских аристократов того времени были сложными и необычными: многоярусные парики, корсеты и кружева. И мужчины, и женщины носили высокие каблуки и пользовались большим количеством косметики. Все естественное преследовалось среди знати, потому что приравнивалось к варварству, дикости и невежеству.
Все это нашло отражение в живописи: картины барокко, даже те, которые отличаются тщательной реалистичностью, сложны по своей композиции и характеризуются обилием фигур и напряженной тематикой.
В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий пламень» Рубенс и голландец Рембрандт.
Художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) любил рисовать простых людей из толпы: мальчишек, уличных торговцев, музыкантов, но также ревностно воплощал и религиозные сюжеты. Фигуры на его картинах обычно выхвачены ярким лучом света из окружающей их темноты, что придает его полотнам таинственный и загадочный воздух.
Караваджо был известен не только своими картинами, но и буйным нравом, разгульным образом жизни и пристрастием к выпивке. На пике своей славы он был обвинен в убийстве, подвергнут остракизму, бежал из Рима и умер в изгнании.
Восстановление Гроба Господня (1604) Караваджо Сначала духовенство отвергло картину, поскольку она не соответствовала церковным предписаниям.
Испания: Кристобаль де Моралес
Лучшие представители испанской школы музыки прошли через Ватикан, выступая в папской капелле. Они ощутили на себе влияние нидерландских и итальянских авторов, поэтому лишь немногим удалось прославиться за пределами своей страны. Композиторы эпохи Возрождения из Испании были полифонистами, создающими хоровые произведения. Наиболее яркий представитель — Кристобаль де Моралес
(XVI век), возглавивший метризу в Толедо и подготовивший не одного ученика. Последователь Жоскена Депре, Кристобаль привнёс особенную технику в ряд сочинений, называемую гомофонной.
Наибольшую известность приобрели два реквиема автора (последний — на пять голосов), а также месса «Вооружённый человек». Писал он и светские произведения (кантата в честь заключения мирного договора в 1538 году), но это относится к его более ранним произведениям. Возглавляя в конце жизни капеллу в Малаге, он оставался автором духовной музыки.
Слайд 2Возрождение ( Ренессанс)Возрождение, или Ренессанс(от французского — Renaissance) — эпоха в
развитии культуры стран Европы в XIV-XVI веках. Определяющим мировоззрением Ренессанса стал гуманизм, на первый план выдвинулась индивидуальная ценность человеческой личности, возрос интерес к осознанию окружающего мира и реалистическому отражению действительности. Существенной особенностью эпохи Ренессанса явилось обращение к художественным идеалам античности.Черты раннего Возрождения отчетливо обнаружились уже в искусстве Италии XIV века. В это время наметился разрыв с кругом образов и эстетикой церковной музыки, впервые сложилось светское профессиональное искусство гуманистического характера, появились новые формы музицирования и жанры — мадригал, баллада и др. Музыка Ренессанса становится более мелодичной, выразительной, развивается начало гомофонно-гармонического стиля.В это время возникли первые инструментальные формы, имевшие большое значение для дальнейшего развития мировой музыкальной культуры — прелюдия, вариации, фантазия, токката и др. Возрождение — это эпоха развития исполнительства на клавишных инструментах (орган, клавикорды, вёрджинел, клавесин). Широкое распространение получили струнные смычковые инструменты, в основном семейство виол, а к концу XVI века — скрипка.
Другие достижения Ренессанса
Ренессанс вкратце характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания у него появляются возможности распространения, которые раньше были недоступны. Древние рукописи, воскрешенные, как феникс, из пепла, начинают переводиться на несколько языков и переиздаваться. Они путешествуют по миру быстрее, чем когда-либо. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности воспроизводить самые разные научные результаты и знания на бумаге.
Возобновление интереса к древности и изучению этого периода отразилось на морали и религиозных взглядах. Из уст Коллуччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, было заявлено, что Священное Писание — не что иное, как поэзия. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает своего расцвета. Это было связано с тем, что такое тщательное изучение древних трудов могло подорвать веру в Иисуса Христа.