Как впасть в нирвану?
Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.
Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.
Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, медитация, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:
Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление
Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь
По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.
Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания
Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.
Значение буддизма в мире
Буддизм — это обращение ко всем людям независимо от расы, национальности, касты, сексуальности или пола. Он преподает практические методы, которые позволяют людям осознать и использовать его учения, чтобы перенести свой опыт в жизнь. Именно поэтому буддизм привлекает множество людей, а это не много не мало 7% всего населения мира.
Китай является страной с наибольшим населением буддистов, примерно 244 млн человек, или 18,2% от всего населения. Большая часть остальных буддистов мира проживает в Восточной и Южной Азии, в том числе 13% — в Таиланде (где 93% населения — буддисты) и 9% — в Японии (35% — буддисты). Только около 1,4% буддистов мира живут в странах за пределами Азии.
Сегодня во всем мире существует множество форм буддизма. В одном их точки совпадают в другом, учения имеют много различий. Хотя традиционный буддизм — это совокупность тысяч верований, традиций и практик, но выделяют три основные школы — это Ваджраяна, Теревада и Махаяна.
Флаг буддизма
Буддисты по всей Азии празднуют день рождения Будды, отмечая его национальными праздниками, фестивалями и событиями в буддийских храмах. Размахивая буддийским флагом, символизирующим лучи света, сиявшие вокруг Будды после того, как он стал просвещенным, они показывают радость под укрытием мудрости Будды.
Буддизм помогает осознать истинное значение человека в мире
О Майтрейе в трудах Е.П. Блаватской
Калки Аватар на белом коне. Индийский барельеф
В буддизме Майтрейя – Пятый Будда, в индуизме – Калки Аватар, воплощение Бога Вишну. В «Тайной Доктрине» говорится о том, что «Майтрейа есть сокровенное имя Пятого Будды и Калки Аватара браминов, последнего Мессии, который придёт при завершении Великого Цикла». «Единственная разница заключается в датировке их появлений. Так, тогда как появление Вишну на белом коне ожидается в конце настоящего периода Кали Юги, «для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты», Майтрейю ожидают раньше», – дополняет Е.П. Блаватская в «Теософском словаре». Как объясняет «Тайная Доктрина», «простой секрет заключается в следующем: имеются циклы внутри более крупных циклов, и все они содержатся в одной Кальпе из 4 320 000 лет. Именно в конце этого цикла ожидают Калки Аватара».
В «Теософском словаре» даётся следующее описание: «Калки Аватар (санскр.) – «Аватар Белого Коня», который будет последним манвантарическим воплощением Вишну, согласно браминам; Майтрейи Будды, согласно Северным буддистам; Сосиоша, последнего героя и Спасителя зороастрийцев, по утверждению парсов; и «Праведного и Истинного» на белом Коне («Откровение», XIX, 2).
При его будущем явлении, или десятом аватаре, небеса разверзнутся, и Он появится «восседающим на молочно-белом коне, с поднятым мечом, сверкающим подобно комете, для окончательного уничтожения нечестивых, обновления «творения» и «восстановления чистоты»… Это свершится в конце Кали Юги, спустя 427 000 лет с этого момента.
Упомянутый конец каждой Юги называется «разрушением мира», так как земля изменяет при этом каждый раз свой внешний вид, затопляя одну систему континентов и поднимая другую».
В «Разоблачённой Изиде» Е.П. Блаватская сообщает, что Мессия является пятой эманацией и в еврейской «Каббале», и в гностической системе, «и в буддийской, где пятый Будда – Майтрейя – появится во время своего последнего прихода, чтобы спасти человечество перед окончательным разрушением мира. Если Вишну представлен в своём грядущем и последнем появлении как десятый аватар, или воплощение, то это только потому, что каждая единица, как андрогин , проявляется вдвое. Буддисты, которые отвергают это двуполое воплощение, насчитывают только пять. Таким образом, в то время как Вишну последний раз приходит в своём десятом воплощении, Будда, как сказано, сделает то же самое в своём пятом воплощении».
Далее автор приводит десять легендарных аватаров Вишну, среди которых седьмое воплощение – Рама-Чандра (примерно 7-е тысячелетие до н.э.), герой древнеиндийского эпоса «Рамаяны», восьмое – Кришна (4-3-е тысячелетие до н.э.), один из наиболее популярных индуистских богов. Десятым, как уже было сказано выше, будет воплощение Вишну в образе Майтрейи.
В «Тайной Доктрине» Майтрейя также упоминается как ученик Парашары. Так, в одном из наиболее древних священных писаний «Вишну Пуране» («Былины о Вишну») Парашара открывает своему ученику Майтрейе тайны мироздания. «Парашара говорит Майтрейе, своему ученику: «Так я объяснил тебе, превосходный Муни, шесть творений… сотворение существ Арваксрота было седьмым и было сотворением человека».
Парашара получил «Вишну Пурану» от своего Учителя Пуластья, одного из семи разумом-рождённых Сынов Брахмы. Брахма – бог творения в индуизме, который наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти (индуистской «Святой Троицы»). Посредством диалогов Парашары и его ученика Майтрейи в «Тайной Доктрине» повествуются основы древней космогонии и их соответствие Сокровенному Учению.
В «Разоблачённой Изиде» сказано о приходе Майтрейи: «Когда придёт Майтрейя-Будда, тогда наш нынешний мир будет разрушен, и новый, лучший мир заменит его. Четыре руки каждого индусского божества являются эмблемами четырех предшествовавших проявлений нашей земли из её невидимого состояния, тогда как голова обозначает пятого и последнего, Калки-Аватара, когда этот мир будет разрушен и сила Будх– Мудрости (у индусов – Брахмы) будет опять призвана проявить себя в качестве Логоса – чтобы сотворить будущий мир».
Что такое нирвана?
Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.
нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей
Всем знакома фраза «впасть в нирвану». Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.
В учении Будды нирваной называется верховное счастье, но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.
Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.
В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре. Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.
Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это покой души, где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.
В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий
Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания. Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.
Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.
Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.
Что значит буддизм: религию или философию?
Многие признают буддизм организованной религией, другие скорее «образом жизни» или «духовной традицией». В буддизме существует множество философий и толкований, которые каждый понимает по своему. Поскольку буддизм не включает в себя идею поклонения богу-творцу, некоторые люди не считают его религией в нормальном, западном смысле.
Буддизм как философия, где есть место рациональному исследованию истин и принципов бытия, где Будда описывает их не как божественные законы, а как практические ориентиры. Самый главный акцент буддизма — это то, как вы практикуете, а не то, что вы знаете. Приверженцы буддизма ориентируются на достижение просвещения — состояния внутреннего мира и мудрости. Когда они достигают этого духовного состояния, они, испытывают нирвану — как истинное счастье для человека.
Но, тем не менее Буддизм до сих пор считается религией большинством общественности. Частью буддийского учения являются «религиозные» аспекты, включая дискуссии Будды о загробной жизни и различных сферах существования. Будда также обращается к различным вопросам, которые иногда можно рассматривать как схожие с религиозными. Например, почему существует так много различий между людьми? И почему мир так несправедлив?
Закон кармы как «несправедливость жизни» также затрагивается в таком аспекте буддизма. Буддизм, по сути, служит такой же цели большинству людей в мире, как другие религии, к примеру христианство. Исследователи буддизма, разделены на два лагеря, относительно определения буддизма, но тем не менее главная цель и задачи другие. Считаете ли вы религией или философией, буддизм остаётся учением и образом жизни для многих.
Как сказал буддийский Далай Лама «действительно настоящая религия — это доброе сердце». И в этом весь смысл.
Буддийский символизм начался еще в четвертом веке до нашей эры.
Кто может достичь просветления?
Душа, достигающая просветления, – это неверный подход к определению понятия нирваны в буддистском учении. Истинный путь к состоянию нирваны – это освобождение от иллюзии собственного я, а не от страданий. Сторонники учения сравнивают просветление с угасанием огня, прыгающего с фитиля на фитиль. И, если пламя исчезает, неизвестно где оно горит в настоящем времени.
Нирвана – это состояние счастья, сознания без объекта, освобождения от всех зависимостей, доступное каждому. Просветление не относится к субъективному состоянию, но объединяет в себе возможности субъективного и объективного.
Как достичь нирваны
Есть много важных вещей, которым нас не учили в школе, не так ли? И вот мы здесь, каждый изучает их, как может.
Но обучение нирване – это больше, чем просто наука..
Звучит неплохо, не так ли? Вы читаете это и думаете: «Да, я хочу быть таким же!» Вы хотите стать этой «обучающейся машиной». Максимальная концентрация, максимальная производительность. Но я хочу иметь возможность не только эффективно учиться, но и делать это со смыслом, с целью. Знать, куда я хочу попасть и идти по пути, который приведет меня туда — к нирване.
Как достигается нирвана в дзен-буддизме (махаяне)?
В дзэнской реальности нет разделения между собой и миром, и каждый день с помощью сидячей медитации дзадзэн человек испытывает то, что существует здесь и сейчас, что позволяет освободиться от страданий.
В традиции Махаяны (Китай, Япония, Корея и часть Вьетнама) концом является не настоящая нирвана, а «бодхи», состояние всеведения. Учение основано на представлении о Бодхисаттве (существе, которому суждено пробудиться), который отказывается от своей нирваны, чтобы привести всех существ к освобождению. Бодхисаттва соглашается оставаться в цикле перевоплощений, чтобы жить в полном измерении дара и сострадания. «Дзен-буддизм не противопоставляет сансару нирване. Но в самом центре этого мира неудовлетворенности мы должны научиться видеть, что на самом деле ничего не упущено, что все уже есть.
Как достигается нирвана в буддизме Тхеравады?
В доминирующей традиции Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Таиланд, Бирма и Шри-Ланка) путь к освобождению (вимутти) долог и труден. В буддизме Херавада нирвана является четвертой из «четырех благородных истин» (фундаментальное учение первой проповеди Гаутамы Будды после его пробуждения). Ученик должен практиковать нравственность (сила), то есть избавляться от своих плотских желаний, жить в согласии со своей душой и проявлять добро по отношению к другим. При его смерти он будет вознагражден за свои действия, а его душа будет освобождена от цикла перевоплощений.
Как достигается нирвана в тибетском буддизме (ваджраяне)?
Эта ветвь Махаяны, особенно широко распространенная в Тибете, а также в Китае, Корее и Японии, хорошо известна на Западе, но меньше всего во всем мире. В тибетском буддизме термин нирвана используется реже, чем в тхераваде, потому что он имеет несколько уровней значения и его понимание сложно.
Цель ученика всегда одна и та же: достичь пробуждения.
В традиции различают три типа нирваны:
«Отдых» обозначает как постоянство тела (квалифицированное как «нечистое») до смерти архата, так и двойственность между субъектом и объектом (которая сохраняется, когда человек больше не фокусируется на «не-Я»). Быть архатом недостаточно, чтобы быть Буддой.
Безусловно, как и все в буддизме, нирвана не достигается по щелчку пальцев. Нирвана — это результат прохождения пути, пути, который может быть долгим и сложным, и который требует прохождения различных уровней сознания.
Путь к становлению «самообучающейся машины» включает в себя прохождение каждого из этапов. Один за другим. И это никогда не заканчивается, потому что вы всегда можете усовершенствовать свою систему, чтобы учиться все лучше и лучше, с большей ясностью представляя себе свои цели и свои методы.
Вопрос в том, где вы находитесь на этом пути и что вам нужно, чтобы перейти на следующий уровень?
Понятие в буддизме
Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.
Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.
Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:
- «нир» – буквально означает частицу «не», отрицание;
- «вана» – переход, перетекание из жизни в жизнь.
Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.
Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.
Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:
- освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
- прекращение череды перерождений;
- состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
- главная цель в раннем буддизме и среди буддистов тхеравадинского толка.
Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.
Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.
Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».
Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности.
Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.
Буддизм и Индуизм
Это две религиозные и философские традиции, возникшие в Индии. У них много общего в убеждениях, таких как понятия дхармы, кармы и сансары (или самса́ра).
Однако основные различия заключаются в практической сфере, что в случае индуизма, заключается в стремлении к осознанию Бога и последовательном поклонении божествам, как способ спасения, и это сильно отличается от поиска духовного просвещения Будды.
Среди практик индуизма есть разделение индуистского общества на кастовую систему, что расходится с концепцией буддистов, о равенстве между существами.
Индуизм существовал ещё до буддизма, индуизму уже больше четырёх тысяч лет.
Нейрофизиологическая природа буддийского страдания
В буддизме заваруха начинается с осознания того, что вся жизнь есть страдание. Этот факт называется Первой благородной истиной, это первый из четырех инсайтов Гаутамы, решившего хакнуть реальность.
И хотя традиционно здесь используют слово «страдание», по смыслу больше подходит неудовлетворенность или дискомфорт: такая смесь смутной тревожности, нехватки чего-то, стремление что-то заиметь, страх потерять то, что имеешь, — или не достичь того, к чему стремишься. Будда, кажется, был прав.
Не только мозг изменяет свою активность под воздействием внешних стимулов: от его работы зависит и работа всего организма. Например, в зависимости от соотношения активности в полушариях головного мозга вы будете более склонны испытывать положительные (при большей активности в левой префронтальной коре) или негативные эмоции (при большей активации в правой префронтальной коре).
Осознанный отказ от нирваны
Отказываются от нее по своей воле люди — бодхисатвы. Они достигают освобождения, но все-таки предпочитают остаться в колесе Сансары. Но при этом бодхисатв может поменять свое решение и уйти в нирвану. Например, Шакьямуни при жизни был бодхисатвой. А уже после того как умер, он стал Буддой и переместился в нирвану.
В большинстве своем идеей такого отказа является желание помочь каждому живому существу достигать освобождения. Но некоторым такое объяснение кажется сомнительным. Вопрос при этом возникает один — если бодхисатв не был еще в нирване (так как он жив, и ему она недоступна), как он может знать, что там происходит?
Чем отличается нирвана в индуистской религии
Если буддизм говорит, что после нирваны – пустота, где нет души, то в индуизме это состояние понимают несколько иначе.
Как и в буддийских представлениях, индусы считают, что нирвана влечет за собой разрыв череды перевоплощений, прекращение кармических последствий, конец собственного эго – это явление носит название «мокша». Но для индуистов нирвана – воссоединение с Брахманом, верховным Господом.
Об этом говорится в священных писаниях Махабхарате и Бхагават-Гите, где используется интересное слово «Брахманирвана». Вернуться к Богу, почувствовать единство с ним – величайшее счастье, ведь, согласно представлениям индуизма, в каждом из нас живет частичка Всевышнего.
Осуществление желания
О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь». В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него. После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.
Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.
Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.
Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:
- оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;
- вернуться в общество, чтобы поделиться своим опытом.
Открывший истину решил вернуться в человеческий мир.
Медитация
Помимо этих пяти правил, большинство буддистов считают медитацию важным средством достижения нирваны. Освобождая ум от суеты и погружаясь в себя, человек может прийти к пониманию основ учения Будды.
Основу медитации составляет самадхи, заключающаяся в умиротворении ума к и освобождении его от мыслей. Достигают такого состояния путем специальных дыхательных упражнений и фокусировки взгляда, например, на свече. Когда ум спокоен, человек может сосредоточиться на идее непостоянства и изменчивости. Это называется випасана.
Многие буддисты полагают, что при медитации можно фокусировать свое внимание почти на любом предмете, но для ее успешного выполнения необходимо сосредоточение сознания только на настоящем и отстранение от противоречивых мыслей. Что помогает медитировать:
Что помогает медитировать:
Буддисты обычно сидят в позе лотоса.
Статую Будды украшают цветами, а рядам зажигают благовония.
Сосредоточить свое внимание можно на свече, статуе или картине.
Ритмичное дыхание и закрытые глаза помогают обрести спокойствие.
Статуя «Большого будды» (Дайбуцу) Амитабхи в Японии, храм Котоку-ин; построена в 1252 году
Что же является правдой о нирване?
Нирвана является абстрактным, умозрительным антитезисом для Сансары, которая известна и даже может быть исследована. Эти два понятия все-таки не считаются антонимами. Если живущие постоянно в Сансаре страдают время от времени, то в нирване — никто и никогда. Возможно, так и есть, но это ничем не доказано, это всего лишь предположение.
Считается, что Будда говорил о том, что нирвана — это мир без страданий, состояние полной гармонии и тому подобное. А может, такое заключение и не звучало? В сводах его высказываний (сутрах) присутствуют слова «я слышал, что». Цель здесь прослеживается одна — не сделать данные афоризмы непреложной истинной, которая не оспаривается (догматами). Человеку дается возможность усомниться в точности высказываний, ведь рассказчик мог неправильно понять или что-то забыть из услышанного.
Список литературы
- Александр Берзин. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ: история и перспективы развития. Москва, 1992
- Иванов В. Г. История этики древнего мира. — Ленинград, 1990
- Лысенко В. Г. Раннебуддийская философия. — М., 1994
- Накорчевский А. А. Японский буддизм: история людей и идей. — Санкт-Петербург, 2004
- Реферат на тему: Гражданская война США и её итоги
- Реферат на тему: Политические портреты участников Гражданской войны на Северном Кавказе
- Реферат на тему: Юридическая наука и образование в средневековой Европе
- Реферат на тему: Образование в России в XVIII веке
- Реферат на тему: Первая мировая война и Версальско-Вашингтонская система
- Реферат на тему: Духовные и культурные традиции Республики Удмуртия
- Реферат на тему: Афинское право
- Реферат на тему: Подготовка страны и Вооруженных Сил к войне в 30-е гг. ХХ в: трудности, достижения и просчёты
- Реферат на тему: Отечественная война 1812 года
- Реферат на тему: Историческая школа права о значимости народного обычая
- Реферат на тему: Причины Первой мировой войны
- Реферат на тему: Самошенко В. Н. «История архивного дела в дореволюционной России»
Типы нирваны
Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:
- непознанное состояние постоянного покоя и абсолютное удовлетворение;
- разрушение цепочки перерождений, окончание перерождений, полный, нерушимый покой;
- она не поддается какому-либо определению;
- в среде ученых и буддистов до сих пор ведутся споры о правильном понимании нирваны.
Существуют разные типы нирваны по различным учениям
Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:
- ментальная. Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
- жизненная. Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
- вечная. Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.
В тхераваде есть 2 вида нирваны:
- «с остатком». В данном состоянии пребывает святой в буддизме, прежде чем выйти из цепи реинкарнаций. Остатком называется тело, оно носит имя «последнего»;
- «без остатка». В этом случае у буддийского святого «успокаивается» полный набор дхарм, а сам он навсегда прекращает существование.
Буддийские монахи. Жизнь в сангхи
Любая община буддийских монахов или монахинь называется сангхи. Первую сангхи образовали монахи, слышавшие первую проповедь Будды после его Просветления. Будда сомневался, могут ли женщины входить в сангхи, но мать его супруги умолила разрешить им.
Буддийские монахи и монахини живут в монастырях. Их скромное имущество состоит из восьми вещей, среди которых одежда, бритва и чаша для подаяний. Местные жители обычно подают монахам еду, а взамен получают благословение.
Буддийские монахи
Монахи изучают священные тексты, медитируют, созерцают повседневную жизнь монастыря и трудятся (работают учителями или ухаживают за больными). Они должны соблюдать устав, содержащий более чем 250 правил. Среди них пять правил, обязательных для всех буддистов (указаны выше) и еще пять следующих:
- Не есть слишком, много и не есть после полудня.
- Не танцевать и не исполнять фривольных песен.
- Не носить украшения и не пользоваться косметикой.
- Не спать много и не спать на мягком.
- Не прикасаться к деньгам.
В некоторых сангхи, помимо обычных восьми вещей, монаху позволено иметь еще несколько, например четки, зонтик или веер из пальмовых листьев.
Этапы достижения
Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому.
Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.
Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.
Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.
Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:
- Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
- Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
- Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.
Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:
- Самма-Самбудда – следование путем проповедника, учителя: зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств бодхисаттвы;
- Пратьека-Будда – бессловесный Будда: путь к просветлению без возможности учить других дхарме;
- Архата-Будда – следование указаниям бодхисаттвы, которые несут в себе дхарму.
Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.
А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.
Популяризация учения
Будда не забыл о тех аскетах, которые отвернулись от него, и решил помочь им. При встрече со своими бывшими сподвижниками он открыл им истину, после чего эти люди превратились в его учеников. С этого момента количество его приверженцев начало стремительно расти.
Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Будда Шакьямуни много путешествовал, делясь своим опытом. В различных городах и деревнях он находил все большее число сторонников своего учения.
Даже будучи в довольно преклонном возрасте, он не отказался от странствований. Отдых приходился только на период дождей, который длился в течение трех месяцев в году.
В итоге Будде удалось основать орден монахов и монахинь (Сангху), отличающийся довольно непростым набором правил. Он существует до сих пор, выступая в качестве одной из наиболее старых мировых структур.
После его окончательного погружения в нирвану буддизм продолжал развиваться, превратившись в одну из основных мировых религий. Философия его отличается глубиной и оригинальностью.
Буддизм стал общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока. Его основу составляют следующие благородные истины:
- В мире есть страдания.
- Они вызваны разными причинами.
- Можно прекратить их.
- Существует путь, ведущий к избавлениям от них.
Заключение
Буддизм-это не только религиозное, монотеистическое учение, но и сложное нравственное учение, направленное на формирование личности. В своей работе я попытался представить суть этической стороны буддизма, представленной «4 благородными истинами». В этом учении впервые поднимается тема страдания, его происхождения и пути спасения, которая ранее не была представлена почти никем. В то время как другие религии стремились заботиться о загробной жизни, учение Будды учило достижению свободы души на земле. Главная цель-разорвать колесо Сансары (цепь перерождений) и достичь Нирваны (освобождения от перерождений).
Точно так же буддизм-сложное философское учение, со своими течениями и школами, отстаивавшими определенные взгляды на реальность и ее познаваемость. Каждая из школ представлена своими верованиями, которые не похожи друг на друга. Многообразие мировоззрений доказывает, что буддизм-сложная система.
Благодаря своему сложному учению, обращенному к самому человеку, а не к Богу, буддизм является уникальной религией, претендующей на роль «религии будущего», и не уступает другим верам. Буддизм сам по себе специфичен и дает определенный взгляд на реальность.