Публицистический стиль: черты и примеры. что характерно для публицистического стиля?

I. Введение

Публицистический стиль -­ функциональная разновидность в литературном языке, широко применимая в разных сферах. Это больше относится к общественной жизни: газеты и журналы, телевидение и радио, публичные политические выступления. Большая популярность этого стиля в деятельности, как общественных организаций, так и отдельных партий.

Следует добавить к этому списку политическую литературу и документальное кино, предназначенные как для массового читателя, так и зрителя. Учебники стилистики определяют публицистический стиль как «газетный», «газетно-публицистический» и «общественно-политический». Что касается названия «публицистический», то оно более точное, поскольку другие варианты являются более узким определением сферы «работы» этого стиля. В названии «газетный» — история становления данного стиля, так как­ оформление его речевых особенностей было именно в газетах, которые являлись периодическим изданиями. Сегодня этот стиль уже можно встретить не только в печатных СМИ, но и в электронных и телевизионных. Название­ общественно-политического стиля боле точно указывает на связь этого стиля с политической и общественной жизнью. Этот стиль используется и в неполитической сфере общения, в культуре, спорте, деятельности различных общественных организаций (правозащитных, экологических и многих других).

В названии публицистического стиля видна тесная связь с понятием публицистики, являющимся не лингвистическим сегодня, а скорее литературным, так как оно характеризует некие содержательные особенности произведений, которые к ней относятся.

Публицистика относится к роду журналистики и литературы, рассматривающих очень актуальные проблемы в политике, экономике, литературе, праве, философии сегодняшней жизни. Ей целью является влияние не только на политические институты, но и на­ общественное, политическое состояние общества, укрепление или изменение их в соответствии с нравственными и социальными идеалами. Предметом исследования любого

публициста является абсолютно вся жизнь в наше время, и общественная, и частная. Она может быть отражена в реальности или­ в прессе, документах и искусстве. В публицистических произведениях есть свои индивидуальные стилистические особенности.

Публицистика играет важную идеологическую и политическую роль, влияет на успешную деятельность институтов социологии. Посредством публицистики повышается общественное воспитание, агитация и пропаганда, это способ передачи людям социальной информации. Публицистика может существовать в разных формах. Это словесная (письменная и устная), графически изобразительная (плакаты и в карикатуре), фото- и кинематографическая (телевидение и документальное кино), театрально-драматургическая и словесно-музыкальная. Её широко используют в научных и художественных произведениях.

Самыми, пожалуй, важными функциями стиля, являются воздействующая и информационная. Кроме них тексты, написанные в публицистическом стиле, выполняют и остальные функции, которые присущи языку (экспрессивные, коммуникативные и эстетические).

«Публицистика существует в следующих формах:

  • словесной (письменной и устной),
  • графически изобразительной (плакат, карикатура),
  • фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
  • театрально-драматургической,
  • словесно-музыкальной».

Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях. Понятия публицистика и публицистический стиль, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика — это род литературы, публицистический стиль — функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим

к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

Структура

И, наконец, о том, какую структуру должно иметь подобное произведение. Конечно же, необходима вступительная часть. Нужно ознакомить читателя с темой и как можно ближе подвести к раскрытию главных аспектов запланированной работы.

Следом идет содержательная часть, то есть основная. Здесь необходимо разъяснить суть сочинения, раскрыть заданную тему. И, конечно же, заключение, в котором традиционно подводят итоги сказанного и делают выводы. Учитывая всю жанровую специфику, можно просто расставить все точки над i. Ведь этим характерен публицистический стиль.

Примеры того, как можно закончить работу, бывают разными. В основном сочинение завершается такими словами: «Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том…» Далее следует обобщение того, о чем ранее шла речь. Так получится грамотно закончить свою мысль, доведя её до логического конца.

IV. Список литературы

1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/473705

2. Русский язык и культура речи. / Под ред. В. Черняк. — М.: Высшая школа, 2002 г.

3. Розенталь Д.Э. Стилистика газетных жанров. МГУ, 1981 г.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. — М.: Дрофа, 1996 г.

  • Новые формы промышленной интеграции
  • Междисциплинарность психолингвистики
  • Региональная информатизация (Совет по региональной информатизации)
  • Технологии хранения информации
  • Способы документирования и их развитие (ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ)
  • Способы и средства документирования
  • Коммуникационный сервер
  • Нотариальные действия и особенности их правового регулирования в международном частном праве (Нотариальные действия в международном частном праве)
  • Гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан на территории Российской Федерации (Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства)
  • Правовые акты управления: понятие, функции и формы (Правовые акты управления: понятие, функции и юридическое значение)
  • Административно–правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев (Основы правового статуса человека и гражданина.)
  • Источники административного права (Понятие и особенности источников административного права. Виды источников административного права)

Признаки сходства с другими стилями речи

Публицистический стиль не замкнут, в нем находят отражение черты других функциональных стилей.

Что объединяет научный и публицистический тексты? В основе композиции обоих – рассуждение. Сначала выдвигается важная проблема, волнующая автора. Затем даётся анализ, оценка возможного пути её решения. Публицист приводит примеры из жизни, факты, ссылается на авторитетное мнение, которое использует, подтверждая свою точку зрения. В заключение делаются выводы, обобщения. В таких текстах нет научных исследований, умозаключений, хотя им свойственна логическая последовательность, строгая обоснованность, общенаучная терминология — вот основная характеристика публицистического стиля.

На связь с деловым стилем указывают конкретные цифры, точные факты, которые используются для раскрытия тем, волнующих автора и общественность.

Итак, в отличие от других разновидностей речи, публицистический стиль не является строго регламентированным, ведь по сути, что такое публицистика? Ей свойственна эмоциональность, экспрессивность, слог публициста допускает вариантность норм, например, использование выразительных средств художественного, разговорного языка.

Синтаксические особенности публицистического стиля демонстрируют связь с художественной речью, что проявляется в употреблении тропов и стилистических фигур речи (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений, метонимии, гипербол, литот и др.), в отражении индивидуальности пишущего (говорящего). Посредством слова автор воздействует на воображение и чувства адресата, основываясь только на реальных событиях, не допуская вымысла.

Внимание! Знание сходства и различия стилей поможет избежать ошибок в определении стилистической направленности текста

Что такое публицистический стиль?

Публицистический стиль — это язык общественно-политической лите­ра­ту­ры и средств мас­со­вой инфор­ма­ции: газет, жур­на­лов, радио и телевидения.

Публицистику назы­ва­ют лето­пи­сью совре­мен­ной жиз­ни обще­ства. С этой точ­ки зре­ния мож­но утвер­ждать, что она отра­жа­ет теку­щую историю.

Нет такой темы, кото­рая ни инте­ре­со­ва­ла бы жур­на­ли­стов. Публицистика обра­ще­на к зло­бо­днев­ным поли­ти­че­ским, соци­аль­ным, куль­тур­ным, фило­соф­ским, быто­вым про­бле­мам обще­ства. С этой пози­ции отме­тим, что пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи реа­ли­зу­ет­ся для выра­же­ния досто­вер­ной и исчер­пы­ва­ю­щей инфор­ма­ции чита­те­лей о важ­ных собы­ти­ях общественно-политической жизни.

С дру­гой сто­ро­ны, этот стиль речи при­зван не толь­ко инфор­ми­ро­вать, но и воз­дей­ство­вать на свою ауди­то­рию, фор­ми­ро­вать у чита­те­лей опре­де­лен­ный взгляд на обсуж­да­е­мые собы­тия и живо­тре­пе­щу­щие вопро­сы внут­рен­ней и внеш­ней поли­ти­ки, эко­но­ми­ки, куль­ту­ры, спор­та, то есть в конеч­ном ито­ге вли­ять на миро­воз­зре­ние обще­ства. Учитывая выяв­лен­ную функ­ци­о­наль­ность, опре­де­лим, что такое пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи.

Определение

Публицистический стиль — это раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся для убеж­де­ния чита­те­лей, инфор­ми­ро­ва­ния о важ­ных собы­ти­ях общественно-политической жизни.

В свя­зи с зада­чей воз­дей­ство­вать на людей пуб­ли­ци­сти­ке при­су­щи харак­тер­ные сти­ле­вые черты:

  • при­зыв­ность
  • яркость
  • эмо­ци­о­наль­ность

Этот стиль речи чаще все­го оформ­ля­ет­ся в виде моно­ло­га об опи­сы­ва­е­мом явле­нии или про­бле­ме. Например, автор ста­тьи о рус­ском писа­те­ле Ф. М. Достоевском ведет дове­ри­тель­ный раз­го­вор со сво­им читателем.

Герой наших дней

Основные при­зна­ки стиля

Публицистический стиль

Основная функ­ция Воздействовать на обще­ствен­ное созна­ние, инфор­ми­руя широ­кие кру­ги насе­ле­ния о важ­ней­ших акту­аль­ных собы­ти­ях и про­бле­мах совре­мен­но­сти, сфор­ми­ро­вать обще­ствен­ное мнение.
Жанры Информационные: замет­ка, репор­таж, интер­вью.

Аналитические: кор­ре­спон­ден­ция, ста­тья, рецензия.

Художественно-публицистические: зари­сов­ка, очерк, эссе.

Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музы­каль­ные ком­по­зи­ции, направ­лен­ные на реше­ние соци­аль­ных проблем.

Основные чер­ты стиля
  • акту­аль­ность
  • опе­ра­тив­ность
  • инфор­ма­тив­ность
  • объ­ек­тив­ность
  • при­зыв­ность
  • соче­та­ние логич­но­сти с образностью
  • откры­тая оценочность
  • реклам­ность
  • ясность
  • чет­кость
  • доступ­ность
  • стан­дарт­ность
  • образ авто­ра
Специфическая лек­си­ка
  • общественно-политическая лек­си­ка
  • соче­та­ние лексико-стилистической осо­бен­но­сти науч­но­го сочи­не­ния и ора­тор­ской речи
  • соче­та­ние непри­нуж­ден­ной живой раз­го­вор­ной речи и чет­кой упо­ря­до­чен­но­сти лите­ра­тур­но­го языка
  • тро­пы
  • эмоционально-экспрессивная лек­си­ка
  • афо­риз­мы
  • чужая речь
Грамматические осо­бен­но­сти Разнообразные виды син­так­си­че­ских кон­струк­ций, сти­ли­сти­че­ские фигу­ры; пре­об­ла­да­ние имен­ных и гла­голь­ных частей речи.

Как написать интересную художественно-публицистическую заметку в газету?

Обучает искусству написания произведений в публицистическом жанре специальный школьный предмет — русский язык. Заметка в газету, однако, не получится увлекательной и интересной у автора, которого самого не волнует освещаемый в статье вопрос. Это и является главным «гвоздём» любого литературного произведения, какого бы объёма оно ни было.

Вторым важнейшим критерием следует признать умение автора донести до читателя свою мысль, свои чувства, свои идеи

Широкий словарный запас, навык пользования образными средствами языка, красивый слог – всё это чрезвычайно важно для каждого, взявшегося за перо ради читателя


Смотреть галерею

Лексические признаки текстов

Языковые особенности публицистического стиля ярко выражаются через лексику. Обозначения: мораль и экономика, этика, культура, научный диалект, психологические переживания и прочее. Основные особенности и примеры.

  • Текст имеет готовые социальные стандарты. Они в значительной степени отражают временной период. Актуальные примеры: «инъекция лжи», «финансовая элита», «деревянный рубль» и так далее.
  • Между автором и читателями возникает такое взаимоотношение, которое напоминает связь между актером и аудиторией. Это еще одна характеристика стиля. Здесь лексика даже приобретает «сценические» оттенки. Так, говорят: «борьба за кулисами», «развернулась драма», «знаменитый трюк» и тому подобное.
  • Нередко можно услышать эмоционально-оценочные суждения, но не индивидуального, а социального плана. Среди них встречаются слова носящие одобрительную (сердобольность, процветание) и негативную (обывательский, расизм) оценку.
  • Отдельное место отдано пластам торжественного, риторического и гражданско-патетического характера (самопожертвование). А старославянизмы, вставленные в текст, придают ему страстный и слегка пафосный оттенок (держава).
  • В переносном значении используется военная терминология (мобилизация резервов).
  • Пример оценочного инструмента — архаизмы (лекари, барыши).

Обзор стилей речи, как определить стиль текста

Научный — применяется для написания диссертаций, монографий, статей и пр. Текст научного стиля легко определить. Для него характерно:

  • наличие множества незнакомой терминологии;
  • громоздких предложений;
  • объемных абзацев (на пол страницы);
  • применение массы существительных и совсем немного глаголов;
  • безличность, т. е. вместо «я» — «мы».

Деловой стиль текста и официальный стиль текста совмещен в один — официально-деловой. И не зря, ведь они очень близки. Сотрудники коммерческих и государственных учреждений знают об этом не понаслышке. Все официальные документы, начиная с законов и заканчивая деловыми записками, пишутся в этом стиле.

Это язык отчетов, инструкций, накладных и т. д. Он характеризуется: отглагольными существительными, прямым порядком слов, длинными предложениями, жесткой логикой, широким использованием языковых клише и штампов, предельной точностью в изложении информации в ущерб удобства восприятия и легкости чтения.

Публицистический — встречается в журналах, газетах, статьях в общественных блогах, новостных сайтах и других СМИ. Его особенность — твердая нацеленность на результат: подача информации, которая будет воздействовать на мировоззрение большого числа людей и влиять на их отношение к общественным делам и проблемам.

Текст публицистического стиля часто состоит из отвлеченных слов и понятий, имеющих большое политическое, нравственное или общественное значение. Например, такие слова и фразы как прогресс, свобода слова, патриотизм, развитие и мн. др. Также ему свойственны: образность, логичная подача информации, призывы к действию, оценки и насыщенность эмоциями.

Художественный — богат на экспрессивно-эмоциональную лексику. Опознать  художественный стиль текста просто: множество метафор и сравнений, наличие оттеночных слов (жаргонных, устаревших, ругательных), необычная авторская позиция, легкие для восприятия предложения.

Разговорный — встречается в повседневном живом общении. При желании автора установить более тесный контакт со своими читателями, этот стиль используется в письменной речи. Он часто встречается в продающих текстах, заметках соцсетей, личных заметках в блоге и др.

Текст разговорного стиля отличается ярко выраженной экспрессией, красочностью, живой речью, высокой субъективностью и оценочностью, неполными предложениями, разговорными и просторечными словами и оборотами, повторами. А иногда даже ненормативной лексикой.

Формы выражения жанров

Особенность сегодняшнего дня заключается в том, как смешиваются жанры публицистического стиля. На их основе возникают гибридные виды. Характеристика изложения и сочетание стандартных и оригинальных средств языка, зависят от поставленной задачи. В разных обстоятельствах их решения отличаются. Виды смешанного жанра и примеры применения:

  • заметку и репортаж как разновидность информационного жанра;
  • статью, как аналитического жанра;
  • эссе или очерк, как форму художественно-публицистического.

Заметка является разновидностью информирования о происходящем в научно- или общественно-политическом, культурном и других сферах жизни. Газеты содержат их всегда

Сообщение представляет собой маленькое изложение важной новости без подробностей. Нередко, в хронике газет нет даже заголовка, но рассказывается о событии, с использованием широкого диапазона средств языка в зависимости от заданной тематики

Репортаж

В число ведущих публицистических стилей входит репортаж. Отличительные черты:

  • объективность;
  • точность отображения происходящего;
  • яркость и эмоциональность высказываний.

Репортаж относится к динамичным жанрам. В нем соединяются примечательные эпизоды и используются многообразные стилистические выражения. Информация подается с элементами анализа и авторской оценки.

Статьи

Еще одним публицистическим жанром считают статьи, которые публикуют газеты, журналы, сайты. Их цель заключается в анализе насущных проблем. Но в отличие от СМИ, здесь информация обращена только к кругу читателей, заинтересованных в конкретной проблеме. Структура статьи:

  • начальный тезис;
  • обоснование;
  • описание эпизодов, цитаты и рассуждения автора;
  • заключение.

Использование лексики и стилистической окраски зависит от того, какая сфера затрагивается, и какой тип изложения выбирается.

Публицистическое эссе

На статью похоже публицистическое эссе — этюд, включающий рассуждения, которые раскрывают проблемы в свободной естественной форме. Его рассматривают и в виде очерка. Присутствуют яркие иллюстрации, служащие поводом для размышлений. Кроме того, изложение подается через авторское восприятие. А значит, от писателя зависит судьба эссе: от убеждений, анализа, знаний, сопереживания и способности воплощать это в речи.

Публицистика является главным рычагом возникновения и дальнейшего распространения неологизмов в языке. Она влияет на развитие живого языка

Поэтому важно, чтобы стиль изучался досконально. Небрежное и неточное влияние приводит к серьезным отрицательным последствиям при тиражировании, когда люди воспринимают речевую ошибку за норму.

Основные черты

Основы публицистики – это осмысление отдельных фактов социальной жизни как представление общественно значимых явлений. То есть, если хочется рассказать о бюрократии, то нужно не абстрактно рассуждать, а начать с частного случая, после все обобщить.

В публицистике журналистика тесно сливается с литературой: фактическое, актуальное содержание принимает художественную форму, что выражается в языке, средствах выразительности. Также имеет большое значение впечатление автора и его осмысление факта.

Главные функции публицистики – экспрессивная (воздействующая) и информативная.

Элементы аналитики

Публицистика, как и любой другой жанр, имеющий отношение к журналистике, содержит в себе элементы аналитики. Ведь каждый человек, который что-либо пишет, прежде всего рассуждает. А этот процесс невозможен без анализа того или иного явления.

У многих возникает вопрос о том, как написать сочинение-рассуждение. На самом деле всё просто. Во-первых, нужно определить проблему. Во-вторых, проанализировать её, оценить, каким образом её можно решить. После этого сделать соответствующие обобщения и выводы.

Перед тем как написать сочинение-рассуждение, надо усвоить, что все мысли необходимо излагать последовательно и логично. Также желательно использовать общенаучную терминологию, если это уместно по отношению к той или иной теме.

Выразительность

Продолжая тему эмоциональности, хотелось бы отметить, что в публицистических произведениях часто встречаются пословицы, цитаты, фразеологизмы, сатира и даже анекдоты. Всё это помогает сделать слог более живым. Намного приятнее читать (или слушать) подобные строчки, чем текст, написанный сухим языком.

Этим и примечателен публицистический стиль. Примеры, кстати, – прямое тому доказательство. В тех же политических газетах можно встретить такие иронические выражения, как «инфляция совести», «паразит на теле общества», «баланс экономических сил» и т. д. Однако не стоит увлекаться – всего должно быть в меру. Это также нужно чувствовать, чтобы не перенасыщать текст эмоциональными выражениями. Ведь главное – это информативность

Сочинение в публицистическом стиле должно оповестить читателя о том или ином событии, рассказать ему нечто важное

Сочинение на публицистическую тему 8 класс

Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени. Память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках также, а может даже более священна, чем память о выдающихся деятелях прошлого. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — говорил Г. Гейне. И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов. Все в мире покроется пылью забвения, Лишь двое не знают ни смерти, ни тления: Лишь дело героя да речь мудреца Проходят столетья не зная конца. Фирдоуси Мы должны беречь и почитать память об умерших, потому что, как сказал В. А. Сухомлинский, у кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. И он был прав. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она передает нашу любовь, память. Она символизирует продолжение жизни человека в наших сердцах. Так же как забытые могилы — наше равнодушие. Сколько более или менее высоких, но одинаково важных дел совершили живущие до нас. Выдающиеся герои великих исторических войн, участники переломных моментов истории — наши деды и прадеды. Их время было временем сражений. Они боролись за наше счастье, за то, чтобы мы сейчас получили возможность жить в мире и спокойствии. Сейчас, к сожалению, об этом забывают. А ведь люди посвятили борьбе всю свою жизнь, некоторые погибли за светлые идеалы. У нас в семье из поколения в поколение передаются рассказы о Великой Отечественной войне, в которой участвовали наши деды (прадеды), бережно передаются записи, сделанные их рукой, их впечатления от тех событиях. И что бы сейчас ни говорили по поводу того, имела смысл или нет та война, правы были мы или нет, — для меня не существует такого вопроса. Меня возмущают люди, которые, не будучи сами живыми свидетелями происходящего в те дни, берутся осуждать и переделывать историю. Я считаю, что это были великие дни, а наши предки были великими людьми. И в укор подобным горе-критикам необходимо сохранить светлую память о них и передать будущим поколениям. Но неповторима и интересна судьба не только тех людей, которые ушли, которые участвовали в великих событиях прошлого. Нашего внимания и участия требуют и те, кто живут сейчас — нынешние старики и старушки. Они чувствуют, что их время уходит и более всего нуждаются в подтверждении того, что память о них сохранится в сердцах детей и внуков. Потому стоит иногда отложить все свои занятия, сесть рядом и попросить рассказать что-нибудь о себе. Уверена, вы не пожалеете о времени, потраченном на то, чтобы их послушать

Минуты внимания с вашей стороны продлят жизнь этих людей, а вы услышите много интересного и поучительного, важного для вашего духовного развития

Синтаксические признаки текстов

Особенностью раздела является яркое выражение воздействующей функции. Из разных форм выбираются конструкции, обладающие потенциалом влияния. Они берутся не из научно-популярной, а из разговорной речи. В то же время обеспечивается доступная структура для массового восприятия. К ним относят следующие признаки и примеры:

  • Специфические предложения текста и повторяющиеся или короткие и отрывистые, иллюстрирующие общую картину происходящего.
  • Вопросы риторического характера: Хотят ли русские войны?
  • Умолчание выражается многоточием, намекая на невысказанность: Хотели, как лучше…
  • В вопросно-ответном приеме, автор сначала задает вопросы, а затем сам отвечает. Благодаря этому, у читателя газет растет интерес к теме: Как относятся к переселенцам? Считают, что они поглощают основные части средств — пособий.
  • Предложения, в которых изменен порядок применения начала и конца: Исключение составлял научный блог, вместо: Научный блог составлял исключение.
  • Восклицательные типы: Вперед, на голосование!
  • Заголовки текста рекламного содержания: Лютый февраль — такое жаркое время для распродажи.

Заголовкам присуще отражать текст через эпитеты и метафоры. Благодаря этому, в сжатом виде раскрывается противоречивость того или иного явления.

Слайд 114. Синтаксические особенности: А) употребление простых предложений, осложнённых однородными, обособленными членами,

вводными конструкциями, обращениями: …основана и моя собственная деятельность, и мой призыв…; зримо, неопровержимо для всех; Рождаясь, насилие действует открыто; Вот почему я думаю, друзья,…;Б) использование назывных предложений, обозначающих тему сообщения: Ложь… это понятие средни насилию, ибо ложь и насилие не способны жить врозь…В) употребление неполных предложений: Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня;Г) активность параллельных синтаксических конструкций:…насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием;Д) вопросно-ответное построение речи: скажут нам: что же литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно…;

Критерии отбора новостей

В первую очередь публицистический стиль ассоциируется с журналистикой и СМИ. Особое место в масс-медиа занимают новостные заметки: они пользуются спросом и привлекают основной процент трафика

Поэтому предлагаю уделить внимание одному очень интересному моменту: каким образом создается новостное сообщение и по каким критериям «отбирают» новости?

Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:

  1. Актуальность. Новость должна соответствовать запросам и интересам аудитории. Жителям Киева не особо полезна информация о строительстве новой дороги в городке Мироновка.
  2. Своевременность. Информация о событии должна быть свежей и появиться во время, никто не будет читать о результатах голосования спустя две недели после выборов.
  3. Ясность и однозначность. Простые, понятные новости более доступны для широкой публики и вызывают больший интерес.
  4. Предсказуемость. У значимых событий обычно есть конкретные даты проведения (например, день выборов, начало Олимпийских игр, дата проведения чемпионата по футболу). Поэтому с приближением такого события повышается интерес общественности, и новость приобретает большую ценность.
  5. Неожиданность. С другой стороны, непредсказуемые события и явления (природные катаклизмы, катастрофы или преступления) также вызывают интерес у общественности.
  6. Значение и масштаб события. Война, выборы, протесты, спортивные игры и другие важные события требуют длительного и детального освещения в прессе.
  7. Композиция. Иногда для того, чтобы разбавить, к примеру, негативность информационного потока, редактор отбирает новостные сообщения противоположного характера: забавные случаи, любовь, романтика, спасение, животные, приключения, риск и т.д.
  8. Знаменитости. Новостные заметки с участием политиков, артистов, спортсменов в силу своего статуса и узнаваемости чаще публикуются в СМИ и вызывают к себе повышенной интерес.
  9. Страны, занимающие ведущее положение в мировой экономике и политике. Забастовка, стихийное бедствие или авиакатастрофа в развитой стране тут же попадет в масс-медиа, а вот про недостаток питьевой воды в Эфиопии можно и попозже написать.
  10. Негативность. «Плохие» новости пользуются большей популярностью.
  • А. А. Тертычный «Жанры периодической печати: учебное пособие»;
  • Media ethics owl.purdue.edu
  • Robert M. Knight «Journalistic Writing: Building the Skills, Honing the Craft»

Заметка в газету. Пример

Вчера Вася Иванов возвращался из школы. Шел сильный дождь, и прохожих не было видно. Вдруг он услышал отчаянный крик о помощи. Возле дерева стояла маленькая девочка, вся промокшая. Она звала котенка, который не мог спуститься вниз. Вася, не раздумывая, полез на дерево и спас котенка. Потом он проводил девочку домой, где ее ждали безутешные родители. Они уже обратились в полицию и обзванивали больницы. Васю приняли как героя. Может, кому-то этот поступок покажется незначительным, но так не скажут родители Лены Петровой. Они искали дочь по всему району, не зная, что она поехала на другой конец города, чтобы купить котенка на Птичьем рынке. Несомненно, Вася совершил геройский поступок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: