Самая древняя религия в мире: от христианства до буддизма

Введение

Философия буддизма — это система рационально обоснованных представлений о мире, человеке и знаниях, разработанных в рамках различных направлений и школ буддизма.
Отличительной чертой буддизма является его этически-практическая направленность

Буддизм с самого начала противопоставлял не только важность внешних форм религиозной жизни и особенно ритуала, но и абстрактные и догматические устремления, характерные, в частности, для брахманской ведической традиции. Центральной проблемой в буддизме была проблема индивидуального существования

В основе буддизма лежит проповедь Будды о четырех благородных истинах. Все построения буддизма посвящены объяснению и развитию этих предложений, и особенно концепции личной автономии, содержащейся в них.

Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное невредительство другим (ахинса), проистекающее из общей кротости, доброты и чувства полного удовлетворения. В интеллектуальной сфере буддизма упраздняется различие между чувственными и рациональными формами познания и устанавливается практика так называемой созерцательной медитации, результатом которой является переживание полноты бытия в полном самопоглощении.

Вопрос о восприятии буддизма в России также имеет неоспоримую актуальность. Это связано с растущим в последние десятилетия интересом к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание других ценностей заставляет по-другому смотреть на взаимодействие культур и цивилизаций. 

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Комплекс буддийских храмовВосьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Библия: раскрытие понятия

Библией (βιβλίον в переводе с греческого «книга») называют собрание определенных текстов, которые являются священными для христиан и иудеев. При этом само слово «библия»в текстах не упоминается — оно является собирательным понятием — и впервые было задействовано в четвертом веке архиепископом Златоустом и отцом церкви Епифанием Кипрским. Предположительно два этих религиозных деятеля назвали библией (священной книгой) ту Библию, которая знакома нам сейчас.

В контексте религиозной литературы, Библия в качестве сакрального текста признается и используется во всех христианских конфессиях (католичестве, православии, протестантизме и т.д.) и в иудаизме. Иудеями признается та часть Библии, что именуется Танахом или Еврейской Библией. В него входят такие главы, как Пятикнижие, Пророки и Писания. Данные разделы мы встречаем и у христиан, где главы Танаха включены в состав Ветхого Завета.

Само слово «biblia», используемое чаще в качестве обозначения священных текстов, может быть задействовано и без связи с религией

В этом случае, особо подчеркивается особая важность документа в том или ином контексте. Например, библией музыканта называют учебники по музыкальной гармонии, а библией художника — учебники по свету и тени. Таким образом, понятие Библии обозначает собой важные тексты, настольную книгу, даже если оно используется в переносном значении

Таким образом, понятие Библии обозначает собой важные тексты, настольную книгу, даже если оно используется в переносном значении.

Ранний буддизм

Ранние буддистские школы исповедовали в основном сектантский буддизм, в первое время после появления этого учения произошло его разделение на множество мелких течений. В основном эти школы ориентировались на первоисточник учения, не принимая Сутры махаяны.

Тхеравада считается единственным направлением раннего буддизма, которое встречается на территории Индии в настоящее время. Тхераваду до сих пор исповедают в Бирме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, и Лаосе.

Еще одна известная школа раннего буддизма – Сарвастивада, многие учения которой можно встретить в современном тибетском буддизме. Сарвастивада была одной из ветвей индийской Абхидхармы, и сыграла свою роль в становлении доктрины Йогачары, другой школы.

Определение 1

Абхидхарма – буддийское учение, абстрактно и систематично описывающее устройство мира, как явление природы и сознания.

Свод монашеских правил Виная и сегодня используется в Тибете, а также он оказал значительное влияние на правила буддистских монастырей в Китае.

Меняется отношение и к самому Будде. Появляются его изображения, ему посвящают храмы, его почитают как божественное существо, получили развитие идеи о конце света и пришествии Будды-Спасителя.

Буддийские монастыри (вихары) появились во многих индийских областях, они наполнялись большим колличеством монахов (бхикшу). Стремление буддистов объединяться для религиозных действий ещё сильнее проявилось тем, что они возвели у себя соборы для установления догм и правил нравственности и религиозной дисциплины, словом для придания согласия и единства своим религиозным сооружениям.

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в Северной Индии, его основателем считается Сиддхартха Гаутама, Будда (Пробуждённый). Учения Будды достигли своего расцвета во времена правления царей Бимбисары, Ашоки, Канишки, Милинды и под их покровительством. К этому времени буддизм уже проник во многие соседние и отдалённые страны, такие как Корея, Япония и Китай.

Гаутама является ключевой фигурой в буддизме, главным потрясением для него стало столкновение во время прогулки с бедными и больными людьми. Это перевернуло всю его жизнь, живя во дворце он даже не представлял, что есть люди, которые живут иначе, так в 29 лет он примкнул к группе отшельников, которые странствовали по миру и искали смысл бытия. Гаутама всеми силами пытается понять природу человеческих несчастий и отыскать путь избавления от них, он осознал, что череда перевоплощений неизбежна, всю жизнь он общался с мудрецами и искал ответы на свои вопросы.

Если кратко охарактеризовать причины появления буддизма, то можно отметить, что этому способствовали определенные изменения в жизни народа Древней Индии. Примерно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис это и послужило мощным толчком для развития буддизма.

Иудаизм


Будучи основой для всех других авраамических религий и древнейшего монотеизма, который до сих пор существует (хотя ни в коем случае не является первым – то есть считается вариацией на тему древнеегипетской веры под названием Атенизм, исчезнувшей в 14 веке до н. э.), иудаизм возник в царствах Израиля и иудеи, которые впервые появились в Леванте около 9 века до н. э.

Религия трансформировалась в свою нынешнюю форму в VI веке до н. э., эволюционировав от поклонения государственному Богу, основанному на политеистическом мировоззрении, к Единому “Истинному” Богу, описанному в Библии. Если сегодня за ней следуют примерно 11-14 миллионов человек, то две ее преемницы – христианство (1 век н. э.) и Ислам (7 век н. э.) – являются самыми распространенными в мире, имея в совокупности 3,8 миллиарда приверженцев.

Доклад Буддизм

Буддизм является одной из древних мировых религий, а если быть точнее – это религиозно-философское учение. Зародилось оно в Индии в VI веке до н. э. Основателем этого учения является Будда Шакьмуни. Будда в переводе со санскрита буквально означает “пробуждённый”, “просветлённый”, то есть буддизм – это “учение просветлённого”.

Будда Шакьмуни (дословно означает “пробуждённый из рода Шакьев”) родился в семье царя Шуддходаны, правившим одним из северо-индийских царств в предгорье Гималаев, и царицы Махамайи. При рождении имел имя Сиддхартха Гаутама. По традиции рода Шакьев царице для родов было необходимо отправится в дом своих родителей, правившими соседним царством Колиев. Но до места назначения так и не дошла и родила младенца в роще Руммини под деревом ашока.

Для благословления долгожданного царевича был приглашён мудрец-отшельник Асита. Внимательно осмотрев его он обнаружил на теле младенца 32 знака великого человека, и на объявил, что на основании этого ребёнку суждено стать либо великим правителем, либо великим просветлённым мудрецом. Царь Шуддходана естественно хотел, чтобы его сын стал великим царём, а не отшельником. Для этого он с ранних лет всячески ограждал царевича от знаний о человеческих страданиях. Но, несмотря на то, что Сиддхартха жил в богатстве и роскоши, он всё же стал понимать, что целью жизни не может быть стремление к материальным благам.

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вместе со своим колесничим Чану однажды отправился за пределы своего дворца, где его ожидали четыре встречи: он повстречал старика, сражённого недугом человека, человеческий труп и отшельника. Увиденная реальная картина жизни людей коренным образом повлияла на его дальнейшую жизнь. Сиддхартха Гаутама осознал, что старение, недуги, мучения, и смерть неизбежны, и что ни благосостояния, ни принадлежность к высшим кастам не в состоянии уберечь от этого. Поняв, что только саморазвитие является единственным путём для познания причин всех этих страданий, Сиддхартха оставляет всё – жену, сына, дворец, богатства – и уходит в отшельники, чтобы найти пути для избавления от страданий.

В течении шести лет Сиддхартха Гаутама присоединялся к различным общинам других отшельников и придавался суровым аскезам. В конце концов понял, что аскезы по большому счёту больше изнуряют тело, чем приводят к большему пониманию, и решил пересмотреть свой путь. Он начал погружать себя сосредоточения. В этом состоянии он сел под дерево Бодхи и дал обет, что не поднимется, пока ему не придёт познание об истине.

После сорока девяти дней медитации Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления, после чего его и стали называть Буддой. Достигнув наивысшего просветления, Будда Шакьмуни начал просвещать людей своим учением.

В основе учения Будды лежат “Четыре Благородные Истины”:

Есть страдание. Есть причина страдания. Есть возможность прекращения страдания. Есть путь, ведущий к прекращению страданию.

Слово “страдание” здесь следует понимать не буквально, а как совокупность пристрастий, от которых потом происходят неприятные чувства в течение всей человеческой жизни.

Для того, чтобы прекратить страдания существует “Благородный восьмеричный путь“:

Правильное воззрение. Правильное намерение. Правильная речь. Правильное поведение. Правильный образ жизни. Правильное усилие. Правильное памятование. Правильное сосредоточение.

Также основу учения составляют и следующие аспекты:

  • учение о карме; принцип бессущностности; учение о мгновенности; представление о мироздании

В учении Будды имеется такое понятие как серединный путь, согласно которому Будда не поддерживал ни сурового аскетизма, ни ярого стремления к наслаждениям. Любому последователю учения Будды в каждой новой ситуации нужно будет искать заново серединный путь.

Последователями учения Будды становятся через осознанное принятие клятвенного обета, именуемым “прибежищем”, под которым понимается три драгоценности:

  • Будду; Учение Будды (Дхарма); Буддийская община (Сангха)

В буддизме выделяют три основных течения: хинаяна, махаяна и ваджраяна.

Несмотря на то, что Буддизм зародился в Индии, большее распространение он имел за её пределами: Китай, Монголия, Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланка, Корея и др. В России буддизм исповедуют жители Тувы, Калмыкии и Бурятии.

В чем особенность буддийских праздников?

Восточный менталитет существенно отличается от европейского, а религиозный и тем паче: «праздник – значит, отдыхаем и гуляем» — это не про буддистов. Наоборот, в эти дни они ревностно соблюдают различные ограничения, аскезы и обеты, выполняют различные ритуалы, так как знают, что энергия праздничных дней особенная и в сотни раз может усилить действие поступков: как положительных, так и негативных.

Другая особенность в том, что буддийское летоисчисление идет по лунному календарю, а так как лунный месяц короче солнечного, практически все даты праздников – переходящие, то есть скользящие по числам (христианская Пасха – тоже переходящий праздник). Также многие даты берут начало отсчета от некого определенного события, дня рождения Будды, например. Поэтому астрологи постоянно занимаются подсчетами будущих празднований, памятных событий и важных мероприятий.

Буддийские монахи. Жизнь в сангхи

Любая община буддийских монахов или монахинь называется сангхи. Первую сангхи образовали монахи, слышавшие первую проповедь Будды после его Просветления. Будда сомневался, могут ли женщины входить в сангхи, но мать его супруги умолила разрешить им.

Буддийские монахи и монахини живут в монастырях. Их скромное имущество состоит из восьми вещей, среди которых одежда, бритва и чаша для подаяний. Местные жители обычно подают монахам еду, а взамен получают благословение.

Буддийские монахи

Монахи изучают священные тексты, медитируют, созерцают повседневную жизнь монастыря и трудятся (работают учителями или ухаживают за больными). Они должны соблюдать устав, содержащий более чем 250 правил. Среди них пять правил, обязательных для всех буддистов (указаны выше) и еще пять следующих:

  1. Не есть слишком, много и не есть после полудня.
  2. Не танцевать и не исполнять фривольных песен.
  3. Не носить украшения и не пользоваться косметикой.
  4. Не спать много и не спать на мягком.
  5. Не прикасаться к деньгам.

В некоторых сангхи, помимо обычных восьми вещей, монаху позволено иметь еще несколько, например четки, зонтик или веер из пальмовых листьев.

Буддистские храмы

Буддисты посещают храмы, чтобы выразить свое преклонение перед Буддой и принять участие в общей медитации. Буддийские святилища бывают разными; от роскошно убранных храмов до простой комнаты в помещении, не имеющем отношения к религии.

Буддийские монахи и монахини молятся в храме реликвии Зуба Будды в Сингапуре

Древнейшее буддийское святилище называется ступа. Первые ступы представляли собой курганы, где хранился прах Будды. Затем их стали возводить для хранения священных книг и останков бодхисатв и буддийских наставников. Древние ступы строились в виде купола из глиняных кирпичей, более поздние были каменными и обычно имели форму колокола.

Ступа Рамабхар в Кушинагаре, Уттар-Прадеш, Индия, считается местом кремации Будды

С тех пор, как буддизм проник в Китай и Японию, архитектура ступ видоизменилась. В этих странах их строили в виде многоярусных восьмиугольных башен и называли пагодами. В пагодах бывает от 3 до 13 ярусов, при этом число ярусов должно быть нечетным. Пагоды строятся из дерева, глины и всегда увенчаны мачтой. Многие из них расписаны и выложены черепицей, другие имеют скромный вид.

Пагода храма Хорю-дзи, самое древнее деревянное сооружение Японии

Что означает философия буддизма: учения, истины

Кратко о философии буддизма для начинающих можно указать на несколько принципиальных основополагающих моментов. Учения Будды называют «Дхармой», что в переводе с санскрита означает «конечную истину» или «истину о реальности». Философию буддизма можно познать через понимание сути «Дхармачакра» или «Колесо дхармы».

«Дхармачакра»

Символикой «Дхарма» расписывают и украшают буддийские храмы по всему миру, ее можно увидеть везде, где есть связь с Буддой. Буддисты растолковали его так, как мы понимаем его сейчас. Восемь спиц колеса представляют собой Путь Восьмеричного спасения, который Будда изложил во время своих учений:

  • правильное видение,
  • правильные эмоции,
  • правильная речь,
  • правильное действие,
  • правильные средства к существованию,
  • правильные усилия,
  • правильное мышление и
  • правильная медитация.

Истины Будды:

— наши желания и есть причина страдания;

— только избавляясь от желаний можно избавиться от страданий;

— только восьмиричный путь избавит от желания.

Только в восьми правильных состояниях человек достигает очищения ума, спокойствия и интуиции. Пройдя первые две ступени достигается мудрость (праджня). Следующие три — нравственное поведение (шила). Последние три —дисциплина ума (самадха). Взаимосвязь этих трёх составляющих, когда одно исходит из другого, поможет добиться нужного результата, к чему и стремятся буддисты.

В отличие от других религий в буддизме четко просматривается личностный аспект, когда спасение подвластно посредством решимости и готовности работать в определённом направлении. Кроме этих основных принципов в учениях Будды есть другие важные моменты, например Четыре Благородные Истины, объясняющие, почему людям больно и как преодолеть страдания:

  1. Правда страданий;
  2. Истинность причины страданий;
  3. Правда конца страданий;
  4. Истина пути, освобождающего нас от страданий.

Человеческое тело, мысли и чувства постоянно изменяются. Буддизм рассматривает их как «пустые». Так как анитья, или непостоянство пронизывает всю жизнь и все вокруг. Оптимальный метод познания вещей «так как есть» на самом деле и отстраненность от иллюзорного.

Определение буддизма в простыми словами можно описать как «оглушительная тишина», так как пустота (шуньята) является главной основой для всех школ буддизма. Она важна также для медитации. Поэтому символична в разных пониманиях. Состояние освобождения прибывает, когда человек не только принимает это интеллектуально, но и испытывает его глубоким, длительным способом. Будда учил, что мудрость, доброта, терпение, щедрость и сострадание — важные достоинства.

Буддисты живут по моральным заповедям, запрещающим убийство живых существ, сексуальное домогательство, ложь, употребление наркотиков или алкоголя. Буддийские монахи, или бхикхус, следуют строгому кодексу поведения, который включает в себя целибат (безбрачие). Буддийские практики, такие как медитация, являются средством изменения себя, чтобы развить качества осознанности, доброты и мудрости. Буддисты часто медитируют, потому что верят, что это помогает пробудить правду. Недаром Будда писал: «Медитация приносит мудрость. Отсутствие медитации оставляет невежество».

Суть буддизма  простыми словами — это путь практики и духовного развития, ведущий к осмыслению истинной природы реальности. Путь к просветлению достигается с использованием морали, медитации и мудрости.

Буддизм — это доброе сердце, светлый ум, глубокая мудрость.

Буддизм в России

В России Буддизм — одна из самых распространённых, на территории страны, религиозных традиций. Районы, где наиболее часто исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тува, Калмыкия, Алтайский край и Забайкальский край. Также, в последние годы, буддийские общины возникли и в Санкт-Петербурге, в Москве, в Самаре, и в других городах.

Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. Они связаны с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья духовная культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.

Как живая традиция, буддизм в его тибетской форме, существует в России с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.

С XVII века тибето-монгольская форма буддизма распространяется и в Бурятии, — сюда его принесли монгольские и тибетские буддисты.

Число буддистов в данных городах, согласно опросам, составляет около 1 % их жителей. Такой же процент составляет число буддистов в масштабе всей страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белик А.А., Бергер Я.М. Культурология. – М., 1999. .

– Электрон.дан. — URL: https://sbiblio.com/biblio/archive/baxmin_berger_kulturology/10.aspx

2. Берзин А. Привлекательность буддизма для современного мира. .

–Электрон. дан. URL: https://www.berzinarchives.com/

3. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.: Наука, 1980. 336 с.

4. Буддизм./Сост. В.В. Юрчук. Минск: Современное слово, 2006. 319 с.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Просвещение, 1994.

6. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997. 494 с.

7. Зегерс М. Знание о медитации. – Киев, 2008.

8. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность. М.: МИИТ, 2003. 252 с.

9. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. – М., 2004.

10. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. М.: АСТ, 1997. 286 с.

11. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.: Центр, 2000. 240 с.

12. Религиоведение./Под ред. М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

13. Религии мира. Сборник статей. М.: Белфакс, 1994. 464 с.

14. Религия в истории и культуре./Под ред. проф. М.Г. Писманика. М.: Юнити, 2000. 591 с.

15. Таевский Д. Буддизм. История религии. .

– Электрон.дан. — URL: https://religion.babr.ru/buddism/index.htm

16. Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ. .

– Электрон.дан. URL: https://www.psychol-ok.ru/lib/fromm/zbip/zbip_07.html

список литературы

Буддизм. Основные направления

После смерти Будды между его последователями возникли разногласия, которые привели к образованию двух основных направлений буддизма — махаяны и хинаяны.

Процент буддийского населения в странах мира по данным Pew Research Center (2010 год)

Хинаяна

Последователи хинаяны, учения «малой колесницы», верят, что они следуют заповедям Будды точнее, чем сторонники других направлений. Они считают Будду выдающейся личностью и образцом для подражания, но не обожествляют его.

По их мнению, после смерти он утратил способность оказывать помощь живым людям. Поэтому сторонники хинаяны не молятся Будде. Они верят, что человек может сам достигнуть нирваны, следуя наставлениям Трипитаки.

Махаяна

Последователи Махаяны, учения «большой колесницы», не сосредоточивают внимание на одном Будде – Сиддхарте Гаутаме, а рассматривают его как одного из множеств будд прошлого, настоящего и будущего. Они верят в существование ботхисатв (почти будд) – людей, достигших нирваны, но оставшихся в цепи перерождений, чтобы оказывать помощь другим

Помимо Трипитаки, приверженцы махаяны изучают сутры — более поздние тексты, содержащие рассказы и притчи. В них объясняются некоторые положения учения Будды, трудные для понимания. Наиболее известны Алмазная сутра и Сутра лотоса. Махаянисты верят, что достигнуть нирваны может не только монах, но и простой мирянин.

Распространяясь в Азии, махаяна впитывала в себя местные культурные традиции, что привело к возникновению ее многочисленных разновидностей (ваджраяна, амидаизм, дзэн и другие).

Ваджраяна

Ваджраяна — одно из направлений буддизма. Наивысшего расцвета оно достигло в Тибете, поэтому называется иногда тибетским буддизмом. Учителя-наставника последователей ваджраяны называют далай-ламой. В 50-е годы 20 в. в Тибете буддисты подвергались гонениям, и большинство из них были вынуждены бежать. Нынешний далай-лама живет в изгнании на территории Индии.

Вид на дворец Потала из подножия Чагпори (Лхаса, Тибетский автономный район, Китайская Народная Республика)

Дворец-монастырь Потала близ города Ахаса в Тибете — бывшая резиденция далай-памы. Это место паломничества последователей ваджраяны: тибетского буддизма.

Амидаизм

Амидаизм — направление буддизма, широко распространившееся в Японии в 13 в. Центральная фигура амидаизма — будда Амида. По преданиям, он, исполнившись сострадания к людям, обещал, что всякий, кто произнесет его имя, возродится в Земле обетованной — раю, где царит нирвана.

Дзэн-буддизм

Дзэн — направление буддизма, возникшее в Китае и распространившееся в Японии в 13 в. Слово «дзэн» означает «созерцание». Последователи дзэн-буддизма стараются большую часть времени проводить в медитации. Помимо медитации, в дзэн-буддизме есть и другие методы, помогающие концентрироваться: сады камней, занятия живописью, боевыми искусствами (например, каратэ).

В эти методы входит и решение коан — парадоксальных задач такого типа: «Как звучит хлопок одной ладонью?». Цель коан — освободить ум от привычного логического мышления, что способствует Просветлению.

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения

Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми

Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.


Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: