Резьба по дереву механическим способом

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см. Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Подготовка заготовки из дерева

Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.

Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.

Подготовка поля

Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».

Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.

Создание эскиза узора

Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.

В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.

Что нужно для работы

И не только потому, что оно трудоемкое и требует времени и физических усилий. Скульптор должен уметь видеть будущее произведение искусства в куске дерева. Как он это делает? Один из гениев Возрождения Микеланджело Буанаротти (1475-1564 гг.) сказал, что он просто берет материал и отсекает от него все лишнее.

Чтобы поступить так, одного воображение будет недостаточно. Нужны инструменты для резьбы по дереву, при помощи которых, собственно, и делается скульптурная резьба. Что же входит в арсенал мастера-резчика? Это:

  • топорик для обтесывания заготовок;

Разнообразная форма режущей части нужна для обработки выемок разной глубины и формы, а также при обработке поверхностей.

Начинающему мастеру можно приобрести готовые наборы инструментов для работы. По мере осваивания искусства резьбы по дереву он будет приспосабливать их под себя, оставляя лишнее и добирая недостающие. Некоторые специалисты делают инструмент сами, переделывая имеющиеся фабричные исходники или же заказывая у слесарей-инструментальщиков специальные резцы особой формы.

Для фиксации заготовок нужны тиски столярные из дерева и струбцины. Кроме того, понадобятся набор наждачной бумаги и средства для правки и заточки рабочего инструмента. Если процесс создания деревянной скульптуры потребует специальной обработки поверхности, тогда будут нужны мягкие салфетки и материя для втирания воска и составов для придания материалу определенного цвета.

Правила безопасности резчика по дереву

Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).
При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей

Это обезопасит и ускорит процесс работы.
Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.
При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.
Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).
Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.
Следует загромождать рабочее место посторонними предметами.
Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).
Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.
Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).
При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения).
Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения.
Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним.
Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления.

И немного о пожароопасности. Сухая стружка легко воспламеняется, поэтому лучше проследить, чтобы в процессе работы не было ее контакта с нагревательными приборами. Древесина начинает обугливаться при 214-216 °С, а при повышении температуры происходит ее возгорание. При попадании на стружку прямого огня она моментально вспыхивает.

Также нужно быть внимательным при изготовлении восковой мастики. Разогревать ее лучше на электроплитке, а не на открытом огне. Что касается нитролаков, то пользоваться ими следует только в хорошо проветриваемом помещении (лучше всего это делать на балконе).

В рабочем помещении обязательно должна быть аптечка. Те, кто уже давно занимаются резьбой и имеют мастерскую или стол-верстак, могут подтвердить правоту написанного, а возможно даже дополнить вышеизложенное.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

  • https://vplate.ru/rezba-po-derevu/geometricheskaya/
  • https://rubankom.com/predmety/promysly/309-geometricheskaya-rezba-po-derevu
  • http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhih
  • https://lesoteka.com/obrabotka/geometricheskaya-rezba-po-derevu
  • https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
  • https://masteridelo.ru/remeslo/derevo/rezba/derevo-dlya-rezby-po-derevu-osobennosti-materialov-i-kakie-porody-drevesiny-luchshe-vybrat.html
  • https://Proekt-sam.ru/rezba/geometricheskaya-rezba-po-derevu.html
  • https://WoodShpala.ru/oborudovanie/geometricheskaya-rezba-po-derevu-razdelochnye-doski.html
  • https://domsdelat.ru/plotnikam/geometricheskaya-rezba-po-derevu-dlya-nachinayushhix-eskizy-uzory.html
  • https://www.vseinstrumenti.ru/ruchnoy_instrument/stolyarno-slesarnyi/instrumenty_dlya_rezby_po_derevu/
  • https://DrevoGid.com/instrumenty/dlya-rezby.html
  • http://wood-petr.ru/dekorativnaya-rezba/tekhnika-bezopasnosti-pri-rezbe-po-derevu.php

Скульптурная и прорезная резьба

Объемная или скульптурная резьба до того, как перешла в домовую резьбу, использовалась для украшения носовой части кораблей. Затем объемные объекты перешли на крыши домов, когда мастера стали декорировать коньки крыш.

Результатом скульптурной резьбы является объемное изображение, которое полностью или частично отделено от фона. Рисунками, которые применялись при скульптурной резьбе, поначалу были птицы или животные, мифологические персонажи.

Статуэтка выполненная скульптурной резьбой

Затем, когда на Русь пришло христианство, из дерева изображали святых, которых ярко раскрашивали и украшали ими храмы. В то время большой популярностью по всей Руси пользовались деревянные игрушки. Мастера из Загорска и села Богородское получили широкую известность благодаря своим шедеврам из дерева.

В своих поделках они воплощали юмор, шутку и сатиру. А зодчие Костромской, Нижегородской и Ярославской губерний на дереве изображали птиц, которые были символами доброго начала. Скульптурная резьба представляет собой выточенный объект, здесь присутствует и узорная обработка поверхности изделия, которая имитирует оперение птиц или шерсть животных. Данный вид резьбы применялся и применяется для украшения мебели и предметов интерьера.

Объемные скульптуры, такие как лапы животных или мифологические птицы, украшают подлокотники кресел, резные ножки столов и стульев, элементы перил и балясин на лестницах и балконах. Прорезная резьба выглядит как орнамент или узоры, которые не имеют фон. Ее еще называют ажурной, поскольку она похожа на кружева. Ажурная домовая резьба может быть выполнена в двух стилях:

  • плоскорельефная — рисунки имеют плоскую поверхность;
  • рельефная — выпуклые узоры.

Прорезная резьба широко применялась как в украшении жилищ с внешней стороны, так и для декорирования различной мебели. Так, ажурные узоры были своего рода оберегом на наличниках окон и над дверями, они украшали карнизы на крылечках и перила на лестницах, декорировали фронтоны домов, поражая своей красотой.


Узор выполненный плоскорельефной резьбой

Особенным мастерством в изготовлении деревянных кружев отличались зодчие с русского севера, которые научились высшей степени ремесла.

Чтобы сделать ажурные узоры, мастерам приходилось убирать фон с помощью долота или пилы. Сейчас этот процесс стал намного проще, поскольку специалисты по дереву используют электрический лобзик. При серийном производстве мебели удаление ненужного фона происходит механическим способом при помощи специального оборудования.

Основы геометрической резьбы по дереву

Трехгранно-выемчатая резьба получила свое название в результате того, что практически все элементы рисунка формируются благодаря трехгранным выемкам. Обычные геометрические фигуры, переплетаясь между собой, формируют полноценный узор.

Для обучения резьбы по дереву с элементами геометрической резьбы нужно освоить технику вырезания простых элементов из дерева, постепенно переходя к более сложным узорам и комбинациям прямых и плавных линий.

Сложная геометрическая резьба по дереву начинается с того момента, когда нужно осваивать комплекс из простых в плане выполнения элементов. Здесь нужна точность распределения каждой части детали.

Справиться с таким оформлением начинающий мастер точно не сможет, но если тренироваться, то с опытом можно достичь высокого уровня мастерства.

Основные узоры

Трехгранно-выемчатая резьба по дереву может быть представлена комбинаций из любых геометрических фигур или линий. Основными элементами являются такие выемки:

  • двухгранная клинорезная (сегмент, сектор, клин);
  • трехгранная клинорезная (треугольники);
  • четырехгранная (ромб, квадрат, прямоугольник);
  • криволинейная (скобка, спираль, круг).

Каждая выемка характеризуется своими параметрами. В частности, имеет свою конфигурацию, глубину и ширину, угол наклона относительно основы.

Путем комбинирования и сочетания выемок с равным интервалом (рапортом) построения создаются более сложные узоры в виде геометрических фигур.

Формирование эскиза

Архитектурные элементы, на которых будет располагаться декоративная резьба, тщательно измеряются. Допустимо создавать проект дома с соблюдением пропорций и масштаба. Закупка древесины осуществляется после: желательно приобретать полностью высушенные материалы непосредственно со склада. Видимых дефектов на дереве быть не должно. Накладные элементы выполняются из доски толщиной 2,5 сантиметра.

Готовые шаблоны для «художества» предлагаются в специализированной литературе, что облегчает работу столяров, не обладающих художественными навыками. Схемы и фото домовой резьбы по дереву легко переносятся на бумагу в необходимых масштабах. Эскизы также разрабатываются в разных графических программах; вручную они рисуются карандашом либо специальным пером на разлинованной бумаге в полном размере.

Контуры готового рисунка переносятся на плотный картон с целью вырезания трафарета. На заготовку из древесины шаблон переносится простым карандашом. Сложный орнамент перерисовывается несколько раз с постепенным сдвигом трафарета. К резьбе по древесине приступают после нанесения рисунка.

Пропильная резьба

Это один из способов резьбы, когда с полотна полностью удаляется фон. Он имеет и другие названия: прорезная или сквозная резьба по дереву.

Этот термин точно описывает процесс обработки дерева. Здесь прекрасно сочетается геометрическая резьба и рельеф. Это один из древнейших приемов, он требует определенного мастерства и сноровки, как, например, ажурная сквозная резьба. Техника здесь следующая: заготовку закрепляют, расчерчивают, наносят основной рисунок и просверливают отверстия для пилы. По контуру производят опиловку и последующую подготовку материала для работы: снятие фаски стамеской и зачистку заготовки шкуркой. Создается эффект воздушности, легкости, невесомости. Работа настолько тонкая и изящная, что иногда трудно поверить в то, что использовалась древесина.

Резьба по дереву на Руси и в России

На Руси резьба по дереву называлась резным делом.

Огромное значение деревянное зодчество имело на Руси. Русские мастера украшали узорами деревянные дома и предметы быта, отражая свои наблюдения за природой и людьми и превращая совершенно обычные в настоящие произведения искусство

Чтобы понять, насколько важной частью русской культуры была резьба по дереву, стоит заглянуть в XIX век, когда домовая резьба ни много ни мало выделилась в отдельное направление народного творчества, или обратить внимание на результаты современных археологических раскопок. Достаточно даже просто заглянуть в сказки, чтобы найти там описание искусно украшенных деревянными орнаментами ставень или тщательно вырезанных из дерева игрушек

Русское крестьянское жилище было одновременно практичным и удивительно красивым. Различные детали имели как утилитарное, так и обереговое значение. Например, сплошная резьба на наличниках и фронтонах дома дополнительно играла практическую роль, предохраняя древесину от гниения.

Помимо домовой резьбы существовала резьба скульптурная, распространенная в северных губерниях. Мастера создавали объемные изображения зверей и птицах, делая их частью архитектуры дома.

Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок или деревянных картин, детально проработанных, выпиленных из куска цельного дерева и покрытых лаком. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони.

В XV-XVI веке на Руси зародилась народная резная игрушка.

При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.

Искусство резьбы по дереву никуда не исчезло и в наши дни. Деревянная резная мебель и узорчатые панели высоко ценятся во всем мире за их уникальность и неповторимость. Современные мастера создают удивительные произведения, отталкиваясь от традиционных методов и изобретая новые техники.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства и один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, а также искусства в целом — это старинный народный промысел

Скульптурная резьба

      Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них — лесная (парковая) резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.

      Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба (богородская игрушка). Она получила своё название от села Богородское, где ещё с XV века занимались резьбой по дереву. В богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика (рис. 14).

Рис. 14. Богородская игрушка

        Ещё один вид скульптурной резьбы – миниатюра – это небольшие декоративные скульптуры.

  

Знакомимся с профессиями

Резчик по дереву — специалист, который изготовляет изделия из древесины с художественной резьбой на предприятиях народных художественных промыслов, выпускающих подарочные изделия, сувениры, декоративные панно, игрушки и др., и на предприятиях, занимающихся реставрацией памятников культуры. Резчик по дереву должен знать свойства различных пород древесины, основы рисования и черчения, владеть приёмами резьбы всех видов, обладать эстетическим вкусом, пространственным мышлением, точностью движений, создавая высокохудожественные произведения.

Практическая работа   «Художественная резьба по дереву»

  1. Получите у учителя задание по художественной резьбе с указанием вида резьбы: пропильная, геометрическая, плоскорельефная и т. д.
  2. Выберите или, если нет готовой, обработайте заготовку для художественной резьбы.
  3. Подготовьте рабочее место и инструменты для резьбы по дереву.
  4. Выполните резьбу по дереву.
  5. Проверьте качество готового изделия.

        Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить его в портфолио (см. пример в Приложении).

       Если вы хотите выполнить творческий проект, используя элементы художественной резьбы, поищите в Интернете или печатных изданиях и выберите понравившееся изделие с резьбой. Если изделие сложное, внесите в него необходимые изменения и разработайте сами его рабочий эскиз.

Новые слова и понятия

Ажурная резьба; плосковыемчатая резьба; геометрическая резьба; рельефная резьба; скульптурная резьба; резчик по дереву.

Проверяем свои знания

  1. По каким критериям следует выбирать заготовку для резьбы по дереву?
  2. Чем отличается ажурная пропильная резьба от плосковыемчатой?
  3. Чем характерна плоскорельефная резьба с выбранным фоном?
  4. Какова особенность богородской резьбы?

Резьбы по дереву в стиле татьянка. Характеристики рабочего места

Художественная обработка дерева осуществляется при постоянном соблюдении требований к рабочему месту. Резчику в стиле «Татьянка» необходима любая плоскость из дерева с ровной поверхностью: верстак, табуретка, стол или подоконник. Наилучшим образом подходят стол или верстак, поскольку они имеют тяжелый вес и деревянную столешницу.

Подходит и полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертежную доску 20×20 см и больше. Это позволит уберечь инструмент от поломок, если он случайно сорвется и воткнется в столешницу. Учебная доска не закрепляется во время работы, которую осуществляют без упора. Если заготовка из липы, то она является достаточно мягкой, поэтому может упереться во что-либо твердое. После этого на поверхности будут образованы вмятины.

Чертеж обустройства рабочего места для резьбы по дереву

Освещение должно быть естественным или с широким спектром, поскольку весь процесс работы является кропотливым и требует повышенной аккуратности. Хорошо, если стол с лампой будет стоять возле окна. Свет не должен отсвечивать в глаза от доски. Поскольку сделанные карандашом эскизы будут стираться по мере выполнения работы («исчезающий рисунок»), в итоге должно остаться чистое дерево, которое не имеет цветовой контрастности. Неровный рельеф отбрасывает тени, которые становятся четко различимыми.

Подсыхающую в процессе работы учебную доску требуется периодически увлажнять, чтобы поддерживать ее в рабочем состоянии. Влажность должна составлять около 12-15%. Доску можно увлажнять заранее, промачивая торцы.

Рабочее место для резьбы

Для каждой доски характерны свои параметры, поэтому сделать анализ результатов увлажнения можно только опытным путем, что позволит рассчитать периодичность увлажнения доски.

Скульптурная резьба

Наряду с плоскорельефной и высокорельефной резьбой (домовой, корабельной) большое распространение получила резьба объемная, скульптурная. Мастера вырезали ложки с фигурными резными ручками, чашки, ковши. По краю чашек проходили резные пояски. Округлые, плавных очертаний ковши украшались резными, объемными головками коней или птиц. Ковш для воды имел в виде завершений утиные головку и хвостик и назывался ковш-утица (рис. 10).

Рис. 10. Деревянный ковш-утица. XIX в.

В старину вырезались мастерами-резчиками, обыкновенно из целой деревянной кододы, ульи в виде человеческих или звериных фигур (рис. 11). С XVII в. известны деревянные скульптурки-игрушки, которые продавались, например, у стен Троице-Сергиевского монастыря (г. Загорск). Как известно по документам, их покупали там для Петра I, когда он был ребенком. По-видимому, производство резных деревянных игрушек было широко распространено в том районе. Отсюда берут начало современные производства: Богородская фабрика художественной резьбы по дереву и Загорская фабрика игрушки.

Рис. 11. Улей в виде фигуры медведя. Начало XIX в.

Богородская игрушка известна всему миру. Это небольшие скульптурные фигурки людей животных, птиц, вырезаемые из липовой чурочки, так называемого «трехгранника», т. е. из четвертинки расколотого вдоль на четыре части липового полена. Фигурки укреплены на подставочках по две, по три и нередко составляют вместе какую-либо забавную сценку. С помощью нехитрого устройства — пружинки, скрытой в подставке, подвесного груза-баланса или раздвижных планок фигуркам сообщается движение. Постоянным и любимым героем богородских игрушек является на все готовый и вcе умеющий Мишка-медвежонок. Он и на велосипеде ездит, и на музыкальных инструментах играет, учит детей, занимается строительством, сажает деревья, продает лотерейные билеты и даже летает в космос. Например, большую известность приобрела в свое время игрушка на пружинке «Медведь фотографирует луну». В ней при нажимании на кнопку и сжатии пружинки в подставке лунный серп поворачивался на 180°, и Мишка вскидывал к морде лапу с фотоаппаратом. Большой популярностью пользуются также богородские скульптурные композиции без динамики, например по мотивам сказки «Вершки и корешки» (рис. 12). Богородские резчики мастерски вырезают коней. Хорошо известны такие богородские скульптурные композиции, как «Чапаевская тачанка» или «Генерал Топтыгин», в основе которых тройки лихих богородских скакунов с крутыми шеями и развевающимися гривами. Особенностью богородской резьбы является узорная разделка поверхности изделий, благодаря которой имитируются шкура зверя, оперенье птицы, грива коня, трава на подставке.

Рис. 12. Богородская игрушка ‘Вершки и корешки’. Скульптурная резьба

Богородская скульптура, насчитывающая несколько столетий своего существования, в принципе уникальна. Подражать ей или пытаться ее имитировать не следует. Но знание ее, знакомство с ее приемами обогащает воображение и много дает резчику для совершенствования мастерства.

Скульптурная резьба от древности к современности

Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.

Старинные славянские игрушки

Из дерева изготавливали скульптуры богов, которые сверху могли быть облицованы бронзовыми пластинами. За такими статуями и статуэтками немало ухаживали – натирали их арома-маслами и воском. Деревянная скульптура поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая.

В Средние века дерево было главным материалом кораблестроительства, резная скульптура становилась украшением носа корабля. В 18 веке главной носовой скульптурой был лев, стоящий на задних лапах. Другие части судна тоже украшались: вензеля, гербы, цветы. В творчестве русских мастеров особенно прослеживается развитие направления в северных регионах, где большинство мужчин умели (да еще как!) обрабатывать дерево.

И сегодня скульптуры из дерева – не «привет из прошлого», а направление, стилистика которого впечатляет размахом. Японские и африканские скульптуры, ар-деко, кантри: все это становится источником вдохновения для мастеров, которые могут выбрать узкую направленность деятельности.

Основные особенности приема

Само слово происходит от латинского «arbour», что означает «дерево».

Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры. При этом они должны выращиваться таким образом, чтобы по мере развития из них получались необходимые скульптуры. Некоторые считают, что арбоскульптура представляет собой подвид искусства бонсай или топиарного искусства.

На самом деле все обстоит иначе, бонсай создается путем обрезания и выравнивания листьев и ветвей. Арбоскульптура, наоборот, является результатом действий со стволами. При этом в искусстве бонсай все делается для того, чтобы растения были максимально похожи на настоящие деревья. В арбоскульптуре же, наоборот, в результате должно получиться что-то совершенно невероятное и изумляющее зрителей.

Технология выполнения геометрической резьбы

Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание (рис. 45).

Рис. 45. Последовательность выполнения узора «звёздочки» а — разметка квадратов: 6 — разметка лучей; в — вырезание орнамента

Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом — косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе (рис. 46) и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак держат не вертикально, а с небольшим наклоном к поверхности. Резать необходимо с одного раза, тогда резьба получится качественной. При повторных движениях могут появиться неровности и возможно повреждение рисунка резаком.

Рис. 46. Положение инструмента при выполнении резьбы: а — одной рукой: 6 — двумя руками

Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания. На рисунке 47 показана технология получения треугольного элемента резьбы.

Рис. 47. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента: а, 6 — надрезание граней; в — подрезание основания

Сначала резак погружают в поверхность в вершине треугольника и надрезают одну из граней (рис. 47, а), затем надрезают вторую грань (рис. 47, б). После этого подрезают основание треугольного элемента (рис. 47, в) и извлекают его из поверхности.

По возможности грани стараются прорезать по направлению расположения древесных волокон. Далее прорезают грани, идущие поперёк волокон древесины. Если лезвие должно прорезать древесину под углом к волокнам, то заготовку переворачивают таким образом, чтобы нож входил в древесину вдоль волокон под острым углом. Когда лезвие ножа располагается со стороны извлекаемой части заготовки, а не со стороны обрабатываемой грани, грани получаются более гладкими и качественными.

Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют ещё ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобку или ноготь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Росспектр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: